Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Пророчество Исаии и призыв к покаянию патриарха Тихона 22.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского , Великий Пост Слово в первый день Великого поста Со страхом и трепетом стоим мы перед судом Слова Божия в эти святые дни. Те образы и имена, которые мы слышим в Великом покаянном каноне святого Андрея Критского, напоминают нам о том, что всегда и во все времена каждая душа человеческая проходит через те же самые глубокие испытания и стоит перед тем же самым, все решающим выбором, что и сто, и двести, и тысячу лет назад. И хотя слова канона написаны были тысячу лет назад, они обращены к глубине нашей совести так, как были бы произнесены Сердцеведцем Господом сегодня. Еще более удивляют нас звучащие в храме с первых дней Поста ветхозаветные чтения, и среди них, прежде всего, пророчества Исаии. Не все имеют возможность быть в храме в будни за утренними богослужениями, и я хотел бы сейчас более подробно остановиться на некоторых местах этих пророчеств, открывающих Великий Пост. То, что там сказано, как будто бы относится к нашим дням: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня …Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад» (Ис. 1, 24). Многие замечают, что здесь пророк изображает как будто и духовное, и материальное состояние души нашего русского народа, хотя эти слова были обращены к народу израильскому. И тем же самым болезням то же самое врачевание предлагает сегодня Господь. Когда случилась великая беда с Русской Церковью и с нашим народом, Святейший Патриарх Тихон в своем Послании ко всему русскому народу обратился с призывом к покаянию, в котором он употреблял слова пророка Исаии — те самые, что мы слышим в течение первой недели Великого Поста: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих…» (Ис. 1, 16). Святой Патриарх Тихон понимал, что Божией России необходим общий пост, общее говение — такое очищение души, которое одно единственное может дать спасение нашему народу. И мы знаем, что народ в массе своей не послушался голоса Божия, звучащего через ветхозаветного пророка Исаию и через современного пророка — Святейшего Патриарха Тихона: «Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис. 1, 20). Народ наш «не покаялся слезами», как сказал Святитель, поэтому Господь дал ему возможность «покаяния кровью».

http://moral.ru/prizyv-pokaianie/

Отправились они в тюрьму, и Андрей посмотрел и увидел, что у двери тюрьмы стоят семь стражников, стороживших тюрьму. Помолился он про себя, и семь стражни­ков упали на землю и умерли. Подойдя к двери тюрьмы, Андрей запечатал дверь крестным знамением, и дверь сама по себе откры­лась. И войдя в тюрьму, он увидел, что Матфий сидит и поет про себя псалмы. Увидев его, тот встал, и они поприветствовали друг друга святым целованием. Тогда Андрей обратился к Матфию: «О брат Матфий, как ты оказался здесь? Ведь еще три дня, и тебя бы вывели, чтобы принести в жертву и сделать пищей для жите­лей этого города. Где же великие тайны, которым ты научился? Где чудеса, которые мы постигли и из которых если что расска­жешь, то сотрясутся небо и земля?». Ответил ему Матфий: «О брат Андрей, разве ты не слышал, как Господь говорил: «Вот Я посылаю вас, как овец посреди волков 26 »? Ведь сразу, как при­вели меня в тюрьму, помолился я Господу, и Он явился мне и сказал: «Потерпи здесь двадцать семь дней, а после этого Я по­шлю к тебе Андрея, и он выведет из тюрьмы и тебя, и всех, кто с тобой». И вот теперь, как и сказал мне Господь, я вижу тебя. Так как же мы теперь поступим?». Тогда Андрей, взглянув, увидел посреди тюрьмы заклю­ченных там мужей, нагих и евших сено, словно неразумные скоты. Ударив себя в грудь, Андрей сказал про себя: «О Андрей, взгляни и посмотри, что сделали с подобными тебе людьми, как уподобили их несмысленным скотам». Тогда начал Андрей об­личать сатану и говорить ему: «Горе тебе, дьяволу , врагу Бога и Его ангелов, потому что ничего дурного не причинили тебе на­ходящиеся здесь чужеземцы! И как навел ты на них такое нака­зание? Доколе будешь ты воевать с родом христианским? Это ведь ты вначале сделал так, что Адама изгнали из рая 27 ; и дал ему Бог растительную пищу, чтобы сеять ее по земле 28 . Это ты заставил хлебы на его столе стать камнями 29 . И опять же, это ты вошел в рассудок ангелов, заставил их оскверниться с жен­щинами и беззаконно заставил их сыновей, гигантов, поедать людей на земле, пока не разгневался Господь на них и не низвел на них потоп, дабы истребить всякий росток, который сотворил Господь на земле; но не истребил Он праведного Своего Ноя 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/6/dejanija-apo...

Отче, не слушайте никого. Уверена, спросите любого, никто и не скажет кто такой А. Пикалев, а Ваше имя известно любому православному читающему человеку. Пусть завидует. Священнослужители тоже люди. А Вы трудитесь во славу Божию, пасите свою паству, к коей отношу и себя. Как недавно объяснил мне один батюшка, " поп " - это пастырь овец православных. И, если позволите, о личном. Мечтала бы о возможности пройти у Вас Таинство Венчания. Мой муж армянин, но сейчас православный. Я из староверов, но сейчас православная, а в браке мы уже тридцать лет :))) И вдруг Пикалев и Вы. Вразуми его Господь. О. Андрей, помощи и милости Божией Вам! И всем кто Вам дорог. Вы же помните " собаки лают, а караван идёт " . Простите. Верите, первый раз в жизни решилась куда-то написать :))) НН 18 февраля 2016, 23:36 Печально... " Нам не дано предугадать/Как слово наше отзовётся... " . Но зачем выносить на всеобщее обсуждение мнение какого-то о.Александра Пикалева? Дорогие отцы, не лучше ли вам попробовать разобраться между собой, не втягивая в этот процесс паству? По Евангелию от Матфея:/15Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; 16если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; 17если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта " рь/. Простите великодушно. Алла 18 февраля 2016, 23:04 Слава Богу ,что явил миру Православному о.Андрея.Помоги ему Христос. Виктория 18 февраля 2016, 23:03 Отец Андрей крестил нашего сына, это удивительный человек: образованный, добрый, мудрый. Его отъезд из Киева - большая потеря для всех тех, кто приходил к батюшке в Храм св. Агапита. И то, что его настолько необоснованно поливают грязью - это ужасно. Когда он крестил нашего малыша, сказал очень проникновенное напутственное слово родителям и крестным родителям. В том числе, о том, что муж и жена должны в равной степени любить и беречь друг друга!!

http://pravoslavie.ru/90790.html

Песнь Мариами: «Пойте Господу, ибо высоко превознесся. Он, коня и всадника его ввергнул в море». ( Исх. 15:20–21 ). Песни Моисея и Мариами послужили образцом для первой песни канона. Воды древле (с древности, при сотворении мира) манием (мановением, повелением) Божественным во едино сонмище совокупивый (собравший в одно место) и разделивый море израилъским людям, сей Бог наш, препрославлен есть: Тому единому поим (Его одного будем воспевать), яко прославися. –1-я песнь воскресного канона 3-го гласа. Помощник и Покровитель быстъ мне во спасение. Сей мой Бог , и прославлю Его, Бог отца моего и вознесу Его: славою бо прославися. – 1-я песнь Великого канона св. Андрея Критского . Крест начертав Моисей, впрямо (прямо, в длину) жезлом Чермное пресече Израилю пешеходящу; тойже обратно фараоновым колесницам ударив совокупи (а против фараоновых колесниц, ударив, соединил), вопреки написав непобедимое оружие (в широту начертав непобедимое оружие, т. е. крест); тем Христу поим Богу нашему, яко прославися. –1-я песнь канона на Воздвижение животворящего креста Господня. 28. Чудеса Господа на пути евреев к Синаю Видите, видите, яко Аз есмь Бог , манну одождивый и воду из камене источивый древле в пустыни людям Моим десницею единою и крепостию Моею. – 2-я песнь Вел. канона св. Андрея Критского . Путь евреев от Чермного моря лежал по песчаной, безводной пустыни. Три дня они не встречали воды; наконец, нашли источник, но вода в нем оказалась горькою, ее невозможно было пить. Господь указал Моисею дерево и велел положить его в источник; Моисей сделал так, и вода тотчас стала годною для питья. Через месяц по выходе из Египта у евреев вышел хлеб, и они возроптали на Моисея. «Лучше бы», говорили они, «умереть нам от руки Господней в Египте, когда мы сидели у котлов с мясом и ели хлеб досыта!» Господь сказал Моисею: «объяви сынам Израилевым, что они вечером будут есть мясо, а поутру насытятся хлебом». Действительно, вечером в стан еврейский налетело множество перепелов, а утром, когда поднялась роса, евреи увидели на земле белые крупинки. Они с удивлением спрашивали друг друга: «что это» (ман-гу)? Моисей отвечал: «это хлеб, который Господь дал вам в пищу». Евреи назвали этот хлеб манною. Она была похожа вкусом на муку с медом и выпадала ежедневно, кроме субботы, все время, пока евреи не вступили в пределы земли Ханаанской.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Пораженный видением и словами Андрея, инок раскаялся и тут же от всего сердца дал обещание бросить сребролюбие и быть милостивым… Тотчас после раскаяния инока змий исчез с его выи, бес, стоявший вдали, также стал невидим и к нему снова приступил его Ангел Хранитель. С того времени этот инок действительно исправился, скупость заменил щедростью и стал раздавать золото убогим, постоянно благодаря Бога и Его угодника, святого Андрея, за свое обращение от греха к добродетели. Пролог Если, по словам праведного Иова (см.: 7:1), жизнь наша на земле есть война, то это надобно сказать особенно по отношению к духам злобы. Так же и апостол Павел представляет жизнь христианина под образом непрерывной брани с духами злобы. Облекитесь во всеоружие потому что наша брань, – говорит он, – не против крови и плоти, т. е. бренных, слабых людей, но против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противустать в день злый и угасить все раскаленные стрелы лукавого ( Еф. 6: 11–13, 16 ). И апостол Петр говорит: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить ( 1Пет. 5: 8 ). – Как в начале, по вражде на Бога и по зависти счастью первых людей, диавол (см.: Прем. 2: 24 ) обольстил их, ввел во грех и подверг за то погибели, так и ныне диавол со своими подчиненными духами по той же причине непрестанно воюет против нас. Враги эти чрезвычайно хитры, злобны и сильны, и нападения их страшны и гибельны… Чтобы с успехом отражать их нападения, надобно знать, во-первых, хитрости, способы нападения их; во-вторых, для чего Бог попускает им искушать нас; в-третьих, зачем побеждать их; в-четвертых, как вести себя после всякой жестокой брани. Тот один истинно мудр, кто жизнью своей умудряет неразумных. Преподобный Ефрем Сирин Кто мудр? – Тот, кто от всех поучается. Жизнь после смерти По молитве Макария Великого Однажды авва Макарий, идя по пустыне, нашел лежавший на земле человеческий череп. Когда авва прикоснулся пальмовой палкой, которая была у него в руке, к черепу, тот издал голос.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Приняв такое поручение, воин Христов святой Андрей не ради своей личной славы, но ради славы имени Иисуса Христа желал выступить против врагов с подобающею доблестью, но, уподобляясь древнему Гедеону (Суд.7:1) из многочисленного римского войска он выбрал себе для войны только небольшое число воинов, хорошо зная изречение святого царя Давида, что Господь «не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит, — благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его» (Пс.146:10–11). Выбор святого Андрея пал на тех, коих указала ему благодать Божия таинственным действием вдохновения на сердце его, и выступил с ними против врагов. Увидев весьма значительные силы противников, которые, как саранча, напали на сирийскую область, святой Андрей стал укреплять своих воинов для мужественной борьбы, чтобы они при малочисленности своей не устрашились многочисленного персидского войска, и так как все воины его поклонялись идолам и ни один из них не был еще христианином, то он предложил им познать единого, всемогущего и в войнах страшного Бога, оказывающего всесильную помощь верующим в Него. Он сказал им: — Братья и друзья мои! теперь вы на деле можете убедиться, что языческие боги — бесы. Будучи сами бессильными, они никому и помочь не в состоянии, но есть единый истинный Бог, Которому я служу, Который сотворил небо и землю. Он — всемогущ, и всем, кто призывает Его, Он посылает скорую помощь: делает таких сильными на войне и врагов обращает пред ними в бегство. Вот, как вы и видите, против нас идут многочисленные полки врагов, которые по своей многочисленности гораздо сильнее нас, но если вы отвергнете ваших суетных богов и вместе со мною призовете единого истинного Бога, то вы тотчас же увидите, что враги исчезнут пред вами подобно тому, как исчезает какой-нибудь дым или пыль. Когда святой сказал это, все бывшие с ним воины поверили словам его и, призвав на помощь Христа Бога, смело бросились на врагов. Произошла жаркая битва, и воины святого Андрея одержали блестящую победу, так как по вере и молитвам святого в помощь им явилась свыше невидимая сила, которая навела страх на войска персов и привела их в расстройство, и они, отступив, обратились в бегство, а войско римское, предводительствуемое святым Андреем, преследуя их, мечами своими посекало головы персов, как посекают серпом колосья.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Противоположность, даже враждебность языка юродивых и речи толпы подчеркнуты в одной прекрасной сцене из жития Андрея Цареградского. Вообще Андрей, как и подобает юродивому, не беседует с людьми, он вещает нечто загадочное, что не всякому и не сразу дано уразуметь. Но однажды он нарушил свое обыкновение, снизошел до беседы — при следующих примечательных обстоятельствах. Некий юноша, пожелавший принять на себя тяготы юродства, на людях просил Андрея наставить его. Конечно, Андрей считал это делом чрезвычайной важности и не хотел уклониться. Но выкриками и «непонятным разговором» трудно вразумить человека, необходима внятная беседа. И тогда Андрей сделал так, что юноша нежданно–негаданно заговорил по–сирийски. Учитель и ученик общались посредством «сирской речи», и слушатели–греки ничего не могли понять. Таким способом и особность языка юродивого была сохранена, и собеседник вразумлен. Но почему Андрей Цареградский выбрал именно «сирскую речь»? Размышляя на тему истории народов и языков, средневековые книжники находили в Библии два опорных пункта.  Первый — миф о вавилонском столпотворении, когда «смешал господь язык всей земли», «так, чтобы один не понимал речи другого, и рассеял их… по всей земле». Второй—чудо в день Пятидесятницы, когда апостолы «были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба… и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них… И начали говорить на иных языках;.. Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение: ибо каждый слышал их, говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?». Оба текста составляют мировоззренческую оппозицию. Из ветхозаветного мифа следует, что разнообразие языков на земле есть кара господня, наказание за людскую гордыню. Новозаветное чудо, напротив, реабилитирует национальные языки. В зависимости от конкретной культурной ситуации средневековье могло принять ту или иную точку зрения — и соответственно пользоваться языками либо «священными» (lingua sacra), либо «народными» (lingua vulgaris).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=919...

Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков . Господь знал, что в это время четыре будущие Его апостола занимаются там рыбною ловлею, и пришёл призвать их к апостольству. Ещё раньше, при первом свидании, Господь назвал Симона Петром. А Андрея, брата его, Церковь наименовала Первозванным. Они были люди бедные, простые, неучёные. Вот из каких людей Господь избирал Себе первых апостолов, да и не похвалится перед Ним мудрый мудростью своею. Господь говорит им: мир со всею его суетою то же, что бурное море, а души человеческие – рыбы в этом море житейском. Мережа или невод, коими апостолы уловляют людей – это святое Евангелие. Как рыбарь извлекает неводом рыбу из моря, так апостолы проповедью Евангелия Христова извлекают души из грешной суеты житейской, из бездны неверия в благодатный корабль Христов, то есть в Церковь Божию, которая приводит их в светлое царство небесное. Воистину, счастлив тот, кто уловлён мережою Христовою и обретается на корабле Церкви Православной. Небесный Кормчий не попустит ему впасть в челюсти глубинного диавола, если только сам он пребудет на корабле Христовом, то есть не уйдёт из Православной Церкви в расколы и ереси. Но не поняли тогда апостолы-рыбари, что значит это обещание Христово сделать их ловцами человеков. Едва ли… И однако же, они ни на минуту не задумались, не остановились даже, чтобы передать кому-нибудь свои рыболовные сети, дабы они без пользы не пропали. Они просто бросили всё и с полной готовностью тотчас же последовали за Иисусом: и они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Такова сила Божественного слова Иисусова. Но велика была и их вера ко Христу. Хотя Он и призвал их, но не принуждал. Могли и не пойти, и, однако же, пошли, и пошли тотчас же. Вот такого же послушания желает и от нас Христос Спаситель наш: чтобы мы ни на минуту не откладывали того, чего требует Его закон. И как тогда сказал Он апостолам: Идите за Мною, – так и теперь всех призывает Он к Себе: Придите ко Мне все ( Мф. 11:28 ) труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас… Если и ты, христианин, услышишь слово Божие или голос твоей собственной совести, призывающий тебя на молитву или на дело доброе, Богу угодное, то ведай, что это Христос невидимо мимоходит и взирает и зовёт тебя. С первыми четырьмя апостолами идёт Господь по берегу далее. Пошли апостолы за Христом. Это значит, что стали неразлучными спутниками, учениками Его и всем сердцем отдались на Его святую волю.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить. И не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем. Таково будет перед кончиной мира всеобщее ожесточение и окамененное нечувствие. Это и теперь уже наблюдается. Параллельные места к девятой главе Откр. 9:1–3. Ин. 12:31. Нын судъ есть мíру сему: нын князь мíра сего изгнанъ будетъ вонъ. Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. Глава десятая. Об облеченном в облако и радугу Ангеле, предвозвещающем о кончине. Откр. 10:1–2 И видхъ инаго Ангела крпка сходяща съ небесе, оболчена во облакъ, и дуга надъ главою [его], и лице его яко солнце, и ноз его яко столпи огнени, и имяше въ руц своей книгу разгибену: и постави ногу свою десную на мори, а шуюю на земли. И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные, в руке у него была книжка раскрытая. И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю. Это явление имеет вид вводного сказания перед последним, седьмым трубным звуком. Оно останавливает продолжение пророческих иносказаний, но не прерывает их. Некоторые думают, что этот Ангел Сам Господь Иисус Христос или Святый Дух, но св. Иоанн назвал его «Ангелом», и св. Андрей Кесарийский считает, что это именно Ангел, может быть, один из Серафимов, украшенный славою Господа. Стояние его на море и на земле означает владычество над стихиями земного мира, по толкованию св. Андрея: «Наводимые Ангелом страх и наказания нечестивым, разбойничающим на земле и на море» (гл. 28). Книжка, которую держал он в руке, по толкованию св. Андрея, содержала «имена и деяния тех из лукавнейших, которые разбойничают или иным образом бесчинствуют на земле и убивают на море» (гл. 28). По другим толкованиям, содержала вообще пророчества о дальнейших судьбах мира и человечества. Откр. 10:3–4.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

«Путь моря» вместо — страна, лежащая «на пути к морю». Свет же великий — Евангелие. Закон тоже был светом, но малым. Сень смертная — грех; она — подобие и образ смерти, ибо как смерть захватывает тело, так и грех — душу. Свет воссиял нам, ибо не мы искали его, но он сам явился нам, как бы преследуя нас. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить. С того времени Иисус начал проповедовать и говорить. С того момента, как Иоанн был заключен в темницу, Иисус начал проповедовать, ибо Он ждал, чтобы прежде Иоанн засвидетельствовал о Нем и приготовил для Него путь, которым Ему предстояло идти, подобно тому, как рабы приготовляют путь своим владыкам. Будучи равен Отцу, Господь и Сам имел в лице Иоанна Своего пророка, как Отец Его и Бог имел пророков прежде Иоанна, вернее, и те были пророками как Отца, так и Сына. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Христос и добродетельная жизнь — это Царство Небесное. Ибо если кто-нибудь жительствует на земле, как ангел, то не небесный ли он? Так что в каждом из нас есть Царство Небесное, если живем ангельски. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы; и говорит им. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы; и говорит им. Они были учениками Иоанна. Когда еще Иоанн был жив, они приходили ко Христу, а когда увидели, что Иоанна связали, то опять возвратились к жизни рыбарей. Таким образом, проходя, уловил их, говоря: Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним. Идите за мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним. Смотри, какими послушными людьми были они, — тотчас последовали за Ним. Отсюда видно, что это было второе призвание. Будучи научены Христом, затем, оставив Его, они тотчас опять последовали за Ним, как только увидели Его.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010