Пророк Исаия, от нощи утреннюющий в желании путеводствоваться повелениями Спасителя и творить волю Его, в Великом каноне стоит как бы в тени – но разве не находим мы в творении преподобного Андрея созвучия тем стихам пророка, которые по богослужебному уставу предваряли тропари Канона: Душею моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра: ибо когда суды Твои [совершаются] на земле, тогда живущие в мире научаются правде… Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов (Ис. 26:9-19). Преподобный Андрей постоянно использует (а иногда почти дословно цитирует) богодухновенные слова Исайи, имеющие, по выражению святителя Кирилла Александрийского, «ясность евангельской проповеди». У святого Андрея: Силоам да будут ми слезы моя, Владыко Господи, да умыю и аз зеницы сердца и вижду Тя умно, Света Превечна (ВК 5:21). У пророка Исайи: Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет (Ис. 9:2); Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме. И увидите это, и возрадуется сердце ваше… (Ис. 66:13-14). «Умное видение», умственное созерцание Предвечного Света у преподобного Андрея неразрывно связано с покаянием: Калом смесихся окаянный умом, омый мя, Владыко, банею слез моих, молю Тя, плоти моея одежду убелив, яко снег (ВК 5:14), Припадаю Ти и приношу Тебе, якоже слезы, глаголы моя… ущедри, Владыко, творение Твое и воззови мя (ВК 7:17), «Смилуйся, Спаситель, и возврати мне, как поет Давид, веселие!» (ВК 7:18). Еще один пророк Божий, о котором говорит преподобный Андрей – Иона: «В Фарсис убежал Иона, предвидя обращение ниневитян…» (ВК 8:10). Библейские песни из пророка Ионы (Ион. 2:3, 4, 6-8) предваряют тропари Великого канона сокращенной редакции Пророк Иона – один из излюбленных персонажей не только книжной миниатюры, но и храмовой росписи. Не менее часто можно встретить в книжной миниатюре изображения Псалмопевца (Едине Спасе, Сам мя помилуй, якоже поет Давид, по милости Твоей, – взывал преподобный Андрей); пророков Илии и Елисея (Елисей иногда прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога); Даниила с тремя отроками в пещи Вавилонской.

http://pravmir.ru/velikij-kanon-istoriya...

17). Поэтому Христос постоянно находится с грешниками. Он ест и пьет с ними; о Нем даже говорят, что Он «друг мытарям и грешникам» (Мф 11. 19). Он прощает грешницу, совершившую прелюбодеяние (Ин 8. 3-11), освобождает от грехов одновременно с исцелением от физических недугов (Мк 2. 3-12), первым вводит в рай разбойника (Лк 23. 40-43), даже просит Небесного Отца простить тех, кто Его распяли, ибо они «не знают, что делают» (Лк 23. 34), и призывает Своих учеников прощать другим их согрешения «до седмижды семидесяти раз» (Мф 18. 21-22). Принося Себя в жертву за человеческий род, Христос «берет на Себя грех мира» (Ин 1. 29) и дарует «во оставление грехов» (Мф 26. 28) Свое Тело и Свою Кровь, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3. 15). Он не только Сам имеет власть прощать грехи (Мф 9. 6), но и дарует ее Своим ученикам (Ин 20. 23). Однако не любой Г. может быть прощен Богом: «...всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12. 31-32). Хула на Св. Духа - это, по мнению толкователей ( Athanas. Alex. In Matth. 12. 31; Ioan. Chrysost. In Matth. 41. 3), свободное, сознательное и упорное противление грешника Богу, исключающее какое бы то ни было признание им ошибочности своего поведения и соответствующее покаяние, без чего прощение становится невозможным. Наложение на грешников печати зверя. Миниатюра из лицевого Апокалипсиса с толкованиями архиеп. Андрея Кесарийского. 3-я четв. XVIII в. (РГБ. Ф. 98. Егор. 668. Л. 143 об.) Наложение на грешников печати зверя. Миниатюра из лицевого Апокалипсиса с толкованиями архиеп. Андрея Кесарийского. 3-я четв. XVIII в. (РГБ. Ф. 98. Егор. 668. Л. 143 об.) Проблема Г. у ап. Павла решается через призму его учения о двух Адамах. «Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим 5.

http://pravenc.ru/text/166453.html

1 Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. По-славянски: Поимъ Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже въ море. 2 Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. Я уверен, что многим из вас эти слова попадают на слух как нечто знакомое, поскольку, например, когда мы поём первую песню на каноне Андрея Критского, то там как раз: «...И прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися». Это первая песня любого канона — первая песня Моисея. Потом, когда мы празднуем Пасху, то в Великую субботу, когда уже переодетые в белое, мы ожидаем длинного пения прокимна перед Апостолом, читается много так называемых паремий. И вот одна из них, которая сопровождается пением духовенства, хора и чтеца посреди храма: «Коня и всадника вверже въ море... Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море». Помните эти чудесные богослужебные моменты, которые торжественно возвращают нас к памяти о великих и преславных делах Божиих? — О погублении гордого фараона, стремившегося уничтожить народ Божий, уводимый Богом из Египта, которого Он как невесту забирает Себе и берёт в наследие.   6 По-славянски: Десница твоя, Господи, прославися в крепости, десная твоя рука, Господи, сокруши враги.   Это читает священник, одевая поруч. Это тоже песня Моисея. В общем-то, можно прочесть бóльшую половину 15-й главы, до 19-го стиха: 18 Господь будет царствовать во веки и в вечность. 19 Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них вóды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря. Вот вам, пожалуйста, первая песня, когда, собственно, песня Моисея. Потом, когда длительное путешествие евреев приближалось к концу, и жизнь Моисея тоже приближалась к земному финалу — Второзаконие, 32-я глава — это вторая песня Моисея. Помните наши канонники, наши молитвенники, в которых нету второй песни? Там идёт первая и сразу третья, четвёртая и т.д. А в Великом посту, когда опять-таки мы поём канон Андрея Критского, есть вторая песня. Почему её нету никогда, кроме Великого поста? Потому что она обличительная. Первая песня — торжественная, рождена радостью о спасении народа и погублении врагов, которые вот-вот должны были народ уничтожить, а вторая — обличительная песня: «Вонми, небо, и возглаголю, внушай земля глаголы уст моих». Вспоминайте Великий канон, там тоже: «Вонми, небо, и возглаголю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго». Взята она по мотиву второй песни Моисея. Здесь уже Моисей ничего великого, преславного, ободряющего не говорит, но предупреждает, пророчествует о том, что Израиль, облагодетельствованный Господом Богом, Который

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-...

1. Слово на день памяти святого и всехвального Апостола Андрея Первозванного И глагола има (Петру и Андрею Иисус Христос ): грядита по Мне. и сотворю вы ловца человеком. Она же абие оставльша мрежи, по Нем идоста ( Мф.4:19–20 ). Спаситель человеков, Господь наш Иисус Христос , после сорокадневного поста и искушения Своего в пустыне, явясь миру, пришел в языческую страну Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось царствие Божие; «покайтесь и веруйте во Евангелие. Ходя же при море Галилейском, увидел двух братьев: Симона Петра и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыбари. И сказал им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, пошли за Ним». Вот достойные удивления простота и полное доверие к божественному Учителю галилейских рыбарей. Вот послушание скорое, беспрекословное, без всяких сомнений и колебаний! Поистине мудры вы, Апостолы Христовы, братия по плоти и по духу, Андрее и Петре: ибо вдруг отсекли от души всякое пристрастие, всякую привязанность к земным, тленным вещам и последовали за Спасителем человеков. Достойно ублажаем вас: ибо вы евангельскими трудами своими восхитили от власти диавола и от вечного огня множество душ человеческих, как богатую добычу в стяжали себе и им вечную жизнь. Величаем тебя, Апостоле Христов Андрее Первозванне, как виновника настоящего торжества, и чтим болезни и труды твои, имиже трудился еси во благовестии Христовом, достигши даже Киевских гор и водрузив на. них крест Господень с предсказанием, что здесь будет великий христианский город со многими храмами Божиими. Братия и сестры во Христе! Мы собрались ныне в храм, сей, Посвященный святому Апостолу Андрею Первозванному – праздновать святую память сего Апостола. Да будет достойно его наше празднование. Ты же, Апостоле святой, научи нас в духе христианском праздновать день славной памяти твоей. Как же достойно праздновать? Какая бы могла быть тебе от нас ныне достойная и приятная жертва? Конечно, жертва подражания нашего тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

20 Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. 21 Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. 22 Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. 23 Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. 24 Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. «Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины» Филипп не впервые появляется в Евангелии от Иоанна в паре с Андреем. В рассказе о насыщении пяти тысяч человек пятью хлебами Иисус спрашивал у Филиппа: «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?». Первый ответ пришел от Филиппа, второй от Андрея ( Ин. 6:5–9 ). Тот факт, что Филипп в рассматриваемом эпизоде не обращается к Иисусу напрямую, а сообщает ему о просьбе Еллинов через Андрея, может объясняться близостью этих учеников, происходивших из одного города – Вифсаиды Галилейской ( Ин. 1:44 ). По другому объяснению, Филипп обращается к Андрею, потому что тот был старше (по возрасту или по времени призвания). Кто здесь понимается под «Еллинами»? Как мы указывали выше, по мнению некоторых современных толкователей, в данном случае этим термином могли быть обозначены грекоязычные иудеи рассеяния, поскольку речь идет о Еллинах, «пришедших на поклонение в праздник», что вряд ли могло относиться к язычникам. С другой стороны, данный термин в Новом Завете имеет вполне устойчивый смысл, указывая не столько на лиц, говорящих на греческом языке, будь то греки или иудеи, сколько на язычников. Именно так термин употребляется у апостола Павла. Ученые, придерживающиеся мнения, что в рассматриваемом эпизоде речь идет о язычниках, отмечают, что при таком понимании эпизод приобретает особую богословскую значимость, подчеркивая универсализм проповеди Иисуса, обращенной не только к иудеям, но и ко всему миру. В этом случае рассказ о желании «Еллинов» видеть Иисуса становится в один ряд с теми местами из посланий апостола Павла, где миссионерское поле христианской Церкви делится на два сегмента – «Иудеев» и «Еллинов»:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

25 сентября директор департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Украины Андрей Юраш заявил: «Мы обращались неформально, сейчас готовим реальные обращения к священноначалию Украинской православной церкви, чтобы она сделала один очень весомый жест, показав, что она понимает общество, и что она кровь от крови этого общества, а не агент чьих-то влияний. Чтобы 4 епархиальные центра, которые сейчас находятся на территориях, оккупированных на Донбассе, были перенесены на контролируемые страной территории». Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич ответил на это, что «Заявление Андрея Юраша является вмешательством во внутренние дела Церкви. А по форме подачи оно еще и выглядит как шантаж или даже ультиматум: «Если не сделаете, то...», «Покажите обществу, с кем вы...» Мы с народом Украины, разделенным войной и пропагандой. Или господин директор не считает население Крыма и Донбасса частью народа Украины? УПЦ самостоятельно решает, где должны быть ее епархиальные центры и не требует указаний со стороны чиновников» В самом деле, с точки зрения Церкви требования Андрея Юраша абсурдны — Церковь, как и медицина, находится там, где люди в ней нуждаются. Отказать в пастырском попечении населению каких бы то ни было территорий по каким-либо политическим причинам просто немыслимо — Христос возложил на Церковь обязанность печься о душах людей, там, где эти люди находятся. Как говорит Священное Писание, «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр.13:17). Будучи обязана перед Богом дать отчет за свою паству, Церковь не может ее покидать. Это вопрос отношения к пастве, к простым людям, а не к той или иной стороне конфликта. Мысль бросить верующий церковный народ, особенно, находящийся в тяжелой ситуации войны, причем только для того, чтобы сделать, таким образом, политическое заявление - находится абсолютно за пределами того, что церковным людям могло бы прийти в голову.

http://pravoslavie.ru/82614.html

5. Богородский Я.В., проф. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. —  Казань, 1906. – С. 201. 6. Лосский В.Н. Очерк Мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. – М., 1991, с. 253. 7. Иустин (Попович), преп. Философские пропасти. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 36, 39. 8. Ефрем Сирин, преподобный. Толкование на книгу Бытия//Творения. Т. 6. – М.: Отчий дом, 1995, с. 249. 9. См., например: Быт. 9:22; Быт. 42: 9-12; Исх. 20:26, Иез. 16:8; Иез. 23:10; Ис. 20:2-4;  Ис. 47:3;  Плач. 1:8; Мф.25:36;  2 Кор. 5:3; Откр. 3:17-18; Откр. 16:15. 10. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. — С. 403, 436-437. 11. Синаксарий в Неделю сырную, в тот же день вспоминаем отпадение первозданного Адама от сладости Рая//Синаксари Постной и Цветной триодей. – М.:ПСТГУ, 2009. — С. 50-57. 12. Пс. 18:2-4: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их…» и далее. Прем. 11:21:  «Ты все расположил мерою, числом и весом». Екклесиаст 1:13: «И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем». Рим. 1:20:  «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы…». 13. Флоренский П., свящ. У водоразделов мысли.//Сочинения. Т. 3 (1). – М.: Мысль, 1996. — С. 378-379, 401. 14. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. — С. 549. 15. Зубов А.Б. История религий. Кн. I. – М.: Институт «Открытое общество», 1997. – С. 131; Мерперт Н.Я. Очерки археологии библейских стран. — М.: Библейский институт св. ап. Андрея, 2000. – С. 50-80. 16. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре.//Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1996. — С. 548-549. 17. Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание//Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). – М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006. – С. 80-81; 85-86.

http://pravmir.ru/biblejskij-vzglyad-na-...

96 . Здесь не так уж важно, что он упомянул о том, что хлебы были ячменные, о чем другие не сказали; также не суть важно и то, что он не привел количества народа: что там было пять тысяч человек, кроме женщин и детей, о чем сказал Матфей. Понятно: один упомянул одно, другой – другое. Важно вот что: каким образом все сказанное ими истинно. В самом деле, если Господь, по Иоанну, посмотрев на толпы, спросил для испытания Филиппа, где они могли бы достать им пищи, то при этом может закрасться сомнение, как может быть истинным то, что Господу предложили ученики, а именно: отпустить толпы, чтобы они могли купить себе пищи в соседних местах, как о том сообщают другие евангелисты, равно как и то, что Господь, по словам Матфея, сказал им: «Не нужно им идти, вы дайте им есть» ( Мф. 14:16 ). С Матфеем согласны Марк и Лука ( Мк. 6:37 ; Лк. 9:13 ), пропуская только его слова: «Не нужно им идти». Таким образом, становится ясным, что после этих слов Господь посмотрел на толпы и сказал Филиппу то, о чем упоминает Иоанн, а эти пропускают. Затем, приведенный у Иоанна ответ Филиппа Господу Марк приписывает всем ученикам; впрочем, он мог, как это часто бывает, употребить множественное число вместо единственного. Таким образом, слова Филиппа: «Им на двести динариев не довольно будет хлеба» ( Ин. 6:7 ) значат то же, что, по словам Марка, спросили ученики: «Разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть?» ( Мк. 6:37 ) А слова Господа, приведенные Марком: «Сколько у вас хлебов?» ( Мк. 6:38 ) прочие пропустили. А то, что, по Иоанну, подсказал Андрей о пяти хлебах и двух рыбках, другие евангелисты, заменив множественным числом единственное, сообщили как сказанное всеми учениками. Лука также соединил в одну мысль ответ и Андрея, и Филиппа. В самом деле, слова Луки: «У нас нет более пяти хлебов и двух рыб» напоминают слова Андрея; а дальнейшие слова: «Разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?» ( Лк. 9:13 ) относятся, по-видимому, к ответу Филиппа, если бы он не умолчал о двухстах динариях. Впрочем, то же можно иметь в виду и относительно слов Андрея. Ведь, когда он говорит: «Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки», то тут же прибавляет: «Но что это для такого множества?» ( Ин. 6:9 ) А это и значит сказать: «Разве нам пойти купить пищи для всех сих людей?»

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   Но можно ли говорить о смысле творчества и культуры, если смысл предполагает какую-то логичность и разумность, тогда как смерть моя лично и космический пожар, смерть всего человечества и всего земного, разрушают в корне всякую логику созидания здесь на земле?    Конечно, не о смысле и не о человеческой логике творчества, а просто о религиозном его оправдании зовет нас думать христиански поставленная проблема культуры и созидания. Ведь Апостол так и ставит этот вопрос цивилизации пред лицом огня этого пожара. «Строит ли кто на этом основании (т. е. на Иисусе Христе) из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается и огонь испытует дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду, а у кого дело сгорит, тот потерпит урон» (I Коринф. III:12-15), Строительство это, конечно, нельзя ограничивать одним узко моралистическим пониманием, т. е. как строительство одних нравственно добрых дел. Это есть раскрытие всех вообще творческих дарований человека. Надо вспомнить и притчу о талантах. Строительство преп. Андрея Критского, Романа Сладкопевца, Косьмы Маиумского, Максима Грека и под. не ограничивается же одними только угодными Богу делами их монашеских подвигов смирения, терпения, поста, девства и т. д. Разве в этой аллегории Апостола написанные этими святыми мужами кондаки, каноны и толкования богословского характера не имеют той же цены, как и монашеские подвиги? Разве только подвиги молитвы и поста могут быть приравнены к золоту и серебру, которые очистятся и сохранятся в огне космического пожара, а музыкальные, поэтические и богословские творения их подобно сену, дровам или соломе спорят, и от них ничего кроме кучки золы и не останется? А рядом с этим и иконы Андрея Рублева, мозаики византийских и афонских церквей, памятники зодчества и т. под., сгорев в космическом пожаре, сгорят и на Страшном Суде, как ненужный хлам для Небесного Царства?    Учение другого первоверховного Апостола о последних судьбах этого мира также дает веру в то, что не об уничтожении созданного учит Благая Весть Христова, а о преображении его: «нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

“Писатель почти бегом идет по склону к терраске, потом шаги его замедляются, ноги начинают заплетаться, он хватается обеими руками за голову, описывает замысловатую кривую и, шатаясь, как пьяный, возвращается обратно и садится на обломок бетона”. В сценарии здесь он произносит монолог, который в фильме звучит по выходе из коридора, называемого “мясорубкой” – монолог, который он обращает к своим воображаемым собеседникам, заканчивающийся словами: “Я пытался переделать вас, а переделали-то вы меня – по своему образу и подобию…”.  Глаза их были удержаны “Мы написали сценарий-притчу. В Зону за исполнением заветных своих желаний идут модный Писатель и значительный Ученый, а ведет их Апостол нового вероучения, своего рода идеолог”. Кадр из фильма «Сталкер» (1979) Так Аркадий Стругацкий фактически обозначает религиозный смысл этого произведения. Об отношении братьев Стругацких к христианству уже было сказано; но иным было мировоззрение Тарковского. Атеистом он не был никогда. Правда, в его “богоискательстве” не обошлось без оккультных издержек, но поиск его был искренним, и умер он через семь лет после съемок “Сталкера” христианином, причастившись перед концом. Православие было знакомо ему с детства: его отец, Арсений Александрович, был человеком верующим. Поэтому, кстати, вполне оправдан комментарий диакона Андрея Кураева к стихотворению Арсения Тарковского (“Вот и лето прошло…”), которое в фильме читает Сталкер: рефрен “только этого мало” – это о духовном голоде, о ненасыщаемости человеческого духа земными благами. Непостижимо, как работы Андрея Тарковского прорывались через худсоветы брежневской эпохи: в его фильмах звучат слова Нового Завета. Там, где в сценарии 1977 года Сталкер молится, в фильме он произносит строчки Евангелия от Луки, но пропускает в евангельском тексте все имена и названия: “В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от… (Иерусалима) называемое… (Еммаус). И Сам (Иисус), приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один же из них, именем…”

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010