1916 г. Письмо 15 Достопочтенная о Господе С.Н., письмо ваше получил. Молитвенно желаю Вам от Господа Бога милости, здоровья и душевного спасения, от души желаю и благословляю отдать имение в Сельско-Хозяйственной Акад. Кажется, условия очень для Вас выгодные, да поможет Господь, Христос с Вами, спасайтесь, призываю на Вас и страждущ. А.С. мир и Божие благословение. Остаюсь глубокоуважающий Вас, болящий старец убогий грешный недостойный Иеромонах Анатолий. Письмо 16 Достопочтенная о Господе С.Н.! Письмо Ваше получил, молитвенно желаю Вам помощи Божией – А.С. в болезни, Вам – в услужении. Св. отцы говорят, боляй и служай одну мзду получат от Бога, жаль, что А.С. стал малодушествовать, правда, крест нелегкий. Ведь можно бы сидя в доме и что-нибудь делать, этим доставить себе более в жизни интереса, от безделия и еще такая болезнь, которая может привести к унынию, от чего да сохранит Господь, что из этого толку, что лекцию будут читать. Если желает А.С., это лучше не надо. Да поможет Господь м. Анатолии поскорее устроиться, да побольше запасется терпением и смирением, уже приклонился день жизни ея. Надо молиться, в нынешнее время, с имением просто горе, как-нибудь умудряйтесь. Лекарство принимать по очереди, за последнее время чувствую такую слабость, да будет воля Божия [во всем], молитесь усерднее, Христос с вами, спасайтесь, призываю на Вас мир и Божие благословение. Остаюсь убогий, грешный, недостойный Иеромонах Анатолий. Письмо 17 Достопочтенная о Господе С.Н. Шлю вам привет и молитвенные благожелания, с благополучным возвращением поздравляю и молитвенно желаю вам от Господа здоровья, всего наилучшаго, простите, что Вас беспокою, что не устроите ли Вы господина, он когда-то был тюр.надз. и домовладельц. г. Венева, Т.к. теперь он без дела, и никак не может устроиться на месте, проще сказать, не везет ему. Если будет, то примите его и обо всем переговорите с ним. Звать его Ив. Никифорович Никольский. Простите, что докучаю, храни Вас Господь. Призываю на Вас и А.С. мир и Божие благословение. Остаюсь убогий, грешный, недостойный Иеромонах Анатолий. Мат. игумении усердный поклон, Марусе, всем знающим поклон. Письмо 18

http://azbyka.ru/otechnik/Anatoliy_Optin...

И последовали названные своими именами так ужаснувшие меня деяния. Кончилось и это. Голова у меня не поднималась от давившего ее стыда. Батюшка наложил епитрахиль и прочел разрешительную молитву. – Девица Елена, восстани! – произнес он потом. И я встала с колен, поняв его фразу, конечно, только в буквальном смысле. Точно видя, как узко я поняла его слова, Батюшка, давая мне крест, добавил: – Не только сказал я вам, чтобы вы с полу встали, нет, надо встать от греха, от прежней жизни. Окончена исповедь, и куда девался строгий и нелицеприятный судия, так беспощадно обнаживший передо мной мне самой неведомые язвы моей души? Батюшка точно преобразился: заботливо, отечески глядят его глаза, и голос звучит ласково: – Дитя мое, как вы себя чувствуете? – Ужасно устала! – не могла не признаться я. И правда, точно в громадную гору я взошла и так изнемогла вдруг... – Еще бы не устать! Ведь борьбу-то какую выдержала! Сядьте, отдохните, да сядьте получше на диван, вот подушку положите. Посидите здесь, пока я приду. И Батюшка ушел куда-то. Этот ласковый тон, эта заботливость снова ошеломили меня; после того постыдного и ужасного, что Старец разглядел в моей душе, после того, как я сама стала себе отвратительной, у него ко мне, такой нечистой, грешной, вместо заслуженного осуждения и презрения нашлось заботливое, отеческое слово, и ни звука упрека, ни тени осуждения». 14 сентября 1907 года по благословению епископа Трифона в Оптину Пустынь приехала паломница Е. со своей сестрой С. Они сначала были у старца Анатолия (Потапова), а потом пошли в Скит. Они раньше обращались со своими духовными нуждами к старцу Варнаве Гефсиманскому , но в марте 1906 года он умер. Епископ Трифон советовал им ехать в Оптину к о. Варсонофию. Однако другие кто-то, как вспоминает Е., «Батюшку Варсонофия нам очернили, что он горд и недоступен». Вот они приехали, но, несмотря на совет владыки Трифона, к о. Варсонофию идти не собирались, а пошли к о. Анатолию. Вы причастницы? – спросил тот. Да. – Ну так за послушание идите к батюшке Варсонофию.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

В самой Палестине между 1857 и 1914 гг. Русская Духовная миссия в Иерусалиме и Общество приобрели более 65 участков земли общей площадью около 150 гектаров. Для сравнения: эта площадь в шесть раз превышает территорию Московского Кремля. Деятельность Общества развивалась по трем направлениям: организация паломничества в Св. Землю, благотворительность и научные исследования. К 1912 г. в Палестине, Сирии и Ливане работали 101 школа и две учительские семинарии с интернатами, принадлежащими Обществу. До 1917 г. вышло 62 «Палестинских сборника». После революции большевики конфисковали все авуары Общества в русских банках, 4-этажный дом в Петрограде, где находились его правление и богатейшая библиотека (около 12 тысяч томов ее позднее были списаны в макулатуру). Общество, ставшее именоваться к тому времени просто «Палестинским», было включено болыпевицким правительством в систему Академии наук (29.8.1919). Большая часть земельных владений была захвачена правительством государства Израиль, либо продана советским правительством (за Православные Святыни мы получали апельсины). Некоторое оживление деятельности Общества наметилось в начале 1950-х гг. В 1954 г. был возобновлен выпуск «Палестинских сборников» (до наст. времени их издано чуть больше тридцати). Решением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 25.5.1992 Обществу было возвращено его первоначальное название Императорского Православного Палестинского. Правительству рекомендовано принять необходимые меры по практическому восстановлению и возвращению ему имущества «по имеющимся документам и другим официальным свидетельствам ». 216 Возможно речь идет об иеросхимонахе Анатолии-младшем (в миру Александре Алексеевиче Потапове, 1855 †30.7.1922) – великом Оптинском старце, последнем из скончавшихся в самой Пустыни. Читать далее Источник: «Свете тихий» : Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского)/[Сост. Сергей Фомин] - Москва : Паломник, 1996-./Т. 1. - 1996. – 493 с. (Русское православие XX века). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Крылов А., Барковец О. Печальная звезда//Московский комсомолец. 29.07.1992. " Известия " о работе судмедэкспертов в Екатеринбурге//ИТАР-ТАСС. 30.07.1992. Пашков Александр. Захоронение Царской семьи определено, но кто был кто, пока неизвестно//Известия. 30.07.1992. Олейник Борис. Встаньте, суд грядет...//Правда. 30.07.1992. Пискарев Б., Алексеев Д. Повар или император? Посмертная судьба Царской Семьи: неразгаданные тайны//Российские вести. 31.07.1992, 26 (72). Gloger Katja. Geheimsache Zarenmord//Stern. 1992, июль, 27. Иванов Г. О царской семье//Октябрь. 1992, 7. Политическая хроника: О самозванцах. Нам пишут из Москвы...//Наша страна. 01.08.1992, 2191. O’Hara-Forster Brigid. The End of The Romanovs (Рецензия на книгу Э.Радзинского " The Last Tsar: The Life and Death of Nicholas II " )//Time. 03.08.1992. Яковлев Николай. 1 августа 1914. Издание третье. М., Москвитянин, 1993. Подписано в печать 05.08.1992. Кабанов Н. Николай II умер в 1957 году?//Советская молодежь (Рига) 05.08.1992 г. Усачев Дмитрий. Царя узнал дантист//Российская газета. 06.08.1992. Потапова Надежда. Союз российского дворянства сомневается в принадлежности Царской Семье найденных останков//ИТАР-ТАСС. 08.08.1992. Политическая хроника: Собчак о Ленине. Нам пишут из Нью-Йорка...//Наша страна. 08.08.1992, 2192. Кирсанова Наталия. Предполагаемые останки последнего российского императора будут доставлены в Британию на экспертизу//ИТАР-ТАСС. 11.08.1992. Иоффе Генрих. Революция и судьба Романовых. М., Республика, 1992. Подписано в печать 13.08.1992. Скворцова Елена. Екатеринбург жаждет арии варяжского гостя//Рабочая трибуна. 14.08.1992. Латышев Анатолий. Место убийцы вакантно//Российская газета. 29.08.1992. Джапаков А. Если это фрейлина, где же царевна?//Труд. 1992, август. Крылов А., Барковец О. Наследник престола//Ореол. 1992, август, 31 (74). Гимазов-Одинцов О. Нам близка " Память " , но мы не антисемиты, а антисионисты//Ореол. 1992, август, 35. Кабанов А.Г. Трагедия Екатеринбургской ночи//Эхо Литвы. 02-03.09.1992.

http://religare.ru/2_47504.html

Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного, Отдохнёшь и ты… Да? Я вот тоже люблю… старый романтик… Здесь много чудесного… Именно поэтому я живу в этом городе подолгу. Полгода в Питере, полгода здесь. У меня тут своё дело, творческая мастерская, небольшой домик… Я ведь человек творческий… — А вы помните мою маму? — Да, конечно, прекрасно помню! Она оставила в моей жизни незабываемый след: очаровательная, обаятельная девушка! Утончённая… А улыбка! Она целый год была моей музой… Про тебя? Да, знал. Но ты должна понять: я человек творческий, я не мог обременять себя семьёй. Понимаешь, есть люди, не созданные для семейной упряжки, — вот я такой… В моей жизни было много женщин, я всегда любил и ценил их! А они любили меня… Любовь — прекрасное чувство, оно рождает вдохновение! А вдохновение — это штука тонкая… Лена слушала и кивала головой, а сама думала: «Ещё это прекрасное чувство рождает детей. Но с детьми, наверное, не до вдохновения…» Её папа Петрович работал литературным редактором. Он и сам писал статьи и книги, но маленькая Ленка не мешала его вдохновению: он забирал её из садика, играл, позже делал с ней уроки, проверял сочинения. Папа не был таким высоким и элегантным, как Игорь Германович, никогда не носил таких дорогих брендовых костюмов и не жил за границей. Невысокого роста, в очках, её Петрович не называл себя творческим человеком, не созданным для семейной упряжки. Он не любил многих женщин: он всю жизнь любил одну-единственную — её маму. И Лену любил. Он любил её не как родную — она действительно была его родной. По вечерам они втроём, по очереди, читали вслух: «Дети капитана Гранта», «Десять тысяч лье под водой»… Лена увлекалась, читала так, как будто это она ищет капитана Гранта, а оторвавшись от книги, замечала, как мама с папой радуются её чтению, в знак умиления подталкивают друг друга локтями. Петрович учил дочь быть честной перед собой и не поступаться дружбой. А когда из-за честности и верности в дружбе случился конфликт с одним учителем и ей поставили подножку на экзамене, лишив заслуженной медали, папа не дал впасть в депрессию, оградил от разочарования своей верой. Он говорил: «Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!» Позже она узнала, что это слова Оптинского старца Анатолия (Потапова).

http://azbyka.ru/fiction/nebesnye-uroki-...

Откровение помыслов – самое сильное оружие в руках духовника и старца. Пишущему эти строки не раз приходилось присутствовать в Оптиной Пустыни, когда старец иеросхимонах Анатолий (Потапов) принимал от монахов исповедание помыслов. Эта сцена производила сильное впечатление. Сосредоточенно, благоговейно подходили монахи один за другим к старцу. Они становились на колени, беря благословение, обменивались с ним в этот момент несколькими короткими фразами. Некоторые проходили быстро, другие немного задерживались. Чувствовалось, что старец действовал с отеческой любовью и властью. Иногда от употреблял внешние приемы. Например, ударял по лбу склоненного пред ним монаха, вероятно, отгоняя навязчивое приражение помыслов. Все отходили успокоенные, умиротворенные, утешенные. И это совершалось 2 раза в день, утром и вечером. Поистине – «житие» в Оптиной было беспечальное и, действительно, все монахи были ласково-умиленные, радостные или сосредоточенно-углубленные. Нужно видеть своими глазами результат откровения помыслов, чтобы понять все его значение. «Настроение святой радости, охватывающее все существо принесшего исповедь старцу, описывает один древний инок в таких словах: «Я исполнился неизреченной радости, чувствуя свой рассудок очищенным от всякой скверной похоти. Я наслаждался такой чистотой, что невозможно сказать. Свидетельствует об этом сама истина, и я укрепился твердою верою в Бога и многою любовью... Я был бесстрастным и бесплотным, осененным Божиим просвещением и созданным Его велением» (Палест. Патер., вып. II, 95 – 96). Св. авва Дорофей (1» 620) в наставлении о страхе Божием рассказывает о том блаженном состоянии, в котором он пребывал, когда открывал помыслы старцу: «Я не имел никакой скорби, никакого беспокойства. Если случалось, что приходил мне какой помысел, я брал дощечку и писал старцу (потому что я письменно спрашивал его прежде, чем служить ему), и не успевал оканчивать письма, как чувствовал пользу и облегчение. Так велика была беззаботность и покой во мне. Не понимая силы добродетели и слыша, что многими скорбями должно нам входить в Небесное Царство, я убоялся того, что не имел никакой скорби. Я открыл это старцу, и он сказал: не скорби, тебе не о чем беспокоиться. Кто находится в послушании у отцов, тот наслаждается беззаботностью и покоем».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Да не погубит беззаконие ума и здоровья их, да не расслабят грехи душевных и телесных сил их. Судия Праведный, наказывающий детей за грехи родителей до третьего и четвертого рода, отврати такую кару от детей моих, не наказывай их за грехи мои, но окропи их росою благодати Твоей; да преуспевают в добродетели и святости; да возрастают в благоволении Твоем и в любви людей благочестивых. Отче щедрот и всякого милосердия! По чувству родительскому я желала бы детям своим всякого обилия благ земных, желала бы им благословения от росы небесной и от тука земного, но да будет с ними святая воля Твоя! Устрой судьбу их по Твоему благоволению, не лиши их в жизни насущного хлеба, ниспосылай им все необходимое во времени для приобретения блаженной вечности; будь милостив к ним, когда согрешат перед Тобою; не вменяй им грехов юности и неведения их; приведи в сокрушение их сердца, когда будут противиться руководству благости Твоей; карай их и милуй, направляя на путь, благоугодный Тебе, но не отвергай их от лица Твоего! Принимай с благоволением молитвы их; даруй им успех во всяком добром деле; не отврати лица Твоего от них во дни скорби их, да не постигнут их искушения выше сил их. Осеняй их Твоею милостью; да ходит Ангел Твой с ними и сохранит их от всякого несчастия и злого пути. Всеблагий Боже! Соделай меня матерью, веселящеюся о детях своих, да будут они отрадою моею в дни жизни моей и опорою мне в старости моей. Удостой меня, с упованием на Твое милосердие, предстать с ними на Страшном суде Твоем и с недостойным дерзновением сказать: Вот я и дети мои, которых Ты дал мне, Господи! Да совокупно с ними, прославляя неизреченную благость и вечную любовь Твою, превозношу пресвятое имя Твое, Отче, Сыне и Душе Святый, во веки веков. Аминь. Молитвы Оптинских Старцев от антихриста Молитва преподобного Анатолия Оптинского (Потапова) От антихриста Избави мя, Господи, от обольщения богомерзкаго злохитраго антихриста близгрядущаго, и укрый мя от сетей его в сокровенней пустыне спасения Твоего. Даждь ми, Господи, крепость и мужество твердаго исповедания Имени Твоего Святаго, да не отступлю страха ради диавольскаго, да не отрекуся от Тебе, Спасителя и Искупителя моего, от святыя Твоея Церкве. Но даждь ми, Господи, день и ночь плач и слезы о гресех моих и пощади мя, Господи, в час Страшнаго Суда Твоего. Аминь. Молитва преподобного Нектария Оптинского

http://pravmir.ru/molitva-optinskix-star...

– А вы помните мою маму? – Про тебя? Да, знал. Но ты должна понять: я человек творческий… – Да, конечно, прекрасно помню! Она оставила в моей жизни незабываемый след: очаровательная, обаятельная девушка! Утонченная… А улыбка! Она целый год была моей музой… Про тебя? Да, знал. Но ты должна понять: я человек творческий, я не мог обременять себя семьей. Понимаешь, есть люди, не созданные для семейной упряжки, – вот я такой… В моей жизни было много женщин, я всегда любил и ценил их! А они любили меня… Любовь – прекрасное чувство, оно рождает вдохновение! А вдохновение – это штука тонкая… Так вот, об экспрессионистах… Лена слушала и кивала головой, а сама думала: «Еще это прекрасное чувство рождает детей. Но с детьми, наверное, не до вдохновения…» Ее папа Петрович работал литературным редактором. Он и сам писал статьи и книги, но маленькая Ленка не мешала его вдохновению: он забирал ее из садика, играл, позже делал с ней уроки, проверял сочинения. Папа не был таким высоким и элегантным, как Игорь Германович, никогда не носил таких дорогих брендовых костюмов и не жил за границей. Невысокого роста, в очках, ее Петрович не называл себя творческим человеком, не созданным для семейной упряжки. Он не любил многих женщин – он всю жизнь любил одну-единственную: ее маму. И Лену любил. Он любил ее не как родную – она действительно была его родной. По вечерам они втроем, по очереди, читали вслух: «Дети капитана Гранта», «Десять тысяч лье под водой»… Лена увлекалась, читала так, как будто это она ищет капитана Гранта, а оторвавшись от книги, замечала, как мама с папой радуются ее чтению, в знак умиления подталкивают друг друга локтями. Петрович учил дочь быть честной перед собой и не поступаться дружбой. А когда из-за честности и верности в дружбе случился конфликт с одним учителем и ей поставили подножку на экзамене, лишив заслуженной медали, папа не дал впасть в депрессию, оградил от разочарования своей верой. Он говорил: «Живи просто, по совести; помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!» Позже она узнала, что это слова Оптинского старца Анатолия (Потапова) .

http://pravoslavie.ru/71236.html

Затем в Америке мы тоже имели очень большую поддержку, и духовную, и материальную, от Американской Русской Православной Церкви, получившей в 70-х годах статус автокефалии. Затем мы имели личные отношения с владыкой Сурожским Антонием в Великобритании, мы имели личные отношения, например, с отцом Виктором Потаповым в Вашингтоне и так далее. Конечно, официальной поддержки мы не имели со стороны Московской Патриархии как таковой, но, с одной стороны, через митрополита Сурожского Антония , а с другой стороны, через митрополита Филарета, которого я встретил в Женеве на одном всеправославном собрании, мы получили благословение на нашу работу. Увидев меня, он сказал: «А, вот «Голос Православия» идет!» И он меня на эту деятельность благословил. И я всегда радуюсь тому, что когда мы находимся в Петербурге, первая наша забота и задача – выявить наше почитание и благодарность той поддержке и тому вниманию, который нам дарует Его Высокопреосвященство, митрополит Владимир. Это, действительно, конкретный пример реальной поддержки, которую он дарует через «Голос Православия» и «Граду Петрову». О. Суровегина: Спасибо, отец Борис. Многие замечательные люди стояли у истоков православного вещания, и мне бы хотелось обратить внимание хотя бы на некоторых из них. Известно, что в любом деле большую роль играет казначей, и казначеем «Голоса Православия» с первых дней был Степан Николаевич Татищев. Может быть, Вы что-то скажете об этом человеке с такой звучной фамилией? Прот. Борис Бобринский : Степан Николаевич сначала долго был в России, при французском посольстве в Москве. Затем он оказался персоной нон грата в России в трудные советские времена. Ему пришлось покинуть Россию. В те годы мы с ним лично очень подружились, и без всякого труда нам удалось увлечь его делом «Голоса Православия». Должен сказать, что в эти первые годы он играл очень немалую роль – поддержкой, вдохновением, участием, заботой, поиском редств и так далее. Я думаю, что он с конца 80-х годов ушел, и его заменил Валентин Анатольевич Корельский.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Александр Щипков В «Крокус Сити» под хороший фортепианный аккомпанемент миру явлена новая политическая партия «Коалиция Небо». Ее создатель Иван Охлобыстин, по его словам, готов некоторое время побыть лидером новоиспеченной партии, а затем станет ее «неофициальным духовным наставником». Немного эзотерики в таком важном деле, конечно, не повредит. Священник Николай Булгаков Неверие убивает. И чудовищная эпидемия самоубийств детей и подростков нынешним Великим постом – это страшный приговор безбожию. Он вскрывает страшную сущность неверия, богоборчества – то, что это направлено против жизни, против человека, а отнюдь не его самоутверждение, как страшно и коварно лжет человеку его убийца, ни на секунду не оставляющий «заботы» о каждом из нас – дьявол. Интервью протоиерея Димитрия Смирнова немецкому телеканалу MDR (журналисты Кристоф Ваннер и Валерия Потапова), в котором о.Димитрий предлагает проявить милосердие и не лишать скандально известных «девушек» свободы, а ограничиться высылкой из страны, а их детей он готов взять на воспитание в свой детский дом «Павлин». Анатолий Вассерман Всё предыдущее поведение этой шайки – такие же попытки насилия если не над нашими телами, то над нашими душами. Если такое насилие прощать – с каждым днём будет всё больше желающих силой согнуть народ – нас! – по своей кривой мерке. English Edition [Orthodoxy Today] His Holiness Patriarch Kirill A mere list of these historical stories shows that relations between our two Churches are very special. We were always together, even in the hard post-war time when we supported each other, exchanged delegations, and all this continues today. [Orthodoxy Today] Vasily Pisarevsky The data from recent polls in social networks is even more indicative. 67% of all users of the popular Russian social network VKontakte voted for burying him, as did 85% of the Facebook users who participated in the polls conducted on the RIA Novosti platforms. So how do people push forward an issue that seems to have reached a dead end but which troubles the obvious majority of Russian citizens regardless of political or religious convictions? This was the topic of the press conference.

http://pravoslavie.ru/archive/120427

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010