Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя (Быт.22:16). Так как много было таких, которые наследовали верой обетования, то он пока теперь опустил всех прочих, оставляя их для последующего, и напоминает только об Аврааме, как по важности лица его, так особенно потому, что он и удостоился и получил обетование. И этим он также показывает, что не должно предаваться малодушию, но уповать на Бога, Который, обычно, не скоро исполняет обещание, но спустя долгое время. Когда же Бог клялся Собою? Или в самых словах, в которых говорит: " Я клялся Собой " . А может быть, кто-нибудь скажет, что в слове: истинно содержится клятва Бога Собой; ибо истинно значит " поистине " . Это есть не что иное, как утверждение истины; но истиной может быть кто иной, как не Бог? Так и Господь в Евангелии, говоря: истинно, истинно говорю вам (например, Ин.11:26 и др.), клянется той же самой клятвой; клянется Самим Собой, как и Отец, так как не имеет клясться высшим. Однако некоторые думали, что и Сам Сын тогда беседовал с Авраамом: ибо Писание говорит: сказал же Ангел Аврааму (Быт.гл.18). Но никаким образом, говорят, Отец не мог быть Ангелом, но Сын - великого совета Ангел. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. Каким образом в конце послания говорит, что они только издали видели исполнение обетовании и радовались (Евр.11:13), а теперь говорит, что Авраам получил обещанное? Не об одном и том же говорит здесь и там, но здесь говорит об обетованиях земных, которые Авраам получил спустя долгое время, а там о небесных, которых он еще не получил. Однако и то и другое, - и то, что он получил, и то, что он еще не получил, служит утешением для малодушных, - одно потому, что и мы получим, если обнаружим долготерпение, другое потому, что если еще не получил тот, кто достиг совершенства за столько лет раньше, то слишком неразумны мы, негодующие на то, что еще не получаем. Смотри, как он сказал: долготерпев, получил обещанное, чтобы показать великую силу долготерпения, и что не одно только обетование совершило все, но и долготерпение. Здесь же внушает им и страх, давая понять от противного, что малодушие препятствует исполнению обетования. И это случилось в пустыне с древним народом, который малодушествовал и совершенно не получил обетования. Итак, кто-либо скажет: почему же святые, долго терпев, не получили, как говорится в конце послания? Они, во всяком случае, получат. А роптавшие из народа и не получили, и не получат.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Божьи глаголы о сем творении представляют собеседование, очевидно, не одного Лица в Божестве: и рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию . «Спросим Иудея – говорит Св. Златоуст в изъяснении сего собеседования Божья о творении человека – и посмотрим, что он будет говорить. К кому сказано: сотворим человека по образу нашему? Это ведь писание Моисея, которому они, говорят, веруют, а самом деле не веруют как и Христос сказал: аще бо бысть веровали Моисееви, веровали бысте убо и Мне; – так то письмена у них, а мысли у нас. К кому же сказано: сотворим человека? – Что же говорят эти (Иудеи), которые до ныне имеют покрывало в сердцах своих и не хотят ни сколько понять смысла сих слов? Они говорят, что Бог сказал это к Ангелу или к Архангелу. О, безумие! О, великое бесстыдство! Как это возможно, чтоб Ангел вступил в совещание с Богом создание с Создателем? Дело Ангелов не вступать в совещание (с Богом), но предстоять и служить. И так кто это такой, Кому говорит Бог: сотворим человека? – Кто же другой, если не великого совета Ангел, чудный Советник, Крепкий, Князь мира, Отец будущего века, Единородный Сын Божий, равный Отцу по существу, Им же вся быша? Ему говорит (Отец): сотворим человека по образу нашему и по подобию . Такое изъяснение Св. Златоуста само говорит за свою верность и совершенно согласно со всем ходом Моисеева сказания о миротворении. Когда же, таким образом, последовало совещательное между Отцем и Сыном собеседование о творении человека, то – есть, когда творческая о человеке мысль Бога Отца раскрывалась в Его Единородном и Ипостасном Слове уже для самого осуществления своего во времени и мире, то нераздельно с сим Единородный и сотворил человека, при чем Он, соответственно творческой мысли Своего Отца, благодатно положил на новосозданном печать или образ Своего Отца, положил благодатно: ибо существенный образ Отца есть один – Сам Единородный. Так изъясняются и сии слова: и сотвори Бог человека, по образу Божьему сотвори его. По изъясненному значению Творческих глаголов выходит, что Бытописатель в творении мира слышал и видел действующею или совершающеюся туже самую тайну, какую открыл Христос по отношению к делу воссоздания гибнущего мира: Отец Мой доныне делает, и Я делаю… Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Ведь связь Бога с людьми осуществляется через Духа Святого 258 . Кто может вместить, да вместит. Имеющие уши слышать, да услышат ( Мф. 19:12 ; Лк 8:8 ). Станем вне плотских воззрений. Божество, люди, бесстрастно, и [Отец], прежде бесстрастно родивший Сына по естеству, опять бесстрастно рождает Того же Сына по домостроительству 259 . Свидетель тому Богоотец Давид, сказавший: Господь сказал мне: Ты сын Мой; Я ныне родил Тебя ( Пс. 2:7 ). Слово «ныне» не имеет отношения к предвечному рождению 260 , которое вне времени. 4 . Сегодня воздвигнуты, обращенные на восток, врата, через, которые Христос войдет и выйдет и ворота (сии) будут затворены ( Иез. 44:1–3 ). В вратах этих Христос – дверь овцам ( Ин. 10:7 ) и Восток – имя Того ( Зах. 6:12 ), через Кого мы имеем доступ к Отцу ( Еф. 2:18 ), Источнику Света. Сегодня повеяли ветры -предвестники всемирной радости. Да веселятся небеса и да торжествует земля, да шумит море и что наполняет его (Пс, 95:11), ибо в нем рождается раковина, которая приимет во чреве от ниспосланного с небес Сияния Божества и родит Сына – драгоценнейшую жемчужину – Христа ( Мф. 13:46 ) 261 . Из этой [раковины] Царь Славы, облеченный в багряницу плоти, придет проповедовать пленным освобождение ( Пс. 27:3 , Ис. 61:1 ). Да ликует природа, ибо рождается Агница, [произошедший] от Которой Пастырь облачится в Агнца и раздерет хитон древней смертности 262 , Да кружится в хороводе девство, ибо родилась Дева, Которая, согласно словам Исайи, во чреве приимет, и родит сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: «с нами Бог» ( Ис. 7:14 , Мф, 1:23). С нами Бог, разумейте, несториане, и покоряйтесь, ибо с нами Бог. Не ангел, не посланник, но Сам Господь придет и спасет нас 263 ( Ис. 8:8–9, 63:9 ). Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам ( Пс. 117:26–27 ). Устроим праздник в честь рождества Богородицы. Возвеселись, Анна, неплодная, нерождающая, воскликни и возгласи, не мучившаяся родами ( Ис. 54:1 ; Гал. 4:27 ). Радуйся, Иоаким, ибо от твоей дочери Младенец родился нам, Сын и дан нам, и нарекут имя Ему: Великого Совета о всемирном спасении ангел, Бог Крепкий ( Ис. 9:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

И нарицается имя Его: велика совета Ангел, Чуден, Советник. Имя обыкновенно отмечает существенные свойства личности. В Богочеловеке что есть чудного и великого, как не Его дивное и невыразимое Божество? Когда этот Ангел Завета явился родителям библейского судии Самсона и они спросили об имени Его, то Он так ответил: оно чудно ( Суд.13:18 ). Христос в Своих действиях человеческих на земле всегда являлся Божественной Личностью , и на земле Он не переставал участвовать в совете Пресвятой Троицы. В церковной песни поэтому так говорится о времени пребывания Христа во гробе: Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя Неописанный. Воистину Чуден, Советник! О, если бы наши представители народные, советники государевы, в своих совещаниях о благе истерзанного нестроениями и крамолой нашего отечества почаще обращались к наставлениям этого Чудного, Советника! Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века. Праведным мужам доступно было творить чудеса и воскрешать умерших, но самим восстать из гроба собственной силой ни для кого из них не дано. Христос же, неоднократно являя Свою силу над жизнью и смертью, воскрешал не только других мертвецов, но и Сам восстал из гроба. В этом наиболее познаем в Нем Бога крепкого и Владыку вселенной. Потому-то апостол Павел для вразумления маловерных воскликнул: если Христос не воскрес, то тщетна вера ваша... Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших ( 1Кор.15:1720 ). Так, по слову того же апостола, Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения ( 2Кор.5:19 ). Бог нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе ( Еф.2:57 ). В этом мы познаем во Христе Князя мира и Отца будущего века. Как драгоценны божественные обетования мира для нас, лишенных сегодня мира! Как драгоценны неложные обетования будущего века, когда нынешний век ничего не дает, кроме скорбей и страданий!

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Ибо в крещении являются четыре добродетели и созерцание с догматами. Итак, естество человеческое, на подобие расслабленного разбитое во всех душевных силах, тридцать восемь лет лежало в болезни. Ибо не имело здравой веры в Троицу, не веровало твердо в будущий век, то есть в воскресение и в суд за всю жизнь. Оно не получало исцеления. Ибо не имело Человека, Который бы спустил в купальню, то есть тогда Сын Божий, Который имел исцелить крещением, не был еще Человеком. А когда стал человеком, тогда исцелил естество наше; повелел взять и постель, то есть и тело сделать легким и тонким, и возвыситься от земли, не отягчаясь плотию и земными заботами, но восстать от равнодушия к добру и ходить, то есть двигаться к деланию добра, - Возмущение воды в купальне означает то, что в ней возмущаются духи злобы, сокрушаемые и попираемые благодатью Святаго Духа. О, если бы и нам получить здоровье! Нам, которые расслабели и неподвижны ко всякому доброму делу, и не имеем человека, то есть смысла человеческого, как бы уподобившиеся скотам несмысленным, чтобы он опустил нас в купель слезного покаяния, в которую кто войдет первым, тот получает исцеление. Ибо надеющийся на последующее время и отлагающий покаяние, и не спешащий покаяться здесь, но опаздывающий, не получает исцеления. Итак, старайся войти первым, чтобы смерть не захватила тебя. - Сию купель покаяния возмущает Ангел. Какой? Ангел великого совета Отчего, Христос и Спаситель. Ибо если божественное учение не коснется нашего сердца и не произведет в нем возмущения напоминовением о муках в будущем веке, то купель сия не будет действенна, и здоровья расслабленной душе не бывает. - Справедливо она может быть названа овчею. Ибо в ней, как овцы, омываются внутренности и помыслы святых и незлобивых, уготовляющих себя в жертву живую и благоугодную Богу. О, если бы и мы получили здоровье и по выздоровлении находились в храме, то есть не осквернялись несвященными помыслами, дабы не постигло нас худшее наказание в будущем. На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего, ибо что творит Он, то и Сын творит также.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

Кто же Этот Бог, исполняющий повеление Отца? На это отвечает Евангелие Иоанна, которое говорит о Слове: «Вся Тем быша» ( Ин. 1:3 ). Так различается Бог повелевающий и Бог исполняющий, Бог и Mediator между Ним и имеющими быть созданными вещами 2061 . О Боге повелевающем и исполняющем еще яснее говорится в повествовании о создании человека: «И сказал Бог Сотворим человека по образу Нашему и по подобию...» ( Быт. 1:26–27 ). Из этого видно, что Отец не был одиноким, потому что говорит во множественном числе: сотворим и по образу Нашему. Затем Моисей прибавляет: «И сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил Его» ( Быт. 1:27 ), указывая этим Творящего, сотворенное и образец. Сотворен человек, сотворил Бог Слово, а того, кого сотворил, сотворил по образу Бога, Если бы Сотворивший был одинок, то сказал бы: по образу Своему. Конечно, ссылка на историю творения в доказательство бытия Второй Ипостаси не была чужда и западной литературе. Ее мы встречаем у Иринея 2062 , у Тертуллиана 2063 и у Ипполита 2064 . Но следует отметить, что Иларий посвящает здесь четыре параграфа 2065 в доказательство того, что Бог не мог сказать, обращаясь к Себе Самому: сотворим человека, – как будто имея в виду XIII анафематизм Сирмийского собора 2066 . От повествования о создании мира Иларий переходит к ветхозаветным богоявлениям и останавливается прежде всего на откровении Агари и Аврааму о происхождении их рода от Измаила. «И сказал Ангел Господень Агари: »...умножая, умножу семя твое и не будет исчисляемо по множеству " ». И далее: «И нарекла имя Господа, Который говорил с нею: Ты Бог призревший меня» ( Быт. 16:10, 13 ). Здесь Говорящий дважды называется Ангелом Господним, но говорит не так, как подобает ангелу, а с Божественной властью: «Умножая, умножу семя твое». А далее Ангел, Который говорил, как Бог, уже прямо называется Господом и Богом. Таким образом, здесь речь идет о Сыне, Которого пророк называет Ангелом великого Совета ( Ис. 9:6 ). Это подтверждает дальнейшее богоявление Аврааму: «И сказал Бог Аврааму: »...об Измаиле Я услышал тебя, и благословил его, и весьма умножу его: двенадцать народов родит, и сделаю его народом великим " » ( Быт. 17:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Тогда завистники подсмотрели, что Даниил молится, и донесли царю Дарию. Он очень огорчился, но ничего не смог сделать, чтобы спасти пророка, ведь законы были неотменяемы. Тогда Дарий сказал Даниилу: «Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!» ( Дан. 6, 16 ). И Даниила бросили в ров со львами, а сверху положили камень, запечатанный царем и вельможами, чтобы никто не мог спасти Даниила. Дарий был очень удручен и лег спать без ужина, и всю ночь мучила его бессонница. Рано утром он прибежал ко рву и жалобным голосом крикнул: – Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов? Тогда он услышал голос Даниила изо рва: – Царь, вовеки живи! Бог послал Ангела Своего, и он заградил пасти львов, и они ничего не сделали мне, потому что я оказался перед Ним чист, да и против тебя, царь, я не сделал никакого преступления. Тогда царь чрезвычайно обрадовался и приказал вытащить Даниила, и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего. Тогда привели клеветников, и уже они были брошены в ров, и не успели они долететь до дна, как львы растерзали их. Дарий же издал указ, повелевавший благоговеть перед Богом Даниила, потому что Он есть Бог живой и всегда Сущий, и Царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно. Он избавляет и спасает, Он совершает знамения и чудеса на небе и на земле, Он избавил Даниила от смерти. Это чудесное избавление пророка символизировало Смерть и Воскресение Христа Спасителя. Как Даниил был наказан за верность Богу, так и Господь пошел на Крест из послушания Своему Отцу. Как пророк сошел в ров к хищникам, как бы в самое логово смерти, где не было никаких человеческих способов спастись, так и Христос сходит в глубины смерти, во ад, издревле символизируемый каменным рвом. Львы – это древние убийцы, демоны, чей князь диавол именуется львом рыкающим, ищущим, кого поглотить ( 1Петр. 5, 8 ). Камень, лежащий на рве Даниила и запечатанный царем и вельможами, прообразовал тот камень, который лежал на Гробе Христа, запечатанный первосвященниками ( Мф. 27, 43 ). Ангел сходит в ров к Даниилу, Ангелы сопровождают Христа, сходящего в преисподнюю. Но пасти демонам закрывает Он Сам, Ангел Великого Совета Божия. Как Даниил невредимым вышел из места смерти, так и Господь живым выходит из гробницы. Как враги пророка погибают, так и все отвергающие Христа отдаются Им на растерзание демонам. Возвращение из плена и строительство второго Храма (1Езд.; Неем.; Агг.; Зах.; 2Мак. 1)

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

кровь Того Человека " (ст. 27, 28). Что же апостолы? Они опять беседуют с теми кротко, хотя могли бы сказать: " кто вы, повелевающие вопреки Богу? " Но они что? Опять в виде увещания и совета и весьма скромно отвечают: " Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам " (ст. 29). Великое любомудрие (в словах их) и такое, что отсюда обнаруживается и вражда тех против Бога. " Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов " (ст. 30, 31). " Которого вы умертвили " , говорит, " Бог отцов наших воскресил " . И смотри, как они опять все относят к Отцу, чтобы Сын не считался чуждым Отцу. " Его возвысил Бог " , говорит, " десницею Своею " . Этим указывается не на одно только воскресение, но и на возвышение, то есть, на воз­несение. " Дабы дать Израилю покаяние " . 2. Вот и еще приобретение, еще учение, высказанное в виде защиты! " Свидетели Ему в сем мы " . Какое великое дерзновение! Затем для большей достоверности слов своих (Петр) прибавил: " и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему " (ст. 32). Видишь, как апостолы представляют в свидетели не себя только, но и Духа? Они не сказали: Его дал нам , но: " повинующимся " , и свое являя смирение, и показы­вая величие Духа, и выражая, что и тем (иудеям) можно по­лучить Его. Заметь, как они были поучаемы и делами и сло­вами, но не внимали; за то и постигнет их праведное осуж­дение. Бог для того и попустил вести апостолов на суд, чтобы и те получили назидание, если бы захотели научиться, и апостолы явили дерзновение. " Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их " (ст. 33). Заметь крайнюю их злобу! Надлежало ужаснуться того, что они услышали; а они " разрывались от гнева и умышляли " без всякой вины " умертвить их " . Впрочем, нужно повторить про­читанное выше: " но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни " (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

кровь Того Человека " (ст. 27, 28). Что же апостолы? Они опять беседуют с теми кротко, хотя могли бы сказать: " кто вы, повелевающие вопреки Богу? " Но они что? Опять в виде увещания и совета и весьма скромно отвечают: " Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам " (ст. 29). Великое любомудрие (в словах их) и такое, что отсюда обнаруживается и вражда тех против Бога. " Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов " (ст. 30, 31). " Которого вы умертвили " , говорит, " Бог отцов наших воскресил " . И смотри, как они опять все относят к Отцу, чтобы Сын не считался чуждым Отцу. " Его возвысил Бог " , говорит, " десницею Своею " . Этим указывается не на одно только воскресение, но и на возвышение, то есть, на вознесение. " Дабы дать Израилю покаяние " . 2. Вот и еще приобретение, еще учение, высказанное в виде защиты! " Свидетели Ему в сем мы " . Какое великое дерзновение! Затем для большей достоверности слов своих (Петр) прибавил: " и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему " (ст. 32). Видишь, как апостолы представляют в свидетели не себя только, но и Духа? Они не сказали: Его дал нам, но: " повинующимся " , и свое являя смирение, и показывая величие Духа, и выражая, что и тем (иудеям) можно получить Его. Заметь, как они были поучаемы и делами и словами, но не внимали; за то и постигнет их праведное осуждение. Бог для того и попустил вести апостолов на суд, чтобы и те получили назидание, если бы захотели научиться, и апостолы явили дерзновение. " Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их " (ст. 33). Заметь крайнюю их злобу! Надлежало ужаснуться того, что они услышали; а они " разрывались от гнева и умышляли " без всякой вины " умертвить их " . Впрочем, нужно повторить прочитанное выше: " но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни " (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1669...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance О чем говорит Евангелие Великой субботы? 3 мин., 15.04.2023 Великая Суббота. День, когда тело Христово покоилось во гробе — пещере неподалеку от Гефсиманского сада, которую член высшего государственного совета Иудеи и тайный христианин Иосиф Аримафейский присмотрел в качестве будущей гробницы для самого себя, но уступил Своему Господу. А человеческая душа Иисуса Христа сошла во ад — «темницу», узники которой веками и тысячелетиями были разлучены с Богом, — и, как говорит апостол Петр, проповедовала находяимся в этой темнице духам (ср.: 1 Пет 3:18, 19). В ту же субботу, совпавшую с ветхозаветной пасхой, первосвященники и фарисеи пришли к Пилату с просьбой выставить стражу у гроба Господня: Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтоб ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого (Мф 27:63–64). Стражу выставили, пещеру завалили камнем, а к камню приложили печать. Так злейшие враги Господа собственными руками сделали всё для того, чтобы грядущее Воскресение Христово стало засвидетельствованным фактом. Женщины, явившиеся ко гробу в первый день недели помазать тело Господа благовонными маслами, обнаружили, что тяжелый камень отвален в сторону и на нем сидит Ангел, видом как молния (Мф 28:2, 3), а пещера — пуста. О явлении Ангела и исчезновении тела Христова доложили первосвященникам и некоторые из стражи, так что стражников пришлось подкупать и уговаривать солгать, будто они уснули и не заметили, как тело Христа украли Его ученики (Мф 28:11–15). Впрочем, апостолов эти свидетельства уже не могли заинтересовать. Они встретили Самого Христа. Живого. Воскресшего. Что значат слова Христа «Я с вами вся дни до конца века»? Именно они звучат в Евангелии, которое читается сегодня на литургии. И хотя праздновать Воскресение Христово мы начнем только завтра, но над однажды воскресшим Богочеловеком время уже не властно: с момента Его восстания из мертвых Он принадлежит Вечности и потому пребывает с нами всегда — и как Бог, и как Человек.

http://foma.ru/o-chem-govorit-evangelie-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010