Злыми они стали впоследствии, по злоупотреблению собственной свободой, не побуждаемые к этому никакою необходимостью. Так учит откровение и церковь о происхождении злых духов. I. В ветхозаветном откровении не говорится прямо о падении существ мира духовного, однако оно предполагается общим учением ветхого завета о том, что Бог – не виновник зла, что все существующее создано благим и прекрасным. ( Быт.1:31 ), и в первозданном мире не было зла и беспорядка. Но в новом завете, в учении И. Христа и апостолов, о грехопадении ангелов говорится прямо и ясно. Спаситель, обличая неверие в Него иудеев, говорил, им: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине (ν τ ληθε οχ στηκεν), ибо нет в нем истин ( Ин.8:44 ). – ν τ ληθε οχ στηκεν (perfectum означает в греч. яз. действие, совершившееся в прошедшем и простирающееся до настоящего времени) собственно значит: дьявол не устоял в истине и теперь не стоит. Истина, в которой не устоял дьявол , без сомнения, есть истина нравственная, о которой Спаситель говорил: познаете истину, т. е. истинное назначение свое, и истина сделает вас свободными, разумеется от рабства греху ( Ин.8:32 ). В этой истине – верности своему назначению не устояли духи злобы. Смысл слов Спасителя, следовательно, таков: падшие духи не остались верными своему назначению, которое состояло в том, чтобы жить для Бога, в Нем одном полагая цель своего бытия. Апостолы также ясно учили о падении ангелов. Ап. Петр говорит: Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания ( 2Пет.2:4 ). Подобно сему и ап. Иуда пишет, что Бог ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня ( Иуд.1:6 ). И тот, и другой апостол указывали в приведенных изречениях примеры наказания Богом за грех с целью предостережения людей от греха. Такая цель наставления в связи с прямым утверждением, что Бог не пощадил ангелов согрешивших (μαρτησντων), что они не сохранили своего начала (τν ρχν), но оставили свое жилище (τ διον οκητριον), ясно указывают на происшедшее в мире ангельском грехопадение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Книга Товита говорит против этого предположения: «предстоящий» Богу Ангел Рафаил посылается Богом на землю для целей спасения людей. В общее понятие «предстояния» или служения ангелов Богу входят, само собою, и возношение ангелами молитв людей пред Бога, ст. 12: ходатайство ангелов пред Богом за людей предполагается и в ветхозаветной библейской ангелологии (см., напр., Uob. V:1, XXXIII:23 ; Зax. I:12 ), и – особенно в Новом Завете, – в классическом месте Апокалипсиса гл. VIII, ст. 2–4. Поэтому и чтение ст. 15 в принятом греч. тексте («которые возносят молитвы святых»), хотя и является сравнительно менее текстуально засвидетельствованным, но имеет всю силу внутренней достоверности (ср. у А. Глаголева , Ветхозав. библ. учение об ангелах: с. 269, 274–275). Что касается семеричного числа предстоящих Богу ангелов, – о чем говорит книга Товита (XII:15), – то в ветхозаветной канонической письменности до времени плена нет ясных свидетельств о семи именно ангелах. Но в книге пророка Иезекииля ( Ueз.IX:1–2 ) выступают семь мужей-карателей, видимо, ангелы (ср. Зax. IV:10 ), а в Апокалипсисе не раз говорится о семи духах или ангелах, стоящих пред престолом Божьим ( Откр. 1:4, 4:5, 8:2, 6 ). При этом и кн. Товита и кн. Апокалипсис представляют этих семь ангелов высшими, т.е. архангелами. Таким образом, в существенных своих чертах ангелология кн. Товита совпадает с библейскою ангелологией вообще (ср. у проф. Дроздова, с. 368 и д. у А. Глаголева , с. 408–409). Тов.12:16 Тогда оба смутились и пали лицем на землю, потому что были в страхе. Тов.12:17 Но он сказал им: не бойтесь, мир будет вам. Благословляйте Бога вовек. Тов.12:18 Ибо я пришел не по своему произволению, а по воле Бога нашего; потому и благословляйте Его вовек. Тов.12:19 Все дни я был видим вами, но я не ел и не пил,– только взорам вашим представлялось это. 16–19 . Описание впечатления, произведенного откровением Ангела на Товию и Товита, вполне аналогично с другими библейскими сказаниями о том, как принимали библейские лица явления ангелов (напр., Cyд. VI:22 ). Но здесь лишь рельефнее оттеняется (ст. 19), что ангелы, хотя при своих явлениях людям и действовали подобно людям, образ которых они принимали, однако вкушение ими пищи было лишь кажущимся действием, не сопровождавшимся превращением пищи и питья в кровь – существенным процессом питания. (Слова Ангела ст. 19 Гуго Гроций перифразирует так: non vertebantur cibi et potus in meam substantiam). Тов.12:20 Итак, прославляйте теперь Бога, потому что я восхожу к Пославшему меня, и напишите все совершившееся в книгу. Тов.12:21 И встали они и более уже не видели его. Тов.12:22 И стали рассказывать о великих и чудных делах Божиих, и как явился им Ангел Господень. 20–22 . По заповеди Ангела Товит и Товия и устно исповедывали великие дела Божии, совершившиеся на них, и письменно закрепили эти события в славу Божию и на пользу ближних своих и потомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мы слышали сегодня также слова апостола Павла о том, что Спаситель наш не только превыше всех пророков, но превосходит и небесных жителей – Ангелов: Будучи столь превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, а Он будет Мне Сыном. Нужно отметить, что в иудейском мировоззрении того времени вера в Ангелов занимала особое место. Люди считали, что Бога познать нельзя, невозможно, Бог недостижим. Эта мысль исходила из того, что человек ясно ощущал свою оторванность, отдаленность от Творца Вседержителя, явившуюся следствием первородного греха. Вот почему в глазах людей Ангелы стали видеться как посредники между ними и непостижимым Богом, и Вседержитель говорит с родом человеческим через Ангелов. Когда люди молятся, их молитвы не напрямую доходят до небес, а тоже относятся к Богу Ангелами. Апостол Павел предостерегает христиан, утверждая, что тем, кто познал и уверовал в Иисуса Христа, не нужен никакой другой посредник. Спаситель, принесший искупительную жертву за грехи мира, примирил людей с Богом, открыл непосредственный доступ к Отцу Небесному. Потому Господа нельзя сравнивать ни с кем ни на земле, ни на небе. Господь наш выше всех Небесных Сил, да поклоняются Ему все Ангелы Божии. Ангелы – служители Божии, тогда как Иисус Христос – Бог и вечный Царь. Апостол Павел приводит слова пророка Давида: Престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. Царство Сына Божия есть царство правды , и в этом заключена особая его сила. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих , – цитирует святой апостол строки 44-го псалма. Как известно, на царство помазывались цари. Господь наш Иисус Христос – истинный Царь и Помазанник Божий в более совершенном смысле слова, ведь в Нем в единой ипостаси соединены Божество и человечество. Превосходство Сына Божия над Ангелами подтверждается также строками из 101-го псалма: В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся: но Ты Тот же, и лета Твои не кончатся. Так как Сын Божий во всем единосущен, равен и совечен Богу Отцу, то перед всем сотворенным главенство и превосходство Его неоспоримо. Ангелы же, как мы знаем, сотворены Богом.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Не остановился и на слове: последними, а присовокупил: «приговоренными к смерти», чтобы и самый неразумный мог видеть, как неосновательна мысль, заключающаяся в этих словах, как он огорчается ими и сильно укоряет их. 3. Посмотри на мудрость Павла. Чем он при настоящем случае выражает свое превосходство, важность и величие, тем самым обличает их, называя себя осужденным на смерть. Вот что значит делать все в надлежащее время! Выражение – «приговоренные к смерти» 20 означает здесь осужденных на смерть и достойных всякого рода смерти. «Потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков» ( 1Кор.4:9 ). Что значит: «позор быхом миру»? Не в каком-нибудь углу, говорит, и не в малой части вселенной мы подвергаемся этому, но везде и при всех. А что значит: «для Ангелов»? Иначе сказать: можно быть зрелищем для людей, но не для ангелов, когда совершаемое маловажно; а наши, говорит, подвиги таковы, что они достойны быть зрелищем и для ангелов. Смотри: чем по-видимому он унижает себя, тем же более возвышает; и чем они превозносились, тем же и доказывает их ничтожество. Быть безумным казалось хуже, нежели быть мудрым, также быть немощным – нежели быть крепким, быть бесчестным – нежели быть славным и знаменитым; и однако последнее он приписывает им, а первое усвояет себе, и тем доказывает, что первое лучше последнего, потому что обращает на себя взоры не только людей, но и сонмы ангелов. «Потому что наша брань не» с человеками только, но с бесплотными силами ( Еф.6:12 ); потому и смотрит на нас великое множество зрителей. «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе» ( 1Кор.4:10 ). Этими словами он опять укоряет их и показывает, что столь противоположным качествам невозможно соединиться в одно и столь различным предметам невозможно быть вместе. Как можно, говорит, чтобы вы были мудры, а мы безумны в Христовых делах? Мы подвергаемся биению, презрению, бесчестию, и почитаемся ни за что, а вы пользуетесь честью и от многих почитаетесь разумными и мудрыми; но возможно ли, чтобы проповедующие одинаковое учение имели противоположные качества? «Мы немощны, а вы крепки», т.е., нас гонят, преследуют, а вы наслаждаетесь спокойствием и великим уважением: но это несообразно с сущностью проповеди. «Вы в славе, а мы в бесчестии». Здесь он обращается к благородным и превозносившимся внешними достоинствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Задумаемся, о чем дальше говорит апостол: Ибо если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получило праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него. При посредстве Ангелов был дан людям закон Моисеев. Здесь, очевидно, вспоминается общее иудейское предание о том, что закон Божий был дарован не Самим Богом, невидимым и непостижимым, а с помощью Ангелов. Да и принятие этого закона осуществилось не непосредственно иудейским народом, а через пророка Моисея. Тем не менее мы знаем, что в Ветхом Завете каралось всякое преступление и непослушание закону. Как же избежать в таком случае праведного наказания тем, кто принял новое учение не от Ангелов, а от Господа нашего, Сына Божия, проповеданное сначала Им Самим, а затем благовестимое верными учениками Его? Если все повеления Ветхого Завета, преподанные чрез Ангелов, сбылись, тем паче сбудется глаголанное Сыном Божиим. В Ветхом Завете было возвещено слово Божие, в Новом Завете Господом нашим Иисусом Христом проповедано спасение. Учение Христово распространялось при земной жизни Божественным Учителем, а в нас утвердилось через апостолов, любимых учеников Господа, которые засвидетельствовали о Нем и Его учении миру, потому что видели живого Иисуса Христа как Богочеловека, слышали слова Его и поражались совершаемым Спасителем чудесам. Вот почему проповедь апостолов для всех нас так важна и непреложна! Еврейский народ был избранным народом Божиим. Но иудеи не поняли, до конца не постигли своего назначения, не приняли Божественного Сына, Мессию, посланного Богом, предали Его на тяжкие мучения, страдания, унижения, а потом руками римлян распяли на кресте. Для них как бы время остановилось, потому что они остались в прошлом, в Ветхом Завете, так и не приняв благую весть Нового Завета, открытую Господом Иисусом Христом. Но мы-то с вами ни в коей мере не должны останавливаться в нашем духовном совершенствовании.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Самые подробные данные об ангелах встречаются в апокрифическом Евангелии Варфоломея. Это тоже раннехристианское литературное произведение, оригинал которого написан по-гречески, датируется примерно III веком нашей эры. На него ссылались в свое время и Иероним, и Псевдо-Дионисий Ареопагит, о котором мы будем сегодня говорить. Апостол Варфоломей, согласно апокрифическому Евангелию, задает несколько вопросов воскресшему Господу, до того, как Господь вознесся на небеса. Первая часть вопросов связана с Искупительной Жертвой, вторая часть вопросов – это обращение к Богородице с вопросами о том, как произошло воплощение Спасителя, и третья часть вопросов – Варфоломей просит Господа показать дьявола, которому он задает вопросы об устройстве ангельского мира. Падший ангел подробно рассказывает ему об этом, называя имена всех ангельских чинов, в том числе падших ангелов, и рассказывает историю их падения. Перед вами образ апостола Варфоломея. Несмотря на то, что Священное Писание, как мы уже выяснили, достаточно мало нам говорит о природе ангельской, мы все-таки кое-что можем сказать о них, что это за существа. Прежде всего, это существа, сотворенные Богом. В Священном Писании неоднократно говорится о том, что «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес, и все воинство их» (Неем.9:6). В псалмах встречаем: «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий» (Пс.103:4; Евр.1:7). Об этом говорит апостол Павел в Послании к Колоссянам (1:16): «Им (Господом) создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано». Напоминаю, что престолы, господства, начальства (начала) и власти – это названия ангельских чинов. О времени создания ангелов шли богословские споры. В любом случае, большинство отцов Церкви придерживается того мнения, что Ангелы были сотворены до материального мира, в первый день творения. Так как Ангелы у нас часто именуются «светом» создание света (Быт. 1:3), стало толковаться, как сотворение Ангелов. На замечательной мозаике в куполе нартекса в Сан-Марко, в Венеции, конца XII-haчaлa XIII века представлены дни творения, и каждый день сопровождается появлением нового ангела, персонифицируется как ангельская фигура. Седьмой день творения, представляет собой прямую иллюстрацию книги Бытие 2:3: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». В данном случае Бог благословляет седьмого Ангела.

http://pravmir.ru/lektsiya-olgi-lisitsyi...

Рассмотрим аргументацию. Первый тезис: «Христос — предводитель людей в деле спасения, и люди делаются Его братьями». Следующий аргумент: «А как дети причастны плоти и крови, то Он так же воспринял оный, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть дьявола избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр 2:14). Детьми Бога называются люди, они телесны и потому причастны Христу, Который принимает на Себя тело, чтобы смертью лишить силы того, кто держава смерти. «Держава» — это хороший перевод, потому что это не просто «власть», а что-то гораздо более сильное, крепкое. Поясню, что такое «от страха смерти были подвержены рабству». Раб остается в своем состоянии, потому что он боится. Над ним есть надсмотрщик, вся мощь Римской империи обрушится на него, если он посмеет сбежать или восстанет против своего господина. Именно такой страх вызывается смертью. Но дьявол, который держит физически этот мир с помощью смерти, лишается силы через смерть Христа. «Ибо не ангелов восприемлет Он» (Евр 2:16). То есть Он берет на себя природу не ангелов. В начале Послания к Евреям подробно говорится о превосходстве Сына над ангелами. Иудаизм I века не совсем такой, как современный. В частности, в нем очень распространено почитание самых разных ангелов и, с другой стороны, обереги от демонов. Мир духовных сущностей воспринимается как нечто очень реальное, их почитают, и есть опасность, что Христос будет воспринят как еще один из ангелов. Впоследствии это начинает происходить в гностицизме, в учении, где Христос понимается как одна из  множества духовных сущностей, принявших на себя человеческий облик. Для автора Послания важно подчеркнуть еще раз, что Он стал одним из нас, будучи при этом изначально намного выше ангелов, и что в этом основная мысль христианского вероучения. «А посему Он должен был во всем уподобиться братьям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником перед Богом для умилостивления за грехи народа» (Евр 2:17). Видимо, во время написания Послания Иерусалимский храм еще не был разрушен, Первосвященник совершает свое служение, будучи человеком, что принципиально важно. Он представляет народ в богослужении. Для этого он сам должен быть одним из народа, потомков Авраама.

http://blog.predanie.ru/article/pochemu-...

Но что и в действительности есть еще высшие творения, чем человек, этого сами, без содействия Божия, не могли бы узнать самые ученнейшие люди. Тут на помощь человеку выступает откровение Божие. Сам Бог открыл нам в слове Своем, что действительно есть существа высшие человека, – что есть Ангелы. Поэтому обратимся к откровению Божию и с помощью его укрепим веру свою в бытие Ангелов. Библейское повествование о грехопадении наших прародителей оканчивается следующими словами: «и изгнал (Бог) Адама, и поставил на восток у сада Эдемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни». Упоминаемый здесь Херувим был некто иной, как небесное существо, Ангел Божий. Так уже в самом начале истории человечества упоминается Ангел, который, как вестник и служитель Божий, должен был совершать свое служение на земле. С этой поры в священной истории встречаются непрерывные указания на бытие и служение Ангелов. Здесь мы приведем только некоторые из этих указаний. В Ветхом Завете известны, например, явления Ангелов Божиих Иисусу Навину перед взятием Иерихона, Гедеону – во время господства мадианитян, пророку Илии – во время преследования его от Иезавели. В Новом Завете известны подобные же явления: Захарии, отцу Иоанна Предтечи, Пресвятой Богородице, вифлеемским пастухам, мироносицам, апостолу Петру и т.д. Примеров этих вполне достаточно для утверждения истины бытия Ангелов. Но эта же истина ясно изложена и в изречениях Священного Писания. Ее исповедует, например, псалмопевец Давид, когда говорит: «благословите Господа все Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его», и ей же научает апостол Павел в следующих словах: «не все ли они (Ангелы) суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение». Таким образом, о бытии Ангелов мы узнаем из священной истории и изречений Священного Писания. Из приведенных сейчас слов апостола Павла видно, что Ангелы суть духи и именно духи служебные, находящиеся на служении у Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

В новом завете истина о бытии ангела-хранителя у каждого из верующих, засвидетельствована Самим И. Христом и Его апостолами. Убеждая уважать каждого верующего, сколько ни казался бы он малым и слабым, И. Христос сказал апостолам: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного ( Мф.18:10 ). Относить ли это изречение к младенцам веры, или разуметь оное о младенцах естественных, из коих один был видимым предметом слова Христова (2–5 ст.), одинаково следует заключение, что каждый из верующих имеет своим хранителем одного из духов мира ангельского. Если каждый верующий и младенец веры – имеет ангела хранителя, то ужели не имеют ангелов-хранителей и малые дети, ибо и они по силе крещения могут именоваться младенцами веры? И наоборот, если каждое малое дитя имеет ангела хранителя, то не следует ли, что и возрастные не лишены ангелов хранителей? Возрастные более способны к духовному общению – с одной стороны, а с другой – несравненно боле подвержены искушениям, а потому более нуждаются в помощи небесных хранителей. Ап. Павел, рассуждая о высочайшем божеском достоинстве И. Христа сравнительно с достоинством ангелов, говорит о них: Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение ( Евр.1:14 )? Очевидно, что если всякий верующий по силе крещения предназначается ко спасению и к таковым посылаются на служение ангелы, то каждый из них имеет своего ангела-хранителя. Что касается способа сопребывания ангелов, на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного ( Мф.18:10 ), с сохраняемыми на земле, то это для нашего разума составляет тайну; объяснить это мог бы разве тот, кто восхищен был до третъего неба ( 2Кор.12:2 ). В церкви апостольского века существовало твердое верование в ангелов хранителей каждого верующего. Особенно ясно выразилось оное по случаю освобождения ап. Петра ангелом от уз темничных ( Деян.12:12–16 ). На сообщение служанки о том, что Петр стоит у ворот дома, в котором многие собрались и молились, они не хотели ей верить, но говорили: это Ангел его. Говорившие так, очевидно, выражали убеждение, что но только у каждого младенца веры, но и у каждого из таких мужей веры, как Петр и прочие апостолы, есть особый ангел хранитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Священное Писание знает откровение «Ангела лица Его» (т.е. Ягве). Пророк Исайя так говорит о Божьем водительстве израильтян из Египта в Обетованную Землю: Во всякой скорби их, Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их ( Ис. 63:9 ). «Ангел лица Его» – (Малеах панайв). Архим. Никифор: «Ангел лица Его (т.е. Господа) ( Ис. 63:9 ) – под сим наименованием некоторые разумеют Архангела Гавриила, стоящего пред лицом Божиим; другие же относят означенное выражение к Самому Воплощенному Слову, которое есть сияние Славы Отчей» 661 . Во втором случае, «Ангел лица Его» то же, что и «Ангел Ягве» – Слово Божие, Логос, таинственно являвшийся в ветхозаветные времена. Явно, что именно так понимали семьдесят толковников. Они переводят: Не ходатай, ниже ангел (ουδ γγελος), но Сам Господь спасе их ( Ис. 63:9 ). Т.е., прямо утверждается, что не ангел, а Сам Господь вел Свой народ в пустыне к Обетованный Земле. Так толкует и св. Иоанн Златоуст : «Теперь же смотри, каким образом Он напоминает им о Своей любви: не ходатай (какой-либо), ниже ангел, но Сам Господь спасе я. Великое дело охранять, но еще большее, когда Он Сам хранит...» 662 . В иудейских апокрифах встречается понимание Ангела лица Его, как тварного духа. Так, в «Книге Юбилеев» сам Ангел лица Его говорит Моисею: «Ибо в первый день сотворил Он небеса наверху и землю, и воды, и всех духов, служащих пред Ним: Ангелов лица Его, и Ангелов освящения, и Ангелов огня (des Feuergeistes), и Ангелов ветра (des Windgeistes) и духа облаков тьмы и снега, и т.д.» 663 . Среди тварных духов, ангелы лица Его поставляются иерархически на первом месте. Таковые ангельские силы действительно существуют. Один из них – ангел Рафаил. Он сам говорит о себе: Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святого ( Тов. 12:15 ). Однако, пророк Исайя явно говорит не о тварном ангеле лица Ягве, а о сиянии славы Отчей, о таинственном и предвечном Слове безначального Отца. Сей Ангел лица Ягве и есть тот же Ангел Ягве, Божий Сын, явившийся Аврааму на горе Мориа и остановивший его руку. Божий Сын остановил руку Авраама, ибо не Исаак, а Он Сам должен быть принесен в жертву на этих же горах. Только тогда руку Небесного Отца уже не остановит никто...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010