Великое событие сие ближайшую связь имеет с прославлением Господа Спасителя по вознесении на небо, о котором говорит апостол Павел в 1-й главе послания к Евреям: Сей (Сын Божий), будучи сияние славы и образ ипостаси Ею(Бога) и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, восстал одесную (престола) величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследствовал имя, ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты сын Мой, Я ныне родил Тебя. И ещё: Я буду Ему Отцом и Он будет Мне сыном ( Пс.2:7 ; 2Цар.7:14 ). Также, когда вводит Первороднаго во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии ( Пс.96:7 ). Преклоняясь пред великим подвигом Господа Спасителя и пред Его божественным величием, Ангелы вошли в теснейшее единение с основанною Им церковью и служат каждому верующему христианину, подражая неизреченной любви к нам единородного Сына Божия, пролившего за нас грешных пречистую кровь Свою на кресте. Итак, разнообразное и благодетельное служение нам святых ангелов в церкви христианской есть великий дар нам Господа Спасителя, одна из наград за Его подвиг, нам Его милостью и любовью уступленная. Посему, в день прославления святых ангелов, Церковь поёт Господу Спасителю: Тя, неизреченно соединившаго с небесным, Христе, земная, и едину Церковь совершивша Ангелов и человеков, непрестанно величаем. Церковь ангелов и человеков едина, но единство не есть безразличие или тожество. Ангельский собор и человеческий род, принятые Господом Жизнедавцем в единую Церковь , имеют много явных признаков близости, много сходных черт, но есть между ними и существенные черты различия. Особенности сии никак не препятствуют единению духа, союзу любви. Разнообразие при единстве напротив представляется неизменным законом истинной жизни и условием духовной красоты. Глубочайшая основа сего закона – в Троическом единстве Верховного Существа, Творца вселенной. Благоустроенная ещё до начала видимого мира, сияющая славой и величием церковь ангельская представляет в себе, если можно так выразиться, прототип церкви земной.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Весьма оригинальна точка зрения латинского богослова святителя Викторина Петавского. С одной стороны, он считает, что Бог «сотворил ангелов, как и человека, после завершения Своих дел, чтобы они не могли претендовать на то, что были Его помощниками в Его деяниях во время сотворения мира» . С другой, что они были сотворены прежде всех земных тварей, т. е., вероятно, на четвёртый день вместе со звёздами. Ангелы обладают первенством во времени их творения по отношению к человеку, поскольку духовное должно быть прежде земного, «a свет — раньше неба и земли» . И, тем не менее, не ангелам Бог покорил вселенную, а человеку. С другой стороны, не все ангелы, согласно святителю Викторину, были сотворены в четвертый день. Некоторые из них были созданы в первый день и соответствуют временным первопринципам мира: «Хранителями 24 часов являются ангелы, которые старше и прочих ангелов, и человеков», и подразумевается, что они созданы в первый день творения: «Как я уже упоминал, день содержит в себе число 12, разделен на две части: двенадцать часов дня и двенадцать часов ночи. Ибо в течении этих часов подсчитываются месяцы и годы, периоды и эпохи. Поэтому, без сомнения, установлено ради этого числа, а именно часов, двенадцать ангелов дня и двенадцать ангелов ночи. Это, действительно, двадцать четыре свидетеля дней и ночей, которые сидят перед престолом Бога с золотыми венцами на головах, которые в Апокалипсисе апостола и евангелиста Иоанна называются старцами, по той причине, что они непохожи (буквально “другие”) на ангелов и людей» . Несомненно лишь одно: весь ангельский мир сотворен Богом, потому что «Им создано всё, что на небесах и на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,— все Им и для Него создано» (Кол.1:16). Упоминаемые здесь престолы, господства, начальства, власти являются ангельскими чинами и входят в состав небесной иерархии. Одноименный трактат, известный под именем Дионисия Ареопагита, говорит о том, что небесная иерархия состоит из девяти чинов — серафимов, херувимов, престолов, господств, сил, властей, начал, архангелов и ангелов. Высшие чины, по словам автора трактата, передают божественный свет низшим чинам, а те — людям. Иерархия создана для того, чтобы небесные силы заботились друг о друге и о людях. В завершение отметим, что весомым аргументом в пользу того, что ангелы сотворены до появления людей, является рассказ об искушении сатаной под видом змия первых людей.

http://pravoslavie.ru/60680.html

Глава 20 Синайское законодательство. Исх.20:1 .  И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря: Судя по 19 ст. данной главы ( Исх.20:19 ), равно Втор. 4:36, 5:4 , «все слова сии», т.е. десятословия ( Втор. 4:13, 10:4 ), были изречены Господом непосредственно самому народу. В виду этого свидетельство Втор. 5:5 , должно быть понимаемо в том смысле, что посредником между Богом и народом в деле передачи Его велений Моисей явился позднее ( Исх.20:19 ). В данное время он, сойдя с горы ( Исх. 19:25 ), находится вместе со всем народом у ее подошвы, не восходит на вершину ( Исх.20:21–22 ). Служение Ангелов, о котором говорит архидиакон Стефан ( Деян. 7:53 ), возвещение слова (т.е. закона) через Ангелов, о котором упоминает Апостол Павел ( Евр. 2:2 ), и преподание закона через Ангелов ( Гал. 3:19 ) указывают не на то, что Бог изрекал заповеди через Ангелов, но или на то, что Господь-законодатель сошел на Синай с сонмом Ангелов ( Втор. 33:2 ), присутствовавших при изречении заповедей, или на то, что закон ветхозаветный, взятый во всей совокупности его предписаний, а не в смысле одного десятословия, был дан народу еврейскому через многих провозвестников («Ангелов») божественного откровения. Исх.20:2 .  Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Исх.20:3 .  да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Я Господь, Бог откровения, завета, проявивший Себя истинным Богом в целом ряде казней, и факт изведения народа из Египта ( Втор. 4:32–35 ) должен быть твоим «Всевышним» – предметом твоего почитания. «Господь есть Бог, нет другого, кроме Его» ( Втор. 4:4, 35, 6:4 ). Поэтому с верою в Него несовместимо почитание других богов, – оно исключается ею; «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим», при Мне, вместе со Мною ( Втор. 5:7 , 4Цар. 17:35 ). Исх.20:4 .  Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; Исх.20:5 .  не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 3. Пятое послание Откр.3:1 И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих – это, возможно, семь верховных ангелов, которых Христос имеет как Владыка и Царь ангелов. По именам нам известны тоже семь верховных ангелов. Четыре из них называет само Писание, а три открыты богомысленным отцам Церкви: – Михаил, по служению своему победитель и особый покровитель народа Израильского ( Дан. 10:13,21 ; Иуд. 1:9 ). – Гавриил – вестник тайн Божиих ( Дан. 8:16 ; Лк. 1:26 ). – Рафаил – целитель недугов человеческих ( Тов. 12:14–15 ). – Уриил – просветитель, как отблеск огня Божественного. – Селафиил – молитвенник у Бога о людях и возбуждающий их к молитве ( Быт. 21:17 ). – Иегудиил – славитель Божий, укрепляющий людей к славе Божией и ходатайствующий у Бога о прославлении их ( Исх. 23:20 ). – Варахиил – благословитель, посылающий благословения Божии ( Быт. 18 ). Так мы читаем о «семи святых ангелах, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святого» ( Тов. 12:15 ). И еще мы увидим в Апокалипсисе семь ангелов, стоящих перед Богом. Или же «семь духов Божиих» – это семь действий Животворящего Духа, полнота Духа Святого, Которым помазан был Христос «более соучастников» Своих – христиан ( Пс. 44:8 ). Ангелов Христос имеет как Владыка, Духа – как Единосущный Ему. И семь звезд – опять предстает Христос как держащий в деснице Своей пастырей Церкви. Так сардийской Церкви, находящейся в духовно мертвенном состоянии, является Христос как Помазанник Божий, исполненный Животворящего Духа. Трудная предстоит пастырю сардийской Церкви работа, чтобы ожила его община, но укрепит его Христос, держащий пастырей в деснице Своей, посылающий ангелов Своих на служение спасаемым ( Евр. 1:14 ). Знаю твои дела , говорит, как и везде, Господь. Но дальше увидим, что не радуют Его эти дела сардийцев. И негодные наши дела не скрыты от Господа, как и чем бы мы их ни прикрывали

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Духа, который говорил твоими устами и устами других святых». И Господь приблизился к Исаии и сказал: смотри, тебе дозволено созерцать Бога, и ради тебя и ангелу с тобою дана эта сила» (глав. 9, 27–39). Исаия услышал голоса и хваления всех шести небес, которые он прошел; они не только были слышимы, но и могли быть видимы. Руководивший его ангел сказал ему: «се Всевышний, который царствует над всеми мирами, Который обитает между святыми и Который чрез св. Духа должен называться Отцом Господа». «И я услышал, говорит Исаия, слова Всевышнего, Отца моего Господа; он говорил Христу, моему Господу, Тому, Кто должен назваться Иисусом: Иди и пройди все небеса и низойди до тверди, в мир до ангела, низверженного в ад на пагубу. Ты принимаешь образ и подобие тех, которые обитают на пяти небесах. И ангелы мира не будут знать, что ты со Мною Господь семи небес и их ангелов, не будут знать, что ты со Мною. Но когда Я созову всех ангелов небес, когда отверзу шестое небо, тогда, после того как будут осуждены начала, ангелы и боги мира сего и сам мир будет осужден, тогда Ты будет царствовать» (глав. 10, 1–12). После этих слов Исаия видел Господа, сходящего с седьмого неба на шестое. Ангел сказал ему: смотри, Исаия, и разумей изменение и нисхождение Господа». Как только заметили его ангелы, обитающие на этом небе, соединили свои голоса и воспели Ему хвалы; потому что он еще не имел их образа и подобия. Сходя с шестого неба на пятое, Господь принял подобие ангелов этого неба, и они не воспели ему хвалы, потому что он был подобен им по своему образу. Потом он сошел на четвертое небо и принял подобие ангелов, обитавших на нем, и они также не воспели ему хвалы. Когда он пришел к третьему небу и принял подобие ангелов его, то стражи при вратах этого неба спросили у него пропуск (commeatum, вид) и Господь, как незнаемый, показал его им; они не узнали Его, и не воспели Ему хвалы. Точно также и стражи при вратах второго неба, когда Господь сошел на него и принял подобие его ангелов, спросили у него пропуск, и Господь показал им.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Если возможно существование духа человеческого, то возможно и действительное существование бесплотных духов. Отрицание бытия царства чистых духов (ангелов) служит более или менее осязательным признаком отвержения духа вообще, как самостоятельного, отличного от тела начала, что в свою очередь последовательно приводит к отвержению личного бессмертия, равно и личного Бога, вообще к материализму. Саддукеи действительно и говорили, что нет ни воскресения, ни Ангела, ни духа ( Деян.23:8 ). § 14. Происхождение ангелов от Бога. Время их сотворения I. Ангелы не самобытны, но имеют бытие свое от Бога; Он есть устроивший все ( Евр.3:4 ) и единый самобытный. И так как все существующее вне и кроме Бога произошло чрез творение, – без творчества Слова ничто не начало быть, что начало быть ( Ин.1:3 ), – то, следовательно, ангелы имеют бытие от Бога чрез творение, а не чрез, напр., истечение из Божественного существа или как-либо иначе. Особенно прямо и ясно выражена истина происхождения ангелов от Бога чрез творение в новом завете, именно в следующих словах ап. Павла о Сын Божием: Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано ( Кол.1:16 ). 73 В ветхом завете нет столь прямых указаний на сотворение ангелов, хотя тварное их происхождение предполагается как общим учением о Боге, едином Творце всего существующего, так и учением о самих ангелах, как служебных духах, зависимых от Бога, посылаемых Им на служение спасению человечества, словословящих Бога наравне с творениями и во главе последних. В объяснение того, почему Моисей, подробно изложивший историю мироздания, умолчал о создании ангелов, древние учители указывали на склонность евреев к многобожию. 74 Но что иудеи веровали в происхождение ангелов от Бога именно чрез творение, видно из следующего молитвенного исповедание Ездры: Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются ( Неем.9:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Икона Ветхозаветной Троицы изображает гостеприимство Авраама: Трех ангелов под дубом Мамврийским. По библейскому тексту, «И явился ему Господь у дуба Мамре» ( Быт. 18:1 ). Авраам возвел очи и вот видит: три мужа стоят против него. Авраам обращается только к одному из них, говоря: «Владыко, если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» ( Быт. 18:3 ). Когда, после трапезы, два ангела отошли к Содому, Авраам «еще стоял пред лицем Господа» ( Быт. 18:22 ), иными словами, перед третьим ангелом. Во время беседы с ним Авраам называет его «судьей всей земли и Владыкой». Библейское повествование заканчивается словами: «И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом». По тексту ясно, что Аврааму явился Господь в сопровождении двух ангелов. Однако существует различное толкование о том, кого олицетворяют Три Ангела Гостеприимства Авраама. Католики не признают Трех Ангелов Гостеприимства Авраама как Святую Троицу. Св. Августин говорит, что «нельзя сомневаться в том, что три мужа были Ангелами, хотя некоторые уверяют, что один из них был Христос». Основанием этого толкования берутся слова апостола Павла: «Страннолюбия не забывайте; ибо чрез него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» ( Евр. 13:2 ). Однако эти слова более относятся к гостеприимству Лота, который принял двух ангелов, отошедших от Авраама в Содом: «И пришли два Ангела в Содом вечером... Лот увидел, и встал, поклонился лицем до земли. И сказал: «государи мои! зайдите в дом раба вашего» ( Быт. 19:1–3 ). Православная Церковь , придерживаясь точного библейского текста, принимает толкование св. Иринея, Юстиниана Философа, св. Афанасия Александрийского и других святых отцов в том, что явление Аврааму трех ангелов есть явление Святой Троицы в лице Христа Спасителя, Ангела Великого Совета, в сопровождении двух ангелов. Св. Иоанн Дамаскин в своем «Слове в защиту икон» говорит: «Образ Сына есть образ Отца и Святой Дух есть образ Сына», т. е. в лице Спасителя явлены все Три Ипостаси. Мы встречаем на так называемом Иерусалимском кресте новгородской работы XIII в. надпись «Отец, Сын, Дух Святой» над распятым Христом Спасителем. Дидрон в своей «Христианской Иконографии» пишет: «Един Господь в Трех Лицах, перед которым Авраам пал ниц».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ин.1:50 .  Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. За такую готовность веровать Христос обещает Нафанаилу и, конечно, вместе с ним другим ученикам явить еще большие чудеса. Вместе с этим Христос принимает, очевидно, Нафанаила в число своих последователей. Ин.1:51 .  И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. Картина будущего, которую рисует здесь Христос, несомненно, имеет отношение к картине сновидения Иакова ( Быт.28:12 ). Как там, так и здесь Ангелы являются сначала «восходящими», а потом уже «нисходящими». Нет никакого сомнения в том, что Христос и сам евангелист, приводящий эти слова Христа об Ангелах, признавали, что Ангелы действительно являются исполнителями повелений Божиих, относящихся к людям (ср. Пс.102:20 и сл.; Евр.1:7, 14 ). Но какое же время имел в виду Христос, когда предсказывал о том, что Его ученики увидят отверстое небо и сходящих и восходящих Ангелов? Мы не видим из дальнейшего повествования Иоанна, чтобы ученики Христовы когда-нибудь видели Ангелов. А Христос говорит, что они «отныне» ( π´ ρτι нужно, по контексту речи, признать подлинным выражением, хотя его во многих кодексах и не имеется) будут видеть этих Ангелов. Очевидно, это восхождение и нисхождение Ангелов нужно понимать в переносном смысле, и само видение Ангелов учениками должно было совершаться в духе. Господь благоволил этими чудными словами выразить, что отныне впредь Он будет средоточием свободного общения и непрерывного единения между Богом и человеком, что в Нем будет место сретения и примирения между небом и землей. Между небом и землей установятся отныне непрерывные связи через этих блаженных духов, называемых Ангелами (Тренч). По мнению Цана, «Сыном Человеческим» здесь называет Себя Христос в том же смысле, в каком это название употребляется Им в речах, содержащихся в синоптических Евангелиях, а оно там, по мнению того же ученого, обозначает истинное человечество Христа, показывает в Нем идеальнейшего человека (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Испов. ч. 1, отв. на вопр. 19). Значит, управление Вседержителя ангелами состоит в том, что Он, соответственно с их назначением, употребляет их: а) на служение самому Себе и – б) на служение людям. Служение ангелов Богу двоякого рода: 1) Они служат Богу непосредственно тем, что предстоят Ему, поклоняются Ему и прославляют Его. Пророк Исаия видел, что Серафимы стояли окрест престола Божия, и взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его ( Ис. 6:3 ). Пророк Даниил также удостоился видеть Ветхого днями, сидящего на престоле небесном, когда тысячи тысяч ангелов служили ему и тьмы тем предстояли пред Ним ( Дан. 7:10 ). Псалмопевец неоднократно призывает ангелов хвалить Господа ( Пс. 148:2 ), благословлять Его (102:20), покланятъся Ему (96:7). Тайнозритель Нового Завета свидетельствуем о горних силах: ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет ( Откр. 4:8 ); и в другом месте: все Ангелы стояли вокруг престола... пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь (7:11–12). Тоже самое о непосредственном служении ангелов Богу повторяют Святые Отцы и учители Церкви: а) святой Василий Великий : “занятие ангелов – славословить Бога. Для всего небесного воин­ства одно дело – воссылать славу Создателю;” 1584 или: “главная и сообразная с естеством цель их жизни – погружать взор свой в красоту Божию и непрестанно славить Бога;” 1585 б) святой Григорий Богослов : “второе место (по Боге) занимают великие служители высочайшего Света, столько же близкие к первообраз­ной Доброте, сколько эфир к солнцу;” 1586 “они песнословят Божие величие, созерцают вечную славу, и притом вечно;” 1587 в) святой Афанасий Великий : “какое занятие небесных сил? непрестан­ное славословие и постоянная любовь к Божескому величию;” 1588 г) блаж. Феодорит: “служение ангелов состоит в пении хвалебных песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Каждый человек: слабый младенец, или дряхлый старец, или крепкий юноша, или опытный муж может впасть в опасность. На каждом шагу ему угрожает или потеря здоровья, или самая смерть. И ангел-хранитель хранит нашу душу, наше тело от повреждений и преждевременной смерти. Как же нам не почитать, и не прославлять, и не благодарить Господа Бога за дарованную милость за ангелов-хранителей нам, – грешным людям. Аминь. СЕКТАНТ: ПРАВОСЛАВНЫЙ: 1) Ангелов почитать запрещает апостол Павел. В послании к Колосянам 2:18, он говорит так: «Никто Да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом». 1) Апостол Павел этим текстом нисколько не запрещает почитать св. ангелов, как служителей Божиих. В послании к Колосянам 2:18 апостол говорит только о том, чтобы люди, верные христиане, не обольщались такими еретиками, которые хвалились тем, что и служат сами ангелы («служением ангелов»), а сами отступили от Главы Церкви – Господа нашего Иисуса Христа (стих 19). Что же касается того, что слово Божие дает нам примеры почитания св. ангелов, то это видно из Св. Писания. В книге Бытия 19:1 читаем: «И пришли те два ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицом до земли». И о Валааме сказано, что когда «увидел он ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечем в руке, то преклонился, и пал на лице свое» ( Числ. 22:31 ). Когда «вождь воинства Господня» явился Иисусу Навину, то «Иисус пал лицом своим на землю и поклонился» (Иис. Нав. 5:14 ). Праведные родители Самсона совершили, по совету ангела, жертвоприношение Господу, и «когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и его жена пали лицом на землю» ( Суд. 13:20 ). Пророк Даниил говорит о явлении ему ангела Господня: «и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицом на земле» ( Дан. 10:9 ). И когда ангел повелел ему встать на ноги и стал говорить, то пророк опять пал пред ангелом: «когда он говорил мне такие слова, я припал лицом к земле и онемел» ( Дан. 10:15 ). Воздавая почитание св. ангелам, св. Церковь учит, что ангелы помогают людям; это учение также всецело основано на Слове Божием. Так псалмопевец и пророк Давид говорит: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся его и избавляет их» ( Пс. 33:8 ). «Ангел, говорил патриарх Иаков, – избавляющий меня от всякого зла да благословит отроков сих» ( Быт. 48:16 ; сравн. Дан. 10:12–13 ). И апостол Павел указывает ( Евр. 1:14 ), что ангелы охраняют верных христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010