Всесильною десницей от вечного огня! Видех Господа, сидяща на престоле высоце и превознесенне ( Ис.6:1 ). Егда же приидет Сын человеческий, – так сам Господь говорит о Себе, – во славе Своей, и вси святии Ангели с Ним, тогда сядет на престоле славы Своея. И соберутся пред Ним вси языци, и разлучит их друг от друга, якоже пастырь овцы от козлищ; и поставит овцы одесную себе, а козлища ошую ( Мф.25:31–33 ). В то время будут двое, как сказано еще, на одной постели; один возьмется, а другой оставится. Двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится ( Лк.17:34–36 ). Какое всеобщее и притом внезапное разлучение! Тогда разлучатся и самые близкие между собою, муж с женою, отец с сыном. Одни понесутся, радующеся, как сказано, о славе Божией ( Вар.4:37 ), а другие, оставшиеся на земле, горько восплачут и в болезни сердца возопиют: о люте нам, о люте нам! При этом заметить должно, что в деле спасения есть утаенная от сынов века сего премудрость, которую если кто не постигнет, не возможет спастись. Ибо, по какой причине один из двух работавших в поле, поемлется, а другой оставляется? Также и двое спящих на одной постели; почему разлучаются друг от друга? Чтобы мы знали причину сего, Господь возвестил: овцы Мои гласа Моего слушают, и по Мне грядут ( Ин.10:27 ). Вот сии-то и будут восхищены на облаках, в сретение Господне; а те, которые не слушают учения Господня, и через то уподобляются своенравным и буйным козлам, останутся на земле в ожидании будущих мук. Потому пусть же ныне наблюдает за собой всякий из нас: внимает ли он словам Господним? следует ли по путям Его? Слыша о том, о чем Сам Господь свидетельствует, – кто из нас похвалится и скажет пред Ним: я вполне верил словам Твоим, я поступал по истине Твоей? Господь отдал всякому из нас ключ разумения ( Лк.11:25 ), как сказано Им, ключ, которым отверзается Царство, уготованное нам от сотворения мира: однако ж мы сами своим неразумием, своим неверием словам Господним, затворяем пред собою Царство Небесное (Ср. Мф.23:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Вскоре после того прибыли к нему вестники из России с известием, что сын его Михаил умер в Ярославле. Тогда князь Феодор стал просить хана отпустить его в Русскую землю вместе с княгиней и с детьми их. Хан отпустил его с великою честью, возложил на него венец и почтил его великим княжением Ярославским. Св. князь прибыл в Ярославль с большим почетом; с ним прибыло и много татарских вельмож от двора хана, коих он, по некотором времени, с честью отпустил в Орду. Св. князь Феодор княжил в своем городе Ярославле благочестиво и богоугодно до глубокой старости 8 ]. Заболев и чувствуя, что эта болезнь — предсмертная, он позвал к себе княгиню — супругу и детей своих и завещал им пребывать в любви и мире 9 ]. Затем он велел отнести себя в монастырь и там с великою радостью принял от игумена иноческий образ и в течение всего того дня радовался и благодарил Бога за то, что Он сподобил его сего дара, коего давно желала душа его. Пред самой своей кончиной он пожелал принять схиму, после чего, преподав всем прощение и сам испросив у всех прощение, он осенил себя крестным знамением и предал душу свою в руки Божии 10 ]. Его благолепно погребли в храме Преображения Господня. Его святые мощи и доныне источают многие чудеса во славу Христа Иисуса, Господа нашего, Емуже слава ныне и присно, и во веки веков.   Тропарь, глас 4: От юности вашея Христове любви прилепившеся святии, усердно закон и оправдания того сохранисте: отонудуже и чудесными дарованьми обогатившеся, исцеления источаете, Феодоре, Давиде и Константине. О верою вас почитающих молите Христа Бога, спастися душам нашым.   Тропарь на пренесение мощей святых, глас 8: Яко звезды многосветлыя от юности возсиявше, осветили есте сердца верных пренесением честных мощей ваших, во плоти яко ангели на земли показастеся, пощением насаждени бысте яко древа при водах воздержания, напоени струями слез ваших, и скверну омысте: сего ради явистеся приятелища Божия Духа, Феодоре и Давиде и Константине. Молите Христа Бога, спастися душам нашым.  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Второе Пришествие Господа нашего Иисуса Христа явит нам Его во всем величии и торжестве. Если в Его Первом Пришествии, при Его рождении, над вифлеемской пещерой явилось множество Ангелов и возвестило своей песней благую, радостную весть, то картина Его Второго Пришествия будет намного величественнее. Вот как пишет об этом апостол Павел: Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут (1 Фес. 4, 16). Господь гласом труб архангельских соберет Своих избранных со всех сторон света, от одного края земли до другого, и тогда праведники воссияют, словно солнце, в Царстве Отца своего. А множество Ангелов станут жнецами Божиими на ниве самой высокой наградой, которую Христос обещал избранникам и праведникам Своим, жившим по Евангелию Его и страдавшим за Него на земле, станет награда равенства с Ангелами — равенства ангельскому достоинству. Отвечая на лукавый вопрос еврейских первосвященников и книжников о том, чьей будет жена, состоявшая в браке поочередно с каждым из семи братьев, Господь ответил: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения (Лк. 20, 34–36). Слушая сии слова, мы исполняемся благоговением и трепетом. Как можем мы быть равны Ангелам? Написано об Ангелах: Бог ста в сонме богов, посреде же боги рассудит — и далее: бози есте, и сынове Вышняго вси (Пс. 81, 1, 6). Конечно, Ангелы названы богами не по божественной природе, а по своей близости к Богу. Как могут быть равны с ними люди? Как можем мы быть равны Ангелам, прославляющим Христа, мы, которые ежечасно оскорбляем Его своими грехами? Прежде всего Сам Господь говорит верным Своим и тем, кто с любовью исполнял заповеди Его: и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею (Еф. 3, 19). Утешимся же и послушаем, что говорит еще один благовестник тайн небесных: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Вот где лежит ключ к тайне: те, кто почитают и любят Бога, будь то ангельское или человеческое существо, равны перед Богом. И этот смысл подразумеваем и мы, называя Ангелов своими старшими братьями, почитая их и молясь им из юдоли слез: " Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас, грешных " . Дети Енаковы

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1303...

Второе пришествие Христово будет весьма отличаться от первого: пострадать за нас Сын Божий приходил в уничижении, в смиренном виде, а судить нас приидет во славе Своей, и вси святии ангели с Ним ( Мф.25:31 ) 87 . Когда Иисус Христос придет на суд, об этом не знает никто не только из людей, но даже из ангелов, а знает один только Бог ( Мф.24:36 ). День суда придет совершенно неожиданно и внезапно для людей, как вор ночью ( 2Пет.3:10 ) 88 . А потому мы должны жить так, чтобы всегда быть готовыми встретить Господа, грядущего с неба. Спаситель говорит: Бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын человеческий приидет ( Мф.25:13 ). Итак, бодрствуйте, потому что вы не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий. Ап. Петр пишет: Не коснит Господь обетования, якоже нецыи коснение мнят: но долготерпит на нас, не хотя, да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут: приидет же день Господень, как тать в нощи ( 2Пет.3:9–10 ). Не медлит Господь исполнением обетования (то есть обещания о суде над всеми), как некоторые почитают то медлением: но долготерпит нас (то есть долго терпит, не наказывая нас), не желая, чтобы кто погиб, но, чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать (то есть вор) ночью. Впрочем, хотя время второго пришествия Христова и неизвестно, однако же для ободрения праведников и вразумления грешников Господь и Сам непосредственно и через Своих апостолов благоволил открыть некоторые признаки близости Своего второго пришествия. Признаки эти – следующие: 1) Проповедание Евангелия Христова по всей вселенной, во свидетельство всем народам ( Мф.24:14 ), причем в самые последние времена произойдет обращение многих евреев в христианство ( Рим.11:25–26 ); 2) Уменьшение веры и любви между людьми и умножение пороков и беззаконий ( Мф.24:12 ; Лк.18:8 ); 3) Необыкновенные явления в мире физическом и страшные бедствия, и неустройства в жизни народов ( Мф.24:6–8, 29 ; Лк.21:9–11; 25–26 ); 4) Пришествие антихриста. Антихрист – «противник Христа», человек беззаконный, который явится перед кончиной мира и будет находиться под особенным влиянием дьявола; он станет выдавать себя за Бога и требовать себе божеского поклонения, будет стараться истребить на земле христианство , проповедуя обольстительное учение и совершая силой дьявольской ложные чудеса, и вместо того сам погибнет ужасным образом ( 2Фес.2:3–11 ; Апок.13:2–7; 15–17; 19:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Глава 2 Мф.2:13 . «Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» «Есть ли Ангелы-хранители у каждого? Есть и должны быть. Природа духа – необыкновенно деятельна и не может не действовать; мы видим это на душе своей. Природа доброго духа необходимо ищет деятельности и расширения круга этой деятельности, распространения царства истины и добра; как, напротив, природа злого духа ищет соответственной себе деятельности и расширения царства лжи и всякого зла. Что бесы всеми мерами стараются о распространении царства зла – это мы чувствуем, испытываем в себе и Священное Писание о том свидетельствует: диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити ( 1Пет. 5:8 ). Как же не допустить, и по требованию здравого разума, той истины, что Ангелы действуют везде в мире, стараются о распространении царства добра и ищут спасения человеческого? О, верно слово, что радость бывает на небеси о единем грешнице кающемся ( Лк. 15:7 ). И как диавол есть при каждом человеке, так и добрый Ангел также есть при каждом человеке. Как присутствие при себе того мы ясно чувствуем, так и присутствие этого, хотя, по самолюбию, мы привыкли все добрые мысли, чувства, расположения, намерения приписывать себе, а не Ангелу-хранителю. Достаточно ли будет Ангелов-хранителей для каждого человека? Достаточно, и с избытком. Когда апостол Петр бросился с ножом на раба архиереова – защищать своего Учителя и Господа, – то Господь сказал ему: или ты думаешь, что Я не могу ныне умолить Отца Моего, и Он представит Мне больше двенадцати легионов Ангелов? ( Мф. 26:53 ). Это означает, что у Господа их всегда с избытком достаточно для защищения всякого (Елисей, Иаков) человека, а для Сына Божия воплотившегося, – по преимуществу. Еще известно, что Ангел-хранитель явился Спасителю в Гефсиманском саду для укрепления Его (См.: Лк. 22:43 ). Ангели – приступиша и служаху Ему ( Мф. 4:11 ) после поста и искушения в пустыни; Ангел-хранитель являлся во сне Иосифу и распоряжал его движениями (См.: Мф. 2:13 )» 57].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Господь гласом труб архангельских соберет Своих избранных со всех сторон света, от одного края земли до другого, и тогда праведники воссияют, словно солнце, в Царстве Отца своего. А множество Ангелов станут жнецами Божиими на ниве Господней. Но самой высокой наградой, которую Христос обещал избранникам и праведникам Своим, жившим по Евангелию Его и страдавшим за Него на земле, станет награда равенства с Ангелами – равенства ангельскому достоинству. Отвечая на лукавый вопрос еврейских первосвященников и книжников о том, чьей будет жена, состоявшая в браке поочередно с каждым из семи братьев, Господь ответил: «чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» ( Лк. 20, 34–36 ). Слушая сии слова, мы исполняемся благоговением и трепетом. Как можем мы быть равны Ангелам? Написано об Ангелах: «Бог ста в сонме богов, посреде же боги рассудит – и далее: бози есте, и сынове Вышнего вси» ( Пс. 81, 1, 6 ). Конечно, Ангелы названы богами не по божественной природе, а по своей близости к Богу. Как могут быть равны с ними люди? Как можем мы быть равны Ангелам, прославляющим Христа, мы, которые ежечасно оскорбляем Его своими грехами? Прежде всего Сам Господь говорит верным Своим и тем, кто с любовью исполнял заповеди Его: «и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» ( Еф. 3, 19 ). Утешимся же и послушаем, что говорит еще один благовестник тайн небесных: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2, 9 ). Вот где лежит ключ к тайне: те, кто почитают и любят Бога, будь то ангельское или человеческое существо, равны перед Богом. И этот смысл подразумеваем и мы, называя Ангелов своими старшими братьями, почитая их и молясь им из юдоли слез: «Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас, грешных».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Господь сказал Мне: Ты Сын Мой (Пс. 2, 7б). Аз днесь родих Тя. Я ныне родил Тебя (Пс. 2, 7в). Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое. Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Тебе (Пс. 2, 8а). И одержание Твое концы земли. И концы земли во владение Твое (Пс. 2, 8б). В главизне книжней писася о Мне. В свитке книжном написано о Мне (Пс. 39, 8). Престол Твой Боже, в век века. Престол Твой, Боже, в век века. (Пс. 44, 7а). Жезл правости, жезл царствия Твоего. Жезл правоты – жезл царства Твоего (Пс. 44, 7б). Сего ради помаза Тя Боже, Бог Твой елеем радости. Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более участников Твоих. (Пс. 44, 8б). Яко Ты наследиши во всех языцех. Ты наследуешь во всех народах (Пс. 88, 8б). Благословен Господь во век, буди, буди. Благословен Господь во век. Да будет, да будет. (Пс. 88, 53). По полиелеи седален, глас 4: Подобен: Удивися Иосиф: Приидите, видим вернии, где родися Христос: последуем прочее, аможе идет звезда, с волхвы восточными цари: Егоже ангели поют непрестанно тамо, пастырие свиряют песнь достойную, слава в вышних, глаголюще, днесь в вертепе Рождшемуся от Девы и Богородицы, в Вифлееме Иудейстем. Приидите, верные, посмотрим, где родился Христос; последуем затем за волхвами, восточными царями, туда, куда идет звезда; Тому, Кого поют там непрестанно ангелы, пастухи играют на свирелях достойную песнь, приговаривая: «Слава в вышних Родившемуся сегодня от Девы и Богородицы в пещере Вифлеема Иудейского». Слава, и ныне, тойже. Степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается. Из чрева прежде денницы Я родил Тебя. Клялся Господь и не раскается (Пс. 109, 3). Стих: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене: дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. Сказал Господь Господу моему: сиди одесную от Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (ст. 1). Всякое дыхание да хвалит Господа: Хвалите Бога во святых Его: Евангелие от Матфеа, зачало 2 (Гл. 1, 18 – 25).

http://pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-ch...

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча Младо, Предвечный Бог. Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего Существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Предвечный Бог. На самый праздник Рождества, в начале Литургии, вместо псалмов «Благослови» и «Хвали» поются особые атнифоны. В прокимне перед Апостолом высказывается мысль о поклонении Иисусу Христу всей твари: «Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний». В Апостольском чтении проводится мысль, что через воплощение Иисуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче! Посему ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий, чрез Иисуса Христа» ( Гал. 4:4–7 ). В Евангельском чтении повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу ( Мф. 2:1–12 ). Вместо «Достойно есть» поется следующий Задостойник Любити убо нам, яко безбедное страхом удобне молчание, любовию же Дево, песни ткати спротяженно сложенныя неудобно есть: но и, Мати, силу, елико есть произволение даждь. Из опасения (как бы не оскорбить Деву Марию) нам лучше бы хранить молчание, что безопаснее; ибо по любви к Тебе, Дево, составлять песни, искусно сложенные, не легко. Но Ты Сама, Матерь, дай нам и уменье по нашему усердию. Канон на Рождество (в русском переводе) На всенощной под Рождество Христово поются два канона, которые принадлежат знаменитым песнописцам VIII века: св. Косьме Маюмскому и св. Иоанну Дамаскину . Оба канона, насыщенные возвышенными и глубокими мыслями, живыми изображениями и величественными оборотами речи, вполне соответствуют торжеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Дева днесь Пресущественнаго рождает, и земля вертеп (пещеру) Неприступному приносит. Ангели с пастырми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради (для нас) родися Отроча младо предвечный Бог. § 5. Поклонение волхвов Вскоре по рождении Иисуса Христа, пришли в Иерусалим волхвы с востока и спрашивают: «где родившийся царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Услышав это, Ирод царь встревожился и весь Иерусалим с ним. Первосвященники и книжники отвечали волхвам: «в Вифлееме Иудейском» Ирод же, отсылая их в Вифлеем, сказал: «когда найдете младенца, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». Волхвы, выслушав царя, пошли и вот звезда, которую они видели на востоке, шла пред ними и, наконец, остановилась над местом, где был Младенец. Вошедши в дом, они увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились Ему, и принесли Ему дары: ладан, злато и смирну. Получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, волхвы иным путем отошли в свою страну. Когда же они отошли, Ангел Господень явился Иосифу во сне и велел ему с Младенцем и Матерью Его бежать в Египет, так как Ирод хочет погубить младенца. Иосиф в ту ночь с Младенцем и Матерью Его пошел в Египет. Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и окрестностях его от двух лет и ниже. Вскоре после сего злодеяния Ирод умер. Ангел известил Иосифа о смерти Иродовой и велел ему возвратиться в землю Израилеву. Иосиф так и сделал. § 6. Сретение Господа Симеоном и Анною во храме По истечений сорока дней, Иосиф и Мария принесли Младенца Иисуса в храм иерусалимский для посвящения Богу. По закону Моисея, так было нужно поступать со всеми первенцами. Богатые, при сем случае, приносили в жертву волов и агнцев, бедные же пару голубей. Пресвятая Мария принесла в жертву за своего Младенца пару птенцов голубиных. В этот же день пришел во храм, по внушению Святаго Духа, один благочестивый старец, по имени Симеон, которому обещано было от Бога не видеть смерти, доколе не увидит Христа Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Дело продолжил Навуходоносор. Он исполнился гнева и приказал разжечь печь. Все материалы пошли в огонь. Заиграли все музыкальные инструменты. Все народы преклонили колена. С точки зрения истории, не было никакого сомнения в том, что происходило. С точки зрения Трех Отроков не было никакого сомнения в вечности. Они померились друг с другом силами. И вот, из печи раздалось пение славословия, которое воздымалось все выше и выше над пламенем. Три Отрока славословили Бога и пели: «Благословен еси, Господи Боже Отец наших, и хвально, и прославлено имя Твое во веки...». Ангел Господень сошел с неба и стал рядом с Азарией. Трое стали четырьмя. Скованные цепями, они ходили посреди огня, прославляя Бога. И загорелся хорос. И осветилось все естество. И они продолжали петь: »Благословите, вся дела Господня, Господа». «Благословите, ангели Господни, небеса... воды... солнце, луна, звезды, роса, дождь, зной, хлад...». И все стало охвачено огнем. Все стало светом, славословием. В то время, как слуги царя не переставали разжигать печь нефтью, смолой, паклей и хворостом, вся их ярость и весь огонь печи стали для тех троих шумящим влажным ветром. И огонь нисколько не прикоснулся к ним, не повредил им и не смутил их. И пламень вырывался и сожигал тех, кто стоял около печи. А они услаждались огнем, как прохладой. Из этого испытания воссиял вечный гимн славословия; они возвысились над пламенем огня и увлекли все творение к пению, возносящемуся до небес. И это славословие было богословием – не человеческим изобретением. Это было непроизвольным рождением, спонтанным излиянием благодарности и признательности (произошедшим в пламени последнего осуждения) – благодарности Тому, Кто «во огне оросил есть отроки богословившия " 177 . Внутри этого стремительного потока, Бог познается как свободная жизнь: как нечто высшее всех возможных пререканий. Деятельность всех людей и всех вещей направлена к тому, чтобы пришел и явился Единый, Истинный, Тот, Кто грядет всегда. Здесь все содействуют друг другу:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Gondik...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010