В ПЕТЕРБУРГ ДОСТАВЛЕНЫ МОЩИ АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО января 2003 В Санкт-Петербург из греческого города Фессалоник 25 мая, в воскресенье, доставлены мощи апостола Андрея Первозванного. В аэропорту «Пулково» одну из основных христианских реликвий встречали архиепископ Тихвинский Константин и представители духовенства Петербургской Епархии, передает корреспондент «Интерфакса». В Санкт-Петербург из греческого города Фессалоник 25 мая, в воскресенье, доставлены мощи апостола Андрея Первозванного. В аэропорту " Пулково " одну из основных христианских реликвий встречали архиепископ Тихвинский Константин и представители духовенства Петербургской Епархии, передает корреспондент " Интерфакса " . Из аэропорта святыня была доставлена в Казанский кафедральный собор, где ее принял митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. По словам владыки, имя апостола Андрея, который был наречен Первозванным за то, что " ранее других последовал за Господом " , имеет для России и Петербурга особое значение. Согласно летописи, он " первым принес провозвестие православной веры в пределы нашего государства, посетил Киев и Новгород и благословил христианское будущее Русской земли " . Первой и высшей наградой России, утвержденной Петром Первым, стал орден Андрея Первозванного. Также с петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, под сенью которого русские воины одержали множество побед. 26 мая в 18:00 мск в Казанском кафедральном соборе митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир и прибывшие на праздник архиереи и духовенство совершат Всенощное бдение. На следующий день мощи апостола Андрея будут доставлены в Исаакиевский собор, где после праздничной Божественной Литургии начнется Крестный ход на Дворцовую площадь, где будет отслужен благодарственный молебен по случаю 300-летия города. В Крестном ходе примут участие соборы и храмы города со своими местночтимыми иконами. С 28 мая по 3 июня святые мощи апостола Андрея будут размещены в Александро-Невской лавре и Андреевском соборе Санкт- Петербурга, а 3 июня вечером святые мощи отбывают на теплоходе на остров Валаам. Вход во все соборы Петербурга, где будут находиться мощи, для верующих будет открыт круглосуточно.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=172...

По долгому пребыванию мощей Ап. Аудрея в Царьграде по общению, родственному и духовному, императоров и патриархов Константинопольских с самодержавными и святителями России, неоднократно уделяемы были им частицы св. мощей Первозванного. Таким образом и в Московском Успенском соборе хранится кисть от десной руки его, которую принес в благословение царю Михаилу Феодоровичу от вселенского патриарха Парфения архимандрит Солунский Галактион. Также патриарх Иерусалимский Афанасий прислал, как священный дар Святейшему Синоду, часть от мощей Первозванного из Иерусалима, которая ныне хранится в серебряном ковчеге в Синодальной палате. Благоговение древних христиан к Ап. Андрею сохранило для потомства и наружный образ его: он был роста немалого, несколько согбен, нос имел орлиный, глаза исполненные благодатного выражения, брови стройные, волосы и браду густые. Как западные христиане с особенною верою обращаются к Петру, коему они приписывают основание Церкви Римской, так восточные с особенною любовию притекают к Андрею, который обошел пределы Церкви православной. В 1698 году Россия установила орден во имя св. Ап. Андрея Первозванного и на этом ордене нарекла Апостола своим особенным покровителем. Посему день памяти св. Ап. Андрея Первозванного в нашем отечестве есть вместе и кавалерский праздник ордена, учрежденного в честь сего Апостола. В день, посвященный памяти св. Апостола Андрея, Церковь прославляет его «яко Апостолов Первозванного, мужества тезоименитого Богоглагольника и Церкве возследователя верховного, Петрова сродника: зане якоже древле сему, и ныне нам воззва: приидите, обретохом желаемаго (Христа). Град Патрский пастыря показа тя, Апостоле Андрее». Святого Фрументия, просветителя Ефиопии У Тирского купца Меропия был племянник Фрументий, которого он, по любознательности и по торговым делам отправившись в страны, прилегающие к Красному морю, взял с собою, также как и брата его, Едесия. Меропий, пристав к берегам Абиссинии, был убит вместе с другими от местных жителей (около 340 года), а Фрументий и Едесий, оставленные в живых, представлены Ефиопскому царю в Авксум. Царь поручил им важные при себе должности (казначея и письмоводителя), а по смерти царя, около 342 года, вдова его убедила братьев заниматься делами правления до совершеннолетия наследника.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Подобные мысли высказывались русскими людьми при общении с иностранцами, в том числе и с греками, и в последующее время. В 1650 году троицкий келарь Авраамий (Палицын) в Тырговище имел дискуссию с греками о проблемах веры, обрядах, благочестии и т. д. Во время четвёртого прения он говорил греческим оппонентам: “Напрасно вы хвалитесь, что и мы от вас приняли крещение. Мы приняли крещение от св. апостола Андрея, который из Византии приходил Чёрным морем до Днепра, а Днепром до Киева, а оттуда до Новгорода. Потом Великий князь Владимир крестился в Корсуни от тех христиан, которые крещены находившимся там в изгнании Климентом, Папою Римским. Из Корсуня взял Владимир мощи Климентовы и Митрополита и весь священный чин. И мы, как приняли веру и крещение от св. ап. Андрея – так и держим” 75 . Почитанию святого Апостола содействовали частицы его святых мощей, которым русские люди благоговейно поклонялись. В начале XVII века по повелению царя Бориса Годунова был сделан ковчежец для мощей апостола Андрея Первозванного, который затем хранился в царской казне, а с 1681 года – в Благовещенском соборе 76 . От Константинопольского Патриарха Парфения (1639–1644) на Русь в дар первому царю из династии Романовых Михаилу Феодоровичу (1613–1645) была принесена “кисть десной Руки” апостола Андрея Первозванного, которая затем хранилась в Московском кремлевском Успенском соборе 77 . В Петровскую эпоху начинается почитание святых апостолов Петра и Андрея как святой двоицы 78 . Отмечается, что Первозванный апостол «был как бы “русским вариантом” апостола Петра, русским Петром. С этим связывается отчётливый культ апостола Андрея в идеологии Петровской эпохи: сразу же по возвращении из Великого посольства Пётр учреждает орден Андрея Первозванного (эпитет “первозванный”, вынесенный в название ордена, подчёркивал, что Андрей был призван Христом раньше Петра, что могло восприниматься как превознесение патрона Руси над патроном папского Рима)» 79 . Учреждённый Петром I в 1698 году орден апостола Андрея Первозванного явился старейшим орденом в Русском государстве 80 . Лицевая сторона ордена выглядит так: на косом орденском кресте по четырём его концам изображались латинские буквы “S A P R”, то есть Sanctus Andreas Patronus Russiae, что в переводе означает “Святой Андрей, Покровитель России”. 30 ноября отмечался как “как кавалерский праздник ордена, учреждённого в честь ; апостола” Андрея 81 . К Петровской эпохе относится учреждение и российского морского андреевского флага.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИРА, РАВНОАПОСТОЛЬНОГО КНЯЗЯ, ОРДЕН награда в Российской империи; орден РПЦ. Награда в Российской империи В. о. был учрежден 22 сент. 1782 г. имп. Екатериной II Алексеевной в ознаменование 20-летнего юбилея ее восшествия на престол и в преддверии 800-летия Крещения Руси при равноап. кн. Владимире (Василии) Святославиче . Орден жаловался за отличия в военной и гос. службе, за служение Церкви и благотворительность. С момента учреждения орден был разделен на 4 степени и награждение им производилось в порядке постепенности, в соответствии с общей иерархией российских гос. наград. В общем старшинстве В. о. занимал 4-е место - после Александра Невского ордена , хотя 1-я степень В. о. стояла по старшинству сразу за Андрея Первозванного орденом . Звезда, лента и знак (крест) ордена равноап. кн. Владимира 1-й степени. XIX в. (ГИМ) Звезда, лента и знак (крест) ордена равноап. кн. Владимира 1-й степени. XIX в. (ГИМ) Награждение орденом 1-й степени производилось исключительно по усмотрению монарха, к др. степеням представление, направляемое в Капитул ордена, делали министры, главноуправляющие и непосредственно подчиненные им местные начальники. Орден 1-й степени имели право получить лица не ниже III класса Табели о рангах (генерал-лейтенанты или тайные советники), 2-й степени - не ниже IV класса (генерал-майоры или действительные тайные советники), 3-й степени - не ниже VI класса (полковники или коллежские советники). 4-ю степень ордена мог получить любой офицер, начиная с низшего, XIV класса (прапорщик, корнет или хорунжий), а гражданский чин - с VIII класса (коллежский асессор). При этом право на получение ордена 4-й степени имели лица, удостоенные ранее Анны св. орденом 2-й степени. В правление имп. Павла I Петровича (1796-1801) награждения орденом не производились. Он был восстановлен особым постановлением от 12 дек. 1801 г. имп. Александром I Павловичем . С 1845 г., по новому статуту, все без исключения генералы и офицеры - участники 18 или 20 кампаний на суше и на море - представлялись к награждению орденом 4-й степени с бантом и соответствующей надписью, если не были награждены В. о. ранее. Чиновники, прослужившие беспорочно 35 лет по гражданскому ведомству, представлялись к ордену 4-й степени с надписью на нем «35 лет», такой же знак получали священники, прослужившие этот срок в военном ведомстве. Те лица, к-рые беспорочно прослужили в офицерских чинах 25 лет в военном ведомстве, получали орден с надписью «25 лет» и бантом на ленте, как и военные священники, к-рые прослужили 25 лет, были в походах или по крайней мере в одном сражении. Священники, прослужившие «беспорочно и с похвалой в священном сане» не менее 50 лет, также представлялись к ордену 4-й степени.

http://pravenc.ru/text/159090.html

Каждый из представленных орденов имеет статут, предписывающий, кто и при каких обстоятельствах достоин быть им награжден. Так, в наградной системе Русской Православной Церкви как минимум двумя орденами могут быть удостоены женщины. Первый из них – орден святой равноапостольной княгини Ольги – был учрежден еще в 1988 году. Им награждают женщин за достижения «на различных поприщах церковного, государственного и общественного служения, а также за труды на пользу ближних». Второй – орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской – появился в 2007 году в ознаменование 600-летия преставления преподобной Евдокии, в монашестве Евфросинии, великой княгини Московской. Девиз ордена — «Блаженни милостивии». Этот орден вручается женщинам за особый вклад в развитие социального служения Церкви и усердные труды во благо Русского Православия. Еще одной наградой, которой могут быть удостоены как мужчины, так и женщины, посвященной благотворительности и имеющей своим девизом слова «За дела милосердия», является орден святого благоверного царевича Димитрия. Эта награда появилась благодаря совместному решению Священного Синода Русской Православной Церкви и Российского детского фонда. С 1997 года ею награждаются те, кто трудится на поприще благотворительности, в детских домах, приютах и больницах. Каждый из представленных орденов имеет не только статут, девиз, но также день празднования, орденское знамя и орденский храм. «Эта система работала еще и до революции, – поясняет экскурсовод выставки Антонина Гурьянова. – Существовали орденские храмы. Например, в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре хранился орден Андрея Первозванного. В современное время эта традиция возрождена. Каждому ордену соответствует храм, правда, это положение находится в стадии становления. Так, орден Славы и чести, которого не было до революции, вместе с орденским знаменем, списками орденоносцев и регалиями хранится в тронном зале Храма Христа Спасителя. Когда учреждается орден, тогда же учреждаются все знаки отличия, в том числе знамя. Оно выполняется в том же цветовом решении, что и орденская лента, представляет собой хоругвь, иначе говоря, знамя церковное. Также у каждого ордена есть день памяти. Он совпадает с днем памяти святого, в честь которого получил свое название. А 21 ноября (8 ноября по старому стилю), когда мы вспоминаем Архистратига Михаила и прочие Небесные Силы бесплотные, установлен как день празднества всех орденов».

http://pravmir.ru/on-vzyav-v-ruki-krest-...

Вскоре после возвращения русских войск на родину Витгенштейн был назначен главнокомандующим 2-й армией, стоявшей на юге России, а в 1826 г. был произведён в фельдмаршалы. Спустя два года, в связи с начавшейся войной между Россией и Турцией, Витгенштейн, получив назначение главнокомандующим на европейском театре военных действий, во главе своей армии перешёл через р. Прут и быстро занял дунайские княжества. Но в феврале 1829 г. из-за вмешательства в дела управления войсками других лиц, а также по причине расстроенного здоровья генерал-фельдмаршал подал прошение об увольнении в отставку. В мае 1834 г. король Пруссии, с дозволения российского Императора, возвёл Витгенштейна в княжеское достоинство. Несмотря на преклонный возраст, Витгенштейн был меценатом деятельным и бодрым, человеком изредка ездил подлечиться на минеральные воды. Казалось бы легкий ушиб ноги оказался для него роковым, измучил жесточайшими болями. Врачи рекомендовали заграничные воды. В дороге к месту лечения 11 июня 1843 года он тихо скончался на руках жены в Лемберге (Львове). Отпевали его в доминиканском костеле Святой Урсулы. Его останки были погребены в имении Каменка Ольгопольского уезда Подольской губернии (ныне Приднестровье). Награды Орден Святого апостола Андрея Первозванного (20.05.1813) — за отличие при Лютцене. Алмазные знаки к Ордену Святого апостола Андрея Первозванного (09.06.1828) — за победы над турками. Орден Святого Георгия 2-го класса (25.07.1812, 42) — «за поражение французов в сражении при Клястицах 19-го июля 1812 года». Орден Святого Георгия 3-го класса (12.01.1806, 125) — «В воздаяние отличнаго мужества и храбрости, оказанных в бывшем против французских войск сражении 24-го октября при м. Этинген». Орден Святого Георгия 4-го класса (01.01.1795, 602) — «За отличное мужество, оказанное 18 октября при атаке польских мятежников при м. Остроленке, где он ударил с эскадроном на батарею и взял пушку». Орден Святого Владимира 1-й степени (16.11.1812). Орден Святого Владимира 3-й степени (29.09.1807).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/03/pa...

26 декабря 1978 г. Синод утвердил Положение о них 6 , которое не публиковалось. На заседании Синода 5–6 октября 1999 г. были одобрены новые образцы дизайна этого ордена 7 . 27–28 декабря 1988 г. Синод РПЦ принял решение об учреждении ордена св. апостола Андрея Первозванного, ордена и медали прп. кн. Даниила Московского и ордена св. равноап. кн. Ольги, а также были приняты положения об указанных орденах 8 . Единственный раз за всю историю орденской системы в РПЦ в приложении к определению Синода была приложена справка, содержащая описание наград, способ их ношения и взаимное расположение. 22 февраля 1995 г. учредили орден и медаль св. мч. Трифона для награждения лиц, ведущих активную борьбу с наркоманией, алкоголизмом и другими вредоносными явлениями, разрушающими психическое и физическое здоровье общества. Тогда же было утверждено Положение, оставшееся неопубликованным 9 . 27 декабря 1996 г. приняли Положение о наградах «За миссионерские заслуги», согласно которому был утвержден орден и медаль св. митрополита Московского Иннокентия 10 . Положение также не опубликовано. 3 апреля 2001 г. Священный Синод утвердил орден и медаль св. митрополита Макария за успехи в деле духовного просвещения и орден прп. Андрея Рублева трех степеней и медаль того же имени за труды по возрождению церковного искусства и иконописи. Орденские статуты и описания также не публиковались. Стоит отметить, что к церковным орденам без достаточных на то оснований причислен «орден св. блгв. царевича Димитрия Московского», учрежденный 29 сентября 1997 г. РПЦ совместно с Российским детским фондом по инициативе последнего 11 . Подобное «орденотворчество» свидетельствует об отсутствии ясного представления о статусе и значении ордена как формы награды и способствует его девальвации. Таким образом, в РПЦ 9 орденов и 6 медалей, как бы сопричтенные к капитулу соответствующих орденов. Ордена, за исключением ордена св.ап. Андрея, имеют три степени. Высшим является орден св. Андрея, который имеет орденский знак и звезду.

http://azbyka.ru/sovremennaya-sistema-na...

Ныне создан фонд Андрея Первозванного, которого мы тоже поздравляем, это, как бы и престольный праздник для них. Фонд свершает благие дела для Русской Православной церкви и для России. А Андреевскому флагу посвящено много песен и маршей. Еще раз дорогие, радонежцы, с праздником! И я с радостью представляю вам нашего сегодняшнего собеседника, священника, которому вы будете задавать свои вопросы, присылать сообщения. Этого батюшку вы уже знаете, он у нас был однажды, это отец Сергий Конобас, протоиерей, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы. - Добрый вечер, мы Вам безмерно благодарны, что Вы сегодня вечером приехали к нам в студию, чтобы побеседовать с многочисленной аудиторией наших радиослушателей. Сначала, может быть, скажете пастырское слово благословения всем нам, кто в студии, кто слушает, и немножко о посте. Да? - Да. Да пребудет благословение Господне на всех нас в эти великие, прекрасные дни поста! Я, вот, сейчас ехал по Москве и был в Кремле, где сейчас проходит, как раз, вручение наград апостола Андрея Первозванного. Кремлевский дворец съездов полон людьми, как много там наших близких духовно людей! И вот, сегодня вручается премия апостола Андрея Первозванного. - И орден они тоже вручают. Да? Но, орден теперь вручается даже женщинам. Это немножко нарушение, но, наверное, сейчас другая Россия, поэтому можно. - Ну, да, да… - И другой орден. - Да, сейчас женщины тоже трудятся для России не покладая рук. Был офицер один, которого наградили этим орденом, он спас много людей, когда тридцать лет назад на его лодку в Босфорском проливе, случайно или не случайно, наехал огромный корабль, который нашу подводную лодку потопил. Она на тридцать метров ушла под воду, и, там в этом ужасном месте, где они очутились, был огонь, вода и так далее. Господь им помог, часть экипажа погибла, часть экипажа спаслась. Капитан, который последним покинул эту лодку, он сегодня получил этот орден. Это очень приятно, что есть такие люди на Руси, которые трудятся для России, спасают людей, таких людей множество, просто мы о них не знаем.

http://radonezh.ru/text/v-studii-protoie...

По долгому пребыванию мощей ап. Андрея в Царьграде и по общению родственному и духовному императоров и патриархов Константинопольских с самодержцами и святителями России, неоднократно уделяемы были им частицы св. мощей Первозванного. Таким образом, и в московском Успенском соборе хранится кисть от десной руки его, которую принес в благословение царю Михаилу Феодоровичу от Вселенского патриарха Парфения архимандрит Солунский Галактион. Также патриарх Иерусалимский Афанасий прислал как священный дар Святейшему Синоду часть от мощей Первозванного из Иерусалима, которая ныне хранится в серебряном ковчеге в Синодальной палате 921 . Благоговение древних христиан к ап. Андрею сохранило для потомства и наружный образ его: он был роста немалого, несколько согбен, нос имел орлиный, глаза исполненные благодатного выражения, брови стройные, волосы и бороду густые. Как западные христиане с особенною верою обращаются к Петру, коему они приписывают основание Церкви Римской, так восточные с особенною любовию притекают к Андрею, который обошел пределы Церкви Православной 922 . В 1698 году Россия установила орден во имя св. ап. Андрея Первозванного и на этом ордене нарекла апостола своим особенным покровителем. Посему день памяти св. ап. Андрея Первозванного в нашем отечестве есть вместе и кавалерский праздник ордена, учрежденного в честь сего апостола. В день, посвященный памяти св. апостола Андрея, Церковь прославляет его «яко апостолов первозваннаго, мужества тезоименитаго Богоглагольника и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника, зане якоже древле сему, и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго (Христа). Град Патрский пастыря показа тя, апостоле Андрее» 923 . Паримии на вечерне Церковь произносит из Первого соборного послания ап. Петра: первая содержит в себе обращение апостола к христианам – переселенцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, где ап. Андрей странствовал с проповедью слова Божия ( 1Пет.1:1 – 2:6 ); вторая глаголет о страданиях Иисуса Христа, коими Он нам оставль образ, да последуем стопам Его и коим особенно последовал Первозванный, быв распят на кресте ( 1Пет.2:21 – 3:9 ); третья – о страданиях плотию по примеру Иисуса Христа, производящих спасительную перемену жизни нашей, какая произошла с теми, коим ап. Андрей проповедал Евангелие ( 1Пет.4:1–11 ). В Евангелии утреннем Церковь благовествует о призвании ап. Андрея от ловитвы рыб в ловцы человеков, вместе с другими рыбарями ( Мф.4:18–23 ). Чтением Апостола на литургии Церковь изображает уничиженное состояние апостолов ради спасения своего и других ( 1Кор.4:9–16 ), а чтением Евангелия благовествует о первом призвании Андрея, давшем ему имя Первозванного, и исповедании им Спасителя Мессией ( Ин.1:35–51 ). День св. апостола Иакова Зеседеева

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Геленджик. Собор Андрея Первозванного. Андреевский собор Собор. Действует.   Престолы: Андрея Первозванного Год постройки:Между 2014 и 2022. Адрес: Краснодарский край, г. Геленджик, микрорайон Северный, 66А Координаты: 44.601172, 38.037035 Проезд:Собор находится справа за дорогой, при въезде в город из Новороссийска. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 2013 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла было принято решение о выделении земли в городе-курорте Геленджик,  втором кафедральном городе Новороссийской епархии, под строительство кафедрального собора в честь святого апостола Андрея Первозванного, покровителя российского морского воинства. Глава муниципалитета Виктор Хрестин выделил под строительство храма большой участок земли на въезде в город со стороны Новороссийска, за въездной группой «Геленджик». В октябре 2014 года Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил чин освящения закладного камня в основание будущего собора. Храм рассчитан на 1500 тысячи человек. 26 июня 2022 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения новопостроенного кафедрального собора в честь апостола Андрея Первозванного г. Геленджика и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме.Также патриарх Кирилл встретился с губернатором Краснодарского края Вениамином Кондратьевым и вручил ему орден преподобного Андрея Иконописца I степени за внимание к помощи в строительстве собора. Храм располагается при въезде в город со стороны аэропорта «Геленджик» и Новороссийска. Собор возведен на возвышенном месте, на территории собора расположена смотровая площадка, с которой открывается вид на город Геленджик и Черное море. Благодаря расположению, собор виден как из города, так и с моря. Проект храма выполнен архитектором В.Н. Ижиковым во владимиро-суздальском стиле. Высота пятикупольного собора — 46,88 м, а вместимость рассчитана на 1500-2000 человек. Росписи интерьера выполнены мастерской «Палехский иконостас». Нижний храм собора освящен в честь святителя Иоанна Златоуста. В 2021 году храм был полностью достроен. При храме действует воскресная школа. http://www.pravpokrov.ru/Articles/Index/53781 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=46494

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010