Хрущевские гонения тяжело отразились на состоянии Русской Православной Церкви. Усилилась антирелигиозная пропаганда, стали в массовом порядке закрываться храмы и монастыри. Только за один 1961 год в стране было насильственно закрыто почти полторы тысячи приходов. Некоторые священнослужители и миряне подверглись репрессиям. В местах лишения свободы оказались архиепископ Казанский Иов (Кресович) и архиепископ Черниговский Андрей (Сухенко). Под суд попал также епископ Иркутский Вениамин (Новицкий), противодействовавший закрытию храмов, но его оставили на свободе. Было закрыто большинство монастырей, духовные семинарии в Киеве, Луцке, Жировицком монастыре, Саратове и Ставрополе. Количество насельников монастырей уменьшилось в четыре раза. Особенно тяжелым для Церкви событием стало закрытие в 1963 году древней Киево-Печерской лавры . Пытались закрыть и Успенскую Почаевскую лавру . Некоторые ее насельники подверглись репрессиям. Патриарх Алексий I, обеспокоенный судьбой обители, попросил владыку Пимена съездить в Почаев, чтобы узнать точное положение дел. Митрополит Пимен поехал в Почаев ночью из Одессы на машине, предоставленной Патриархом. «Неожиданное появление митрополита в Почаева, — рассказывал впоследствии со слов самого Патриарха Пимена епископ Сергий (Соколов), — вызвало сильный переполох среди изолгавшихся безбожников. По двору еще действующего монастыря бегали городские чиновники и срывали красные полотна с оскорбительными для верующих текстами. Митрополит в тот же день вернулся к Патриарху, предоставив ему правдивую информацию, ставшую предметом серьезного разговора с правительством». Почаевскую лавру удалось уберечь от закрытия. Конечно Патриарх Алексий I, митрополит Пимен и многие другие церковные иерархи делали что могли, дабы отстоять храмы и монастыри, отстоять людей. Отстранение Н.С. Хрущева от власти, происшедшее 14 октября 1964 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, положило конец прямому гонению на Церковь. Однако приходы продолжали закрываться, хотя и гораздо реже, чем при Хрущеве.

http://patriarchia.ru/db/text/1339330.ht...

13 483 1951 13 912 12 443 1952 13 786 12 318 1953 13 555 12 089 1954 13 422 11 912 В епископате Русской Церкви такой картины не наблюдалось. Так, на 1 января 1947 г. было 70 архиереев, а через три года, в декабре 1949 г., уже 74 епископа; помимо Патриарха это были 5 митрополитов: Крутицкий Николай, Киевский Иоанн, Ленинградский Григорий, Рижский Вениамин (Федченков) , Новосибирский Варфоломей (Городцев); 21 архиепископ, в том числе один викарный, 40 епархиальных и 7 викарных архиереев. В это число (74) не входят находившиеся в юрисдикции Московской Патриархии архиереи, которые совершали свое служение за пределами СССР – в Чехословакии, Франции, Германии, США и других странах. Среди архиереев, хиротонисанных в эти годы, были такие известные впоследствии церковные деятели, как епископ Черновицкий Андрей (Сухенко), епископ Уманский Иларион (Кочергин), епископ Кировоградский Евстратий (Подольский). Хиротонию епископа Евстратия, совершенную во Владимирском соборе Киева, возглавлял Патриарх Алексий I. При вручении жезла новопоставленному епископу Святейший Патриарх произнес речь, в которой выразил озабоченность нравственным и религиозным состоянием части духовенства, проникновением в среду пастырей чуждых Церкви элементов: «Не излишним почитаю напомнить тебе еще одну заповедь апостола: Руки скоро не возлагай ни на кого же, ниже приобщайся чужим грехам ( 1Тим. 5. 22 ). Исполнение этой заповеди особенно потребно ныне, когда оскуде, по слову пророка, преподобный ( Пс. 11. 1 ), когда ищущие служения Церкви Божией часто не проникнуты разумением святости этого служения и не заботятся о святости, ища лишь внешних благ. Охраняя святость служения церковного и вспоминая ревность Господа Христа о доме Божием, дерзай очищать вверенную тебе паству от тех, кто под личиною овечьей скрывает лицо волчье, и от тех, кто с корыстными целями приметается к алтарю Христову» 505 . В послевоенные годы священноначалие проявляло особую заботу о составе духовенства, стараясь избавить его от тех, кто, по словам святителя Димитрия Ростовского , служил «не ради Иисуса, а ради хлеба куса». К началу 50-х гг. стали заметны первые изменения. Об этом свидетельствует и такой оригинальный документ, как донос профессора Ленинградской Духовной Академии, бывшего священника, Александра Осипова, в котором он точно определил новую кадровую политику Церкви:

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

11 марта 1960 г. при первой встрече с представителями Патриархии К. заявил, что органы власти будут строже, чем раньше, следить за соблюдением духовенством советских законов. В апр. того же года на Всесоюзном совещании уполномоченных Совета по делам РПЦ К. призвал собравшихся не занимать «защитнические позиции по отношению к церкви», а взять линию на борьбу с нарушениями законодательства о культах со стороны духовенства. Там же К. заявил, что «в ряде республик и областей имеется слишком густая сеть церковных учреждений», и предложил перейти к плановому сокращению епархий, монастырей, церквей а также духовных учебных заведений. Для успешного проведения антицерковных мероприятий К. считал необходимым нейтрализовать архиереев, неугодных властям своей принципиальной позицией. Наиболее влиятельным из них был Крутицкий и Коломенский митр. Николай (Ярушевич) , глава ОВЦС и постоянный член Синода РПЦ. 16 апр. 1960 г. К. совместно с председателем КГБ А. Н. Шелепиным направил в ЦК КПСС докладную записку о необходимости отстранения митр. Николая из-за его «крайне реакционных настроений» от активной церковной деятельности и участия в работе общественных орг-ций: Всемирного совета мира, Советского комитета защиты мира. 15 июня того же года при встрече с патриархом Алексием I К. потребовал увольнения митр. Николая с должности главы внешнецерковного ведомства. Патриарх был вынужден согласиться выполнить это требование. 21 июня Синод постановил освободить митр. Николая с поста председателя ОВЦС. В сент. того же года под давлением К. Синод принял решение об увольнении митр. Николая на покой. В это же время по требованию Совета по делам РПЦ был устранен от управления епархией Ташкентский и Среднеазиатский архиеп. Ермоген (Голубев) , который активно протестовал против закрытия храмов. С целью запугивания духовенства власти угрожали привлеченим нек-рых архиереев к уголовной ответственности. Якобы за финансовые нарушения были приговорены к длительным срокам тюремного заключения архиепископы Казанский Иов (Кресович) и Черниговский Андрей (Сухенко) . Число осужденных по различным статьям иереев достигло в это время неск. сотен человек. Массовое закрытие храмов приобрело в первый год руководства К. Советом по делам РПЦ масштабы, сравнимые с антирелиг. кампаниями 30-х гг. XX в. Если в 1959 г. лишились регистрации 364 правосл. общины, то в 1960 г. были ликвидированы 1398 правосл. приходов. В этом же году были закрыты 9 монастырей и упразднены 3 духовные семинарии (Киевская, Саратовская и Ставропольская).

http://pravenc.ru/text/2462307.html

Здесь совершается молитва о усопших, которая называется Панихида… После кончины душа человеческая проходит «мытарства», то есть некий частный суд, где перед душой предстаёт вся жизнь: добрые дела и злые… Молитва Церкви, в том числе и Панихида, милостыня о усопших помогают душе пройти мытарства и получить упокоение… На сем месте погребены: архимандрит Мефодий (Холмский), Митрополит Вениамин (Федченков) , Архиепископ Владимир (Кобец) , убиенный схиепископ Макарий (Васильев) , Валаамские старцы, Архимандрит Серафим (Розенберг) , старец Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) . В храме Воскресение Словущее [ править править код ] Храм в честь Воскресения Христова построен в Богом зданных пещерах в знамение всеобщего воскресения рода человеческого. Здесь погребены: архиепископ Андрей (Сухенко) , епископ Иоанникий (Сперанский) , епископ Феодор (Текучев) , архимандрит Алипий (Воронов) , архимандрит Нафанаил (Поспелов), архимандрит Иероним (Тихомиров), схиигумен Савва (Остапенко) и многие другие. Храм Воскресение Словущее устроен в первой половине ХХ века на месте самого первого храма, где молились пустынники с первоначальником преподобным Марком Псково-Печерским. Устроители храма – семейство Соломенцевых. Завершить все работы по устройству храма помешала развязанная фашистами Вторая мировая война. В настоящее время благоустройство храма продолжается: устроен новый Престол из благородного камня, готовятся мозаичные иконы на стены… Покровский храм [ править править код ] Божия Матерь хранит Псково-Печерский монастырь. Знáком Ея милости является Покровский храм обители, построенный в благодарность Пресвятой Богородице за помощь и заступление. Строительство Покровского храма украсило фасад Успенского собора. Объединенная кровля храмов напоминает собой купола Успенского собора Киево-Печерской Лавры… Благословение Пресвятой Богородицы явно простирается и на Псково-Печерский монастырь. Божия Матерь молится к Сыну Своему и Богу о нас непрестанно, день и ночь. А мы должны жизнь свою проводить в духе Христовых Евангельских заповедей, получая духовную силу для этого в Таинствах Исповеди и Святого Причащения. Тогда молитвы о нас Пресвятой Богородицы будут для нас спасительны и действенны. Сретенский храм [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Фотопаломничес...

Под надуманными предлогами закрывались монастыри. Особого напряжения достигла ситуация вокруг Свято-Успенской Почаевской лавры, находящейся в Кременецком районе Волынской области Украины. Насельники сумели отстоять обитель. Их всячески притесняли, создавая невыносимые для жизни условия: лишали прописки, выдворяли из лаврских стен, подвергали избиениями, призывали в армию, лишали паспортов, арестовывали. Большая часть строений, принадлежавших лавре, была конфискована, остались только церкви и монашеские кельи. Из гостиницы для паломников сделали больницу, запретили зимой покупать топливо, так что иноки вынуждены были спасть в неотапливаемых кельях, но добровольно из монастыря не уходили, на что рассчитывали местные руководители, боровшиеся с обителью. Жители Почаева, которые давали приют паломникам, подвергались преследованиям, штрафам, у некоторых конфисковывались дома, других лишали прописки и выдворяли из Почаева. Паломники ночевали на голой земле у лаврских стен ли в полях и лесах. На них совершала набеги милиция, тех, кто не успевал скрыться, избивали, иногда арестовывали, вывозили далего за город, приговаривали к лишению свободы, некоторых помещали в дома сумасшедших. 39-69.] Для придания законности гонениям на Церковь экономические и административные санкции применяли и к епархиальным епископам, противившимся закрытию храмов. В 1961 г. судили архиепископа Иркутский Вениамина (Новицкого), противодействовавшего закрытию церквей в своей епархии, но обвиненный на суде в покупке «по дешевке краденого вазелинового масла». Этот и другие процессы был организован для того, чтобы скомпрометировать Церковь в глазах общественности. Архиепископ Черниговский Андрей (Сухенко) за мужественное сопротивление закрытию храмов был приговорен к восьми годам лишения свободы по ложному обвинению в экономических злоупотреблениях. В 1960 г. по сфабрикованному осуждению был осужден архиепископ Казанский Иов (Кресович), сопротивлявшийся закрытию церквей в своей епархии. Владыка был осужден в неуплате налогов и сокрытии доходов и осужден на три года заключения.

http://pravoslavie.ru/37106.html

Многие ощущали на себе силу молитв старицы Марии. Матушка обрела неизменную любовь всех верующих и священства города. Люди приходили к ней, чтобы разрешить самые сложные вопросы духовной жизни. 17 апреля 1962 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия I в Псково-Печерской обители она приняла великую схиму. Было это ровно на третий день после дня памяти преподобной Марии Египетской, как и предсказал ей отец Варнава. Постригал мать Марию ныне приснопамятный старец схиигумен Савва (Савченко). Более всего поражал всех светлый лик матушки. Голос у нее был тихий и мягкий. Она всегда улыбалась и была очень немногословна. Всегда, с трепетным благоговением вспоминала она отца Серафима. Видно было, что для нее всякая мысль о нем – молитва. Схимонахиня Мария рассказывала мне, как святой преподобный Варнава Гефсиманский благословил на брак Ольгу и Василия Муравьевых. Впоследствии он благословил их принять монашеский постриг, когда Россию постигнут тяжкие испытания. Матушка восхищалась подвигами Вырицкого старца и говорила: «Какую он прожил жизнь! Скольким людям помог!» Всегда и во всем старалась она подражать батюшке Серафиму. Ее духовное влияние простиралось далеко за пределы города святого апостола Петра. Промыслом Божиим старицу Марию знали и почитали многие государственные деятели. Когда в начале 60-х годов на Церковь обрушились хрущевские гонения, был арестован и незаслуженно осужден архиепископ Черниговский Андрей (Сухенко). Матушка очень сокрушалась по этому поводу. Она послала Председателю Верховного суда Александру Федоровичу Горкину коробку конфет и просила передать со словами: «Бабушка Мария просит освободить архиепископа Черниговского». И что вы думаете? Был назначен пересмотр дела и владыку Андрея освободили досрочно... В ту пору матушка Мария усиленно постилась и молилась Пресвятой Богородице и святителю Николаю о спасении Русской Православной Церкви и православной России. Примечательно, что Хрущев был смещен со всех своих постов именно в праздник Покрова Пресвятой Богородицы – нашей. Небесной Владычицы и Заступницы. Это Произошло 1/14 октября 1964 года. А уже в декабре, в результате состоявшегося в Верховном суде совещания под председательством А.Ф. Горкина, были признаны многие факты нарушения законности в отношении Церкви и верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

В день закрытия монастыря силами советско-партийного актива, работников УВД и дружинников по разработанной схеме оцепить монастырь, выставить посты на дорогах, идущих к монастырю, чтобы предотвратить проникновение к нему верующих; организовать пост на территории дома инвалидов, чтобы не допустить в монастырь верующих из числа подопечных и обслуживающего персонала; в ближайших селах мобилизовать все население на сельскохозяйственные работы; не допустить в церквах провокационного колокольного звона. За несколько дней до закрытия проверить в монастыре паспортный режим с целью выдворения паломников; установить строгий контроль за денежными переводами, поступающими в адрес монастыря. День закрытия монастыря согласовать с бюро обкома КП Украины, после закрытия монастыря на протяжении 5 дней держать пост с целью недопущения на территорию бывшего монастыря паломников и проведения среди них необходимой разъяснительной работы» 2038 . В монастыре же до самого закрытия совершали богослужения и принимали богомольцев. В акте проверки паспортного режима перед самым закрытием обители было сказано, что «все общежития переполнены» богомольцами, среди которых было немало и детей-школьников 2039 . 13 июля 1961 года архиепископ Черниговский и Нежинский Андрей (Сухенко) подписал распоряжение о закрытии обители 2040 . Была создана комиссия во главе с благочинным Глуховского района протоиереем Константином Лысенко, которая должна была «принять все меры, чтобы закрытие монастыря прошло без эксцессов и неприятностей» 2041 . 14 июля 1961 года монастырь со всех сторон был окружен «работниками УВД и советско-партийного аппарата», к нему подъехали грузовые машины, на которых монахов быстро отвозили на ближайшую железнодорожную станцию 2042 . Монахам запретили брать с собой деньги, одежду или продукты, несмотря на лживое заверение архиепископа Андрея о том, что «братии предоставляется право получить все свои личные вещи и продукты питания» 2043 . Все церковное имущество (ризницу, иконы, антиминс, престол, богослужебные книги), монастырскую библиотеку по описи передали на хранение в Свято-Анастасиевскую церковь Глухова 2044 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Антоний (Прохода), схиархим. Серафим (Романцев), благочинным - иеросхим. Иов (Полхов), затем - схиархим. Андроник (Лукаш) . С сер. 40-х гг. в Г. п. подвизались архимандриты Тихон (Беляев), Артемий (Миньковский), Антоний (Прохода), иеросхимонахи Иов (Полхов), Петр (Дробязка), Мелетий (Шечко), Алексий (Заярный) и др. Среди поступивших в Г. п. после 1945 г. были опытные подвижники, схииером. Оптиной пуст. Паисий (Гришкин), схим. Новоафонского мон-ря Симон (Хондошко), постриженик Св. Горы схим. Варсонофий (Середа). Старцы окормляли паломников, приезжавших в Г. п. со всей страны, вели переписку. В 1959 г. в Г. п. приезжало неск. комиссий по проверке паспортного режима, указом Сумского еп. Иосифа паломникам не разрешалось селиться и питаться в обители. Под давлением властей 13 июля 1961 г. еп. Черниговский Андрей (Сухенко) подписал указ о закрытии Г. п. Братию разогнали, запретив взять с собой деньги, одежду или продукты. Все помещения Г. п., инвентарь, топливо, продукты были переданы Сосновскому дому инвалидов (впосл. психоневрологический интернат). Ризница, 153 иконы, антиминс, престол, б-ка были переданы на хранение в Анастасиевскую ц. Глухова. Среди святынь в ней находится копия чудотворной Глинской иконы. В 80-х гг. XX в. постриженик Г. п. схиархим. Иоанн (Маслов) , исследовав фонды Г. п. в РГИА, РГАДА, ОР РГБ, ГА Курской и Сумской обл., частично восстановил архив пустыни (ок. 4 тыс. ед. хр.), собрал и опубликовал сведения об обители и подвижниках. В 1994 г. Г. п. была возвращена РПЦ, с 12 сент. 1996 г. ставропигиальная УПЦ МП, наместник - еп. Васильковский Лука (Коваленко) . В пустыни проживают 15 чел. монашествующей братии. Митр. Киевским Владимиром (Сабоданом) освящены восстановленные и построенные надвратный храм в честь Иверской иконы Божией Матери (1999); Никольский храм с колокольней (2001), кельи. В пос. Ямполь на месте разрушенного был возведен Преображенский храм (2001), при к-ром открыто подворье. На месте Ближнего скита освящен источник, поставлена часовня в честь праведных Иоакима и Анны (2002).

http://pravenc.ru/text/165143.html

В 1959 году в Глинскую пустынь приезжало несколько комиссий по проверке паспортного режима, указом Сумского еп. Иоасафа (Лелюхина) паломникам не разрешалось селиться и питаться в обители. Под давлением властей 13 июля 1961 года еп. Черниговский Андрей (Сухенко) подписал указ о закрытии Глинской пустыни. Братию разогнали, запретив взять с собой деньги, одежду или продукты. Все помещения Глинской пустыни, инвентарь, топливо, продукты были переданы Сосновскому дому инвалидов (впоследствии - психоневрологический интернат). Ризница, 153 иконы, антиминс, престол, библиотека были переданы на хранение в Глуховский Анастасиевский храм . Среди святынь в ней находится копия чудотворной Глинской иконы. Возрождение обители В 1980-х годах постриженик Глинской пустыни схиархимандрит Иоанн (Маслов) , исследовав фонды монастыря в РГИА, РГАДА, ОР РГБ, ГА Курской и Сумской обл., частично восстановил архив пустыни (ок. 4 тыс. ед. хр.), собрал и опубликовал сведения об обители и подвижниках. В 1994 году Глинская пустынь была возвращена Московскому Патриархату . 27 декабря того же года Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил её открытие . 12 сентября 1996 года монастырь получил статус ставропигии Украинской Православной Церкви . Митр. Киевским Владимиром (Сабоданом) освящены восстановленные и построенные надвратный храм в честь Иверской иконы Божией Матери (1999); Никольский храм с колокольней (2001), кельи. В пос. Ямполь на месте разрушенного был возведен Преображенский храм (2001), при котором открыто подворье. На месте Ближнего скита освящен источник, поставлена часовня в честь праведных Иоакима и Анны (2002). Рядом со скитом восстановлено монастырское кладбище, особо почитается могила мон. Феодота (Левченко) . На месте Дальнего скита расчищен источник. В Никольском храме находятся обретенные мощи схиархим. Серафима (Амелина) , копия Глинской иконы. 8 мая 2008 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви было установлено празднование Собору преподобных отцев Глинских .

http://drevo-info.ru/articles/13672332.h...

в своем «Положении об управлении Русской Православной Церкви» пересмотрел «Определение о епархиальном управлении», принятое Собором 1917–1918 гг. Вместо епархиального собрания и епархиального совета, предусмотренных определениями Поместного Собора 1917–1918 гг., по «Положению», при епархиальном архиерее мог состоять епархиальный совет – «там, где таковой будет архиереем образован», – иными словами, учреждение его предоставлялось усмотрению епископа. В «Положении» не упоминались благочиннические собрания и благочиннические советы, упразднялась и введенная на Поместном Соборе 1917–1918 гг. выборность благочинных. Согласно «Положению» 1945 г., епархиальный архиерей носит титул по своему кафедральному городу. Еще при заместителе патриаршего местоблюстителя митрополите Сергии, в 1927 г., было вынесено постановление о том, чтобы епархии именовались по новым названиям своих кафедральных городов. Как раз тогда и появились титулы епископов Ленинградского, Калининского, Куйбышевского. Каноническим основанием такого переименования, смутившего многих церковных людей, является 7-е правило I Вселенского Собора: в нем епископ города, в древности именовавшегося Иерусалимом, носит новый титул – по названию города, данному ему языческим императором Адрианом, – Элия. Лишь после того, как город вновь стал именоваться Иерусалимом, епископы матери всех церквей стали титуловаться Иерусалимскими. В послевоенные годы продолжалось замещение епархиальных кафедр правящими архиереями. В большинстве случаев они были из вдовствовавших протоиереев, успевших получить академическое духовное образование в дореволюционное время и потому часто преклонных лет. Почти все они в 20–30 гг. подвергались репрессиям, пастырское служение возобновили после лагерных сроков в военные или первые послевоенные годы. Часть епископата тех лет прошла через участие в обновленческом расколе, что помогло им выжить, ряд епископов до войны служили за пределами нашего государства: на западных территориях и в диаспоре. Среди архиереев, хиротонисанных в эти годы, были такие известные впоследствии церковные деятели, как епископ Черновицкий Андрей (Сухенко), епископ Уманский Иларион (Кочергин), епископ Кировоградский Евстратий (Подольский).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010