Ранее (7,4) мы видели всех верных, представленных как 144000 запечатленных. Соответственно этому символико-мистическому числу всех верных стена города их вечного жительства измеряется 144 локтями. Ибо стена – по Андрею Кесарийскому – есть также «божественное ограждение и покров, которым будут охраняемы святые». Андрей Кесарийский приводит еще такую расшифровку числа 12000. 12000: 7=1714=1000 + 700 + 14. 1000 означает совершенство бесконечной жизни, 700 – совершенство покоя, 14=7 x 2 – двойное субботство души и тела. Заметим, что деление Андрея Кесарийского 12000 на 7 не случайное, ибо семь – число круга времен земных страданий, а 1714=1000 + 700 + 14 (7 x 2) трижды указывает на совершенство вечного покоя. То, что число 12000 равным образом (длина, ширина, высота равны) употребляется трижды, указует на обретение вечного покоя только в Троице, причем равно во Отце, в Сыне и в Духе Святом. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта – абсолютная незыблемость и прочность вечного города. Длина и широта и высота его равны. Город живет жизнью Пресвятой Троицы, единосущной, нераздельной и неслиянной. Как не бывает длины без широты и без высоты, ибо все в этом мире трехмерно, так и Бог в трёх ипостасях, а Церковь – в Боге-Троице («полнота Наполняющего все во всем» ( Еф. 1:23 ). Как нельзя одно измерение отделить от другого (длину от ширины), так и Троица нераздельна. И как, наоборот, нельзя свести одно измерение к другому, так неслитны ипостаси Троицы и несводимы одна к другой. Как длина, широта и высота характеризуют один и тот же объект, так единосущна и Троица. Как длина, широта и высота города равны, так равны в Божестве Отец, Сын и Дух Святой. Небесный город Иерусалим предстал тайнозрителю обителью живоначальной, нераздельной и единосущной Троицы. Об этом написано на страницах Писания: «Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» ( Еф. 3:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Римская империя — последний древний «мировой порядок» — прославилась воинствующим антихристианством. При императоре Нероне христиан бросали на растерзание львам и зажигали их как живые факелы в саду, где проходили увеселения императора. Необходимо отметить, что святой Иоанн Златоуст и другие святые отцы называли Римское царство, основанное на знаменитом Римском праве, одной из главных сил удерживающего. Но в то же время, мы можем видеть в распаде его государственности и нравственности (как и в других рассматриваемых нами «мировых порядках») тот распад, за которым ясно проступают черты будущего царства антихриста. «Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой, и великую власть» (Откр. 13, 2). Согласно толкованию святого Андрея Кесарийского, рысью означается царство Греческое, медведем — Персидское, а львом — Вавилонское (ср. Дан. 7); над ними будет владычествовать антихрист, который, придя как Римский царь, разрушит их владычество. В конце концов, сам сатана, искушая Господа, предлагал ему установить «новый мировой порядок»: «Все сие я дам Тебе, если падши поклонишься мне». «Диавол солгал, сказав это, — пишет святой Ириней Лионский, — ибо не он управляет миром, но Бог. Власть в действительности была установлена для пользы языческих народов не диаволом, который никогда не имеет покоя и еще меньше желает, чтобы народы жили в мире, но Богом, для того, чтобы люди, боясь этой власти, не пожирали друг друга, как рыбы, но с помощью законов сопротивлялись многообразной несправедливости язычников». Однако в каком-то смысле эти царства действительно принадлежали «князю мира сего», сатане, потому что от него в значительной степени зависело, по попущению Божию, распределение власти в мире, где торжествует зло. Сегодня он по-прежнему не скупится на обещания и предлагает то в одной, то в другой программе «положить конец голоду и войне», и устроить рай на земле. Но слово Божие говорит, что это скоро обратится в ад прежде вечного ада.

http://pravoslavie.ru/46441.html

Савл был гонитель христиан, участвовал в избиениях, расширил гонения на христиан от Иерусалима до Дамаска, а Бог его избрал. Соделал сего жидовина Савла первоверховным апостолом Павлом. Вот загадка, вот тайна духовной жизни! И как это понять – одних Бог избирает, других отвергает? Поистине, последние будут первыми, а первые будут последними. В древнем патерике есть такая повесть: один монах был очень нерадивый, и он умер. А старец стал за него молиться – ну куда он попал? И вот старцу приснилось: этот монах стоит в геенне, прямо по шею в огне гееннском. А старец спрашивает: – А как ты стоишь-то, на чем ты стоишь-то? Он говорит: – На голове владыки, на голове нашего архиерея стою. Непонятно, кто там внизу, кто наверху. Там логика другая. Иной мир, все другое. Апостол Павел поднялся до третьего неба, увидел всё, потом сказал: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» ( 1Кор.2:9–10 ). То есть, вот в Духе Святом, через изучение слова Божия, мы можем с вами еще как-то приблизиться к пониманию этих тайн. А других возможностей постигнуть эти тайны у нас нет. Итак, мы прочитали с вами: «И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов…» ( Откр.3:7 ). «Ключ Давидов» – что означает этот ключ? Владыка Аверкий поясняет: «Сын Божий называет себя имеющий ключ Давидов, в смысле имеющего верховную власть в доме Давидовом, ибо ключ есть символ власти. Дом Давидов или царство Давидово значат то же, что царство Божие, прообразом которого оно и являлось в Ветхом Завете». Смотрите, что святой Андрей Кесарийский пишет об этом ключе: «Ключом Давидовым названо царство его, ибо ключ символ власти, Дух Святой, отверзающий сокровищницу знания, есть ключ книги Псаломской и всякого пророчества. Первый ключ Христу принадлежит по человечеству, а второй по безначальному Божеству. В некоторых древнейших списках, вместо “Давидов”, стоит “адов”, и это свидетельствует о власти Иисуса Христа над смертью и жизнью». Это толкование Андрея Кесарийского .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Так вот и об этом огне Божьем сказано, что грешных он будет попалять, сжигать, а для верующих он будет огнем благодатным. В Писании сказано: «Бог наш есть огнь поядающий» ( Евр.12:29 ). Что значит «огнь поядающий»? Для верующего это означает, что он поядает, поедает, попаляет его грехи. Мы с вами молитву к Причастию читаем и просим, чтобы Господь попалил наши грехи. Для нас это хорошо. А неверующие – они отождествили себя с грехом, и когда начинают попаляться их грехи, – а грехи в них как воплощенные, – они и сами попаляются. Потому что в них нет этого разделения. Грех – во мне, и мой ум – в Боге. Как апостол Павел говорил: «по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» ( Рим.7:22–23 ). То есть, в христианине всегда есть различие между его дурными поступками и его религиозным чувством. А неверующий отождествляет себя со своим грехом. Он сросся с ним. И когда попаляется грех, попаляется и он – как по живому выжигается из него. А христианин радуется, когда в нем попаляются грехи. Слава Богу! Ему легче становится. Поэтому духовный мир, как некоторые отцы говорили, он один и тот же. Но, для одних он Рай а для других – ад. А пламя, как мы видим, по истолкованию Василия Великого и Андрея Кесарийского , – одно, пламя-то. Но для одних это просвещающее пламя, а для других – адское пламя. Причем, святые Отцы говорили, что адское пламя не освещает. Оно будет черное. В аду будет тьма кромешная. Поэтому вот эта жизнь земная имеет большее значение, чем жизнь будущая. Потому что вопрос – Где мы будем находиться в вечности? – решается только сейчас, а там уже ничего нельзя будет поменять. Поэтому решающая жизнь – это жизнь земная. Если мы здесь ничего не решим с собою, ничего не изменим, то так и будем вечно находиться в не проявленном состоянии, в мучениях, в ужасе, во мраке адского пламени. Скажем себе: – Стоп! Я грешил, все мы грешники, нет ни одного праведного. Но хватит уже!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Так духовно исполнилось в церкви Христовой предвозвещенное пророками преображение мира. 5.8. Эсхатологическое толкование пророчеств Исаии и Осии о Христовом царстве мира на земле В раннем христианстве живо было эсхатологическое ожидание пришествия Христова с установлением им царства Божьего на земле. Это ожидание было созвучно иудейскому ожиданию тысячелетнего мессианского царства на земле. Позднейшие отцы всё более отходили от этого учения и таких ожиданий. В церкви это учение стало даже считаться хилиастической ересью, хотя ясных соборных определений по этому поводу так и не последовало. Опровержение хилиастического учения дано нами в Толковании на Апокалипсис Толк, на Апокалипсис, гл. 20 и Прилож. V и VI]. Но, поскольку некая загадка, имеющая открыться только по мере исполнения пророчеств так и остается, то приведем для полноты сведений суждения тех ранних отцов о грядущем царстве Христовом. Библейские тексты – пророчества Исаии (2,1–4; 11,1–11; 65:17–25), Михея (4:1–4), осии (2:18–19), а также св. Иоанна Богослова ( Откр. 20:1–7 ). В пророчестве Апокалипсиса сказано: И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельства Иисуса и за Слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет ( Откр. 20:4 ). Здесь отчетливо сказано, что первое воскресение относится к не принявшим антихриста (зверя), ни образа его, ни печати (начертания) его и только потом тысячелетнее царство Христово и, как видно из всего текста главы, имеющее осуществиться на земле. Видимо, именно этот текст заставлял так долго колебаться многих отцов в признании богооткровенности Апокалипсиса и включении его в канон священных книг Нового Завета. Толкования блж. Августина и св. Андрея Кесарийского , что всё это духовно происходит уже сейчас до воцарения антихриста, явная натяжка. Натяжкой является не утверждение о духовном царстве, а то, что всё тысячелетнее царство Христово будет до антихриста, хотя сказано, что оно будет после.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Такое восприятие четырех всадников отражено в знаменитой гравюре Дюрера Два свидетеля И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище (Откр 11:3). Толкование образа двух свидетелей среди современных библеистов сильно отличается от того, как они понимались древними авторами. Большинство раннехристианских толкователей связывали сюжет о двух свидетелях с финальным отрезком истории человечества. Два свидетеля при этом понимались как два конкретных праведника ветхозаветной древности, явившихся для окончательного свидетельства о Христе перед миром. Святитель Андрей Кесарийский видел в образе двух свидетелей указание на двух ветхозаветных праведников — Еноха и пророка Илию. В современной библеистике господствует иное восприятие, в рамках которого повествование о двух свидетелях мыслится как символическое изображение всей истории Церкви — от эпохи апостолов до конца мира. Притча о двух свидетелях. Миниатюры из Апокалипсиса. Нач. XIV в. (Cantabr. Corp. Chirst. 20. Fol. 25v) Жена, облеченная в солнце И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения (Откр 12:1–2). С древности и до наших дней жена, облеченная в солнце, толкуется как образ Церкви. Такое понимание имеет глубокие библейские корни. В пророческих книгах Ветхого Завета взаимоотношения Бога Израилева и Его народа представлялись как супружеские, отсюда и многочисленные образы Израиля как жены. Эта традиция продолжается в новозаветных писаниях с той только разницей, что в роли Жениха или Мужа предстает Христос (Мф 9:14–15; 25:1–13; Ин 3:29; Еф 5:22–33; 2 Кор 11:2; Откр 19:7–9; 21:2, 9). Различия между древним и современным пониманием символа жены, облеченной в солнце, касаются интерпретации образа ее сына. Если для священномученика Мефодия Олимпийского и святителя Андрея Кесарийского сын — это обобщенный образ благодатно рождаемого Церковью христианина, то для большинства современных библеистов он символизирует Христа, воплотившегося в лоне ветхозаветного народа Божия.

http://foma.ru/10-simvolov-apokalipsisa-...

Тогда я спросил Старца, хочет ли он, чтобы мы отпечатали брошюру в типографии тиражом несколько тысяч экземпляров и распространили её? Он ответил мне: – Для этого я и написал её, чтобы распространять её по всему миру. Есть благословение на то, чтобы ты издал её, но так, как есть, с моими собственными буквами, с синтаксическими и грамматическими ошибками. (Добавлено из предисловия о. Христодула к этой статье Старца, вышедшей в Греции отдельным изданием. – Ред.) Предлагаю далее светокопию этого текста, который он мне дал. Так каждый верующий может иметь этот весьма важный текст в качестве духовного руководства и свидетельства в этом деле. (В греческом издании помещена светокопия всей рукописи Старца, мы же предлагаем её перевод на русский язык. Статья называется «Знамения времён». – Ред.) Знамения времён: 666 После демонской бури наступит солнечный день, Божественный. За мирским духом сегодняшней «свободы», отсутствия уважения к Церкви Христовой, к старшим по возрасту, родителям и учителям, которые имеют страх Божий, кроется духовное рабство, подавленность и анархия, которые ведут общество в безысходность, к душевной и телесной катастрофе. Итак, позади совершенной системы «карты обслуживания», компьютерной гарантии, кроется всемирная диктатура, рабство антихриста. Откровение Иоанна: «И он сделает то, что всем – малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам – положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое, число его шестьсот шестьдесят шесть» ( Ин.13:16–18 ). Святой Андрей Кесарийский пишет следующее: «О мерзком имени антихриста, и точность числа, как и остальное, о чём написано, откроет время и опыт бдительным... но не соблаговолила Божественная благодать в Божественной книге быть написанным имени погубителя, ибо при исследовании этого числа можно найти множество имён, соответствующих этому числу, и собственных и нарицательных» (Святого Андрея Кесарийского объяснение на Откровение Иоанна, стр. 341–342, гл. 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Тут мы находим также ещё лишнее свидетельство о значении добрых дел для спасения, отрицаемых протестантами (ст. 6–13). Взглянув на небо, св. апостол увидел сидящего на облаке Сына Божия в золотом венце и с серпом в руке. Ангелы возвестили Ему, что жатва готова и созрел уже виноград. Тогда «поверг сидящий на облаке серп Свой на землю, и земля была пожата». Под этой «жатвой» надо разуметь кончину мира (ср. Мф. 13:39 ). В то же время Ангел поверг серп свой на землю и обрезал грозды винограда, «и бросил в великое точило гнева Божия». Под «точилом гнева Божия» разумеется место наказания, уготованное дьяволу и его ангелам. По множеству мучимых в нём оно называется «великим». Под «гроздами» разумеются враги Церкви, беззакония которых возросли до крайности («созрели на нём ягоды»), так что мера преступлений их переполнилась (ст. 14–20). «И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий». Здесь намекается на город Иерусалим, вне которого – на масличной горе – много было точил, в которых выжимали маслины и виноград (ср. Иоил. 3:13 ). Обилие виноградной жатвы определялось тем, что вино вытекало на землю в таком обилии, что достигало до узд конских. Употреблённое здесь св. Тайновидцем гиперболическое выражение показывает, что поражение врагов Божиих будет самым ужасным, так что кровь их будет течь как бы реками. 1600 стадий – число определённое, взятое вместо неопределённого, и означает вообще обширное поле сражения (ст. 20). Глава пятнадцатая. Четвёртое видение: семь Ангелов, имеющих семь последних язв Этою главою начинается последнее, четвёртое видение, обнимающее собой восемь последних глав Апокалипсиса (гл. 15–22). Св. Иоанн увидел «как бы стеклянное море, смешанное с огнём; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море» и под аккомпанемент гуслей прославляют Господа и агнца «песнью Моисея, раба Божия» и «песнью Агнца». «Стеклянное море», по толкованию св. Андрея Кесарийского , означает множество спасаемых, чистоту будущего покоя и светлость святых, добродетельными лучами которой они «просветятся, подобно солнцу» ( Мф. 13:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

– У нас в Америке хорошая медицина, но вдруг что-то у него случилось с кишечником, с желудком – и непонятно, почему. Его привезли в какой-то госпиталь, почему-то не смогли его спасти. После него остался отец Герман, и против него образовали клеветническую кампанию, подорвали его авторитет. То есть эти люди умеют работать. Они очень профессионально работают, эти апостолы антихриста. Перед ними ставят задачу, и они любым путем пытаются ее решить. Вино блудодеяния в красивой золотой чаше, а чаша золотая, как мы прочитали у Андрея Кесарийского , есть символ некоей сладости зла, привлекательности зла. И чтобы нам противостоять этой привлекательности и сладости зла, мы должны вырабатывать духовный иммунитет. А сейчас наша духовная иммунная система очень слаба, она постоянно поражается. С помощью чего? С помощью духа экуменизма и суперэкуменизма, толерантных религиозных настроений, когда человек уже непонятно какого вероисповедания. Любая религиозная концепция сильна замкнутостью самой на себя. А когда мы становимся слишком открытыми для общения с другими, здесь есть опасность. Может быть миссионерская открытость. Это совершено необходимо – иметь миссионерскую открытость перед людьми другого исповедания, чтобы с ними общаться. Но при всем при этом мы сами не должны быть чужды Закону Божьему. Как апостол Павел говорил о себе: «для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона» ( 1Кор.9:21 ). То есть он готов был выглядеть беззаконником среди беззаконников, чтобы привлечь их ко Христу. И мы с вами читаем 5 стих 17 главы: «и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» ( Откр.17:5 ). Андрей Кесарийский поясняет: «И начертание на челе свидетельствует о бесстыдстве, неправде, исполненности грехом, по сердечном смущении. Она мать, потому что в подначальных ей городах руководит душевным блудодеянием и побуждает на мерзкие пред Богом беззакония». Мать подначальных ей городов. Сейчас Вашингтон – это папа подначальных ему городов. Это очень опасное явление – тот контроль, который осуществляется над всем миром. То, что имя «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» написано на челе, свидетельствует о полном бесстыдстве этой последней лукавой системы. Человек же старается срам свой прикрывать, а тут всё на челе. Как о содомлянах сказано: «Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто» ( Ис.3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Христос соделал нас царями и священниками Богу и Отцу Своему ( Откр.1:6 ). Христос кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка и народа и племени. И соделал нас царями и священниками Богу нашему ( Откр.5:9–10 ). Апостолы Петр и Иоанн истинно верующих во Христа здесь называют иереями Богу, царственным священством в том смысле, что в крещении и других таинствах быв освящены благодатными дарами Св. Духа, они имеют дерзновение приступать к престолу благодати, возносить Богу молитвы чрез Иисуса Христа и приносить Ему вместо бессловесных жертв, самих себя в жертву живую и благоугодную и совершать словесное служение (Св. Андрея Кесарийского толкование на Откровение ап. Иоанна). Царями Бог создал нас не для того, чтобы владычествовать над другими, потому что это было бы противно словам Господа: кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою. И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом ( Мф.20:26–27 ). Бог создал нас царями, дабы владычествовать над самими собою, над своими страстями и греховными наклонностями. Иереями Бог создал нас не для того, чтобы мы все священнодействовали и сами за себя и за других, совершали таинства, но чтобы приносили в жертву Богу добрые дела, свою непорочную жизнь. Апостолы Петр и Иоанн, называя христиан царями, иереями и народом святым, этим самым указывают на превосходство нравственного состояния христиан, возрожденных и облагодатствованных в таинствах пред состоянием людей некрещенных и невозрожденных ( 1Пет.1:10, 2:10 ; Рим.9:25 ). И в ветхом завете относительно евреев, народа, который был в союзе с Богом, Бог сказал: если вы будете слушаться гласа Моего, соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов… будете у Меня царством священников и народом святым ( Исх.19:5–6 ). Евреи по сравнению с народами языческими, не знавшими истинного Бога, были народом священным, избранным Богом для служения Ему. Но как и евреи, называясь царством священников и народом святым, в то же время имели установленное от Бога священноначалие, как особый разряд людей, облеченных правом совершать общественное богослужение и приносить жертвы Богу, и это священство было даже наследственным в роде Аарона и его потомков до конца ветхого завета ( Исх.29:9 ); так и в новом завете, хотя и все христиане называются царями, иереями и народом святым в духовном смысле, по обязанности каждого христианина служить Богу своими добрыми делами, тем не менее Христос установил в своей Церкви особый чин пастырей и учителей, чрез священное рукоположение от апостолов и их преемников, получающих особое право на учительство, священнодействие и управление в Церкви ( Еф.4:11–14 ; Деян.20:28 ; 1Кор.4:1 ; Тит.1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010