Где же существует внутреннее общение нравственной жизни человека с жизнию Богочеловека, там необходимо будет и внешнее последование Ему: последнее есть необходимое следствие первого 144 . В этом отношении последователь Христа не есть простой только подражатель Его образа жизни, но, так сказать, центр тяжести своей жизни он имеет в Господе; Христос для него есть жизнь 145 , так как он может сказать, что не он живет, но живет в нем Христос 146 . Вот объяснение подражательности св. юродивых в своей жизни образу жизни Христа. И нельзя, поэтому, думать вместе с профессором Петровым, что у них было преднамеренное желание подражать и следовать священному Писанию, что они старались исполнять закон Божий с буквальной точностью, осуществить его на деле, реализировать его. В числе примеров реализации новозаветного текста профессор Петров указывает на св. юродивого Серапиона, который Христову заповедь, – «продаждь имение твое и даждь нищим», старался осуществить в своей жизни, ради нищелюбия продав даже евангелие, с которым никогда не разлучался. А своим постоянным странничеством, как и все юродивые, он учил других следующему правилу: «не имамы зде пребывающего града, но грядущего взыскуем» 147 . По примеру Спасителя, пришедшего призвать не праведников, а грешных к покаянию, св. юродивые Виссарион, Серапион, Симеон спасали блудниц 148 . «Буквально понимая, пишет профессор Петров, слова священного Писания и прилагая их к жизни, св. подвижники тем самым ставили себя в те или подобные им обстоятельства, при которых совершались евангельские события. А одинаковые обстоятельства и поступки имели и одинаковые последствия. Вследствие этого нравственные подвиги их сопровождались чудесными проявлениями благодати Божией в духе евангельских сказаний. «Так, св. юродивые: Андрей и Прокопий Устюжский восходят на небо» 149 . Но, смотря с этой точки зрения на овеществление св. юродивыми тех или других мест священного Писания в их жизни, профессор Петров, однако, должен был в заключение рассуждения о реализации св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

John of Ephesus. Lives of the eastern saints//PO. 1926. T. 19. P. 179–185 (Chap. LIII). (Житие Приска изложено в 53й главе того же сочинения Иоанна Эфесского. Иоанн Эфесский (VI b.), сирийский писатель, которого Ж.-К.Ларше здесь называет другим именем — Иоанн из Амиды. — Ред.) Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. 4. 111. Leontios de Neapolis. Vie de Symeon le Fou et Vie de Jean de Chypre/Ed. A.-J. Festugiere, L.Ryden. Paris, 1974. (Русский перевод цитируется по изданию: Житие и деяния аввы Симеона, юродивого Христа ради, записанные Леонтием, епископом Неаполя Критского//Византийские легенды. С. 58–83. — Ред.) Nicephorus presbyten. Vita S. Andreae Sali sen Stulti//PG. 111. Col. 628C-888D. См.: Grosdidier de Matons J. Les themes d’edification dans la Vie d’Andre Salos//TM. 1970. Vol. 4. P. 277–328. (Далее принято наименование: Житие Андрея Юродивого (с указанием номера главы no PG). Источники: BHG, N 264. Прп. Никита Стифат. Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова, пресвитера и игумена монастыря святого Маманта Ксирокерка. 52–57. (Далее рус. пер. цитируется по изданию: Симеон Новый Богослов, прп., Никита Стифат, прп. Аскетические произведения. С. 133–138.) La vie de saint Cyrille le Phileote moine byzantin/Ed. et trad. E.Sargologos//SH. 1964. (Далее в примечаниях сокращенно: La vie de saint Cyrille le Phileote. Прп. Кирилл Филеот (t 1110, память 2 декабря) был родом из деревни Филея во Фракии. Житие его написал церковный песнописец и современник Николай Катаскепин. Впервые в 1895 г. стало известно об обнаруженной на Афоне в монастыре Каракал рукописи с житием, на русский язык из него переведены небольшие отрывки (см.: ВВ. 1897. Т. 4. С. 378–401). — Ред.) Источники: «Житие и деяния преподобного и богоносного отца нашего Саввы Нового, на Афонской горе подвизавшегося», которое было составлено Константинопольским патриархом Филофеем (Коккином) в 1369–1375 гг. Впервые его издал на греческом языке А. Пападопуло-Керамевс в 1891–1898. Ср.: Festugiere A.-J. Etude sur 1а Vie de S. Sabas le Jeune qui simulait la folie//Leontios de Neapolis. Vie de Symeon le Fou. P. 223–249. Далее текст цитируется по переизданию русского перевода (Филофей, патриарх Константинопольский. Светило иноческих добродетелей: Житие преподобного отца нашего Саввы Нового Святогорца. СПб., 2002) под сокращенным названием: Филофей, патриарх Константинопольский. Житие преподобного Саввы Нового. Ссылки Ларше на издание греческого текста даны под фамилией издателя: Papadopoulos-Kerameus. Analekta. — Ред.

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

Между 1547 и 1551 гг. К сер. XVI в. относится изображение М. в росписи царского дворцового храма - Благовещенского собора (между 1547 и 1551), к-рое не вызывает никаких сомнений в его атрибуции; возводить их к утраченной росписи мастера Феодосия (1508) особых оснований нет, но исключить это также невозможно. М. представлен в центральной апсиде, над святительским чином, в крайнем справа медальоне, вместе с Московскими преподобными и Ростовскими святыми. Симметрично, в левом медальоне, помещена фигура ростовского юродивого блж. Исидора; обе фигуры обращены к центру, М.- в белой набедренной повязке, изображен с молитвенно поднятыми руками (схема: Мнёва. 1970. С. 204. Табл. 14. 5, 13 - блж. Исидор Ростовский ошибочно назван блж. Василием Московским; медальоны: Качалова. 2012. Ил. 1, 2 - М. ошибочно назван блж. Василием, а блж. Исидор - М.; верная атрибуция: Мельник. 2004). Примерно тогда же узнаваемый образ М. появился в группе юродивых (рядом с блж. Андреем К-польским и др. визант. блаженными) на московской иконе «Шестоднев» 2-й четв.- сер. XVI в. (из собрания И. С. Остроухова, ГТГ). Источники кон. XVI в. содержат много данных об изображениях М., показывающих, что его почитание, не будучи распространенным очень широко, поддерживалось при дворе и вышло за пределы Москвы. Московского юродивого в XVI в. воспринимали как рус. преемника блж. Андрея К-польского, о чем свидетельствует икона этих юродивых, принадлежавшая царю Иоанну IV Васильевичу: «Образ Максим да Андрей молебные Христа ради уродивые, вверху Воплощенье, венцы и гривна и оклад с каменьем и жемчуги сканные» (Опись домашнему имуществу царя Ивана Васильевича, по спискам и книгам 90 и 91 годов//ВОИДР. 1850. Кн. 7. Смесь. С. 4). Находившаяся в числе домашних царских святынь и при Алексее Михайловиче ( Успенский. 1902. С. 8), эта икона в довольно богатом окладе позволяет говорить о внимании Иоанна IV к теме святости юродивых и особом положении М. среди рус. святых этого чина, сохранявшемся до прославления в 1588 г. блж.

http://pravenc.ru/text/2561588.html

Таким же был и святой Андрей Блаженный. Однажды одна благочестивая дева Варвара смотрела из окна своего дома на многолюдную базарную площадь. Внезапно духовными своими очами она увидела некий светлый сияющий столп, идущий сквозь толпу. Это был блаженный Андрей. Люди толкали и били его, демоны тому радовались, но святые Ангелы дарили ему райские цветы… Святость всегда находится за гранью земного понимания, ибо принадлежит она миру горнему. Мы же почитаем о начале этого великого и святого пути. Глава 2. Начало святого пути Период времени, в который жил блаженный Андрей, вызывает у историков много поводов для дискуссий. Автор жития отец Никифор в начале повествования указывает на то, что святой жил в Константинополе в период правления императора Льва Великого. Одни ученые считают, что это Лев 4 Мудрый, правивший Византией в 886–912 годах, другие – Лев 1 (457–474). Кроме того, в тексте указано, что во время одного страшного бедствия святой Андрей молился о горожанах Константинополя и был Божией силой перенесен на место подвига другого святого – Даниила Столпника, где они вместе молились о народе. А Даниил Столпник умер в 493 году. В пользу же историков, придерживающихся первого мнения, свидетельствует тот факт, что отец Никифор говорит о том, что блаженный Андрей является достойным последователем преподобного Симеона Эмесского Христа ради юродивого, который жил в VI веке. Кроме того, при анализе текста ими был сделан вывод о том, что он принадлежит к памятникам поздневизантийской литературы X–XI веков. Но нам, православным христианам, главное, что блаженный Андрей реально существовал, что Господь явил миру столь удивительного духовного светоча. Еще одним интересным свидетельством является национальность святого. В греческом оригинале жития Андрея юродивого называют скифом, в русских Четьих Минеях – славянином. Вполне возможно, что верно последнее, так как византийцы долгое время не могли различить скифов, славян и другие народы Северного Причерноморья друг от друга, называя их общим именем «скифы».

http://pravoslavie.ru/97822.html

15 августа Блж. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1557) 19 августа 20 августа Свт. Митрофана Воронежского 22 августа Апостола Матфея. Собор Соловецких святых 26 августа Свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца (1783) 28 августа 29 августа Перенесение Нерукотворного Образа Господня. Ореховый, Холщовый, Полотняный или Нерукотворный Спас. Сентябрь 2024 года. Церковные праздники в сентябре 3 сентября Прп. Аврамия , чудотв. Смоленского (XIII) 8 сентября день Владимирской иконы Божьей Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 г.) 11 сентября 19 сентября Чудо Архистратига Михаила 21 сентября 22 сентября Праведных Богоотец Иоакима и Анны. Прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515) 27 сентября 30 сентября День святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Октябрь 2024 года. Церковные праздники в октябре 8 октября Преподобного Сергия Радонежского 9 октября день Апостола и евангелиста Иоанна Богослова 14 октября 15 октября Блаженного Андрея, Христа ради юродивого 18 октября Свтт. Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена и Тихона, Московских и всея России чудотворцев 19 октября Апостола Фомы 26 октября Иверской иконы Божией Матери 28 октября Дмитриевская (Родительская) суббота — День поминовения усопших 30 октября Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора Ноябрь 2024 года. Церковные праздники в ноябре 4 ноября Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г). 5 ноября День иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 6 ноября День иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 8 ноября день Великомученика Дмитрия Солунского 9 ноября день преподобного Нестора Летописца 10 ноября Мц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Свт. Арсения, архиеп. Сербского (1266) 20 ноября Иконы Божией Матери Взыграние (1795) 21 ноября Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.

http://pravmir.ru/pravoslavnyj-kalendar-...

Скончался блаженный 3-го июля 1589 года и, по повелению Царя Феодора Иоанновича, много слышавшего о его добродетели, соборно погребал юродивого Митрополит Казанский с Епископом Рязанским и множеством архимандритов и игуменов. В самый час погребения страшная восшумела буря, с громами и молниями, которые опалили много святых икон в церквах. Ризничего Владыки Рязанского убило до смерти в самом храм, где совершалось погребение, диакона Покровского Пимена вынесли едва живым, священника Иоанна ударило о землю так, что был долго без чувств и едва успел покаяться, и многих предстоявших людей оглушило и ранило небесным огнем. «Единый Бог ведает тайную вину сей небесной кары» говорит летописец, записавший страшное событие. Миновалась буря и начались благодатные исцеления от гроба угодника Божия, которые ознаменовали святость его; иных сам он звал к своему гробу, являясь им на пути, других разрешал, притекавших с верой к его раке; до пятнадцати таких исцелений записано в соборной церкви, где погребен. И на дальние страны простиралась благодатная его сила. На севере, в городе Орешке, воевода Борис Петрович Благова одержим был тяжкой болезнью и был при смерти. Ночью впал он в забвение и услышал таинственный голос: «Молись Господу и Пречистой Его Матери и призывай на помощь Иоанна водоносца, называемого большой колпак, молитвами коего исцелит тебя Господь!» После сего таинственного посещения разрешился от болезни воевода и прославил угодника Божия. По летописцу известно также, что сей, Христа ради юродивый, встречаясь на стогнах, обличал Бориса Годунова, который не смел ему возражать и, быть может, буря устрашившая царствующий град в час погребения Христа ради юродивого, была предзнаменованием страшных бедствий, угрожавших столице и всей России, за невинную кровь царственного мученика, которая вскоре должна была пролиться в Угличе. (Со списка, находящегося на паперти церкви Василия блаженного в Москве и из летописи Императорской библиотеки 97.) 4-го июля, во святых отца нашего Андрея, Архиепископа Критского, Иерусалимита, и преподобной Марфы, матери святого Симеона–дивногорца.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Указание пути к спасению. (Опыт аскетики). Серг. Пос.: СТСЛ, 1905. Ч. 1. Отд. И. Подотд. А. Разр. 1. Чл. 2. Гл. 3. § 20. С. 49. 335 С. М. Зарин, проф. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское исследование. СПб., 1907. С. 264; см.: Там же. С. 261–265. 340 Ср.: «Ум легок и не терпит обремененного чрева» (Гоигорий Богослов, свт. Двустишья//Творения. Ч. 4. М., 1889. С. 300); «плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как и блуднице разглагольствовать о целомудрии» (Слова подвижнические. Слово 56. С. 286). 344 См.: Лествица. Слово 14, 8. С. 115; Основы. Т. 2. С. 103; ср.: О постановлениях киновитян. Кн. 5. Гл. 25. С. 65. 358 См.: Основы. Т. 2. С. 105; ср.: Руководство к духовной жизни. 500. С. 324; О постановлениях киновитян. Кн. 5. Гл. 24. С. 64. А как после «вознаграждали» себя святые после этого см.: Древний патерик. 3-е изд. М., 1899. Гл. 4, 29 (26). С. 51. 362 Житие прп. Серафима. Гл. 29. Наставление 33. С. 451; см.: Основы. Т. 2. С. 108; ср.: Рим. 14, 22 ; Древний патерик. 3­е изд. М., 1899. Гл. 4, 10 (10), 12 (12), 13 (13), 17 (17), 22 (21), 23, 26 (24), 27 (25), 42 (34), 43 (35), 64 (54), 70 (58), 77 (65), 78 (66), 81 (67). С. 46–51, 54, 57–60, 62–63. 365 См.: Основы. Т. 2. С. 108–113; ср.: Димитрий Ростовский , свт. Житие святого Андрея, Христа ради юродивого//Жития святых. Кн. 2: Октябрь. М., 1902. День второй. С. 70–71; Его же. Страдание святой мученицы Дорофеи и с ней Христины, Каллисты и Феофила//Жития святых. Кн. 6: Февраль. М., 1905. День шестой. С. 114; Его же. Житие Авраамия затворника и блаженной Марии//Жития святых. Кн. 2: Октябрь. М., 1902. День двадцать девятый. С. 614; Его же. Житие преподобных отец наших Симеона, Христа ради юродивого и Иоанна, спостника его//Жития святых. Кн. 11: Июль. М., 1910. День двадцать первый. С. 499–500. 372 Далее из указанного текста книги проф. М. Платена, который приводит еп. Варнава, следует, что под кокаином он подразумевает теобромин, который действительно входит в состав бобов какао и близок по строению и действию на нервную систему к кофеину, хотя и имеет значительно менее выраженное действие на последнюю (см.: Теобромин//Большая советская энциклопедия.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Закрыть itemscope itemtype="" > Покров Пресвятой Богородицы, от бед хранящий 15.10.2007 395 Время на чтение 3 минуты Праздник Покрова Божией Матери был установлен на Руси в княжение св. благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского (1155 - 1174 гг.) Основанием послужило константинопольское чудо 910 года, описание которого сохранилось в житии св. Андрея Константинопольского, Христа ради юродивого. В житии рассказывается, что когда святой Андрей вместе с Епифанием, учеником святого, молились в храме, вдруг как бы раскрылся над ними свод храма, и святой Андрей увидел Пресвятую Деву, окруженную множеством ангелов и святых. Она молилась и простирала над богомольцами храма омофор. " Видишь ли ты Царицу всех? " - спросил Андрей ученика, не веря своим глазам. " Вижу, отче святый, и ужасаюсь " , - ответил Епифаний. Первым автором жития был священник храма Святой Софии Константинопольской, духовник святого Андрея и его ученика Епифания. Подлинник жития до нас не дошел, а поздние списки и переводы противоречат друг другу. Так, в некоторых говорится о нападении сарацин (арабов) на Константинополь в 910 году, в других видение св. Андрея ни с какими нападениями врагов не связано, в третьих рассказывается о нападении неназванных по имени " врагов " и действие переносится в 911 год. Это совершенно обычное дело - средневековый переписчик часто изменял текст по своему усмотрению, считал своим долгом дополнить содержание тем, что слышал или читал, если, конечно, работал не со Священным Писанием. Что же происходило в 910 - 911 годах в Ромейской (Византийской) Империи? На престоле второй император Македонской династии Лев VI Философ, прозванный так за любовь к книжной мудрости, ничем особенно не выдающийся правитель: не полководец, не реформатор, не строитель. На патриаршем престоле - Евсевий, сменивший сурового и правильного Николая Мистика, отказавшего императору в благословении на четвертый брак. Дела в Империи идут не то, чтобы плохо, не то, чтобы хорошо. Арабский халифат распался и серьезной угрозы не представлял. Императоры до Льва VI даже отбирали у арабов потихоньку свои земли.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

[lxxxviii] «Житие иже во святых отца нашего Андрея уродиваго Христа ради, иже в Цариграде»//ВМЧ. Октябрь: дни 1-3. Стб. 80-237; Житие Андрея Юродивого//БЛДР. Т. 2: XI-XII века. СПб.: «Наука», 2000. С. 330-359. [xc] «О видении святаго Андрея и Епифаниа, како видеста на въздусе святую Богородицю//ВМЧ. Октябрь: дни 1-3. Стб. 4-5; «Слово на праздник Покрова Пресвятой Богородицы»// Лосева О. В. Жития русских святых в составе древнерусских Прологов XII – первой трети XV веков. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. С. 312-314; «1 октября. В той же день празднуем Покров святей Богородици. О видении святаго Андреа и Епифаниа, как видеста на воздусе святую Богородицю»//БЛДР. Т. 12: XVI век. С. 52-53. [xcix] Рукопись. Минея служебная. — РГБ, ф. 304. I (собр. Троице-Сергиевой лавры). 501 (505). Л. 344. [ci] Серегина Н. С. Песнопения русским святым. По материалам рукописной певческой книги XI-XIX вв. «Стихирарь месячный». СПб., 1994. С. 149. [ciii] Здесь текст воспроизводится не по изданию Н. С. Серегиной, а по рукописи РГБ, ф. 304. 501. Л. 343. [cix] «Сказание о битве новгородцев с суздальцами»//БЛДР. Т. 6: XIV – середина XV века. СПб.: «Наука», 2000. С. 444-449. [cx] Спасский Ф. С. Русское литургическое творчество. С. 51; Серегина Н. С. Песнопения русским святым… С. 145-146; Юсов И. Е. Гимнография праздника Покрова Пресвятой Богородицы как источник изучения истории русского литературного языка: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. М., 2008. С. 13. [cxi] Цит. по: «Слово похвално честному Покрову пресвятыа владычица нашеа Богородица и приснодевей Марии. творение смиренаго ермонаха Пахомиа//БЛДР. Т. 12: XVI век. С. 54-61. Коррекция текста произведена на основании публикации памятника в выше указанном издании ВМЧ. [cxii] «Канон благодарен Пресвятей Богородице» Иосифа Песнописца (первый тропарь первой песни)//Псалтырь следованная. Ч. I. М., 1978. С. 308. [cxiii] «Служба на Рождество Пресвятой Богородицы» (песнопение Всенощного бдения на «Слава и ныне» и Тропарь 7 песни Иного канона кир Андрея)//Минея. Сентябрь. С. 244.

http://bogoslov.ru/article/1250151

В самом названии подвига оттеняется особенное отношение святых юродивых к своим умственным силам. Названия: «юродство Христа ради», «буйство Христа ради» – значит безумие, глупость для Христа. Итак, по самому названию подвиг «юродства» является тем, что некоторые ревнители благочестия становятся безумными из за осуществления в себе заветов Спасителя. Профессор Е. Е. Голубинский говорит, что подвиг «юродства» о Христе в том и состоит, что подвижник делался притворно глупцом и безумным о Христе, чтобы терпеть от людей поношения и укоризны и чтобы обличать современников» 212 . Что святые юродивые притворно принимали на себя безумие об этом красноречиво говорят выражения житий святых юродивых: святой Симеон «юрода себе во всем творяше»; святой Фома Келесерийский «творяшеся юрод быти» 213 ; святой Исидор «прием юродственное еже Христа ради буйственное житие, якоже мнимо человеки»; святой Аврамий Смоленский «во юродство преложися»; «вси мняху святого Прокопия, яко юрода»; святой Андрей «неистов деяся, несмыслен и недобре глаголющ»; действия его напоминали действия бесноватого, и святого Андрея связывали железными цепями; святая блаженная Исидбра «Бога ради притвори себе юродство, аки бы сущи бесна»; святой Симеон пред вступлением на этот подвиг прямо «моляшеся прилежно Богу, яко безумного и несмысленного вси да имут его» и, живя в миру «творяшеся бесен» 214 ; святой Исидор Ростовский «днем яко юрод хождаше, в нощи же непрестанно молитву к Богу воссылаше», святой Феодор Новгородский, «оставя временное сие и скоротекущее житие, волею во юродство претворися» 215 ; святой Николай Кочанов «нача юродствовати Христа ради 216 «творяшеся неистов и буй» 217 ; святой Михаил Клопский «яко похаб творяшеся 218 ; святой Василий блаженный «похабяся творя»...; святой Николай Псковский «похаб ся творя» 219 . «По смерти родителей своих преподобный Георгий нача похабствовати, буйное и юродственное проходя житие, по апостолу Христа ради 220 . Ходя преподобный по лесам, в непроходимых местах, удаляшеся от человек, творя видимым яко юрод вменяшеся 221 . Егда же начинаху людие имети св. Симеона яко свята, он абие нечто таково соделоваше, еже не святости, но безумия явным бываше показанием 222 , говорится в его житии. После же его смерти, замечает биограф его, современники Симеона познали, «яко юродивый не бе юродивый, но премудрший бяше паче всех мудрецов века сего, и мнимый быти грешник, праведен и преподобен, образом юродства и грешничества покрываяй свое богомудрое и богоугодное житие пред человеки» 223 . Святой Андрей «в день аки неистов творяшеся, в нощи же беспрестанно моляшеся Богу и святой Анастасии» 224 . Святой Исидор Твердислов «в день яко юрод хождаше, в нощи же непрестанно молитву к Богу воссылаше» 225 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010