Явление Льву Макелле Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день (в соврем. церковном календаре РПЦ память отсутствует), а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом. Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена на иконе над громадной каменной чашей, стоящей в водоёме. У водоёма, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают исцеления. Икона Божией Матери " Живоносный Источник " . Мастер Ангелос Акотантос. Сере­дина XV в. 77 х 40. Крит. Монастырь Одигитрии Месарас, о. Крит. Молитвословия Тропарь, глас 4 Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою,/река бо всем предтечет, Пречистая Царица Богородица,/источающи нам чудную воду/и измывающи сердец черности,/греховныя струпы очищающи,/души же освящающи верных//Божественною благодатию. Тропарь, греческий, глас 3 Пресущный дождь заченшая,/источник животочный, Дево, явилася еси,/источивши нам нектар бессмертия,/воду, скачущую в живот вечный,/потоки сладкоструйныя/от источника Твоего всегда./Имиже накслаждающеся, вопием://радуйся, Источниче живоносный. Кондак, глас 8 От неистощимыя Ты, Источниче богоблагодатный,/подаеши ми, точащи, воды Твоея благодати,/приснотекущий паче слова,/яко бо Слово рождшая паче смысла,/молю Ти ся, ороси мя благодатию, да зову Ти://радуйся, Водо спасительная. Кондак греческий, глас 8 От неистощимаго Твоего Источника, Богоблагодатная,/подаеши ми, точащи неиссякаемо потоки Твоея благодати, паче Слова./Яко рождшую паче помышления, молю Тя:/оросити мя Твоею благодатию, да зову Ти://радуйся, Водо спасительная. Источники Текст анонима X века о чуде обретения источника и 47 случаях исцеления от него стал основой сочинения византийского церковного историка Никифора Каллиста Ксанфопула , написанного между 1306 и 1328 годом (Λγος διαλαμβνων…). В добавлении к тексту анонима Никифор Каллист сообщил о прекращении чудес от источника в годы латинского управления Константинополем (1204-1261) и Лионской унии (1274), заключенной имп. Михаилом VIII Палеологом (1259-1282), и об их возобновлении (15 чудес) после вступления на престол имп. Андроника II Палеолога (1282-1328). 

http://drevo-info.ru/articles/13675287.h...

Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол Уготованный (Этимасия). Двусторонняя икона. Вторая половина XIV века. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины Вероятнее всего, эта икона неизвестного происхождения воспроизводила тему Одигитрии Константинопольской. Не исключено, что она могла быть связана с главным чудесным действом, которое происходило с Одигитрией Константинопольской каждый вторник, когда ее выносили на площадь перед монастырем Одигон, и там происходило еженедельное чудо – икона начинала летать по кругу на площади и вращаться вокруг своей оси. У нас есть свидетельство об этом многих людей – представителей разных народов: и латинян, и испанцев, и русских, которые видели это удивительное действо. Две стороны иконы на выставке в Москве напоминают нам, что две стороны Константинопольской иконы образовывали нерасторжимое двуединство Воплощения и Искупительной Жертвы. Икона Богоматери Кардиотисса (XV век) Икона выбрана создателями выставки как центральная. Здесь тот редкий случай для византийской традиции, когда мы знаем имя художника. Он подписал эту икону, на нижнем поле по-гречески написано – «Рука Ангела». Это знаменитый Ангелос Акотантос – художник первой половины XV века, от которого осталось достаточно большое число икон. О нем мы знаем больше, чем о других византийских мастерах. Сохранился целый ряд документов, и в том числе его завещание, которое он написал в 1436 году. Завещание ему не понадобилось, он умер значительно позже, но документ сохранился. Греческая надпись на иконе «Матерь Божия Кардиотисса» – не особенность иконографического типа, а скорее эпитет – характеристика образа. Думаю, что даже человек, который не знаком с византийской иконографией, может догадаться, о чем идет речь: все мы знаем слово кардиология. Кардиотисса – сердечная. Икона Богоматери Кардиотисса (XV век) Особенно интересной с точки зрения иконографии является поза Младенца, который, с одной стороны, обнимает Богоматерь, а с другой – как бы опрокидывается назад. И если Богоматерь смотрит на нас, то Младенец смотрит в Небеса, как бы вдаль от Нее. Странная поза, которую иногда в русской традиции называли Взыграние. То есть на иконе – вроде бы играющий Младенец, но играет Он довольно странно и очень не по-младенчески. Именно в этой позе опрокидывающегося тела есть указание, прозрачный намек на тему Снятия с Креста, и соответственно страдания Богочеловека в момент Распятия. Здесь мы встречаемся с великой византийской драматургией, когда трагедия и торжество объединяются в одно, праздник – это и величайшее горе, и одновременно замечательная победа, спасение человечества. Играющий Младенец провидит Свою грядущую жертву. И Богоматерь, страдая, принимает Божественный замысел.

http://pravmir.ru/pyat-vizantiyskih-ikon...

П. Троицкий Собрание икон В соответствии с предназначением иконы К. можно отнести к 2 типам: храмовые (из иконостаса) и поклонные. Древнейшая сохранившаяся икона из К.- «Христос Пантократор» датируется посл. четв. XIV в. ( Τσιγαρδας. Εκνες π τ δετερο μισ το 14ου. 2011. 1) и представляет собой классический тип образа: прекрасный лик и мощная, сильная фигура, пластичная лепка объема с яркой подрумянкой на губах и щеках и широкими высветлениями, направленный взгляд; насыщенные темные пурпурный, почти фиолетовый цвет хитона и синий гиматия. Эта икона - пример живописи палеологовского периода, сродни образу из деисусного чина мон-ря Ватопед. Необычным для моленной иконы форматом, характерным для именных икон позднего русского средневековья, отличается узкая по ширине икона стоящего свт. Афанасия Александрийского (2-я пол. XV в.; Ibid. N 2). Малое количество икон палеологовского времени Е. Цигаридас склонен объяснять хозяйственным упадком монастырского быта К. (Ibid. Σ. 59). Христос Пантократор. Фрагмент иконы. Посл. четв. XIV в. Христос Пантократор. Фрагмент иконы. Посл. четв. XIV в. Среди икон К. интересна рус. (балканская?) икона «Гостеприимство Авраама» (2-я пол. XV в.; Ibid. N 3; надпись: «Стая Троица»), где представлена трапеза трех Ангелов (без праотцев Авраама и Сарры). Схема ее композиции восходит к широко распространенному в древнерусской иконографии образу прп. Андрея Рублёва, хотя и манера исполнения, и цветовое решение упрощены. В качестве аналогии Цигаридас указывает икону московской школы 1-й трети XV в. из Троице-Сергиевой лавры. Гостеприимство Авраама. Икона. 2-я пол. XV в. Гостеприимство Авраама. Икона. 2-я пол. XV в. Среди привозных произведений интересна икона «Целование апостолов Петра и Павла» с поясными фигурами святых (кон. XV - нач. XVI в.; Ibid. N 4). Ее иконография характерна для настроений эпохи, которая наступила после Ферраро-Флорентийского Собора (1438-1439); по красоте исполнения произведение неизвестного критского иконописца близко работам Ангелоса Акотантоса, Николаоса и Андреаса Рицосов. К критским образцам восходит и икона «Христос на троне, с апостолами и престолом уготованным (Етимасией)» (сер. XVI в.; Ibid. 5). Апостолы изображены погрудно, со свитками, кодексами, в разнообразных подвижных позах беседующими, как бы образуя своеобразный Собор. Лики и приемы письма близки манере Феофана Критского, написавшего в 40-50-х гг. XVI в. много икон для разных мон-рей Св. Горы, к-рые повлияли на иконописцев-афонитов.

http://pravenc.ru/text/1470397.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @18207@ Подпись к иллюстрации: Вмч. Фанурий. Икона (2-я четверть XV в. Автор Ангелос Акотантос). Из монастыря Богородицы Одигитрии в Пиргиотиссе. Ираклион, собрание Св. Екатерины Размер файла: 161.96 Кб Кто разместил: д. Александр Васильев Дата размещения 29.08.2019 19:51:40 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/18207.html

Глава 15. Семь ангелов с семью чашами гнева Божия Мы уже рассматривали вскрытие семи печатей и гласы семи труб семи ангелов. Теперь рассмотрим семь чаш гнева Божия, излитых семью ангелами (гл. 15–16). Пятнадцатая глава – предваряющая, описывает явление семи ангелов с семью чашами. Шестнадцатая глава описывает собственно изливание семи чаш и соответственные семь казней-язв гнева Божия. Откр.15:1 И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия. Итак, взору Иоанна предстает теперь нечто иное . Как и в 12,1 и 12,3, он видит знамение небесное , т. е. через явленное ему знамение открывается миру воля и определение небес. В отличие от 12,1, это знамение не только великое , но и чудное . Такая характеристика являемого знамения имеет своей целью обратить особое внимание на то, что теперь будет показано. Если вся земля дивилась исцелению смертельной раны антихриста и другим его ложным знамениям (13,3), то гораздо более должно дивится истинному знамению, о котором само Божественное Писание свидетельствует, что оно чудное . Там была ложь, которой бы не дивиться, но отвращаться надо было, здесь – Божественное величие, достойное всякого удивления. Что же видит тайнозритель? Его взору предстают семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия . Определить конкретно, кто эти семь Ангелов , представляется практически невозможным. Нет никакого основания ни сближать, ни тем более отождествлять их с семью ангелами, имевшими семь труб (8,2). Это явно другие семь ангелов. Семь труб и семь чаш имеют разное значение. Можно только считать, что эти семь ангелов принадлежат к одним из высших ангельских чинов, т. к. явление их названо знамением великим и чудным, и им надлежит завершить суды Божии над грешным миром (не только землей, но и вообще вселенной). Это выражено тем, что они имеют семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия . Таким образом, под изливанием семи чаш гнева Божия, семи наказующих язв, изображены последние суды, которыми Господь накажет вселенную и которыми окончится ярость Божия , ибо низложены будут все враги под ноги Божии ( 1Кор. 15:25 ). Как при исходе израильского народа из Египта, последнюю казнь-язву совершил ангел-губитель ( Исх. 12:12–13,29 ), так и при исходе Церкви, духовного Израиля, из этого мира последние казни будут совершены через семь ангелов, имеющих последние язвы. В кончину века «будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев; ибо, что предопределено, то исполнится» ( Дан. 11:36 ). Эти семь ангелов будут исполнителями того, что предопределено, через них совершится и завершится гнев Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

12. И над той расселиной я видел одно место, которое не имело ни небесной тверди над собою, ни земного основания под собою; на нем не было ни воды, ни птиц, но это было пустое место. 13. И было ужасно то, что я видел там: семь звезд, как великие горящие горы и как духи, которые просили меня. 14. Ангел сказал мне: «это то место, где оканчиваются небо и земля; оно служит темницей для звезд небесных и для воинства небесного. 15. И эти звезды, которые катятся над огнем, суть те самые, которые преступили повеление Божие пред своим восходом, так как они пришли не в свое определенное время. 16. И Он разгневался на них и связал их до времени, когда окончится их вина, – в год тайны». Глава 19 1. И Уриил сказал мне: «здесь будут находиться духи ангелов, которые соединились с женами и, принявши различные виды, осквернили людей и соблазнили их, чтобы они приносили жертвы демонам, как богам, – будут находиться именно в тот день, когда над ними будет произведен великий суд, пока не постигнет их конечная участь. 2. Также и с женами их, которые соблазнили ангелов неба, будет поступлено точно так же, как и с друзьями их. 3. И только я Енох созерцал пределы всего, и ни один человек не видел их так, как видел их я. Глава 20 1. И вот имена святых ангелов, которые стерегут: 2. Уриил, один из святых ангелов, ангел грома и колебания; 3. Руфаил, один из святых ангелов, ангел духов людей; 4. Рагуил, один из святых ангелов, который карает мир и светила; 5. Михаил, один из святых ангелов, поставленный над лучшею частью людей, – над избранным народом; 6. Саракаел, один из святых ангелов, который поставлен над душами сынов человеческих, склонивших духов ко греху; 7. Гавриил, один из святых ангелов, который поставлен над змеями, и над раем, и над херувимами. Глава 21 1. И я обошел кругом до одного места, где не было никакой вещи. 2. И я видел там нечто страшное, ни небо возвышенное и не землю утвержденную, но одно пустое (пустынное) место, величественное и страшное. 3. И здесь я видел сем звезд небесных, вместе связанных в этом месте, подобных великим горам, и пылающих как бы огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

§66. Число ангелов и степени: небесная иерархия 1. Мир ангельский представляется в Священном Писании необычайно великим. Один из тайнозрителей Ветхого Завета видел сон и пророческие видения , что, когда поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями, тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним (Дан. 7:1,9—10). Другой тайнозритель, новозаветный, также видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола… и число их было тьмы тем и тысячи тысяч (Откр. 5:11). Многочисленное воинство небесное восхвалило пришествие на землю Сына Божия для искупления рода человеческого (Лук. 2:13). Более, нежели двенадцать легионов Ангелов упомянул Сам Христос перед учениками своими, когда взят был слугами архиерейскими в саду Гефсиманском (Матф. 26:53). Се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых (Иуд. 14; срав. Матф. 16:27; 24:31; 25:31). C т ь мами ангелов вступает в общение и каждый человек, истинно верующий во Христа Спасителя (Евр. 12:22). Для объяснения такой многочисленности ангелов многие учители Церкви пользовались притчей Спасителя о том человеке, который, имея сто овец и потеряв одну из них, оставляет в пустыне девяносто девять и пойдет за пропавшею, пока не найдет ее (Лук. 15:4; Матф. 18:12). «Эта единая овца заблудшая, говорили они. означает весь род человеческий, а девяносто девять не заблудших — множество ангелов небесных.» Другие же вообще утверждали, что «бесчисленно блаженное воинство премирных умов,» что «оно превосходит малый и недостаточный счет употребляемых нами чисел;» что есть «десятки тысяч мириад ангелов, десятки сот тысяч архангелов. столько же престолов, господств, начал и властей, и бесконечное множество бесплотных сил.» «Представь, говорит святой Кирилл Иерусалимский. как многочислен народ римский; представь, как многочисленны другие народы грубые, ныне существующие, и сколько их умерло за сто лет; представь, сколько погребено за тысячу лет; представь людей, начиная от Адама до настоящего дня: велико множество их, но оно еще мало в сравнении с ангелами, которых более. Их девяносто девять овец; а род человеческий есть одна только овца; по обширности места должно судить и о многочисленности обитателей. Населяемая нами земля есть как бы некоторая точка, находящаяся в средоточии неба: посему окружающее ее небо столь же больше имеет число обитателей, сколько больше пространство; а небеса небес содержат их необъятное число. Если написано: тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним (Дан. 7:10); это не потому, чтобы такое именно было число ангелов, но потому, что большего числа Пророк изречь не мог.»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Возражение 1. Кажется, что Старый Закон не был сообщен через посредство ангелов, а был дан непосредственно Богом. В самом деле, «ангел» означает «посланник» и потому указывает не на господство, а на служение, согласно сказанному [в Писании]: «Благословите Господа, все ангелы Его... служители Его» ( Пс. 102, 20, 21 ). Но о Старом Законе говорится как о данном Господом; так, [в Писании] сказано: «Изрек Бог... слова сии», и далее: «Я – Господь, Бог твой» ( Исх. 20, 1, 2 ). Притом подобного рода выражения часто повторяются и в книге «Исход», и в более поздних книгах Закона. Следовательно, Закон был дан непосредственно Богом. Возражение 2. Далее, [в Писании] сказано: «Закон дан чрез Моисея» ( Ин. 1,17 ). Но Моисей получил его непосредственно от Бога, о чем читаем: «Говорил Господь с Моисеем Лицом к лицу (как бы говорил кто с другом своим)» ( Исх. 33, 11 ). Следовательно, Закон был дан непосредственно Богом. Возражение 3 . Далее, как уже было сказано (90, 3), установление закона есть прерогатива правителя. Но в том, что касается спасения души, единым Правителем является Бог, в то время как ангелы, как сказано [в Писании], – это «служебные духи» ( Евр. 1, 14 ). Следовательно, коль скоро Закон определен к спасению души, то не пристало ему быть преподанным через посредство ангелов. Этому противоречит сказанное апостолом о том, что Закон был «преподан через ангелов, рукою Посредника» ( Гал. 3, 19 ). И Стефан сказал: «Вы, которые приняли Закон при служении ангелов» ( Деян. 7, 53 ). Отвечаю: Закон был дан Богом через посредство ангелов. И помимо главной причины, приведенной Дионисием, а именно, что «чрез ангелов даются людям дары Божий» 109 , существует и особая причина, почему именно через их посредство надлежало сообщить нам Старый Закон. В самом деле, уже было сказано (1)о том, что хотя Старый Закон был несовершенен, тем не менее он располагал человека к тому совершенному спасению человечества, которое должно был прийти через Христа. Далее, должно иметь в виду что там, где имеет место упорядоченность в способностях или искусствах, непосредственное руководство совершенными действиями осуществляет тот, кто занимает наивысшее положение, в то время как то, что [только] располагает к окончательному совершенству, производится им через посредство тех, кто ему подчинен. Так, корабел сколачивает доски сам, но готовит он их через посредство подмастерьев, которые помогают ему под его руководством. Поэтому совершенному закону Нового Завета надлежало быть данным нам непосредственно воплощенным Богом, тогда как Старый Закон надлежало дать людям через посредство служителей Бога, то есть ангелов. И именно этим апостол в начале своего послания евреям доказывает превосходство Нового Закона над Старым, а именно тем, что в Новом Завете «Бог... говорил нам в Сыне» ( Евр. 1, 2 ), в то время как в Ветхом Завете слово возвещалось «через ангелов» ( Евр. 2, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

запиши все эти слова, которые Я возвещаю тебе на этой горе от первого до последнего, и что будет после... до тех пор, как Я низойду и буду жить с вами от века и до века. И Он сказал ангелу лица: запиши для Моисея от начала творения до тех пор, когда будет восстановлено между ними Мое святилище навсегда и на веки, и Бог явится пред очами каждого и всякий познает, что Я есмь Бог Израилев и отец всех детей Иакова и царь на горе Сионе от века и до века. И Сион Иерусалим освятится. – И ангел лица, который предшествовал стану израильскому, 425 принял скрижали разделения лет от начала творения, недель и юбилеев, закона и свидетельств в каждый год по его числу и юбилеи по годам» (глав. 1). 426 Потом рассказывается история сотворения мира и человека. «И по слову Господню ангел лица сказал Моисею: напиши всю историю творения, как Господь Бог совершил в 6 дней все дела свои, которые Он сотворил, и в 7 день установил субботу и освятил её на все века и утвердил знамением всех своих дел. В первый день сотворил Он небо, которое вверху, и землю, и воду, и всех духов, которые служат пред ним, и ангелов лица, и ангелов хваления, и ангелов огня, и ангелов ветра, и ангелов облаков, тьмы и града, и инея, и ангелов долин, и ангелов грома и молнии, и ангелов холода и зноя, зимы и весны, осени и лета, и всех духов своих творений на небесах и на земли и во всех долинах, и ангелов мрака и света, и утренней зари и вечера;... И тогда мы увидели дела Его, и восхвалили Его и прославили Его о всех делах Его: потому что семь великих дел сотворил он в первый день. И во второй день образовал Он твердь между водами; и разделились воды в тот день: половина их поднялась вверх и половина опустилась вниз тверди, которая в средине, над поверхностью всей земли... Он сказал водам, чтобы они сбежали с лица всей земли в одно место и чтобы явилась суша... И они сбежали с лица земли в одно место, кроме тверди, и явилась суша. И в этот день сотворил Он для неё (воды) вместилища морей в их отдельных местах и все реки и собрания водные на горах и на всей земле, и все озера и всю росу земную, и семя, которое сеется по роду своему, и все, что служит пищей, и плодоносные деревья, и лесные, и сад Эдемский для наслаждения...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Кол. 2:18–19 — «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы», т. е. Христа. Ибо были в то время некоторые еретики, казавшиеся по виду смиренными и с гордостью помышляющие своим воздержанием и чистым житием подражать Ангелам. Они учили творить поклонение Ангелам такое же, как и Самому Богу. Потом появились другие еретики, проповедывавшие, что Ангелы суть творцы видимой твари и, как бесплотные, выше и достойнее почитания, нежели Христос, Сын Божий; Архангела же Михаила называли богом евреев Наконец, иные, предававшиеся волхвованию и обольщавшие людей, под именем ангелов, призывали бесов и служили им, называя их ангелами. В особенности же такие ереси умножились в Колоссах принадлежавших к Лаодикийской митрополии, где многими тайно совершалось такое нечестивое, подобное идолопоклонству, почитание ангелов Когда же таковое неправильное почитание ангелов было осуждено и отвергнуто, то было установлено благочестивое и правильное почитание и празднование им, как служителям Божиим и хранителям рода человеческаго И в той же Колосской стране, где прежде тайно и нечестиво совершалось почитание ангелов, началось открыто совершаться православное празднование Собора Ангелов и стали устроять благолепные храмы во имя святого архистратига Михаила — начальника Ангелов. Так, в Хонах, над чудотворным источником, был построен благолепный и пречудный храм, в котором было явление святому Архиппу самого святого архистратига Михаила Празднование Собора святых Ангелов установлено совершать в месяце ноябре — девятом от марта, первого месяца от сотворения мира — для обозначения числа чинов ангельских, каковых чинов считает девять святой Дионисий Ареопагит ученик святого Апостола Павла, бывшего восхищенным до третьего неба, там видевшего различие чинов святых Ангелов и, объяснившего сие Дионисию, как своему ученику. 2 Кор. 12:2 — «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010