Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ (Кристя Георге; 14.11.1914, Мунтени-Бузэу, совр. жудец Яломица, Румыния - 9 апр. 2014, Рымнику-Вылча, Румыния), архиеп. Рымникский (с 1984), член Свящ. Синода Румынской Православной Церкви. Весной 1934 г. был принят в мон-рь Черника . В том же году поступил в ДС при мон-ре. В 1937 г. пострижен в монашество с именем Герасим, в 1940 г. рукоположен во диакона, в 1943 г.- во иерея. В 1942 г. окончил ДС им. митр. Нифонта в Бухаресте, в 1948 г.- богословский фак-т Бухарестского ун-та. В 1943-1952 гг. служил священником в мон-ре Антим и за понесенные труды был награжден чином протосинкелла, возведен в сан архимандрита. 1 окт. 1952 г. Г. был назначен настоятелем мон-ря Кэлдэрушани . Время почти 20-летнего настоятельства Г. было отмечено плодотворной пастырской и организаторской деятельностью; был отреставрирован мон-рь и все его хозяйственные постройки, создан монастырский музей. 15 дек. 1970 г. Г. был избран и 27 дек. хиротонисан во епископа и назначен викарным епископом Констанцским в Нижнедунайскую епархию. В 1971 г., после обретения мощей 4 христ. мучеников IV-V вв. в коммуне Никулицел (жудец Тулча), принял решение перенести в мон-рь Кокош св. останки тайно из-за опасения их поругания со стороны атеистической власти. 16 окт. 1975 г. по просьбе еп. Рымникского и Арджешского Иосифа (Гафтона) на заседании Свящ. Синода Румынской Церкви был избран викарным еп. Питештским Рымникской епархии. 30 сент. 1984 г. Г. был выбран еп. Рымникским, а 2 дек. состоялось его торжественное поставление на епископскую кафедру митр. Олтенийским Нестором (Ворническу). Г. отреставрировал древние мон-ри епархии Козия, Турну, Стынишоара, Хурези, Бистрица, Брынковени, Сурпателе и скиты Остров, Езеру, Корнет и др. По предложению Г. небесным покровителем г. Рымнику-Вылча, где расположена кафедра Рымникской епархии, в 1999 г. был избран мч. Антим Ивиряну . Его именем был назван построенный владыкой Культурно-религиозный центр. С 22 мая по 22 окт. 2000 г. Г. временно исполнял обязанности архиепископа Крайовы и митрополита Олтенийского.

http://pravenc.ru/text/164581.html

Церковь Ставрополеос. 1724–1730 гг. Церковь Ставрополеос. 1724–1730 гг. В правление св. Константина (Брынковяну) (1688-1714) сложился стиль архитектуры, названный впосл. его именем, в к-ром совместилось использование старых принципов постройки (колонный портик, звонница над пронаосом) и новых декоративных элементов стиля барокко: двухъярусной аркатуры, наличников, типичных для молдав. храмов, витых колонн, гирлянд, вост. мотивов и др. Первая постройка такого типа - часовня св. Георгия (1688) в Могошоае, дворцовом комплексе в 14 км к северо-западу от центра Бухареста; часовня прямоугольная в плане с 6-колонным портиком, башней, примыкающей с севера, расписана фресками (ок. 1710). В 1695-1702 гг. спафарий Михай Кантакузино возвел церковь в мон-ре Колця, украшенную кубовидными капителями с изображениями символов евангелистов работы мастера Мира, и храм Фундений Доамней (1699, сохр. портал работы мастера Мира) с фресками и стуковым орнаментом, расположенным в 3 регистра, навеянным персид. мотивами. для эволюции стиля показательно конструктивно-планировочное решение ц. во имя св. Георгия (новой), построенной в 1703-1707 гг. на месте храма XVI в., где похоронены св. Константин (Брынковяну) и Йоан Маврокордат. Особенность этого двухкупольного храма в том, что за счет добавления 2 витых колонн подкупольное пространство в пронаосе смещено к центру. К 1714-1715 гг. относится строительство церкви мон-ря Антим в форме триконха с 3 арками, отделяющими пронаос от наоса, и 10-колонным портиком; «роза», украшающая фасад, добавлена в XIX в. Орнаментальная резьба дубовых дверей и каменной алтарной преграды предположительно исполнена митр. Антимом Ивиряну, приехавшим с Афона. Влияние стиля Брынковяну ощутимо в храмовом зодчестве XVIII в., но особенно композиционная и декоративная изысканность характерна для архитектуры в период правления Николае Маврокордата, первого фанариота (1716-1730). До 1986 г. просуществовал выстроенный при нем монастырь Вэкэрешти- ансамбль на просторном участке в 18 тыс. кв. м на юге Бухареста. Его собор (1716, 1719-1722) повторял облик ц. св. Георгия (новой), имел пронаос типа «вписанного креста», портик с трехлопастными арками и 10 коринфскими колоннами, над ним были возведены 2 декоративных купола. На территории мон-ря выстроили часовню-триконх (1736), княжеский дворец (уменьшенная копия Могошоаи) и др. здания. Орнаментальное богатство, использование рельефов, в т. ч. с композициями на мифологические сюжеты (напр., Самсон и лев), украшавших верхнюю часть фасада и балюстраду, характерны для церквей Крецулеску (1720-1722, фасады оформлены во 2-й пол. XIX в. в стиле неоготики, росписи интерьера созданы Г. Таттареску) и Ставрополеос (1724-1730, однокупольный триконх, дворик создан в 1899 архит. Й. Минку).

http://pravenc.ru/text/153713.html

Однако реализовать издательские замыслы удалось только антиохийскому экс-патриарху Афанасию, который нашел спонсора в лице валашского воеводы Константина Бранковяну. В январе 1701 г. Афанасий, находившийся тогда в Бухаресте, обратился к господарю с прошением о напечатании литургических книг на греческом и арабском языках для бедствующего Антиохийского престола. В монастыре Снягову под Бухарестом была оборудована типография. Арабские литеры изготовил иеромонах Анфим Ивиряну, который и руководил процессом книгоиздания. 2308 Первопечатник Анфим представляется исключительно колоритной личностью. Грузин по происхождению, в юности выкупленный из рабства и приближенный иерусалимским патриархом Досифеем, Анфим впоследствии стал угро-влахийским митрополитом и в 1716 г. был умерщвлен османами по подозрению в политической нелояльности. Едва ли не всё «Византийское содружество» 2309 сфокусировалось на типографии в Снягову: арабский митрополит, грузинский печатник, греческий патриарх, валашский попечитель. Финансовые и технические возможности Православного Востока были неизмеримо слабее, чем у католиков; однако в некоторых ситуациях православным удавалось комбинировать усилия поверх региональных и этнических границ и добиваться реальных результатов. В 1701 г. был издан «Литургикон», годом позже вышел «Хорологион» («Часослов»), украшенный на титульном листе гербом воеводы Константина Бранковяну, с виршами в его честь на греческом и арабском языках. Обе книги предназначались для бесплатной раздачи арабским священникам. 2310 Когда в 1705 г. Афанасий возвращался в Сирию, валашский господарь передал ему в дар типографское оборудование монастыря Снягову. Типография была перевезена в Халеб 2311 и уже в 1706 г. выпустила Псалтырь и Четвероевангелие – первые арабские печатные книги, изданные непосредственно на Арабском Востоке. Всего халебская типография опубликовала 11 изданий, главным образом в промежутке 1706–1711 гг. Похоже, значительная часть тиража распространялась по приходам бесплатно, поэтому ни о какой самоокупаемости типографии говорить не приходилось. Афанасию катастрофически не хватало средств, и он искал благотворителей по всему православному миру, обращаясь к валашскому господарю, украинской аристократии, Петру I и иерусалимскому патриарху Хрисанфу. 2312

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В. способствовал распространению церковной службы на молдав. языке. Вместе с Евстратием Логофетом перевел кн. «Семь церковных таин». В. был одним из основателей Славяно-греко-латинской академии в Яссах (1640). Он выступил защитником Православия на созванном им в 1644-1645 гг. Соборе всех архиереев Валашского и Молдавского княжеств, где было принято послание, написанное В., осуждающее отпечатанный в 1642 г. в Трансильвании катехизис Ж. Кальвина. Соч.: Cazania/Ed. J. Byck. Bucureti, 1943; Opere. Rspunsul împotriva Catehismului calvinesc/Ed. M. Teodorescu. Bucureti, 1984. Лит.: Lupa I. Mitropolitul Varlaam al Moldovei (1632-1653)//Studii, conferine i comunicri istorice. Cluj, 1940. P. 257-282; Mure anu F. Cazania lui Varlaam: Prezentare în imagini. Cluj, 1944; Chi escu N. 300 de ani de la «Rspunsul la Catehismul calvinesc» al lui Varlaam al Moldovei//BOR. 1945. 11/12. Р. 618-638; Augustin Z. N. Pop. Viaa mitropolitului Varlaam al Moldovei//Mitropolia Moldovei i Sucevei. 1957. 10/12. Р. 742-774; Bodogae T. Mitropolitul Varlaam ca teolog//Mitropolia Moldovei i Sucevei. 1957. 10/12. Р. 775-790; erb nescu N. La trei sute de ani de la moartea mitropolitului Varlaam al Moldovei//BOR. 1957. 10. P. 1012-1035; Вартичан И. К. Варлаам - первый молдавский книгопечатник//Страницы дружбы. Кишинёв, 1958; Chi u V. Insemntatea Cazaniei lui Varlaam//Glasul Bisericii. 1960. 9/10. Р. 771-786; Olteanu P. Unul din izvoarele neogreceti ale «Cazaniei» mitropolitului Varlaam (1643): «Comoara» lui Damaschin Studitul//Romanoslavica. 1972. 18. P. 163-185; Литература ши арта Молдовей. Кишинёв, 1985. Вол. 1. П. 124; История литературий молдовенешть. Кишинёв, 1986. Вол. 1. П. 110-117. Э. П. П. Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (Шагуна Анастасиу; 1808-1873), митр. Сибиуский Румынской Православной Церкви в Трансильваниии, богослов, церк. деятель АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.)

http://pravenc.ru/text/154197.html

В нояб. 1643 г. И. был освобожден при условии уплаты в казну княжества штрафа в 1 тыс. талеров. Такой значительной суммы не нашлось, и тогда 24 православных верующих за него поручились. И. отправился для сбора денег в монастырь Путна. В июне 1645 г. владыка вместе с мон. Германом и со своим племянником поехал в Россию с целью продолжить сбор денежной помощи. И. преподнес в дар русскому царю Михаилу Феодоровичу Романову частицу мощей вмч. Димитрия Солунского. В ответ на просьбу о помощи И. получил многочисленные дары и денежные подношения. Пребывание его в России продолжалось около года, в течение к-рого он совершил паломничество в Свято-Троицкую Сергиеву лавру и посетил многие храмы. Сведения о дальнейшей судьбе И. после возвращения в страну разнятся. Согласно одним источникам, И. якобы был избран в 1655 г. епископом Хушским. Другие исследователи полагают, что сразу по приезде из России И. удалился в мон-рь Путна и скончался в 1678 г. Возможно, что владыка был погребен у стен монастырской церкви, где были открыты архиерейские могилы. Свящ. Синод Румынской Православной Церкви на заседании, состоявшемся 28 февр. 1950 г., принял решение о причислении И. к лику святых. 21 окт. 1955 г. в соборе Воссоединения в Алба-Юлии состоялась торжественная канонизация И. Память И. празднуется одновременно с памятью др. исповедника Православия - еп. Саввы (Бранковича) . Лит.: P curariu M., Pr. Sfântul ierarh Ilie Iorest//Sfini români i aprtori ai Legii strmoeti. Bucur., 1987. P. 385. Рубрики: Ключевые слова: АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.) ИАКИНФ (ок. 1300-1372), свт. (пам. 28 окт.), митр. Унгро-Влахийский, 1-й предстоятель правосл. Церкви в Валашском княжестве АНДРЕЙ (Шагуна Анастасиу; 1808-1873), митр. Сибиуский Румынской Православной Церкви в Трансильваниии, богослов, церк. деятель АНТОНИЙ († нач. XVIII в.), схим. из скита Езеру (Рымникская епископия Румын. Пр. Ц.), прп. (пам. 23 нояб.)

http://pravenc.ru/text/578384.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ [румын. Atanasie] (Миронеску; 12.08.1856, с. Трохан, жудец Васлуй - 9.10.1931, Бухарест), Митрополит-Примас Румынской Православной Церкви в 1909-1911 гг. Из семьи священника. В крещении Александр. В 1870-1877 гг. учился в Сокольской ДС. В 1879 г. рукоположен во священника и направлен на служение в родное село. Овдовев, продолжил учебу в 1881 г. на богословском фак-те в Бухаресте, затем в 1882-1886 гг. на богословском фак-те в Черновцах, где получил степень д-ра богословия. В 1886-1887 гг. духовник, затем руководитель интерната богословского фак-та в Бухаресте. В 1887-1897 гг. профессор кафедры нравственного богословия на том же фак-те. В янв. 1895 г. пострижен в монашество в мон-ре Черника с именем А., 2 февр. возведен в сан архимандрита. 5 февр. того же года стал викарным архиереем Рымникской епископии . Одновременно продолжил исполнение обязанностей профессора богословского фак-та в Бухаресте. С дек. 1897 г. являлся заместителем местоблюстителя Рымникской кафедры, а 12 марта 1898 г. был избран правящим епископом Рымникским. Управлял епархией по 1909 г. 5 февр. 1909 г. был избран Митрополитом-Примасом. Ушел в отставку 28 июня 1911 г. Затем проживал в мон-ре Черника, продолжал заниматься научной работой. Впосл. здесь же был погребен. А. был почетным членом Румынской АН (с 25 мая 1909). Автор ряда трудов по вопросам нравственного богословия и истории Церкви, статей в ж. «Biserica Ortodox Rom â n » (Румынская Православная Церковь) и «Cuvântul Adevrului» (Слово Истины). Соч.: Istoricul Eparhiei Rîmnicului-Noului Severin. Bucureti, 1906; Istoria mînstirii Cernica. Bucureti, 1930. Лит.: Romanescu V. Mitropolitul Athanasie Mironescu. Bucureti, 1942; Пэкурариу М. Хронологический список всех румынских митрополитов и некоторых епископов с IV века до наших дней//Румыния: Страницы истории. Бухарест, 1976. 3-4; Episcopia Rîmnicului i Argeului. Vol. 1. Rîmnicu Vîlcea, 1976. В. Я. Гросул Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (Шагуна Анастасиу; 1808-1873), митр. Сибиуский Румынской Православной Церкви в Трансильваниии, богослов, церк. деятель АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.) ВАРЛААМ (Моцок Василе; ок. 1590 - 1657), митр. Молдавский (1632-1653), писатель, поэт, переводчик и педагог

http://pravenc.ru/text/76872.html

В 1992 г. в месяцеслов РумПЦ было внесено имя прп. Паисия (Величковского) , канонизированного РПЦ на юбилейном Поместном Соборе 14-16 июня 1988 г. На заседании Свящ. Синода РумПЦ 20-21 июня 1992 г. было принято решение установить празднование Собора всех Румынских святых в 1-е воскресенье после Недели всех святых, а также канонизировать 19 новых святых, среди к-рых - свт. Иосиф, еп. Марамурешский († 1711); мученики Константин Брынковяну, господарь Валахии, его сыновья - Константин, Стефан, Раду, Матфей - и советник Янаке Вэкэреску († 1714); сщмч. Антим Ивиряну , митр. Унгро-Влахийский († 1716); прп. Антоний, схим. из скита Езер (Рымникская епископия) (кон. XVII - нач. XVIII в.); прп. Феодора из Сихлы (Богдана Сихлинская, † нач. XVIII в.); сщмч. Иоанн из Галеша († после 1780); сщмч. Моисей Мэчиник († после 1752); свт. Леонтий Рэдэуцкий († 1430); свт. Геласий Рымецкий (2-я пол. XIV в.), архиеп. Трансильванский; блгв. господарь Молдавский Стефан III Великий († 1504); прп. Иоанн из Прислопа (XV-XVI вв.); прп. Даниил Исихаст (XV в.); Герман Добруджанский († ок. 415); прп. Иоанн Новый Хозевит († 1960). На этом же заседании в разряд общечтимых были переведены 7 местночтимых святых, а также принято решение о внесении в календарь имен 38 святых, живших, пострадавших или погребенных на территории Румынии, в частности мучеников Клавдия, Кастора, Симфориана и Никострата (нач. IV в.) - «четырех венценосных мучеников» (итал. Santi Quattro Coronati, особо почитаемых в Риме, куда были перенесены мощи); мч. Гермеса экзорциста (нач. IV в., пам. 31 дек.); прп. Антипы Валаамского († 1882); мучеников Ермила и Стратоника Сингидунских († ок. 315); Вританиана (IV в.) и Феотима († ок. 431), епископов Томских; сщмч. Никиты Ремесианского († 4 14 или 431); прп. Иоанна Кассиана Римлянина († ок. 435); прп. Дионисия Малого († между 537 и 556); сщмч. Монтана, пресв. Сирмийского, и его жены Максимы († 304); свт. Иринея, еп. Сремского († 303?); мч. Саввы Готского (из Бузэу, † 372); мучеников Пасикрата и Валентина († 298); мч. Иулия Доростольского († 302-304?); мучеников Зотика, Аттала, Камасиса и Филиппа († 304-305); мучеников Никандра и Маркиана († 303); мч. Исихия Доростольского († ок. 302-304?); вмч. Иоанна Нового , Сочавского († ок. 1330); мучеников Епиктета и Астиона (кон. III - нач. IV в.); мч. Емилиана Доростольского († 362); Нифонта II, патриарха К-польского († 1508); мучеников Доната диакона, Ромула пресвитера, Сильвана диакона и Венуста († 304); мч. Луппа Солунского († ок. 306).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНОН (Арэмеску-Доничи) [румын. Conon Armescu-Donici] (2.02.1837(?), с. Урзичи-Арэмешти близ г. Роман, совр. жудец Нямц, Румыния - 7.08.1922, Бухарест), митрополит-примас Румынской Православной Церкви в 1912-1919 гг. Родился в семье священника. Точная дата рождения К. неизвестна. В детстве посещал начальную школу в г. Роман. В 1859 г. был пострижен в Нямецком мон-ре, рукоположен в мон-ре Сокола во диакона, затем во иерея, возведен в сан протосинкела. Учился в ДС Нямецкого мон-ря и мон-ря Сокола. В 1877 г. окончил фак-т словесных наук Ясского ун-та. Преподавал в Национальном лицее и ясских уч-щах (для юношей и девушек), готовивших сельских учителей (1877-1880). В 1880-1885 гг. учился на богословском фак-те ун-та в г. Черновиц (Австро-Венгрия; ныне Черновцы, Украина), к-рый окончил со степенью доктора богословия. По возвращении возобновил преподавание в училищах по подготовке сельских учителей, преподавал также в ДС «Вениамин» в г. Яссы. Тогда же был возведен в сан архимандрита и назначен проповедником в кафедральный митрополичий собор в Яссах. В 1897 г. хиротонисан во епископа Бакэуского, в июне 1899 - февр. 1900 г. местоблюститель кафедры Романской епископии. 8 февр. 1902 г. избран епископом Хушским, 3 марта состоялась интронизация. 14 февр. 1912 г. был выбран митрополитом-примасом Румынской Православной Церкви, 19 февр. состоялась интронизация. В годы предстоятельства К. было предпринято синодальное издание Библии 1914 г. Во время первой мировой войны в 1914-1916 гг. оставался вместе со своей паствой в оккупированном нем. войсками Бухаресте. 1 янв. 1919 г. ушел на покой. Похоронен в мон-ре Черника. Лит.: P curariu. IBOR. Vol. 3. Р. 140. Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (Шагуна Анастасиу; 1808-1873), митр. Сибиуский Румынской Православной Церкви в Трансильваниии, богослов, церк. деятель АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.)

http://pravenc.ru/text/1841972.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЙ [румын. Ghenadie] (Петреску; 3.1836, Бухарест - 31.08.1918, там же), митрополит-примас Румынской Православной Церкви в 1893-1896 гг. В крещении Георгий. Получил начальное образование в школах при церквах Стеля и Домница Бэлаша в Бухаресте. Состоял в братии мон-ря Кэлдэрушани (1854-1857), пострижен в монашество в мон-ре Черника в марте 1858 г. Служил в кафедральном митрополичьем соборе Бухареста иеродиаконом (рукоположен 9 марта 1858), архидиаконом (1867), иеромонахом (1869), вел. экклисиархом и протосинкеллом (1870), архимандритом (1873). 23 февр. 1875 г. Г. хиротонисан во еп. Питештского, викария Арджешского. В 1875-1876 гг. временно возглавлял епархию, а 14 марта 1876 г. состоялась его интронизация как правящего еп. Арджешского. Г. занимался восстановлением мн. церквей, в т. ч. в Куртя-де-Арджеш и в мон-ре Кэлдэрушани, поддерживал культурные и филантропические об-ва, выделял стипендии студентам. 18 мая 1893 г. избран митрополитом-примасом Румынской Православной Церкви, 21 мая состоялась его интронизация. Весной 1896 г. под давлением либерального правительства страны нек-рые члены Свящ. Синода выдвинули против Г. ряд обвинений в нарушении церковного устава. 20 мая 1896 г. Г. был смещен с кафедры, обосновался в мон-ре Кэлдэрушани. После прихода к власти правительства консерваторов по предложению министра по делам культов Дж. Мырзеску в дек. 1896 г. Свящ. Синод был вынужден отменить свое решение. Однако Г. подал 4 дек. в отставку и остался в мон-ре Кэлдэрушани, где с 1905 г. и до кончины он был настоятелем. Скоропостижно скончался во время посещения основанного им приюта для престарелых. Был похоронен в притворе соборного храма мон-ря Кэлдэрушани. Лит.: Gibescu G. I. Un mare ierarh din trecutul apropiat al Bisericii noastre Mitr. Ghenadie Petrescu, 1893-1896. Bucur., 1940; P curariu. IBOR. Vol. 3. P. 136-137. Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (Шагуна Анастасиу; 1808-1873), митр. Сибиуский Румынской Православной Церкви в Трансильваниии, богослов, церк. деятель АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.)

http://pravenc.ru/text/162096.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ [румын. Vasile] (Мангра; 1850, с. Сэлдэбаджу, Трансильвания - 1/14.10.1918, Будапешт), правосл. митр. Трансильвании (1916-1918), действительный член Румынской АН. Род. в семье священника. Закончил Арадский богословско-педагогический институт . Во время обучения редактировал студенческую газ. «Sperana» (Надежда), выпускавшуюся Литературным об-вом студентов духовных школ в г. Арад (1869). В 1874-1875 гг. был редактором офиц. органа Арадской епископии «Lumina» (Свет), нового епархиального издания «Biserica i coala» (Церковь и школа; непродолжительное время, с 1877). В 1875-1893 гг. преподавал в Богословском ин-те в Араде. Из-за активной противогабсбургской политической деятельности венг. правительство уволило В. из ин-та (1893), а в 1902 г. не утвердило его избрание епископом Арадским. Будучи викарием, В. в 1900-1916 гг. являлся также председателем консистории Арадской епископии, оказывал покровительство румын. церковным школам в Бихоре. В. боролся за права румын в Трансильвании, в 1892 г. был в составе румын. делегации, к-рая подала австр. имп. Францу Иосифу I меморандум с требованиями трансильванских румын. В последние годы жизни стал сторонником венг. правительства и в особенности премьер-министра И. Тисы, при поддержке правительства в июле 1916 г. был избран митр. Трансильвании. Управлял митрополией в трудных условиях, в атмосфере недоверия и подозрительности со стороны сотрудников епархиального управления, преподавателей Арадского ин-та и верующих. Мн. священники и учащиеся духовных школ вслед. репрессивной политики венг. властей по отношению к правосл. верующим оказались в тюрьмах, были высланы в безлюдные области пушты в Шопроне (Венгрия) или вынуждены были бежать в Румынию. Румын. школы в Трансильвании, в приграничных с Румынией районах, были реорганизованы и взяты под контроль гос-ва, нек-рые учителя и учащиеся были отправлены на фронт. В.- автор работ по церковной истории Румынии: «Митрополит Савва Бранкович» и «Иерархия и митрополия Румынской Церкви в Трансильвании и Венгрии». Соч.: Cercetri literare istorice. Bucureti, 1896; Mitropolitul Sava Brancovici. Arad, 1906; Ierarhia i Mitropolia Bisericii române din Transilvania i Ungaria. Arad, 1908. Лит.: Ne T. Oameni din Bihor. Oradea, 1937; P curariu. IBOR. Vol. 3. Свящ. Мирча Пэкурариу Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (Шагуна Анастасиу; 1808-1873), митр. Сибиуский Румынской Православной Церкви в Трансильваниии, богослов, церк. деятель АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.)

http://pravenc.ru/text/150723.html

   001    002    003    004    005   006     007    008