Слава Богу, все прошло хорошо, меня как викарного епископа встретили и приняли доброжелательно, но такое спокойствие длилось недолго. Через три года после моего приезда у отца Василия Осборна из Оксфорда, очень близкого к владыке Антонию человека, скончалась супруга и отдельные, приближенные к владыке люди в силу своего недоверия к верующим и духовенству из СССР стали проталкивать отца Василия на позицию викарного архиерея взамен меня и добиваться моего возвращения на родину. На стареющего уже митрополита Антония началось давление, ведь для людей этой группы епископ Василий был ближе, он был для них своим. Не буду сейчас вдаваться в подробности, но в результате эти люди добились того, чтобы была сделана попытка меня отозвать. Тогда я лично пришел к владыке Антонию и честно сказал: «Владыка, я сюда не просился. Отпусти меня с миром на родину, если здесь во мне не нуждаются». Реакция владыки была мгновенной: «Нет, ты останешься здесь. Василий будет отвечать за английскую часть, так как надо еще и со властями уметь общаться, а ты окормляй русских». Таков был его ответ. — Трудно Вам было в это время. Как Вы тогда оценивали сложившуюся ситуацию? — Я монах. Куда назначили, куда благословили, туда и отправлюсь служить. Тут нет места обидам. Я прекрасно понимал и знал, что, скорее всего, на владыку оказывается давление определенными лицами. Он уже старел и не мог противостоять этому давлению. В Сурожской епархии была целая группа священников и мирян, которые тяготели к Константинополю — вернее, к так называемой парижской юрисдикции — архиепископии русских церквей Константинопольского Патриархата . Старые эмигранты первой волны, преданные России, уже ушли, а эти новые поколения вроде и жили в традиции, но уже как бы утеряли дух русского Православия. Трудно было владыке Антонию, столько лет строившему эту епархию вдали от Матери-Церкви, противостоять такому давлению.  — Как события разворачивались дальше? — Дальше так и шло: русскоязычной паствы прибывало все больше и больше, а англоязычная паства к этому с трудом привыкала. Вспыхивали противоречия, непонимания, но они гасились мудростью и авторитетом митрополита Антония. Был и серьезный инцидент. Владыка Антоний сам пригласил для служения сюда отца Илариона (впоследствии митрополита Волоколамского, главу ОВЦС ). Владыка надеялся, что отец Иларион прибудет сюда в сане игумена, но приезд отца Илариона уже в сане епископа вызвал неожиданную обеспокоенность среди отдельных лиц епархии, не хотевших присутствия здесь еще одного архиерея из ­Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/3142220.ht...

На меня как на викария легли, по сути, обязанности секретаря митрополита Антония. Телефонный номер владыки знали только его личные знакомые. Поэтому все звонки на его имя проходили через мой телефон, и уже я ему докладывал. Тогда никаких секретарей не было, да и Успенский собор в Лондоне был открыт только по воскресным и праздничным дням. Это сейчас у нас ежедневные службы, а в конце 1980-х — начале 1990-х ситуация была другая. Кроме того, я исполнял обязанности обычного требного священника, одинаково вместе с владыкой Антонием. Крестил, отпевал, служил молебны. В соборе не было русских священников за исключением отца Михаила Фортунато. Но отец Михаил как регент был занят хором. Я также посещал приходы епархии. Служил на всех приходах, в некоторых не один раз. В принципе, всё было спокойно. «Если что, мы уходим в Константинополь» Архиепископ Керченский Анатолий (Кузнецов) Впрочем, со временем ситуация стала меняться: начали проявляться особые настроения, носимые частью сурожского духовенства и прихожан. Свою роль сыграли и внешние обстоятельства: после развала социалистической системы в Британию хлынул поток экономических мигрантов из бывшего СССР, среди которых оказалось немало православных. В Сурожской епархии всегда были священники и миряне, находившиеся под влиянием «Парижской юрисдикции» — Архиепископии русских церквей Константинопольского Патриархата. Вообще надо чётко понимать: старая эмиграция первой волны, беженцы ушли из жизни. Остались их потомки. Они уже стали англичанами, некоторые— православными, но ими был утерян тот дух Православия, что есть в России. Например, их тяготило полное богослужение. К проповеди они выдвигали требования: «Не больше пяти минут!» Но как можно произнести проповедь за пять минут, да ещё с переводом? Для них духовное существовало как память о прежней русской жизни, но всё должно было быть в сокращённом виде. Им хотелось побыстрее завершить службу и — жить своей жизнью. Настроения были радикальные: «Если что, мы уходим в Константинополь». Митрополит Антоний этого опасался, но что поделаешь: многие местные боялись советской власти и «советских» архиереев. Меня они приняли только благодаря уговорам и авторитету владыки. Но в 1991 году у одного из местных священников — Василия Осборна из Оксфорда — умерла жена. Тут же на владыку Антония пошло давление, которому он не смог противостоять. Давление касалось роли и будущего Василия Осборна.

http://pravoslavie.ru/158396.html

И вот в один из дней, в пять часов утра, в моей квартире раздаётся телефонный звонок. Звонил митрополит Кирилл, председатель ОВЦС. Именно он мне и сообщил: владыка Антоний просит Вас отозвать — в Россию, или в другое место, куда угодно, а вместо Вас назначить викарием Василия Осборна… Мне предложили Париж, но я отказался. Французского я никогда не учил, да и понимал, что и там будет много претензий. — После этого я, конечно, пришёл к митрополиту Антонию. «Вы, — говорю, — имели беседу со Святейшим, чтобы он меня отозвал. Мне предлагают Париж, если я здесь не подхожу. Я буду только рад, если Вы меня отпустите с благословением Божиим, и я уеду. Я ведь сюда не просился, Вы сами меня попросили и я приехал». Владыка расстроился — видимо, он не думал, что мне всё скажут. Но решение принял быстро: «Я тебя никуда не отпускаю, и ты никуда не поедешь. Ты должен остаться здесь и мне помогать. Владыка Василий будет вторым викарием, а ты — первым. Английский у тебя ещё слабый, а ведь нужно общаться с властями. Поэтому без владыки Василия никак не обойтись. Он будет с англичанами общаться по-английски, а ты будешь заботиться о русской пастве». Вот такой был разговор. — Получается, вопрос о Вашем возможном преемстве был с того времени снят? — Мы откровенно поговорили с митрополитом Антонием, и я сам сказал: будет лучше, если владыка Василий станет наследником. Впоследствии владыка Антоний ходатайствовал перед Патриархом, чтобы меня не убирали даже после его смерти, оставив для русской паствы. Кроме того, в 2002 году шёл разговор о возможном голосовании в епархии: кому из архиереев — мне или Василию — быть преемником митрополита. Но я от голосования отказался, так как понимал, что всё равно выберут епископа Василия, тем более, он был старым другом митрополита и митрополит ему доверял. К сожалению, начались споры, после чего митрополит Антоний попал в госпиталь и скончался—4 августа 2003 года. Вот так всё и завершилось, но выборов всё-таки не было… В этот период перед смертью митрополита Антония самое тяжёлое переживание легло не на меня, а на епископа Илариона (Алфеева) . Владыка Антоний пригласил его приехать для работы и служения в Сурожскую епархию и, под большим давлением тех же лиц из того же круга, вынужден был объявить владыке Илариону, чтобы он немедленно покинул Лондон.

http://pravmir.ru/arxiepiskop-kerchenski...

«Как только я остался жив!» – говорил о. Валериан. Тем не менее, в декабре 1956 г., в возрасте 58 лет Владимир Георгиевский был посвящен архиепископом Палладием во священника и назначен настоятелем Никольской церкви пос. Лиственичное, в которой служил до своей кончины в 1971 г. Надолго запомнится в памяти старшего поколения верующих и бывший черемховский шахтер, прот. Исидор Зубарский (1910-1999), который, будучи уволен с работы в шахтах в 1951 г. по состоянию здоровья, решил посвятить оставшуюся жизнь служению Богу в священном сане. После рукоположения в августе 1951 г. о. Исидор служил на различных приходах Иркутской епархии вплоть до своей кончины в 1999 г. Наконец, к третьей, так же достаточно редкой группе, следует отнести перешедших в Православную Церковь бывших обновленцев или возвращение оставивших служение еще до революции (диакон Владимир Конопацкий; 1876 –1959). При владыке Палладии несколько человек из Иркутской области поступили в Московскую Духовную Семинарию, в числе которых были архиепископ Керченский Анатолий (Кузнецов; р. 1930 г.), прот. Николай Соколов (1938 – 2003). Более того, архиепископ долго не оставлял идею открытия в Иркутске семинарии, что в условиях отсутствия согласия СДРПЦ было неосуществимо . Клирики с честью и ревностью несли свое служение на ниве Христовой, как правило, всегда заслуживая негативные отзывы в служебных дневниках уполномоченного. Нельзя не признать благословением и знамением Божиим смерть прот. Александра Доброхотова (1882-1963), который накануне дня кончины отслужил всенощное бдение, сказал проповедь, исповедовал всех желающих и, совершив на следующий день литургию, произнес слова отпуста, положил на св. престол Крест и предал Богу свою праведную многострадальную душу. Но при этом, к сожалению, среди духовенства и церковнослужителей Иркутской епархии все же было несколько секретных осведомителей уполномоченного (прот. Л. Г., бывший казначей Черемховской церкви З. Н.). Число прихожан в эти годы было достаточно большим. Например, на Пасху 1950 г. уполномоченный указывает более 4 тыс. человек в Крестовоздвиженской церкви (2 службы шли в разных приделах одновременно), 2 тыс. – в Знаменском Соборе. 1 тыс. – в Михайло-Архангельской церкви, причем во всех трех церквах снаружи находилось 500-1000 человек в каждой.

http://pravoslavie.ru/44165.html

Протоиерей Михаил Фортунато. 14 Епископ Николай (Еремин). 15 Патриарх Алексий II посетил Великобританию и Сурожскую епархию в октябре 1991 г 16 Протоиерей Михаил Гоголев. 17 Протоиерей Александр Фостиропулос. 18 Протоиерей Иоанн Ли. 19 Епископ Сергиевский Василий (Осборн). 20 Архимандрит Лев (Жилле). 21 Первый русский катехизис Православной Церкви, составленный святителем Филаретом Московским. См.: Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Издавался неоднократно. 22 Митрополит Антоний впервые был в Москве и лично встретился с патриархом Алексием I (Симанским) в октябре 1960 г. 23 Тертуллиан. Апология, 39. Отцы и учители в., т. 1. М.: 1993, с. 363. 24 То есть подчиняющийся непосредственно Патриарху, а не епархиальному архиерею. 25 Архиепископ Керченский Анатолий (Кузнецов). 26 Архимандрит Афанасий (Нечаев). О нем см. воспоминания митрополита Антония в кн. «Проповеди и беседы». М., 1991; «Встреча». Киев: Пролог, 2004. 27 Сходная история рассказывается в предании о жизни пророка Иеремии в Агаде. Песикта Раббати, 26. 28 Тайная молитва первого антифона: Господи Боже наш, Егоже держава несказанна и слава непостижима, Его же милость безмерна и человеколюбие неизреченно… Служебник. М.: Донской монастырь, Издательский отдел Московского Патриархата, 1991. Ч. 1, с. 100. 29 Williams, Charles. All Hallow’s Eve. Русск. изд.: Вильямс Ч. Дня Всех Святых. М.: Арда, 1999, с. 275—276. 30 Благодарим Тебя, Христос Бог наш, что насытил Ты нас земными Твоими дарами: не лиши нас и Небесного Твоего Царствия. Но как среди учеников Твоих пришел Ты, Спаситель, мир им даруя, приди и к нам и спаси нас. 31 Гофманшталь Гуго, фон. Ballade des äußeren Lebens. 32 См. славянский текст Пс 31:7: «Радосте моя, избави мя от обышедших (окруживших) мя». 33 См. Часть III, «Святой Ефрем Сирин». 34 «Путник». Огарев Н. П. Избранные произведения в 2 томах. М.: Худ. лит., 1956, т. 1, с. 113. 35 Михаил Иванович Феокритов. 36 Священник Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. М., 1914, с. 16. 37

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

После докладов состоялась дискуссия. Острокритический характер носило выступление Львовского епископа Августина (Маркевича) который, рассказав о трагической ситуации в его епархии и во всей Галиции , упрекнул собратьев-архипастырей в недостаточном противостоянии униатскому прозелитизму, а также дал жёсткую характеристику проявлениям нео обновленчества . Критическое отношение к экуменизму выразили в своих выступлениях епископы Уфимский Никон (Васюков) и Тернопольский Сергий (Генсицкий) . Постоянные члены Священного Синода митрополиты Смоленский Кирилл (Гундяев) и Крутицкий Ювеналий и архиепископ Солнечногорский Сергий (Фомин) , хотя и полемизировали между собой в оценке эффективности участия представителей нашей Церкви в деятельности ВСЦ в прошлом, в основном высказались за то, чтобы Русская Церковь оставалась в ВСЦ. Их поддержали епископы Уральский Антоний (Москаленко) и Зарайский Павел (Пономарев) , управляющий приходами Московского Патриархата в США. Киевский митрополит Владимир (Сабодан) говорил о крайне тяжелом положении Украинский Церкви , против которой ополчились раскольники-автокефалисты , униаты, римо-католики , язычники , греческие старостильники , раскольники из т. н. " Свободной церкви " , представители Зарубежной Церкви . Владыка Владимир просил Собор дать украинскому Синоду полномочия на диалог с братскими поместными Церквами по вопросу о положении Украинской Церкви. В ходе Собора Харьковский митрополит Никодим (Руснак) , Львовский епископ Августин и Одесский митрополит Агафангел (Саввин) подняли вопрос об отлучении от Церкви лишенного сана и кощунственно называющего себя " патриархом " монаха Филарета (Денисенко) . Большой интерес у участников Собора вызвал зачитанный Керченским архиепископом Анатолием (Кузнецовым) текст речи отсутствовавшего по болезни Сурожского митрополита Антония (Блума) . Митрополит Антоний поднял вопрос о духовничестве , участии Русской Церкви во ВСЦ и экуменическом движении, отношениях с римо-католиками; жестко критиковал папистскую тенденцию в политике Константинопольского Патриархата ; высказался за прославление царской семьи в лике святых без канонизации монархии как формы государственного правления.

http://drevo-info.ru/articles/27139.html

Рассказав о трагической ситуации в его епархии и во всей Галиции, он упрекал собратьев-архипастырей в недостаточном противостоянии униатскому прозелитизму. Епископ Августин дал жесткую характеристику проявлениям неообновленчества, назвав священников, примыкающих к этому направлению, 5-й колонной Ватикана, и упрекал ОВЦС и СПбДА в покровительстве неообновленцам. Критическое отношение к экуменизму выразили в своих выступлениях епископы Уфимский Никон (Васюков) и Тернопольский Сергий (Генсицкий). Постоянные члены Священного Синода митрополиты Смоленский Кирилл и Крутицкий Ювеналий и архиепископы Солнечногорский Сергий (Фомин) хотя и полемизировали между собой в оценке эффективности участия представителей нашей Церкви в деятельности ВСЦ в прошлом, в основном высказались за то, чтобы РПЦ оставалась в ВСЦ. Их поддержали епископы Уральский Антоний (Москаленко) и Зарайский Павел (Пономарёв), управляющий приходами Московского Патриархата в США. Киевский митрополит Владимир (Сабодан) говорил о крайне тяжелом положении УПЦ, против которой ополчились раскольники-автокефалисты, униаты, римо-католики, язычники, греческие старостильники, раскольники из т. н. «Свободной церкви», представители РПЦЗ. Предстоятель УПЦ просил Архиерейский Собор дать украинскому Синоду полномочия на диалог с братскими поместными Церквами по вопросу о положении УПЦ. Большой интерес у участников Архиерейского Собора вызвал зачитанный архиепископом Керченским Анатолием (Кузнецовым) текст речи отсутствовавшего на Соборе по болезни митрополита Сурожского Антония (Блума). Митрополит Антоний поднял вопрос о духовничестве, экуменическом движении, отношениях Православной и Католической Церквей. Митрополит Антоний жестко критиковал папистскую тенденцию в политике Константинопольской Патриархии. Коснулся он и вопроса о канонизации императора Николая II и Царской Семьи, высказавшись за их прославление в лике святых и в то же время подчеркнув, что канонизация императора не будет обозначать канонизацию монархии как формы государственного правления.

http://sedmitza.ru/lib/text/429310/

Перед началом Рождественских чтений Патриарх Алексий совершил богослужения Москва, 30 января 2006 г . 28-29 января, накануне открытия XIV Международных Рождественских образовательных чтений, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Всенощное бдение и Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, сообщает Седмица.Ru. В воскресенье 29 января за Божественной литургией Его Святейшеству сослужили митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, Варненский и Велико-Преславский Кирилл (Болгарская Православная Церковь), архиепископы Пражский Христофор (Православная Церковь Чешских Земель и Словакии), Керченский Анатолий, Сумской и Ахтырский Марк (Украинская Православная Церковь), Красноярский и Енисейский Антоний, Истринский Арсений, Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, Тобольский и Тюменский Димитрий, Владимирский и Суздальский Евлогий, Тихвинский Константин, Рязанский и Касимовский Павел, Львовский и Галицкий Августин (Украинская Православная Церковь), Курский и Рыльский Герман, Белгородский и Старооскольский Иоанн, Мурманский и Мончегорский Симон, Верейский Евгений, председатель Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви, Хабаровский и Приамурский Марк, Ярославский и Ростовский Кирилл, епископы Элистинский и Калмыцкий Зосима, Шацкий Иосиф, Ставропольский и Владикавказский Феофан, Бакинский и Прикаспийский Александр, Балтийский Серафим, Дмитровский Александр, Барнаульский и Алтайский Максим, Венский и Австрийский Иларион, Брянский и Севский Феофилакт, Тамбовский и Мичуринский Феодосий, Нижегородский и Арзамасский Георгий, Саратовский и Вольский Лонгин, Якутский и Ленский Зосима. В алтаре молились архиепископы Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон, Пензенский и Кузнецкий Филарет, епископ Полтавский и Кременчугский Филипп ( Украинская Православная Церковь). По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился с Первосвятительским словом к участникам XIV Международных Рождественских образовательных чтений, присутствовавшим на богослужении. 30 января 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/16057.html

— По наблюдению одной из старых прихожанок собора владыка Антоний принадлежал к той же плеяде церковных людей прошлого, что и покойный Патриарх Алексий II . Его становление как личности прошло вне прессинга советской пропаганды. Как произошла Ваша первая встреча с владыкой? — Я помню, как владыка приезжал в Троице-Сергиеву лавру в те годы, когда я там уже преподавал в Московских духовных школах . Я был в сане архимандрита, читал лекции на кафедре Священного Писания. Во время своих посещений лавры владыка иногда служил и произносил проповеди в соборе, а также выступал с лекциями в МДА. Обычно его приглашали выступать в актовом зале перед всеми учащимися. После его выступлений у нас было время подойти к нему, непосредственно задать вопросы и пообщаться. Я в индивидуальном порядке с ним тогда не знакомился, но вместе со всеми участвовал в общих беседах. После богослужений владыка обычно произносил проповедь. Его проповедей очень ждали. Люди всегда тянулись к нему, их притягивала его искренность, его дореволюционное воспитание, его несоветский статус. В хрущевское время, несмотря на гонения на Церковь, он продолжал посещать Лавру и академию. Однако в Лавре и академии он в те годы молчал. Для верующих это было ясно: таков был запрет властей. На людей, ожидавших его слова, это произвело очень горькое и тягостное впечатление, ведь его проповедей так ждали, а на его устах лежал «замок»!  — Когда вы познакомились ближе? — Это произошло значительно позже, когда Синод избрал меня епископом Виленским и Литовским. Владыка Антоний специально приехал в Москву, чтобы принять участие в моей хиротонии. А потом, неожиданно для себя, мне пришлось оказаться с официальным визитом в Великобритании и мы снова встретились с владыкой. Это было в Лондоне. Он долго разговаривал со мной, водил по храму, показывал иконы. Помню, как он подвел меня к иконе святителя Власия и сказал: «Это — икона ангела твоего отца». Основная тема нашего разговора была о том, что ему нужен преемник и что своим преемником он хотел бы видеть меня. Это было настолько неожиданно и, честно сказать, нереально, что я даже растерялся: кто бы меня выпустил из Советского Союза в те годы? Однако владыка меня заверил в том, что сам все уладит, лишь бы я только дал ему свое согласие. Согласие я дал, но мало верил, что все это будет осуществимо. Все же благодаря авторитету владыки дело стало быстро набирать ход: он на Синоде поставил вопрос о моем назначении в Сурожскую епархию на должность викарного епископа и смог добиться положительного его решения.

http://patriarchia.ru/db/text/3142220.ht...

Приехав сюда, владыка Иларион добросовестно выполнял возложенные на него послушания — посещал приходы, служил. Люди на приходах тепло его принимали. Но для некоторых лиц он оказался неугоден в епископском сане. В этот период, после приезда владыки Илариона, в епархии оказалось три викария, и поэтому меня указом Патриарха уволили за штат и я был переведен настоятелем церкви в Манчестере, хотя владыка Антоний меня от себя не отпускал, и я продолжал ему помогать. Но вся эта история закончилась тем, что Синод по просьбе владыки Антония отозвал владыку Илариона на другое послушание, более ответственное и высокое. Когда все страсти улеглись, меня снова вернули в должность викарного и благословили продолжать окормление и начатое мною строительство новой церкви в Манчестере. Но это отдельная история. — Все эти события происходили уже незадолго до кончины митрополита Антония. Какими были последние дни его жизни? — Было такое ощущение, что владыка чувствовал приближение своей смерти. Мне особенно запомнились три последние воскресные Литургии, на которых присутствовал владыка. Служить он уже не мог, а только сидел около престола, поручив мне возглавлять Литургию, в которой также участвовал отец Иоанн Ли (владыка Василий обычно служил в Оксфорде). Когда служба подходила к Евхаристическому канону, во время пения «Верую» владыка вставал, целовал престол и, обращаясь ко мне со словами «Христос посреди нас», крепко меня обнимал и со слезами на глазах добавлял: «Владыка, прости меня!» Его слезы оставались на моих щеках. Я понимал, что это было последнее, перед смертью, выражение его отношения ко мне. Умение так каяться — признак глубинной порядочности и духовной высоты человека. Так могут поступать только великие люди-праведники. У меня к владыке осталось самое глубокое чувство. Служба продолжалась, начинался Евхаристический канон, который владыка совершал сам. Он выходил с дикирием и трикирием, благословлял свою паству, совершал евхаристию и после благословения и преложения Святых Даров вновь садился в кресло у престола. Завершал Литургию уже я.

http://patriarchia.ru/db/text/3142220.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010