Соч.: Organizarea Bisericii în secolul al V-lea în urma hotrârilor Sinodului de la Calcedon//Glasul Bisericii. Bucur., 1962. T. 21. N 3/4. P. 307-317; Русско-румынские церк. отношения в XIV-XVIII вв.//ЖМП. 1964. 5. С. 29-32; Представители румынской молодежи в рус. духовных школах//Там же. 8. С. 56-58; Митр. Трансильванский Андрей Шагуна//Там же. 11. С. 38-40; Biserica Armean//Mitropolia Moldovei i Sucevei. Iai, 1965. T. 41. N 7/8. P. 374-390; Patriarhia Bulgar din Târnovo între anii 1233-1393//Studii Teologice. Bucur., 1966. T. 18. N 3/4. P. 146-159; Sfântul Eftimie, ultimul patriarh de Târnovo i legturile Iui cu Biserica româneasc//BOR. 1966. T. 84. N 5/6. P. 552-573; Relaiile bisericeti i culturale între Bisericile Ortodox Românâ i Bulgar în secolul al XIX-lea//Ibid. 1967. T. 85. N 9/10. Р. 1006-1016; Mitropolitul Veniamin Costachii i tipografia din Iai//Mitropolia Moldovei i Sucevei. 1967. T. 43. N 1/2. P. 71-79; Istoricul Bisericii georgiene i relaiile ei cu Biserica româneasc//Ibid. N 9/10. P. 577-592; 1600 de ani de la moartea martiric a Sfîntului Sava Gotul//Ibid. 1972. T. 48. N 3/4. P. 146-158; Egalitatea oamenilor în concepia Sfântului Vasile cel Mare//Ibid. N 5/6. P. 355-366; Cretinismul la români dup Dimitrie Cantemir//Ibid. 1975. T. 49. N 9/10. P. 618-625; Învtura Sfântului Vasile cel Mare despre folosirea bunurilor materiale//Glasul Bisericii. 1979. T. 38. N 5/6. P. 469-478; Viaa bisericeasc la Tomis în secolele IV-VI//Ibid. N 7/8. P. 807-824; Sfântul Apostol Andrei în tradiia românilor mrturie a vechimii cretinismului i a continuitii noastre pe aceste meleaguri//Ibid. N 11/12. P. 1157-1174; Figuri bisericeti de lupttori pentru cultura i unitatea neamului//Arhiepiscopia Tomisului i Dunrii de Jos în trecut i astzi. Galai, 1981. P. 127-143; Pagini din istoria veche a cretinismului la români: Mrturii ale continuitii poporului nostru. Buzu, 1986; În slujba credinei i a înelegerii între oameni: Îndrumri pastorale i misionare. Buzu, 1987; Mnstirea Ciolanu. Buzu, 1987; Stihirar-penticostar: Note muzicale. Buzu, 1992; Sfântul Sava de la Buzu (Gotul). Buzu, 1996.

http://pravenc.ru/text/190085.html

В нояб. 1643 г. И. был освобожден при условии уплаты в казну княжества штрафа в 1 тыс. талеров. Такой значительной суммы не нашлось, и тогда 24 православных верующих за него поручились. И. отправился для сбора денег в монастырь Путна. В июне 1645 г. владыка вместе с мон. Германом и со своим племянником поехал в Россию с целью продолжить сбор денежной помощи. И. преподнес в дар русскому царю Михаилу Феодоровичу Романову частицу мощей вмч. Димитрия Солунского. В ответ на просьбу о помощи И. получил многочисленные дары и денежные подношения. Пребывание его в России продолжалось около года, в течение к-рого он совершил паломничество в Свято-Троицкую Сергиеву лавру и посетил многие храмы. Сведения о дальнейшей судьбе И. после возвращения в страну разнятся. Согласно одним источникам, И. якобы был избран в 1655 г. епископом Хушским. Другие исследователи полагают, что сразу по приезде из России И. удалился в мон-рь Путна и скончался в 1678 г. Возможно, что владыка был погребен у стен монастырской церкви, где были открыты архиерейские могилы. Свящ. Синод Румынской Православной Церкви на заседании, состоявшемся 28 февр. 1950 г., принял решение о причислении И. к лику святых. 21 окт. 1955 г. в соборе Воссоединения в Алба-Юлии состоялась торжественная канонизация И. Память И. празднуется одновременно с памятью др. исповедника Православия - еп. Саввы (Бранковича) . Лит.: P curariu M., Pr. Sfântul ierarh Ilie Iorest//Sfini români i aprtori ai Legii strmoeti. Bucur., 1987. P. 385. Рубрики: Ключевые слова: АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.) ИАКИНФ (ок. 1300-1372), свт. (пам. 28 окт.), митр. Унгро-Влахийский, 1-й предстоятель правосл. Церкви в Валашском княжестве АНДРЕЙ (Шагуна Анастасиу; 1808-1873), митр. Сибиуский Румынской Православной Церкви в Трансильваниии, богослов, церк. деятель АНТОНИЙ († нач. XVIII в.), схим. из скита Езеру (Рымникская епископия Румын. Пр. Ц.), прп. (пам. 23 нояб.)

http://pravenc.ru/text/578384.html

В. способствовал распространению церковной службы на молдав. языке. Вместе с Евстратием Логофетом перевел кн. «Семь церковных таин». В. был одним из основателей Славяно-греко-латинской академии в Яссах (1640). Он выступил защитником Православия на созванном им в 1644-1645 гг. Соборе всех архиереев Валашского и Молдавского княжеств, где было принято послание, написанное В., осуждающее отпечатанный в 1642 г. в Трансильвании катехизис Ж. Кальвина. Соч.: Cazania/Ed. J. Byck. Bucureti, 1943; Opere. Rspunsul împotriva Catehismului calvinesc/Ed. M. Teodorescu. Bucureti, 1984. Лит.: Lupa I. Mitropolitul Varlaam al Moldovei (1632-1653)//Studii, conferine i comunicri istorice. Cluj, 1940. P. 257-282; Mure anu F. Cazania lui Varlaam: Prezentare în imagini. Cluj, 1944; Chi escu N. 300 de ani de la «Rspunsul la Catehismul calvinesc» al lui Varlaam al Moldovei//BOR. 1945. 11/12. Р. 618-638; Augustin Z. N. Pop. Viaa mitropolitului Varlaam al Moldovei//Mitropolia Moldovei i Sucevei. 1957. 10/12. Р. 742-774; Bodogae T. Mitropolitul Varlaam ca teolog//Mitropolia Moldovei i Sucevei. 1957. 10/12. Р. 775-790; erb nescu N. La trei sute de ani de la moartea mitropolitului Varlaam al Moldovei//BOR. 1957. 10. P. 1012-1035; Вартичан И. К. Варлаам - первый молдавский книгопечатник//Страницы дружбы. Кишинёв, 1958; Chi u V. Insemntatea Cazaniei lui Varlaam//Glasul Bisericii. 1960. 9/10. Р. 771-786; Olteanu P. Unul din izvoarele neogreceti ale «Cazaniei» mitropolitului Varlaam (1643): «Comoara» lui Damaschin Studitul//Romanoslavica. 1972. 18. P. 163-185; Литература ши арта Молдовей. Кишинёв, 1985. Вол. 1. П. 124; История литературий молдовенешть. Кишинёв, 1986. Вол. 1. П. 110-117. Э. П. П. Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (Шагуна Анастасиу; 1808-1873), митр. Сибиуский Румынской Православной Церкви в Трансильваниии, богослов, церк. деятель АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.)

http://pravenc.ru/text/154197.html

С 1772 по 1801 г. настоятелем К. был архим. Иоанн (Раич) , написавший «Историю разных славянских народов, наипаче Болгар, Хорватов и Сербов» (1795) и считающийся родоначальником серб. историографии. Архим. Иоанн собрал в К. богатую б-ку. В кон. ХХ в. в обители был открыт музей, посвященный его жизни и деятельности. Многие настоятели К. впосл. стали церковными иерархами: Афанасий (Живкович; управлял К. в 1756-1769) - епископом Бачским; Андрей (Шагуна ; управлял К. в 1845-1846) - митрополитом Сибиуским; Стефан (Попович; управлял К. в 1835-1839) - епископом Вршацким; Порфирий (Перич; управлял К. в 1990-2014) - митрополитом Загребско-Люблянским. Еще неск. иерархов приняли в К. монашеский постриг: в 1771 г.- буд. епископ Буковинский Даниил (Влахович), в 1893 г.- буд. епископ Горно-Карловацкий Иларион (Зеремский) , в 1882 г.- буд. патриарх Сербский Георгий (Бранкович) в 1990 г.- буд. епископ Далматинский Фотий (Сладоевич). На монастырском кладбище похоронены видные серб. церковные и общественные деятели: архим. Иоанн, епископы Бачские Григорий (Димитриевич) и Софроний (Томашевич) и др. С 1949 г. К. объявлен памятником архитектуры. После перерыва монашеская жизнь в К. возобновилась в кон. 90-х гг. ХХ в., при еп. Бачском Иринее (Буловиче). В 2005-2006 гг. в К. прошли реставрационные работы, с 2007 г. идет обновление внутреннего убранства храма. В братском корпусе устроена часовня, возводится жилой корпус. При мон-ре действует иконописная мастерская и центр реабилитации наркозависимых. Лит.: М. Ucmopuja светосавског манастира Нови Сад, 1891; М. Стари планове манастира Фенека и за споменика култура Bojboдuhe. Нови Сад, 1957. 1. С. 27-31; Л. Uзbeшmaju о имовном манастира и Фенека у cлabohcko-cpeмckoj граници из 1777 г.//Рад мyзeja. Нови Сад, 1964. Год. 12/13. С. 161-165; Бикар Ф. Манастир и архим. Jobah Кратак ucmopujcku друштва историчара Bojboдuhe. Нови Сад, 1981. С. 91-98; С. Манастири Cpбuje: Велика илустрована ehцukлoneдuja. Нови Сад, 2002. С. 484-489; Л. Манастир Нови Сад, 2004; Е. Манастир Нови Сад, 2013.

http://pravenc.ru/text/1841616.html

В начале ХХ в. в Румынии растет мощное повстанческое движение в среде крестьян, пиком которого было восстание 1907 г., в котором приняли участие и некоторые священники. В числе других мер государство пересмотрело церковный закон 1872 г. в сторону расширения принципа соборности в управлении Церковью. Реформа 1907 г. заключалась в расширении контингента духовных лиц, из числа которых избирались епархиальные епископы (в то время как закон 1872 г. предусматривал их избрание только из числа титулярных), упразднении института титулярных епископов, то есть не имеющих епархий и создании Высшей церковной консистории. 9.4. Сибиуская и Буковинская митрополии Сибиуская и Буковинская митрополии являются составными частями Румынской Православной Церкви, вошедшие в ее состав после Первой Мировой войны. До этого они развивались самостоятельно. Сибиуская (Германштадская, или Трансильванская) митрополия. Она охватывала территорию Трансильвании и Баната и была основана в 1599 г., когда Валашский князь Михаил завоевал эту область и учредил там отдельную епархию. Здесь были сильны позиции кальвинистов (наследие венгерского господства), а в 1689 г. им на смену пришли католики (вместе с установлением австрийского владычества). В 1700 г. митрополит Афанасий с частью клира и паствы присоединился к Римско-католической Церкви. Вследствие чего православная митрополия была ликвидирована и появилась униатская епархия, подчиненная венгерскому примасу. Оставшиеся православные жители Трансильвании вошли в юрисдикцию Карловацкого митрополита. Не имея своего епископа, они получали священников из Валахии, Молдавии и от сербской епископии в Венгрии. В 1783 г. Трансильванская православная епархия была восстановлена. Сначала епископская кафедра находилась в с. Рэшинари (ок. г. Германштадта, совр. Сибиу), а при епископе Василие (Мога) (1811–1846) кафедра была перенесена в Германштадт (Сибиу). Трансильванский епископ продолжался оставаться в юрисдикции Карловацкого митрополита. Своего расцвета Сибиуская Церковь достигла при митрополите Андрее (Шагуне) (1848–1873) (в миру – Анастасиу Шагуна). Он родился в семье румынских купцов из Македонии. В 1833 г. ушел в монастырь Хопово (Сербия). В 1842 г. был возведен в сан архимандрита этого монастыря. В 1848 г. Андрей принимает сан епископа (с 1864 г. – митрополита) Сибиуского. В 1853 г. им был открыт Богословско-педагогический институт в Сибиу. На протяжении того времени, пока он возглавлял здесь Церковь , в Трансильвании открылись до 400 церковно-приходских школ, несколько гимназий и лицеев. С 1850 г. в Сибиу начала действовать типография, а с 1853 г. начинается издание газеты «Телеграфул Ромын». Митрополит Андрей являлся специалистом по каноническому праву. Скончался в1873 г., похоронен в с. Рэшнари.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20 Церковный историк Сократ свидетельствует, что даже в Церквах древнего времени было немало различных обрядов и обычаев касательно времени совершения Пасхи, совершения крещения, постов, браков и проч. “Трудно, – заключает он, – даже невозможно описать все церковные обычаи, соблюдаемые в разных городах и областях” 21 . Полной самостоятельностью обладают Автокефальные Церкви и в области суда. Суд Поместной Церкви имеет законную силу и не может быть произвольно нарушен другой Церковью (см. 2-е прав. Второго Вселенск. Собора, 32-е и 37-е Ап. правила). Автокефальные Церкви имеют право не только созывать свои Соборы, но и приглашать на них епископов из других Поместных Церквей. На этих Соборах они могут рассматривать вопросы и местного характера и всеправославного, или, как сказано в 37-м Апостольском правиле, рассуждать “о догматах благочестия” 22 . Мало того, каждая Автокефальная Церковь может стать инициатором созыва Вселенского Собора. Из истории Церкви известно, что Вселенские Соборы созывались отнюдь не по инициативе первого по чести Римского епископа, да и местом созыва Соборов Рим не был, как не был и председателем Римский папа. Таким образом, Поместные Церкви, оставаясь неразрывными частями единой Вселенской Церкви, в одних сферах своей деятельности ограничены, а в других – самостоятельны, независимы. “Как в человеческом теле, – говорит канонист Румынской Православной Церкви митрополит Андрей Шагуна , – так и в церковном теле члены действуют то порознь, то вместе, т. е. каждый член действует, во-первых, один, для самого себя, потом все вместе друг с другом и друг для друга” 23 . Что собой представляет Поместная Церковь в сравнении со всей Церковью , видно из рассуждения архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия. “Поместная Церковь , – говорит он, – не является только частью Кафолической Вселенской Церкви, но ее полным выявлением, всецелым, неуменьшенным выявлением в определенном месте. Она является Кафолической Церковью в известном месте, тождественной с Вселенской Кафолической Церковью, которая существует в ее поместных выявлениях, но в то же время (и здесь мы встречаемся с богословской антиномией) она не тождественна с Вселенской Церковью, отлична от нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

22 Например, восемь (со 123-го по 130-е) правил Поместного Карфагенского Собора имеют содержание догматическое. 23 Митроп. Андрей Шагуна. Краткое изложение канонического права Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. § 134. “Христ. Чтение”, 1870, ч. 1, с. 987. 24 Архиеп. Василий. Кафоличность и структуры Церкви. “Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата”, 1972, 80, с. 254–256. 28 Прот. С. Булгаков. Цит. соч., с. 159. «Православие, – утверждает Н. Бердяев, – нельзя узнать по оставшимся теологическим трактатам; оно узнается в жизни Церкви π церковного народа, оно менее всего выражается в понятии» (Н. Бердяев. Истина Православия. «Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата», 1952, 11, с. 10). 29 Прот. Г. Флоровский. Этос Православной Церкви. «Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата», 1963, 42–43, с. 136. «Православие, – пишет С. Верховской, – есть христианство в его чистейшей форме» (С. Верховской. Православие и современность. – «Православие в жизни». Сборник статей под редакцией С. Верховского . Нью-Йорк, 1953, с. 11). 32 “Православие, – свидетельствует Н. Бердяев , – обращено к тайне Воскресения, как к вершине и последней цели христианства... Тайна Воскресения есть предельная тайна Православия... В католичестве мы, прежде всего, встречаем Христа Распятого, в Православии же – Христа Воскресшего” (Н. Бердяев. Цит. соч., с. 9). 34 “Православие, прежде всего, литургично, – говорит Н. Бердяев , – оно научает народ и развивает его не столько проповедями и преподаванием норм и законов поведения, сколько самим литургическим действием, в котором дан прообраз преображения жизни” (Н. Бердяев. Цит. соч., с. 7). 49 д См. решения и коммюнике Первого Предсоборного Всеправославного совещания. «ЖМП», 1977, 2, с. 11, 13. 51 Вселенские Соборы не провозглашали автокефалии Церквей. Они говорили лишь о правах Автокефальных Церквей н решали по требованию Церквей возникавшие между ними споры по вопросу об автокефалии (см., например, 6-е и 7-е прав. Первого Всел. Собора; 2-е прав. Второго Всел. Собора; 8-е прав. Третьего Всел. Собора; 28-е прав. Четвертого Всел. Собора; 36-е и 39-е прав. Шестого Всел. Собора).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

52; I, 5; VII, 4; Антиох. 6; Сард. 14). „Прав. собесед.” 1858, 2, 336, 337; 3, 272, 273; 1859, 2, 24–26. Преосвящ. Андрей Шагуна , митрополит православных Румынов в Австрии: О судебной власти епископа, по переводу г. Барсова, напечат. в „Христ. чтении”: епископу, которому вверены драгоценные души христиан и которому принадлежит власть вязать и решить, приличествует (следует: принадлежит – gebührt) и судебная власть над клиром и верным народом епархии в церковных делах, потому, что если ему вверены драгоценные души христиан, и он имеет власть вязать и разрешать грехи, то он должен иметь и власть употреблять средства, потребные для пользы сих драгоценных душ. В употреблении своей судебной власти епископ должен руководствоваться словами Спасителя, Который сказал: не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему. Следовательно, суд епископа должен иметь целью обращение грешника и не должен употреблять телесных наказаний, но грешнику должно быть дано время на исправление и покаяние. Епископ разделяет (след. употребляеть – ausübt) судебную власть с церковным советом (синедрион, консистория) своих епархиальных пресвитеров; для этой цели он должен иметь судебную корпорацию, состоящую из разумнейших и отличнейших членов клира. В первые три века христианства епископы разделяли (след. пользовались – ausübten) свою судебную власть со своим клиром, имея в сем отношении примером образ действия Апостолов. „Когда пресвитер приговором своего епископа осужден за оставление своего прихода, тогда он не имеет права апелляции (CompendiuH d. Kanonisch. Rechts. § 164, S. 126, 441. Cp. русский перевод „Христ. чт.” 1870 – 1872 Т. В. Барсова , на каждой странице изобличающий в переводчике малое знание немецкого языка и великий произвол). Протоиерей Скворцов (Записки по церковному законоведению § 101, 102): суд над пресвитером и другими клириками по преступлениям против должности и нравственным принадлежит епископу; притом в древности требовалось, чтоб пресвитера судили 6 епископов, диакона – 3 и дела только низших клириков оканчивал один епископ (Карф.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

В объяснении 12-го правила Карф. собора А. Иоанн в своем «Опыте курса церковного законоведения» говорит: «По древним церковным правилам епископа должен был судить собор всех областных епископов под председательством митрополита (Ап. 74, I Всел. 5; II Всел. 6; Антиох. 14, 15 и др.), а пресвитеров и дьяконов всегда судили местные их епископы. Только в случае недовольства решением этого суда дозволялось обращаться к посредству других епископов или к высшему суду собора (см. те же правила и Антиох. 6, 20; Сардик. 13, 14 и др.). Собор Карфагенский то же определяет в других своих постановлениях (прав. 37.); а в настоящем (12-м) правиле он имеет в виду те случаи, когда для суда над епископом не было возможности составить полного собора по каким-нибудь препятствиям или когда сами дела по свойству своему не требовали созвания такого собора, а могли быть решены и меньшим числом епископов. В таких случаях собор определил число епископов от шести (для суда над пресвитерами) до трех (для суждения дьяконов), кроме епископа епархиального, а судить самого епископа предоставил двенадцати архиереям» (Разд. II. 139, 140). «В Африканской церкви апелляционные суды, – говорит Дрей, – введены были около IV века, и в первый раз собором, бывшим под председательством Грата (348 г.), который (прав. 11) дозволяет каждому клирику, имеющему жалобу на своего епископа, подавать апелляцию к трем, шести другим епископам» 229 . «В 12 Карфагенском правиле не находим мы основания, – говорит Андрей Шагуна , – к отступлению от 4 Антиохийского, и в нашем убеждении основываемся на 9 правиле IV Вселенского собора, который был 32 года спустя после Карфагенского и который также говорит о епископском суде и именно предписывает клирикам не оставлять суда своего епископа. Из 4 Антиохийского правила и из 9 правила IV Вселенского собора мы получаем твердый базис епископского суда, от которого апелляция восходила потом к митрополиту. 12-е Карфагенское правило употреблялось в Африке, но не употреблялось в других церковных областях. Думаем, что отцы IV Вселенского собора, сознавая неудобоисполнимость 12 Карфагенского правила для всех областей церкви, подтвердили своим правилом Антиохийское» 230 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

В самой Румынии в последние годы возник «местный экуменизм» между христианами страны, а также «налажены добрые отношения, основанные на взаимном уважении с нехристианскими религиями — иудейской и мусульманской» . 12. Борьба за мир Представители Румынской Церкви вносят вклад в работу общехристианских форумов, посвященных служению человеку. Священный Синод Румынской Православной Церкви постановил, чтобы ежегодно 6 августа во всех храмах Патриархата возносились особые молитвы о ниспослании мира, об избавлении человечества от войн и от страданий, которые приносят войны. Румынская Православная Церковь усердно молится о мире. Ее представители принимали активное участие в работе Всемирного Конгресса миролюбивых сил (Москва, 1973) и Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» (Москва, 1977), и др. Подробная информация об этом содержится в периодических журналах Румынского Патриархата. Митрополии I. Митрополия Унгро-Влахийская (Унгро-Валашская) Епархии 1. Архиепископия Бухарестская. Кафедра—Бухарест 2. Архиепископия Томисская и Нижнедунайская. Кафедра — Галац 3. Епископия Бузэуская. Кафедра — Бузэу II. Митрополия Молдовы и Сучавы Епархии 4. Архиепископия Ясская. Кафедра-Яссы 5. Епископия Романийская и Хушская. Кафедра —Роман III. Митрополия Ардяльская (Ардеалуйская, Трансильванская) Епархии 6. Архиепископия Сибиуская. Кафедра—Сибиу 7. Епископия Албы Юлии. Кафедра —Алба Юлия 8. Епископия Вадская, Филиакская и Клужская. Кафедра — Клуж 9. Епископия Орадийская. Кафедра — Орадя (Орадия) IV. Митрополия Ольтенийская Епархии 10. Архиепископия Крайовская. Кафедра — Крайова 11. Епископия Рымникская и Арджешская. Кафедра — Рымни-ку-Вылча V. Митрополия Банатская Епархии 12. Архиепископия Тимишоарская и Карансебешская. Кафедра — Тимишоара 13. Епископия Арадская. Кафедра —Арад Предстоятели румынской Православной Церкви I. Сибиуская митрополия 1. Андрей Шагуна 1848 -1864 -1873 2. Прокопий Ивачкович 1873 -1874 3. Мирон Романул 1874 -1898

http://sedmitza.ru/lib/text/441207/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010