Жертвоприношения утра и вечера были единственно регулярными службами всего дня; вечернее жертвоприношение, Минха, имело место «между двумя вечерами» и начиналось точно в девятый час, ибо оно было долгим и должно было быть закончено перед наступлением ночи. Глава V трактата Мишны, Тамид, сохранила нам детальное описание храмовой службы в эпоху его разрушения. Жертвоприношение сопровождалось пением левитов и молитвой народа; все кончалось священническим благословением. Что молитва, сопровождавшая само жертвоприношение, была очень важна, доказано тем, что она могла занять место этого последнего после разрушения Храма. Служба девятого часа называется всегда Минха (приношение), и она образована только из Тефиллы, произносимой два раза: один раз присутствующими тихо и один раз священнослужителем с участием народа. Что касается книги Деяний, προσευχ (молитва) девятого часа представляется уже более важной, чем само жертвоприношение. Эта тенденция не была характерна исключительно для христиан: она была весьма распространена в ту эпоху, особенно среди тех, кто по той или иной причине не посещал Храма 279 . После упоминания о присутствии апостолов на молитве в Храме и упоминания о чуде, совершенном Петром при входе в Храм, наша молитва ограничивается просьбой о божественной помощи против искушений, тогда как по логике ожидалось бы нечто, связанное с этими двумя упомянутыми эпизодами. Но эпизод служил только свидетельством существования молитвы девятого часа. Молитва также просит Божиего покровительства от духовного врага. подчеркивает это чувство смятения, углубляясь в размышление о состоянии грешного человека и страхе перед судом. Эта молитва достойна Канона св. Андрея Критского и других покаянных мест Триоди. Между тем это размышление является только предпосылкой к безграничному упованию в божественное милосердие и именно в решающий момент: τν σν φιλνθρωπε ρπν , которое мы переводим как «оправдательный приговор»; «окончательный» возможно было бы более точным переводом, но это не имело бы благоприятного смысла, который 3-я молитва даст греческому слову ρπν.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1 .     Несторий называет Деву Марию Христородицей, а униаты – Богородицей; 2 .     Несторий разделяет Христа на два сына, а униаты признают единого Господа, Сына Божия воплотившегося; 3 .     Несторий называет Христа Господом только потому, что Он связан с Логосом, а униаты – потому, что Он, хотя и равен нам по человечеству, но равен и Отцу по божеству; 4 .     Несторий, в виду предшествующего, принужден в молитвах призывать двух христов, а униаты молятся единому Христу; 5 .     Несторий признает только внешнюю связь естеств во Христе, а униаты – полное, нераздельное, но и неслиянное соединение естеств в Нем в единую личность Богочеловека; 6 .     Несторий расторгает единство естеств во Христе отнесением человеческих предикатов к одной личности, а божеских – к другой, а униаты предикаты обеих природ, хотя и различают и не смешивают, но относят к единому воплощенному Сыну Божию. После этого св. Кирилл кратко опровергает возводимые на него обвинения в аполлинарианстве и арианстве. Наконец, говорит об извращении несторианами послания Афанасия к Эпиктету, о подложном послании Филиппа, о папе Сиксте и о подложных письмах, распространяемых под его (Кирилла) именем. Таково в кратких чертах содержание послания Χρμα. Об этом послании сам св. Кирилл говорит, что оно „излагает все это (различие между Несторием и восточными) с особою ясностью и удовлетворительностью“. 1875 Он часто на него ссылается в других своих посланиях. Оно часто цитируется его современниками и последующими Церковными писателями. Так как некоторых выдержек, приводимых у этих писателей со ссылкой на послание к Акакию Мелитинскому , нет в том послании, которое мы имеем, то есть основание предполагать, что св. Кирилл писал и другие послания к этому Акакию. 1876 Недовольство на уступчивость св. Кирилла было даже и среди придворных сфер, о чем сообщил св. Кириллу его пресвитер Евлогий, живший в столице. Св. Кирилл в ответ на это письмо отправляет краткое послание к Евлогию, 1877 в котором, заявив, что не все, содержимое еретиками, должно безусловно отрицать и что исповедание восточных он принял по снисхождению, хотя оно изложено темновато, он выясняет существенное различие между несторианами и восточными, принявшими унию. Впрочем, подробно он свои мысли по этому вопросу не развивает, а отсылает Евлогия к вышеуказанному посланию к Акакию Мелитинскому . Вместе с письмом св. Кирилл послал Евлогию много сочинений и писем для передачи по назначению. Тут были: 1, сочинение против Нестория; 2, акты Эфесского собора против Нестория и его сторонников; сочинения св. Кирилла в защиту анафематизмов против Андрея Самосатского и Феодорита Кирского ; краткое учение о воплощении (его-же); – все это в одной книге, и 3, пять писем: а) Афанасия к Эпиктету, б) св. Кирилла к Иоанну Антиохийскому,

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Иметь в мыслях не свою честь, но славу Божию» Протоиерей Владислав Цыпин о канонических аспектах служения клириков. Часть 1 27.01.2021 783 Время на чтение 15 минут Источник: Православие.Ru Недавно по сети прокатилась волна преднамеренно громких заявлений греческого архимандрита Андрея Конаноса и некоторых русских священников о снятии с себя сана. Мы подождали, пока страсти улеглись (хотя в очередной раз они закипели: почему иных не извергают из сана?) – и поговорили о священстве с одним из самых авторитетных канонистов Русской Православной Церкви протоиереем Владиславом Цыпиным. Художник: Иван Рейпольский Власть от Бога и у Бога – Отец Владислав, что такое священный сан? – В состав Церкви входят миряне и клирики – духовные лица. Клирики посвящаются в сан. Это посвящение сообщает им благодатные дары для совершения служения. Клириками являются церковнослужители и священнослужители. Церковнослужительские степени – чтецы и иподиаконы (хотя обязанности чтецов и иподиаконов могут исполнять – и часто исполняют – и миряне). А священные степени (снизу вверх) – диаконская, пресвитерская и епископская. Епископам Господь даровал через апостолов власть совершать служение и церковное управление. «Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их» (39-е Апостольское правило). А пресвитеры – это те, кого в просторечии мы называем священниками (хотя в Древней Церкви священниками называли преимущественно епископов). Пресвитеры, выполняя волю епископа, совершают богослужения, включая и Таинства, кроме Таинства Хиротонии. Посвящение других в священный сан – исключительная прерогатива епископов. Диаконы помогают при совершении богослужения священникам и епископам. – Почему Господу важно именно через человека преподавать Таинство? От человека – человеку? – Если бы помимо человека совершалось Таинство, это было бы чудо. Чудо – это нечто исключительное, что имеет место в жизни этого мира, в особенности в Церкви, но в исключительных случаях. Поэтому практически всё в Церкви происходит не без посредства человеческих действий. Богослужения совершают специально посвященные для этого лица, а не всякий, кто мог бы, научившись этому, совершать.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/27/imet_v...

14.01.2014 - 06:35 " Он сам уверяет, что за ними : " Он сам уверяет, что за ними стоят конкретные люди и конкретные подписи... Хотелось бы поверить и нам - но пусть тогда вместо псевдонимов и латинских букв явятся живые люди, готовые обличить злодеев. " Насколько я понял, это - основная мысль статьи. Но ведь очевидно что " явление живых людей " крайне опасно для этих людей, разве что только в суде. Потому вопрос - почему не подают в суд люди " оклеветанные " ? Уж не " явления ли живых людей " они боятся? 14.01.2014 - 15:27 Как странно. Все кинулись : Как странно. Все кинулись осуждать о.Андрея, уволили. Ни один клирик не вступился за него открыто и разумно, или открыто и разумно прокомментировал его как бы неправильные действия. 14.01.2014 - 19:37 Да не верю я этому : Да не верю я этому эпатажному дьячку, этому любителю пусей. Не верю. И правильно привел слова Апостола г-н Худиев:Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели. (1Тим.5:19,20)”. Ну а то что его так рьяно поддерживает рукопожатная общественность, ненавидящая РПЦ, то понятно- он для них свой, либерастический. Гнать его надо из церкви на его родную кафедру-эхо москвы ко всем этим шендеровичам, гонопольским и прочим майданикам. 15.01.2014 - 14:33 То, что опубликовал диакон : То, что опубликовал диакон Андрей Кураев является лишь верхушкой одного из пластов грязи, в которых плотно погрязло священноначалие МП РПЦ. Посмотрите, в какой роскоши купаются митрополиты. Просто " церковные " олигархи какие-то. А " узаконенная торговля " Таинствами и требами? Беспошлинная торговля утварью? А обман с подоходными налогами - это когда священнослужитель получает на руки 30-50тыс. руб., а официальная " зарплата " указывается в размере 5тыс. руб. И какую пенсию он будет получать, в случае чего? А " случаев чего " довольно много - текучка кадров из-за частых запретов (в результате приходов новых " правящих " ) и т. п. довольно-таки высока.

http://radonezh.ru/analytics/o-spravedli...

Та сказала ему: «аще и хощу кому поведати, но не могу, честный светильниче и святче Божий, возбраняет бо ми невидимая сила Божия» 504 . Св. Андрей заповедует одному монаху, избавившемуся от страсти сребролюбия по его молитве: «блюди, да не повеси яже о мне никомуже: аз же поминати тя начну день и нощь в молитвах моих, да Господь Иисус Христос управит путь твой на доброе 505 . Он же, рассказав своему другу пресвитеру Никифору о восхищении его до третьего неба и о видении Иисуса Христа, «клятвами закля его, не поведати сего никомуже дóндеже от телесных уз разрешится 506 . Избавив от смерти одного ростовского купца, спущенного с корабля в море, св. Исидор Твердислов запретил ему рассказывать об этом чуде: «никомуже поведай о мне, но сказуй, яко божественная сила избави тя от глубины морския». Когда купец возвратился в Ростов, то увидел здесь св. Исидора юродствовавша; он снова «прещаше ему, да ни кому же повесть бывшего на мори, и храняше то в молчании купец оный даже до преставления угодника Божия, сице и другие чудодеяния его тайно совершахуся 507 . Св. Симеон Юрьевецкий, когда увидел его некто переходящим Волгу, как по суху, сказал ему не безумствуя: «именем Божиим заклинаю тебя – никому не сказывай, что ты видел, как я ходил по Волге, доколе я не отойду к Господу, иначе если ты об этом расскажешь, то вместо благословения, получишь от Бога наказание. Богу угодно, чтобы ты узнал о мне недостойном рабе Его, после же моей смерти объявишь это о мне, если будет на то воля Божия 508 . Какая то невидимая сила удерживала тех, которые думали рассказывать про дела св. юродивых. Так, избавленный от прелюбодеяния некий юноша, «не можаше исповедати Симеона, яко исцели его». Некто Балий тоже, не можаше изъявите целителя своей иссохшей руки, токмо глаголаше: «яко инок некий, носяй на главе своей венец от финиковых ветвей, исцели мя» 509 . Высшую степень смирения св. юродивых составляло то, что они отказывались не только от всех рассуждений самолюбивого разума, но даже и от доверия свидетельству чувств.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Если же власть не признавала законными браки раскольнические-поповщинские, заключавшиеся с благословения, хотя и беглых, но все же попов, то само собой понятно, что еще менее она могла признавать законность браков беспоповщинских, заключавшихся без всякого пресвитерского венчания, по одному благословению наставника-мирянина, как это делалось, напр., в Покровской часовне. Так на самом деле и было. В 1809 году, в котором скончался Ковылин, ярославский преосвященный Антоний, по поводу вступления старообрядца беспоповщинского толка, крестьянина Андрея Иванова в безопасное сожитие, под именем старообрядческого брака, с уклонявшеюся от исповеди и причастия св. таин девкою Парасковьею Прокофьевою, испрашивал у св. синода разрешения, как ему поступать в подобных случаях. Синод определением положил: «поскольку сопряжения под видом старообрядческих браков, и притом в неизвестности составленные, не могут быть признаны по правилам, православною церковью содержимым, за браки, а надлежит признавать их за сопряжения любодейные», то «преступления сии подлежат, по силе высочайшей резолюции, на докладных св. синода пунктах, состоявшейся 1722 года апреля 12-го дня, суду гражданскому» 527 . А по суду гражданскому, любодеяние всегда подвергалось наказанию и дети, родившиеся от любодеяния, никогда не считались законнорожденными. Что же следует из всего сказанного для нашей цели? То, что, вследствие непризнания властью раскольнических, особенно беспоповщинских, заключавшихся без венчания, браков законными, не только те из последователей Покровской часовни, которые не признавали правильности бессвященнословных браков, но даже и те, кои были убеждены в их (догматической) законности, могли затрудняться вступлением в брачные сопряжения с благословения Емельянова, Скочкова и под., и венчались нередко в церквах православных, во избежание ответственности пред законом за незаконное сожитие. А такой ответственности можно было легко подвергнуться не только по каким-либо внешним, не зависевшим от бранившихся, причинам, но и по их собственной воле, по нежеланию, напр., которого-либо из супругов продолжать сожитие, непризнанное законом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

Молокане-уклеинцы сухопутные, которых здесь очень мало, чище других сохранили учение основателя молоканства Уклейна, отбросив лишь антитринитарные взгляды его. Не имея никаких своих обрядов и отвергая все православные обряды, молокане здешние иконы называют идолами, храмы –капищами, св. крест – виселицей, православное священство – жрецами Ваала, дармоедами и фарисеями. Отвергая посты, они относительно пищи держатся постановлений Закона Моисея. ( Лев. Х глава). Таинства, говорят они, выдуманы духовенством, чтобы обирать глупый народ, учение Слова Божия о таинствах толкуют духовно. Крещение, как и Причащение, по учению здешних молокан, есть вера, учение, терпение, и т. под. Сектанты думают спастись без воды, крещения, «хотят сухим путём» – войти в царствие Божие. Отсюда произошло и название последователей этой секты «сухопутной». Отвергая священство, они всё же своей общиной выбирают грамотных, начитанных мужей «держать собрания», т. е., председательствать на их молитвенных собраниях. Такие лица называются старцами и пресвитерами, пользуются большим уважением и влиянием, но никакой власти в общине не имеют. Этой зимой, живущие в г. Омске и посёлке Царском молокане добрали себе в пресвитера некоего Андрея, ещё далеко не старца. Он ранее был рабочим на железнодорожном вокзале Омск, переселенец из Тамбовской губернии. Теперь он бросил подёнщину и разъезжает по сёлам, деревням и заимкам 169 с мелочным товаром, не пропуская, конечно, случая пропаганды своего лжеучения. Но не так опасна для здешнего края молоканская секта, как другая более многочисленная и лучше организованная – это штундо-баптизм или баптистическая штунда, которая здесь осуществляет самое последнее слово руководителей штундового движения на Руси. Как известно, пасторы южнорусских немецких колоний, вдохновляемые из Вюртемберга, Берлина и Гамбурга, в начале 60 годов, стали насаждать штунду между русскими рабочими немецких колоний. В развитии нового религиозного движения наблюдается строгая постепенность. Сначала иноверные проповедники религиозно-пиэтических вопросов возбуждали религиозную пытливость русских рабочих, на вопросы которых отвечали, «как лютеранские пасторы». На подготовленной, таким образом, почве для брожения и падения, возгорелся, в течении какого-либо десятка лет, целый сектантский пожар, охвативший сначала одну Новороссию, а затем юг, и направляющийся ныне в глубь центра и окраин, не исключая и нашей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Андрея на католичество: оно утратило былой авторитет в глазах европейских народов вовсе не потому, что вмешивалось в мирские дела. Папа Лев, по собственному почину и просьбе граждан, вышел навстречу Аттиле и умолил его не разрушать вечного города, не производить грабежа и убийств. Жители Антиохии в 387 г. избили чиновников императора Федосия и низвергли его статуи, бунтовщиков ждала тяжёлая казнь, но в дело вмешались еписк. Флавиан с пресвитером Иоанном (Златоуст) и виновные получили пощаду. Св. Филипп, снисходя к просьбам вельмож и народа, высту- —788— пил с обличением Ивана Грозного за беззаконные казни и учреждение опричнины. Ужели архим. Андрей возьмёт на себя смелость винить этих героев долга за вмешательство в гражданские дела и народные смятения и находить в их деяниях несогласие с апостольскими канонами?! Нет, не потому пал престиж католичества, что оно вмешивалось в народные дела и смятения, а оттого, что это вмешательство практиковалось из корыстных побуждений, в интересах одной римской курии, для охраны папского авторитета, а не заповедей Христа и апостолов. Оттого пало католичество, что, преследуя свою схоластическую систему, было глухо к запросам личности, жгло и бросало в тюрьмы провозвестников всего нового и живого, вплоть до мнения о шаровидности земли. Нужно ли к ясным каноническим указаниям прибавлять то, что с изумительным совершенством раскрыл апостол Павел в пастырских посланиях? Идеал пастыря по этим писаниям учителя языков так высок, деятельность его так разностороння и обширна, до того проникает во все фибры церковного организма, что надо лишь дивиться, как могут находиться люди, способные отрицать у пастыря право на участие в народных движениях, когда через них он всего больше может поработать для блага паствы, для водворения законности, для улучшения нравов. Апостол Павел заботился даже о желудке своего ученика ( 1Тим.5:23 ). Как же смеет пастырь быть безучастным к общественному движению, от которого зависит не только судьба многих миллионов желудков, но весь гражданский порядок и нравственное миропонимание масс?!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Льву. Он написал св. Льву письмо (CXXXII около апреля 454 г.). В нем св. Анатолий жаловался «на происшедший перерыв в переписке, причинивший ему не малую скорбь. Между тем он всегда желал, как можно чаще беседовать со св. Львом и послушно исполнять то, что нравится его совершеннейшим чувствам». Вслед за тем Анатолий сообщает, что Аэций восстановлен в прежней должности, а Андрей отлучен от церкви. «Что касается до того, продолжает св. Анатолий, что постановлено относительно Константинопольской кафедры на недавно бывшем в Халкидоне вселенском соборе, то да будет известно вашему блаженству, что моей вины тут нет никакой. Я человек – живущий в смирении и от юности возлюбивший мир и покой. В этом виноват почтеннейший клир Константинопольской церкви, взявший на себя заботу об этом, и те из благочестивейших епископов, которые были согласны на это и помогли им в этом деле. Утверждение и приведение в силу соборных постановлений принадлежит власти вашего блаженства (cum et sic gestorum vis omnis et confirmatio auctoritati vestrae beneditudinis fuerit reservata)». Св. Лев не замедлил ответом на это письмо св. Анатолия (Ер. CXXXV от 29 мая 454 года). Он выражает свое удовольствие по поводу возвращения на прежнее место Аэция и отлучения от церкви Андрея. Впрочем, если Андрей и еще Ефрат, который, как это узнал недавно св. Лев, был нечестивым обвинителем св. Флавиана, покаются и осудят свои заблуждения, то им нужно оказать снисхождение. Их можно поставить пресвитерами, чтобы «они чувствовали пользу от лекарства вселенской веры». Далее св. Лев говорит, что Анатолий поступил бы гораздо лучше, если бы не слагал на один клир того, чего не могло сделаться без его участия. Наконец св. Лев увещает Анатолия быть в мире с его викарием Юлианом Косским и соблюдать каноны Никейского собора. Одновременно св. Лев написал и Маркиану (Ер. CXXXVI от 29 мая 454 года). Он выражает ему благодарность за его содействие к восстановлению мирных отношений между ним и св. Анатолием; извещает, что он получил от св.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

В Одесском и Ананьевском уездах для деятельности в Слове Божием был назначен брат Михаил Ратушный из деревни Основы на 4 месяца; в Елисаветградском и Херсонском уездах для евангелизации был поставлен брат Трифон Хлыстун из деревин Карловки на 4 месяца; для Киевской губернии, как и отчасти в Елисаветрадском уезде был определён брат Иван Рябошапка из м. Любомирки Елисаветградского уезда на 8 месяцев, т. е. на миссионерский год с полным жалованьем 500 р. Так как брат Рябошапка неоднократно бывал в Киевской губернии для устройства братской общины, то ему препоручила конференция, чтобы главная его деятельность развивалась в Киевский губ., где мы не имели возможности назначить брата тамошнего края: в Таврической губ. конференция назначила двух братьев для дела (евангелизации), а именно братьев из Ново-Васильевки Василия Романовича Колодина на два месяца деятельности и Андрея Ананьевича Стоянова на 4 месяца. Так как депутаты Екатеринославской губернии не имели из числа своих братьев способного на это дело, то брат Андрей Стоянов имеет поручение от конференции 2 месяца посвятить для дела в последней. В Кубанской области и Черномории, куда переселилась большая часть братьев Херсонской губ. с их пресвитером Григорием Трифоновичем Кушнаренком, конференция находила необходимым открыть для этого края новое поле деятельности по многочисленным и многолюдным станциям, тем более, что нужда для этого благого дела была выставлена уже два года тому назад на Рикенадском съезде братьями Герц и Сторожевым. По станциям и городам Кавказской линии весьма быстро развивается страшное заблуждение хлыстовщины, но нет там живого „евангелиста», проповедующего благую весть о нашем спасении чрез Иисуса Христа и мы видим в переселении наших братьев в этот край премудрое провидение нашего Отца Небесного, Который желает, чтобы и туда проник свет истины чрез наших братьев. В этой области мы назначили брата Кушнаренко, чрез которого Бог в Херсонской губ. обратил несколько заблудших из хлыстовской секты к истине Евангелия. По назначению конференции он должен действовать 4 месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010