Димитрий отдает Иерусалиму Птолемаиду, которая уже была в руках царя Александра. Лукавый подарок – дарить отнятое, чтобы отнять его снова – сначала чужими руками, а потом и своими. Расчет был здесь во всяком случае тот, чтобы приохотить иудеев поднять оружие против Александра. 1Мак.10:40–42 я же даю ежегодно пятнадцать тысяч сиклей серебра из царских сборов с подлежащих мест. И все остальное, чего не отдали заведующие сборами, как в прежние годы, отныне будут отдавать на работы храма. Сверх того, пять тысяч сиклей серебра, которые брали от доходов святилища из ежегодного сбора, и те уступаются, как принадлежащие служащим священникам. Отчисления на нужды храма делали и ранее персидские цари – Дарий Гистасп и Артаксеркс I ( Eзд VI:9, VII:21 и д.; Eзд. VIII:25 ), а также Птоломей Филадельф и Антиох Великий (Иос. Antt. XII, 2, 7; III, 3) и Селевк Филопатор – по 2Mak III, 3 . – «И все остальное, чего не отдали заведующие сборами, как в прежние годы…», т. е. и то большее ( τ πλεονζον), что постановлено было давать храму во времена персов, Птоломеев и сирийцев до Антиоха Епифана, и что со времени этого Антиоха заведующие сборами ( οι απ των χρειν, ср. XII, 45 и XIII, 37) перестали давать, как давалось в прежние годы… – «На работы храма…» – τα ργα το οχου – в смысле 2Nap XXXV:2 ; Неем Х:33 и д. 1Мак.10:43 И все, которые убегут в храм Иерусалимский и во все пределы его по причине повинностей царских и всех других, пусть будут свободны со всем, что принадлежит им в царстве моем. Здесь обещается храму Иерусалимскому со всеми пределами его право убежища для несостоятельных должников. По Моисееву закону, право убежища давалось только для невольных убийц и в свободных городах, и по древнему обычаю – у алтаря скинии или храма ( Ucx XXVII:2 ; 3Цap I:50 ), но не вообще в храме и его пределах, и не для несостоятельных должников. Это распространение права убежища греческого происхождения (Plutarch. de vilando aere al. с. 3). – «Пусть будут свободны со всем, что принадлежит им в царстве моем…», т. е. ничего из имения их не должно быть при этом ни конфисковано, ни обложено налогами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если бы ересь ариан обратила благочестивое внимание на все это, то не возвела бы на Сына Божия клеветы в неравенстве 934 . И все народы, племена и языки будут служить Ему. Власть Его – власть вечная, которая не уничтожится, и царство Его не разрушится и проч. Пусть ответит Порфирий: кому из людей может приличествовать это, или: кто это столь могущественный, что сломил и сокрушил небольшой рог, под которым он понимает Антиоха? Если он ответит, что князья Антиоха были побеждены Иудой Маккавеем, то должен будет показать, каким образом он идет с облаками небесными подобно Сыну человеческому, и приводится к Ветхому днями, и даётся ему власть и царство, и все народы, племена и языки служат ему, и власть его вечная, не ограничиваемая никаким пределом? Эти четыре больших зверя [означают, что] четыре царства восстанут от земли. И примут царство святые Всевышнего. Четыре царства, о которых мы говорили выше, были земными. Ибо все, что из земли, возвратится в землю ( Еккл. 3:20 ) 935 . Но святые будут иметь не земное царство, а небесное. Пусть же прекратится сказка о тысячелетии! 936 И будут владеть царством вовек и веки веков, и проч. Если это относится к Маккавеям, то пусть покажет тот, кто это утверждает, каким образом царство их может быть вечным. И против Всевышнего будет говорить слова, или, как перевёл Симмах: говорит слова как Бог, так что, приняв божескую власть, он присвоит себе также слова, свойственные божественному величию. И будет угнетать святых Всевышнего и возмечтает изменить времена и законы. Ибо Антихрист будет вести борьбу против святых и победит их, и настолько возгордится, что замыслит изменить законы Божий и богослужение, и будет превозноситься над всем, что называется Богом, и подчинит своей власти все, входящее в область религии. И будут преданы в руку его до времени и времён и полувремени. Время означает год. Времена по свойству еврейского языка, имеющего также двойственное число, означают два года. А половина времени [означает] шесть месяцев, в течение которых святые будут преданы власти Антихриста, чтобы были осуждены Иудеи, которые, не уверовав в истину, приняли ложь. Об этом времени и Спаситель говорит в Евангелии: и  если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть ( Мф. 24:22 ). О том, что эти времена неприменимы к Антиоху, об этом мы скажем при последнем видении.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

И в предопределенное время сразится с ним царь южный„ и придет, как буря, на него царь неверный с колесницами и всадниками и многочисленным флотом, и войдет в земли, и разорит их, и пройдет через них. И войдет он в землю славную, и многие падут. Вместо этого Симмах перевел: многие тысячи падут, Феодотион: и многие будут бессильными. Под многими павшими, по Акиле, нужно понимать города или страны и области. Порфирий это также относит к Антиоху, который в одиннадцатый год своего царствованилопять воевал против сына своей сестры, Птолемея Филометора. Услышав о нашествии Антиоха, он собрал многие тысячи людей. Но Антиох, подобно сильной буре, с колесницами, всадниками и многочисленным флотом вошел в очень многие земли и, проходя через них, все опустошил, и пришел в землю славную, то есть в Иудею, что Симмах перевел как землю силы, вместо чего Феодотион поставил самое слово еврейское Сабай или Саба, и укрепил цитадель, воспользовавшись развали»нами стен города, и потом продолжил путь в Египет. Наши же, относя и это к Антихристу, говорят, что сначала он будет вести борьбу против царя южного, то есть Египетского, потом победит Ливийцев и Эфиоплян, о которых мы выше читали как о трех сломанных рогах из десяти рогов, и когда он придет в землю Израилеву, то многие города и области будут преданы в руки его. Но слух с востока и севера встревожит его. И он пойдет с великим множеством, чтобы истреблять и губить многих. И поставит он шатер свой в Апедно, между двумя морями, на горе славной и святой, и дойдет до вершины ее, и никто не поможет ему. И в этом месте Порфирий высказывает относительно Антиоха бредни вроде следующих. Ведя борьбу, говорит он, против Египтян и проходя через Ливию и Эфиопию, он услышит, что на севере и востоке идут приготовления к войне против него. Возвращаясь назад, он овладеет Арадийцами, оказавшими ему сопротивление, и опустошит всю область на финикийском берегу. Вслед за тем он направит путь к Артаксгао, царю Армянскому, который двинется с восточной стороны, и, убив многих из войска его (Артаксия), поставит шатер свой в месте Апедно, находящемся между двумя широчайшими реками, Тигром и Евфратом.

http://azbyka.ru/apokalipsis/tolkovanie-...

И все народы, племена и языки будут служить Ему. Власть Его — власть вечная, которая не уничтожится, и царство Его не разрушится и проч. Пусть ответит Порфирий: кому из людей может приличествовать это, или: кто это столь могущественный, что сломил и сокрушил небольшой рог, под которым он понимает Антиоха? Если он ответит, что князья Антиоха были побеждены Иудой Маккавеем, то должен будет показать, каким образом он идет с облаками небесными подобно Сыну человеческому, и приводится к Ветхому днями, и дается ему власть и царство, и все народы, племена и языки служат ему, и власть его вечная, не ограничиваемая никаким пределом? Эти четыре больших зверя [означают, что] четыре царства восстанут от земли, И примут царство святые Всевышнего. Четыре царства, о которых мы говорили выше, были земными. Ибо все, что из земли, возвратится в землю ( Еккл 3:20 ). Но святые будут иметь не земное царство, а небесное. Пусть же прекратится сказка о тысячелетии! И будут владеть царством вовек и веки веков, и проч. Если это относится к Маккавеям, то пусть покажет тот, кто это утверждает, каким образом царство их может быть вечным. И против Всевышнего будет говорить слова, или, как перевел Симмах: говорит слова как Бог, так что, приняв божескую власть, он присвоит себе также слова, свойственные божественному величию. И будет угнетать святых Всевышнего и возмечтает изменить времена и законы. Ибо Антихрист будет вести борьбу против святых и победит их, и настолько возгордится, что замыслит изменить законы Божий » богослужение, и будет превозноситься над всем, что называется Богом, и подчинит своей власти все, входящее в область религии. И будут преданы в руку его до времени и времен и полувремени. Время означает год. Времена по свойству еврейского языка, имеющего также двойственное число, означают два года. А половина времени [означает] шесть месяцев, в течение которых святые будут преданы власти Антихриста, чтобы были осуждены Иудеи, которые, не уверовав в истину, приняли ложь. Об этом времени и Спаситель говорит в Евангелии: и если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть ( Мф.24:22 ). О том, что эти времена неприменимы к Антиоху, об этом мы скажем при последнем видении.

http://azbyka.ru/apokalipsis/tolkovanie-...

И держава Селевкидов и ее внутренние союзники исповедовали всемирную идеологию - «эллинизм», которую приняло «все прогрессивное человечество» тогдашнего культурного мира. А иудеи-фундаменталисты, выглядели в глазах своих противников, в лучшем случае, отсталыми и «не прогрессивными» людьми, в худшем же - опасными фанатиками, угрожающему всему мipy, обществу, власти царя, нарушающем все статьи «мировой цивилизации» и, тем самым, обреченными на беспощадное уничтожение. Впрочем, у них был шанс - отказаться от веры, предать забвению завещанное предками и жить благополучно, «как все». Но так они не хотели и не могли, потому, что на другой стороне «чаши весов» была их бессмертная душа, которая стоила больше «цивилизации». После страшной смерти Антиоха Епифана на престол восходит его сын - Антиох Евпатор. Борьба с сирийцами, ренегатами и язычниками продолжилась и шла с переменным успехом. Иуда Маккавей, помимо таланта полководца, понимал значение дипломатии и отправил в Рим своего посла Евполема. После гибели Иуды в бою ренегаты вновь овладели Иудеею. Вместо Иуды вождем сопротивления становится его брат Ионафан принимавший участие и в межсирийской войне, а также поддерживающий дипломатическую переписку с Римом и Спартой. После того, как Ионафан попадает в плен и там погибает, главой Израиля становится Симон Маккавей. Симон очистил от оккупантов Иерусалим и Израиль и народ Израильский в переписке и договорах начал писать: «первого года при Симоне, великом первосвященнике и вожде Иудеев». 2. Вторая книга Маккавейская Является дополнением к первой, автор этой книги говорит о том, что его повествование - это сокращенный пересказ труда некоего Иасона Киренейского. Во второй книге говорится о предателях иудеях, ради наживы и получения благ, обращавшихся за помощью к иноземцам. Вначале это был Симон из колена Вениаминова, а после Иасон в правление Антиоха Епифана. «И всегда предадут не враги, а свои» поется в одной песне и, действительно, предать может только «свой». Предатель Иасон обещал за свою поддержку Антиоху много денег, но интересно посмотреть, за что он предлагал врагу иудеев деньги, чего он хотел? «Сверх того обещал и еще подписать сто пятьдесят талантов, если предоставлено ему будет властью его устроить училище для телесного упражнения юношей и писать Иерусалимлян Антиохиянами.

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/12/...

И увидел другого зверя, выходящего из земли. Это говорится о великом лжепророке, который будет совершать знамения, чудеса и творить обман ради него (зверя) перед взором людей. Имеющий два рога, подобные агнчим, по видимости человек, но говорящий как дракон, то есть [он] говорит, преисполненный диавольского коварства, и творит на виду у людей, и даже видимым образом оживляет мертвых. Так что и огонь низводит с неба перед взором людей. Однако, как мы уже говорили, [все это только] по видимости. Так же и чародеи [творят] посредством падших ангелов вплоть до сегодняшнего дня. Поставит и золотой образ Антихриста в Иерусалимском храме. И пошлёт падших ангелов и прикажет им: сделайте рабам и свободным знак на чело и на правую руку их: число имени зверя, чтобы с ним они покупали или продавали. И оскорбит Бога, и озлобится, как предрекал пророк Даниил : и поставит, говорит, свой храм между Самарией и горой славной и святой, что в Иерусалиме, воображая себя Навуходоносором. И когда это произойдет, тотчас же вспомнят о том, как Господь предупредил Церковь об ужасах последних времен, сказав: когда увидите мерзость отвращения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет (Мф 24:15). Отвращением же именуется тот, кто прогневил Бога, поставив на Его место идола либо внеся еретические учения в Церковь. Совратитель же – тот, кто явил людям ложные знамения и чудеса, отвращающие от спасения. ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ ТОЛКОВАНИЕ НА КНИГУ ПРОРОКА ДАНИИЛА Против пророка Даниила написал двенадцатую книгу Порфирий, утверждая, что книга эта написана не тем, именем которого надписывается, а неким, жившим в Иудее во времена Антиоха, называвшегося Эпифаном, и что не столько Даниил предсказал будущее, сколько тот описал прежде бывшее. Поэтому все то, что он сказал до времён Антиоха, содержит действительную историю, дальнейшие же гадания его, вследствие незнания им будущего, были-де вымышленными. Ему весьма умно отвечали Евсевий, епископ Кесарийский, в трёх книгах, то есть в восемнадцатой, девятнадцатой и двадцатой, и Аполлинарий в одной большой книге, то есть в двадцать шестой, а прежде них отчасти Мефодий . Но так как задачей нашей является не ответы давать на клеветы противника, что потребовало бы длинных рассуждений, а изъяснять то, что сказано пророком для наших, то есть для христиан; то я в предисловии напомню о том, что никто из пророков не говорил столь ясно о Христе. Ибо он не только пишет о пришествии Его, в чём он не отличается от прочих [пророков], но также сообщает, в какое время придёт Он, и располагает царей по порядку, и перечисляет годы, и предуказывает самые ясные признаки.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Ибо никто из иудеев, кроме антихриста, никогда не царствовал над всею землею. И он будет иметь замыслы против самых твердых помышлений святых, и все будет совершать до времени, пока воля Божия попустит ему совершать это.    Ст. 25—26. Потом возбудится сила его и сердце его с многочисленным воинством против царя южного. И царь южный будет вызван на войну со многими и чрезвычайно сильными подкреплениями; но не устоят, потому что против него направят умыслы. И евшие хлеб вмести, с ним погубят его, и войско его будет разбито и надет много убитых.    Это Порфирий объясняет в отношении к Антиоху, который с большим войском отправился против Птоломея, сына сестры своей. Также и царь южный, то есть вожди Птоломея, выступили на войну со многими и чрезвычайно сильными подкреплениями, но не могли противустоять коварным планам Антиоха, который прикрывался миром с сыном сестры и ел вместе с ним хлеб, а после того захватил Египет. Наши же соответственно предшествующему объяснению все истолковывают в отношении к антихристу, который родится из народа иудейского, и придет из Вавилона и прежде всего победит царя египетского, то есть один из трех рогов, о которых мы уже прежде говорили.    Ст. 27—28. Но оба царя будут иметь на сердце совершение зла, и за одним столом будут говорит ложь, но не будут иметь успехи, потому что конец еще [отложен] до другого времени. И возвратится он в землю свою со многими богатствами.    Никто не сомневается в том, что Антиох заключил мир о Птоломеем и был участником трапезы его и замышлял козни, но не имел успеха, потому что не мог овладеть царством его, но был изгнан вождями Птоломея. Но так как Писание теперь говорит, что были два царя, сердце которых было коварным, так что они стремились делать зло друг другу, то это не может быть доказываемо по историческому способу толкования. Ибо Птоломей был малолетним и, будучи обольщен коварством Антиоха, какое зло он мог замышлять против него? Поэтому наши утверждают, что все это относится к антихристу и к царю египетскому, которого тот первого победил.    Ст. 28—30. И сердце его против святого завета, и он исполнит [свои планы] и возвратится в землю свою. В определенное время он опять пойдет на юг, но последний [поход] не такой будет, как прежний. И придут на него корабли и римляне, и он потерпит поражение (percumiemur), или, как другой перевел: и пригрозят ему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ибо Птоломей, именуемый Филопатором, потеряв, вследствие измены Феодотия, Сирию, собрал многочисленное войско и выступил против Антиоха Великого, который теперь называется северным царем соответственно положению Египта и иудейской страны; потому что одна и та же местность в отношении к одной стране, смотря по ея положению, находится на юге, а в отношении к другой на севере. Так наприм. если мы говорим об Иудее, то она для египтян находится на севере, а для сириян на юге. Таким образом, вступив в бой близ города Рафии, служащего преддверием к Египту, Антиох потерял все войско и, бежав чрез пустыни, едва не был взят в плен. Когда же он оставил Сирию, то война закончилась союзом и некоторыми условиями. Это именно и означают слова Писания: «низложит многия тысячи Птоломей Филопатор, но не будет сильнее», потому что он не мог взять противника в плен. Далее следует: Дан. 11:13, 14 . И возвратится царь северный, и приготовит войско гораздо больше прежнего, и в конце времен и годов быстро придет с большим войском и громадными богатствами. И многие в те времена восстанут против южного царя. Это указывает на Антиоха Великого, который, презирая беспечность Птоломея Филопатора, утратившего певицу Агафоклею (или Агафоклиду) и имевшего вместо наложницы брата ее, также Агафокла, которого он впоследствии поставил правителем (ducem) Египта, собрал в верхних частях Вавилонии многочисленное войско, и по смерти Филопатора, нарушив союз, выдвинул войско против сына его, которому было тогда четыре года и который назывался Антиохом Епифаном ( Επιφανς). Ибо Агафокл был настолько слаб и высокомерен, что восставали области, бывшие прежде подвластными Египту, и в самом Египте происходили мятежи и волнения. Также и Филипп Македонский вместе с Антиохом Великим, заключив союз между собою, сражались против Аиафокла и Епифана под тем условием, чтобы каждый из них присоединил к своему царству ближайшие к нему города от царства Птоломея. Об этом именно теперь и говорится, что многие восстанут против южного царя, то есть Птоломея Епифана, который был в детском возрасте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Из военачальников Эллинского царя южный властитель (египетский) будет силен; но другой, северный 108 (сирийский), будет еще сильнее ( Дан.11:5 ). С течением времени они попытаются заключить союз: дочь Южного Царя Береника, дочь Птолемея Филадельфа, выдана будет в замужество за Царя Северного – сирийского царя Антиоха Феоса. Береника принесет Сирии в приданое Палестину, но это не поведет к миру: она не удержит силы в руках своих, да и он с потомством своим не устоит ( Дан.11:6 ). По отвержении Береники, Южный Царь Птолемей Эвергет, ее брат, мстя за свою сестру, снова начнет войну против Царя Северного и подступит к укреплениям его; на некоторое время одержит победу, даже и богов их с истуканами их уведет в плен в Египет, так что попытка Северного Царя идти войною на южного будет неуспешна, но это будет только временно ( Дан.11:7–9 ). После сего Северный Царь – сын Селевка, Антиох Великий, возобновил войну против царя Египетского, Птолемея Филонатора, преемника Эверитова ( Дан.11:10 ). Тогда озлобится Южный Царь, сразится с Царем Северным и победит его (разумеется победа Филопатора в 217 г. при Рафии), хотя, с приобретением полчищ Северного Царя, южный не станет сильнее ( Дан.11:11–12 ). Но потом Северный Царь, с помощью других народов, одержит победу над преемником Филопатора, Птолемеем Епифаном; Иудеи, также вместе с сириянами, будут против египтян ( Дан.11:13–16 ). Он будет стараться хитростью овладеть Египтом (выдаст дочь свою за Епифана, чтобы погубить его), но напрасно ( Дан.11:17 ); он будет стараться удержать свою власть над островами Родосом и Самосом, но некий вождь (римский полководец Луций Сципион Азиатский – брат Сципиона Африканского) победит его (это было при Магнезии в Лидии в 190 г.) ( Дан.11:18 ), и он преткнется, падет, и не станет его ( Дан.11:19 ) (во время народного возмущения народ убивает его за разграбление храма Вила в Елимаиде). После него восстанет такой царь, который пошлет сборщика податей в царском великолепии; но и он чрез несколько дней погибнет, хотя и не от гнева народного и не в сражении ( Дан.11:20 ) (здесь разумеется Селевк Филопатор – брат Антиоха Епифана).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Из такого взгляда Блаженного Иеронима на отношение Антиоха Епифана к антихристу уже само собой вытекает и способ понимания им предсказания о «мерзости запустения». Изъясняя 31-й ст. 11-й гл. Даниила, он говорит: «Иные думают, что в этом месте указываются те, которые были посланы Антиохом спустя два года после того, как он обокрал храм, чтобы требовать от Иудеев податей, уничтожить служение Богу и в храме Иерусалимском поставить идола Юпитера Олимпийского и статуи Антиоха, которые тут и называются «мерзостью запустения», когда были изгнаны всесожжение и всегдашние жертвы. Наши же утверждают, что все это предварительно совершилось в образе антихриста, который сядет в храме Божием и будет выдавать себя за Бога» 1935 . —426— Учение двух знаменитых древнехристианских представителей экзегетической учености и таланта христианского Востока и христианского Запада, без сомнения, и само по себе имеет для нас большое значение. По их толкованию Даниилова пророчества «о мерзости запустения» имеет тем более силы, что оно и тогда было и доселе остается общепринятым в православной Церкви. Блаженный Иероним не раз выражает мысль: чтó Порфирий относит к Антиоху, то наши толкуют об антихристе и об Антиохе, как образе антихриста. Действительно, многие отцы Церкви пророчество Даниила «о мерзости запустения» относили именно к антихристу. Мы приведем свидетельства некоторых из них для полноты и для подкрепления учения Феодорита и Иеронима, авторитет которых, как только учителей Церкви, иным может показаться и не достаточным. Так, Св. Ипполит, Епископ Римский и мученик, в своем сочинении: Сказание о Христе и антихристе, изъясняя пророчество книги Даниила о единой седьмине, говорит: «Он означил одну седьмину лет, последнюю, имеющую быть в последних временах, при конце всего мира» 1936 . А в течение этой одной седьмины, по пророчеству, и будет поставлена мерзость запустения на крыле святилища ( Дан.9:27 ). Несколько ниже, приведя слова Апокалипсиса (12:14), что даны были жене 1937 два крыла большого орла, чтоб она летела в пустыню от лица змея, и там питалась бы в продолжении времени, времен и полвремени. Св. Ипполит говорит, что «это суть тысяча двести и шестьдесят дней, в которые будет властвовать тиран, преследуя Церковь , бегущую от города в город, и в пустыне скрывающуюся в горах»… 1938 И на такое бедственное положение Церкви при антихристе Ипполит находит указание в словах Иисуса Христа: когда увидите мерзость запустения, реченную чрез пророка Даниила, стоящую на святом месте..., тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы ( Мф.24 :

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010