Что же произошло с оптинской братией? По словам Г. Запальского, в начале ХХ века в братстве было более 300 человек. После разорения обители проследить судьбу многих из них трудно, но известно, что большинство поселились поблизости – в Козельске и в ближайших деревнях. Еще в течение нескольких лет удавалось в какой-то мере сохранять братство: монахи собирались вместе на богослужениях в окрестных храмах, старались поддерживать монашеские традиции. Но новая власть стремилась рассеять, уничтожить братство: самая масштабная волна арестов приходится на 1930 год, когда были арестованы более 40 монахов из Оптиной и Шамордина, им инкриминировали участие в «контрреволюционном монашеско-монархическом заговоре». В 1930-х гг. оптинское братство было рассеяно, но уцелевшие монахи поддерживали духовные связи через старцев, которые, в свою очередь, сохраняли духовную преемственность от знаменитых Оптинских отцов XIX века: Льва, Макария, Моисея, Амвросия. Лектор назвал имена некоторых из них. Это игумен Феодосий (Поморцев, + 1920), который нес служение духовника паломников и был скитоначальником; иеросхимонах Анатолий   (Потапов; +1922), который отличался особой   любвеобильностью, его звали «народный старец», «утешитель», умер, когда его пришли арестовывать; иеросхимонах Нектарий (Тихонов, +1928) — последний соборно избранный Оптинский старец, которому были свойственны черты юродства, при этом он строго направлял своих учеников, а после изгнания из Оптиной принимал людей в окрестных деревнях; иеромонах Никон (Беляев; +1931) — ближайший ученик старца Варсонофия, имел благословение и после закрытия Оптиной пустыни остаться и тайно принимать паломников, скончался в изгнании как исповедник. Эти имена завершают плеяду Оптинских старцев. Но на этом их история не заканчивается: Запальский рассказал об их учениках-духовных последователях – это так называемые «воспитанники Оптиной», которые из этой обители были по разным причинам отправлены в другие монастыри и, подвизаясь там, сохраняли связь со своей «духовной родиной». Эту связь непросто уловить, но историк отметил, что в переписке эти люди часто используют самоназвание «оптинцы» и вспоминают о тех особенностях Оптиной, которые не встречались им в других местах: это дух братства, строгая общежительная традиция, авторитет старчества. Эти монахи-«оптинцы» стали известными духовниками, к ним тянулись многие миряне и даже считали их новыми «старцами».

http://bogoslov.ru/event/6024923

Батюшка закричал келейнику: «Отец Александр, возьми этого дурака!» Отец Александр (потом о. Анатолий) взял меня за руку и повел вон. А там, когда вывел, стал меня трясти и приговаривать: «Этот будет наш, этот будет наш!» А я говорю: «Что ты врешь?» – так на него рассердился. Отец Анатолий был доброты необыкновенной. Все переносил с благодушием». (Отец Пантелеймон сопровождал батюшку о. Анатолия в Калугу, когда тот был арестован). Мать Анатолия (Мелехова), монахиня Шамординского монастыря, живет в Козельске. Она рассказывала мне о том, как батюшка о. Анатолий умел переносить скорби с благодушием. «Когда батюшку арестовали, то повели его вместе с владыкой Михеем в Стенино, пешком по льду и снегу. Отец Евстигней просил благословения нанять лошадку, а о. Анатолий не благословил: «Зачем лошадь, так дойдем, мне очень хорошо». В Стенине привели их к дяде Тимофею. Отец Анатолий был грустен. Дядя Тимофей спросил: «Что это вы, батюшка, печальный такой?» А он ответил: «Да уж это последнее». Когда ему стали выражать соболезнования, что вот его везут в Калугу, он сказал: «Что это вы, что? Да люди добиваются ехать в Калугу, да не могут, а меня бесплатно везут, а мне как раз нужно к владыке, просить благословение на схиму, вот я и воспользуюсь случаем». Когда его отправили в Калугу, то мать Анатолия послала к нему сестру монахиню узнать, как он там помещен. Сестра нашла его в больнице – кровать у самой двери и на сквозном ветру. А батюшка лежит такой веселый, что просто диво. Отдал сестре этой грязное белье – все в крови (когда шел пешком от вокзала до милиции, то грыжа кровоточила). Когда батюшка вернулся из Калуги остриженный, то многие его не узнали сначала, а потом, признав, были удручены его видом, а он сам веселый, вошел в келлию и сказал: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!» Пил с нами чай и был такой веселый – не мог оставаться на месте – все рассказывал о поездке в Калугу: «Как там хорошо. Какие люди хорошие. Когда мы ехали в поездке, у меня была рвота. До ЧеКа мы дошли пешком, а там владыка Михей почему-то стал требовать лошадь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пришел к нам; а у нас в то время тоже лишних не было. Снял батюшка с себя валенки, да и отдал монаху. Три недели батюшка проходил в высоких сапогах, пока монах не вернулся. Успокаивал батюшка на моих глазах бесноватых. По виду, бывало, не узнаешь, которая больная: стоит, ждет смирно, как и все. Выйдет батюшка, – она и пошла волноваться. Крестным знамением больше он их успокаивал, много-много раз крестил. Сперва-то уж очень от крестного знамения-то они отгораживались и в еще большее буйство приходили, а потом постепенно затихали. Кропил водичкой, мазал маслицем, но к этому реже прибегал, а все больше крестом успокаивал. Был раз такой случай: вошла к батюшке женщина, с виду такая полная, здоровая. Прошло немного времени, слышу неистовый крик; вбегаю, лежит на полу распростертая, как мертвая, не шелохнется: батюшка начинает ее крестить, как только руку поднимет, так она вся вздрогнет, а потом уж дальше – больше, начинает в себя приходить. И что такое. Видел я такие случаи и у других иеромонахов, – он-то крестит, а она лежит спокойно. Спрашивали батюшку как поминать без вести пропавших. Никогда не скажет: «Поминай за упокой». Уж видишь, что знает, что человек помер, а он жалеет родных огорчать: «Поминай за здравие недели две, три, – а кому месяц, два назначит, по своему усмотрению. – А коли слуху не будет за это время, ну уж тогда поминай за упокой». Да скажет так скорбно, скорбно. О последних днях о. Анатолия о. Евстигней рассказывал так: «11 июля в понедельник батюшка отец Анатолий поехал на именины к игумении Ольге на дачу. Вернулся в пятницу 15-го совершенно больной. Как только вошел в келлию, началась рвота, и до 29-го он был болен; день-два полежит, потом опять принимает и занимается. Температура была в эти дни неровная, то 39 с десятыми, то 35 с десятыми. 18-го занимался весь день, ходил, исповедал человек тридцать, провожал отдыхающих, а вечером появилась отрыжка. Я сходил за доктором. 28-го не поднялся, – в постели подписал несколько писем и повестки. Доктор заходил в 9 часов утра и в 8 вечера.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отправить чемодан - это отправить Потапову его чемодан. Инженер Федоров - мой знакомый во Владивостоке. Меня с ним познакомил Потапов, но потом я это знакомство прекратил. Инспектор рыбных промыслов Николай Иванович Черницкий - мой знакомый во Владивостоке. Добротворский - врач; его мне указали как врача, к которому можно обратиться за медицинской помощью. Незабутовский - это директор международного Банка. Я с ним не знаком. Кто такой Анатолий Леонидович - не могу припомнить. Полковника Сулавко я хотел просить об отпуске в Японию. Последние отметки я разобрать не могу: N 14 и т. д. Аркадий Алексеевич Марковский мне не известен. Данными фактического свойства о судьбе АВГУСТЕЙШЕЙ СЕМЬИ я не обладаю. Но ОНА безусловно жива. Я имею только один факт. Однажды в пути между Тюменью и Омском зашёл в одном из вагонов, в котором я ехал, среди публики разговор, что сталось с АВГУСТЕЙШЕЙ СЕМЬЕЙ. Большинство говорило, что ОНА зверски убита. Рядом со мной сидел какой-то господин, которого я не знаю. Он всё время молчал. Кажется, я спросил его, как он думает по этому поводу. Под условием не расспрашивать его, кто именно жив из АВГУСТЕЙШЕЙ СЕМЬИ и как случилось спасение, он мне рассказал, что спас один Екатеринбургский купец, который сам ему говорил об этом. Фамилии этого купца этот человек не называл. Я его, в силу данного мною ему слова не расспрашивать его, не спрашивал об этом. Этот же человек, который со мной вёл этот разговор, сын известного в Омске купца, владельца мельничного дела; его фамилию я забыл. Этот факт, во всяком случае, крупный. Ведь мне об этом говорил человек, который сам слышал рассказ человека, спасшего АВГУСТЕЙШУЮ СЕМЬЮ. Иных фактов у меня нет. Но я верю, что ОНА жива. Эта же область Вашему ведению не подлежит: область веры и чувств. Кроме того, поставьте Вы себя в моё положение. Я верю, что ОНА жива. Может быть, это на чем-либо основано. Но разве же я могу Вам сказать, где ОНА, ради же благополучия, и как ОНА спасена? Впечатление, оставшееся у меня от слов этого моего собеседника, было то, что ГОСУДАРЬ погиб, но только ОН один и погиб, а СЕМЬЯ вся остальная спасена. Б. Соловьёв.

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/03/...

Сколько можно было ежедневно насчитать исцеленных душевно! Одни уходили утешенными в скорбях, другие были пробуждены от греховного оцепенения, иные разрешены от уз отчаяния. Сказанное пророку: Аще изведеши честное от недостойного, яко уста Моя будеши ( Иер. 15, 19 ), – можно применить и к старцу. Его смиренное слово было вместе с тем и слово действенное, слово со властью, ибо оно заставляло повиноваться и веровать неверующего; оно восставляло безнадежного и мало-помалу делало духовным человека плотского, хотя и нельзя было назвать его красноречивым, но оно заключало в себе деятельное поучение старца – опытное и кроткое. Известно несомненно, что все следовавшие с верою советам старца, который имел благодатный дар духовного рассуждения, получали не только душевную пользу, но и благопоспешество в житейских делах своих. Примеров этому так много, что было бы излишне указывать на кого-либо в частности. Прозорливость старца «В марте 1846 года, – вспоминает Н. П.Киреевская, жена известного русского философа Ивана Киреевского, – о. Макарий был у нас в Долбине, и Иван Васильевич в первый раз исповедовался у него, писал же первый раз к батюшке из Москвы, в октябре 1846 года, сказав мне: «Я писал к батюшке, сделал ему много вопросов, особенно для меня важных, нарочно не сказал тебе прежде, боясь, чтобы по любви твоей к нему ты как-нибудь чего не написала бы ему; мне любопытно будет получить его ответ. Сознаюсь, что ему трудно будет отвечать мне». Не прошло после сих слов часа времени, как приносят письма с почты, и два подписанные рукою старца: одно на имя мое, другое на имя Ивана Васильевича. Не распечатывая, он спрашивает: «Что это значит? О. Макарий ко мне никогда не писал». Читает письмо, меняясь в лице и говоря: «Удивительно! Разительно! Как это? В письме этом все ответы на мои вопросы, сейчас только посланные». Нетление мощей старца Известно, что старца Анатолия (Потапова) положили рядом с могилой старца Макария. Когда копали, то могила преп. Макария обвалилась, гроб приоткрылся и тело блаженного старца обнаружилось совсем сохранившимся. Явление старца Макария старцу Илариону

http://azbyka.ru/otechnik/books/15109-pr...

Призываю на Вас и А.С. мир и Божие благословение. О. Герасиму передайте привет и прошу усердно его св. молитв, остаюсь уб. гр. недост. И.А. Сегодня в праздник Бог сподобил и удостоил послужить соборн. службу. О.Герасиму от души усердно кланяюсь усердно благодарю его и прошу усердно молитв о мне грешном. Декабрь 1917 Письмо 27 Достопочтенная о Господе С.Н. Получил ваше письмо и посылку, Спаси Господи, за Ваше внимание. О. Нестор усердно Вас благодарит, мы сделаемся с ним как лучше и удобнее. Слава Богу, что в добром здоровии добрались до св. скита. О. Герасиму привет и земной поклон. Усердно прошу св. молитв. Поздравляю Вас с преддверием св. Четвередесят. Господь благословит начать онаго и в добром здоровьи окончить. О современных событиях и говорить не хочется. Хорошего ожидать нечего. Христос с Вами, спасайтесь. Призываю на Вас и А.С. мир и Божие благословение. Остаюсь уб. гр. недост. И.А. Я посылал вам с Надежд. Денисовн. письмо и б. отцу Герасиму. 1918 г. 24 января. Письмо 28 Достопочтенная о Господе С.Н. Письмо Ваше получил, очень сочувствую о кончине о. Герасима, много оставил сирот, и совершенно некому заменить его, сколько там есть насельников, но отцов нет, все батраки, очень грустно, так трудно найти такого человека, чтобы сие дело и относился бы с душой, будем верить в Господа, Он Сам сказал, где двое или трое во имя Мое, Аз посреде их. Господь Сам укажет, кому поручить сие великое дело. Господу угодно было возродить из ничего сей и собрать насельников. Господь сохранит незыблемо до скончания века. Приехать к Вам не могу, видите, какая погода, да и здоровье то мое не очень важно. Христос с вами, спасайтесь. А.С. глубокий поклон, призываю на Вас, А.С. и других мир и Божие благословение. Остаюсь уб. гр. недост. немощной И.А. 18 Марта Письмо 29 Боголюбивая и многоуважаемая о Господе С.Н. и А.С. Мир вам и спасение, Божие благословение, усердно Вам кланяюсь и от души вас благодарю за все ваши милости и желаю вам от Господа здравия, благодушнаго терпения всех скорбей и болезней и всех встречающихся на пути жизни неприятностей, за все ваши добрыя дела да утешит вас Господь, да воздаст вам Своею благодатию и милостию. Много вам трудов, забот и безпокойств и разных неприятностей, все пройдет и перейдет. Кому теперь препоручена обитель на время управлять и что был ли благочинный, и как владыка сочувственно и участливо ли относится ко обители и кого теперь думают [suc!] избрать настоятеля. Дай Бог добраго и хорошего, ревнастаго и усерднаго, сердобольнаго, заботливаго. Желаю Вам всех благ и милости от Господа и во здравии и благополучии дождаться торжественнаго великаго праздника, будьте вы здоровы, Богом хранимы. Остаюсь убог. грешн. недост. И.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatoliy_Optin...

Поздравляю Вас и А.С. с праздником Светл. Хр. Вос. Молитвенно желаю Вам провести св. дни в духовной радости. Если желание будет, посетите Оптину, милости просим. Христос с Вами, спасайтесь, призываю на Вас мир и Божие благословение. Остаюсь уб. гр. И.А. И А.С. усердный поклон и отец Евсигний вам усердно кланяется. О. Варнава теперь на странной гостинице. О. Нестор шлет Вам искренний привет. Письмо 32 Достопочтенная о Господе С.Н.! Примите от меня привет и молитвенныя благожелания. Как ваше здоровье и А.С. и житье-бытье, слухов как-то много, но что отраднаго ничего нет. Нашу обитель милостию Божиею и за молитвы старцев Бог хранит, далее как Господь даст. Здоровье мое, пока, слава Богу. Едет в Москву м. Зинаида Князева, вам и посылаю с ней это письмо. Христос с Вами, спасайтесь, призываю на Вас мир и Божие благословение, остаюсь убогий греш. недост. Иер. Ан. Письмо 33 Досточтимая о Христе С.Н. и А.С. Помози Вам Господи да не скрывать своего терпения и благодушия в перенесении современных испытаний. Вот Вы спрашиваете скорейший путь к смирению. Конечно, прежде всего, следует сознать себя немощнейшим червяком, ничто не могущим сделать добраго без дара Духа Святаго, от Господа нашего И.Х. подаваемаго на молитву нашу и ближних наших, и по Своему милосердию, если прежния милости сил Его не употребили мы на злыя дела, хотя бы осуждения ближняго, ропота, уныния и т.п. или если чистосердечно в том покаялись на исповеди. Просите молитвеннаго правила. Неопустительно читайте утренния и вечерния молитвы по молитвеннику, а лучше по келейному правилу любой жен. обит., со вниманием, вникая в смысл каждаго слова и углубляясь в него. Четочки употребляйте в церкви, а когда и дома, при самом начале враждебнаго настроения мыслей и чувств, читайте каждодневно по главе св. Евангелия и Ап. Посланий и деяний. Если же захочется поближе беседы с Господом, прочтите кафизму или акафист Сладчайшему Иисусу, Богоматери, но это не обязательно. Вам и супругу Вашему молитвенно желаю милостей Господних, мира душевнаго и Божия благословения. Остаюсь уб.гр.нед. И.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatoliy_Optin...

В 1900 году Флоренский тем не менее поступает на физико-математический факультет Московского университета и занимается чистой математикой. Одновременно он изучает древнюю философию (чрезвычайно увлекается Платоном) и искусство, а также знакомится с Андреем Белым, который вводит его в круг символистов. Уже в это время проявляется его могучая эрудиция, дар ученого и мыслителя. В 1904 году он заканчивает университет; появляются его первые научные публикации. Павел Александрович получает приглашение остаться на кафедре математики, но отказывается и поступает в Московскую духовную академию (МДА), где продолжает изучать философию, богословие, углубляется в духовную жизнь христианских подвижников: старца Гефсиманского скита иеромонаха Исидора – своего духовника и наставника, архимандрита Серапиона (Мышкина), оптинского иеромонаха Анатолия (Потапова). После кончины старца Исидора составляет и публикует его житие. В этот период с особой ясностью Флоренскому открывается истинное содержание и красота подвижнической жизни, однако свое жизненное призвание он видит в другом. По окончании духовной академии в 1908 году он получает должность на кафедре истории философии и надолго поселяется в Сергиевом Посаде. За годы преподавания в МДА (1908–1919 гг.) Флоренский написал свои основные философские и богословские труды, разработал ряд лекционных курсов по философии культа и культуры, по античной философии, философии Канта. С 1912 по 1917 год являлся редактором журнала «Богословский вестник». В 1911 году рукоположен в священники – начались его пастырское служение и литургическая жизнь внутри Церкви, «новая жизнь в Духе», к которой так последовательно стремилось все его существо. О. Павел обрел свое истинное место в этой суетной жизни. В 1914 году он защитил магистерскую диссертацию, которая в более полном виде в том же году была опубликована как книга «Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах». В нетрадиционной для школьного богословия свободной форме писем в ней изложены основные богословско-философские представления Флоренского. Книга стала событием в духовной и культурной жизни России того времени, хотя приняли ее неоднозначно. Ортодоксальные богословы нашли в ней немало полемических и ошибочных мест. Многих из них испугала практически безграничная эрудиция автора и чрезмерная научность аппарата – по объему он почти что равен основному тексту.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Напротив, у о. Нектария посетителей было мало; он жил замкнуто в скиту в келлии о. Амвросия и часто подолгу не выходил. Благословлял он широким крестным знамением; медленный в движениях и сосредоточенный, – казалось, он несет чашу, наполненную до краев драгоценной влагой, как бы боясь ее расплескать. На столе в его приемной часто лежала какая-нибудь книга, раскрытая на определенной странице. Редкий посетитель в долгом ожидании начинал читать эту книгу, не подозревая, что это является одним из приемов о. Нектария давать через открытую книгу предупреждение, указание, или ответ на задаваемый вопрос, чтобы скрыть свою прозорливость. И он умел окружить себя тайной, держаться в тени, быть мало заметным. Нет его фотографии: он никогда не снимался; это очень для него характерно. Конец Оптиной пустыни. Жизнь в холмищах (1923–28). Кончина Оптина Пустынь продержалась до 1923-го года, когда храмы её официально были закрыты. В одном из своих писем, монахиня Нектария сообщала о старце о. Анатолии (Потапове): «Он много страдал». Мы слышали от покойного о. прот. Солодовникова, что его красноармейцы обрили, мучили и издевались над ним. За сутки до смерти, приехали его арестовать. Но старец попросил себе отсрочку на 24 часа, и в этот промежуток отошел ко Господу. Подробная история Оптиной Пустыни со времени революции нам неизвестна. Доходили иногда отрывочные сведения. Одна очевидица рассказывала, что монахини, подобно птицам из разоряемых гнезд, слетались в Оптину по мере ликвидации женских обителей. Им некуда было деваться, и оне тут же ютились. Свое горе несли сюда же и толпы мирян. Спрашивали, как молиться за невернувшихся близких: ужасы революции, гражданская война нанесли потери почти каждому семейству. После долгого перерыва в 1922-ом году прибыла в Оптину А. К. (впоследствии, монахиня Нектария) с сыном-подростком. В 22-м году, когда мы с Мамочкой в первый раз были в Оптиной», рассказывал О. «жив был еще старец о. Анатолий. О тебе мы еще не имели никаких сведений, и Мамочка спросила у о. Анатолия, как о тебе молиться: о здравии, или о упокоении? О. Анатолий спросил маму, не снился ли ты ей как-нибудь? Мама ответила, что видела во сне сыновей едущими на конях: сначала покойного Володю, а потом тебя. Но кони были разных мастей. О. Анатолий сказал: «Ну, что ж! Бог милостив, молись о здравии, Бог милостив!» Мама подумала, что о. Анатолий только утешает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Воистину Христос Воскресе. Достопочтенная о Господе С.Н. Получил Ваше письмо, спаси Господи за память и молитвенныя благожелания. Вопрос ваш, давать ли денег на покупку дома, на таких условиях, сделать закладную на Вас, можно денег дать, если он почему-либо не может выплатить долг, то дом должен быть ваш. Зятю давать большую сумму денег не советую. Строить Санаторию, ведь Кавказ далеко, там же могут быть волнения или еще что, кто Вам будет платить. Обдумайте и обсудите с А.С. слыхали русскую пословицу: плачут, просят денег, а ты плачь не давай, хотя это и противно завету Христа, но, что же делать, меньше греха. О. Герасиму подождать денег давать, какая теперь может быть купчая земля, что имеют, отберут, 10 т. никому не давайте, они для Вас нужны будут, на доброе дело пойдут. Христос с Вами, спасайтесь, не унывайте, молитесь усерднее. Призываю на Вас мир и Божие благословение. Остаюсь убог. гр. недост. немощной И.А. О.Герасиму, если уж крайняя нужда и необходимо, то можно дать 500 и неб. 1000, а там как вам Бог и совесть подскажет. По милости Божией и утреню 1-й день и 2 день в скиту с Архимандритом, и Бог помог. Письмо 19 Глубокоуважаемая о Господе С.Н. Получил письмо и лекарства, буду стараться соблюдать диету [прямо], Спаси Господи за Ваши хлопоты. Вы все заботитесь о поездке в Саров, об этом теперь и думать нельзя. Я ведь еле по кельи хожу, что Бог даст весной, теперь и думать нечего. Насчет билетов т.к. Вы пишите половину продать и половину оставить, как-нибудь умудряйтесь. Молитесь св. Николаю, он не оставит Вас. Господь да утешит Вас, стражд. А.С. – да укрепит его Господь. Ныне приехала из Петрограда Игумения Иван. М-ря м.Ангелина. Остаюсь глубокоув. Вас болящ. Старец уб. Гр. недост. И.А. Письмо 20 Достопочтенная о Господе С.Н. Получил от Вас телеграмму. Я от души благословляю продать имение, но конечно желательно 125 т., но для какой цели покупают, и кто покупатели, если для благотворительной цели и русские покуп. Можно уступить, сколько есть возможности, это конечно за означеную цену, посмотрите как Господь устроит, А.С. Мое здоровье немного улучшается, прошу усердно св. молитв. Спасайтесь, Христос с Вами, призываю на Вас мир и Божие благословение. Остаюсь глубокоув. Вас уб. Гр. недост. И.А. Кто у Вас покупают имение, купец или какой богатый помещик, или же может доктор для санатории, если можно, то хорошо бы тысяч 10 или 15, а, в крайнем случае, если будете мирны и покойны, если уж больше не дают и покупателей нет, то и за эту сумму можно продать, чтобы избавиться от лишних хлопот и заботы. При вашем слабом здоровье, а билеты, теперь ли удобнее продать какия стоят цены или поближе к выигрышу как найдете лучшим и удобным.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatoliy_Optin...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010