Закрыть Пребывание святого праведного протоиерея Иоанна Кронштадтского в Казанском крае 05.01.2015 466 Время на чтение 24 минут Вот уже свыше тысячи лет народы России, приняв Святое Крещение, восходят по ступеням своего величия, назидаемые на этом тернистом пути подвигами святых, в земле Российской просиявших. Следование примеру их жизни, подражание их христианским добродетелям издавна служило спасению, что благотворно влияло на страну, укрепляя в России единство народа. В 1990 году был прославлен как праведник протоиерей Андреевского собора в Кронштадте Иван Ильич Сергиев († 1908; память 20 декабря/2 января). Отец Иоанн Кронштадтский ещё при жизни был известен как в России, так и далеко за её пределами как ревностный поборник Православия, великий молитвенник и чудотворец. На протяжении 350 лет предки его в роду по отцовской линии были священниками. После приходского училища он окончил Архангельскую Духовную семинарию (1851) и Санкт-Петербургскую Духовную академию (1855). По рукоположении в пресвитера (1855) отец Иоанн был назначен в собор Апостола Андрея Первозванного в Кронштадте. Свой пастырский долг он видел в непрестанной молитве, духовно-нравственном врачевании людей, облегчении участи сирых, убогих, нищих и бездомных. На его средства были построены приходское попечительство для помощи бедным, дом трудолюбия со школой, церковью, мастерскими и приютом. Отец Иоанн основал в своем родном селе Сура Архангельской губернии женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге на Карповке построил Свято-Иоанновский женский первоклассный (ныне ставропигиальный) монастырь, в котором и был по кончине своей погребен, где и поныне пребывают его святые мощи. География мест, которые посетил отец Иоанн в своём окормлении православного российского народа впечатляет: от Прибалтики и Царства Польского до Печоры и Екатеринбурга, от Архангельска до низовий Волги - своеобразный православный подвижнический крест. Везде его ждали, везде во время его приезда царил дух торжества и праведности, везде он был долгожданным пастырем - наставником.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Икона Божией Матери, которую привез с собой Благоверный Князь Андрей Боголюбский из Вышгорода во Владимир и которая впоследствии стала именоваться Владимирскою, написана, по общему верованию наших предков, св. Евангелистом Лукою (Жизн. Пресв. Богор. 1860 г. Спб., стр. 262). «В 450 году сия икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь, при императоре Феодосии младшем; в половине XII века патриарх Лука Хризоверх прислал эту икону в Киев великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Князь Юрий поставил сию икону в городе Вышгороде, в девичьем монастыре. Здесь св. икона скоро ознаменовала себя многими чудесами. Так однажды была видима не на том месте, где поставлена, а среди церкви – на воздухе; в другой раз увидели икону лицевою ее стороною обращенною к алтарю; в третий раз видима была в трапезе, творящею различные чудотворения. (Степ. кн. стр. 295). Слух о сих чудесах от иконы Божией Матери дошел до сына великого князя Юрия Владимировича, Вышгородского удельного князя Андрея, впоследствии названного Боголюбским». Священнослужители рассказывали, что икона сама собой переносилась в храме с места на место или стояла на воздухе, как бы ища себе достойного места. (Описан. Владим. достоп. иер. Иоасафа стр. 145). «Слыша таковые рассказы, князь Андрей воспламенился духом и немедленно отправился в храм того монастыря. Лик Преблагословенной Девы Марии сиял необыкновенным светом. Андрей пал на землю и молился усердно, да благословит его Пречистая переселиться на его родину. О Пречистая Госпоже, Дево Богородице, говорил он, Мати Христа Бога нашего, аще хощеши, можеши помощница ми быти и в Ростовстей земли, идеже тщимся шествовати. (Степ. кн. 1, 295 – 296)». Помолившись перед дивною иконою Богородицы, князь Андрей Юрьевич взял ее к себе и с нею отправился на свою родину в землю Ростовскую, взяв с собою все семейство свое и приближенных своих, а также пресвитера Николая, духовника своего, и зятя его диакона Нестора с их семействами. Во время всего пути пред иконою были совершаемы молебные пения, а от св. иконы были являемы многие чудеса, из которых известны следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

К 20-летию кончины архиепископа Михаила (Чуба) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 27 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 2006 В 2005 году исполнилось 20 лет со дня кончины архиепископа Тамбовского и Мичуринского Михаила (Чуба). В связи с этим хотелось бы кратко остановиться на основных этапах служения владыки Михаила Церкви и отечеству. Будущий архиепископ Михаил родился 18 февраля 1912 года в семье диакона Андрея Трофимовича Чуба, служившего в храме в честь Божией Матери “Всех скорбящих Радость” в Царском Селе, ныне г. Пушкин Ленинградской области. Впоследствии отец его был рукоположен во пресвитера к Константино-Еленинскому храму в Царском Селе, в котором прослужил около 20 лет. Все детские воспоминания архиепископа Михаила связаны с этим храмом, который он полюбил с первых лет своей жизни. Воспитание в духовной атмосфере определило и дальнейшее направление жизни и деятельности будущего епископа. У него рано появилась любовь к молитве (с детства он наизусть знал акафист Божией Матери), любовь к уединению, к чтению святоотеческих творений, которые стали постоянными спутниками его жизни. Среднее образование получил в первой трудовой школе Царского (позднее Детского) Села. С 1933 по 1935 гг. работал библиотекарем-переводчиком во Всесоюзном институте растениеводства в Пушкине. В 1935 г. вместе с родителями был выслан в административном порядке в Казахстан. После ссылки в конце 1930-х гг. получил возможность проживать с родителями в г. Рыбинске. Заочно обучался в институте иностранных языков, который окончил в 1940 году. Способности к языкам владыка Михаил унаследовал от своих родителей и особенно от матери, которая знала несколько европейских языков. Сам архиепископ Михаил владел французским, немецким и английским, знал другие европейские языки, а также древнееврейский. В годы Великой Отечественной войны Михаил Андреевич преподавал иностранный язык в танковом училище в г. Рыбинске. Он был удо­стоен правительственных наград, в частности медалей “За победу над Германией в Вели­кой Отечественной войне 1941—1945 гг.”, “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.” 1 .

http://pravmir.ru/k-20-letiyu-konchinyi-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Базилика св. Тита в Гортине (Крит). VI или нач. VII в. Высшей адм. властью является епархиальный Синод критских епископов. При Синоде образованы комиссии: по делам клира и богослужению, монастырская, по борьбе с ересями, церковного образования, по делам молодежи, по биоэтике и проблемам совр. общества, по изданию офиц. печатного органа КПЦ - ж. «Апостол Тит», по религ. туризму, по европ. программам, по вопросам благотворительности, внешнего миссионерства, служебный совет проповедников, центральный инспекционный совет учреждений по управлению монастырской собственностью и издательский отдел. Действуют синодальные суды и неправительственная органиция КПЦ «Филоксения». Церковные учебные заведения: Высшая ДА Ираклио и Православная академия Крита. О христианстве на Крите стало известно благодаря евреям-критянам, находившимся в Иерусалиме на празднике Пятидесятницы и ставшими свидетелями схождения Св. Духа на апостолов (Деян 2. 11). Ок. 64 г. на Крите сделал остановку корабль, на к-ром ап. Павла везли на суд в Рим (Деян 27. 7 - 12). Распространение христианства на Крите продолжил его ученик ап. Тит . Согласно агиографическим источникам, он происходил с этого острова и был родственником рим. наместника Крита. В Послании к Титу, написанном ок. 65 г., ап. Павел велел, чтобы тот «поставил по всем городам пресвитеров» (Тит 1. 5). Тит стал 1-м епископом на острове. Главным городом Крита в то время была Гортина , она же стала центром Критской Церкви. В VI или в нач. VII в. во имя ап. Тита здесь была построена величественная базилика. Со II в. упоминается подчиненная Гортине Кносская епископия. Число критских епископий колебалось в первые века христианства от 12 до 20, возглавлял кафедру Гортины архиепископ. Во время гонений христиан на Крите в правление рим. имп. Деция, в 251 г., пострадали 10 чел., скорее всего в нач. IV в. еще 12 чел. (см. статьи Критские мученики ), а также известно о мученической кончине сщмч. Кирилла Гортинского (ок. 304) и др. Хотя агиографические тексты именуют Кирилла архиепископом, этот сан епископы Гортины, видимо, получили позднее. Н. Томадакис отмечает, что в источниках ранневизантийского периода еще не сформировалась постоянная титулатура предстоятеля Критской Церкви («епископ Гортинский», «архиепископ Гортинский», «митрополит Критский» и т. д.) и что окончательно она установилась только в годы правления свт. Андрея Критского ( Τωμαδκης. 1987/1989. Σ. 5, 9).

http://pravenc.ru/text/2462011.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ XIII (2.03.1810, Карпинето-Романо, близ Рима - 20.07.1903, Рим; до избрания папой Винченцо Джоакино Раффаэле Луиджи Печчи), папа Римский (с 20 февр. 1878). Происходил из богатой аристократической семьи; был 6-м ребенком из 7 детей гр. Лодовико Печчи и его жены Анны (урожд. Проспери Буци). В семье получил хорошее религ. воспитание; был министрантом в ц. св. Льва в Карпинето-Романо. С 1818 по 1824 г. обучался в иезуитской коллегии в Витербо (Папское гос-во), затем продолжил учебу в Римской коллегии (см. Григорианский университет ), по окончании к-рой поступил в 1832 г. в папскую Академию церковной знати. В 1835 г. в римском ун-те Сапиенца получил степени д-ра гражданского и канонического права (in utroque iuro) и д-ра богословия. Во время учебы был замечен протектором академии кард. Бартоломео Паккой, деканом коллегии кардиналов , к-рый рекомендовал Печчи папе Римскому Григорию XVI . 6 февр. 1837 г. папа возвел Печчи в достоинство прелата папского двора, 16 марта назначил референдарием трибуналов Апостольской сигнатуры правосудия и Апостольской сигнатуры милости, с 28 июня Печчи стал релатором Конгрегации управления Папским гос-вом. 17 нояб. того же года был посвящен в субдиакона, 24 нояб. в рим. ц. св. Андрея (Сант-Андреа-аль-Квиринале) президент папской Академии церковной знати Джованни Джакомо Синибальди, архиеп. Дамиетты in partibus infidelium, рукоположил его во диакона. В том же храме 31 дек. генеральный викарий Рима кард. Карло Одескальки рукоположил Печчи во пресвитера. 17 февр. 1838 г. папа Григорий XVI назначил его апостольским делегатом в Беневенто (Папское гос-во), а 12 июня 1841 г.- в Сполето, но уже 17 июля того же года он был переведен апостольским делегатом в Перуджу, где преуспел в борьбе с экономическими злоупотреблениями и коррупцией. Печчи обратил на себя внимание гос. секретаря Папского престола кард. Луиджи Ламбрускини , к-рый в кон. 1842 г. решил привлечь его, несмотря на его молодой возраст, к дипломатической службе.

http://pravenc.ru/text/2463275.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БУРХАРД [лат. Burchardus] (ок. 965, Гессен - 20.08.1025, Вормс), еп. Вормса, канонист. Основным, хотя и не всегда надежным, источником сведений о его жизни является житие (Vita Burchardi), написанное Эббоном, схоластиком вормсского кафедрального собора. Предположительно Б. происходил из знатного графского рода Райхенбах-Циенхайн. Как младшего ребенка его с детства готовили к духовной карьере (puer oblatus), он воспитывался в Кобленце в монастырской школе при ц. св. Флорина. Вероятно, стал клириком в период своего пребывания в Льежском еп-стве в мон-ре Лоб или в общине регулярных каноников г. Льежа. Ок. 993 г. архиеп. Виллигиз Майнцский назначил Б. своим камерарием, сделав приором канониката св. Виктора. В 997 г. он был рукоположен во пресвитера. Ок. 995 г. нем. кор., впосл. герм. имп., Оттон III , ввел Б. в состав королевской придворной капеллы, в 1000 г. при содействии архиеп. Виллигиза Майнцского назначил его епископом Вормса. Б. активно участвовал в политической жизни империи: поддержал политику имп. Генриха II (1002-1024), сопровождал его в итал. походах (1001-1002 и 1013-1014), участвовал в церковных Соборах в Диденхофене (1003), Дортмунде (1005) и во Франкфурте (1007), где было вынесено решение об основании Бамбергского еп-ства. На епископском подворье в Вормсе воспитывался кор. Конрад II (1024-1039). При Б. в городе были возведены новые здания кафедрального собора св. Петра (освящен 9 янв. 1018 в присутствии Генриха II), монастырских церквей св. Павла, св. Андрея и св. Мартина; была реорганизована система городских приходов. Сочинения Б. был одним из крупных правоведов XI в., с его именем связаны «Декрет Бурхарда» (Decretum Burchardi), посвященный церковному праву (вопросам церковной иерархии, дисциплины, совершения таинств), и «Закон людей Вормсской Церкви» (Lex familiae Wormatiensis ecclesiae), содержащий нормы сеньориального права. «Декрет», иногда называемый «Сборник канонов» (Collectarium canonum) или «Книга декретов» (Liber decretorum), позднее он стал также называться «Брокард» (Brocardus), был создан между 1008 и 1012 гг.

http://pravenc.ru/text/153683.html

Песнотворчество преподобного Феодора Студита в Триоди Постной Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 18 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 19, 1998 1 В дни Великого Поста и подготовительных к нему седмиц со страниц Постной Триоди встает образ составителя этой великой богослужебной книги преподобного Феодора Студита. Со всей силой достигают души кающегося и его сокровенных помыслов строки преподобного Феодора. К тому времени, когда преподобный Феодор принял монашество и изучал творения святых Отцов, последование Великого Поста — Триодь Постная — еще далеко не представляла законченного произведения. В ней находились трипеснцы преподобного Андрея Критского на первые дни Страстной Седмицы, дву- и трипеснцы преподобного Космы Маиумского и стихиры преподобного Иоанна Дамаскина. Весь же строй этой богослужебной книги продуман преподобным Феодором, для нее написаны стихиры, каноны и трипеснцы, и вместе со своим братом Иосифом, епископом Солунским, он признается “составителем Триоди” 2 . Жизнь и творения преподобного Феодора Студита Преподобный Феодор родился в 759 г. от богатых и благочестивых родителей. Отец его был приближен ко двору, однако при наступлении иконоборческой ереси родители оставили мир и приняли иночество. Преподобный Феодор воспитывался в книжном научении и, по слову святителя Димитрия Ростовского, “еллинстей премудрости учася, бысть ритор прекрасен и философ изряден, и препирашеся с злочестивыми о благочестивой вере” 3 . Преосвященный Филарет пишет, ссылаясь на свидетельство самого святого, что Феодор был женат, но на 22 году жизни он и его супруга Анна “посвятили себя иноческой жизни” 4 . Преподобный со своим дядей преподобным Платоном удалился в Саккуден (или Саккудион), уединенное место под Константинополем, где был основан монастырь, в котором он подвизался в строгом подвижничестве, изучая Священное Писание, творения святых Отцов и особенно труды святителя Василия Великого. Преподобный Феодор, “в мягкости и покои воспитанный”, вдавал себя в монастыре в великие физические труды, не гнушался никаких низких работ и был всем слугою. К тому же он старательно занимался исповеданием и откровением своих дел и помышлений своему духовному отцу, преподобному Платону. По желанию последнего, он был поставлен во пресвитера патриархом Тарасием, после чего умножал свои труды в монастыре. Примерно через 14 лет после своего поступления в обитель преподобный Феодор должен был — против своей воли — принять управление монастырем. Он проявил себя последовательным и строгим начальником, “уча словом и делом, и исправляя во иноцех развращенные уставы” 5 .

http://pravmir.ru/pesnotvorchestvo-prepo...

Предисловие Приняв в описании Славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки за основание к разделению содержание рукописей, ко второму отделу Описания относим мы рукописи, содержащие в себе писания Святых Отцов и учителей Церкви. Между творениями Отцов в Описании даём первое место их толкованиям на Свящ. Писание. За тем будут следовать догматические и духовно-нравственные писания святых Отцов. К сему, по тождеству или близости содержания, особою частью, приложено будет описание рукописей, содержащих в себе разные Богословские сочинения, оставленные известными и неизвестными учителями и писателями Церковными. Описание рукописей, содержащих в себе толкования святых Отцов на Свящ. Писание, в полном виде или в извлечении, следует порядку книг Библейских. В представляемом Описании находятся, кроме Шестоднева, толкования на книгу Бытия, на Иова, на Псалмы, на Пророков и на все книги Нового Завета. Первая мысль о переводе Отеческих толкований на Славянский язык, или о составлении своего изъяснения, появилась весьма рано. Едва только переведено было Свящ. Писание святыми Кириллом и Мефодием, как Иоанн, пресвитер и экзарх Болгарский, возымел желание воспользоваться для своего народа «готовыми учительскими сказаниями» на Свящ. книги, и составил из них свой Шестоднев. Вскоре за тем появилось в переводе толкование на Псалмы, приписываемое святому Афанасию Александрийскому , и толкование на шестнадцать Пророков. В XII столетии становится известным у Славян толкование Феофилакта Болгарского на Евангелия. В начале XIII столетия у нас уже был перевод толкования на послания Апостола Павла. В том же столетии, вероятно, переведено и толкование Андрея Кесарийского на Апокалипсис. В начале XV ст. совершён на горе Афонской перевод бесед святого Иоанна Златоустог о на книгу Бытия иноком Иаковом, и толкования Олимпиодора, Полихрония и других на книгу Иова – иноком Гавриилом. Последнее толкование было уже второе на сию книгу на Славянском языке, как видно из предисловия переводчика и из существующих списков другого перевода.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление О книге Собрание мученических актов (acta martyrum) — по форме официальные протоколы судов над мучениками или записи самих христиан непосредственно после мученичества. Эти крайне простые, ограничивающиеся только передачей конкретных фактов, тексты имеют необычайное значение. Клеман так выражает его: «Мученичество» (martyria) означает «свидетельство». Но свидетельствовать о Христе вплоть до смерти — значит стать воскресшим. Христианское мученичество есть первый мистический опыт, засвидетельствованный в истории Церкви. … Для первых христиан смерти не существовало. Они бросались в воскресшего Христа; в Нем же смерть становится торжеством жизни. … Кровь мучеников отождествляется с кровью Голгофы, а значит — с кровью Евхаристии, сообщающей опьянение бессмертием. Мученик становится Евхаристией, становится Христом”. В собрание вошли: Акты свв. мучеников Тараха, Прова и Андроника, Мученичество св. Поликарпа, епископа Смирнского, Мученичество св. Иакова пресвитера, и сестры его Марии, девицы, посвятившей себя на служение Богу, Мученичество св. Феклы, Марии, Марфы, Марии и Амы, девиц, посвятивших себя на служение Богу, Мученичество святого Апостола Андрея, Мученичество святого Игнатия Богоносца , Мученичество святой Домнины, Мученичество святой Симфорозы и ее семерых сыновей, Мученичество святых Иустина, Харитона, Харита, Евелписта, Иеракса, Пеона и Ливериана, пострадавших в Риме, Послание Венских и Лионских христиан к церквам в Азии и Фригии о гонении, бывшем в Галлии в царствование Марка Аврелия, Страдание блаженного мученика Киприана. Акты св мучеников Тараха, Прова и Андроника 1 Послание Киликийских христиан к Иконийцам «Памфилий, Маркион, Лизий, Агафокл, Парменон, Диодор, Феликс, Гемелл, Атенион, Тарах и Орозий — Аквилу, Вассу, Веруллу, Тимофею, со всеми братиями, живущими в Иконии, истинно верными, святыми и единомысленными во Христе Иисусе, Господе нашем. Мы дознали о том, чтó было с мучениками в Киликии: желая иметь участие в их узах и привести в известность деяния их, мы предприняли (это дело). И так как нам необходимо было собрать подлинные записки об их исповедничестве: то мы, за двести динариев, списали их все у некоего именем Саваста, одного из спекулаторов. Здесь изложено нами начало и конец их страдания и все то, что Господь удостоил сотворить для нас чрез сих неустрашимых мучеников Божиих. Все это мы весьма тщательно описали вам во славу Господа Иисуса Христа. Но и вас, братия, просим, чтобы вы, с своей стороны, благоволили сообщить об этом находящимся в Писидии и Памфилии братиям о Господе, дабы и они узнали, что было совершено чрез сих неустрашимых мучеников Божиих, и дабы восхвалили и прославили Господа нашего Иисуса Христа, чтобы каждый из вас, слыша об этом, получил назидание и утвердился во всяком подвиге, вооружившись верою и (возбуждаясь) нетленною славою, и чтобы (наконец) все вы, одушевляясь Духом Святым, могли всею силою Его противустать тем, кои противятся истине».

http://azbyka.ru/muchenicheskie-akty

Святитель Григорий Великий и Древняя Англия Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 26 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 Согласно преданию, сохраненному для нас Досточтимым Бедой в “Церковной Истории англов”, отправной точкой в деле христианизации язычников-англосаксов послужил тот факт, что святитель Григорий, еще будучи одним из диаконов Римской Церкви, увидел на рынке рабов светловолосых мальчиков-пленников. Узнав, что они язычники из народа англов, святитель Григорий захотел отправиться в их страну на проповедь христианства. Это желание не угасло и после его избрания на папский престол. Более того, Святитель стал искать возможности осуществить свою мечту. Он написал о своих планах одному из своих друзей и единомышленников, святителю Евлогию, епископу Александрийскому; тот побуждал святителя Григория исполнить задуманное и обещал молиться об успехе начинания 1 . Первоначально святитель Григорий решил купить в Галлии молодых рабов-англосаксов, воспитывать их в итальянских монастырях, а затем отправить на проповедь слова Божия их соотечественникам. Об этом святитель Григорий писал пресвитеру Кандиду, отправившемуся в Галлию 2 . Но для осуществления этого плана нужно было немалое время, поэтому Святитель поступил по-другому. Монастырем святого апостола Андрея, основанным самим святителем Григорием, управлял наместник — Августин. Это был человек высокой духовной жизни, имевший прекрасное образование. Святитель Григорий хорошо знал Августина и как одного из братии, и как главу монастыря, ибо до того, как стать во главе Римской Церкви, он был настоятелем этого монастыря 3 . В 596 г. группа миссионеров, возглавляемая Августином, отправилась в Англию. История проповеди посланцев святителя Григория подробно изложена Бедой в “Церковной истории англов”; хотя сам Святитель не принимал физического участия в этом путешествии и в трудах проповедников, постоянно ощущается его незримое присутствие и его внимание к происходящему. Когда Августин и его спутники проделали некую часть пути и, вероятно, прибыли в Массилию (ныне Марсель), город, где начиналось обычно путешествие по Европе в Англию, они, по словам Беды, “были поражены ужасом” 4 .

http://pravmir.ru/svyatitel-grigoriy-vel...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010