Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ II (ок. 1710 - 18.09.1787, Бухарест), митр. Унгро-Влахийский (1760-1787). Учился в Академии св. Саввы в Бухаресте. Был настоятелем бухарестского мон-ря Колця, исполнял послушание экклисиарха в митрополичьем соборе. В 1748-1760 гг. титулярный митрополит Мир Ликийских. В это же время был духовником валашского господаря Константина Маврокордата. 28 июля 1760 г. переведен на кафедру Унгро-Влахийской митрополии. В 1769-1770 гг. принял участие в посольстве Валашского княжества к российской имп. Екатерине II. Оттоманская Порта, находившаяся в состоянии войны с Россией (1768-1774), поставила вместо Григоре III Гики нового господаря - М. Дж. Русета (май 1770 - окт. 1771), во время краткого правления к-рого престол Унгро-Влахийской митрополии занял бывш. еп. Рымникский Григорий (Сокотяну). После взятия Бухареста рус. войсками Г. вновь занял кафедру. В июле 1774 г. состоялось знаменательное событие - представители рус. армии передали Г. мощи св. Димитрия Басарбовского , к-рые были положены в митрополичьем соборе в Бухаресте. В 1776 г. К-польский патриарх Софроний II пожаловал Г. почетный титул «наместник Кесарии Каппадокийской», к-рый отныне должны были наследовать все Унгро-Влахийские митрополиты. Унгро-Влахийская митрополия заняла 1-е место среди митрополий К-польского Патриархата, что явилось знаком признания ее значимости и большой роли в деле защиты святынь Православия на Востоке. При Г. продолжали развиваться связи с др. правосл. Патриархатами, находившимися под тур. владычеством. Так, в марте 1781 г. Г. нанес визит Иерусалимский патриарх Авраамий II с целью сбора необходимых для его Церкви денежных пожертвований. С благословения Г. в бухарестской митрополичьей типографии было напечатано ок. 40 богослужебных и учительных книг на румын. языке, ко многим из к-рых владыка написал предисловия (Евангелие (1760, 1775), Минея Общая (1762, 1766, 1777, 1786), Часослов (1767 и последующие 5 изд.), Требник (1764), Цветная Триодь (1768, 1782), Постная Триодь (1768), Октоих (1774), Апостол (1774, 1794), Псалтирь (1775, 1780), Служба св. Димитрию Басарбовскому (1779), Служебник (1790), Ирмологий (1781)). Г. сыграл важную роль в переводе и издании т. н. рымникских Миней в 1776-1780 гг., над чем трудились его ученики еп. Рымникский Кесарий (Халеплиу) и наследовавший ему еп. Филарет. К учительной лит-ре можно отнести следующие издания: «Беседа в вопросах и ответах» архиеп. Фессалоникийского Симеона (1765), «Гомилии свт. Макария Египетского» (1775), «Церковное учение, весьма полезное для священства и всего христианского народа» митр. Унгро-Влахийского св. Анфима Ивиряну (1774) и др. В типографии митрополии было также отпечатано неск. книг на греч. языке: «Православное исповедание» Петра (Могилы) (1767), «Христианское учение нашей веры православной» (1768, одновременно на тур. языке).

http://pravenc.ru/text/166786.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Георгиан) [румын. Iosif Cheorghian] (29.08.1829, Ботошани, Молдова - 24.01.1909, монастырь Черника, Румыния), митр.-примас Румынской Православной Церкви в 1886-1893 и 1896-1909 гг. Род. в семье священника. В крещении Иоанн. Учился в школе при монастыре Трех Святителей и в Михайловской академии г. Яссы. В 1846 г. пострижен в монашество с именем Иосиф в мон-ре Могошени и рукоположен во диакона. Служил при еп. Хушском Софронии (Миклеску), в 1857-1858 гг.- в румынском храме в Париже. Посещал различные курсы в Сорбонне. В 1863 г., после возвращения в страну, поставлен игуменом монастыря Тодирени, в 1864 г.- монастыря Попэуци. Декретом от 19 июня 1865 г. И. определено быть епископом Хушским, 17 июля состоялась интронизация. Находился на кафедре до 27 февр. 1879 г., 24 марта того же года был выбран правящим епископом Нижнедунайской епархии, в состав которой вошли жудецы Тульча и Констанца (присоединенные к Румынии согласно Берлинскому трактату 1878). И. значительно улучшил положение Церкви в Нижнедунайской епархии, построил новые храмы и рукоположил подготовленных в духовных семинариях священников. 22 нояб. 1886 г. И. был выбран митрополитом-примасом Румынской Православной Церкви, 30 нояб. состоялась его интронизация. 29 марта 1893 г. ушел на покой. Вторично занял кафедру митрополита-примаса 8 дек. 1896 г., наследуя Геннадию (Петреску) . И. принадлежат переводы на румынский язык сочинений раннехристианских авторов Евсевия Кесарийского «История Церкви» и «Жизнь царя Константина» (1896), Созомена «Церковная история» (1897), Сократа Схоластика «Церковная история» (1899) и трудов современного ему богослова православного свящ. В. Гетте «Expunerea doctrinei Bisericii cretine ortodoxe» (19013) (Exposition de la doctrine de l " Église catholique orthodoxe et des autres Églises chrétienne), «Papalitatea schismatic» (19062) (La papauté schismatique). Избран почетным членом АН Румынии (21 мая 1901). Лит.: P curariu. IBOR. Vol. 3. P. 131-132, 137. Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (Шагуна Анастасиу; 1808-1873), митр. Сибиуский Румынской Православной Церкви в Трансильваниии, богослов, церк. деятель АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.)

http://pravenc.ru/text/578459.html

традиции, но вошел в нее через славянскую, позже к нему был добавлен также тропарь Пятидесятницы. В работе «Проскомидия: структура и последование ее совершения в историческом аспекте» В. прежде всего обращает внимание на разнообразие местных традиций совершения проскомидии. Это касается как числа просфор (1, 3, 5 или даже 7), так и того, каким образом изымаются 9 частиц за святых из 3-й просфоры. «Святое причащение в христианской духовности» - исследование традиций принятия Св. Таин в Восточной Церкви. Автор говорит о необходимости более частого Причащения, чем было принято в его время, но по благословению духовника. В кн. «Исповедь и духовничество» он обратился к насущным вопросам духовной жизни совр. христианина, книга стала своего рода пособием для священника-духовника. В. занимался также историческими исследованиями правосл. гимнографии и народного церковного пения, к-рые, в частности, нашли отражение в работе «О гимнографической поэзии в богослужебных книгах и церковном пении». Соч.: Cultul i ereziile. Piteti, 1926; Dou imne îngereti în Liturghie: imnul heruvic i imnul serafimic. Piteti, 1927; Moral cretin. Piteti, 19285; Misterul liturgic. Bucureti, 1929; Valoarea social a Liturghiei//Studii Teologice. 1931. 1. P. 37-48; Preotul în faa chemrii sale ca pastor al sufletor. Bucureti, 1934; Troparul Ceasului al treilea în rînduiala Epiclesei//BOR. 1937. 1/2. P. 1-21; Despre poezia imnografic din crile de ritual i cîntare bisericeasc. Bucureti, 1937; Proscomidia privit istoric în structura i rînduiala ei//Ibid. 1942. 7/8. P. 320-360; Liturghia credincioilor privit istoric în structura i rînduiala ei//Ibid. 1943. 1-3. P. 33-85; Funciunea eclesiologic sau comunitar a Liturghiei//Ibid. 1946. 1-3. P. 1-28; Funciunea catehetic a Liturghiei//Studii Teologice. 1949. 1/2. P. 17-33; Sfînta Împrtanie în spiritualitatea cretin//Ibid. 1953. 5/6. P. 381-406; Spovedania i duhovnicia. Alba Iulia, 19952; Liturghierul explicat. Bucureti, 19985; Liturghia cretin în primele trei veacuri. Bucureti, 20012. Лит.: P curariu M. Dicionarul teologilor români. Bucureti, 1996. М. Прутяну Рубрики: Ключевые слова: АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.) ГАВРИИЛ (не позднее кон. 90-х гг. XIV в.- после 1451), мон. из Нямецкого мон-ря, книгописец, каллиграф и оформитель рукописей, создатель славяно-молдав. каллиграфической школы

http://pravenc.ru/text/158714.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРАДСКИЙ БОГОСЛОВСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ [румын. Institutul teologic-pedagogic din Arad], создан осенью 1876 г. в г. Арад (Австро-Венгрия) на основе Педагогического (открыт в 1812) и Арадского богословского (открыт в 1852) ин-тов. Первым деканом стал свящ. Иоанн Русу, в преподавательский состав вошли Ромул (Роман) Чорогариу, получивший образование в Лейпциге и Бонне, буд. еп. Орадянский; Петр Пипош; Иоанн Виду, композитор и дирижер; Трифон Лугожан и др. Стараниями еп. Иоанна (Мециану) был приобретен земельный участок, на к-ром построили новое здание для ин-та. После 1918 г. А. б-п. и. преобразовали в Богословскую академию с четырехгодичным сроком обучения, находившуюся в ведении правящего епископа. В академии преподавали Теодор Ботиш (история), Николай Поповичу (церковное право), Иларион Феля (догматика), Юстин Сучиу (библейская герменевтика) и Петр Дехеляну (сектоведение). Свящ. д-р Георгий Чуханду занимался историей Арадской епископии . После ряда преобразований в сер. XX в. академия была расформирована, преподаватели и профессора перешли в богословские ин-ты в Сибиу и Клуже. В 1992 г. в Арадском ун-те был восстановлен богословский фак-т с кафедрами пастырского богословия, богословия и социального попечения, богословско-филологической. Лит.: Din istoria Transilvaniei. Bucure#ti, 19612. Vol. 1-2; P curariu M. Politia statului ungar fa de biserica româneasca din Transilvania în perioada dualismului 1867-1918. Sibiu, 1986; Retegan S. Politica #i educaie la români din Transilvania în epoca liberalismului austriac (1860-1867)//Anuarul Institutului de istorie (1860-1867). Cluj-Napoca, 1990-1991. Vol. 30. Свящ. Виталий Беспалко Рубрики: Ключевые слова: АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.)

http://pravenc.ru/text/75818.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРАТУ Брáту [Братул; румын. Bratul], имя 2 румын. писцов из Трансильвании. Первый, Георге Б., приблизительно во 2-й пол. XIII в. переписал самый древний апокрифический текст на слав. языке, известный на территории Румынии,- «Молитва... для изгнания диавола св. Сисиния (Сисоя)». Второй был священником ц. свт. Николая в трансильванском с. Шкея, в предместье г. Брашова в XVI в. В этом селе еще в XV в. существовала слав. школа при церкви, где обучались румын. дети. Во 2-й пол. XVI в. в школе ввели изучение румын. языка и она стала одним из центров распространения румын. образования. Школа и церковь были тесно связаны с деятельностью типографии диак. Кореси. В 1559-1560 гг. Б. переписал славяно-румын. Апостол, первую датированную славяно-румын. рукопись. Оригинал, более древний, также происходит из Брашова. Лит.: Istoria Romîniei. Bucureti, 1962. Vol. 2. P. 1044; Istoria literaturii romîne. Bucureti, 1964. Vol. 1. P. 244, 319-320. В. Я. Гросул Рубрики: Ключевые слова: АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.)

http://pravenc.ru/text/153361.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ (Лупу) [румын. Dionisie Lupu] (25.02.1769, Блэжани, Валахия - 7.02.1831, Бухарест), Митрополит Унгро-Влахийский. Пострижен в монашество в 1785 г. В 1795-1807 гг. был настоятелем в мон-ре Дялу , к-рый перестроил, в 1807-1819 гг.- в мон-ре Тисмана . В 1-й год настоятельства Д. возвел церковь в с. Покруя в окрестностях мон-ря. С 1801 г. титулярный епископ Севастийский. В мае 1819 г. состоялись избрание Д. и интронизация его в Митрополита Унгро-Влахийского. Д. занимал митрополичий престол вплоть до Валашского восстания Т. Владимиреску в 1821 г., напряженные отношения с к-рым вынудили Д. весной того же года оставить Бухарест и найти убежище в Брашове (Трансильвания). Он возвратился в Бухарест только в 1827 г., однако на митрополичью кафедру так и не вернулся. Трудами владыки напечатаны богослужебные и духовные книги: Апостол (1820), Цветная Триодь (1820), Псалтирь (1820), Шесть слов к священству свт. Иоанна Златоуста (1820), Слово к священству свт. Григория Назианзского (1821). Д. большое внимание уделял подготовке приходских священников и организации школ. Лит.: P curariu. IBOR. Vol. 2. Passim. Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (Шагуна Анастасиу; 1808-1873), митр. Сибиуский Румынской Православной Церкви в Трансильваниии, богослов, церк. деятель АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.)

http://pravenc.ru/text/178387.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКИНФ [румын. Iachint] (ок. 1300-1372, Куртя-де-Арджеш, Валахия), свт. (пам. 28 окт.), митр. Унгро-Влахийский, 1-й предстоятель правосл. Церкви в Валашском княжестве. Имеется документальное упоминание 1348 г. о пребывании И. во главе митрополии Вичина (обл. Добруджа). Ранее 1359 г. И. был приглашен валашским господарем Николае Александру Басарабом (1352-1364) на кафедру Унгро-Влахийской митрополии в Куртя-де-Арджеш (первоначально находилась, вероятно, в Кымпулунге). В мае 1359 г. К-польский патриарх Каллист I (1350-1353, 1355-1363) официально признал Унгро-Влахийскую митрополию. Годы предстоятельства И. отмечены установлением тесных связей с К-польской Патриархией, активным храмовым и монастырским строительством. В окт. 1370 г. учреждена Северинская митрополия на землях правобережья р. Олт. На заседании 8 июля 2008 г. Свящ. Синод Румынской Православной Церкви принял решение о канонизации И. Лит.: Dobrescu N. Întemeierea Mitropoliilor i a celor dintâi mnstiri din ar. Bucur., 1906. P. 35-56; Marinescu C. Înfiinarea Mitropoliilor din ara Româneasc i Moldova//Analele Acad. Rom. Memoriile Seciunii Istorice. 1924. T. 2. P. 247-269; Giurescu C. C. Întemeierea Mitropoliei Ungrovlahiei//BOR. 1959. N 7-10. P. 673-697; Pcurariu. IBOR. Vol. 1. P. 239-251. Свящ. Мирча Пэкурариу Рубрики: Ключевые слова: АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.) АНДРЕЙ (Шагуна Анастасиу; 1808-1873), митр. Сибиуский Румынской Православной Церкви в Трансильваниии, богослов, церк. деятель АНТОНИЙ († нач. XVIII в.), схим. из скита Езеру (Рымникская епископия Румын. Пр. Ц.), прп. (пам. 23 нояб.)

http://pravenc.ru/text/200131.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Константинопольская Православная Церковь АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.) АНФИМ IV (Тамвакис), Патриарх К-польский (на кафедре с 21 февр. 1840 - 6 мая 1841 и с 19 окт. 1848 - 30 окт. 1852) АРСЕНИЙ МОНЕМВАСИЙСКИЙ (в миру Аристовул Апостолис (Апостолиос, Апостолидис);ок. 1468-1535), митр., греческий ученый и переписчик рукописей АТТИК (сер. IV в.–окт. 425 г.), свт. (пам. греч. 8 янв., 11 окт.), Патриарх К-польский (03. 406–10. 10. 425) АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)

http://pravenc.ru/rubrics/121496_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ ИЗ РЭДЭУЦИ [Румын. Leontie de la Rdui] (2-я пол. XIV - 1-я пол. XV в.), св. Румынской Православной Церкви (пам. 1 июля), еп. Род. в Молдавском княжестве в Рэдэуци (совр. жудец Сучава, Румыния). Поступил в рэдэуцкий мон-рь Богдана с соборным храмом во имя свт. Николая Чудотворца, основанный после 1359 г. молдав. господарем Богданом I, и принял в нем постриг с именем Лаврентий. Вскоре инок удалился в пустынную гористую местность в долине р. Путны, где близ с. Лаура основал скит с небольшим деревянным храмом, впоследствии названный его именем (в наст. время село в черте г. Викову-де-Сус, жудец Сучава). Стяжал дар прозорливости и целительства. Согласно церковной традиции, среди учеников старца в скиту был инок св. Даниил Пустынник, ставший впосл. духовником господаря св. Стефана Великого. В нач. XV в. молдав. господарь Александру Добрый (1400-1432) поставил Лаврентия во епископы новообразованной Рэдэуцкой епархии. В конце жизни принял схиму с именем Леонтий. В 1621 г. иерей Захария (Копыстенский) писал: «В Рэдэуци, в епископии, почивает нетленное тело св. Леонтия, чудотворца...» В 1992 г. Синод Румынской Православной Церкви прославил Л. из Р. в лике святых. Мощи святителя покоятся в мон-ре Богдана в Рэдэуци (архиепископия Сучавская и Рэдэуцкая). Лит.: Stan L. Sfinii români. Sibiu, 1945. P. 14-20. Рубрики: Ключевые слова: АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.) АНТОНИЙ († нач. XVIII в.), схим. из скита Езеру (Рымникская епископия Румын. Пр. Ц.), прп. (пам. 23 нояб.) ВАСИЛИЙ Назарович Завгородний (1893-1937), свящ., сщмч. (пам 28 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/2463549.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Румынская Православная Церковь. Духовное просвещение (книгопечатание. Персоналии АНДРЕЙ (Шагуна Анастасиу; 1808-1873), митр. Сибиуский Румынской Православной Церкви в Трансильваниии, богослов, церк. деятель АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.) ГАВРИИЛ (не позднее кон. 90-х гг. XIV в.- после 1451), мон. из Нямецкого мон-ря, книгописец, каллиграф и оформитель рукописей, создатель славяно-молдав. каллиграфической школы ИОАНН (Михэлцан; 1927-2008), еп. Орадский, Бихорский и Сэлажский (Румынская Православная Церковь), преподаватель, миссионер, теолог ИОАННИКИЙ (Иоанн; 1930-2007), архим., проповедник, духовный писатель и поэт, издатель (Румынская Православная Церковь)

http://pravenc.ru/rubrics/121582.html

   001    002    003    004    005    006   007     008