Вскоре после этих трех последних служб, на которых я общался с ним, владыка вновь попал в больницу. Отец Иоанн попросил меня приобщить владыку. Когда я хотел взять в соборе Святые Дары, то меня предупредили, что у владыки много посетителей и что в тот момент причастить его было невозможно. Владыку в живых я уже больше не застал. Вечная ему память! — Как складывалось Ваше дальнейшее служение? — Перед смертью владыка Антоний в своем последнем письме просил Святейшего Патриарха Алексия II оставить меня здесь для окормления русскоязычной паствы. Так, вместе с владыкой Василием, который наследовал кафедру митрополита Антония, паства окормлялась двумя архиереями. Тут я пока и остаюсь викарным епископом уже при архиепископе Сурожском Елисее . — Владыка, возвращаясь к митрополиту Антонию, нельзя не упомянуть о его даре слова, его проповедническом таланте. Как они повлияли на Вас, на Ваше общение с паствой? Ваши проповеди прихожане собора тоже любят за проникновенность и за то, что в них Вы умеете раскрыть духовную суть событий. — Насчет моих проповедей могу только сказать, что говорю, как нас учили в семинарии и как советовали бывшие еще в то время в живых наши мудрые дореволюционные преподаватели, которые служили с самим Патриархом Тихоном . Кто не знает, тот может почитать гомилетику. Нужно нормально говорить, чтобы люди слышали. О проповедническом таланте владыки уже сказано очень много. Как он говорил? Свободно, без голосовых изменений, но твердо и красиво, с убеждением, потому что он по собственному опыту знал, чему он нас учил. Владыка не говорил пустых фраз, не говорил о вещах, не пережитых опытно. Он ставил себя перед Богом и только с осознанием этого и говорил. В одном из своих выступлений в Московской духовной академии, это было в 1973 году, владыка делал доклад о пастырстве. Интересно обратиться к словам этого доклада: «О чем говорить (во время проповеди. — Ред.)? Очень просто: проповедь не надо говорить никому, кроме как самому себе. Стань перед судом евангельского отрывка, поставь себе вопрос о том, как ты стоишь перед ним. Если слово, которое ты говоришь в проповеди, тебя ударяет в душу, оно ударит в чужую душу. Но если проповедник будет говорить вот этим людям то, что, ему думается, им полезно знать, то большей частью это будет бесполезно, потому что ума это, может быть, коснется, если проповедник окажется способным умно об этом сказать; но жизнь это ничью не перевернет» (митрополит Антоний Сурожский. Проповеди и беседы. Париж, 1976. С. 119).

http://patriarchia.ru/db/text/3142220.ht...

Если к 1991 году Сурожская епархия насчитывала около 30 приходов и общин, а общее число ее верующих составляло порядка 2-3 тысяч, то после крушения коммунизма общая численность русскоязычных мигрантов из стран бывшего СССР, живущих в Великобритании, достигло 250 000 человек, из которых только в Лондоне живет около 100 000. Среди тех, кто не разделяет взглядов на жизнь епархии, сложившихся при митрополите Антонии, епископ Василий, в частности, называет своего викария архиепископа Керченского Анатолия (Кузнецова), на которого возложена забота о русскоязычных прихожанах, и протоиерея Андрея Тетерина, который в конце прошлого года открыто выступил против управляющего епархией. По словам епископа Василия, активное участие в нагнетании конфликта принимает ОВЦС, призывающий всех недовольных своим архиереем «просто обращаться в Москву». Перманентные скандалы, омрачающие жизнь Сурожской епархии на протяжении последних лет, считает епископ Василий, вызваны не конфликтами между отдельными людьми, а объективными причинами. В этой связи епископ считает, что вновь прибывшим в Британию выходцам из бывшего СССР следует оставаться в юрисдикции Московского патриархата. Что же касается тех, кто разделяет взгляды на церковную жизнь, сложившиеся в годы управления епархией митрополита Антония, то им, по мнению архиерея, предпочтительнее будет войти в состав «церковной структуры, более всего походящей на нее», - Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе (с центром в Париже) под омофором Вселенского Патриарха. 1 мая епископ Василий обратился с  письмом к всему клиру Сурожской епархии и членам Епархиального совета, в котором также изложил свои намерения. На следующий день, 2 мая, он направил письмо Вселенскому Патриарху Варфоломею I , в котором попросил принять его под свой омофор. Как уточняет епископ Василий, управляющий Архиепископией православных русских церквей в Западной Европе архиепископ Команский Гавриил (де Вильдер) ранее был проинформирован о его позиции. В своих письмах епископ Василий отмечает, что решение о смене юрисдикции далось ему с большим трудом, поскольку на протяжении нескольких десятков лет, с тех пор, как он принял православие, он пребывал под омофором Московского Патриарха. В то же время, считает архиерей, тот факт, что Московский и Константинопольский патриархаты находятся между собой в евхаристическом общении, не дает основания говорить о полном разделении между теми, кто перейдет вместе с ним в Константинопольскую Церковь, и теми, кто останется в РПЦ.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Рассмотрев доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о посещении им Брюсселя для встреч с высокопоставленными представителями Европейского Союза и Организации Североатлантического договора, Священный Синод одобрил позицию, выраженную в ходе собеседований с представителями международных организаций в Брюсселе. Принято решение считать полезным продолжение и развитие контактов с европейскими и иными межправительственными организациями с целью их ознакомления с позицией Русской Православной Церкви по широкому кругу мировоззренческих и общественно значимых вопросов, содействия миротворческому процессу, отстаивания интересов православных верующих Московского Патриархата. В связи с расширением диалога Русской Православной Церкви с европейскими международными организациями Священный Синод принял решение о преобразовании постоянной делегации Московского Патриархата при Европейском Союзе в Представительство Московского Патриархата при европейских международных организациях. Представительство расположится в Брюсселе. Главой указанного Представительства определено быть Преосвященному Илариону с титулом епископа Подольского, викария Московской епархии. Заслушав доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, о положении дел в Сурожской епархии, Священный Синод определил архиепископу Анатолию (Кузнецову) быть настоятелем ставропигиального прихода в городе Манчестере (Великобритания) и благословил ему продолжить служение в Сурожской епархии в качестве викарного архиерея с титулом " Керченский " . На основании доклада архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна Священным Синодом принято решение о проведении в Москве 31 октября - 3 ноября 2002 года III (VII) Съезда епархиальных миссионеров и одобрена его программа. Священным Синодом одобрен доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, об очередном богословском собеседовании представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии. Указанное собеседование на тему " Оценка богословского и общественного аспектов собеседований представителей двух Церквей за 30-летний период в контексте современных проблем " пройдет 28 сентября - 5 октября 2002 года в Москве. Утвержден персональный состав делегации Московского Патриархата.

http://zavet.ru/news/0207/n18.htm

17 марта 1988 г., в престольный праздник Даниловской обители, по представлению наместника монастыря архимандрита Тихона (Емельянова) , митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием (Немцовым) возведен в сан архимандрита. Послушание эконома монастыря нес до августа 1989 г., когда закончил обучение в аспирантуре при МДА. В 1989-90 гг. нес послушание первого помощника наместника Данилова монастыря по приему иностранных гостей. 16 октября 1990 г. указом Святейшего Патриарха назначен настоятелем храма Вознесения Господня, что за Серпуховскими воротами, в Москве. В 1994 г. создал при храме детский приют с домовым храмом Новомучеников и исповедников Российских. 20 декабря 1994 г. приют освятил Святейший Патриарх Алексий II. B 2001 г. рядом с храмом Вознесения Господня за Серпуховскими воротами было закончено возведение нового крестильного храма св. равноап. кн. Ольги. Решением Священного Синода от 16 июля 1995 г. избран епископом Красногорским, викарием Московской епархии, с назначением на должность председателем нового Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями . Хиротонисан 12 сентября 1995 г., в день празднования перенесения мощей св. блгв. кн. Александра Невского и обретения мощей св. блгв. кн. Даниила Московского, за Литургией в Троицком соборе Данилова монастыря в Москве. Хиротонию совершили: Святейший Патриарх Алексий II; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий; архиепископ Керченский Анатолий ; архиепископ Валентин (Мищук) ; архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим; архиепископ Солнечногорский Сергий ; архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий ; епископ Архангельский и Мурманский Пантелеимон; епископ Тверской и Кашинский Виктор ; епископ Красноярский и Енисейский Антоний ; епископ Истринский Арсений ; епископ Бронницкий Тихон; епископ Дмитровский Иннокентий; епископ Верейский Евгений  и епископ Орехово-Зуевский Алексий . Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. ( журнал 5 ) назначен управляющим Тираспольской епархией .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244980...

3. Беседа с архиепископом Керченском Анатолием (Кузнецовым) [Электронный ресурс]//Иркутская епархия. Региональный православный портал. URL: (дата обращения: 10.03.2010). 4. Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. – Москва: Лепта, 2004. – 381 С. 5. Ганженко Е. Тайна старого камня [Электронный ресурс]//Иркутская епархия. Региональный православный портал. URL: (дата обращения: 16.03.2010). 6. Горбатов А. В. Государственно-церковные отношения в Сибири (1949-1952 гг.)//Известия Томского политехнического университета. – 3 – т. 310. – Томск, 2007. – С. 166-170. 7. Горбатов А. В. Закрытие православных обществ в Сибири: основания, формы, методы. 1958-1964 гг.//Вестник Челябинского государственного университета. – Выпуск 4 (142). – История. Выпуск 29. – Челябинск, 2009. – С. 109-112. 8. Горбатов А. В. К вопросу о легализации структур РПЦ в Западной Сибири (1943-1948 гг.)//Сборник научных статей Первой Международной конференции «Макарьевские чтения». – Горно-Алтайск, 2002. – С. 125-129. 9. Горбатов А. В. Население, миграции и конфессиональная карта Сибири (1940-1960 гг.)//Вестник Тамбовского университета. – Серия Гуманитарные науки. – Выпуск 4(60). – Тамбов, 2008. – С. 56-61. 10. Иркутская летопись: 1661-1940.//Сост. Ю.П. Колмаков. – Иркутск : Оттиск, 2003. – 848 С. 11. Калинина И. В. Православные храмы Иркутской епархии XVII – начало XX века. Научно-справочное издание. – Москва: «Галарт», 2000. – 496 C. 12. Касаткин Е. В., прот. Возвращение в храм [Электронный ресурс]// Уроки демократии. Становление прав личности, свободы слова и гласности в Иркутской области URL: http://slovo.isu.ru/ud/hram.htm (дата обращения: 16.03.2010). 13. Касаткин Е. В., прот. Путь к священству. Воспоминание. – Иркутск, без в/д. – 32 С. 14. Колмаков Ю. П. Архиепископ Анатолий (штрихи к биографии)//Земля Иркутская. – Иркутск, 2000. – С. 56-58. 15. Новикова Т. М. Взаимоотношения Русской православной церкви и государства в годы Гражданской войны в Восточной Сибири (на примере Иркутской епархии) [Электронный ресурс]//Церковь и государство: история и современность: материалы научной конференции. – Иркутск, 2005. URL: (дата обращения: 16.03.2010).

http://pravoslavie.ru/44165.html

Еще более лична его «Исповедь», автобиография, уникальная на фоне античности в изображении духовного становления. Память 15 июня. Алексий  (Елевферий Бяконт), митрополит Московский и всея России (1292—1378), свт. Родился в семье боярина, рано почувствовал призвание к иночеству. Был пострижен игуменом Стефаном, братом прп. Сергия Радонежского. В 1350 поставлен епископом Владимира-на-Клязьме, по смерти митрополита Феогноста в 1354 стал его преемником на Московской кафедре. Много сил положил на примирение княжеских междоусобиц и церковных смут. Ездил в Золотую орду, где по его молитве исцелилась от слепоты супруга хана, Тайдула. Основал несколько монастырей, был связан духовной дружбой с прп. Сергием Радонежским, которого хотел видеть своим преемником. Aлekcuй I  (Симанский Сергей Владимирович) (1877—1970), патриарх Московский и всея Руси с 1945. Aлekcuй II  (Ридигер Алексей Михайлович) (1929—2008), патриарх Московский и всея Руси с 1990. Алексия  (Гаккель), монахиня (? — дек. 1969), мать протоиерея Сергия Гаккеля. Анатолий  (Кузнецов) (р. 1930), архиепископ Керченский, викарий в Сурожской епархии. Окончил Московскую духовную академию. Рукоположен в дьякона (1954), в священника (1956). Принял монашество (1960). В 1972 хиротонисан в епископа Виленского и Литовского. По выбору митрополита Антония Сурожского назначен (1990) викарием Сурожской епархии с титулом епископа Керченского; с 1993 архиепископ. Ангелус Силезиус  (в миру Иоганн Шеффлер) (1624—1677), немецкий поэт-мистик, священник, член ордена миноритов. Родился в протестантской семье, в 1653 принял католичество. Один из самых одаренных поэтов контрреформации, автор более 200 духовных стихотворений, в основном собранных в книгу философских изречений в стихах «Херувимский странник» (1675). Андрей Критский  (ок. 660 — ок. 740), прп., византийский проповедник и церковный поэт, создатель и мастер нового жанра гимнографии — канона. Уроженец Дамаска, был монахом в Иерусалиме, дьяконом в Константинополе, окончил жизнь архиепископом города Гортины на Крите. Наиболее известное его произведение — «Великий канон», состоящий из 4 канонов по 9 песней, в которых мотив личного покаяния сопоставлен со всей ветхо- и новозаветной историей. Память 4 июля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

Рассматривалось положение на Балканах. Митрополитом Кириллом была выражена озабоченность положением сербского населения Косова, разрушением в крае православных храмов и святынь, растущей этнической разобщенностью на Балканах. Поднимался также вопрос о положении населения Калининградской области ввиду расширения Евросоюза. ПОСТАНОВИЛИ: 1). Доклад принять к сведению. 2). Одобрить позицию, выраженную в ходе собеседований с представителями международных организаций в Брюсселе. 3). Считать полезным продолжение и развитие контактов с европейскими и иными межправительственными организациями с целью их ознакомления с позицией Русской Православной Церкви по широкому кругу мировоззренческих и общественно значимых вопросов, содействия миротворческому процессу, отстаивания интересов православных верующих Московского Патриархата. 4). В связи с расширением диалога Русской Православной Церкви с европейскими международными организациями преобразовать постоянную делегацию Московского Патриархата при Европейском Союзе в Представительство Московского Патриархата при европейских международных организациях. Местом пребывания представительства определить Брюссель. Главой представительства назначить епископа Иллариона с титулом епископа Подольского, викария Московской епархии. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о положении дел в Сурожской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: 1). Архиепископа Анатолия (Кузнецова) назначить настоятелем ставропигиального прихода в г. Манчестере, Великобритания, и благословить ему продолжить служение в Сурожской епархии.в должности викария с титулом Керченский. 2). Преобразовать Петропавловский приход в г. Дублине, Ирландия, в Патриаршее подворье - Представительство Московского Патриархата в Ирландии. Настоятелем подворья назначить священника Михаила Гоголева. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о новообразованном приходе во имя св. Жен Мироносиц в г. Венеция, Италия.

http://sedmitza.ru/lib/text/429514/

Согласно докладу И.И.Терновой, «в архиве Управления ФСБ по Иркутской области в справке, датированной 1938 г., об итогах выполнения приказа 0047 от 30 июля 1937 г. указывается, что всего по делу так называемой «контрреволюционной церковно-монархической» организации было осуждено 115 человек. Из них по первой категории (расстрел) – 98 человек, по второй категории (ИТЛ) – 17 человек… В 1958 г. вследствие пересмотра дела «контрреволюционной церковно-монархической организации» было установлено, что все лица, проходившие по данному делу, были репрессированы необоснованно» . Таким образом, итогом первых 20 лет советской власти стало физическое уничтожение наиболее значимых храмов и монастырей, похищение и исчезновения святынь (в первую очередь, мощей свт. Иннокентия Иркутского), расправа над практически всеми оставшимися священнослужителями в 1937-38 гг. И хотя в 1939-40 гг. в Иркутске еще теплился последний уголек православия – функционировали Преображенская и Никольская нагорная церкви , но в любом случае это была капля в море: к 1939 г. уничтоженная Иркутская епархия практически перестала существовать. Следствием прекращения существования храмов стало возникновение неофициальных, тайных форм религиозной жизни. По свидетельству архиепископа Керченского Анатолия (Кузнецова), изредка на домах немногочисленными священниками, в частности протоиереем Стефаном Поповым, при большой конспирации совершалась Божественная Литургия . Также задокументированы случаи организации и возглавления мирянами богослужебных собраний, а порой даже и совершение треб, причем часто при снисходительном отношении местных (сельских) властей. Необходимо отметить подвиг мирян, тайно сохранивших святыни из закрытых и разоренных храмов. Например, «некая прихожанка Агриппина Жданова, жительница Иркутска, хранила у себя три антиминса, переданные ей протоиереем Михаилом Концевичем. В 1940-е годы она отдала один антиминс в Михайло-Архангельскую церковь, а два остальных – в Знаменскую» . Одна из святынь Знаменского монастыря – Евангелие, подписанное и подаренное монастырю Петром I, до возвращения в Знаменскую церковь хранилось в куче угля.

http://pravoslavie.ru/44165.html

Осенью 1943г. на фронте погиб сын Н.Е. Пестова Николай , которому отец посвятил одну из своих книг – «Жизнь для вечности». К концу военных лет он перестает скрывать свои убеждения, ходит в храмы, не боясь встретить там сослуживцев, начал работать над философскими произведениями. Глубокие размышления о смысле жизни, желание сделать достоянием других свой духовный опыт привели Николая Евграфовича к написанию первых трудов по богословию, объединенных в два тома под названием «Пути к совершенной радости», а также первой редакции книги «Над Апокалипсисом». С середины 1950-х годов Н.Е.Пестов приступает к работе над главным религиозно-философским трудом своей жизни – многотомной диссертацией «Современная практика православного благочестия (Опыт построения христианского миросозерцания)». О его работах быстро узнали многие люди, особенно молодые, нашедшие в них духовную и нравственную поддержку. На Старую Басманную, в дом Пестовых приходило множество посетителей, получавших здесь не только необходимые книги из богатейшей домашней библиотеки, но и духовное утешение, а также радость от встреч с хозяином дома. Н.Е.Пестов находил время для каждого, будь то его старый друг по студенческому кружку или молодой семинарист. Многие его друзья, почитатели и ученики перепечатывали и развозили по всей стране работы ученого, которые в наши дни стали выходить отдельными многотысячными тиражами. Можно было бы припомнить десятки имен современных церковных иерархов, маститых священнослужителей, известных ученых-философов и историков, чьи молодые годы прошли в духовном общении, общей молитве и в беседах с Николаем Евграфовичем. Он очень почитал русских подвижников благочестия и, в частности, с благоговением рассказывал о своей единственной встрече с преподобномученицей великой княгиней Елизаветой Федоровной в 1916г., оставившей глубокий след в его памяти. 14 Частыми гостями в доме Н.Е.Пестова в свои юные годы были митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев)  и архиепископ Керченский Анатолий (Кузнецов). За книгами его духовной библиотеки и «самиздатовскими» сочинениями Пестова приезжал из Иркутска писатель Леонид Бородин. Молодой ученый, впоследствии известный историк Александр Рогов перепечатывал многие сочинения Николая Евграфовича и, в частности, имеющее подзаголовок «Диссертация на степень кандидата богословских наук Г.Б.Р.» Эти три буквы не имели ничего общего с инициалами автора и означали «грешный Божий раб». В кабинете хозяина дома, стены которого были увешаны иконами с зажженными лампадами, вместе с Николаем Евграфовичем сосредоточенно молился генерал Советской армии Михаил Константинович Барановский.

http://azbyka.ru/otechnik/Tavrion_Batozs...

Керченская (Западноевр.) Основана 07(20)07.1990. Сурожское викариатство. Титулярное. Местопребывание – в г. Лондон. 07(20)07.1990 14(27)12.2001 14(27)12.2001 01(14)01.2002 01(14)01.2002 04.(17)07.2002 Иларион Алфеев 04(17)07.2002 Анатолий Кузнецов, паки Керченская (Крымск.) Именование – по г. Керчь (Крымская область РСФСР). Симферопольское и Таврическое викариатство. Упразднена в 1929 г. 1924 06(19)03.1928 22.02(06.03)1928 16.02(01.03)1929 Владимир Горьковский Керченско-Феодосийская, обн. Основана 10(23)06.1925. Именование – по г. Керчь и Феодосия (Крымская область РСФСР). Упразднена в 1929 г. 10(23)06.1925 09.1925 09.1929 10.1929 1892 Архиепископ с 12(25)02.1993. Уволен по прошению на покой с настоятельством строящегося Православного храма в г. Манчестер. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010