Обитель после оккупации была подчинена и митр. Таллинскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митр. Сергию (Воскресенскому). После архимандрита Парфения (Шатинина) (ушедшего на покой в 1941 г.) наместником монастыря стал игумен Павел (Горшков) (пока не был арестован советскими спецслужбами, возглавляя монастырь до конца 1944 г.). В 1942 г. тут селится схиепископ Макарий (Васильев), бывший до того на «нелегальном положении» (погиб от осколка бомбы в 1944 г.). Целью Псковской православной миссии (1941-1944 гг.), в которой участвовали братия и игумен Павел (Горшков), было возрождение духовной жизни на землях, которые захватили фашисты. Священнослужители, чтобы совершать богослужения, казались внешне лояльными оккупантам, а сами даже прятали под куполами тех, кого искали немцы. (Игумена Павла, включённого в состав комиссию по расследованию преступлений оккупантов в Псковщине, обвинив в сотрудничестве с оккупантами, осудили на 15 лет, реабилитировали в 1997 г.) В обители в годы оккупации были проведены съезды и совещания, на которых высшее духовенство Балтийского экзархата принимали разные решения. Здесь в мае 1943 г. бывал и выступал перед братией А. А. Власов. После войны В 1945 г. Печорский р-н перешел в Псковскую обл. В РФ 40 лет действовали только Псково-Печерский монастырь и Троице-Сергиева лавра. Совет по делам РПЦ устроил в 1946 г. посещение обители Патриархом Алексием (Симанским). Наместник (1949-1954 гг.) – архимандрит Пимен (Извеков) , затем – Патриарх Московский и всея Руси. В обители жили с 1957 г. Валаамские старцы, перевезенные в 1939 г. с Валаама в Финляндию. В 1959 г. игумен Алипий (Воронов) назначен наместником обители (в 1961 г. – архимандрит, не дал закрыть обитель в эпоху антирелигиозной хрущевской кампании, вернул все, что вывезли фашисты из монастырской ризницы, отремонтировал крепостные стены, храмы и монастырские постройки). Большая реставрация была начата в 80-е г. по благословению митрополита Иоанна (Разумова). Тут доживали последние годы жизни и были захоронены в пещерах митр. Вениамин (Федченков), архиеп. Владимир (Кобец), епископы Феодор (Текучёв), Иоанникий (Сперанский), Андрей (Сухенко).

http://azbyka.ru/palomnik/Псково-Печерск...

18 апреля того же года состоялось заседание Священного Синода , в неполном составе, которое приняло подготовленное постановление. В нём разграничивались обязанности клира и настоятеля прихода, с одной стороны, и исполнительных органов - с другой. Настоятелю и клиру вменялось в обязанность сосредоточить свое внимание на духовном руководстве и на богослужении, клирики освобождались от участия в хозяйственно-финансовой деятельности, она полностью возлагалась на исполнительный орган прихода, который нес ответственность перед гражданской властью за сохранность здания и имущества храма. Постановление стало незамедлительно проводиться в жизнь под жестким контролем уполномоченных Совета по делам РПЦ, что вызвало тревогу епископов. Свое несогласие с этой реформой высказали: архиепископы - Ташкентский Ермоген (Голубев) , Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий) , Винницкий Симон (Ивановский) , Краснодарский Алексий (Коноплёв) ; а также епископы - Новосибирский Донат (Щёголев) , Черниговский Андрей (Сухенко) . Несогласие выражали также зарубежные православные архиереи, в частности - патриарх Болгарский Кирилл . Главным, хотя зачастую негласным, побуждением к несогласию было понятие, что лишение настоятелей властных полномочий в приходе подрывало их возможность удержать приходскую жизнь от духовного разорения. Многим было ясно, что навязанная Церкви реформа по замыслу ее действительных инициаторов должна была привести к развалу приходской жизни и подорвать влияние Церкви в обществе. Однако, учитывая возможность разгрома церковной организации и появления при поддержке властей раскольнических группировок, священноначалие не решилось рисковать легальным статусом канонической Церкви и пошло на принятие реформы. Одновременно с реформой приходского управления, предпосылками Собора стали также перемены в церковной жизни в которых государственные власти играли не столь решающую роль. С усиливавшимся давлением светской власти на Церковь, всё большее внимание уделялось контактам с международными христианскими организациями. Вызрела мысль о вступлении во Всемирный совет церквей , причём одним из важнейших аргументов в пользу этого решение была надежда приобрести для гонимой Русской Церкви защиту со стороны влиятельных церковных сил Запада и всего зарубежного мира. Решение о " своевременности и желательности " вступления в ВСЦ было принято на заседании Священного Синода от 30 марта 1961 года и изложено в послании патриарха Алексия на имя генерального секретаря ВСЦ д-ра В. А. Виссерт-Хуфта с заявлением о вступлении и изложением позиции по экуменическому движению .

http://drevo-info.ru/articles/24014.html

Приведем цитату лишь из одного: «В 1961 году был отдан под суд архиепископ Иркутский Вениамин (Новицкий), уже прошедший лагеря в сталинские годы. Истинной причиной стало противодействие архипастыря закрытию храмов, но местное руководство обвинило его в незаконной покупке масла. Процесс должным образом освещался в прессе. Хотя архиепископ Вениамин был оправдан, беззаконные властители максимально использовали этот процесс для дискредитации Церкви» (Кострюков А.А. Лекции по истории Русской Церкви (1917-2008). Архиепископ Иркутский и Читинский Вениамин (Новицкий) в первой половине 1960-х годов Но два архиерея в этот период хрущевских гонений все же были осуждены и попали в тюрьму. Архиепископ Иов (Кресович), который как и владыка Вениамин, в прошлом был в иерархии Украинской Автономной Церкви в зоне оккупации, хоть избежал осуждения и Колымы при Сталине, при Хрущеве попал на три года в тюрьму по надуманному обвинению в экономических преступлениях. И Черновицкий архиерей Андрей (Сухенко) был осужден на восемь лет. Очевидно, что осуждены они были безвинно в назидание всем «реакционным» архиереям. В первой половине 1960-х годов шла ожесточенная антицерковная борьба. Архиереи старались сохранить от незаконного закрытия храмы. Владыка Симон (Ивановский), наставник владыки Вениамина в 1930-40-х годах на Украине, попросил перевести его на другую кафедру. Винницкая и Брацлавская епархия, которой он управлял, имела 600 храмов, а в результате хрущевского натиска их осталось менее 300. Он не хотел давать согласия на закрытие церквей, да еще в таких масштабах. Владыка Вениамин писал письма в Москву из-за беспорядков во время насильственного закрытия храма на станции Лазо Приморской области. В ходе конфликта дошло до того, что безбожники обещали защитникам храма «отрубать руки и ставить на Престол». Из-за активности уполномоченного из Совета по делам религий в Иркутск постоянно приезжали ревизоры для анализа надуманных финансовых нарушений Иркутско-Читинской епархии, по вопросу перевода духовенства на оклад.

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/06/...

Заседание Архиерейского Собора в Троице-Сергиевой лавре 18 июля 1961 г. Заседание Архиерейского Собора в Троице-Сергиевой лавре 18 июля 1961 г. 18 апр. было подготовлено постановление Свящ. Синода (Синод заседал не в полном составе), в к-ром разграничивались обязанности клира и настоятеля прихода, с одной стороны, и исполнительных органов - с др. Настоятелю и клиру вменялось в обязанность сосредоточить свое внимание на духовном руководстве приходом и на богослужении, клирики освобождались от участия в хозяйственно-финансовой деятельности, она полностью возлагалась на исполнительный орган прихода, к-рый нес ответственность перед гражданской властью за сохранность здания и имущества храма. Постановление Свящ. Синода незамедлительно стало проводиться в жизнь под жестким контролем уполномоченных Совета по делам РПЦ, что вызвало тревогу епископов. Свое несогласие со столь радикальной реформой приходского управления высказали архиепископы Ташкентский Ермоген (Голубев) , временно уволенный от управления епархией, Винницкий Симон (Ивановский) , Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий) , епископы Новосибирский Донат (Щёголев) и Черниговский Андрей (Сухенко) . Несогласие с решением Синода РПЦ выражали не только рус. архиереи, но и зарубежные правосл. епископы, Болгарский Патриарх Кирилл в послании Патриарху Алексию I, в частности, писал, что Синод не имеет полномочий принимать такие решения. Подготовка Архиерейского Собора, призванного, по замыслу гос. власти, утвердить решение Синода, велась под жестким контролем Совета по делам РПЦ, о чем свидетельствуют дневниковые записи Патриарха Алексия. Для мн. участников Собора его открытие явилось неожиданностью, т. к. архиереи были приглашены в лавру на празднование памяти прп. Сергия Радонежского . Тех епископов, от кого можно было ожидать возражений, на Собор не пригласили, архиеп. Ермоген (Голубев), явившийся без приглашения, не был допущен на заседание как не управляющий кафедрой. В повестке дня Собора было 4 вопроса: об увеличении числа постоянных членов Свящ. Синода; об изменениях в «Положении об управлении Русской Православной Церкви» , касающихся раздела 4-го - «О приходах»; о вступлении РПЦ во Всемирный Совет Церквей ; об участии РПЦ во Всемирном общехрист. конгрессе в защиту мира, работавшем в Праге 13-18 июня 1961 г. (см. Пражское христианское движение в защиту мира ).

http://pravenc.ru/text/76504.html

20 февр. в Тбилисском Сиони прошло заседание X Собора ГПЦ, избравшего Е. Католикосом-Патриархом Грузии. В числе 59 делегатов присутствовали представители РПЦ (архиеп. Львовский и Тернопольский Палладий (Каминский) , архиеп. Черниговский и Нежинский Андрей (Сухенко) , архим. Никодим (Ротов) ) и Болгарской Православной Церкви (БПЦ) (настоятель Болгарского подворья в Москве архим. Антоний). С речами выступили еп. Маргветский Давид, Д. В. Макаридзе, митр. Ниноцминдский Димитрий; настоятель ц. во имя Михаила Тверского в Тбилиси (ныне Метехи) прочитал биографию кандидата. Е., вопреки уговорам одного из старейших священников ГПЦ, прот. Платона Цкитишвили, и членов Собора принять избрание, настаивал на необходимости проведения тайного голосования. По результатам голосования он был избран единогласно. Интронизация Е. состоялась 21 февр. в Светицховели; Е. сослужили архиереи РПЦ, ГПЦ и БПЦ, присутствовал Католикос всех армян Вазген I в сопровождении архиеп. Саака и еп. Комитаса (ЖМП. 1960. 4. С. 61-65; 5. С. 18-19). Во время Патриаршества Е. началось усиление антирелиг. пропаганды в СССР. Мн. епархии существовали формально, численность духовенства из-за отсутствия притока молодежи уменьшалась. Согласно статистике, в Грузии насчитывалось 44 действующие правосл. церкви (АПРФ. Ф. 3. Оп. 60. Ед. хр. 15. Л. 87). Несмотря на активное сопротивление властей, Е. удалось рукоположить во епископов 3 молодых архимандритов: Илию (Гудушаури-Шиолашвили; впосл. Католикос-Патриарх) на Шемокмедскую кафедру (1963), Романа (Петриашвили) (1965) и Гайоза (Кератишвили) (1972) на др. кафедры. В 1963 г. Е. добился разрешения открыть в Мцхете 2-летние пастырские курсы во имя сщмч. Гавриила (Кикодзе) , которые возглавил еп. Шемокмедский Илия, в 1969 г. они были преобразованы в 3-летнюю Мцхетскую ДС и выпускали 3-4 чел. в год. В том же году под рук. Е. были изданы НЗ в переводе прп. Евфимия Святогорца (тираж 5 тыс. экз.) и иллюстрированный образами святых полный и в усовершенствованном переводе Молитвослов; стал ежегодно выходить Церковный календарь ГПЦ; были учреждены высшие награды ГПЦ - ордена св.

http://pravenc.ru/text/182141.html

Потом, в 1971 г., в беседе с архиепископом Василием сам архиепископ Иов, в то время занимавший Уфимскую кафедру, сказал: «Да, все это сущая правда. И знаете, когда я попал в тюрьму, все меня бросили, все отреклись от меня… Испугались. Один митрополит Николай (Ярушевич) не испугался. И до суда, и после суда и осуждения поддерживал меня, чем мог, писал мне. Он один!.. После трех лет лагеря… я три года не был у дел». В 1962 г. архиепископ Черниговский Андрей (Сухенко) был приговорен к восьми годам заключения по обвинению в экономических злоупотреблениях и «безнравственном поведении». Архиепископ Василий (Кривошеин) пишет: «Думаю, что это обвинение столь же необоснованно, как и в случае с архиепископом Иовом». Освобожден он был досрочно и после выхода на свободу некоторое время пребывал на покое в Псково-Печерском монастыре. Потом, в 1969 г., был назначен на Омскую и Тюменскую кафедры. Священники, лишенные возможности совершать богослужение из-за закрытия приходов, увольнялись за штат или на покой. Большинство среди них составляли лица пожилого возраста. Некоторые из священников среднего и младшего возраста уходили на светскую службу. Хотя и редко, но все-таки среди них оказывались и ренегаты, которые, в отличие от первых вероотступников конца 50-х гг., чьи действия получили огласку на всю страну, довольствовались обыкновенно выступлениями в местной печати. На рубеже 50-х и 60-х гг., одновременно с резким ухудшением положения, в котором жила и исполняла свою миссию Русская Православная Церковь , более интенсивными становятся ее контакты с зарубежным христианским миром. Новый подход к экуменическому движению выразился уже в докладе, с которым председатель Отдела внешних церковных сношений митрополит Николай выступил на торжественном акте в Московской духовной академии 13 мая 1958 г. «Православная Церковь – сказал он, – никогда не отгораживалась от инославных христиан стеной нетерпимости. Напротив, руководимая духом любви, она в 1902 г., в лице Вселенской Патриархии, обратилась ко всем поместным Православным Церквам с предложением облегчить путь к единению с западными исповеданиями… Правда, когда появилась возможность заняться экуменическим вопросом, наша Церковь совместно с другими Церквами – участницами московского церковного совещания 1948 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

18 апреля в Совете состоялась еще одна беседа Патриарха, митрополита Крутицкого Питирима и архиепископа Тульского Пимена с Куроедовым, его заместителем Фуровым и членом Совета Макарцевым. Патриарх представил выработанный в Патриархии проект изменений, которые предполагалось ввести в 4 часть «Положения об управлении Русской Православной Церковью», регламентировавшую приходскую жизнь. Патриарх Алексий был несколько взволнован и начал беседу с изложения жалоб, поступающих на его имя в связи с неправильными действиями на местах при закрытии храмов, и передал телеграммы из Мурманска, Новгород-Волынска и Харькова. Затем перешли к изложению проекта решения Синода о восстановлении прав исполнительных органов в финансово-хозяйственной сфере. Проект частично оказался неприемлемым из-за отсутствия четкого указания о передаче настоятелями храмов всех финансово-хозяйственных дел исполнительным органам общин. Патриарху пришлось принять замечание и подчиниться диктату власти. В тот же день было составлено постановление Священного Синода (Синод при этом не был созван в полном составе), в котором разграничивались обязанности клира и настоятеля прихода, с одной стороны, и исполнительных органов – с другой. При этом настоятелям и клиру вменялось в обязанность сосредоточить свои заботы на духовном руководстве приходом и на храмовом богослужении, но они освобождались от участия в хозяйственно-финансовой деятельности приходской общины, которая возлагалась на исполнительный орган верующих. Именно этот орган нес ответственность перед гражданской властью за сохранность здания и имущества храма. Это постановление Священного Синода, которое незамедлительно стало проводиться в жизнь под неусыпным контролем уполномоченных Совета, вызвало тревогу епископов. Свое несогласие со столь радикальной реформой приходского управления высказывали архиепископы Ермоген и Винницкий Симон (Ивановский), епископы Новосибирский Донат (Щеголев) и Черниговский Андрей (Сухенко). Архиепископ Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий) , предвидя пагубные последствия реформы, писал, что «отныне подлинными хозяевами Церкви будут только церковные советы и двадцатки, конечно в союзе с уполномоченными. Высшее и среднее духовенство останутся только наемными исполнителями богослужений, лишенными большей части власти в распоряжении церковными зданиями, имуществом и деньгами» 549 . После таких высказываний руководство Совета по делам Русской Православной Церкви настаивало перед Патриархом на увольнении архиепископа Луки на покой, но Патриарх отказывался это сделать, напоминая о любви верующих к своему пастырю. Трудности разрешились кончиной святителя. Святитель Лука отошел ко Господу 11 июня 1961 г., в день памяти всех святых, в земле Российской просиявших, на 85-м году своего долгого, многострадального, подвижнического жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 1905 году в селе Благовещенье было построено двухэтажное деревянное здание церковно-приходской школы, а через четыре года – дом для священника. В 1911-1913 годах на приходе служил только что рукоположенный отец Павел Флоренский. Во второй половине 1920-х – начале 1930-х годов приход вновь закрыли. Летом 1935 года в Благовещенской церкви стала работать изба-читальня Воронцовского сельского совета. В 1941 году, когда немецко-фашистские войска пытались пройти к Москве через Дмитров, храм приспособили под общежитие для летчиков. На северо-западной окраине города в то время был развернут аэродром. В послевоенные годы в стенах храма жили работники подшефных предприятий, посылаемые на сельхозработы. К началу 1970-х годов Благовещенская церковь обветшала настолько, что через боковой проем в храм забредали коровы. В это время он, наконец, удостоился внимания московских архитекторов. Его поставили на учет органов охраны памятников и внесли в каталог памятников архитектуры Московской области. В 1978 – 1980 годах церковь разобрали, чтобы возобновить фундамент и заменить сгнившие и изъеденных жучком бревна новыми. И даже приступили к сборке сруба, но так и не завершили дело. Возможно, не хватило средств. Но главная причина была не в этом. За время советской власти в селе Благовещенье прервалась церковно-приходская жизнь. Современное состояние [ править править код ] Вновь она начала налаживаться всего несколько лет назад. 4 ноября 2007 года иерей Андрей Наймушин был назначен исполняющим обязанности настоятеля Благовещенской церкви. Первое Богослужение здесь состоялось 30 ноября в память преподобного Никона Радонежского, второе – 4 декабря в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В храме было минус 12 градусов, служить приходилось в пальто и валенках. Но, несмотря на это, на Богослужение пришло более десятка местных жителей, которые впервые за много лет смогли исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. В Первый после долгого перерыва престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы храм посетил наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Накануне этого события были установлены хорос и дубовые двери, в алтаре были помещены подаренные благочинным Лавры игуменом Павлом иконы и сделаны по его совету некоторые перестановки мебели. Незнакомые люди привезли две большие старинные иконы, которые им удалось сохранить после разрушения в советское время какого-то храма. Иерей Сергий Сухенко (Всехсвятское подворье) пожертвовал иконы двунадесятых праздников, которыми был украшен притвор церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенское...

В 1962 году архиепископ Черниговский Андрей (Сухенко) был приговорен к 8 годам заключения по обвинению в экономических злоупотреблениях и «безнравственном поведении». Архиепископ Василий (Кривошеий) пишет: «Думаю, что это обвинение столь же необоснованно, как и в случае с архиепископом Иовом». Освобожден он был досрочно и после выхода на свободу некоторое время пребывал на покое в Псково-Печерском монастыре. Потом, в 1969 году, был назначен на Омскую и Тюменскую кафедру. Священники, лишенные возможности совершать богослужение из-за закрытия приходов, увольнялись за штат или на покой. Большинство среди них составляли лица пожилого возраста. Некоторые из священников среднего и младшего возраста уходили на светскую службу. Хотя и редко, но все-таки среди них оказывались и ренегаты, которые, в отличие от первых вероотступников конца 50-х годов, чьи действия получили огласку на всю страну, довольствовались обыкновенно выступлениями в местной печати. На рубеже 50-х и 60-х годов, одновременно с резким ухудшением положения, в котором жила и исполняла свою миссию Русская Православная Церковь, более интенсивными становятся ее контакты с зарубежным христианским миром. Новый подход к экуменическому движению выразился уже в докладе, с которым председатель Отдела внешних церковных сношений митрополит Николай выступил на торжественном акте в Московской духовной академии 13 мая 1958 года: «...Православная Церковь, - сказал он, - никогда не отгораживалась от инославных христиан стеной нетерпимости. Напротив, руководимая духом любви, она в 1902 году, в лице Вселенской Патриархии, обратилась ко всем поместным православным церквам с предложением облегчить путь к единению с западными исповеданиями... Правда, когда появилась возможность заняться экуменическим вопросом, наша Церковь совместно с другими церквами-участницами Московского церковного совещания 1948 года, отказалась послать своих представителей на Амстердамскую ассамблею... Этот отказ имел весьма серьезные основания... Экуменическое движение оказалось чрезвычайно противоречивым. В его широкой и разнородной деятельности исканиям обетованной земли христианского единства с самого начала сопутствовали ярко выраженные социально-политические планы, которые в период Амстердамской ассамблеи явно преобладали над задачей догматического единства... Благодаря участию одних православных церквей и неучастию других, в экуменическом движении за последние десять лет произошли значительные изменения, свидетельствующие о его эволюции в сторону церковности. В этом смысле весьма показательны огромные сдвиги в сфере немецкого протестантского богословия, открывающие мистические глубины Православия и преодолевающие традиционный рационализм... Вот почему Русская Православная Церковь считает возможным пойти навстречу желанию Всемирного Совета Церквей и встретиться с его руководителями...»

http://sedmitza.ru/lib/text/440010/

Большой материал для своих насмешек над святыми, советские безбожники получили от распоряжения Папы об исключении из лика святых Филомены. Ссылаясь на американский журнал “Лайф” (на фотографии и статью) “Советская культура” 67, 1961г. с удовольствием отмечает, как статуи святой Филомены свозились на свалку. В этом событии советская газета усматривает доказательство весьма радующего безбожников – “падения веры в массах” на Западе. По прежнему Советская власть поощряет публичные отречения от веры. “Сельская жизнь” сообщает об отречения от веры священника Александра Куриловича и об извержении его из сана Смоленским епископом Иннокентием. Тот факт, что патриарх Алексий должен был ввести в состав Синода не старейших по хиротонии епископов, а новых молодых епископов, не имеющих даже достаточного богословского образования, говорит о том, что патриарху Алексию пришлось принять тех епископов, которые могут быть послушными исполнителями директив Советских властей и проводниками их влияния в церковную жизнь. Такими агентами Советской власти в Синоде являются: архиепископ ярославский, назначенный председателем внешних церковных сношений Московской Патриархии – Никодим (Ротов), 32 лет, архим. Тульский Пимен, управляющий делами Московской Патриархии, без всякого духовного образования, епископ Подольский Киприан (быв. прот. М. Зернов), являющийся заместителем председателя отдела внешних сношений по церковным делам, получивший только “домашнее церковное образование.” Такое окружение патриарха является для советской власти гарантией точного исполнения ее директив. Отстранены от управления епархиями с июня по сентябрь 1961 года следующие архиереи: митрополит Горьковский Корнилий (Попов), митрополит Тамбовский Иоасаф (Журманов), архиепископ Винницкий Симон (Ивановский), епископ Каменец-Подольский Иларион (Кочергин), а также не известна судьба митрополита Белорусского Антония (Котевича) и епископа Костромского Доната (Жеглова). Осуждены на тюремное заключение: архиеп. Черниговский Андрей (Сухенко) на 8 лет и архиеп. Казанский Иов (Кресович) на 3 года. Рождественские Послания Рождественское послание. Декабрь 1957

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010