— Ап. от 70-ти Анании (I). Апостолы Апостолы   Первый епископ Дамаска. Крестил апостола Павла. Умер мученической смертью, проповедуя Слово Божье в городе Елевферополе. — Прп. Романа Сладкопевца (ок. 556). Автор известных песнопений (кондаков), многие из которых до сих пор исполняются в Богослужениях. По преданию, получил красивый голос и поэтический дар в молитвах Пресвятой Богородице. — Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего (Груз.). ХИТОН ГОСПОДА: ОДЕЖДА СТРАДАНИЯ И СЛАВЫ Хитон Спасителя Как умирал Иисус Христос? Пророчества о Христе   По преданию грузинской церкви, после распятия Господня, раввин Элеазар получил хитон Иисуса и увез его в Грузию. Его сестра Сидония, взяв хитон в руки, тут же упала бездыханной. Сидонию похоронили вместе с хитоном. В IV веке грузинский царь Мариан решил построить на месте её могилы храм, но строители никак не могли поднять огромный столп кедра с могилы Сидонии. После молитвы святой Нины, явился Ангел Господень, поднял столп и указал место, где был скрыт хитон Господень. Впоследствии на этом месте был построен величественный собор Свети-Цховели, а Хитон Господень и Столп Животворящий почитаются чудотворными.   Православные праздники 15 октября — Сщмч. Киприана, мц. Иустины и мч. Феоктиста (304). Суеверия Киприан, Иустина и Феоктист умерли мученической смертью, свидетельствуя о Христе, во время гонений при императоре Диоклетиане. — Блж. Андрея, Христа ради юродивого (936). Блаженный Андрей Цареградский (X в.) Тема номера: «Юродивые» Юродивые   Согласно Житиям Блаженного Андрея, во время нашествия языческих войск на Константинополь, блаженного Андрея посетило видение Пресвятой Богородицы, простершей своё покрывало над молящимися христианами, после чего вражеские войска ушли. В память об этом событии установлен праздник Покров Пресвятой Богородицы.   — Прав. воина Феодора Ушакова (1817). Праведный воин Феодор Ушаков (ИНФОГРАФИКА) Святой Фёдор Ушаков: праведник в адмиральских погонах 100 главных фильмов: «Адмирал Ушаков»: выбор монахини Ольги (Гобзевой)

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Имя Ксения 6 мин., 05.06.2018 Значение имени Ксения: Ксения — имя древнегреческого происхождения и переводится как «гостеприимство» (xenia) или — «чужой», «чужеземный» (xenios) Дни памяти: 6 февраля, 6 июня — дни памяти святой блаженной Ксении Петербургской. Святые с именем Ксения Святая блаженная Ксения Петербургская (между 1719/1730 — около 1806) Многие из тех, кто приезжает сегодня в Санкт-Петербург, спешат посетить странное для туристичес­кого сознания место — Смоленское кладбище. Минуя музеи и памятники архитектуры, изящные улочки и величественные проспекты, они, оказавшись внутри кладбищенской ограды, быстро шагают в сторону часовни, около которой почти всегда оживленно и многолюдно. Здесь находятся мощи блаженной Ксении Петербургской, одной из самых почитаемых святых в России. Еще при жизни праведницы не было в Петербурге человека, который бы не знал «Андрея Федоровича», как называла себя юродивая подвижница — блаженная Ксения. О ее детстве и юности достоверных сведений не сохранилось. Известно только, что она вышла замуж за придворного певчего — полковника Андрея Федоровича Петрова, который вскоре после венчания внезапно скончался. Эта трагедия оказалась решающей в жизни будущей святой. На похороны Ксения явилась в одежде своего мужа, так что родственники Андрея Федоровича подумали, что вдова, убитая горем, сошла с ума. Она же утешала их, говоря: «Не переживайте, Андрей Федорович жив — вот он я. А умерла несчастная Ксения». Дом мужа Ксения подарила женщине, которая до этого снимала у них комнату, имущество начала раздавать бедным, а все имеющиеся деньги отнесла в церковь — на помин души «рабы Божией Ксении». Это еще больше смутило родственников супруга. Прознав об этом, они немедленно обратились на место службы Андрея Федоровича и просили остановить «безумную» вдову, не дать ей раздарить все, что было накоплено мужем. Начальство вызвало к себе Ксению, однако, поговорив с ней, не нашло в женщине никаких признаков расстройства рассудка. Так начался ее подвиг юродивой Христа ради.

http://foma.ru/imya-kseniya.html

Таковые признаки суть: во-первых, житие, если оно современно Андрею, должно быть относимо по его языку (который весьма варварствует) к более позднему времени, чем V в.; во-вторых, говорится в житии, что Андрей, приняв на себя подвиг юродства, «начал ребячествовать по примеру оного древнего, дивного Симеона (cap. 2 fin.), а разумеемый тут Симеон юродивый Сиро-Палестинский жил во шорой половине VI в.; в-третьих, многократно упоминаются в житии Сарацины и Агаряне и в одном месте ясно представляются народом высокоподнявшим рог свой на Византию (cap. 25). «Полагают, что под Львом Великим жития должен быть разумеем Лев Философ (886 – 911). Однако последнего, сколько знаем, никто не называет Великим. Притом, упоминание о Данииле Столпнике как современнике Андрея дает знать, что примирения противоречий или разрешение вопроса о них должно искать иным путем». Сам историк Е.Е. Голубинский время жизни святого определяет: «Преподобный Андрей жил во времена императора Льва Великого (457 – 474), или неизвестно когда позднее». (Церковная история, т. I, вторая половина, с. 350 – 351 и 346). Срезневский также относит время жизни блаженного к более раннему времени, чем IX – X в., указывая также на то, что прозвание «Великий» придавалось обыкновенно тому императору Льву, который царствовал в 457 – 474 гг., и что святой Андрей был современником Даниила Столпника; и потом – «житие говорит довольно часто и много, как о друге Андрея, о молодом Епифании, который позже, уже по смерти Андрея, сделался Константинопольским патриархом. Из Константинопольских патриархов имя Епифания носил только один тот, кто был на престоле в 520 – 535 гг., бывши пред тем пресвитером Софийской церкви и синкелом; о нем, следовательно, одном может быть речь в житии Андрея юродивого. Андрей жил, как сказано в житии, 66 лет и умер, как можно предполагать из того, что Епифаний еще не был пресвитером, значительно ранее 520 г. Предположив, что он умер в 510 г, признаем, что он родился в 444 г. и что при начале царствования императора Льва ему было 13 лет, а при конце – 30 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При Е. своеобразная и эффективная педагогическая система, сложившаяся в Казанской центральной крещено-татарской школе, основанная в первую очередь на авторитете руководителя и имевшая сходство с постановкой обучения в лучших мусульм. медресе, была заменена обычной классно-урочной системой. По наблюдениям педагогов и отзывам кряшен, в сохранении миссионерских и патриархальных традиций школы ведущую роль играла жена Е. Пелагея, к-рая в 1885-1913 гг. была учительницей жен. отд-ния и фактически руководила отд-нием. Е. пользовался авторитетом среди кряшен в основном не как администратор, а как регент и обладатель замечательного голоса. Его распевы без указания имени автора и в наст. время используются в церковных службах на татар. языке, бытуют среди кряшен как народные песни. Е. не вполне свободно владел рус. языком. После смерти Ильминского и прот. В. Тимофеева работа над переводом на татар. язык Свящ. Писания приостановилась, издавались в основном переводы Житий святых и назидательная лит-ра, над к-рыми Е. работал вместе с А. А. Воскресенским и Р. П. Даулеем . Были опубликованы переведенные ими книги «Целитель всемилостивый» (1896), «Небесная воевода русской земли» (1898), «Небесные споручники брачного союза» (1898), «Господь любит праведных» (1898), Житие свт. Николая Чудотворца (1898), «Русские первомученики» (1898), беседа на молитву «Царю Небесный» (1898), «Сказание о Смоленской иконе Божией Матери» (1898), «Церковное пение» (1898), «Равноапостольная мироносица» (1899), «Земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа» (1900), Жития свт. Василия Великого, свт. Григория Богослова (1903), прп. Серафима Саровского (1904), свт. Аверкия, еп. Иерапольского, царя и прор. Давида, свт. Петра мытаря, свт. Харитона, прп. Виссариона, прп. Серапиона, прп. Симона, Христа ради юродивого, прмч. Дамаскина, прмч. Илии Ардуниса, прмч. Никодима, прмч. Романа, прп. Исидоры, Христа ради юродивой, кнг. мц. Феодоры Владимирской, ап. Андрея Первозванного, мучеников Аврамия Болгарского, Иоанна, Петра и Стефана Казанских, равноапостольных Кирилла и Мефодия, мч. Маманта, мч. Фоки (1905), сборник рассказов из Житий святых для детей (1907), Жития первомч. Стефана (1908), равноапостольных Константина и Елены (1914). Те же авторы продолжили начатую Ильминским и прот. В. Тимофеевым работу по переводу на татар. язык молитв и богослужений: были опубликованы Великий канон прп. Андрея Критского (1897), последование ко Св. Причащению (1906), акафист иконе «Благовещение Пресв. Богородицы» (1910), молитва после сугубой ектении (1911). Также были изданы краткая церковная история, катехизические поучения на Символ веры (1907), «Беседы о силе крестного знамения», «Наставление крещеным татарам, колеблющимся в христианской вере» (1908), «Указание пути в Царствие Небесное» (1910), брошюры о Евангелии, о почитании икон (1911).

http://pravenc.ru/text/189535.html

Глас Апостола Твоего Павла услышав глаголющ: мы юроди Христа ради, раб Твой Андрей юрод бысть на земли, тебе ради, Христе Боже. Темже ныне память его почитающе, тебе молимся: Господи, спаси души наша. Кондак, глас 4: Во юродство претворився волею, мира сего красоты отнюд возненавидел еси, плотская мудрования увядил еси, постом и жаждею, и зноем, и студению мраза, от дождя и снега, и от прочия воздушныя тяготы никогдаже уклонився, очистил еси себе, яко злато в горниле, Андрее блаженне. 6265 Василий Македонянин, его отец, царствовал с 867 по 886 г. и начал собою т.н. Македонскую династию. 6266 Во всех славянских житийных списках св. Андрей Юродивый называется славянином, по греческому подлиннику – скиф; но так в продолжение долгого времени греки ошибочно называли и восточных славян, смешивая их с обитавшим прежде в восточной Европе диким кочевым народом – скифами. 6267 Юродство – значит собственно безумие. – Юродство о Христе представляет собою особый, высший вид христианского подвижничества. Одушевляемые горячею ревностью и пламенною любовью к Богу, юродивые Христа ради, не довольствуясь всеми другими лишениями и самоотречениями, отрекались от самого главного отличия человека в ряду земных существ – от обычного употребления разума, добровольно принимая на себя вид безумного человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда, – дозволяющего себе иногда, по видимому соблазнительные действия. […] – При всей трудности, подвиг юродства требовал от святых подвижников и высокой мудрости, чтобы бесславие свое обращать во славу Божию и в назидание ближним, не допуская в смешном ничего греховного, в кажущемся неблагопристойным ничего соблазнительного, или обидного для других. – Первые подвижники юродства о Христе явились весьма рано, в колыбели первоначального иночества – Египте, во второй половине IV века. 6268 Здесь необходимо все-таки четко сознавать Апостольское понимание юродства – что мир воспринимает самопожертвование Христа и Его последователей как безумие, юродство. Поэтому приводить эти слова в объяснение образа жизни юродивых не совсем правильно «ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью» Прем.Сол.7(прим. иер. Наф.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Из этого повествования об установлении праздника Покрова Пресвятой Богородицы видно, во-первых, что вскоре после явления Богоматери святому Андрею и Епифанию не был установлен этот праздник, «како страшное милосердное видение бысть без праздника», говорит учредитель его. Праздник установлен вследствие слушания жития святого Андрея Христа ради юродивого или того места из жития святого Андрея, в котором говорится о явлении ему Богоматери, следовательно установлен спустя довольное время по кончине этого святого, а несовременно явлению Богоматери, как написал Пахомий серб. Во-вторых, праздник установлен не в Константинополе, ибо говорится в молитвенном обращении к Богородице: «яко же тамо сущая народы в церкве покры, тако и нас грешных раб твоих покрый кровом крилу твоею». В-третьих, так как пролог Илии и Константина Мокисийского переведен в России и в него первоначально внесены только русские праздники, как увидим ниже, то и праздник Покрова Пресвятой Богородицы, внесенный в самые древние экземпляры этого пролога, установлен в России.   II. Другое доказательство на то, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен в России, представляет служба на этот праздник, составленная, по всему видно, современно установлению праздника. Самый древний, дошедший до нас, список этой службы относится к XIV веку и находится в московской синодальной библиотеке в пергаменной псалтири с шестодневом и избранными службами 87 . Вся служба вошла в печатную минею, кроме седальна, кондака, икоса и светильна. Но в печатной прибавлены другие песнопения, а в прочих древних песнопениях язык немного поновлен и сделаны небольшие изменения. Выражения и мысли как в службе, так и в проложном сказании об установлении праздника одинаковы и если не один писатель проложного сказания и службы, то писатель службы имел в виду проложное сказание, но не писатель проложного сказания имел в виду службу, потому что в прологе говорится о самом установлении праздника современно лицу, установившему его. Может быть, писавший службу, по поручению князя, установившего праздник, написал от лица князя оповестительное послание по России об установлении праздника, а это послание и послужило основанием проложного сказания, подобно тому, как говорится о празднике Всемилостивому Спасу и пречистей Богородице 1 августа в проложном сказании: «аз же написах сие малое писание повелением царя Мануила и всего причта церковного, да празднуем вси обще праздник сей месяца августа в первый день», то есть, один из греков написал в Россию послание по повелению царя Мануила и причта об установлении этого праздника (1 авг.), и оно отчасти послужило основанием проложного сказания в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

к. Димитрия Иоанновича Донского 1222 . В 1528 году введено в нем общежитие новг. архиепископом Макарием 1223 . В 1611 году, во время шведского разорения, Ситецкий монастырь претерпел крайнее опустошение. Об этом упоминается в жалованной грамоте царя Михаила Феодоровича, присланной в 1622 году на имя воеводы Димитрия Михаиловича Пожарского: «в прошлом во 122 (1614) в 22 день бил челом нам из Великого Новагорода Андрея блаженного Ситецкого монастыря старец Онуфрей: как де немецкие люди взяли Великий Новгород и тот де Ситецкой монастырь разорили до основания, а братью и слуг многих на правехсе замучили; и после де немецкого разоренья в том Ситецком монастыре пособрались было старцы и служки и храм починили и в храме пенье устроили, да и разошлись от великого оброку; а их де всего осталось на той пустынке в Ситецком монастыре он старец Онуфрей да черный поп Варлам; а вотчинки де к тому монастырю нет ни где, – питаются христовым именем и пашут нашу землю, что под монастырем.... и им де того Ситецкого монастыря строить нечим 1224 . Не смотря на разорение Ситецкого монастыря, в нем 1615 года оставались в целости каменный храм Андрея блаженного и деревянный храм Вознесения с трапезою 1225 . Особенно же разоренный Ситецкий монастырь начал возобновляться с 1625 года по жалованным грамотам царей и великих князей 1226 , но не мог придти в цветущее состояние по причине скудного содержания. По этой самой причин монастырь приписан к новгородскому архиерейскому Дому 1227 , за которым и состоял до учреждения штатов в 1764 году. В это время при церкви Андреевской была деревянная колокольня, а вместо прежней Вознесенской церкви была церковь также деревянная во имя Покрова пресвятой Богородицы. Со времени учреждения штатов до 1776 года, Ситецкий монастырь находился на своем содержании, а с 1776 года приписан к Кириллову монастырю. Теперь от упраздненного монастыря осталась одна каменная церковь во имя Андрея Христа ради юродивого. Андреевская Ситецкая церковь , подобно другим древним церквам, построена из плитняка, булыжника и кирпича.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Есть довольно в житии и другого, что подтверждает это мнение. Для чего сделано прибавление о преподобном Данииле и о восстановлении храма апостолов Петра и Павла? Без сомнения, для большего прославления святого Андрея. Никифором, вероятно, написано было о чуде изведения святого Андрея из рва тинного и о моровой язве, но издатель жития распространил и изложил по-своему сказанное Никифором и сделал добавления в фактах. Слог и склад речи в этом месте один и тот же с прочим житием. Та же фразистость, то же многословие или распространение в словах, то же явление ефиопов, как и в других местах, те же выражения. Но так как издатель, дополнявший житие, допустил в этих местах неправильности и неясность в изложении, не связав достаточно вставленное им, то последующие исправляли и изменяли эти места и при том более, чем другие. Поэтому неудивительно, если это место, равно и название Льва Великим найдется во всех списках жития, а это житие, не смотря на свою громадность, было распространено в значительном числе списков. Святогорец Никодим под 28 мая замечает, что оно находится в рукописях в Иверской обители на Афоне и в других. На западе известно несколько списков этого жития. Селье († 1761 г.) говорит о трех более лучших списках в библиотеках Ватиканской, Императорской и Королевской 66 . На славянский язык сделано не менее как два перевода с двух разных списков. Если проследить все житие святого Андрея, то нельзя не видеть, что все события в нем относятся не к V или к началу VI века, а к позднейшему времени. В самом начале жития после того как сказано, что святой Андрей куплен при Льве Великом и обучен, говорится, что он любил читать мучения святых и особенно жития святых и богоносных мужей 67 . В V веке при Льве Великом мучения святых были, но житий богоносных отец было еще немного. Это место указывает на следующее (столб. 89), именно, что святой Андрей начал юродствовать по образу древнего Симеона († 590 г) , следовательно, в числе житий богоносных мужей он читал и житие Симеона юродивого.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Разделы портала «Азбука веры» Аудио: Кондак 1 Избранная угодница и Христа ради юродивая, святая блаженная мати Ксения, избравшая подвиг терпения и злострадания, хвалебное пение приносим ти, чтущия святую память твою. Ты же заступи нас от враг видимых и невидимых, да зовем ти: Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших. Икос 1 Равноангельского жития взыскала еси, блаженная мати, по успении мужа твоего отвергла еси мира сего красоту и вся, яже в нем: похоть очес, похоть плоти и гордость житейскую, юродством разум Христов стяжала еси. Того ради услыши от нас похвалы, тебе возносимые: Радуйся, житием твоим Андрею, Христа ради юродивому равная; Радуйся, имени своего отрекшаяся, себе же умершей именовавшая. Радуйся, в юродстве имя мужа твоего Андрея принявшая; Радуйся, именем мужеским назвавшись, немощи женской отрешившаяся. Радуйся, все имение твое добрым людям и нищим раздавшая; Радуйся, нищету добровольную Христа ради приявшая. Радуйся, века сего суемудрия юродством твоим отвергатися нас научившая; Радуйся, благая утешительнице всех, в молитве к тебе прибегающих. Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших. Кондак 2 Видя странное твое житие, яко ты презрела еси дом свой и всякое мирское богатство, родные по плоти безумной тя полагаху, людие же града Петрова, видя смирение твое, нестяжание и вольную нищету, воспели Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разум, от Бога тебе данный, ты, Ксения блаженная, в мнимом безумии скрыла еси; в суете града великого аки пустынница жила еси, молитвы Богу свои вознося непрестанно. Мы же, дивящеся таковому житию твоему, взываем тебе хвалебно: Радуйся, крест тяжкий юродства, от Бога тебе данный, на рама своя принявшая; Радуйся, мнимым безумием сияние благодати скрывавшая. Радуйся, дар прозорливости смирением крайним и подвигом молитвы стяжавшая; Радуйся, дар сей на пользу и спасение страждущих являвшая. Радуйся, страдания людския прозорливо в дали необозримей зревшая; Радуйся, жене доброй о рождении сына прорекшая. Радуйся, яко жене той у Бога чадо испросившая;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Кондак 1 Избранная угодница и Христа ради юродивая, святая блаженная мати Ксения, избравшая подвиг терпения и злострадания, хвалебное пение приносим ти, чтущии святую память твою. Ты же заступи нас от враг видимых и невидимых, да зовем ти: Радуйся, Ксение блаженная, молитвеннице о душах наших. Икос 1 Равноангельского жития взыскала еси, блаженная мати, по успении мужа твоего отвергла еси мира сего красоту и вся, яже в нем: похоть очес, похоть плоти и гордость житейскую, юродством разум Христов стяжала еси. Того ради услыши от нас похвалы, тебе возносимыя: Радуйся, житием твоим Андрею, Христа ради юродивому, равная; Радуйся, имени своего отрекшаяся, себе же умершей именовавшая. Радуйся, в юродстве имя мужа твоего Андрея приявшая; Радуйся, именем мужеским назвавшись, немощи женской отрешившаяся. Радуйся, все имение твое добрым людям и нищим раздавшая; Радуйся, нищету добровольную Христа ради приявшая. Радуйся, века сего суемудрия юродством твоим отвергатися нас научившая; Радуйся, благая утешительнице всех, в молитве к тебе прибегающих. Радуйся, Ксение блаженная, молитвеннице о душах наших. Кондак 2 Видяще странное твое житие, яко презрела еси дом свой и всякое мирское богатство, родные по плоти безумною тя полагаху, людие же града Петрова, видя смирение твое, нестяжание и вольную нищету, воспели Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разум, от Бога тебе данный, ты, Ксение блаженная, в мнимом безумии скрыла еси; в суете града великого аки пустынница жила еси, молитвы Богу свои возносящи непрестанно. Мы же, дивящеся таковому житию твоему, взываем тебе хвалебно: Радуйся, крест тяжкий юродства, от Бога тебе данный, на рамена своя приявшая; Радуйся, мнимым безумием сияние благодати сокрывавшая. Радуйся, дар прозорливости смирением крайним и подвигом молитвы стяжавшая; Радуйся, дар сей на пользу и спасение страждущих являвшая. Радуйся, страдания людския прозорливо в дали необозримей зревшая; Радуйся, жене доброй о рождении сына прорекшая. Радуйся, яко жене той у Бога чадо испросившая; Радуйся, всех к Богу в молитве прибегати научившая.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010