Деян.6:8 .  А Стефан, исполнен­ный веры и силы, совершал великие чудеса и знаме­ния в народе. «Исполненный веры и силы» – веры, как причины или источника чудодейственной силы, – силы, как особого проявления и действия веры. Здесь впервые упоминается о совершении великих знамений и чудес не только Апостолами, но и другими верующими – для более успешного распространения Церкви Христовой. Деян.6:9 .  Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александ­рийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; Деян.6:10 .  но не могли про­тивостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. «Некоторые... вступили в спор», ανστησαν δ τινες... συζητοντες τψ Στεφνω..., точнее слав.: «Возсташа же нецыи... стязающеся со Стефаном». Вступившие в спор со Стефаном были еллинисты, каковым, по-видимому, был и сам Стефан, судя по его имени и речи (гл. VII), в которой ветхозаветные места приводятся у него по LXX. Предание говорит, что он был даже родственником Савла, а этот, как известно, был родом из Тарса Киликийского (Чет.-Мин. Дек. 27). Вступившие в спор со Стефаном были, далее, «из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и» – «из Киликии и Асии». Синагог было в то время в Иерусалиме, по исчислениям раввинов, около 500, в числе коих приводятся и упоминаемые 5. «Либертинцы» – это иудеи, переселенные римлянами (особенно при Помпее лет за 60 до Р. Хр.) в качестве военнопленных в Рим, но потом освобожденные и, как свободные, возвратившиеся в отечество (многие из них, впрочем, предпочли добровольно остаться в Риме). Эти-то вольноотпущенники (libertini) и образовали, по возвращении, свою синагогу «либертинцев». «Киринейцы и Александрийцы» – переселившиеся в Иерусалим или временно пребывавшие в нем иудеи из Кирены и Александрии. В Кирене (город в Ливии, на Западе от Египта), по свидетельству Флавия, четвертая часть жителей состояла из иудеев, а в Александрии (в нижнем Египте) из пяти частей города – две населены были сплошь иудеями (Археол. XIV, 7, 2; XVI, 6, 1; XIV, 10, 1; XIX, 5, 2). В том и другом городе они жили издавна или поселенные в качестве военнопленных или переселившись сюда добровольно. В Александрии был центр еврейско-греческой учености, отпечаток которой, вероятно, носила и синагога Александрийцев в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

( Деян. 9 ) Родиной Савла был город Киликийской области Таре. По происхождению Савл был иудеем «из колена Вениаминова», а по гражданскому состоянию римским гражданином. В этом гражданстве он и родился. Савл был врагом Церкви и проповедь апостолов о Царствии Божием считал опасным и вредным лжеучением. Он ненавидел Христа и христиан и не мог слышать проповеди о Царствии Божием. Сам же Савл Иисуса не видел, хотя и проводил юношеские годы в Иерусалиме, как раз в то время, когда там проповедовал, страдал и умирал Господь. Возможно, что будучи усердным учеником строжайшей фарисейской школы Гамалиила, он не знал и не хотел знать ничего, кроме своей науки. Большие события жизни города и страны проходили мимо него. Возможно, что и апостолов Христовых Савл также никогда не видел, поэтому ненависть к христианской Церкви не носила у него личного характера. Он гнал христиан не по зависти или личной злобе, как почти все фарисеи, но как «ревнитель по Боге» и защитник закона Моисея – так научили его в школьные годы. Про себя Савл впоследствии говорил так: «Я иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила» (22:3). «Я преуспевал в иудействе больше многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» ( Гал. 1:14 ). «Жизнь мою от юности моей, которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все иудеи. Они знают, ...что я жил фарисеем, по строжайшему в нашем вероисповедании учению... И я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея... Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я много святых заключал в темницы и, когда убивали их, подавал на то голос. И по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить Иисуса, и в чрезвычайной против них ярости преследовал даже в чужих городах» (26:4,9–11). Гонению на христиан в Иерусалиме в значительной степени способствовали политические обстоятельства того времени. Понтия Пилата уже не было в Иерусалиме. Его отозвали в Рим, и на его место временно никто не был назначен. Царь Ирод Агриппа добился личного управления и сам являлся представителем римской власти. При этом, Синедрион имел возможность большей свободы действий расправляться с врагами по собственному усмотрению.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Заметим, что упомянутые в тропаре апостолам пеленки Павла – это одна из многочисленных священных реликвий Константинополя, или, как называли их греки, «символов» 285 . По-видимому, эти священные реликвии появились после VII Вселенского Собора как реакция православного населения столицы на гонение императоровиконоборцев. Основанием к их появлению служил «Догмат трехсот шестидесяти седми святых отец Седмаго Вселенскаго Собора Никейскаго, о иконопочитании». Согласно «Догмату», допускалось почитание изображения, согласующееся с «повествованием евангельской проповеди… служащее нам к уверению истиннаго, а не воображаемаго воплощения Бога Слова, и к общей пользе». Общую пользу иконопочитания Собор видел в том, когда позднейшие указания соответствуют и таким образом подтверждают предыдущее. («Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются».) Собор установил почитание изображений не только Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, но и бесплотных ангелов, и всех святых и праведных. Кроме икон в собственном смысле этого слова, Собор допустил такие изображения на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и при дорогах. Само иконопочитание Собор указал выражать целованием и почитательным поклонением «по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящаго Креста и Святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается». Странное на первый взгляд появление священной реликвии в виде пеленок апостола Павла имело глубокий смысл. В духе догмата VII Вселенского Собора оно было обосновано тем, что сам апостол о себе говорил: «Я иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне» ( Деян. 22, 3 ). Скованный цепями, апостол этими словами начал свою речь к иудеям, в которой говорил о чудесном его обращении из гонителя христиан в апостола ( Деян. 22, 4–21 ). Кроме апостола Павла, о Гамалииле упоминает Дееписатель ( Деян. 5, 34 ) как о мудром законоучителе, который, будучи членом синедриона, выступил в защиту апостолов. Итак, с реликвией пеленок апостола Павла связаны два имени, «повествованию евангельския проповеди согласующий»: апостол Павел, который сам о себе говорил» что он «даже до смерти гнал последователей сего учения, связывая и предавая в темницу и мужчин и женщин» ( Деян. 22, 4 ), и его учитель Гамалиил, который, увещевая членов синедриона не преследовать апостолов, говорил: «Если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» ( Деян. 5, 38–39 ). Кровавое гонение на иконопочитателей по ассоциации вызывало воспоминание о гонении в Иерусалиме на апостолов, а мудрые слова Гамалиила не преследовать апостолов, чтобы не оказаться богопротивниками, воспринимались как пророческие в отношении иконоборцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

И когда вернулась [в Александрию], от скорби впала в горячку, и возвестили архиепископу, что она заболела. И придя к ней, он попросил рассказать, что с ней случилось. Она же сказала ему: «Лучше бы я не приходила сюда. Ибо сказала я старцу: «Поминай меня», а он сказал мне: «Молю Бога, чтобы изгладилась память о тебе из сердца моего», и вот я умираю от скорби». А архиепископ говорит ей: «Ты не знаешь, что ты женщина и что враг посредством женщин враждует на святых? Потому и сказал так старец: ибо о душе твоей он молится постоянно». И так исцелен был помысел ее, и она возвратилась [в Рим] с радостью. В Тарсе Киликийском был один мим, по имени Вавила. У него было две подружки, одну звали Комито, а другую Никоса, и жил он распутно, творя дела, достойные содействовавших ему бесов. И вот однажды вошел он в церковь и, по промыслу Божию, читалось тогда Евангелие, в котором было место, где говорилось: Покайтеся, приближибося Царствие Небесное 454 . Придя от этих слов в сокрушение, он начал со слезами укорять себя за свои деяния и, выйдя из церкви, тотчас зовет своих подружек и говорит им: «Вам известно, как жил я с вами в распутстве, и никогда не предпочитал одну другой. Теперь вам принадлежит то, что приобрел я для вас. Возьмите все мое имущество и разделите между собой. Ибо я с сегодняшнего дня отрекаюсь от мира и становлюсь монахом». Они же, словно едиными устами, отвечали ему со слезами: «Если уж в грехе и погибели мы были с тобой сообща, то теперь, когда ты хочешь сотворить такое богоугодное дело, ты оставишь нас и пойдешь один? Поистине, не оставляй нас, но будем едины с тобой и в добром!» И вот мим тотчас заперся в одной из башен города. Они же, продав все свое имущество и раздав деньги нищим, облеклись в подвижническую схиму и, сделав близ той башни келью, затворились там. Так и они, и Вавила весьма благоугодили Богу. Есть город Финикия Ливанская. В нем был мим по имени Гайан, и во время представления он хульно изображал Пресвятую Богородицу. И часто видел он во сне Госпожу Богородицу, говорящую ему: «Что худого сделала Я тебе, что при такой толпе народа позоришь Меня в представлениях?» А он, проснувшись, не только исправился, но еще более хулил Ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И не сказал – «видеть Петра», но «видеться 1 с Петром» (т. е. узнать его), как обыкновенно говорят люди, рассматривающие великие и знатные города. Так он считал достойным особенного старания и одно то, чтобы видеть этого мужа. То же самое ясно показывают и дела его. Действительно, когда он пришел в Иерусалим после того, как обратил многих из язычников и совершил такие дела, каких не совершил никто из других (апостолов), после того, как обратил Памфимлию, Ликаонию, народ Киликийский и всех живущих в этой части земли и привел их ко Христу, – он сначала приходит к Иакову с великим смирением, как бы к старшему и почтенному большею честью. Затем он выслушивает его советы, и притом противные тому, что сам он говорит теперь. " Видишь ли, брат, – сказал (Иаков), – сколько тысяч уверовавших иудеев. ...Но остриги себе волосы и ... очистись " ( Деян.21:20, 24 ), – и он остригся и совершил все иудейские обычаи. Там, где не было вреда для благовестия, он являлся уступчивее всех; где же он видел, что от уступчивости произойдет для некоторых вред, он не пользовался этим преизбытком смирения, потому что это уже не значило бы быть смиренным, но губить и развращать наставляемых. «И пробыл у него дней пятнадцать» ( «И пребых у него дний пятьнадесять»). Предпринятое путешествие (ради Петра) было доказательством великого уважения к нему (Павла), пребывание же в течение стольких дней показывало дружественное расположение и искреннюю любовь их между собою. «Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» ( «Иного же от апостол не видех, токмо Иакова брата Господня») ( Гал.1:19 ). Смотри, какое великое расположение имеет он к Петру: ради него он предпринял путешествие, у него и пребывал. Говорю же об этом я так часто и желаю сохранить это у вас в памяти для того, чтобы, когда вы услышите слова, произнесенные, по-видимому, против Петра, никто из вас не подозревал апостола. В предупреждение этого он и сам говорит о посещении Петра, чтобы, когда он скажет: «я противостал Петру» ( Гал.2:11 ), никто не считал этих слов проявлением вражды и соревнования; и действительно, он почитает этого мужа и любит больше всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И не сказал — «видеть Петра», но «видеться (ιστορσαι) с Петром» (т. е. узнать его), как обыкновенно говорят люди, рассматривающие великие и знатные города. Так он считал достойным особенного старания и одно то, чтобы видеть этого мужа. То же самое ясно показывают и дела его. Действительно, когда он пришел в Иерусалим после того, как обратил многих из язычников и совершил такие дела, каких не совершил никто из других (апостолов), после того, как обратил Памфимлию, Ликаонию, народ Киликийский и всех живущих в этой части земли и привел их ко Христу, — он сначала приходит к Иакову с великим смирением, как бы к старшему и почтенному большею честью. Затем он выслушивает его советы, и притом противные тому, что сам он говорит теперь. «Видишь ли, брат, — сказал (Иаков), — сколько тысяч уверовавших иудеев. Но остриги себе волосы и очистись» (Деян. 21:20, 24), — и он остригся и совершил все иудейские обычаи. Там, где не было вреда для благовестия, он являлся уступчивее всех; где же он видел, что от уступчивости произойдет для некоторых вред, он не пользовался этим преизбытком смирения, потому что это уже не значило бы быть смиренным, но губить и развращать наставляемых. «… И пробыл у него дней пятнадцать » ( И пребых у него дний пятьнадесять ). Предпринятое путешествие (ради Петра) было доказательством великого уважения к нему (Павла), пребывание же в течение стольких дней показывало дружественное расположение и искреннюю любовь их между собою. « Другого же из Апостолов я не видел [ никого ] , кроме Иакова, брата Господня » ( Иного же от апостол не видех, токмо Иакова брата Господня ) (ст. 19). Смотри, какое великое расположение имеет он к Петру: ради него он предпринял путешествие, у него и пребывал. Говорю же об этом я так часто и желаю сохранить это у вас в памяти для того, чтобы, когда вы услышите слова, произнесенные, по–видимому, против Петра, никто из вас не подозревал апостола. В предупреждение этого он и сам говорит о посещении Петра, чтобы, когда он скажет: «я противостал Петру» (2:11), никто не считал этих слов проявлением вражды и соревнования; и действительно, он почитает этого мужа и любит больше всех.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Иаков и старейшины Иерусалимские этого учения не осуждали и обходились по братски не только с христианами из Евреев, но и с язычниками как Трофим Ефеский который прибыл за Павлом в Иерусалим. Павел, взяв с собой тех четырех мужей, которые имели на себе обет и очистившись вместе с ними, в следующий за тем день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено приношение. Но в продолжение семи дней очищения, предписанного законом, Иудеи азийские прибыли в Иерусалим, увидев Павла в храме, они возмутили против него народ крича: «Мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места этого; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие». Они пред тем видели в городе Трофима Ефесесца вместе с Павлом и думали, что он вводил его в храм. Весь город пришел в движение, сбежался народ. Павла повлекли вон из храма, и тотчас заперли двери. Некоторые же побежали к начальнику полка, охранявшего храм, сказать ему, что весь Иерусалим возмутился и что хотят убить Павла. Тысяченачальник немедленно прибыл на место смятения, с воинами. Народ, увидев его перестал бить Павла, а тысяченачальник приблизившись взял его, велел сковать двумя цепями и спрашивал: кто он и что сделал? В толпе кричали то одно, то другое. Не имея возможности узнать ничего верного, тысяченачальник повелел вести Павла в крепость. Толпа с криками: «смерть ему!» бросилась на него с такой яростью, что воинам пришлось нести на его лестницу. При входе в крепость Павел сказал тысяченачальнику: «Можно ли мне сказать тебе нечто?» «Ты знаешь по-гречески? отвечал ему он, так не тот ли ты Египтянин, который пред сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников?» 530 «Нет, отвечал Павел, я Иудеянин, Тарсянин, гражданин небезизвестного Киликийского города; прошу тебя, дозволь мне говорить к народу». Когда же тот позволил, то Павел, стоя на лестнице, дал знак рукой народу, и когда сделалось глубокое молчание, начал говорить на еврейском языке так: Речь Павла к народу с лестницы храма

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Идея о том, что основная ответственность за смерть Иисуса лежит на римлянах, представляет собой типичный научный миф, возникший под влиянием определенной идеологии и поддерживаемый с конкретными (пусть и весьма благородными) целями. Он занял свое место в современной новозаветной науке наряду с другими мифами – такими, как существование источника Q, из которого якобы возникло первоначальное христианство . Подлинное примирение между религиозными и этническими группами, жившими в прошлом в ситуации антагонизма, не может быть достигнуто путем пересмотра истории, искажения исторических фактов, замалчивания и «замыливания» трудных и болезненных вопросов. Для исцеления исторической памяти гораздо важнее обращаться к истокам, вчитываться в источники, вдумываться в то, как развивались события, искать их подлинные причины. И если говорить об истории суда над Иисусом, то только евангельские повествования позволяют составить о нем реальное, а не фантастическое представление. Любая попытка найти альтернативу неизбежно ставит исследователя на зыбкую почву догадок и гипотез, не подтвержденных источниками. Еврейский народ дал миру множество великих людей, чья жизнь и учение оказали и продолжают оказывать колоссальное влияние на миллионы людей, не принадлежащих к еврейской нации. Вклад израильского народа в формирование христианства был решающим. Чтобы в этом убедиться, достаточно зайти в православный храм с многоярусным иконостасом. В нижнем ряду центральное место занимают образы Иисуса Христа и Богородицы. Следующий ряд включает изображения двенадцати апостолов, начиная с Петра и Павла. Затем идет пророческий ряд – изображения двенадцати ветхозаветных пророков. Все эти лица были евреями по крови. Еще один ряд, праздничный, изображает главным образом события еврейской истории. Иисус Христос был самым знаменитым представителем еврейского народа. И Он никогда не отрекался от Своей национальной и этнической идентичности. Самарянке Он сказал: вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев ( Ин.4:22 ), тем самым отождествив Себя с еврейским народом. Апостол Павел говорил о себе: я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге ( Деян.22:3 ). Сравнивая себя с другими апостолами, Павел пишет: Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я (Кор.11:22).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иисус Христос был самым знаменитым представителем еврейского народа. И Он никогда не отрекался от Своей национальной и этнической идентичности. Самарянке Он сказал «вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» ( Ин. 4:22 ), тем самым отождествив Себя с иудейским народом. Апостол Павел говорил о себе: «я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге» ( Деян. 22:3 ). Сравнивая себя с другими апостолами, Павел пишет: «Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я» ( 2Кор. 11:22 ). История христианства и история еврейского народа настолько тесно переплетены, что отделить их одну от другой нет никакой возможности. И христианское, и иудейское богослужение до настоящего времени основывается на одной и той же книге – Псалтири. Ветхий Завет является неотъемлемой частью христианской Библии. Из истории еврейского народа невозможно вычеркнуть ни Иисуса Христа, ни апостола Павла, ни других его выдающихся представителей. И именно это может стать прочной основой для диалога между христианством и иудаизмом, а не попытки перетолковать евангельский текст так, чтобы от него не осталось «камня на камне». Отвечая на первый вопрос, поставленный в начале настоящего раздела, мы должны признать, что, с точки зрения христианства, как она отражена в Новом Завете, богословских трактатах, литургической поэзии, основная ответственность за смерть Иисуса Христа лежит на евреях, а не на римлянах. Осознание этого факта, однако, не может служить поводом к огульным обвинениям в адрес еврейского народа, подобным тем, которые имели место в далеком прошлом, так как ответственность за произошедшее лежит не на народе в целом, а на тех его представителях, которые на тот момент находились у власти. Именно они стали инициаторами казни, они же повлияли на толпу, которая требовала у римского прокуратора распять Иисуса. Вряд ли эта толпа, кричавшая «кровь Его на нас и на детях наших» ( Мф. 27:25 ), включала больше нескольких десятков или нескольких сотен человек. Остальные же представители Израильского народа в это время жили своей обычной мирной жизнью. Ни на них, ни на их потомков не может быть возложена ответственность за казнь Иисуса Христа. 2. Распятие

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иуда.    Иуда, брат Иакова, оставил небольшое послание, вошедшее в ряд семи соборных, но поскольку в нем цитируется апокрифическая книга Еноха, оно многими отвергается. Тем не менее в силу своего возраста и полезности оно стало авторитетным и вошло в число священных текстов. Павел.    Павел, прежде называвшийся Савлом, апостол, не входящий в число двенадцати, происходил из рода Вениаминова из города Гискалиса в Иудее. После захвата города римлянами родители увезли мальчика с собой в киликийский город Таре. Посланный в Иерусалим изучать закон [Моисеев], он обучался у Гамалиила, очень просвещенного человека, которого упоминает Лука. После участия в убиении мученика Стефана Савл, заручившись письмом первосвященника, отправился в Дамаск, чтобы там преследовать христиан, но по дороге туда чудесным образом, как это описано в Деяниях Апостолов, был обращен в веру и из гонителя преобразился в избранника Божьего. Так как первым, кто поверил в его проповеди и обратился в христианскую веру, был проконсул Кипра Сергий Павел, он взял его имя и после того, как к нему присоединился Варнава, прошел множество городов и вернулся в Иерусалим, где Петр, Иаков и Иоанн поставили его апостолом у язычников.    Полный рассказ о жизни Павла приводится в Деяниях Апостолов, я же скажу только, что через двадцать пять лет после Страстей Господних, т. е. во второй год правления Нерона, во времена, когда Фет, прокуратор Иудеи, правил после Феликса, его послали в Рим, где оставили на два года под надзором. Там он ежедневно спорил с иудеями о пришествии Христа. Следует сказать, что поначалу, когда власть Нерона еще не утвердилась, а его порок еще не проявился до такой степени, как это описывается в истории, Нерон отпустил Павла и Евангелие Христа могло проповедоваться на Западе. Как он сам пишет во Втором послании к Тимофею: «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы чрез меня утвердилось благовестие, и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей», ясно подразумевая под львом жестокого Нерона. И сразу после этого: «Господь избавил меня из львиных челюстей», и снова коротко: «И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для своего Небесного Царства». Поскольку Павел поистине чувствовал внутренне, что его мученичество приближалось, в том же послании он возгласил: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010