Когда Великий князь Дмитрий Константинович пожертвовал участок принадлежавшей ему земли близ Петрограда под Шамординское подворье (близ Стрельны), то старец Анатолий, как шамординский духовник, поехал на его закладку. Это было осенью 1916 года. Остановился он в доме купца Михаила Дмитриевича Усова на Гороховой улице, – благочестивый этот купец, благотворитель, часто бывал в Оптиной пустыни. В Петрограде старец не имел ни минуты отдыха... Супруга историка Оптиной пустыни И.М. Концевича Е.Ю. Концевич (племянница С.А. Нилуса) тогда, осенью 1916 года, побывала в доме Усовых вместе со своими братом и сестрой. «Когда мы вошли в дом Усовых, – писала она, – мы увидели огромную очередь людей, пришедших получить старческое благословение. Очередь шла по лестнице до квартиры Усовых и по залам и комнатам их дома. Все ждали выхода старца. Ожидало приема и семейство Волжина – Обер-прокурора Святейшего Синода. В числе ожидающих стоял один еще молодой архимандрит, который имел очень представительный и в себе уверенный вид. Скоро его позвали к старцу. Там он оставался довольно долго. Кто-то из публики возроптал по сему поводу, но кто-то из здесь же стоящих возразил, что старец не без причины его так долго держит. Когда архимандрит вышел – он был неузнаваем: вошел к старцу один человек, а вышел совсем другой! Он был низко согнутый и весь в слезах, – куда девалась гордая осанка! Их тайный разговор одному Богу известен! Вскоре показался сам старец и стал благословлять присутствующих, говоря каждому несколько слов. Отец Анатолий внешностью походил на иконы преподобного Серафима: такой же любвеобильный, смиренный облик. Это было само смирение и такая не передаваемая словами любовь. Нужно видеть, а выразить в словах – нельзя! Члены семьи Усовых стали упрекать сидевшую публику в том, что люди чрезмерно обременяют слабого и болезненного старца. Принимает он людей все ночи напролет. Ноги у него в ранах, страдает он грыжей, он чуть живой» 540 . В начале февраля 1917 года Великий князь Дмитрий Константинович снова посетил Оптину и опять с ним приехала княгиня Татьяна Константиновна Багратион-Мухранская, на этот раз со своими детьми. Великий князь пригласил отца Анатолия еще раз приехать в Петроград по делам будущего Шамординского подворья. В конце февраля отец Анатолий поехал, но в это время началась так называемая в истории февральская революция (хаос в Петрограде, а потом и в других городах, цепь бунтов, хулиганских погромов, множество предательских действий по отношению к царской власти со стороны чиновников, военных, членов Думы и так далее), и старец вынужден был остановиться в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Житие С юных лет преподобный Анатолий, в миру Александр Потапов, возжелал стать монахом и уйти в монастырь, но мать его этого не хотела, и он, подобно преп. Сергию Радонежскому, поступил в монастырь только после ее смерти. Многие годы провел в скиту келейником у великого старца Амвросия. После его смерти, будучи еще иеродиаконом, старчествовал в скиту, и вскоре стал общепризнанным старцем Оптиной Пустыни. Он впитал дух оптинского подвижничества – суровое, напряженное бодрствование духа, скрытое в своей келлии, той «расселины в скале, где Господь говорил к Моисею», по выражению преп. Исаака Сирина , простое искреннее отношение ко всему внешнему, видимому, – к братии, посетителям, природе, свету Божию. Уставной ход жизни обители, с ее Богослужением, старцами, насыщенный духовно-просветительной деятельностью, воспитали в нем великого аскета, делателя Иисусовой молитвы, проводившего ночи напролет в молитве, искусного борца с врагом рода человеческого, выдающегося общественного деятеля, воспитавшего тысячи русских душ в духе истинно христианского благочестия. Неспроста он высоко ценил Святителя Тихона Задонского , и как величайшую драгоценность дарил людям его книгу «Об истинном христианстве». Почти полвека спустя один его духовный сын с трепетом вспоминает: «Еще в 1921 году, благословляя меня на пастырство, старец Анатолий сказал мне: «Возьми «Истинное Христианство » Тихона Задонского и живи по его указаниям». Усвоив основы монашеского духовничества у великого Амвросия, старец Анатолий властно руководил монашеской внутренней жизнью. Откровение помыслов – самое сильное оружие в руках духовника и старца. Пишущему эти строки не раз приходилось присутствовать в Оптиной Пустыни, когда старец Анатолий принимал от монахов исповедание помыслов. Эта сцена производила сильное впечатление. Сосредоточенно, благоговейно подходили монахи один за другим к старцу. Они становились на колени, беря благословение, обменивались с ним несколькими короткими фразами. Некоторые быстро, другие немного задерживались.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15109-pr...

Жизнеописание старца Феодора, Санаксарского монастыря строителя. М., 1890 (2-е и 3-е изд.). Жизнь и подвиги схимонаха Феодора. М., 1838; 3-е изд. 1907. Жизнь монаха и пустынножителя Василиска. М., 1849. Житие иеросхимонаха Анатолия (Потапова). Сост. иерей Геннадий (Беловолов) и М. Руденко. Введенская Оптина пустынь, 1995. Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского . М., 1892. (Есть также современные репринтные издания.) Житие и подвиги в Бозе почившего схимонаха Зосимы, его изречения и извлечения из его сочинений. 2-е изд. М., 1889. (Есть также современное репринтное издание.) Житие оптинского старца Варсонофия. Сост. Виктор Афанасьев. Введенская Оптина пустынь, 1995. Житие оптинского старца Нектария. Введенская Оптина пустынь, 1996. Житие и поучения оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Введенская Оптина пустынь, 1994. Евстратий (Головановский), иеромонах. Игумен Вонифатий. Основатель и строитель скита Феофания. Киев, 1873. (Есть также современное репринтное издание.) Игнатия, монахиня. Старчество на Руси. М., Издательство Московского подворья Троице-Сергиевой лавры, 1999. Иеросхимонах Алексий, подвижник московского Симонова монастыря. 2-е изд. М., 1891. Избранные письма оптинского старца скитоначальника схиигумена Анатолия к монахиням/Изд. С. Четверикова «Душеполезное чтение», 1904. 7. Иувиан (Красноперов), монах. Валаамский летописец. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. СПб., 1862. (Есть также современные репринтные издания.) Кирик, схиархимандрит. Иноческие поучения. Мадрид, 1973. Кольцов С. Схимонах Филипп, основатель пещерной киновии при Гефсиманском ските/«Душеполезное чтение», 1881. 3. С. 209–221. Ковалевский А. Воспоминания о духовнике Киево-Печерской лавры, иеросхимонахе Антонии//«Душеполезное чтение», 1881. 1. С. 337–368, 444–469. Ковалевский А. Монахиня Дорофея, подвижница Сухотинского Знаменского монастыря Тамбовской губернии/«Душеполезное чтение», 1886. 1. С. 60–82, 197–214.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) Эпилог И вот настала долгожданная пора: ныне Иоанно-Предтеченский Скит возрождается – трудно и постепенно. Легко вырубить плодоносный сад, но много надо положить трудов на то, чтобы он снова зацвел. Еще труднее взрастить сад духовный – сад души. Некогда преподобный Анатолий (Зерцалов), посылая семена скитских цветов своему духовному чаду, писал: «Цветами не увлекайся, а помни, что та краса только до осени. А вот тех ищи цветов, о которых я тебе внушал: райских иммортелей, как то – смирения, послушания, любви о Господе, чтения, молитвы, – особенно молитвы Иисусовой… Вот этих ищи неутомимо». Собственно и земные цветы, столь нарядно одетые Господом, и вся цветущая красота прежнего Скита – все это было как бы зримой притчей, иносказанием о саде духовном. Это была красота прежде всего духовная, овеянная молитвой. Недаром посетители Скита или впервые вошедшие сюда будущие его насельники не столько глазами, сколько душой воспринимали открывавшуюся им райскую, по словам преподобного старца Варсонофия, красоту. Поэтому даже к простому яблочку из Скита отношение было особенное. «Посылаю тебе три заветные яблока, – пишет преподобный Анатолий (Зерцалов), – больше недели они лежали у меня за стеклом и глядели на Скит, и на птичек, и на все скитское». Сегодня здесь нет, может быть, прежнего благолепия, но все же Скит Иоанна Предтечи, несмотря на долгие годы запустения, по-прежнему полон благодатной жизни, отрады и утешения. И это явственно чувствует всякий человек, приходящий сюда. В храме, как и в былые времена, идут тихие, размеренные службы, читаются скитские правила. Шумит вокруг таинственный сосновый бор. Отражаются ночные звезды в маленьком пруду. Здесь – сердце Оптиной Пустыни. Молитвенная тишина не покинула этого удивительного места. Еще в феврале 1917 года оптинский старец Анатолий (Потапов) пророчествовал о судьбе России: «Будет шторм, и русский корабль будет разбит… но ведь и на щепках и обломках люди спасаются… Все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным». Корабль России еще не воссоздан, хотя многие спасительные дщицы и обломки уже нашли свое место в его вновь отстраиваемой обшивке…

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Анатолий Оптинский, Младший, прп. - житие С юных лет преподобный Анатолий стремился к духовной жизни, но мать не отпускала его в монастырь, и только после ее смерти, 15 февраля 1885 года, когда ему было уже тридцать лет, пришел в Оптину пустынь калужский приказчик Александр Потапов. Вскоре брата Александра благословили быть келейником у преподобного старца Амвросия. Уже в эту пору открылся у преподобного Анатолия дар любви, сострадания, прозорливости. Приняв монашеский постриг 3 июня 1895 года, он постепенно входил в старческий труд и после кончины старцев преподобного Иосифа и преподобного Варсонофия вместе с преподобным Нектарием стал продолжателем старческого духовного делания. Старцы не отвергают никого, но так уж сложилось, что к преподобному Нектарию стремились монашествующие и интеллигенция, а к преподобному Анатолию шел простой люд со своими хлопотами и жалобами, скорбями и болезнями. Всегда смиренный и никогда не унывающий — в народе его ласково называли «утешителем», а еще — «вторым Серафимом». И действительно, та же любовь, радостный и светлый лик, всего несколько мудрых слов, простой подарок... А главное — совершенно особая атмосфера, царившая вокруг старца, оказавшись в которой, человек чувствовал себя как бы «побывавшим под благодатным золотым дождем». На благословение к старцу, на соборование, на исповедь всегда стекалось множество людей. Из братского корпуса старцу Анатолию пришлось перейти в притвор Владимирского храма. И часто приходилось видеть такую картину: в монастыре полное затишье, не видно даже монахов, а Владимирская церковь открыта и полна народу. Батюшка принимал всех без ограничения времени, несмотря на бесконечную усталость, на мучительную боль от ущемления грыжи, боли в кровоточивших ногах. Одно время он вообще не ложился спать, позволяя себе вздремнуть лишь на утрени, во время чтения кафизм. Преподобный был всегда приветливым, постоянно ласковым, сердечным, готовым всегда отдать себя тому, кто приходил к нему с той или иной нуждой или скорбью.

http://pravicon.com/info-1753

   Меньше года управлял старец обителью. Страдания его во время предсмертной болезни были поистине мученическими. Отказавшийся от помощи врача и, какой бы то ни было пищи, он лишь повторял: “Оставьте меня, я уже на кресте”... Причащался старец ежедневно.    1/14 апреля 1913 года предал он свою чистую душу Господу.    Преподобный Варсонофий Оптинский, моли Бога о нас! Преподобный Анатолий (младший) Оптинский...      С юных лет калужский мальчик Александр Потапов стремился к духовной жизни, но мать не отпускала его в монастырь.    15 февраля 1885 года, вскоре после смерти матери, Александр пришел в Оптину Пустынь. Со временем послушник Александр стал келейником у старца Амвросия.    Монашеский постриг состоялся 3 июня 1895 года.    После кончины старца Иосифа и старца Варсонофия, старец Александр вместе со старцем Нектарием стал продолжателем Оптинского Старчества. Если к старцу Нектарию стремились попасть братия и интеллигенция, то к старцу Анатолию шел простой люд со своими скорбями и болезнями.    “Всегда смиренный и никогда не унывающий” – в народе его ласково называли “утешителем”, а еще – “вторым Серафимом”... На благословение к старцу, на соборование, на исповедь всегда стекалось множество людей. Чтобы не мешать братии, старец Анатолий из братского корпуса перешёл в притвор Владимирского храма.    Открытая до позднего вечера Владимирская церковь всегда была переполнена людьми. Батюшка принимал всех без ограничения времени, несмотря на бесконечную усталость, на мучительные болезни. Старец был всегда приветлив, постоянно ласковый, сердечный, готовый всегда отдать себя тому, кто приходил к нему за помощью.    Однажды к старцу Анатолию за духовной поддержкой пришёл попавший в затруднительное положение крестьянин, оставшийся с семьей без крыши над головой, имея за душой лишь 50 рублей денег. Старец Анатолий выслушал несчастного, благословил его и утешил: “Не падай духом, через три недели в свой дом войдешь”. По милости Божией, по молитвам старца так и произошло.    Старцу многое было открыто, предвидел он и гонения на церковь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Такое вот простое, но опытно пройденное, напоминание о важности родительского благословения. На пути к старчеству Кто знает, стал ли бы о. Анатолий великим старцем, если бы он тогда поступил вопреки желанию матери? Вехи, значимые в глазах людей: приход в монастырь, облечение в подрясник, в мантию, могут и не совпадать с теми, что установил Господь для своих избранников. Александру Потапову, — так батюшку звали прежде, — был задан урок послушания в мирской жизни. И он по-христиански подклонил главу, не стал искать своего, исполнил родительское пожелание. Но тем легче было проходить послушание потом, в монашеской семье, ведь оно должно быть не наружным, не показательным. За неложное смирение при поступлении в братию Оптиной Пустыни Александру была даровала милость. Подготовленного послушника выделил и взял к себе келейником сам батюшка Амвросий . Под его руководством проходил Александр школу внутреннего делания. Годы прошли, прежде чем он приступил к аскетическим подвигам: сугубому посту, усиленной ночной молитве. До своего выхода к людям уже в качестве духовного наставника, батюшка немалое время провел в Иоанно-Предтеченском скиту, бывшем центром, средоточием духовной жизни Оптиной Пустыни. Физический труд сочетался там с молитвенным и обязательным для начинающих чтением святоотеческой литературы. Недостатка в книгах не было. Уже в середине XIX века монастырь превратился в один из самых известных в России центров православного просвещения. Оптинская библиотека, по праву считавшаяся одной из лучших, насчитывала  около 7000 наименований книг, преимущественно духовного содержания. Известно, что из всего прочитанного в годы обучения и подготовки к монашеству, о. Анатолий превыше всего ценил труды Святителя Тихона Задонского. В 1921 г. предвидя, насколько затруднительно, если вообще возможно, будет в ближайшее время непосредственное общение священников и передача духовного опыта, старец советовал одному из своих воспитанников, которого благословлял на пастырство: «Возьми «Истинное Христианство» Тихона Задонского и живи по его указаниям». Так старец заботился о том, чтобы в те годы, когда великие обители подвергнутся разорению, молодые духовники через труды святителей и подвижников обрели учителей и наставников.

http://pravmir.ru/anatolij-optinskij-mud...

Прп. Макарий Оптинский с. 300] Когда будут скорби и вы будете не в силах перенести их, тогда от всего сердца обратитесь к Господу, Матери Божией, святителю Николаю, святому, имя которого носите, и скорбь облегчится. Прп. Нектарий Оптинский с. 415] Больше молитесь, не ленитесь, потому что молитва есть пища души. Не морите же души ваши голодом, лучше пусть тело голодает. Прп. Иосиф Оптинский с. 315] Воздайте благодарение Премилосердому Господу, хотящему всем спастись и в разум истины прийти. Прп. Макарий Оптинский с. 144] Молись больше! И ходя молись, и лежа молись. А что на тебя смеются, это тебе полезно и спасительно. За все благодари Бога! Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 116] Мрачное настроение очень может быть от небрежения о молитве, ибо без молитвы душа чувствует голод. Прп. Иосиф Оптинский с. 315] Прошу вас жить благочестиво, чтобы соблюсти веру православную, чтобы никто и ничто, никакие обстоятельства, никакие скорби не могли отторгнуть вас от нее, а для этого нужно непременно молиться, просить помощи Божией сохранить веру свою непорочною. Прп. Никон Оптинский с. 424] Направь сначала себя молитвой на путь спасения, тогда и станешь христианином, кротким молчаливым примером влекущим других на путь сей. Прп. Анатолий (Потапов) с. 392] Подобает иметь мудрость, но не своим разумом, а молить Господа, да упремудрит вас, как поступать в воспитании детей, и да сохранит их от тлетворного духа вредных обычаев мирских. Прп. Макарий Оптинский с. 66] Бог не отступился от тебя. Он всегда с тобою: и день и ночь. Он в сердце твоем и ждет только, когда ты смиришься, чтоб помочь тебе, и когда позовешь Его. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 82] Когда что и случится, то, верно, к искусу нашему и для пользы нашей по Его [Господа Бога – ред.] воле попустится; тут надобны вера и смирение, покорность воле Божией и молитва об укреплении. Прп. Макарий Оптинский с. 157] Кто успел зажечь светильник свой, тот и ликует со Сладчайшим и Вожделеннейшим своим Женихом [Господом Иисусом Христом – ред.] в неумолкаемом шуме празднующих. А светильник-то и есть эта [Иисусова – ред.] молитва. Сердце – фитиль, молитва – огонь, а радость неизглаголанная в сердце молитвенном – действие Духа Святого или наслаждение в невестнике с Небесным Женихом. Потому-то я вас и увещеваю и прошу: не дремите, не губите времени в смехах да шутках, невозвратимого времени; все эти временные утехи обратятся в уголь горящий, в омерзительное зловоние, в невыносимую темноту, а убежать будет некуда. И потому Господь сказал возлюбленным Своим: «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Прп. Иосиф Оптинский с. 321] Попробуй – начни читанное [душеполезное чтение – ред.], по силе, приводить в дело. Да к этому присовокупи (опять по силе) непрестанную Иисусову (устную) молитву – и узришь милость Божию. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 270] Благодари Господа, все строящего нам на пользу. Прп. Макарий Оптинский с. 183] Как молиться Иисусовой молитвой, как за сердцем следить? – Просто от души взывай ко Господу, за простоту Господь пошлет сердечную молитву, взывай и взывай к Нему – и пошлет тебе. Прп. Анатолий (Потапов) с. 396] Уму нашему от скитания семо и овамо много способствует краткая, но часто повторяемая молитва Иисусова, к которой даруй… Господи, приобрести навык – и тогда ясные дни настанут. Прп. Антоний Оптинский с. 239] Надо внимательно слова молитвы произносить, в смысл вникать, а не стремиться к слишком высокому… Ведь если мы неправильно читаем, не внимаем читаемому, то этим утешаем бесов. Прп. Никон Оптинский с. 430–431] Кому завидуешь, за того Богу молись! Прп. Иосиф Оптинский с. 335] Господь заповедал: просите, и дастся вам (Мф. 7, 7), но не сказал числа молитв о каждом деле, сколько произносить, и дает нам только то, что нам полезно, а что нет, то и не дает. Прп. Макарий Оптинский с. 58] Лучше и полезнее полагаться на волю Божию и молиться так: «Господи, якоже веси и якоже хощеши, устрой о мне полезное по воле Твоей святой». Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 146] Советую… при свободе, при страстных движениях, при немощи призывать Бога сей молитвой [Иисусовой – ред.] со смирением. Прп. Макарий Оптинский с. 73] Если какая-либо дурная мысль неотступно приходит на ум и сердце к ней прилепляется, сочувствует ей, тогда надо приложить все силы, чтобы выбросить ее с помощью молитвы Иисусовой и исповеданием. Прп. Никон Оптинский с. 433] Усерднее молись и чаще за тех, к кому будешь чувствовать гнев и памятозлобие, а иначе легко погибнешь. Прп. Иосиф Оптинский с. 336] Неполезно холодное отношение к делу молитвы. «Отмолился, вычитал, что положено, и свободен. Отбыл повинность свою». Такая молитва не дает благих плодов. А такая молитва и бывает у тех, кто ограничивает свое обращение к Богу только совершением правила или хождением в церковь, не стремясь к тому, чтобы молитва наполнила и освятила всю их жизнь, все их дела.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

О первых шагах отца Анатолия на пути старчества сохранилось воспоминание сельской учительницы Нины Владимировны: «Пригласили мы как-то с собою в Оптину нашу знакомую попадью Ольгу Константиновну Кесареву… Та собиралась неохотно: “Ну что теперь в Оптиной! Это когда-то были старцы, а теперь уж их нет больше!”… Прошло несколько дней, и она решила прогуляться. Нарядная, в шляпе, в красной мантилье, подошла к скиту, села с книгой на лесенке старческой “хибарки”. Вышел келейник с ведерком, пошел за водой к колодцу. “Откуда ты, раба Божия?” – спросил смиренно и ласково. “Вот они, хваленые монахи, пристают с вопросами”, – с гневом подумала дама и отвернулась в гордом молчании. А инок Александр, набрав в колодце воды, опять подходит. И начинает рабе Божией сам рассказывать, кто она, откуда, и такое напоминает ей, что хотелось бы забыть навсегда. “Ах, – думает дама, – эта болтунья Марья Михайловна (спутница) всё про меня тут разболтала”. А отец Александр уже о том рассказывает, чего не только Марья Михайловна – ни одна живая душа не знала. Тут уж Ольга Константиновна сообразила, что перед нею необыкновенный человек. Она упала перед ним на колени и восторженно сказала: “Вы – святой!” С тех пор она стала по-другому относиться к оптинским монахам, сняла свой кричащий наряд, покрылась платочком и сделалась покорной ученицей батюшки». 4 июля 1908 года в «Летописи скита Оптиной Пустыни» было записано: «Сегодня после трапезы прощался с братиею скита скитский иеромонах отец Анатолий, переходящий по распоряжению отца настоятеля в монастырь с назначением состоять духовником мирян, прибывающих в Оптину Пустынь на богомолье». Так отец Анатолий переселился в монастырь, в келью при храме в честь Владимирской иконы Божией Матери . Батюшка принимал всех без ограничения времени, несмотря на бесконечную усталость, на мучительную боль от ущемления грыжи, боли в кровоточащих ногах. Исповедь у старца обновляла и возрождала. «Сосредоточенно, благоговейно подходили монахи один за другим к старцу. Они становились на колени, беря благословение, обменивались с ним в этот момент несколькими короткими фразами. Некоторые проходили быстро, другие немного задерживались. Чувствовалось, что старец действовал с отеческой любовью и властью. Иногда он употреблял внешние приемы. Например, ударял по лбу склоненного пред ним монаха, вероятно отгоняя навязчивые приражения помыслов. Все отходили успокоенные, умиротворенные, утешенные. И это совершалось два раза в день: утром и вечером. Поистине, “житие” в Оптиной было беспечальное, и действительно, все монахи были ласково-умиленные, радостные или сосредоточенно-углубленные. Нужно видеть своими глазами результат откровения помыслов, чтобы понять его значение», – писал И.М. Концевич.

http://pravoslavie.ru/63368.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010