Она согласуется с нашей классификацией евхологиев, основанной на данных, которыми снабдили молитвы Утрени, даже если эта классификация должна была бы быть пересмотрена по тому материалу, какой мы получили благодаря исследованию Малых Часов. Окончательная классификация семейств византийского Евхология не будет, впрочем, возможна (если вообще будет), без изучения всех частей Евхология. Мы ожидаем публикации диссертации Андрея Жакоба « Histoire du formulaire grec de la liturgie de Saint Jean Chrysostome ». Другая диссертация об освящении святого мира в Евхологиях только что представлена в Фессалоникийский университет нашим другом, бывшим тогда архимандритом Павлом Меневишоглу, ныне митрополитом Константинопольского Патриархата 299 ; нет необходимости цитировать другие известные работы, как: П. Тремпеласа, И. Фунтулиса и т.д. Неясные стороны в истории Евхология еще многочисленны; настоящая классификация известных кодексов (слишком малочисленных, несмотря ни на что) будет возможна только тогда, когда изучат все главы этого неизмеримого леса, каким является Византийский Евхологий. Да будет нам позволено представить теперь выводы, к которым мы дошли. ВЫВОДЫ 1 . Служение Часов соборного византийского чина, называемого также σματικ κολουθα (Песненное последование) состояло из суточного круга из шести Часов или служб: две главных службы в начале дня и ночи ( ρθρος и λυχνικν) и четыре дополнительные службы: одна к середине ночи (полунощные часы) и другие в главные три часа дня: Третий, Шестой и Девятый. 2 . Состав четырех малых служб был очень простым: а) три молитвы с ектенией и тремя псалмами, антифонами (вероятно, постоянными); б) ектения просительная, за которой следует молитва отпуста; в) главопреклонная молитва благословения. 3 . Схема обеих главных служб была только расширением схемы малых служб; трем антифонам Вечерни и Утрени в обычные дни предшествовал ряд из восьми антифонов, что давало еженедельную вариантную псалмодию; просительная ектения была, кроме того, усилена молитвой оглашенных и двумя молитвами верных (как в Литургии в настоящее время).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Когда же один человек был умерщвлен рукой убийцы и брошен посреди города, а его жена горько стенала и сбежался весь народ, стали искать убийцу и почти все скорбели, тогда призванный туда мужествоименный таинник прибыл на место и, помолившись, воскресил лежавшего во имя Христа, Который животворит мертвых. Увидев это необычайное знамение, мно­гие всей душой уверовали в Господа. И вот, когда верующие так умножились и увеличились, он рукоположил из них пресвитеров и диаконов, передав им правило божественного священнодействия и прочего псалмопе­ния, и, помолившись за них, отправился в дальнейший путь. Путешествуя по побережью Эвксинского Понта, он достиг одно­го места под названием Залих. Амиссцы же, узнав о его прибы­тии, с радостью встретили и с восторгом приняли его в гости, ибо уже были научены и просвещены им, как было сказано выше. Оставшись у них на несколько дней и укрепив их словом благо­дати, после того, как они его проводили, он прибыл в Трапезунт, город в стране Лазике, где, как было сказано и прежде, местные жители были неразумны и несмысленны – только не­которые после его проповеди приняли Слово. И выйдя оттуда, он поднимается в новый кесарев город 223 , где он возвестил слово веры, огласил некоторых уверовавших и возродил их божествен­ной огненной и водной баней, сподобив Божьего сыновства. И вот, случилось ему, выйдя оттуда, обходя место за мес­том и сея проповедь благочестия, достичь весьма большого горо­да Самосаты, лежащего в парфянских пределах, где жило мно­жество эллинов-идолопоклонников – среди них было и много философов, которые возражали апостолу, возвещавшему слова о богопознании. Им таинник истины сказал: «Вы сами осознай­те несостоятельность и бесчинность ваших лжеименных богов, как они сражаются друг с другом: а все сражающееся и восста­ющее друг на друга подвержено тлению. Бог же, будучи по при­роде един, есть, как благой, источник и податель благ, будучи виновником мира. Познайте, кто сотворил и соединил стихии и составил из них все видимое творение; уразумейте вечное дви­жение светил и звезд и то, кто устроил их непрерывный и рав­ный ход, ведь они бездушны и не сами по себе движутся. Пой­мите же и постигните, что многоначальное безначально, а без­начальное мятежно и беспорядочно. Станьте на истинный и пря­мой путь, явленный в законе Моисеевом, который подает мир и милость всем держащимся его; последуйте учению пророков, которое проповедует истину и возвещает мирную и вечную жизнь; познайте провозвещенного ими Христа Иисуса, неложного Бога, призыванием Которого, как вы видите, мертвые воскрешаются, бесы и страсти многоразличные изгоняются».

http://azbyka.ru/otechnik/6/dejanija-apo...

Разделы портала «Азбука веры» ( 36  голосов:  4.4 из  5) Оглавление Фрагмент В самолете, возвращаясь из Испании в Москву, разговорился с соседкой, женщиной лет сорока пяти.  Она уже три года как живет в Барселоне. Познакомилась с каталонцем и вышла туда замуж. Рассказывала, как возила своего супруга к нам в Россию. Говорит, все ему у нас понравилось, и люди понравились. Одно только приводило его в постоянное недоумение: — Скажи, почему русские почти не улыбаются? Мы, каталонцы, улыбаемся, а вы нет. — Наверное, потому, что вы многое уже забыли и мало что знаете, — ответила ему русская жена. — Мы ничего не забыли и много что знаем. А как известно, «во многом знании много печали». Часть 1. Родословная Старый диакон Наш духовник отец Андрей, уважаемый митрофорный протоиерей, недавно рассказывал об опыте своих первых лет священства. Сразу по окончании семинарии он стал сотрудником тогдашнего издательского отдела, руководил которым владыка Питирим (Нечаев). Он же впоследствии и рукополагал Андрея во пресвитеры. Владыка Питирим, тогда он был в сане архиепископа, считал себя ответственным за каждого ставленника, который выходил в священство из-под его руки. Несмотря на постоянную занятость, он находил минуту, собирал молодых батюшек и устраивал чаепитие, всякий раз делясь с ними чем-нибудь полезным из своего собственного жизненного опыта. — Больше всего, — говорит отец Андрей, — мы любили его воспоминания о старых священниках, которых успел застать будущий владыка. Некоторые из них еще дореволюционного времени рукоположения, кто-то прошел через советские концлагеря. Они мало что о себе рассказывали. Тогда вообще мало кто о чем рассказывал или делился с окружающими своими мыслями и чувствами. Время такое было. Люди больше предпочитали молчать. «Мы учились у них опыту веры по их отношению к своим священническим обязанностям. Даже просто по тому, как они облачались в священнические одежды, как подходили к престолу. Как трепетно они служили. Мы, молодежь, — продолжал владыка, — украдкой наблюдали за выражением их лиц во время службы. Перед началом смотришь, перед тобой обыкновенный старик. Но стоило только прозвучать: „Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа…“ — и все, и нет того простодушного старика. Преображаясь на глазах, перед престолом вырастает духовная глыба. Глыба, которую не сдвинули с места ни унижения, ни тяжелые работы, ни даже страх насильственной смерти.

http://azbyka.ru/fiction/chashechka-kofe...

24 . Епископу Самосатекому Андрею. Феодорит выражает горячее желание видеть адресата, обещавшего быть у него, так как надеется получить от Андрея большую пользу. 25 . Приветственное (по случаю праздника). 26 . Другое приветственное (по случаю праздника). 27 . Диакону и архимандриту Акилину утешительное по случаю смерти сына. 28 . Пресвитеру и монаху Иакову. Обращая внимание на преклонные лета адресата, Феодорит выражает уверенность, что старость не тяготит его, поскольку он вспоминает о подвигах юности. 29 . Апеллиону 30 . Софисту Аерию 31 . Епископу Антиохийскому Домну 32 . Епископу (Верийскому) 33 . Комиту и примату Стасиму (Статесиму). 34 . Комиту Патрикию 35 . Епископу (Тирскому) Иринею 36 . Епископу Емесскому Помпеяну Всех этих лиц Феодорит просит о помощи Цалестиаку, знатному Карфагенскому гражданину, пострадавшему при нашествии варваров на Африку и принужденному покинуть отечество, вместе с семейством, без всяких средств 37 . Архонту Саллюстию. Узнавши о новом назначении адресата, Феодорит намекает ему на то, чтобы он соблюдал строгое правосудие и был человеколюбивым но отношению к плательщикам. 38 . Приветственное (по случаю праздника). 39 . Другое приветственное (по случаю праздника) 40 . Наместнику Феодору. 41 . Клавдиану 42 . Префекту Константию 43 . Августе Пульхерие 44 . Патрицию Сенатору 45 . Патрицию Анатолию Принося приветствие по случаю праздника, Феодорит со скорбью упоминает о бедствиях (землетрясении и нашествии варваров: см. письмо 41). Феодорит просит о сложении части податей и разоблачении козни некоего епископа, действовавшего в противном смысле 46 . Адвокату (схоластику) Петру. Феодорит благодарит адресата за то, что он не презрел попираемое право, но заградил уста врагам истины 47 . Епископу Константинопольскому Проклу. Феодорит просит содействия в деле облегчения горькой участи лиц податного сословия и разоблачает наветы епископа. 48 . Епископу Виритскому Еветафию. Феодорит выражает адресату, чтобы тот продолжал писать ему возможно чаще 49 . Епископу Сидонскому Дамиану. Похвалы адресата себе Феодорит объясняет тем, что тот сам отличается высокими совершенствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Лоренцо Скуполи родился в 1529 г. в итальянском городе Отранте в знатной семье 4 . В крещении он был наречён Франциском. О первых сорока годах его жизни не сохранилось каких-либо сведений. 4 июня 1569 г., в возрасте 39 лет, Скуполи был принят в Театинский орден. Это священнический орден, основанный Каэтаном Тиенским 5 в 1524 г. Неофициально членов ордена называли «театинцами», поскольку первым его главой был епископ Театинский Караффа 6 (1480–1559). Главными задачами ордена были борьба с ересями мирными средствами, проповедь и духовное назидание, а также уход за больными. Миссионерская активность театинцев простиралась почти на всю Европу, а позднее – на Америку, Персию и Кавказ. Театинский орден возник из общины священников, которая была широко известна в Италии под именем «Ораторий Божественной любви». Каэтан Тиенский основал этот орден для священников, не принимавших традиционные монашеские обеты бедности, целомудрия и послушания; монахи же, вступившие в орден, не уходили от мира, а продолжали исполнять обязанности приходских священников. Орден театинцев известен своими строгими аскетическими идеалами, а члены ордена руководствовались в своей жизни Лествицей прп. Иаонна Лествичника 7 . Свои первые шаги в монашеской жизни Скуполи совершил под руководством Андрея Авеллино 8 . 25 января 1571 г. в Неаполе он принёс окончательные монашеские обеты с наречением имени Лоренцо. В 1574 г. на Рождество он был рукоположен во пресвитера 9 . В 1578 г. Скуполи был переведён в Милан, а затем, в 1581 г., в Геную, где свирепствовала ужасная эпидемия, во время которой он посвятил себя уходу за больными 10 . 1585 г. положил начало тяжкому и унизительному периоду в жизни Лоренцо Скуполи. Его обвинили в серьёзном проступке. Генеральный капитул театинцев, собравшийся в Венеции, в ходе процесса, возбужденного против него, приговорил Скуполи к одному году тюрьмы, запрету священнослужения и запрещению вести духовническую деятельность. Не известно, ни какое обвинение было ему предъявлено, ни то, кто был обвинителем, но Скуполи себя не защищал. По обычаю той эпохи, документы процесса были незамедлительно преданы огню 11 . «Многие авторы, изучавшие дело Скуполи, полагают, что осуждение его было плодом клеветы. Возможно, преступление Скуполи касалось “целостности веры”, иными словами, его обвинили в ереси. На процессе Скуполи явил столь великое смирение и послушание, что, даже вопреки всем унижениям, стяжал славу человека высочайших добродетелей. На все обвинения он отвечал безмолвием. И хотя находились люди, ходатайствующие за него, сам он не приложил каких-либо усилий для того, чтобы облегчить свою участь. По свидетельству братьев, живших в одном доме со Скуполи, он являл неизменную готовность исполнять любую самую простую и самую тяжёлую работу, любил уединение и тишину, многие часы отводил молитве. Он назидал своих братьев собственным спокойствием и смирением» 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

То есть я предложил Патриарху совершить относительно «низшее» таинство, а довершить его более высоким таинством предложил другому епископу… У нас Патриарх диаконских хиротоний не совершает, только пресвитерские. Я тогда еще не знал таких тонкостей церковного протокола, но Патриарх Феоктист это спокойно воспринял и согласился. А я в ту минуту думал не о протоколе, а о желаемом духовном родстве. Архиепископ Пимен до сих пор, слава Богу, жив. Это очень светлый, очень простой человек, настоящий монах. Старец-архиерей, духовный светоч в епископате Румынской Церкви. Мне хотелось к нему. Диаконская хиротония была совершена в патриаршем соборе в Бухаресте, а затем я уехал в Буковину, в карпатские горы. Сорокоуст у меня был необычный: не в одном храме, а в разных монастырях. Они там стоят рядышком, пешком можно дойти. Красивейшие места! И вот брожу я несколько дней по горам да монастырям вокруг Сучавы, и вдруг набредаю на непреодолимое ощущение: надо бы остановиться. Позже мне не раз предлагали стать священником (в последний раз — года четыре назад). Но принятие священнического сана или женитьба — это такие безумные поступки, которые надо совершать в молодости. С каждым годом это все тяжелее сделать, потому что понимаешь последствия. Подумывал о монашестве. Мне кажется, что православный юноша, который хотя бы пару месяцев не мечтал о монашестве — человек духовно не вполне здоровый. Но сильнее оказалось ощущение, что это не мое. Что мне нужно быть где-то ближе к людям. Я не мог себе представить, как именно это должно выглядеть. Но было ощущение: «Подожди. Не принимай радикальных решений. Не отрывайся от книжек. Готовься». Рассказ восьмой, Как не выбирать становиться пресс-секретарем Патриарха Алексия Так был ли у меня выбор — оставаться в аспирантуре или идти в семинарию? Со стороны это выглядело как выбор. А я просто однажды представил себе, что вот эти стены и пересуды оградят мою жизнь навсегда, если я останусь в Институте философии. И у меня случился дикий приступ тоски. Стало ясно: любой ценой, но вырваться отсюда именно туда, в семинарию.

http://pravmir.ru/dvenadcat-rasskazov-pr...

Так, св. Симеон после рассказа другу своему диакону Иоанну о той награде, какую он удостоился получить в видении за спасение многих человеческих душ, со вздохом заключил: «господине диаконе, ничтоже вем себе сотворша таково, еже бы достойно было небесного воздаяния: юрод бо и лишенный разума кую мзду имать прияти; разве туне благодатию своею помилует мя Владыка мой» 510 и добрые дела свои он называл «леностию окаянного своего жития» (там же). Св. Андрей, когда в сильный мороз хотел согреться около пса и когда лишился и этого последнего желания, то сказал сам себе: «о коль грешен еси окаянне, яко не точию человецы, но и пси гнушаются тобою» 511 . Один инок скитский был выслан пресвитером за какой то грех из храма, и св. юродивый Виссарион встал и вышел вместе с ним, говоря: «и я тоже грешник» 512 . Такое смирение духа возникало в св. юродивых вследствие того, что «их взор постоянно прикован, так сказать, был к созерцанию своей душевной нечистоты, и они считали себя потому последними отребьями мира. «Симон, ты глупец, несытая гортань», говорил сам себе св. Симон Юрьевецкий 513 , выражая тем свое нравственное ничтожество. Упражнением в духовном смирении для св. юродивых служило терпение. В самом деле, они принимают различные обвинения на себя, подвергаются насмешкам, ударам, отрекаются от ума и т. п. для того, чтобы выработать в себе нравственный характер, приобрести известную стойкость в добродетели, переломить себя, а это и составляет смирение. В этом уверяет нас учение св. подвижников. «Для стяжания смирения, читаем в одном аскетическом творении, понудь себя и напрягись принять в любительные объятия свои всякие неудовольствия и прискорбности, как родных сестер и всячески убегать славы и почестей, желая паче быть от всякого уничижаемым и незнаемым и ни от кого не получать попечения и утешения, кроме единого Бога. Утверди в сердце своем, убедясь в благотворности его, такой помысл, что Бог есть единое твое благо и единое убежище, а все другие вещи суть для тебя терния, которые, если вложить их в сердце свое, причинят тебе вред смертоносный.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Зачем ты, раб Бога Истинного, ради Коего поселился в пустыне, убегаешь от меня, грешного старца? Подожди меня, недостойного и немощного, надежды ради воздаяния за твой подвиг! Остановись, помолись за меня и ради Господа Бога, Который никем не гнушается, преподай мне благословение. Так восклицал Зосима со слезами. Между тем они достигли ложбины, как бы русла высохшей реки. Беглец устремился на другую сторону, а Зосима, утомленный и не имевший сил бежать дальше, усилил слезные мольбы свои и остановился. Тогда бежавший от Зосимы наконец остановился и сказал так: – Авва Зосима! Прости меня ради Бога, что не могу предстать перед тобой: женщина я, как видишь, нагая, ничем не прикрытая в своей наготе. Но если ты хочешь преподать мне, грешной, свою молитву и благословение, то брось мне что–нибудь из своей одежды прикрыться, и тогда я обернусь к тебе и приму от тебя молитву. Страх и ужас объял Зосиму, когда он услышал свое имя из уст той, которая никогда его не видала и о нем ничего не слыхала. «Если бы она не была прозорливой, – подумал он, – то не назвала бы меня по имени». Быстро исполнил он ее желание, снял с себя ветхую, разорванную одежду и, отворотившись, бросил ей. Взяв одежду, она препоясалась, насколько было возможно, прикрыла свою наготу и, оборотившись к Зосиме, сказала: – Зачем ты, авва Зосима, пожелал увидеть меня, грешную жену? Хочешь что–либо услышать или научиться от меня и потому не поленился на трудный путь? Он же на землю повергся, прося принять от нее благословения. Также и она поверглась, и лежали оба на земле, один от другого благословения прося, и слышно было от обоих только: «Благослови». По многом времени сказала женщина Зосиме: «Авва Зосима, тебе подобает благословить и молитву сотворить, ведь ты пресвитерства саном почтен, и, многие годы предстоя святому алтарю, Божественных Тайн дары Господу приносишь». Эти слова повергли старца еще в больший страх. Обливаясь слезами, он сказал ей, с трудом переводя дыхание от трепета: – О духовная матерь! Ты приблизилась к Богу, умертвив телесные немощи. Божий дар на тебе проявляется больше, чем на других: ты никогда не видала меня, но называешь меня по имени и знаешь мой сан иерея. Посему лучше ты меня благослови ради Бога и преподай свою святую молитву.

http://predanie.ru/book/217218-velikiy-k...

Светильник под спудом. Часть 2. Житие схимонаха Досифея Вид Саровской пустыни с юго-западной стороны. Фрагмент. Офорт. 1853 г. Мастерская И.Шелковникова. РГБ. /л. 1/Житие бывшаго в Сатисо-градо-Саровской пустыни схимонаха Досифея Сей истинный раб христов рождение и воспитание имел в Дмитриевском уезде в селе Воскресенском что в заволкотье, от благочестивых родителей родися. Отец бо его бысть тоя церкви пресвитер именем Василий, а мати его Анастасия. И повнегда же родити им отрока сего нарекоша его во святом крещении Димитрием, и егда в возраст прииде изучи отец его грамоте. Посем же, некогда случися оному отроку, не у еще десятилетнего возраста доспевшу, играти со сверстники своими, якоже обычай быв в малых детех, бабка сего родная престаревшая света же очесы своими невидевшая, но святое писание довольно знающая и Духом Святым движима рече сему малому отроку, внуку своему, глаголя: Димитрие, мы вси сотворены в век сей не на покой и не на игру и не смеятися, но плакати. И еже кто здесь живет недобродетельно, но на том свете вечное будет/л. 1 об./мучение и томление в том не просветимом и во огни не угасающем никогда же и в червиях ядовитых и в скрежете зубном и во смраде нестерпимом. А кто здесь на земли не играет и не смеется, но смирно и добросовестно живет, тому по смерти на том свете вельми будет добро во царствии небесном, с Самим Богом царствовати будет бесконечно. Тамо таков будет праведным рай прекрасен зело, еже око не виде и ухо не слыше и на сердце человеку никогда не взыдет. Таковое неизреченное веселие и райская красота и сладость. Идеже девять чинов ангельских, по три чина пременяющеся непрестанно зело прекрасно и пресладостно воспевают и Бога прославляют и святых Его возлюбленных угодников утешают. К тому в прекрасном оном раю древеса зело прекрасны и пречудны и превысоки, и тако шумящия и колеблющиеся и долу преклоняющияся и шум предивен прекрасным и златолиственным своим листвием творящи. Под теми райскими древесы раз/л. 2/личныя суть прекрасныя благовонныя цветы и по всему раю аки дым тонок и пресветел и благовонен над цветы ношашеся и поле украшаше. Такожде весь град той благоухания и благодати преисполнен. Сице и на оных прекрасных и преизрядных и преблагоговейных райских древесех премногое множество тмы тмами и неизветно яко облак птиц райских и прекрасных бяше: инии по оному райскому пространству и благовонному воздуху стадами летаху, и прекрасныя и пречудныя песни непрестанно воспеваху; друзии же вседшеся во оныя прекрасныя древеса посреде древес, прочия же на версех оных древ седяше и друг ко друзей обращающися от радости отверстыми усты и громогласно с трепетанием крил прекрасныя и пречудныя и уму непостижимыя песни зело пресладостно воспеваху. Птицы же онии различныя бяху: по видению Андрея Христа ради юродствовавшаго неизреченною райскою красотою периями блещащия и златы криле имущия рамена же посребрене, друзие же белы паче снега, а инии пречудно испещренныя райскою красотою.

http://pravoslavie.ru/3378.html

Сунь Ятсен поступил в руководимый англиканскими миссионерами колледж Иолани в сентябре 1879 г., где проучился три года. Программа Предполагала, помимо прочего, изучение богословских дисциплин, а также участие в молитвенных собраниях. Сунь присутствовал на ежедневных совместных молитвах преподавателей и учащихся, по воскресным дням не только посещал богослужения в церкви святого апостола Андрея, но и пел в хоре. Директор колледжа пресвитер А. Уиллис лично разъяснял ему Евангелие. Весной 1883 г. Сунь Ятсен перешел в колледж Оаху, находившийся в ведении Американского совета руководителей иностранных миссий. В те годы это было наивысшее по уровню предоставляемого образования учебное заведение на Гавайях. Здесь у него созрело желание принять крещение, но, не достигнув еще возраста 17 лет, он должен был по существовавшим правилам получить разрешение семьи. В отсутствие родителей решение принадлежало старшему брату Сунь Дэчжану. А тот придерживался жестких консервативных конфуцианских взглядов и предпочел отправить брата на родину, чем допустить его обращение в «варварскую веру» (так случилось, что впоследствии и жена, и внуки Дэчжана стали христианами). Сунь Ятсен вернулся в Китай в июле 1883 г. По свидетель-ству У Цзинсюна, он привез с собою из Гонолулу Библию и ежедневно ее читал 54 . Отец осудил его интерес к христианству и приказал идти на поклонение в местный храм Северного императора. Не посмев ослушаться, Сунь все же выразил свой протест и на следующий день вместе с другом детства Лу Хаодуном попортил идола, отрезав пальцы у изображения «госпожи золотых цветов», чтобы доказать, что из них не потечет кровь. Гнев односельчан был настолько велик, что пришлось уехать в Гонконг. Интересно, что Сунь Ятсен квалифицировал языческое многобожие соотечественников в конфуцианских терминах как «непристойные жертвоприношения». Заслуживает внимания то обстоятельство, что молодой бунтарь не подвергся особенным репрессиям со стороны семьи. Объяснение находим уже позже К в интервью Сунь Ятсена лондонскому журналу «Стрэнд мэгэзин» в марте 1912 г. Оказывается, его отец к тому времени уже К изменил свои религиозные воззрения, а в 1885 г. сам стал хри-К стианином и сотрудничал с Лондонским миссионерским обществом 55 . Китайский историк Чжан Цзыжун, однако, подвергает эти сведения сомнению 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010