В 1162 г. Господь послал благоверному князю Андрею великое утешение: в Ростове были обретены мощи угодников Ростовских — святителей Исайи и Леонтия. Общецерковное прославление Ростовских святителей началось несколько позже, но начало их народного почитания положил князь Андрей. В 1164 г. войска князя Андрея Боголюбского одолели давнего врага — Волжскую Болгарию. Победы православного русского народа были ознаменованы созданием литургических творений в Русской Церкви. По указанию святого Андрея Церковь установила празднование Всемилостивому Спасу 1 августа (названное русским народом «медовым Спасом», когда в храмы приносили на освящение новый мед), в день победы над болгарами, и праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября; воплощавший литургически веру православного народа в то, что Пресвятая Богородица приняла Святую Русь под Свой омофор. Праздник Покрова Божией Матери стал одним из любимейших русских церковных праздников, он является как бы литургическим продолжением и творческим развитием богословских идей, выраженных в песнопениях праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы — 2 июля. Это русский национальный праздник, не известный ни латинскому Западу, ни греческому Востоку; основанием для его установления явилось видение преподобному Андрею Христа ради юродивому Божией Матери, осенявшей верующих Своим омофором во Влахернском храме в Константинополе. Первым храмом, освященным в честь праздника, был храм Покрова на Нерли (1165 г.), замечательный памятник русского церковного зодчества, воздвигнутый мастерами святого князя Андрея в пойме р. Нерли так, чтобы князь мог видеть его из окон своего боголюбовского терема. К концу 1160-х годов относится попытка святого Андрея и епископа Ростовского Феодора просить Патриарха Константинопольского открыть вторую русскую Митрополичью кафедру во Владимире. Сохранилась грамота Патриарха Луки (Хризоверга) святому Андрею, касающаяся этого вопроса. Епископ Ростовский Феодор потерпел неудачу в попытке получить автономию Владимирской Церкви, так же как за несколько лет до него Митрополит Климент (Смолятич) — автокефалию Киевской Церкви. Судьба епископа Феодора сложилась трагически: в 1168 г. он был осужден по постановлению Митрополичьего суда и погиб в темнице. Намерение святого князя Андрея исполнилось лишь много лет спустя, когда святой Митрополит Максим перенес (около 1300 г.) Митрополичью кафедру из Киева во Владимир, сделав Успенский собор кафедральным — первопрестольным храмом Русской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/436357/

Скачать epub pdf Содержание Аннотация От переводчика Список основных сокращений Жизнь и деяния святых бессребреников Космы и Дамиана Палладий. Лавсаик. Отрывки Раскаяние святой Пелагии Жизнь и деяния блаженного Симеона Столпника Сказание о Макарии Римском Иоанн Мосх. Луг духовный. Отрывки Жизнь и деяния аввы Симеона, юродивого Христа ради, записанные Леонтием, епископом Неаполя Критского Житие Марии Египетской, бывшей блудницы, честно подвизавшейся в Иорданской пустыне Преисполненная великого назидания повесть о житии и деяниях блаженного и праведного Филарета милостивого Жизнь, деяния и подвиги святого отца нашего и исповедника Михаила, пресвитера и синкелла града Иерусалима Жизнь и деяния святого отца нашего Николая Житие и деяния Человека Божия Алексия Легенды о чудотворных иконах Житие Марии Антиохийской Продолжатель Мосха Краткое житие Евфросина-повара Чудеса святого Георгия Мученичество святого Евстафия и кровных его Мученичество святой Евгении     Аннотация «Жития византийских святых» принадлежат к памятникам мирового значения. Распространившись по всему восточному и западному христианскому миру, они обогатили литературы-преемницы и оказали влияние на ход их развития. Особенно велика была роль византийских житий в славянских странах, в частности в Древней Руси и в России нового времени: их прилежно переводили русские агиографы и использовали в своем творчестве многие русские писатели. Помимо культурно-исторической роли житийных текстов, в наше смутное время оживает и приобретает великую ценность их первоначальное назначение – давать образцы жизненного поведения и высоких духовных чувств. Предпочтение при отборе текстов оказывалось памятникам народного стиля, где абстрактной дидактики меньше, сюжеты занимательнее и отсутствует слишком, на сегодняшний вкус, громкая риторика. Подчас нельзя было предложить переводы примечательных и даже первостепенных образцов этого стиля из-за слишком большого объема текстов (Жития Антония Великого , например, принадлежащего перу Афанасия Александрийского , или Жития Андрея Юродивого), отсутствия публикаций (старшая версия жития Василия Нового) или их недоступности. Несмотря на неизбежную субъективность антологической компоновки, мы надеемся, что у читателя все же составится представление о византийской агиографии, не искажающее ее подлинного облика» От переводчика

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация “Жития византийских святых” принадлежат к памятникам мирового значения. Распространившись по всему восточному и западному христианскому миру, они обогатили литературы-преемницы и оказали влияние на ход их развития. Особенно велика была роль византийских житий в славянских странах, в частности в Древней Руси и в России нового времени: их прилежно переводили русские агиографы и использовали в своем творчестве многие русские писатели. Помимо культурно-исторической роли житийных текстов, в наше смутное время оживает и приобретает великую ценность их первоначальное назначение — давать образцы жизненного поведения и высоких духовных чувств. Предпочтение при отборе текстов оказывалось памятникам народного стиля, где абстрактной дидактики меньше, сюжеты занимательнее и отсутствует слишком, на  сегодняшний вкус, громкая риторика. Подчас нельзя было предложить переводы примечательных и даже первостепенных образцов этого стиля из-за слишком большого объема текстов (Жития Антония Великого, например, принадлежащего перу Афанасия Александрийского, или Жития Андрея Юродивого), отсутствия публикаций (старшая версия жития Василия Нового) или их недоступности. Несмотря на неизбежную субъективность антологической компоновки, мы надеемся, что у читателя все же составится представление о византийской агиографии, не искажающее ее подлинного облика. София Полякова. От переводчика В антологию «Жития византийских святых»: Жизнь и деяния святых бессребреников Космы и Дамиана Палладий. ЛАВСАИК. Отрывки РАСКАЯНИЕ СВЯТОЙ ПЕЛАГИИ Жизнь и деяния блаженного Симеона Столпника Сказание о Макарии Римском Иоанн Мосх. ЛУГ ДУХОВНЫЙ. Отрывки Жизнь и деяния аввы Симеона, юродивого Христа ради, записанные Леонтием, епископом Неаполя Критского Житие Марии Египетской, бывшей блудницы, честно подвизавшейся в Иорданской пустыне Преисполненная великого назидания повесть о житии и деяниях блаженного и праведного Филарета милостивого ЖИЗНЬ, ДЕЯНИЯ И ПОДВИГИ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО И ИСПОВЕДНИКА МИХАИЛА, ПРЕСВИТЕРА И СИНКЕЛЛА ГРАДА ИЕРУСАЛИМА ЖИЗНЬ И ДЕЯНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО НИКОЛАЯ Житие и деяния Человека Божия Алексия ЛЕГЕНДЫ О ЧУДОТВОРНЫХ ИКОНАХ ЖИТИЕ МАРИИ АНТИОХИЙСКОЙ ПРОДОЛЖАТЕЛЬ МОСХА КРАТКОЕ ЖИТИЕ ЕВФРОСИНА-ПОВАРА ЧУДЕСА СВЯТОГО ГЕОРГИЯ Мученичество святого Евстафия и кровных его МУЧЕНИЧЕСТВО СВЯТОЙ ЕВГЕНИИ Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book/jitiya-viz...

О прочих делах Преподобного слышал от ученика его Иоанна (п. 17 и дал.). В четьих-минеях перевод по большей части близок к подлиннику. 30. Житие и страдание св. Григория, Епископа Армении великия, и с ним тридесяти и седьми девиц (в 1-й половине 4 века). От Метафраста. – У Сурия Метафрастово житие 30 сентября стр. 327. Сказание Метафрастово сокращено из обширнейшего повествования, помещенного на греческом языке и в лат. переводе в «Деяниях Святых» 30 сентября стр. 321., с именем автора Агафангелла. При конце автор так говорит о себе: «написанное нами мы узнали не по старым слухам, но, живя при нем (св. Григорие), сами были свидетелями его дел и слушателями его учения.» Повествование Агафангела известно и на армянском языке (Neumann, Versuch einer Geschichte der Armenischen Litteratur. 1836. S. 16.). Октябрь 1. Житие св. Андрея, Христа ради юродиваго (около половины 10 века), списанное Никифором пресвитером Церкви, св. Софии в Царь-граде, зде же вкратце от пролога собрано. – «В Деяниях Святых» полное Никифорово жизнеописание на греч. языке и в лат. переводе мая Т. V. в прибавлении стр. 4. Никифор, друг и советник св. Андрея, – как сие видно из самого жития, где часто раскрываются сношения их между собою, – так заключает свое сказание: «описал я чудную и достославную жизнь благочестивейшаго и святейшаго отца Андрея, собрав и изложив в порядке, что частию своими глазами видел, частию узнал от Епифания.» Епифаний был ученик святого, и самый близкий друг его после Никифора: в житии часто излагаются беседы Епифания со св. Андреем. – Славянское жизнеописание кратко представляет деяния святого, а желающего ближе с ними познакомиться отсылает к подлиннику. – Из жития пр. Андрея юродивого заимствовано и сказание о видении им Пресв. Богородицы, служащее основанием празднеству церковному 1-го октября. В греческом жизнеописании оно помещено п. 203 и 204. 4. Память св. мученицы Домнины и двух дщерей ея Виринеи и Проскудии (306 г.). Не сказано, откуда. – Похвальное слово сим мученицам св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Очень важно отдавать себе отчет в том, что и литература Средневековья и поведение Средневековья чрезвычайно традиционны, они следуют той или иной традиции. Точно также русские юродивые следуют традиции, заложенной юродивыми византийскими, и, в первую очередь, Симеоном Эмесским и Андреем Юродивым. Например, Прокопий Устюжский в мороз, подобно Андрею Цареградскому, ложится спать с собаками, он греется от собак, и там есть такой момент, когда собаки уходят, он говорит, что насколько же я отвратителен, что даже собаки не хотят рядом со мной лежать. Или, допустим, когда юродивый собирает милостыню, а потом отдает ее нищим — это есть в Житиях древнего юродивого, но это повторяет Сольвычегодский юродивый Иван Самсонович, и причём это не просто, так сказать, бессознательное подражание определенным образцам, но служба Василию Блаженному говорит: уподобися премудре Василие всеми нравы и обычаи Симеону юродивому Христа ради. Но подражания образцам существуют не только в отношении византийских юродивых — гораздо в большей степени русским юродивым, более поздние юродивые подражают юродивым более ранним. Допустим, об Иоанне Устюжском агиограф пишет бывшему подражателю Блаженного Прокопия, то есть Прокопия устюжского. А кстати, Прокопий Устюжский был, судя по всему, немец. Прокопий Вятский подражает Андрею Цареградскому, Прокопий Устюжский — Василию Блаженному, Максим Московский именуется в службе не только последователем Андрея Юродивого или Симеона Эмесского, а говорится там: с юрод явися изволение отче и оному дивному Андрею последователь ревнитель быть дивному Симеону и вторым Твердисловом. Исидор Твердислов — юродивый, подвизавшийся на Руси, тоже бывший иностранцем из пряжских земель. Вторый Твердислов на Руси показася отче Максиме, покровенно тело им. Иоанн Большой Кабак просит похоронить его у Василия Блаженного, например, и так далее. То есть мы видим, что существуют понимание и осознание юродивыми себя в традиции, в юродской традиции. Это не такой вот взрыв какой-то пассионарный или не какая-то фантасмагория, появляющаяся из ниоткуда. Юродство имело на Руси и в Византии свою глубокую и долгую традицию. И эту традицию осознавали не только авторы Житий, но и сами юродивые.

http://azbyka.ru/yurodstvo-lyudi-i-tekst...

Отсюда в повествованиях о подвижниках очень часто находим сходство до буквальности. Так и в Житии Симеона юродивого передается аналогичный случай до буквального сходства по местам с повествованием из жизни преподобного Макария Египетского . В начале иноческих трудов сего великого светильника египетского подвижничества – преподобного Макария оклеветала одна девица, сделавшаяся беременною, как виновника ее греха. Кротко, без ропота перенес святой Макарий бесчестие и удары, которым подвергли его жители селения, из которого была девица. Он принял даже на себя обязанность доставлять пропитание девице и для сего изнурял себя усиленными трудами. Но Промысл чудесным образом обнаружил невинность святого подвижника. Когда наступило время родить несчастной, она подверглась страшным мучениям и не могла разрешиться от бремени, пока пред всеми не объявила невинности Макария и не назвала действительного виновника ее греха. Мучимые раскаянием за оскорбление, без вины нанесенное отшельнику, жители селения собрались к нему просить прощения. Услышав это, преподобный Макарий скрылся в дальнейшую пустыню – Скитскую 166 . Совершенно такой же случай и при такой же обстановке и с таким же заключительным исходом, с некоторыми лишь видоизменениями в подробностях, передается и в житии Симеона юродивого 167 . Еще дальше идет эта подражательность в повествованиях о жизни преподобного Серапиона и Виссариона чудотворца. Что передается, например, в ««Лавсаике»» епископа Палладия о Серапионе, то самое говорится по местам до буквальности в Прологе и Четьи-Минеях о Виссарионе; притом – что передается у известного составителя жития об одном из этих подвижников, то это самое у этого же составителя уже не повторяется о другом из них: так что жития сих подвижников смешиваются 168 . Житие блаженного Андрея заключает в себе подражательный элемент. Андрей юродивый, приняв на себя подвиг юродства, видит во сне то же самое, что видел и Моисей Мурин, соблазняемый от блудного помысла, т.е. борьбу полков демонских и ангельских из-за рода человеческого и в особенности из-за подвижников и праведников 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Чудеса Исидора, занимающие значительное место в памятнике, представляют собой довольно живые литературные новеллы, соприкасающиеся с новгородскими легендами, – чудо о купце напоминает эпизод из былины о Садко, чудо о князе совпадает с одним из чудес святого Николы Качанова, а запрет тревожить могилу Исидора при всей своей традиционности находит аналогию в летописи, где под 1462 г. рассказывается, как был наказан великий князь Иван III, пожелавший открыть мощи Варлаама Хутынского. Риторическая похвала святому и цитаты из Священного Писания свидетельствуют, что автор Жития был человеком книжным. В исследовании японского ученого Ацуо Накадзавы установлено сходство Жития Исидора с целым рядом предшествовавших ему агиографических памятников. Накадзава пришел к выводу, что некоторые мотивы были заимствованы из переводного греческого Жития Андрея Цареградского (см.: наст. изд., т. 2), и подтвердил уже высказанное в науке мнение о Житии Исидора как образце для последующих биографий святых этого вида, например для Жития Прокопия Устюжского. Накадзава опубликовал биографическую часть Жития Исидора по рукописи РНБ, собр. Титова, 2059, нач. XVI в. (Становление образа юродивого в древнерусской агиографической традиции – на материале «Жития Исидора Ростовского»//Бюллетень японской ассоциации русистов (Росиа-го Росиа-бунгаку Кэнкю). Токио, октябрь 1991, 23). Житие Исидора принято относить к областной ростовской литературе конца XV – начала XVI в., продолжавшей развиваться несмотря на то, что уже в 1474 г. Ростовское княжество потеряло свою самостоятельность и было присоединено к Москве (История русской литературы. М.; Л., 1946. Т. 2. Ч. 1, С. 350). Но отсутствие местных ростовских мотивов, связь Жития с литературой других областей и распространение его по Руси, наконец, включение его в ВМЧ, позволяет считать Житие Исидора произведением общерусского значения (Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2 (вторая половина XIV–XVI в.). Ч. 1. А–К. С. 280–284). Текст Жития Исидора с чудесами и похвалой публикуется по рукописи ВМЧ Макария, РНБ, Софийское собр., 1321, лл. 404 об.–406 об., 1541 г. Исправления и добавления сделаны по рукописям РНБ, Софийское собр., 1419, 1361, 1369, XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рассказ из жития святого Андрея о гробокопателе, которого остановила в могиле обокраденная им умершая девица, совершенно сходен с такими же рассказами из Лавсаика и Пролога В Житии Андрея юродивого есть рассказ о том, как сонмище бесов напало на него и страхом хотело отклонить от начатого им подвига, и как святой Иоанн Богослов, призванный в помощь блаженным Андреем, дал железным ужием каждому из демонов по 100 ударов Подобным же образом бесы нападали на святой Нифонта и тоже были наказаны, но гораздо строже: сам святой Нифонт дал каждому из демонов по 1000 ударов . Что так рано явились в христианстве подвижники этого рода и именно в колыбели первоначального иночества, в Египте, об этом свидетельствует святой Ефрем Сирин , незадолго до своей смерти (373 г.) 170 посетивший пустыни Египта в 371 году и описавший жизнь Христа ради юродивой Исидоры, подвизавшейся в то время в Тавенском женском монастыре Мен или Мин, основанном сестрою преподобного Пахомия, где находились до 400 инокинь. Великою подвижницею была здесь, по словам преподобного Ефрема, святая Исидора, называвшаяся по-коптски Варанкис. Эта святая девственница, Христа ради представлявшаяся юродивою и бесноватою, избрала сей род подвижничества по своему редкому смирению и самоуничижению. Ее так презирали другие инокини, что даже не ели с ней вместе и обращались с нею, как действительно с безумною. Служа в поварне, она исполняла всякое послушание для всех сестер, как покорная раба, готовая на всякую службу. Сия блаженная была отребием монастыря и самым делом исполнила слова Писания: аще кто мнится мудр быти в вас, в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет ( 1Кор. 111:18 ). Вместо того, чтобы носить куколь 171 и башмаки, она набрасывала на голову какую-нибудь тряпку и ходила босая. Из четырех сот монахинь ни одна не видела никогда, чтобы она ела. Во все время жизни своей не сидела за трапезой: она питалась крошками, собираемыми со стола и остатками в сосудах, которые мыла. От многих из сестер была «уничижаема, поношаема и озлобляема».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Не предай зверям душу, воздающую Тебе славу и честь! Потом снова возопил: – Святой Апостоле Иоанне Богослове, помоги мне! И вот прогремел гром, явилось множество людей и предстал благообразный старец, имевший лицо светлее солнца, и с ним великое множество слуг. Грозно и строго сказал он находящимся с ним: – Затворите ворота, чтобы ни один из сих не убежал! Тотчас ворота затворили, и все эфиопы были схвачены. И услышал Андрей, как один бес тайно говорил своему товарищу: – Проклят тот час, в который мы соблазнились: ибо немилостив Иоанн и хочет жестоко мучить нас! Святой же Иоанн повелел пришедшим с ним людям, одетым в белые одежды, снять с шеи Андрея железные вериги. Затем стал за воротами и сказал: – Приводите эфиопов ко мне одного за другим. Привели первого беса и распростерли его на земле. Взяв веригу, Апостол согнул ее втрое и дал бесу сто ударов. Бес же как человек кричал: – Помилуй меня! После сего распростерли другого демона, и он также был подвергнут ударам; затем третьего – и тот получил столько же ударов. Удары же, коим Господь подверг бесов, были не призрачными, а действительными наказаниями, кои причиняют страдание бесовскому роду. Когда, таким образом, все эфиопы были наказаны, Иоанн сказал им: – Ступайте и покажите своему отцу, сатане, нанесенные вам раны – будет ли сие ему приятно! После того, как одетые в белые одежды ушли, и демоны исчезли, тот благолепный старец подошел к рабу Божию Андрею и, возложив на его шею вериги, сказал ему: – Ты видишь, как поспешил я к тебе на помощь: ибо я очень о тебе забочусь, потому что Бог поручил мне попечение о тебе. Итак, терпи: скоро ты будешь отпущен и будешь ходить по своей воле, как тебе будет угодно. – Господин мой, – сказал Андрей, – кто ты? Старец ответил: – Я тот, кто возлежал на персях Господних ( Иоан.13:22, 21:20 ). Сказав сие, он просиял как молния и скрылся от глаз юноши. Блаженный же Андрей прославил Бога за то, что Он послал ему на помощь возлюбленного ученика Своего. После явления святого Иоанна Богослова, разговора с ним и мучений, причиненных бесам, блаженный Андрей, будучи по-прежнему скован, лег, желая уснуть, – и в то же время пришел в восторженное состояние. Он увидал себя в царских палатах. На престоле в великой славе сидел Царь, Который подозвал Андрея к себе и спросил:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Таким образом, видение блаженного Андрея с точки зрения греческой Церкви представляло как бы продолжение " обычного Влахернского чуда " . Для наших же предков, как менее ухищренных и обладавших более непосредственный взглядом, самое большое значение по-видимому имело явление Пресвятой Девы с омофором в руках (в русской иконографии, помимо этого, существует и другой распространенный сюжет Покрова, в котором Божия Матерь запечатлена молящейся, с воздетыми кверху руками, по типу Оранты, омофор же поддерживают ангелы над Ее главою). Дата праздника - 1 октября - напрямую связана с памятью святого Андрея, Христа ради юродивого, которая совершается на следующий день, 2 октября. Полное чинопоследование празднования Покрова восходит к XII в. В нем ясно прослеживаются мотивы и переживания человека данной эпохи: прошения о " низложении гордыни и шатания и советов неправедных князей " и о противодействии " зачинающим рати " - междоусобные войны. Великие Четьи-Минеи святителя Макария содержат два Слова на Покров с цитатой из жития блаженного Андрея: " узре блаженный Андрей Святую Богородицу очивесть вельми сущю высоку пришедшю царскими враты со страшными слугами, в них же бяше честный Предтеча и громный сын (воанергес) обапола держащю ю, и инеи святци мнози в белах ризах идяху перед Нею, а друзии по Нею с песнеми духовными... И по молитве прииде ко алтарю, молящихся о стоящих людех тамо. Да егда ся отмоли, амафор Ея яко молнийно видения имея, еже на Пречистем Ея версе лежаще, отвивши от Себя пречистыма рукама Своима вземше, страшно же и велико суще, верху всех людей простре стоящих ту, еже на многы часы видеста святца (Андрей и Епифаний) верху людей прострено суще и сиа якоже иликтор (янтарь)... " Проложное Слово кратко комментирует русское происхождение праздника: " Торжествующе же сие, обновляем древле бывшее схождение Богородицы и чюдное видение Тоя " . Впрочем, это не становится основанием для национальной ограниченности. Это торжество всего христианского мира: " Богородица всему миру предивный Покров " , " приидите вси концы земли, честный Покров Божия Матере ублажим " , " Тебе вся земля дары приносит яко Царице Божии Мати... "

http://ruskline.ru/analitika/2005/10/18/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010