Глава девятнадцатая. Брань Слова Божия со зверем и воинством его и погибель последних В первых 10 стихах этой главы также чрезвычайно образно описывается ликование на небе в среде многочисленных сонмов святых по поводу разрушения враждебного антихристова царства и наступления царства Христова. Последнее изображается под видом «брака Агнца» и участия праведников в «брачной вечери Агнца» (ср. Мф. 22:1–14 ; также Лк. 14:16–24 ). Тайновидец услышал на небе «громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия: спасение и слава, и честь и сила Господу нашему»!.. Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия!» – «Аллилуия», по объяснению св. Андрея Кесарийского , означает Божественное прославление; «аминь» – истинно, да будет. Это, говорит, ангельскими силами вместе с равноангельными людьми воспевается Богу «троекратно», по причине Триипостасности Отца, Сына и Святого Духа, Единого Бога, Который отметил кровь рабов Своих от руки Вавилона, облагодетельствовал наказанием жителей его и пресёк грех . «Аллилуия» – от еврейского «Галлему Яг», значит буквально: «хвалите Бога». «И дым её восходил во веки веков» – это говорится о том, что кара, постигшая Вавилон-блудницу, будет продолжаться вечно. «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу, ибо наступил брак Агнца» – предмет ликования составляет то, что наступает время празднования брака Агнца. Под «браком», или «брачным пиршеством» разумеется вообще состояние духовного веселия Церкви. Под женихом Церкви разумеется Агнец – Господь Иисус Христос, Глава таинственного Своего Тела; под невестой и женой Агнца разумеется Церковь (см. Еф. 5:25 ). Самый брак означает тесное соединение Господа Иисуса Христа с Его Церковью, запечатлённое верностью, с той и другой стороны подтверждённое заветом, как бы взаимным договором (ср. Ос. 2:18–20 ). Брачное пиршество означает наслаждение полнотой благодати Божией, которая силою искупительных заслуг Христовых обильно будет подаваться всем истинным членам Церкви Христовой, радовать и веселить их неизреченными благами.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Господь говорит, обращаясь к Ангелу этой Церкви: «ты не много имеешь силы (ведь силы-то немного, – О.С.), и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя» ( Откр.3:8–9 ). Что значит: «и не отрекся имени Моего» ? А какое же это имя? Латинский учитель VI века Апригий, настаивает, что имя Бога непостижимо и не произносимо, и в тоже время Его Имя «всегда молодое», он пишет: «В Боге нет ничего ветхого, потому что Он не стареет с возрастом, но имя Господа всегда новое, всегда молодое. И если кто этим именем именуется, то он, измененный вечной силой, получает нескончаемую жизнь». Какое удивительное послание! Здесь говорится, что сил-то немного у этих христиан Филадельфийских, а слово сохранили. Но как сохранили? Как смогли. Не отреклись, но хоть с трудом, а сохранили. И они одерживают великую победу. В чем секрет, если у них немного духовной силы? Да, у них мало духовной силы, их секрет кроется в названии города – «Филадельфия», «город любви», они сохранили любовь, будучи слабыми духовно, они продолжали любить, проигрывая в духовных схватках, они не теряли любовь друг ко другу и даже любовь к врагам. И через это они одержали победу. Потому, если мы чувствуем, что какие-то слабости одолевают нас, что где-то мы не тверды в истине, – усиливаем любовь. А как ее усилить? Если есть враги – молись за врагов своих, чтобы Господь сделал их твоими друзьями. Если они враги твоей веры, молись, чтобы Господь обратил их в истинную веру. Как сказано о сатанинском сборище иудеев: «вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя» . Владыка Аверкий поясняет: «Иудеи придут и поклонятся перед ногами Филадельфийцев, то есть, по-видимому, признают себя побежденными». Святой Андрей Кесарийский поясняет: «За исповедание имени Моего ты получишь в награду обращение и покаяние иудеев, они падут к твоим ногам, выпрашивая привести их ко Мне». Итак, здесь, в этих толкованиях архиепископа Аверкия и святого Андрея Кесарийского говорится, что в этом городе, в Филадельфии, было много врагов христианства, и самыми главными врагами были иудеи; они называются сатанинским сборищем, потому что в своих синагогах они хулили Христа. Но Господь через проповедь немощных филадельфийских христиан, а более через их любовь ко врагам, обращает сердца иудеев ко Христу. Они отрекаются от своей синагоги, они приходят и начинают умолять, чтобы их приняли в Церковь . В древности иудеев принимали в Церковь через отречение от своих заблуждений, они отрекались, проклинали свои заблуждения и, пройдя через Крещение, становились чадами Божиими. Самый сильный удар, который можно нанести по врагу, – это его союзников обратить в Христову веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

д. В последнем, 24-м стихе указывается еще, как на причину гибели Вавилона, то, что в " нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле " . Глава девятнадцатая. Брань Слова Божия со зверем и воинством его и погибель последних В первых 10 стихах этой главы также чрезвычайно образно описывается ликование на небе в среде многочисленных сонмов святых по поводу разрушения враждебного антихристова царства и наступления царства Христова. Последнее изображается под видом " брака Агнца " и участия праведников в " брачной вечери Агнца " (ср. Матф. 22:1-14; также Лук. 14:16-24). Тайновидец услышал на небе " громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: " Аллилуиа: спасение и слава, и честь и сила Господу нашему " ... и падоша двадесять и четыре старцы и четыри животна, и поклонишася Богови седящему на престоле, глаголюще: аминь, аллилуиа " – " Аллилуиа " , по объяснению св. Андрея Кесарийского, " означает Божественное прославление " ; " аминь " – истинно, да будет. Это говорит, Ангельскими силами вместе с равноангельными людьми воспевается Богу " троекратно " , по причине Триипостасности Отца, Сына и Святого Духа, Единого Бога, Который отметил кровь рабов Своих от руки Вавилона, облагодетельствовал наказанием жителей его и пресек грех. " Аллилуиа " от еврейского " Галлему Яг " значит буквально: " хвалите Бога " . " И дым ея восхождаше во веки веков " – это говорится о том, что кара, постигшая Вавилон-блудницу, будет продолжаться вечно. " Радуимся и веселимся и дадим славу Ему: яко прииде брак Агнчий " – предмет ликования составляет то, что наступает время празднования брака Агнца. Под " браком " или " брачным пиршеством " разумеется вообще состояние духовного веселия Церкви. Под женихом Церкви разумеется Агнец – Господь Иисус Христос, Глава таинственного Своего Тела; под невестой и женой Агнца разумеется Церковь (см. Ефес. 5:25). Самый брак означает тесное соединение Господа Иисуса Христа с Его Церковью, запечатленное верностью, с той и другой стороны подтвержденною заветом, как бы взаимным договором (ср.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1421...

Давайте посмотрим толкование Андрея Кесарийского , он восклицает по поводу пятого стиха, он повторяет этот стих, но уже как бы изнутри: «Не плачь, – говорит, – потому что если книга недоступна для Ангелов, то ее может раскрыть Бог, вочеловечивыйся ради людей, Который по Своему Человечеству есть корень Давидов, а по Своему Божеству Творец всего». Видите, невозможное для Ангела, Архангела, Херувима, Серафима, святого, праведного, пророка – возможно только для Сына Божия, Который по Своему вочеловечиванию – из корня Давидова, а по Своему Божеству – Творец всего. Ибо в Писании сказано: «Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» ( Кол.1:16 ). Вот источник нашего спасения! Взирайте, взирайте «на начальника и совершителя веры Иисуса» ( Евр.12:2 ). Вот на Кого мы должны взирать в минуту отчаяния, в минуту духовного падения, в минуту религиозного кризиса, когда мы терпим кораблекрушение в вере. Православная религия – это религия очень конкретная. Она настолько самобытна, что ее можно назвать самостоятельной религией, и для нас источник нашего спасения – это не римский папа, как для католиков. Для нас источником нашего спасения является не правильно понятый догмат, как у протестантов, а сама Личность Сына Божия, Который воплотился «нас ради человек и нашего ради спасения». То есть, мы спасаемся не через иерархию, не через познания в вере, а самой живой жизнью во Христе, которой живут и священники, и миряне и в которой сохраняется чистота нашей догматики. И без Христа нет истинного священства, без Христа нет истинных догматов, без Христа мы – ничто. И мы читаем далее: «И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей» ( Откр.5:6 ). Истолковывая значение слова «Агнец» , Ориген настаивает, что умереть за нас мог только Истинный Человек: «Если мы рассмотрим сказанное Иоанном, указующего на Иисуса и говорящего: “вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира” ( Ин.1:29 ), что утверждало домостроительство воплотившегося Сына Божьего в жизнь людей, – нам нужно было бы признать, что Агнец – не кто иной, как живой человек. Ибо как “овца веден был Он на заклание, и, как агнец перед стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих” ( Ис.53:7 ), говоря: “Я, как кроткий агнец, ведомый на заклание” ( Иер.11:19 ). Именно поэтому и в Апокалипсисе увиденный Агнец стоял как бы закланый. Этот закланный Агнец, рожденный согласно определенному таинственному замыслу, – очиститеьная жертва всего мира. По человеколюбию Отца [Он] искупил нас, продавшихся в рабство грехам, Своей кровью» (Ориген, II век).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

– Деньги – это такие средства, за которыми нельзя следить, давайте всё сведем вот к этим карточкам, к этим неким абстрактным единицам. И это уже реальность наших дней. Мы не можем сказать, что такое было 200 или 100 лет назад. Такого не было. В наше время это уже есть. Мы видим, как все признаки конца света надвигаются на нас, они входят в нашу жизнь. Кто мог предполагать, что Европа объединится? Станет единым государством с единой валютой? Французы, испанцы отказались от своих денег, англичане еще держатся, немцы отказались от своих марок, везде евро, евро… События должны нас настораживать., И далее сказано: «и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание» И мы читаем может быть, самый сложный стих из книги Откровение: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» ( Откр.13:18 ). Я хочу сейчас предложить вам сначала истолкование святого Андрея Кесарийского . Он пишет: «Старательное исследование числа печати и всего остального, написанного о нем, откроет время искушения бодрствующим и здравомыслящим. Если бы была необходимость знать его имя, то, как говорят некоторые учители, тайновидец открыл бы его, но благодать Божия не соизволила, чтобы это пагубное имя было написано в Божественной книге». Вы видите, Господь оберегает целомудрие своего слова – такое богохульное имя, что оно даже не написано в Писании. Далее Андрей Кесарийский пишет: «Если исследовать слова, то, по мнению Ипполита (имеется в виду святой Ипполит Римский , – О.С.) и других, можно найти множество имен и собственных, и нарицательных, соответствующих этому числу. Собственные – например, Лампетис, титан, Лантининик, латинос, также Венедикт, Венедиктос, что значит благословенный, может быть, подражание единому благословенному Христу». Далее он пишет: «Нарицательные же – худой руководитель – какос одитое, древний завистник – пале фа сканос, истино вредный – кали фос влаверос, неправедный агнец – амнос адикос, этими именами будут называть отвергшие обольщение того, для кого славою служит постыдное».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Диавол Почему мы не подвергались таким и стольким огорчениям, когда служили миру и житейским попечениям? Почему теперь, когда приступили служить Богу, подвергаемся многообразным бедствиям? – Знай: за Христа сыплются на нас скорби как стрелы. Пускает их на нас враг наш, диавол, чтобы ими отомстить нам за вечные блага, которые уповаем и стараемся получить, – вместе, чтобы расслабить наши души печалью, унынием, леностью и тем лишить нас ожидаемого нами блаженства. Христос невидимо сражается за нас. Этот крепкий и непобедимый Заступник наш разрушает все козни и ухищрения врага нашего. Слово Божие и содействующий слову Дух открывают нам при посредстве избранных сосудов Своих, что пространство между небом и землей, вся видимая нами лазоревая бездна воздуха, поднебесная, служит жилищем для падших ангелов, низвергнутых с неба. «И произошла на небе война,» – повествует великий зритель тайн, святой Иоанн Богослов, – «Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе» ( Откр. 12, 7–8 ). Это низвержение диавола и увлеченных им духов с неба, по объяснению святого Андрея Кесарийского , последовало за первым согрешением их, когда они были устранены святыми Силами из ангельского сонма и изринуты из него, как повествует о том святой пророк Иезекииль (см. Иез. 28, 16 ). В Книге Иова падший ангел уже представляется блуждающим в неизмеримом пространстве поднебесной, он скитался в ней, быстро пролетал ее, томимый ненасытной злобой к роду человеческому (см. Иов 1, 7 ). Святой апостол Павел называет падших ангелов духами «злобы поднебесной» ( Еф. 6, 12 ), а главу их – «князем, господствующем в воздухе» ( Еф. 2, 2 ). Падшие ангелы рассеяны во множестве по всей прозрачной бездне, которую мы видим над собой. Они не перестают возмущать все общества человеческие и каждого человека отдельно. Нет злодеяния, нет преступления, которого бы они не были зачинщиками и участниками, они склоняют и обучают человека греху всевозможными средствами. 68 «Противник ваш диавол,» – говорит святой апостол Петр, – «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет. 5, 8 ), и во время земной жизни нашей, и по разлучении души с телом. Когда душа христианина, оставив свою земную храмину, начнет стремиться через воздушное пространство в горнее отечество, демоны останавливают ее, стараются найти в ней сродство с собой, свою греховность, свое падение и низвести ее в ад, уготованный диаволу и ангелам его. Так действуют они по праву, приобретенному ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

(Заметим, что толкование Андрея Кесарийского на Апокалипсис признаётся одним из наиболее авторитетных экзегетических произведений этой направленности). Помимо Книги Откровения о нашествии Гога в последние времена сообщает Книга пророка Иезекииля. Вглядываясь сквозь толщу грядущих веков, он воззвал к этому завоевателю от имени Бога и очертил обстоятельства шествия его полчищ: «Готовься и снаряжайся, ты и все полчища твои, собравшиеся к тебе, и будь им вождем. После многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придешь в землю, избавленную от меча, собранную из многих народов, на горы Израилевы... И поднимешься, как буря, пойдёшь как туча, чтобы покрыть землю, ты и все полчища твои и многие народы с тобою» ( Иез.38:7–9 ). При внешней схожести двух предсказаний о Гоге... между ними есть значительная разница. К сожалению, многие современные исследователи, проводя параллель между сими пророчествами, или проходят по разнице скорым транзитом (обозначив её, но тут же списав на особенности поэтического, символического, метафорического языка), или вовсе обходят её стороной. А зря. Сходство не так очевидно, как кажется. Чтобы не оставить вопрос неразрешенным, укажем по крайней мере на два обстоятельства. Пророчество апостола Иоанна Богослова располагает к мнению (и в русле этого мнения следует ряд отцов Церкви), что битва с участием Гога и Магога произойдёт в период господства антихриста над вселенной. Согласно Иезекиилю, нашествие Гога (из земли Магог) случится за несколько лет до восшествия сына погибели на трон мирового диктатора – как минимум за три с половиною года (не позднее, чем за семь лет до скончания мира). Ведь один только срок утилизации оружия войны после разгрома Гога составит семь лет: «Тогда жители городов Израилевых выйдут, и разведут огонь, и будут сожигать оружие, щиты и латы, луки и стрелы, и булавы и копья; семь лет будут жечь их» ( Иез.39:9 ). В пророчестве Иезекииля Гога призывает Сам Господь. Стало быть, Гогу и его ордам отводится роль бича Божьего, орудия Праведного гнева и воздаяния. Бог привлечёт его в землю сынов Израиля за их согрешения, а потом поразит самого Гога за его злодейства. Так Он явит на нём святость Свою, чтобы узнали народы, что Он – Господь ( Иез.38:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

И вот, мы видим, как облеченная «в виссон чистый, светлый» Невеста идет. Андрей Кесарийский пишет: «Виссон указывает на светлость добродетелей, в которую одета Церковь , на тонкость в ведении и высоту размышления и созерцания Божественных оправданий». Вот здесь Андрей Кесарийский подсказывает нам, что такое виссон, «виссон же есть праведность святых» . Праведность святых не есть достояние их индивидуальной деятельности. По истолкованию Андрея Кесарийского , это следствие того оправдания, которое совершается Кровью Иисуса Христа. А я вам напомню, что юридическое понятие самого термина оправдание означает «оправдан», значит, «никогда не был виновен». Вот что нам принес Христос! То есть Он всецело Своей Кровью омыл наши души, смыл с нас скверну греха так, что мы в глазах Бога оказываемся людьми, которые невиновны. Оправданы, то есть никогда не были виновны. Но мы знаем о себе, что мы были виновны. Но Господь так радикально нас изменил, что мы оборачиваемся назад, на свое прошлое, на греховную жизнь, и понимаем, что это совсем какой-то другой человек был. Нам некоторые напоминают о нашей греховной жизни, говорят: – Да ты вспомни, что ты делал-то? А нам так немножко, конечно, неудобно, но мы в то же время удивляемся. Мы не узнаем, не находим в себе прежнего состояния. Потому что те удивительные перемены, которые от Бога, они настолько радикальны, что в Библии они сравниваются с новым рождением. Новое рождение… А новое рождение – это новое существо происходит в человеке. Всецелое обновление. И некоторые люди даже не обижаются, когда им напоминают их прежние грехи, они так думают: «Ну, это ко мне уже не имеет, по-моему, отношения. Это на какой-то другой планете все происходило и не со мной». И вы правы, – вот это ощущение, оно вас не подводит на самом деле. Это правильное ощущение. Это осознание того, что Христос совершил над каждым из нас. Как в Писании сказано: «забывая заднее и простираясь вперед» ( Флп.3:13 ). То есть надо забывать прошлое. Также в Писании сказано: «возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» ( Лк.9:62 ). Ну, пошел ты, взявшись за плуг, – всё, иди, не надо головой крутить. Что там было, там, в прошлом, сегодня этого уже нет. Надо жить новой жизнью. Господь говорил: «довольно для каждого дня своей заботы» ( Мф.6:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий» ( Откр. 14:19–20 ). (О нашествии Гога на св. землю см. 1 часть). Откровение св. Иоанна Богослова повествует о событиях не в хронологическом порядке, как они будут происходить. Книга его есть изложение пророческого видения, которое созерцается с небесной высоты в вечности, где все сливается в круг одного только настоящего. Вот почему в одной, только что рассмотренной XIV главе Откровения, указывается на факты, быть может, не одновременные. Из них один указывает на последнюю судьбу избранных Израилевых, пострадавших от антихриста, другой на появление в мире великих благовестников, или предтечей второго Христова пришествия, третий на начало жатвы плевел, на жатву пшеницы и сбор ее в житницу. Беседа 6. Стеклянное море. – Гусли Божии. – Песнь Моисея и Агнца. – Семь последних язв на нераскаянных грешниках. " И увидел я (говорит Тайнозритель) иное знамение на небе, великое и чудное – семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия» ( Откр 15:1 ). После призвания к престолу Божию избранных Израилевых жатва пшеницы продолжается во всем христианском мире, ибо скрывшиеся в непроходимых дебрях и пустынях после кратких испытаний скоро вземлются от земли как победители зверя. Тайнозритель созерцает это, когда говорит: «И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его, и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца...» ( Откр. 15:2–4 ). Что такое «стеклянное море, смешанное с огнем»? По изъяснению св. Андрея Кесарийского , «стеклянное море, смешанное с огнем», означает множество спасаемых и чистоту этих блаженных существ, а также светлость святых. К этому можно присовокупить, что прозрачность стеклянного вещества, смешанного с огнем, может эмблематически означать, кроме всего указанного еще и ревность по Боге, проявленную во время земной жизни святыми, которые все в большей или меньшей мере уподоблялись св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

И мы читаем далее: «И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие» ( Откр.19:5 ). Андрей Кесарийский говорит: «Я думаю, что умершие младенцы, малые по возрасту и не достигшие совершенства, воскреснут великими и будут прославлять Творца нашего Бога». «Малые и великие» , по мнению Андрея Кесарийского , сказано об одних и тех же. То есть они были малые в этой земной жизни, как младенцы, там же они станут великими. Загробная участь умерших детей будет блаженной. Из святых Отцов только один говорил, что некрещеные младенцы будут мучиться. Это Августин Блаженный . А другие святые Отцы этого не говорили. Более того, об умерших младенцах говорили так: – У них все будет хорошо, они ничего плохого не сделали. Когда у Самого Господа спрашивали: – Кто может войти в Царство Небесное? Он брал ребенка (кстати, не крещеного), ставил его среди апостолов и говорил: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» ( Мф.18:2–4 ). И вот песнь, голос, исходящий от престола: «хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие» – это призыв к тому, чтобы, несмотря на то, какое положение мы занимаем в христианской общине – малое или великое, мы понимали бы, что мы все равны в прославлении Бога. В вопросе религиозном нет малых и великих. В Церкви даже всё наоборот – больший должен быть меньшим, господствующий должен быть всем слугою. Тут совсем другая логика. И когда мы в церкви иногда видим, что господствует логика мира, кто-то начинает превозноситься над другим, – это уже не христианство, это что-то другое. Иисус Христос явил пример подлинной высоты духовной жизни, когда на Тайной Вечери препоясался полотенцем, влил воду в умывальницу и умыл ноги Своим ученикам. Вот это величайший пример того, как должен осознавать свое величие, и в чем должен осознавать свое величие каждый христианин. Величие – в уничижении! Величие в уничижении. Если хотите быть великими, прославленными, то знайте, что это путь уничижения.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010