Летом 1307 г. францисканец Фома из Толентино доставил К. письма блж. Иоанна из Монтекорвино , представителя папы Римского при великом хане монголов, жившего в Ханбалыке (ныне Пекин). Мон. Фома просил понтифика и кардиналов оказать помощь миссионеру, к-рый, не имея связей с христ. Европой, основал в Ханбалыке католич. общину и установил дружественные отношения с монг. ханами. По указанию папы 7 монахов из ордена францисканцев были возведены в епископский сан и направлены в Китай. Миссионеры должны были рукоположить Иоанна из Монтекорвино во «архиепископа и патриарха всего Востока»; совместными усилиями им предстояло «обратить в веру Христову неверующие народы Востока, вернуть схизматиков и заблудших христиан». Иоанн из Монтекорвино был назначен архиепископом Ханбалыка, в его юрисдикцию вошли все владения монголов (in toto dominio Tartarorum - булла «Rex Regum» от 23 июля 1307), он возглавил католич. миссии в Азии - от Чёрного м. до Китая. Позднее по указанию К. на помощь к нему были направлены еще 3 епископа: францисканцы Петр из Флоренции, Иероним и Фома (рукоположены в дек. 1310 и в февр. 1311; см.: Moule A. C. Documents Relating to the Mission of the Minor Friars to China in the 13th and 14th Cent.//J. of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. L., 1914. July. P. 533-599). К. поддержал претензии Карла Валуа, брата франц. кор. Филиппа Красивого, на визант. престол. Отстаивая наследные права своей жены Екатерины де Куртене, внучки имп. Балдуина II , Карл Валуа выступил с войском против визант. имп. Андроника II Палеолога . К. призвал всех католич. епископов поддержать Карла и в 1306 г. предоставил ему финансовую помощь; имп. Андроник II был отлучен от Церкви (1307). Однако короли Арагона, Каталонии, Киликийской Армении, Неаполя и Сицилии отказали К. в поддержке. Воспользовавшись отсутствием единства среди европ. монархов, имп. Андроник II начал переговоры с папой и предложил укрепить мир заключением брака дочери Карла Валуа с одним из своих сыновей (1311). Папское государство

http://pravenc.ru/text/1841385.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление О книге Собрание мученических актов (acta martyrum) — по форме официальные протоколы судов над мучениками или записи самих христиан непосредственно после мученичества. Эти крайне простые, ограничивающиеся только передачей конкретных фактов, тексты имеют необычайное значение. Клеман так выражает его: «Мученичество» (martyria) означает «свидетельство». Но свидетельствовать о Христе вплоть до смерти — значит стать воскресшим. Христианское мученичество есть первый мистический опыт, засвидетельствованный в истории Церкви. … Для первых христиан смерти не существовало. Они бросались в воскресшего Христа; в Нем же смерть становится торжеством жизни. … Кровь мучеников отождествляется с кровью Голгофы, а значит — с кровью Евхаристии, сообщающей опьянение бессмертием. Мученик становится Евхаристией, становится Христом”. В собрание вошли: Акты свв. мучеников Тараха, Прова и Андроника, Мученичество св. Поликарпа, епископа Смирнского, Мученичество св. Иакова пресвитера, и сестры его Марии, девицы, посвятившей себя на служение Богу, Мученичество св. Феклы, Марии, Марфы, Марии и Амы, девиц, посвятивших себя на служение Богу, Мученичество святого Апостола Андрея, Мученичество святого Игнатия Богоносца , Мученичество святой Домнины, Мученичество святой Симфорозы и ее семерых сыновей, Мученичество святых Иустина, Харитона, Харита, Евелписта, Иеракса, Пеона и Ливериана, пострадавших в Риме, Послание Венских и Лионских христиан к церквам в Азии и Фригии о гонении, бывшем в Галлии в царствование Марка Аврелия, Страдание блаженного мученика Киприана. Акты св мучеников Тараха, Прова и Андроника 1 Послание Киликийских христиан к Иконийцам «Памфилий, Маркион, Лизий, Агафокл, Парменон, Диодор, Феликс, Гемелл, Атенион, Тарах и Орозий — Аквилу, Вассу, Веруллу, Тимофею, со всеми братиями, живущими в Иконии, истинно верными, святыми и единомысленными во Христе Иисусе, Господе нашем. Мы дознали о том, чтó было с мучениками в Киликии: желая иметь участие в их узах и привести в известность деяния их, мы предприняли (это дело). И так как нам необходимо было собрать подлинные записки об их исповедничестве: то мы, за двести динариев, списали их все у некоего именем Саваста, одного из спекулаторов. Здесь изложено нами начало и конец их страдания и все то, что Господь удостоил сотворить для нас чрез сих неустрашимых мучеников Божиих. Все это мы весьма тщательно описали вам во славу Господа Иисуса Христа. Но и вас, братия, просим, чтобы вы, с своей стороны, благоволили сообщить об этом находящимся в Писидии и Памфилии братиям о Господе, дабы и они узнали, что было совершено чрез сих неустрашимых мучеников Божиих, и дабы восхвалили и прославили Господа нашего Иисуса Христа, чтобы каждый из вас, слыша об этом, получил назидание и утвердился во всяком подвиге, вооружившись верою и (возбуждаясь) нетленною славою, и чтобы (наконец) все вы, одушевляясь Духом Святым, могли всею силою Его противустать тем, кои противятся истине».

http://azbyka.ru/muchenicheskie-akty

избрали патриархом епископа тирского Кирилла без согласования с другими епископами патриархата. В свою очередь, архиереи Малой Армении провозгласили патриархом Дионисия, епископа Помпеополиса Киликийского. Впрочем, Дионисий скоро отказался от борьбы. Кирилл же, прибывший осенью 1288 г. в Константинополь, много лет не мог добиться официального признания от византийских властей, так как ассоциировался у них с латинянами-крестоносцами. Он был внесен в диптихи константинопольской церкви только в 1296 г. Некоторые авторы связывают эту перемену отношения к Кириллу с браком императора Андроника II и принцессы Марии из Киликийской Армении. Признание Кирилла было дружественным жестом Константинополя по отношению к киликийским и другим антиохийским епископам. Если это заключение верно, то, следовательно, архиереи Киликии, включая Дионисия, были лояльны Кириллу. В таком случае представляется ошибочным мнение Ж. Насраллы, который называет Дионисия «антипатриархом» в 1287–1308 гг. 245 Падение последних государств крестоносцев в Сирии, видимо, еще более укрепило позиции киликийских архиереев патриархата. После смерти Кирилла (около 1308 г.) Дионисий возобновил претензии на патриаршество. На этот раз он был признан вселенским патриархом и византийским императором. После 1310 г. Дионисий также перебрался в Константинополь, где и умер около 1316 г. 246 Патриарх Дионисий II, ранее занимавший кафедру епископа Мопсуестии, подобно Дионисию I был ставленником епископов Киликийской Армении, где и пребывал во время своего патриаршества (конец 1310-х – 1322 г.). Перед смертью он выбрал преемником Софрония, митрополита Тира. Софроний был признан патриархом в Киликии. Однако архиереи Южной Сирии, воспользовавшись ослаблением связей с Киликийской Арменией, избрали своего патриарха – митрополита дамасского Абу ан-Наджма аль-Арши, и до его смерти Антиохийская церковь пребывала в расколе. 247 Византийское влияние вновь становится заметным в Антиохийской церкви в 40-е – 70-е гг. XIV в., в эпоху исихастских споров.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Непопулярная пролат. политика Хетума и его стремление к уходу от власти способствовали нестабильному положению и вспышкам междоусобных войн в К. А. В мае 1292 г., после 33-дневной осады, мамлюкское войско султана аль-Ашрафа захватило Ромклу. Большинство монахов резиденции католикоса были убиты или захвачены в плен вместе со Степаносом IV. Арм. католикосы были вынуждены переехать в Сис - столицу К. А. Преемник Степаноса IV Григор VII Анаварзеци (1292-1307) был сторонником союза с католиками и политики Хетума. В это же время Сирийская яковитская Церковь потеряла свою патриаршую резиденцию в мон-ре Бар-Саума близ Мелитены, после того как он был разграблен и разрушен. В 1293 г. мамлюки двинулись на Сис, но армянам удалось заключить мир, отказавшись от неск. городов на вост. границе К. А. (в т. ч. от Мараша) и удвоив суммы ежегодной дани. Хетум пытался поддержать союз с монголами, вновь отправившись в Иран. Заключив союз с Кипрским королевством, он выдал свою сестру Забел замуж за Амальрика, брата кор. Генриха II. В 1294 г. др. сестра Хетума, Рита, стала женой Михаила IX, сына и соправителя визант. имп. Андроника II Палеолога. Отрекшийся от власти Хетум отправился в К-поль вместе с братом кор. Торосом III (1293-1295), но в их отсутствие в К. А. престол захватил их брат Смбат (1296-1298), к-рого поддержал католикос Григор VII. Хетум и Торос были захвачены в плен, Торос умер в заточении, а Хетум был частично ослеплен. Однако в 1298 г. Смбата разбил в междоусобной войне младший брат Костандин II (1298-1299), к-рый вскоре вернул власть Хетуму. Ослабленная междоусобицей К. А. вновь подверглась нападению мамлюков в 1298 г., которые разграбили Адану, Мсис и 11 др. крепостей. В 1299 г. монголы, поддержанные армянами, нанесли поражение мамлюкам близ Хомса, но через полгода отступили, и мамлюки вернули Сирию под свой контроль. В 1303 г. монголы и армяне потерпели поражение от мамлюков в сражениях при Хомсе и Шахабе (близ Дамаска). После этого попытки монголов завоевать Сирию прекратились.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Благовестник, принесший слово о Иисусе Христе в Самарию и крестивший евнуха Кандакии. ( Деян.6:5, 8:26 и след. 21:8). Епископствовал в Траллии Асийской. Чет. Минея. (Act SS. iun. I. 618). Март. Р. июня. Мес. Вас. В соборе 70 апп. 4 янв. В службе канон Иосифа. Преп. Феофана исповедника и творца канонов, брата св. Феодору начертанному. Савваит. С братом своим Феодором послан был патриархом Иерусалимским в Царьград для обличения Льва Армянина. Страдал за иконопочитание, от 817 до 842 года. По прекращении иконоборства сделан Никейским митрополитом. Скончался мирно. Чет. Минея. (Or. Chr. I. col. 646. Fabr. XI. 220). Март. Р. 27 дек. Есть служба. Свв. мучениц Зинаиды и Филониллы. Две сестры, сродницы ап. Павла. Жили в вертепе близ Димитриополя и проповедовали Иисуса Христа; за сие язычники ночью побили их камнями. Пролог. (Act SS. oct. V. 502). Мес. Вас. Март. Р. Воспоминание седьмого Вселенского собора. Был в Никее, при имп. Константине и матери его Ирине, при патриархе Тарасии, в 787 году, на иконоборцев. Празднуется в воскресный день. В службе канон Германа младшего. Мес. В. 12 окт. 12 Свв. мучч. Тараха, Прова, и Андроника. Страдали в Тарсе Киликийском от Нумерия Максима анфипата, в царствование Диоклетиана и Максимиана, в 301 году. В Чет. Минее »Страдание от нотариев Судейских, в то самое время, егда святии на нечестивом суде испытуеми бяху, писанное, и послежде от верных многою ценою искупленное, и преписанное«. (Acta Metaphrast apud Surium. ad b. diem. Act SS. oct. V. 566). Март. P. 11 окт. Мес. Bac. В службе канон Иосифа. Пре п . Космы, епископа М аиумского, творца канонов. Иерусалимлянин, совоспитанник пр. Иоанна Дамаскина , и приемный сын его родителей, славился ученостью и благочестием в 8 веке. (Or. Chr. III col. 623. Act SS. oct. VI. 594. Fabr. XI. 173). Имеет службу. Св. мученицы Домники. Пострадала от Лисия в Аназарве, в царствование Диоклетиана, 303 год. Пролог. (Act SS. oct. VI. 19). Мес. В. Св. Мартина еп., милостивого. РимлянИн.Сначала воеводствовал и поражал варваров, впоследствии облекся в черные ризы, и семь лет подвизался в иночестве. Преставился мирно.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В эпоху гонений здесь прославились наиболее почитаемые киликийские святые Пров , Тарах и Андроник , а также мч. Иулиан . В качестве столицы Киликии Второй А. был митрополией в составе Антиохийского Патриархата; в VI в. ему были подчинены епископии Епифания, Александрия, Иринополь, Флавиада, Рос, Мопсуестия, Каставала и Эги; позже епископ Роса был подчинен непосредственно Патриарху, а Мопсуестия получила автокефалию (Notitiae episcopatuum//EO. T. 10. 1907. P. 95, 145). Из митрополитов Аназарвских, сведения о к-рых сводятся в основном к факту их присутствия на Соборах, известны: Афанасий (325), Максимиан (431), Валерий (445), Стефан (449), Кир (451), Орест (458), Антиарх (518), Иоанн (550), Эферий (553), Стефан (681), Исидор (692), Иоанн (сер. X в., ему посвящена т. н. Хроника Генесия), Авив (923), Лазарь (986), Лука (1030-1052), Иоанн (2-я пол. XI в.), Афанасий (1166), Феодорит (1260). В годы Киликийского царства в А. располагалась кафедра армянского католикоса. В XII-XIV вв. здесь имелась лат. иерархия, просуществовавшая в качестве титулярной до 1439 г. Памятники Среди многочисленных античных и христ. построек А. выделяется ц. Апостолов эпохи Юстиниана I (527-565) (в наст. время в руинах). Это трехнефная базилика (без нартекса 56,2 ´ 28,1 м) с обходом за алтарной апсидой (см. Амбулаторий) . Вост. сторона снаружи решена в виде широкой пятигранной апсиды с 3 окнами. Фасады, с рядом широких окон, декорированы резьбой. Орнамент карниза повторял мотив декорации городской триумфальной арки (см. Арка триумфальная ). В юго-зап. части города - базилика (51,8 ´ 24,2 м) с трехнефным трансептом. Развалины еще одной базилики (516 г.; 43 ´ 29,2 м) находятся в Верхнем городе. В крепости А., возвышающейся на 300-метровой скале, сохранилась церковь эпохи Киликийского царства - четырехстолпная трехнефная постройка (13,05 ´ 9,6 м); из текста надписи, опоясывающей ее под резным карнизом, следует, что в XII в. здесь находилась царская усыпальница. Лит.: Vailh é S. Anazarbe//DHGE. T. 2. Col. 1504-1506; Gough М. Anazarbus//AnatSt. 1952. Vol. 2. P. 85-150; Le Quien. OC. T. 2. P. 1409; Γριτσπουλος Τ. Α.//ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 468-469; Delehaye. Origines. P. 194; Edwards R. W. The Fortifications of Armenian Cilicia. Wash., 1987; Hild F. , Hellenkemper H. Kilikien und Isaurien. W., 1990. (TIB; 5).

http://pravenc.ru/text/114676.html

регион Мелитины, преимущественно его монастыри, стал центром подъема сиро-яковитской культуры, письменности и самосознания. Упадок яковитской традиции в К. начался лишь после нашествия монголов в 1243 г. К кон. XIII в. 7 яковитских городов близ Мелитины, в т. ч. Арка, Губос и Калудия, были разрушены. Резиденция яковитских патриархов была перенесена в Сис в Киликийской Армении; последним известным яковитским епископом Мелитины в 1293 г. был некий Константин (TIB. Bd. 2. S. 118-120). Эмир Василеос Гиоргюп. Ктиторский портрет в росписи ц. вмч. Георгия Победоносца в долине Ыхлара. Кон. XIII в. Положение церковных общин и кафедр в К. в XIV в. частично восстанавливается по сохранившимся актам Соборов К-польской Церкви и нотициям. В целом судьба кафедр К. была типична для визант. церковных структур всей М. Азии, постепенно попадавших в сферу влияния тюрок-мусульман. С уничтожением визант. адм. структур на этой территории Церковь осталась единственным организующим началом для греч. и арм. населения. Вместе с тем лишенные привычной гос. поддержки и подвергающиеся давлению иноверцев церковные институты неизбежно постепенно приходили в упадок. Так, в 17-й нотиции, составленной в правление имп. Андроника II (1282-1328), ряд важных кафедр М. Азии был понижен в общей иерархии митрополий ( Darrouz è s. Notitiae. P. 393-403). Севастию перевели с 11-го места на 14-е, Мелитину - с 13-го на 16-е, Тиану - с 14-го на 17-е, Иконий - с 24-го на 29-е, Мокисс - с 29-го на 36-е, Назианз - с 72-го на 88-е. Вероятно, уже к нач. XIV в. большинство провинциальных общин в К. находилось в тяжелом положении. Соборным актом 1327 г. под управление митрополита Кесарии временно передавались митрополии Севастии, Икония, Мокисса и Евхаиты (RegPatr, N 2133) ввиду невозможности замещения этих кафедр. Т. о., территория, где до XII в. находились 5 митрополий и 29 епископских епархий, теперь окормлялась лишь одним архиереем. В 1365 г. права Кесарии на управление этими епархиями были вновь подтверждены с добавлением к ним митрополии Назианза (RegPatr, N 2484, 2486, 2487).

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Никак не возражаем против такой современной манеры празднования. Чем активнее возрождается в нашем народе память о великом сражении, чем больше дней в году охватываются мемориальными мероприятиями, тем и лучше для народного самосознания! Но православные всё же считают, что дорогие нашему сердцу события в прошлом возлюбленного Отечества приходились в дни памяти тех или иных Святых, в Праздники или в другие знаменательные даты Православного Годичного Круга, а потому они духовно-мистически связаны с церковными чествованиями Православного Календаря. Например, память Куликовской Битвы мы отмечаем в Двунадесятый Праздник Рождества Пресвятой Богородицы - 21 Сентября по новому стилю, а не 8 Сентября по новому календарю. Так и Сражение при Молодях в 1572 году началось 29 Июля в день праздника Рождества Святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца и его Чудотворного Образа Великорецкого. Ныне этот праздник почти забыт, поскольку во второй половине XVIII века Святейший Синод отменил его общецерковное чествование, но при патриархе Алексие Втором наметилось возрождения празднества, которое в эпоху Царя Иоанна Васильевича Грозного сопровождалось великими торжествами и Крестными ходами. В тот же день совершалась память Святого Мученика Калинника Киликийского http://days.pravoslavie.ru/Life/life4341.htm , Святой Девы-Мученицы Серафимы Римской http://days.pravoslavie.ru/Life/life6829.htm , Преподобномученика Михаила Эдесского http://days.pravoslavie.ru/Life/life1131.htm , Преподобного Константина Старорусского http://days.pravoslavie.ru/Life/life4342.htm , а их память по нынешнему календарю чтится 11 Августа. Во второй день Молодинской битвы чтилась память Святых Апостолов из Семидесяти - Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника http://days.pravoslavie.ru/Life/life4349.htm , а также весьма чтимого на Руси Святого Мученика Иоанна Воина http://days.pravoslavie.ru/Life/life4350.htm , пострадавшего в царствование Юлина Отступника. Память этих Святых по новому стилю приходится на 12 Августа.

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/10/...

    Петр I. Черные горы митрополит. В Сербляке. Правил 1782—1880 г. † 18 окт. Голуб. стран. 601.     Петр меглинский. Паис. О церкви во имя его в Путешествии Григоровича стр. 176.     Серапион нитрийский † 358. Канон сырн. субб. Созон. III, 14.     Силуан, ученик Пахомии В. Канон сырн. субб. Житие Пахомия 15 мая.     Силван подвижник скитский в Египте до 363 г., затем на Синае и в Палестине. Канон сырн. субб. Созом. VI, гл. 32.     Симеон столпник киликийский в 6 веке. Каном сырн. субб.     Стефан преп. шиперский, † 1697 г. Сербляк и Сербско-Далматский Магазин 1868 г. стр. 162.     Тимофей преподобномуч. есфигменский 29 окт. 1820 г. Афон. патер.     Тривелия король, нареченный Феоктист монах в 703-е лето от 6 вселенского собора. Паис. Сомнительный.     Федим амасийский, рукоположивший св. Григория чудотворца в 3 веке. Канон сырн. субб. Житие Григория 17 нояб.     Фока, отшельник скитский, потом палестинский, живший после хадкидонского собора. Канон сырной субб. Достоп. Сказ.     Фотий св. отец фессалийский. Житие в четьей греч. минее XI. века Синод. 159.     Феодор фермийский, † ок. 387 г. Канон сырн. субб. Достоп. Сказ.     Феодор егпитский из обители Ениата близ Александрии. Канон сырн. субб. Достоп. сказ.     Феодор новый муч. в Митилене 1792 г. Солов.     Феодула тавеннская преподобная, † 410. Канон сырн. субб. Филар. Подвижницы.     Феолипт, еп. филадельфийский 14 веке. Память в 1 неделю по неделе всех святых, Афон. патер.     Феон скитский, эконом современник Кассиана. Канон сырн. субботы.     Ферапонт, болгарский мученик, усеченный при султане Селиме. Мощи в Софии. Паис.     Фомаида нисикийская, ученица Вриены, † 322. Канон сырн. субботы. Житие Февронии 25 июня.    Мученики зографские, избитые в числе 25 ок. 1310 года латинянами, нанятыми против турок Андроником II. 2) Храмы Богоматери в Царьграде, непоказанные в греческом синаксаре. Сведения из Дю-Канжа я Бандурия.    Богоматери Артаки. (Дю-Канж кн. IV, 83)    Нерукотворенной иконы Богоматери Кониссы близ Кавалы близ Царьграда (кн. IV, 83).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство НЕБЕСНАЯ ЛИТУРГИЯ в христ. изобразительном искусстве название литургической композиции, в основе к-рой лежит представление о непрестанном служении ангелов Богу НЕВЕЖА Андроник Тимофеевич (Тимофеев) († между 30.11.1602 и 29.04.1603), рус. типограф, гравер, автор послесловий к старопечатным книгам НЕВМАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ вид церковного монодического распева, в котором преобладают короткие мотивы, приходящиеся на отдельные слоги распеваемого текста НЕДЗВИ исторический муж. мон-рь с церковью (50-е гг. IX в.) - памятником груз. зодчества, наиболее крупной из известных трехцерковных базилик Грузии НЕКТАРИЙ (Теляшин Николай Павлович) († 15.01.1667), архиеп. Сибирский и Тобольский, свт. (пам. 22 сент.- в Соборе Тверских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) НЕКТАРИЙ (XVI в.?), Бежецкий, прп. (пам. 3 апр. и в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) НЕРСЕС ЛАМБРОНАЦИ (1153-1198), свт. Армянской Апостольской Церкви, архиеп. Тарса, писатель, ученый, философ, поэт, музыкант, переводчик, гос. деятель Киликийской Армении «НЕ РЫДАЙ МЕНЕ, МАТИ» символическая композиция, именуемая по первым словам ирмоса 9-й песни канона на Великую субботу прп. Космы Маюмского НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич (1862-1942), рус. худож., живописец и график, автор станковых картин, икон, монументальных церковных росписей НЕСТОР († 1-я четв. XII в. (?), Киево-Печерский мон-рь), древнерус. агиограф, летописец, прп., Киево-Печерский (пам. 27 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) НЕХОРОШЕВСКИЙ Мартин (Мартын) Нестерович (ок. 1700 - 1758), гравер (в техниках ксилографии, резцовой гравюры на металле, офорта) НЕЦЕР Эхуд (1934-2010), израильский археолог и архитектор, ведущий специалист по археологии иродианского периода и рим. архитектурному наследию НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА [франко-фламандская школа], направление в зап. церковной музыке; ряд поколений композиторов, работавших во 2-й трети XV - кон. XVI в.

http://pravenc.ru/rubrics/123062_50.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010