950 Это подтверждается между прочим тем, что в рукописях оно помещалось иногда, как изолированное от полного собрания ответов Вальсамона Марку Александрийскому, – в сборниках (от разных источников) вопросо-ответов, имеющих практическое значение всецело в богослужебной сфере. См. напр., Сборн., ркп. библ. Ottobonian. – Vatican. 418. φ. 341–об. 951 Сборн., ркп. Соловецк. библ. л. 200; см. у Павлова А. Номок., при большом Требнике, стр. 164–165. Подлинник правила читается так: Δε τος παδας, τος τε ενας κα τς μν μετ τν δωδκατον, τος σ μετα τν ιδ’, τς λικας χρνον τ μαρτημνα ξαγορεριν νδρσι πνευματικος. (См. ibid. В Номок., ркп. Парижск. Нац. библ. b, пр. 235, – этот вопросо-ответ приводится между прочим так: (ρτ.) «τι ες πσους χρνους ν εξμομογονται τ ρσενικ κα τ ϑηλυκ; (Αποκρ.) γιωττος ωννης Κτρους διακελεει, τι τα ρσενικ, παιδα μετ τος δεκατεσσρους χρνους ν ξαγορεονται ες πνευματικν παρρα τ μαρτματα, δ ϑηλυκ μετ τος δδεκα» (φ. 216); ср., ркп. Той же библ. 67, φ. 152). 954 Правда, в одном номоканоне приводится ряде епитимийных правил, предназначенных собственно для девиц и потому предполагающих их исповедь, но ни откуда не видно, чтобы здесь понималось девицы еще в детстве. См. Сборн., ркп. XV–XVI в., Парижск. Национ. библ. fonds) 395, sub. fin. 958 Номокан., ркп. Парижск. Нац. библ. fonds) 1377 b, φ. 234 (κεφ. 253). Ср. Curs. Patrol. S. Gr. t. LXXXIX, col. 711, qu. 84. 959 См. напр., ξομολογητριον, ркп. XVIII b., библ. Афинск. Универс. φ. 50–50 об., где между прочим говорится, что дети мужского пола должны исповедоваться от 12-летнего возраста, женского же пола – от 10-летнего. 960 Πηδλιον, ed. 1880, ν Λειψ. Comm. на 40 правило Соб. Трульского; в русс. пер. см. в исслед. Никольская Ив. – « Греческая кормчая книга (Пидалион)» М. 1888, стр. 191–192. 961 Христиане мужского пола, начиная с 14, а христиане женского пола, начиная с 12-летнего возраста, обязываются приходить на исповедь». Шагуна Андрей (румынский митрополит). Краткое излож. Канонического права СПб. 1872, стр. 97.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

д. П. С. 3. 4493. Или вот, например, указ Св. Синоду императрицы Елизаветы Петровны: «понеже дело исправления Библии к печатанию оной вновь, давно уже зачатое, и поныне не совершено, а нужда в том народная и церковная велика, того для сим нашим указом повелеваем, дабы Св. Синода все члены в ее Св. Четыредесятницу в исправлении оной Библии к печатанию оной вновь трудились от получения сего нашего указа каждый день по утру и по полудни, кроме недельных дней, чтобы ежели возможно, оное исправление окончить к празднику Св. Пасхи». Дело, однако, шло медленно. Первенствующий член Синода, Амвросий, митрополит Новгородский, подал даже прошение императрице об увольнении его от исправления Библии по причин болезни («потому что головой весьма немощен, а дело требует довольного рассуждения»). Вскоре Синод снова получил именной указ Библию непременно издать в текущем (1744) году для народного употребления. Соловьев. История России. XXI, 319; XXII, 30. 57 Румынский митрополит Андрей Шагуна в составленном им «Кратком изложении канонического права» говорит следующее: «деятелями церковной организации бывают клир и верный народ… положение, занимаемое народом в своем приходе, дает ему право избирать приходского священника, его помощника, дьякона и других низших церковнослужителей, равно епитронов (церковных старост, которых в самых малых приходах должно быть не менее двух, а в больших – более), членов приходского комитета (коллегии из прихожан, ведущей церковное хозяйство), учителей приходской школы, управлять и распоряжаться церковным, благотворительным и училищным имуществом, принадлежащим приходу... Далее положение, какое занимают протоиерейства (деканаты, благочиннические округа) в церковном организме, дает его общине, т. е. клиру и верному народу протоиерейства, право через своих представителей избирать протоиереев и членов протоиерейского комитета для заведывания и управления фондами церкви, школ и заведений, которыми владеют протоиерейства... В каждой епархии затем клир и верный народ составляют из себя епархиальный синод (в нем 60 членов, из которых 2/3 мирян), под председательством епископа; в компетенцию этого синода входит избрание епископа на вакантную кафедру, управление и контроль имуществом и фондами епархии, попечение о сохранении религиозной свободы и церковной самостоятельности в пределах гражданских законов, изыскание мер к улучшению материального содержания приходского духовенства и учителей и к распространению образования в клире и народе епархии и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

апостол. (30), которое говорит: „если какой-либо епископ, воспользовавшись мирскими начальниками, через них получит (епископскую) власть в церкви, то да будет он извержен и отлучен и все находящиеся „в общении с ним“, потому что имеющему быть возведенным в епископы следует быть избираемым епископами, как определено это бывшими в Никее святыми отцами " ….. 539 А. С. Павлов . Курс церковного права. Стр. 239. Такого же взгляда придерживается и Ник. Ружичич. См. Номоканон српске цркве. У Београду. 1882. Стр. 160–161. Сравн. Шагуна. Краткое изложение канонического права. С.-Петербург. 1872. Стр. 100. 543 Theodoreti epis. Cyri et Evagrii Scholastici historia ecclesiastica. 1695. Lib. V. Cap. 25. Сравн. Binghami opera. 1751–81. Vol. I. Pg. 167. Сравн. Beveregius. Συνοδικν sive pandectae canonum ss. apostolorum et conciliorum. 1672. Tom. II. Annot. Pg. 10–11. Сравн. В. А. Соколов . Цит. соч. Стр. 11. 544 Theodoreti episcopi Cyri et Evagrii Scholastici historia ecclesiastica. 1695. Lib. IV, 5. Cap. IV, 12. 547 Деяния вселенских соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. Казань. 1877. Т. I. Стр. 67–68. 548 Деяния девяти поместных соборов, изданные при Казанской духовной академии. Казань. 1878. Стр. 68–69. В коллекте, напр., на день всех святых говорится: „Всемогущий Боже, соединивший Твоих избранных... в одно сообщество ..., в таинственное тело Твоего Сына Христа нашего Господа, даруй нам благодать, чтобы мы могли последовать Твоим блаженным святым, во всякой добродетельной... жизни, дабы мы были в состоянии достигнуть тех неизреченных радостей, кои уготовал Ты нелицемерно любящим Тебя о Христе Иисусе, Господе нашем»... В коллектах же на день отдельных святых обычно испрашивается божественная помощь к подражанию какой-либо одной из добродетелей, отличавшей святого. В коллекте, напр., на день апостола Андрея говорится: „Всемогущий Боже, даровавший столь великую благодать Твоему св. апостолу Андрею, что он охотно повиновался призванию Твоего Сына И. Христа и последовал за Ним безотлагательно, даруй всем нам, дабы мы, призванные святым Твоим словом, могли с покорностью предать самих себя исполнению святых Твоих заповедей о Христе Иисусе, Господе нашем»...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

7 Напр.: о предсуществовании душ и о воскресении тел человеческих не в том виде, в каком они существовали; о том, будто мучение бесов и нечестивых людей не вечно, но последует восстановление тех и других в прежнее состояние и т. п. 9 В перечислении поместных соборов мы держимся порядка, указанного во 2-м правиле VI всел. собора. 10 См. «Летопись церковных событий» архим. Арсения; Спб., 1880 г., стр. 95. По мнению же других (архим. Иоанна и проф. Н.К. Соколова), на этом соборе председательствовал антиох. еп. Виталий. 11 Сходство канонов антиохийского собора с апост. правилами дало некоторым ученым повод утверждать о заимствовании апост. правил в сокращении из постановлений этого собора. Но: а) в IV веке не за чем было прибегать к сокращению правил в ущерб их полноте, определенности и ясности; б) ап. правила ссылаются только на первоисточник– Свящ. Писание; постановления же антиохийского собора опираются и на авторитет прежде уже установленных правил (16. 21 п.23). 12 Некоторые из западных канонистов и историков (Бароний, Манси и др.) считают сардикийский собор вселенским; но православная Церковь , а с нею вместе некоторые ученые (например, Гефеле), не признает за ним такого значения; потому что на нем поместные восточные церкви, а из западных африканская, имели слишком мало представителей. 13 Достаточные сведения об этом сборнике можно найти в 1 т. Богосл. энциклопедии, из. редакцией журн. «Странник», стр. 976 и след. 14 Об этом сборнике «некоторых христианских наставлений и правил» упоминают% св. Ириней, Евсевий, св. Афанасий, св. Епифаний и др. отцы и писатели церковные. Первоначальный список этого сборника не дошел до нас. (Исследов. об «Апост. постановл.» см. проф. М. А. Остроумова «Введение в правосл. церк. право». Харьков, 1893 г., стр. 159–170); русский перевод «Пост. апост.» издан в Казани в 1864 году. 15 Некоторые, напр., Шагуна (см. его «Краткое изложение канонич. права», стр.30) приписывает св. Клименту римскому собрание и апостольских правил, основываясь на 85 правиле оных; но в этом правиле говорится только о «восьми книгах апост. поставнолений», а не об апостольских правилах.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

Ириней Лионский. Там же, кн. V, гл. 20, § 1. Указ. изд. С. 477 - 478. Александр. Послание. Цит. по: Сократ Схоластик. Церковная История. Кн. 1, гл. 6. С. 13. Афанасий Великий. Творения. Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1903. Ч. III. С. 166. «Поместная Церковь Христова, — по определению проф. прот. И. Мейендорфа, —есть не только собрание тех, кто любит друг друга как ближних, но также являются согражданами Царства Христова, совместно признающими полноту любви, выраженной ихединым Главой, единым Господом, единым Учителем — Христом». Проф. прот. Мейендорф И. Кафоличность Церкви.//«Вестник Русского Запад.-Европ. Патриарш. Экзархата». 1972, 80. С. 235). справедливо называет св. Киприана канонист Сербской Православной Церкви еп.Никодим (Милаш). См. его же: Православное церковное право. СПб., 1897. С. 230. Киприан. Творения. Киев, 1891. Ч. 2. С. 180. Киприан. Там же, ч. 1. С. 235. еп. Указ. соч. С. 230. Творения. Перевод Н. Н. Щеглова. Киев, 1912. Ч. 2. С. 32 —33. управляющие Церквами, — говорится в «Православном исповедании», —именуются главами оных: сие должно принимать в таком смысле, что они суть местоблюстители Христовы, каждый в своей области, и главы частный». Ч. 1. Отв. 85. М., 1900.С. 59. Святых Вселенских Соборов с толкованиями. Ч. 1. М., 1877. С. 86. С., проф. О церковной автокефалии//ЖМП, 1948, Ne 7. С. 34. послания Африканского Собора папе Римскому Целестину. Цит. по: Книга правил... М, 1901. С. 253. С. Троицкий считает, что «термин «автокефальная Церковь» стал употребляться лишь с начала V века». См. ЖМП. 1948. 7. С. 36. отношении молитв и церковных песнопений каноны предписывают принимать те, которые одобрены просвещеннейшими (116 правило Карфагенского Собора и 59 правило Лаодикийского Собора). Те же молитвословия, которые «отринуты» отцами, не должны быть вводимы в богослужение (81 правило Шестого Вселенского Собора). Церковная история. Кн. 5, гл. 22. Указ. изд. С. 319 —320. правила Карфагенского Поместного Собора имеют догматическое содержание. Шагуна, митр. Краткое изложение канонического права Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. «Христианское Чтение», 1870. § 134, Ч. 1. С. 987.

http://sedmitza.ru/lib/text/441198/

13 Об этом сборнике некоторых христианских наставлений и правил упоминают: Св. Ирицей, Евсевий, Св. Афанасий, Св. Епифаний н др. отцы и писатели церковные. Первоначальный список этого сборника не дошел до нас (исследов. об. «Апост. постановл.» см. в Прав. Обозр. 1862 г. T. VII стр. 446–83. T. VIII, стр. 1–32, 162–76, 385–430), a русский перевод «Пост. Апост.» издан в Казани в 1864 году. 14 Некоторые, например, Шагуна (см. его «Краткое изложение канонич. Права» стр. 30), приписывают св. Клименту римскому собрание и апостольских правил, основываясь на 85 правиле оных; но в этом правиле говорится только об «восьми книгах апост. постановлений, a не об апост. правилах». 16 Под именем новелл Юстиниана разумеется собрание тех новых постановлений его, которые появились после официального сборника греческих законов (codex repetitae praelectionis), изданного Юстинианом в 534 г. 17 См. ст. Заозерского «0 происхождении визант. номоканона» в. ,,Чт. в моск. о. л. д. пр.» Сент. 1882 г. стр. 104. 18 Иоанн Схоластик был сначала апокрисиарием, т. е. юрисконсультом или поверенным по делам антиохийской церкви, потом антиохийским священником и, наконец, по удалении с патриаршего престола Евтихия, Константинопольским патриархом (ум. в 577 r.). 19 Фотий был замечательным ученым своего времени: историк, богослов, кантонист, оратор, поэт, филолог и библиограф. В 857 г. он посвящен в патриарха, в 867 г., низложен с патриаршего престола, в 877 году снова возведен па престол, в 887 опять низложен и около 891 года умер в изгнании. 20 Зонара, в правление царя Алексея Комнена, занимал высшие места в империи: был начальником дворцовой стражи и первым секретарем при императорском кабинете; потом поступил в монашество на Афоне и посвятил себя ученым занятиям. 21 С IV в., с развитием церковной жизни, стали появляться различные церковные должности, которые занимаемы были высшими патриаршими сановниками. К числу последних относилась и должность великого эконома, заведовавшего церковным имуществом и избравшегося сначала из пресвитеров, a потом и из диаконов. Должность эконома была очень почетная и давала большие права и преимущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

48 В распрях галликанства с папством галликане поставляли на вид, в доказательство противоцерковности папских притязаний, на исключительное руководство церковью, точно также на то, что «по праву Божественному каждый епископ обладает полномочием на все епископские функции, и в том числе, следовательно, и на управление через непосредственное распоряжение по собственному разумению, конечно, в известных пределах. Должно прибавить, что в существе дела и объём дисциплинарной власти православных епископов настоящего времени не так ограничен, чтобы приложение личного разумения не имело уже никакого места в современной церковной дисциплине, и чтобы можно было утверждать, что управление церковью совершается исключительно на основании канонов, если только это даже возможно. 49 Вопрос о том, до какой степени в церковной дисциплине обязательно сообразоваться с фактами Откровения, которые могли бы быть понимаемы, или уже и понимаются, как указание или прототипы христианской дисциплины, будет специально рассмотрен нами в своём месте, преимущественно в применении к вопросу об обряде. 51 Митр. Шагуна (Каноническое право, русский перевод, СПБ, 1872 г. стр. 321–322) рассуждает: «учение Спасителя в истинном смысле слова – каноны, или лучше сказать – правила и предписания, с которыми церковь , клир и верный народ должны строго сообразоваться и, следовательно, Евангелие Христа переполнено канонами». Но если так, то, «по каким же побуждениям потом издавали со своей стороны каноны и апостолы, и их преемники»? – Отвечает: «апостолы издавали свои правила потому, что они скоро увидели, что правила Христа недостаточны для руководства тех частных случаев, которые открылись между первыми христианами». Например, «Христос дал народам правило о милосердии, именно, чтобы не творили милостыни пред людьми, чтобы левая рука не знала, что творит правая» и проч., что указано у Мф.7:1–3 . Но эти «правила о милостыне оказались недостаточными», и вот апостолы вынуждены были дать более точные правила: это – правила о семи мужах (диаконах) «для удовлетворительного (более сообразного с наступившими обстоятельствами) способа раздачи даров». По аналогичным причинам каноны издавались потом и христианской иерархией. – Эти рассуждения Шагуны, однако, показывают, как легко могут быть смешиваемы два предмета: нравственные нормы Евангелия и каноны дисциплины в действительном смысле. Ибо, какой же, в самом деле, канон может быть заключён в словах Спасителя о милостыне?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kipari...

1582 В распрях галликанства с папством галликане поставляли на вид, в доказательство противо-церковности папских притязаний на исключительное руководство церковью, точно также на то, что „по праву Божественному каждый епископ обладает полномочием на все епископские функции“, и в том числе, следов., и на управление через непосредственное распоряжение по собственному разумению, конечно, в известных пределах. Должно прибавить, что в существе дела и объём дисциплинарной власти православных епископов настоящего времени не так ограничен, чтобы приложение личного разумения не имело уже никакого места в современной церковной дисциплине, и чтобы можно было утверждать, что управление церковью совершается исключительно на основании канонов, если только это даже возможно. 1583 Вопрос о том, до какой степени в церковной дисциплине обязательно сообразоваться с фактами Откровения, которые могли бы быть понимаемы, или уже и понимаются, как указания или прототипы христианской дисциплины, будет специально рассмотрен нами в своём месте, преимущественно в применении к вопросу об обряде. 1585 Митр. Шагуна (Каноническое право, русский перевод, СПб, 1872 г. стр. 321–322) рассуждает: „учение Спасителя в истинном смысле слова – каноны, или лучше сказать – правила и предписания, с которыми церковь , клир и верный народ должны строго сообразоваться и, следовательно, Евангелие Христа переполнено канонами”. Но если так, то, „по каким же побуждениям потом издавали со своей стороны каноны и апостолы, и их преемники”? – Отвечает: „апостолы издавали свои правила потому, что они скоро увидели, что правила Христа недостаточны для руководства тех частных случаев, которые открылись между первыми христианами”. Например, „Христос дал народам правило о милосердии, именно, чтобы не творили милостыни пред людьми, чтобы левая рука не знала, что творит правая” и проч., что указано у Мф.7:1–3 . Но эти „правила о милостыне оказались недостаточными”, и вот апостолы вынуждены были дать более точные правила: это – правила о семи мужах (диаконах) „для удовлетворительного (более сообразного с наступившими обстоятельствами) способа раздачи даров”.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он же. Историческая справка к вопросу о реформе епархиального управления//Церк. вестн. 1913. 21–24. Он же. Развод//Там же. 35. Таганцев Н. Суворов Н. О церковных наказаниях//Журн. гражд. и угол. права. 1877. Кн. 2. Он же. О религиозных преступлениях//Протоколы угол. отд. С.-Петерб. юрид. о-ва. 1881. Т. 3. Заседание 29. Тарновский. Религиозные преступления в России//Вестн. права. 1899. Апрель. Твердынский Т., свящ. Гражданский суд в делах веры//Дом. беседа. 1864. Вып. 52. Терновский Ф. Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение к Древней Руси//Киев. унив. изв. 1874–1875. Он же. Участие древнерусских архиереев в делах общественных//Тр. Киев. дух. акад. 1870. I. Тобин Д. Взгляд на основные начала русского уголовного законодательства с древнейших времен до Уложения о наказаниях 1845 года/Пер. с нем.//Журн. мин-ва нар. просвещения. 1847. Ч. 54. Тяжелов А. Законы греческих императоров в отношении к Церкви после Юстиниана//Чтения в О-ве любителей дух. просвещения. 1875. Ундольский В. М. Описание славянских рукописей Московской Патриаршей (ныне Синодальной) библиотеки//Чтения в имп. О-ве истории и древностей российских. 1867. Кн. 2. Федоров Б. О форме присяги в России со времен язычества до царствования Петра Великого//Отеч. зап. 1824. Ч. 17. Хартулари Г. О святотатстве//Журн. мин-ва юстиции. 1863. 9. Чичерин Б. Н. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей//Русский вестн. 1857. Т. 7. Шагуна А. Краткое изложение канонического права/Под ред. Т. Барсова //Христ. чтение. 1870–1871. Он же. О церковном суде//Христ. чтение. 1872. Ч. 2–3. Шипов С. Краткое обозрение судоустройства и судопроизводства в России//Временник Моск. о-ва истории и древностей российских. 1855. Кн. 22. Ширяев В. Н. Уголовно-правовая охрана религиозной свободы//Журн. мин-ва юстиции. 1907. 4 и др. 1 . Списки и издания указаны в примечаниях. Alivisatos H. S. Die kirchliche Gesetzgebung des Kaisers Justinian I. Berlin, 1913. Bickell J. W. Geschichte des Kirchenrechts. Giessen. 1843. Bd 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Чичерин. Духовные и договорные грамоты великих удельных князей . В «Опытах по истории русского права». М. 1859. Чичинадзе Д. Сборник законов о разводе. Сборник законоположений о расколе и сектантах, разъяснен. решениями Правит. Сенат. и Св. Синода СПБ. 1899. Ш. Шагуна А. Краткое изложение канонического права единой св. соборной и апост. Церкви. Перев с румын. СПБ. 1872. Шарапов С. Сущность брака. Москва. 1901. Шаров П. Большой Московский собор 1666–67 гг. Труды Киев. Дух. Акад. 1896. 1 и сл. Шершеневич Ф. Учебник русского гражданского права. Изд, 4-е Казань. 1902. Шестоперов А. Полный сборник законоположений о расколе. Самара. Шимко И. Патриарший казенный приказ. М. 1894. Шингарев В., свящ. К вопросу о возрождении церковного прихода. Харьков. 1905. Ширяев В. Религиозные преступления. Историко-догматические очерки. Ярославль 1909 Шлеев С., свящ. Единоверие и его столетнее организованное состояние в русской церкви. СПБ. 1901. Шопов А. Греко-болгарский церковный вопрос. СПБ.1889. Шпаков А. Государство и церковь в их взаимных отношениях в Московском государстве. Царствование Феодора Ивановича. Учреждение патриаршества в России. Три книги. Одесса. 1912. Штернов Н. Вне-христианский мир и его отношение к христианству. Курск. 1889 Штутц Ульрих. Церковное право, перев. под редакцией Евг. Темниковского. Ярославль. 1905. Шуази А. Апостольское предание. Киев. 1880. Щ. Щапов А. Голос древней русской церкви об улучшении быта несвободных людей. Казань. 1859. – Русский раскол старообрядства. Казань. 1859. Щебальский Н. Католичество в России при Екатерине II и после неё. Русский Вестник. Т. 47. Щегловитов И. Нарушение правил о крещении детей от смешанных браков. Щербатов А. Γ. князь. Приход и его значение в современном госуд. строе. M. 1905. Э. Эверс И. Ф. Г. Древнейшее русское право в историческом его раскрытии. СПБ. 1835. Эзов Г. Начало сношений Эчмиадзинского патриаршего престола с русским правительством. Тифлис. 1901. Энциклика папы Льва XIII о соединении церквей. СПБ. 1895 Эрн В. Церковное возрождение. (О приходе). Вопросы религии. Вып. 1. 1906. Я.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010