Содержание    Был двадцатый день декабря, когда мы прибыли в царствующий град, встретивши здесь почетный прием. До этих пор дело шло хорошо; но затем сколько вдруг постигло нас напастей, ужасов и треволнений! А все от того, что многие были ошеломлены граматой, составленной Векком и названной им энцикликой, граматой, которую он прислал в огромном количестве списков для раздачи всем, если можно. Город разделился на два лагеря: одни готовы защищать его; по мнению же других, он сам должен защищаться в своей дерзости. Эти последние находят, что в то время, как все наслаждается глубокой тишиной, не хочет жить спокойно человек, причинивший столько зла и душам и телам, а напротив отваживается на новые дерзости, созывает судбища и судей и взывает о мщении: между тем как ему в пору было бы прятаться под землей, а не отваживаться смотреть в лицо людям. Притом, на самом-то деле не о судбище он хлопочет и не к нему взывает, а под прикрытием его очевидно пытается произвесть смуты в церкви, — ему мало горя, что она и то уж много из-за него страдала, как это всякому известно, — он пытается продлить в ней (поднятую им же самим) бурю. А что действительно он об этом помышляет, это можно видеть и из самой граматы, им сюда присланной. Как же после этого не оказать ему справедливости — не поместить его поближе к столице, не предоставить ему свободы действий и не снабдить его лучшими материальными средствами, чем какими он пользовался до сих пор! Всеконечно он сделает из всего этого такое же употребление на пользу общую, какое делал прежде.    Как все это на меня действует, легко поймет всякий, кто меня знает. Что же касается безпокойств, причиняемых нечестивыми сонмищами врагов церкви, возстающих на нее с другой стороны (τρωθεν) городу, а чрез него и мне, глубоко сокрушающемуся, как и следует, об их последователях (большею частью из простонародья), то у меня нет сил писать и сообщать об этом Вашему Царскому благочестию, частию от скорби, частию за невозможностью исчислить все, совершаемые ими плутни (πονηρευματων).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Предлагаемый читателям «Христианскаго Чтения» перевод автобиографии одного из знаменитейших богословов Восточной церкви XIIIb., сделан с оригинальнаго текста, изданнаго г. Маттиэ в 1817 г. во Франкфурте-на-Майне по рукописям — Франкфуртской (принадлежащей частному лицу), венской и лионской (автор пользовался копией этой последной, копией принадлежащей Геттингенскому университету) библиотек. Во франкфуртской рукописи, оказавшейся самою исправною, она носит Следующее заглавие: Γρηγορου το γιωτατου κα μακαριωτατου οκουμενικου πατριαρχου περι το καθ ’ αυτν ριο , ς π ’ λλου προσωπου ; в венской — самой неисправной: — το σοφωτατου κα λογιωτατου πατριαρχου κωνταντινουπλεως Γρηγορου του Κυπρου διηγσεως μερικς λγος , τ καθ ’ αυτν περιχων . Ho еще в прошедшем столетии она была издана по рукописи Лионской библиотеки Дерубеисом в Венеции с латинским переводом и примечаниями, под заглавием: Georgii seu Gregorii Сургии, Patriarchae Constantinopolitani, vita, quae ex Codice Lugduno-Batavensi nunc primum graece in lucem prodit, cum latina interpretatione et notis. Accedunt dissertationes duae historicae, et dogmaticae, cum binis epistolis ejusdem Cyprii ad amicum, et Moschamperis Exchartophylacis ad ipsum, nunc primum edidit: queis Byzantina Georgii Pachimeri historia illustratur, Auctore Fr. Iv. Fran. Bernardo M. de Rubeis, Ordinis praedicatorum. Venètiis, MDCCLIII Typio Io. Bapfcistae (sic) Pasquali. Superiorum Permissu, ac Privillegio. 239. S. 4. Новое издание Маттиэ было вызвано неисправностью текста, изданнаго Дерубеисом по одному только лионскому списку (самому полному из всех). Наш перевод предпринят сколько по вниманию к личности знаменитаго патриарха, стольно же и к историческому интересу, представляемому содержанием его автобиографии. Вслед за нею мы надеемся сообщить читателям «Христианскаго Чтения» перевод одного из писем патриарха к императору Андронику Палеологу старшему, изданнаго тем же ученым и, подобно автобиографии, снабженнаго вольным немецким переводом ( Прим. — перев .).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3081...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ [греч. Ησαας] (ок. 1250, Эпир - 13.05.1332, К-поль), патриарх К-польский (с 11 нояб. 1323). Принял монашество в молодости на Св. Горе Афон , образования не получил. Ок. 1320 г. в возрасте почти 70 лет оказался в К-поле и был принят в свиту визант. имп. Андроника II Палеолога . В 1323 г. избран на Патриарший престол по представлению императора через 2,5 года после отречения от престола патриарха Герасима I . И. как патриарх устраивал правящие круги Византии, поскольку, вероятно, его считали неспособным к самостоятельной политической деятельности и легко управляемым ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 360). В 1326 г. по инициативе имп. Андроника II возобновились контакты К-польской и Римско-католической Церквей. Андроник обратился с посланиями к папе Иоанну XXII и кор. Франции Карлу IV и предложил продолжить переговоры об унии. Однако И. выступил против развития этих связей, что вскоре привело к замораживанию отношений. Во время Патриаршества И. имп. Андроник II и его внук имп. Андроник III , к-рый в 1321 г. был провозглашен императором и признан значительной частью визант. областей, вели междоусобную войну за визант. престол. В 1327 г. Андроник III осаждал К-поль. Контролировавший столицу Андроник II приказал И. прекратить поминать имя Андроника III на литургии как мятежника. И. отказался, очевидно стремясь всеми силами избежать втягивания Церкви в междоусобицу и раскола внутри ее. При большом стечении народа И. объявил об отлучении всякого, кто не будет поминать Андроника III (Ibid. P. 403-407; Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 217-218). Приказ Андроника II исполнялся только в дворцовых храмах К-поля, в то время как во всех остальных церквах, находившихся в юрисдикции И., продолжали поминать обоих Андроников. И. прикладывал усилия, чтобы примирить соперничающие стороны, уговаривал Андроника II устроить личное свидание с внуком и тем самым начать мирные переговоры, но безуспешно. В дек. 1327 г., когда очередные попытки вести переговоры были прерваны, Андроник II удалил И. из Патриаршей резиденции и выслал в столичный мон-рь Манганы; ряд сторонников и приближенных И. были взяты под стражу. В мае 1328 г. Андроник III одержал еще неск. побед в междоусобной войне и занял К-поль. И. был торжественно возвращен на престол. Визант. историк Никифор Григора рассказывает, что И. якобы возвращался в патриарший дворец в окружении танцоров и флейтисток, которые были нескромно одеты и вызывающе себя вели ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 424-427). Однако это сообщение скорее всего следует считать недостоверным, поскольку Григора вообще враждебно относился к имп. Андронику III и мог представить ситуацию так, чтобы опорочить поддержавшего его патриарха.

http://pravenc.ru/text/674818.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН VII ПАЛЕОЛОГ (ок. 1370, К-поль - 22.09.1408, Фессалоника), визант. имп. (14 апр.- 14 сент. 1390), соправитель имп. Андроника IV (авг. 1376 - июль 1379), имп. Мануила II (с 4 дек. 1399). Сын царевича Андроника (имп. Андроник IV) и Марии, дочери царя Иоанна Александра Болгарского. В молодости И. П. стал участником многолетней междоусобной борьбы в Византии имп. Иоанна V Палеолога и его сына Андроника, к-рый в 1373 г. поднял мятеж против отца, после того как Иоанн V сделал соправителем младшего сына Мануила и тем самым лишил Андроника прав наследования. Победив сына, имп. Иоанн V приказал ослепить Андроника и И. П. Но у И. П., как и у его отца, зрение частично сохранилось. После такой жестокости примирение в семье Палеологов было невозможно; Андроник и И. П. искали случая, чтобы отомстить Иоанну V. В 1376 г., после очередного переворота, организованного Андроником при помощи генуэзцев, Иоанн V и его 2-й сын и соправитель Мануил II были арестованы, а Андроник и И. П. провозглашены императорами в К-поле. В 1379 г. вновь произошел переворот, сопровождавшийся многодневными уличными боями в К-поле (1 июля - 4 авг.). Иоанн V, поддержанный османским султаном Мурадом I, сверг Андроника IV и И. П., и они бежали в Галату под защиту генуэзцев. В 1381 г. по настоянию Мурада Иоанн V и Андроник IV примирились; по условиям соглашения И. П. получил во владение г. Силимврию. В 1383 г. Андроник, явно при участии И. П., предпринял еще одну неудачную попытку захватить власть. Он умер в 1385 г., И. П. продолжал враждовать с Иоанном V. 14 апр. 1390 г. в отсутствие в К-поле Иоанна V и Мануила II И. П. захватил столицу, объявил о свержении императоров и взошел на престол. Однако он не смог утвердить свою власть. Поддержавшие И. П. венецианцы не пришли ему на помощь. Мануил II осадил город, овладел большей его частью и в течение нескольких недель держал И. П. в осаде во Влахернском дворце. В сент. 1390 г. И. П. бежал из столицы и через некоторое время был принят в Бурсе при дворе Баязида I, который был заинтересован в сохранении нестабильного положения в империи и в И. П. как в претенденте на визант. престол. При этом И. П. был тесно связан с генуэзской Галатой; в сер. 90-х гг. XIV в. он женился на Ирине, дочери влиятельного гр. Франческо II Гаттилузи.

http://pravenc.ru/text/469764.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН IV ДУКА ЛАСКАРЬ [греч. Ιωννης Δοκας Λσκαρις, Καλοωννης] (25.12.1250, Нимфей? - ок. 1305, К-поль), имп. Никейской империи (16 авг. 1258 - 25 дек. 1261). Сын имп. Феодора II Дуки Ласкаря и Елены, дочери болгарского царя Иоанна Асеня II. Перед смертью Феодор II оставил опекунами 8-летнего И. Д. Л. протовестиария Георгия Музалона и патриарха Арсения Авториана . Музалон пытался отказаться от регентства, но его выдвижение поддержал Михаил Палеолог (см. ст. Михаил VIII Палеолог ). И. Д. Л. был отвезен в Магнисию (ныне Маниса, Турция) под охрану клана Музалонов. 24 авг. 1258 г. И. Д. Л. с опекунами прибыл в Сосандрский мон-рь близ Нимфея на панихиду на могиле отца. Войско подняло мятеж, и Георгий Музалон и 2 его брата были убиты в храме. Новым опекуном И. Д. Л. стал Михаил Палеолог, получивший звание мегадуки. 1 дек. 1258 г. с согласия И. Д. Л. Михаил был провозглашен императором и 25 дек. коронован в Никее патриархом Арсением, в то время как И. Д. Л. лишь присутствовал на этой церемонии. Коронация И. Д. Л. была отложена до его совершеннолетия. После освобождения К-поля от латинян Михаил Палеолог короновался вторично в соборе Св. Софии (15 авг. 1261). 25 дек. 1261 г. по приказу имп. Михаила И. Д. Л. был ослеплен и отправлен в заточение в крепость Дакивиза (ныне Гебзе, Турция). Расправа с И. Д. Л. вызвала недовольство во всех слоях визант. общества. Свящ. Синод К-польской Церкви во главе с патриархом Арсением отлучил имп. Михаила от Церкви, что поколебало его положение. В К-поле и Никее были репрессированы неск. сторонников И. Д. Л. из числа знати. В 1262 г. крестьяне-акриты Вифинии подняли восстание против Михаила, среди них некий слепой юноша объявил себя Иоанном Ласкарем. Однако восстание было подавлено, и Михаилу удалось удержать власть. И. Д. Л. отказался от прав на престол и в сер. 60-х гг. принял монашеский постриг с именем Иоасаф. В 1284 г. визант. имп. Андроник II во время поездки в Вифинию посетил И. Д. Л. в его замке. И. Д. Л. подтвердил отказ от прав на престол и объявил о прощении Андронику злодеяний его отца Михаила в отношении Ласкаридов. Ок. 1285 г. И. Д. Л. переехал в К-поль и остаток дней провел в мон-ре св. Димитрия.

http://pravenc.ru/text/469758.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ КЛИДА Григорий Клида [греч. Γρηϒριος Κλειδς] (XIV в.), визант. церковный деятель. Сменил Георгия Пахимера в должности дикеофилака Великой ц. (1313); эта должность, связанная с правовой сферой, принадлежала к числу высших должностей визант. церковной иерархии (т. н. эксокатакилы). Г. К. был диаконом (1334) и архидиаконом (до 1337) храма Св. Софии. Был женат и имел детей. Г. К., вероятно, получил хорошее образование, т. к. известен в качестве адресата Мануила Гавалы (Матфея Эфесского). Ок. 1313 г. он упомянут в источниках как дипломат. В 1319 г. он был послан имп. Андроником II Палеологом в Венецию к дожу с жалобой на многочисленные злоупотребления венецианцев. В 1332 г. Г. К. вместе со Стефаном Сиропулом пребывал в Венеции, где вел переговоры с дожем о заключении договора на 6 лет (26 авг. между Венецией, Византией и иоаннитами Родоса был заключен союз против тур. пиратов - RegImp, N 2785). Г. К. активно действовал в качестве посредника во время гражданской войны 1321-1328 гг. В окт. 1327 г. он вместе с Нифоном, еп. Магленским, получил от имп. Андроника II поручение удержать его мятежного внука Андроника III Палеолога от похода на К-поль. В нояб. того же года он повторно отправился с посольством к Андронику III и перешел на его сторону. Входя в 1329-1337 гг. в состав образованной в ходе судебной реформы Андроника III коллегии 4 «вселенских судей ромеев» (вместе с Иосифом, митр. Апрским, вел. диикитом Главой и Николаем Матарангом), клирик Г. К. получил право заниматься рассмотрением светских дел. Т. о., Церковь перенимала у светской администрации мн. властные и судебные функции вслед. падения авторитета светских органов гос. управления. В 1337 г. в результате коррупционного скандала 3 из 4 «вселенских судей» (кроме Николая Матаранга) были осуждены и отправлены в ссылку. С т. зр. Г. Теохаридиса, Г. К. является наиболее вероятным автором «Апологии осужденных вселенских судей». Я. ван Дитен, обращая внимание на общий язвительный стиль и настрой произведения, делает вывод о том, что оно является не апологией, но сатирой на процесс 1337 г., адресованной имп. Иоанну V Палеологу . Все осужденные «вселенские судьи» вернулись в столицу после смерти Андроника III в 1341 г.

http://pravenc.ru/text/166850.html

[Иоанн Косма, Иоанн Созопольский] († после 1307, Созополь?), патриарх К-польский (1 янв. 1294 - 21 июня 1303). Род. в г. Созополь (ныне Болгария), там же стал священником. До избрания на Патриарший престол носил имя Косма. После смерти жены он вместе с братом и сыном принял монашество. Ок. 1274 г. переехал в К-поль, где вскоре стал экклисиархом (пономарем) в мон-ре арх. Михаила в Сосфении, пригороде К-поля. И. отличался благочестием, скромностью и добрым нравом, но был необразован. После заключения Лионской унии в 1274 г. визант. имп. Михаил VIII Палеолог послал своего представителя в этот мон-рь, чтобы узнать мнение монахов о его политике; И. оказался среди противников унии, он был отправлен в ссылку. Через нек-рое время он при посредничестве Александрийского патриарха Афанасия III (II) Синаита вместе с др. опальными монахами был освобожден. Однако И. не вернулся в К-поль, а продолжил добровольное уединение на Принцевых о-вах. В это время И. познакомился с великим доместиком, а позже протостратором Михаилом Тарханиотом Главасом, ставшим его покровителем. Благодаря Тарханиоту об И. и о его подвижнической жизни узнал соправитель Михаила III имп. Андроник II Палеолог и пожелал познакомиться с ним. В 1276 г. И. стал духовником Андроника, а в 1282 г. был поставлен игуменом к-польского мон-ря Богородицы Паммакаристос , ктитором к-рого был Тарханиот. Имп. Андроник II был так расположен к И., что, по свидетельству историка Георгия Пахимера, говорил: «Если Церковь после кончины Космы признает его святым, то император даст на это свое согласие; если такого не случится, то император все же будет считать Косму святым» ( George Pachymeres. VIII 27). После низложения К-польского патриарха Афанасия I И. был возведен на Патриарший престол по выбору имп. Андроника. В годы Патриаршества он стремился поддерживать монашество, чем вызвал недовольство к-польского клира. Столичное духовенство неоднократно подавало на И. жалобы императору, в ответ И. удалялся в мон-рь Паммакаристос и жил там продолжительные периоды времени (июль 1299 - февр. 1300; апр.- окт. 1300). Одним из обвинений против И. было назначение его сына Ефрема на должность великого эконома ведомства Великой ц. Отношения И. с императором ухудшились, когда он отказался одобрить брак малолетней царевны Симониды, дочери Андроника II, с престарелым кор. Сербии Стефаном Урошем II Милутином. И. потерял доверие императора; в 1303 г. он отрекся от престола, удалился в мон-рь Паммакаристос, а затем покинул К-поль и отправился на родину. В 1307 г. при взятии Созополя болг. царем Феодором Святославом бывш. патриарх был пленен и послан к имп. Андронику II в качестве посредника для заключения мира. Сведений о дальнейшей судьбе И. и о времени его кончины нет.

http://pravenc.ru/text/469600.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАВКАСИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ (XIV в.), на Сев. Кавказе, в составе К-польского Патриархата, упоминается в неск. актах Свящ. Синода К-польской Церкви, а также в нек-рых др. визант. источниках XIV в. Предстоятель К. м. присутствовал в К-поле на заседаниях Свящ. Синода в авг. 1317 г. и неск. позднее (в соборном акте он указан перед митрополитом Литовским) ( Hunger. Register. T. 1. S. 334, 342). Вероятно, им был архиеп. Савва, к-рый поминается в «Сугдейском синаксаре» 2 апр. 1318 г. ( Νυσταζοπο λου. 1965. P. 131. 140). Время и обстоятельства создания К. м. неясны. Попытка исследователя В. А. Кузнецова отнести дату ее основания к кон. XIII в. безосновательна ( Кузнецов. 2002). Во-первых, приводимая им информация о том, что на Свящ. Синоде в К-поле при имп. Андронике II Палеологе (1282-1328) якобы присутствовал епископ К. м. Василий, основана на недоразумении в прочтении текста «Истории Иерусалимских патриархов» Досифея Нотары. В действительности на Влахернском Соборе в К-поле в 1285 г. присутствовали митрополиты Зихии Василий и Алании и Сотириуполя Никита ( Laurent. 1927. P. 147-148). Во-вторых, в 17-19-й нотициях К-польского Патриархата ( Darrouz è s. Notitiae. P. 400, 407, 413) К. м. перечисляется вслед за Литовской митрополией . Создание последней датируется в рукописях 17-й нотиции 1282 либо 1300 г., и при этом указывается, что она основана при имп. Андронике II Палеологе и патриархе Иоанне Глике (1315-1319). Т. о., дата явно неверная; в настоящее время учреждение Литовской митрополии датируют 1315-1317 гг. (ПЭ. Т.: РПЦ. С. 51). Присутствие предстоятелей Литвы и К. м. в составе Свящ. Синода 1317 г. дает возможность предположить, что около этого времени К. м. и была образована патриархом Иоанном Гликой из прежней Аланской митрополии, подобно тому как Литовская - из Киевской митрополии. В дальнейшем К. м. упоминается в деле Аланского митр. Симеона, который до июля 1356 г. совершил незаконное рукоположение в К. м., за что и был низложен патриархом Каллистом I ( Hunger. Register. T. 3. S. 212-229; Hinterberger. 1999; Kresten. 2002). Однако в 1364 г. права Симеона, в т. ч. на «места около Алании, Кавкасии и Ахохии», были подтверждены патриархом Филофеем Коккином (о деле Симеона см.: Miklosich, M ü ller. Vol. 1. P. 477-478. N 221). Т. о., патриарх Филофей рассматривал действия Симеона как законные, что может свидетельствовать о том, что к началу его Патриаршества (1353) К. м. вновь вошла в состав Аланской митрополии. Произойти это могло еще при патриархе Исидоре I Вухире (1347-1350), к-рый упразднил такие решения своего предшественника патриарха Иоанна XIV Калеки , как раздел Киевской митрополии и отделение Сотириуполя от Аланской митрополии.

http://pravenc.ru/text/1319758.html

Афон (θως). Монастырь Ксиропотам. Μον Ξηροποτμου Карта и ближайшие объекты Монастырь Ксиропотам, посвящённый Сорока Севастийским мученикам, едва ли не самый древний на Святой Горе. По данным археологов, основание монастыря относится к X веку. Но предание гласит, что Ксиропотам был основан в V веке греческой царевной Пульхерией. Позднее он был разорён пиратами и возобновлён в X веке стараниями прп. Павла, сына греческого императора Михаила Курополата. Организовав жизнь в обители, Павел Ксиропотамский в поисках большего уединения отправился к подножию вершины Афона и основал там келию, посвященную Великомученнику Георгию. Вскоре на месте келии появился монастырь Святого Павла. В XIII веке при нечестивом царе Михаиле Палеологе и патриархе-отступнике Иоанне (Векке) Ксиропотам вступил в унию с латинянами. Измена Православию была обличена знамением Божиим: во время богослужения, за которым поминалось имя папы Римского, сотряслись камни обители и монастырь распался до основания. Также с тех пор прекратилось чудо, ежегодно совершавшееся на престольный праздник обители: в этот день под Святым престолом вырастало сорок грибов. Возобновлён Ксиропотам был при благочестивом императоре Андронике II Палеологе (1282–1328). Помогал обители и сербский правитель Георгий Бранкович. На его пожертвования в 1445 году был построен соборный храм Ксиропотама. Большой пожар 1507 года нанёс обители колоссальный ущерб. Интересно, что помощь пришла оттуда, откуда её меньше всего ждали. Турецкий султан Селим после видения ему сорока мучеников Севастийских и их чудесного заступничества не только много благотворил Ксиропотаму, но и предоставил особые привилегии всем афонским монастырям. Изображение Султана можно видеть в литийном притворе ксиропотамского кафоликона, рядом с портретами византийских императоров. В 1761 году на средства известного греческого книжника Кесария Дапонте началось восстановление соборного храма и всей обители. Кафоликон был расписан братьями Константином и Афанасием из Северного Эпира в 1783 году. Выделяется изображение тридцати четырёх новомученников, написанное по указанию Кесария. Благодаря его помощи удалось достать материалы для строительства фиала и резной позолоченной двери для главного входа в соборный храм.

http://sobory.ru/article/?object=28094

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИФОНТ I († 3.09.1328), патриарх К-польский (9 мая 1310 - 11 апр. 1314). Род. в Веррии в обл. Македония. В источниках отсутствуют сведения о мирском имени Н., точном времени его рождения, а также о его семье. Возможно, в течение нек-рого времени он жил в Фессалонике, затем прибыл на Св. Гору Афон , где принял монашеский постриг и был рукоположен во иеромонаха. В 1294 г. упоминается в актах Афона как настоятель Великой Лавры ( Laurent. 1970. P. 101). В последние годы Патриаршества Иоанна XII (1294-1303) стал митрополитом Кизическим. Руководил обороной города во время его осады турками-османами (1303). Ок. 1309 г. был обвинен в хищении церковных средств, а также в симонии . Отвергая данные обвинения, Н. утверждал, что инициировал продажу части церковного имущества для оказания помощи малоазийскому населению, которое бежало в Кизик от наступавших османов. Патриарх К-польский свт. Афанасий I (1289-1293, 1303-1309) просил имп. Андроника II Палеолога (1282-1328) немедленно рассмотреть данный вопрос, однако император приостановил следствие, что, вероятно, было вызвано его желанием способствовать возведению Н. на Патриарший престол. Составной частью церковно-политических планов Андроника II было уврачевание арсенитского раскола, начавшегося после низложения по инициативе имп. Михаила VIII Палеолога (1261-1282) патриарха К-польского свт. Арсения Авториана (1265). По всей видимости, Андроник II учитывал, что Н. занимал по отношению к участникам схизмы умеренную позицию ( Laurent. 1945. P. 251-256). После того как свт. Афанасий I, деятельность к-рого вызывала недовольство архиереев и части духовенства, оставил К-польскую кафедру, его преемником был избран Н. Главным событием Патриаршества Н. стало воссоединение участников арсенитского раскола с Церковью. 14 сент. 1310 г., в праздник Воздвижения Креста Господня, в храме Св. Софии состоялась торжественная церемония восстановления церковного единства: патриарх сослужил с арсенитами.

http://pravenc.ru/text/2577733.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010