Евангелисты, написав свои книги, не думали заключать их в такой особый жанр, этот Богодухновенный жанр " Евангелие " родился сам. В некоторых канонических текстах слово " евангелиум " означает проповедь Самого Господа Иисуса. Например, в 1-й главе Евангелия от Марка: " После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия… " (Мк. 1, ). В чем состояло это " Евангелие " ? Иисус говорил, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: " покайтесь и веруйте в Евангелие " (Мк. 1, 14).Господь здесь требует, конечно, веры не в книгу, а в ту самую благую весть, что Царство Божие, Царство Мессии приблизилось, открылось. В этом месте слово " Евангелие " имеет теологический смысл и означает христианскую весть о спасении, совершившемся в Иисусе Христе. Так как речь идет об одном исключительном событии, совершившемся раз и навсегда, то ему соответствует одно провозвестие, поэтому слово " евангелиум " не имеет в Новом Завете множественного числа, т.е. употребляется абсолютно, без определений, указывающих на содержание этой вести, содержание заключается в самом наименовании. Например, у ап. Павла говорится: " Ибо я не стыжусь благовествования (по-гречески здесь " евангелиум " - авт.) Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению... " (Рим. 1, 16). Апостол не расшифровывает, что это благовествование в себе содержит, потому что для всех ясно, что это благовествование есть сила Божия ко спасению. И в другом послании: " Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам… " (1 Кор. 15, 1). Слова и дела Иисуса Христа, события Его жизни, учение Его не были частью Евангелия в первохристианских общинах и у ап. Павла. Обратите внимание, что ап. Павел, который является, по-видимому, первым новозаветным писателем, так как его Послания написаны самыми первыми по времени и даже раньше наших Евангелий (это легко восстанавливается, не буду сейчас этого доказывать), не упоминает никаких событий из жизни Господа и о Его учении. У него о жизни Христовой вы ничего не прочитаете, за исключением повествования о смерти, о Воскресении, о Тайной Вечери, и все.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1428...

И только тот, кто схватит единым взором это целостное и живое единство, поймет Евангелие до конца и увидит именно то, что в Евангелиях начертывали их списатели. Именно этот единый образ, сразу и исторический, и Божественный, образ Бога, ставшего человеком, и человека, бывшего Богом, неизменно хранила и хранит Церковь со времен апостольской проповеди как апостольское предание, предание самовидцев. Эта живая память о бывшем, происшедшем, но не прошедшем. Евангелие есть рассказ и запись очевидцев, начертание образа, запечатлевшегося и хранимого в памяти. Если не все четыре евангелиста были в собственном и точном смысле слова самовидцами земной жизни Спасителя, то и те, кто ими не был, опирались именно на рассказ и память самовидцев. По древнему свидетельству ( Папия Иерапольского , II в.), евангелист Марк, «толмач Петра», в своем повествовании опирался именно на рассказы и проповедь ап. Петра, хотя «сам не слушал Господа и не сопутствовал ему». Евангелист Лука прямо ссылается на «очевидцев»: Так как многие уже начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать ( Лк. 1:1–3 )... И вместе с тем Евангелие в своем четверообразном составе есть запись апостольской проповеди, – писанному Евангелию предшествовало «евангелие», благовестие устное. В этом смысле Евангелие есть апостольское свидетельство о Христе, «воспоминания апостолов» или «памятные записи», как выражался о Евангелиях св. Иустин мученик (II в.). В известном смысле Евангелие уже апостольской проповеди, в нем написано, по прямому свидетельству самого евангелиста Иоанна, не все то, что сотворил Иисус, и, конечно, не все то, что хранила в себе апостольская память (срв. Ин. 21:25, 20:30 ). В задачу евангелистов не входило дать исторический полный рассказ о жизни Христа, как бы по дням и годам. Они начертывали Его образ и повествовали для того, чтобы описать Его лик.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Иоанн сказал мне: «Оставь здесь бумагу и чернила, и возвратись в город, а на третий день опять приди ко мне». Я так и сделал. На третий день я возвратился к Иоанну и нашел его молящимся. Окончив молитву, он сказал мне: «Возьми бумагу и чернила, и сядь по правую сторону меня». Я так и поступил. Тотчас сделалась огромная молния и великий гром. Вся гора потряслась, а я, устрашенный от чрезмерной боязни, пал ниц на лицо, сделался бездыханен и долгое время оставался как бы мертвым. Иоанн поднял меня своими руками и сказал: «Сын Прохор! Пиши на бумаге со тщанием, что услышишь из уст моих». Потом Иоанн, стоя с возведенными на небо очами, отверз уста свои и, начиная святое Евангелие, изрек: «В начале было Слово» ( Ин.1:1 ) и, стоя же с возведенными на небо очами, высказал доселе: «и тьма не объяла его» ( Ин.1:1–5 ). Затем, помедлив немного, он, стоя же, продолжил последующие слова. Я писал сидя. Мы пробыли там два дня и шесть часов: Иоанн говорил, а я писал. Когда он окончил божественные речи, мы сошли с места и пошли в дом Сосипатра и матери его Проклианы, и пробыли у них ночь ту. Иоанн сказал Сосипатру: «Сын Сосипатр! Найди самый лучший пергамент для написания на нем святого Евангелия, которое Бог сподобил открыть нам». Сосипатр исполнил это. Иоанн приказал, чтобы я сидел в доме том и со тщанием переписал святое Евангелие. Я, при помощи благодати Господа нашего Иисуса Христа, исполнил это со тщанием. XLVII. Божественный Иоанн пожелал, чтобы Евангелие его было одобрено Церковью. В то время, как я переписывал Евангелие, Иоанн благовествовал народу по всему острову, поставляя в устроенных им церквах епископов, пресвитеров и прочих служителей церковных. Когда я окончил письмо, Иоанн повелел, чтобы все братия собрались в церковь Божию, а когда все они собрались, велел мне читать святое Евангелие Божие вслух всего собрания их. Я прочитал его вслух всех: все весьма обрадовались, прославляя Бога и восхваляя величия Его. И сказал Иоанн всем братиям, чтобы взяли святое Евангелие и, списав, положили его во всех церквах, они и исполнили это 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иоанн увидел далее другого Ангела . Здесь мы имеем указание не на какого-то определенного другого Ангела и, пожалуй, даже не на какое-то определенное событие, которое должно произойти. Словом другого Иоанн более хочет указать на то, что видел еще другое явление, другого ангела, летящего по средине неба . Как ранее он видел ангела, летящего посреди неба и возвещавшего троекратное горе: горе, горе, горе, живущим на земле (8,13), так здесь он видел ангела, летящего посреди неба и возвещавшего всем живущим на земле вечное Евангелие. Есть ли связь, а если есть, то какая, между видением этого ангела и конкретными событиями истории и домостроительством спасения? Это определить, по крайней мере, трудно, и мы этого делать не будем. Ясно только, что это видение о кончине века. Слова по средине неба указывают на небесную высоту ангела. Это не земные благовестники – «ангелы церквей» и не Сам Христос, но в буквальном смысле небесный ангел, которого видел Иоанн. Как летящий по средине неба , он призван возвести людей на небо и возвестить земле волю небес. Этот ангел имел вечное Евангелие . В разные времена людям благовествуется различное. Одно Бог открывал Своим угодникам до потопа, другое открывал Своему народу через закон и пророков в Ветхом Завете, иное открыл в Новом Завете. Что же означает вечное Евангелие , которое имел летящий ангел? Этим указывается, что возвещаемое ангелом было предопределено от века «от слова Божия, живаго и пребывающего вовек... слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано» ( 1Пет. 1:23,25 ). Пройдет всякое другое слово и весть человеческая, но вечно Евангелие, предопределенное от века и навек. Чтобы благовествовать. Читая далее возвещаемое ангелом, не обнаруживаешь, что это – радостная весть. И все-таки сказано: «благовествовать», – ибо всякая весть от Бога блага по своей природе как возвещающая волю Благого Бога ( Неем. 9:31 ). Блага и весть о Суде, ибо пресекается нечестие, а праведники получают воздаяние. Эта весть будет возвещена живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу . К кончине века «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной» ( Мф. 24:14 ). И вот когда окончится благовествование покаяния и прощения грехов всем народам, тогда будет им всем возвещено вечное Евангелие, благовествование о наступлении часа Суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему. Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему. Научая нас не унывать, когда после крещения впадаем в искушения, Господь уходит в гору на искушение или, лучше, не уходит, а отводится Духом Святым, показывая чрез то, что и мы не должны сами ввергаться в искушения, но принимать их, когда они постигают нас. А в гору уходит для того, чтобы по причине пустынности места диавол возымел дерзость и мог приступить к Нему; ибо он обыкновенно нападает тогда, когда видит, что мы одни. Место искушения было до того дико, что там во множестве водились звери. Ангелы стали служить Ему уже после того, как Он победил искусителя. Все это в Евангелии от Матфея изложено пространнее. После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие. После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие. Услышав, что Иоанн предан в темницу, Иисус удаляется в Галилею, дабы и нам показать, что не должно самим вдаваться в искушения, а избегать их, когда же впадем, — терпеть. Христос проповедует, по-видимому, одно и то же с Иоанном, как-то: «покайтесь» и «приблизилось Царствие Божие». Но на самом деле не одно и то же: Иоанн говорит «покайтесь» с тем, чтобы отклонить от грехов, а Христос говорит «покайтесь» с тем, чтобы отстали от буквы Закона, почему и присовокупил: «веруйте в Евангелие», ибо тот, кто хочет веровать по Евангелию, уже упразднил Закон. Господь сказывает, что «исполнилось время» Закона. Доселе, — говорит, — Закон был в действии, а отныне настает Царствие Божие, жизнь по Евангелию. Эта жизнь справедливо представляется «Царством» Небесным, ибо когда видишь, что живущий по Евангелию ведет себя почти как бесплотный, как не скажешь, что он имеет уже Царство Небесное (где нет ни пищи, ни пития), хотя оно, кажется, еще и далеко.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

О Законе и Евангелии святой Иоанн Евангелист вкратце написал: Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа ( Ин. 1, 17 ). Евангелие – слово греческое, и означает благоприятную и радостную весть, то есть проповедует Христа Сына Божьего, пришедшего в мир спасти грешников, как в утешение грешникам апостол Христов написал: верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я пер вый ( 1Тим. 1, 15 ). И Сам Христос о Себе объявил: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее ( Лк. 19, 10 ). Итак, какая весть может быть нам, грешникам, более приятной, чем слышать проповедуемое отпущение грехов даром, вместо гнева Божия – милость Божию, вместо проклятия – благословение Божие, вместо осуждения – оправдание, вместо ада – отверстое Царствие Небесное, и с Богом великим, святым и вечным – вечное примирение и общение (см.: Рим. 5, 1 ; Ин 1, 3, 7, 9 ). Воистину не может быть более вожделенной для грешников вести. Не так желанны для больных – здравие, для алчущих – хлеб, для жаждущих – холодная вода, для заключенных – свобода, для пленных – освобождение, для слепых и сидящих во тьме – свет, как для грешников, которые подлежали вечному Божьему гневу и отвержению, – отпущение грехов и оправдание. Это значит Евангелие, христиане! Эту благоприятную весть приносит нам Евангелие! Этим утешайся, душа, печалью за грехи и страхом суда Божьего сокрушенная, ибо Бог, по богатству благости Своей, всем грешникам, кающимся и верующим во имя единородного Сына Его, отворил двери милосердия и вечного блаженства. Творец закона и Евангелия один – Бог. И как закон всем дан, и всех обязывает к совершенному послушанию, так и Евангелие всем проповедать велено, как написано: проповедуйте Евангелие всей твари ( Мк. 16, 15 ). И Христос, откровение о Котором содержится в Евангелии, всей твари проповеданный, всех к Себе призывает: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас ( Мф. 11, 28 ). И как закон на то дан был, чтобы человека, совершенно его исполнившего, оправдать и спасти: кто исполняет его [то, что написано в законе], тот жив будет им ( Лев. 18, 5 ; Гал. 3, 12 ), так и цель Евангелия – верующих оправдать, и прочее. Однако различие между законом и Евангелием примечается следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

О святой равноапостольной Марии Магдалине 2 сентября 2006 г. 11:37 Святая Мария Магдалина родилась в Палестине, в пределах Магдалы, недалеко от Капернаума. Получив от Христа Спасителя чудесное избавление от одержимости бесами, уверовала и последовала за Ним. В Евангелии от Матфея о ней сказано немного. Сначала она упоминается в числе женщин, которые «следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему» (Мф. 27, 55-56). Она присутствует при распятии Христа, а затем мы видим ее и «другую Марию» сидящими «против гроба» Христа (Мф. 27, 61). Спустя три дня, после того, как прошел субботний запрет на деле и передвижения, она опять с «другой Марией» приходит к гробу. Им являет ангел в белой одежде и сообщает о воскресении Христа (Мф. 28, 1-8). В Евангелии от Марка мы впервые видим Марию Магдалину в числе женщин, которые присутствуют при кончине Христа Спасителя: «Были тут и женщины, которые смотрели издали; между них была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова младшего и Мария Иосифова, и Соломия, которые и тогда, как он был в Галилее, следовали за Ним и служили ему» (Мк. 15, 40-41). Еще раз она появляется в момент погребения Господа: «Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где его полагали» (Мк. 15, 47). В последней, 16-й, главе этого Евангелия говорится о том, что три женщины — Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Соломия «купили ароматы» , чтобы умастить тело Христа. Женщины видят, что камень от двери гроба отвален, а внутри сидит юноша, облаченный в белую одежду. Юноша, как и ангел в Евангелии от Матфея, говорит им о воскресении Христа. На этом сходство этих Евангелий заканчивается. Далее в Евангелии от Марка говорится: «Воскресши рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк. 16, 9). Эти «семь бесов» в дальнейшем будут ассоциироваться именно с ней. Известна средневековая мистерия XV в. «Мария Магдалина», где эти семь бесов во плоти преследуют ее. Меньше всего говорится о Магдалине в Евангелии от Луки, где она никогда не выделяется отдельно. Впервые о ней говорится как о «Марии, называемой Магдалиною, из которых вышли семь бесов» (Лк. 8, 2), и второй раз мы видим ее в числе женщин, которые пришли умастить тело Христа ароматами. Им предстали «два мужа в одеждах блистающих» и возвестили о воскресении Христа (Лк. 24, 4). В отличие от Евангелия от Марка, изгнание из Марии Магдалины семи бесов в Евангелии от Луки имело место до распятия Христа, когда он приходил с проповедями по городам и селениям.

http://patriarchia.ru/db/text/137932.htm...

Поэтому умоляю вас всеми силами истреблять болезнь сребролюбия, чтобы нам и здесь сделаться богатыми, и насладиться вечными благами, которых да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.  БЕСЕДА 81 1. Первым днем опресночным евангелист называет день, предшествовавший празднику опресноков, так как иудеи всегда имели обыкновение считать день с вечера. Евангелист упоминает о том дне, в который вечером должно было закалать пасхального агнца, так как ученики приступили к Иисусу в пятый день недели. Этот-то день евангелист Матфей и называет днем, предшествовавшим празднику опресноков, когда говорит о времени, в которое ученики приступили к Иисусу. А другой евангелист говорит так: “Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального [агнца]” (Лк. 22:7). “Настал”, то есть, приближался, был при дверях. Очевидно, евангелист упоминает об этом именно вечере, так как с вечера начинали совершать пасху. Потому каждый евангелист присовокупляет: когда закалали пасхального агнца. Приступив к Иисусу, ученики говорят Ему: “Где велишь нам приготовить Тебе пасху”? И отсюда, между прочим, видно, что у Иисуса не было дома, не было постоянного местопребывания. А я думаю, что и ученики не имели его; иначе они попросили бы Иисуса придти туда. Но и у них, отрекшихся от всего, не было дома. Для чего же Христос совершил пасху? Для того, чтобы во всем, что Он совершал даже до последнего дня, показать, что Он не противится закону. Но для чего именно посылает к неизвестному человеку? Чтобы и этим показать, что Он мог не пострадать. В самом деле, если Он одними только словами расположил сердце этого человека к тому, чтобы принять учеников, то чего не произвел бы в распинающих Его, если бы не хотел пострадать? И что Он сделал прежде, когда послал за ослом, то же делает и теперь. Там Он сказал: “Если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу” (Мф. 21:3); так и здесь говорит: “Учитель говорит: …у тебя совершу пасху”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Поэтому умоляю вас всеми силами истреблять болезнь сребролюбия, чтобы нам и здесь сделаться богатыми, и насладиться вечными благами, которых да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 81 ТВОРЕНИЯ святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского Толкование на святого Матфея Евангелиста БЕСЕДА LXXXI В первый же день опресночный приступиша ученицы ко Иисусу, глаголюще: где хощеши уготоваем Ти ясти пасху? Он же рече: идите во град ко онсице, и рцыте ему: Учитель глаголет: время Мое близ есть, у тебе сотворю пасху со ученики Моими (Матф. XXVI, 17, 18).       1. Первым днем опресночным евангелист называет день, предшествовавший празднику опресноков, так как иудеи всегда имели обыкновение считать день с вечера. Евангелист упоминает о том дне, в который вечером должно было закалать пасхального агнца, так как ученики приступили к Иисусу в пятый день недели. Этот-то день евангелист Матфей и называет днем, предшествовавшим празднику опресноков, когда говорит о времени, в которое ученики приступили к Иисусу. А другой евангелист говорит так: прииде же день опресноков, в оньже подобаше жрети пасху (Лук. XXII, 7). Прииде, то есть, приближался, был при дверях. Очевидно, евангелист упоминает об этом именно вечере, так как с вечера начинали совершать пасху. Потому каждый евангелист присовокупляет: когда закалали пасхального агнца. Приступив к Иисусу, ученики говорят Ему: где хочеши уготоваем Ти ясти пасху? И отсюда, между прочим, видно, что у Иисуса не было дома, не было постоянного местопребывания. А я думаю, что и ученики не имели его; иначе они попросили бы Иисуса придти туда. Но и у них, отрекшихся от всего, не было дома. Для чего же Христос совершил пасху? Для того, чтобы во всем, что Он совершал даже до последнего дня, показать, что Он не противится закону. Но для чего именно посылает к неизвестному человеку? Чтобы и этим показать, что Он мог не пострадать. В самом деле, если Он одними только словами расположил сердце этого человека к тому, чтобы принять учеников, то чего не произвел бы в распинающих Его, если бы не хотел пострадать? И что Он сделал прежде, когда послал за ослом, то же делает и теперь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Претыкание шестое Иоанн в своем Евангелии говорит: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, сын Божий. И, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин. 20, 30 ). Из этих Евангельских слов противники делают следующий вывод: если мы можем получить жизнь вечную на основании того, что написано, чего же нам искать еще. В чем необходи­мость Преданий? Написанного достаточно для спасения. Исправление претыкающимся ОТВЕЧАЮ, ВО-ПЕРВЫХ: Первые слова моего ответа о вас, противники. Когда мы воздаем честь нерукотворному образу, который Сам наш Спаситель изобразил при­ложением убруса к Пречистому Своему Лицу, вы возмущаетесь и говорите: «Где об этом написано в Евангелии?» В Евангельских словах, которые вы для нас привели, содержится и ответ для вас: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о кото­рых не писано в книге сей. Если есть много чудес Христа, которые не описаны в Евангелии, то среди многих есть и это чудо о нерукотворенном образе. Если об этом чуде в Евангелии и не гово­рится в отдельности и ясно, то там сказано об этом в общем и сокровенно, то есть, в этих словах: Много сотворил Иисус пред учениками, и так далее. Так обнаруживается в Священном Писании корень всех Преданий, нами благочестиво сохраняемых. И по отношению к Священному Писанию Предания являются деревом, выросшим из семени. Хочешь знать, что это за семя? В Евангелии сказано об этом. Сам Христос говорит: Слу­шающий вас Меня слушает (Ах. 10, 16). И говорит снова: а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18, 16–17 ). И снова: держите предания, которым вы научены, или словом, или посланием нашим ( 2Фес. 2, 15 ). Это и другое в Священном Писании как бы семена Преданий, крепящихся на этом прочном основании. ОТВЕЧАЮ, ВО-ВТОРЫХ: Ваше свидетельство не против нас, напротив, ваше ухищрение вас же, противники, и обличает, так как в приведенных вами словах Иоанн говорит о чудесах Христа, которые отражены в Евангелии не полностью, а лишь частич­но. Вы же, по своему обыкновению, написанное о чудесах переносите на все Догматы веры, толкуя, что Иоанном как бы сказано: «Написанного в этой книге достаточно для спасения и наследия жизни вечной, поэтому Предания должны быть отвергнуты». Но не о Догматах, а о чудесах слова Иоанна, и когда он говорит: Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь ( Ин. 20, 29 ), то эти слова знаменуют не то, что для нашего спасения достаточно одних только чудес, а то, что чудеса Христа – важный элемент наследия жизни вечной, хотя их и не достаточно самих по себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010