Что скажем об Исаии, об Иезекииле, зрителе самых великих тайн, и о прочих пророках? Один из них видел Господа Саваофа, сидящего на престоле славы, окруженного, славимого и закрываемого шестокрылыми Серафимами, видел, как его самого очищали углем и предуготовляли к пророчеству ( Ис.6:1–7 ). Другой описывает колесницу Божию – Херувимов, и над ними престол, и над престолом твердь, и на тверди Явившегося, а также какие-то гласы, движения и действия ( Иез.1:22–27 ), и не умею сказать, было ли это дневное явление, созерцаемое одними святыми, или ночное нелживое видение, или представление владычественного в нас, которым и будущее объемлется, как настоящее, или другой неизъяснимый вид пророчества – это подвластно только Богу пророков и причастников подобных вдохновений. По крайней мере, ни те, о которых у нас слово, ни кто другой после них не были, по Писанию, в совете и сущности Господни ( Иер.23:18 ): никто не видел и не поведал естества Божия. Если бы Павел мог выразить, что заключало третье небо и шествие к нему (или постепенное восхождение, или мгновенное восхищение), то, может быть, узнали бы мы о Боге несколько больше (если только этого касалась тайна Павлова восхищения). Но поскольку это было неизреченно, то и мы почтим молчанием; выслушаем же самого самого Павла, который говорит: от части разумеваем и от части пророчествуем ( 1Кор.13:9 ). Так и подобно этому сознается тот, кто не невежда разумом ( 2Кор.11:6 ), кто угрожает представить доказательство, что говорит в нем Христос ( 2Кор.13:3 ), так сознается великий поборник и учитель истины. А потому все дольнее знание, как простирающееся не далее малых подобий истины, ставит он не выше зерцал и гаданий ( 1Кор.13:12 ). А если бы не опасался я подать иным о себе мысль, что до излишества и без нужды занимаюсь такими исследованиями, то сказал бы: о том же самом, а не об ином чем может быть сказано: не можете носити ныне ( Ин.16:12 ), чем само Слово давало разуметь, что со временем возможем понести и уяснить себе это. И это же самое Иоанн, Предтеча Слова, великий глас истины, признал невозможным самому миру вместити ( Ин.21:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

– Не почувствовали ли вы при чтении святых отцов, насколько Фрейд по сравнению с ними, как метко сказал Андрей Феликсович Копьёв, ученик-подготовишка? – Конечно, почувствовал. Кто-то из писателей сказал, что на фоне того, что знали о бессознательном святые отцы, Фрейд – детский лепет. Но увлечение Фрейдом я пережил еще до начала воцерковления, читая религиозных философов. У психологов больше соблазна вызывал и вызывает Юнг. Фрейд – грубо отесанные камни, а у Юнга всё очень заманчиво, с одной стороны, фундаментально и глубоко, с другой стороны, ясно и понятно. На самом деле он эзотерик, пошедший дальше своего учителя. Фрейд пытался разрушить в себе и других образ Бога-Отца (иудаизм не признает Троицы, а только Бога-Отца). Юнг же имел контакт с богоборческими силами, разрушая сами основы христианской веры. – А ведь многие полагают, что Фрейд – либидо, зато Юнг – духовная психология. – Духовная. Но каковы корни, каков источник этой духовности? Теософия, антропософия, эзотерика, магия, чародейство. На мой взгляд, он опаснее Фрейда, так как уходит от его примитивных идей, а соблазняет людей более тонкими вещами. Особенно падки на это молодые, неопытные люди. Необходимо христианское прочтение всей линии, связанной с бессознательным. Для православного человека бессознательное – сверхсознательное, а для психоаналитика – подсознательное, то есть то, что вне сознания, в подполье. Грамотное прочтение могло бы стать духовной защитой для молодых людей, особенно для тех, кто интересуется антропологией. Хорошо, что сегодня очень много доступных богословских текстов. Чтобы понять святоотеческую литературу, нужна определенная подготовка. Но есть и авторы, обращающиеся к современному человеку. Прежде всего, митрополит Антоний Сурожский. Его глубокие по содержанию проповеди одновременно просты и понятны неподготовленному читателю. – Как психолог вы всю жизнь были связаны с педагогикой? – Нет, я работал в Психологическом институте, где больше занимался теоретической наукой. Но в 1984 году была объявлена очередная реформа советского образования.

http://pravoslavie.ru/4560.html

Копьёв. – К этому дню священником и церковным старостой были приготовлены четыре иконы Пресвятой Троицы, высокохудожественного письма, в серебряных окладах, украшенных эмалью с надписями на память освящения храма, для поднесения лицам особо много содействовавшим постройке и украшению храма. Именно: 1) потомственной почётной гражданке Александре Александровне Глушковой; 2) потомственной почётной гражданке Клавдии Гавриловне Поповой; 3) потомственному почётному гражданину Ивану Григорьевичу Простякову и 4) Архитектору, много потрудившемуся при постройке храма, Михаилу Павловичу Иванову. Иконы освящены после чтения часов пред литургией; во время литургии и молебного пения они находились на алтаре, на горнем месте, на аналогиях. Предполагалось поднести их означенным лицам в храме же, тотчас после молебна, но как архитектор М.П. Иванов в церкви не был; а другие лица не пожелали публичного чествования, то решено поднести их отдельно каждому в своём доме; что и исполнено тотчас же по литургии священником и церковным старостой. – В 12-ть часов священник и церковный староста были на Троицком подворье у Владыки-Митрополита и принесли ему от себя и прихожан глубокую благодарность за архипастырское внимание и то утешение, какое доставило им служение Его Высокопреосвященства в их храме. В два часа дня был праздничный обед в доме священника для почётных прихожан, близких родных и друзей. Воздав благодарение Господу Богу, даровавшему нам такой дивный, величественный храм, нельзя было не вспомнить и тех лицах, которые принимали горячее участие в построении и благоукрашении его, но не дожили до дня его освящения. Таких трое: 1) Арсений Арсеньевич Глушков (17 марта, 1892 г.) 2) Александр Александрович Первухин (31 мая 1892 г.) 3) Александра Гавриловна Попова (9 января 1894 г.). К ним присоединены ещё восемь человек умерших, от которых были пожертвования на новопостроенный храм. – В пятницу вечером на 23-е сентября было совершено бдение, а в субботу в 9-ть часов заупокойная литургия с паннихидой.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/o...

Покровский, местный благочинный священник Н.А. Копьёв и Петро-Павловской, на Якиманке, церкви И.Ф. Мансветов; ключарь храма Христа Спасителя, протоиерей Н.А. Розанов, наблюдавший за порядком священнодействия, прибыл ранее всех. Народ стал наполнять храм с 8-ми часов; было напечатано и роздано для входа в храм 1500 билетов. В 9-ть часов 10 мин. прибыл Владыка-Митрополит; сослужащие встретили его при входе в храм. После прочтения положенных молитв, священнодействующие облачились в белое глазетовое облачение, возложили на себя запоны, внесли в алтарь стол с вещами потребными к освящению и Владыка благословил начало чина освящения. Изложим кратко порядок, в каком оно совершилось, опуская положенные при этом молитвы и песнопения. Столпы престола (дубовые) окроплены св. водою (окропляются все вещи потребные при освящении); углубления в них для гвоздей напоены воскомастикой; возложена и укреплена на них трапеза (верхняя доска кипарисная); затем весь престол омыт тёплою водою с греческим мылом, отёрт губками и полотенцами, умащен, возлитыми на него, красным вином и розовой водой с ароматами, освящён помазанием св. Мира, одеян в белую полотняную срачицу, крестообразно опоясан и наконец облачён в индитию (возложена шёлковая, штофная одежда голубого цвета); вслед за престолом облачён и жертвенник в белую полотняную срачицу и бронзовую, вызолоченную одежду. При освящении престола освящён и антиминс для него, а также свящ. сосуды, кресты, евангелия, вся напрестольная и алтарная утварь. После сего Владыка окадил кругом престол, жертвенник, алтарь, иконостас и потом весь храм, при чём, вслед за ним, один из архимандритов (Власий) окроплял иконы и стены св. водой, другой (Товия) крестообразно помазывал св. Миром стены храма в четырёх местах – на четыре стороны света. Возвратившись в алтарь, Владыка возжег свечу на горнем месте за престолом, роздал свечи предстоящим, благословил брать иконы и с крестным ходом вышел из алтаря. Св. мощи для возложения в антиминс и под престол находились в Никольском приделе на престоле; туда и направился крестный ход.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/o...

2 сентября священник В.Ф. Руднев и церковный староста Я.И. Простяков были у Владыки Митрополита и просили его об освящении. Он изъявил согласие освятить, но только в один из дней будничных: так как до половины октября все воскресные и праздничные дни у него уже были предназначены для других неотложных служений. Днём освящения избрано, с согласия Владыки, 21 сентября – четверг. 19 сентября ранним утром, по вызову Владыки-Митрополита, священник Руднев был у него и получил подробные распоряжения относительно чина освящения храма; при чём Владыка сообщил священнику, что прихожане в день освящения подносят ему драгоценный крест, который он сам возложит на него после освящения перед литургией, при этом скажет несколько слов. Священник представил ему свою проповедь на день освящения храма; Владыка прочитал и благословил произнести, но прибавил: «если буду чувствовать себя в силах, скажу я поучение; если не буду говорить, вы говорите после приобщения». 20 сентября всё потребное к освящению храма было готово и, как требует устав, было выставлено на особом столе за амвоном. 4 В 3 1/2 часа была совершена малая вечерня; служба отправлялась Св. Троице, обновлению храма и отданию Воздвижения. Всенощное бдение при многочисленном стечении народа совершено приходским священником среди храма с протодиаконом Успенского собора А.З. Шеховцевым; пел хор Чудовских певчих почти в полном составе; на литию и величание выходили: наместник Донского монастыря архимандрит Власий, местный благочинный Н.А. Копьёв и священники: И.Ф. Мансветов и В.В. Руднев; начатое в 6-ть часов бдение окончилось в 9 1/2 часов. Храм снаружи был прекрасно иллюминован; ночь была тихая, тёплая. 21 сентября литургию раннюю в нижней церкви совершал священник с. Ховрина В.В. Руднев. В 8-мь часов в новом храме приходским священником совершено водоосвящение; к 9-ти часам собралось духовенство для освящения и служения литургии; были приглашены: наместник Чудова монастыря архимандрит Товия, наместник Донского монастыря архимандрит Власий, протоиерей Казанской, у Калужских ворот, цервки В.Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/o...

Настойчивость ачинцев оказала воздействие. В городе, окрестных деревнях: Мазульской, Нагорновской, Красновской – организуется сбор данных о числе жителей для образования будущего прихода. Из 167 горожан, пожелавших дать средства на строительство новой Церкви, выделяются купкц Алексей ильин Чеглов и мещанин Сергей Копьёв, фвмилиями которых впоследствии были названы улицы города. В результате 19 августа 1823 года вышел указ «О дозволении устроить просимую в городе Ачинске, за рекой Тебдяткой, вновь каменную церковь». А 10 августа 1826 года епископ Иркутский, Нерченский и Якутский Михаил, проезжая через Ачинск, «заложил во имя Казанской Божией Матери трёхпрестольный храм». В сентябре этого же года А. Хворостов заключает контракт с мастером каменных зданий, енисейским мещанином Иваном Ивановым сыном Ишимцовым «о возведении означенного храма со всею отделкою, кроме иконостаса и крылосов». Об авторе проекта точных сведений нет. Но в контракте указывается, что контроль за соблюдением проекта возложен и со стороны архитектора. Им был первый енисейский губернский архитектор П. Ф. Воцкий. О ходе строительства известно, что к концу февраля 1830 года «церковь Казанской Божией Матери выстроена и купол покрыт листовым железом, колокольня же и другие подобные одна другой на углах церкви малые купола не начаты по рисунку архитектора в нужных местах, колонны тоже не начаты, снаружи церкви и внутри оной не щекатурено, кроме одного придела Вознесения Господня; в средней же, то есть Казанской, полов не имеется, оконниц в церкви также не имеется; иконостас один сделан, иконы же пишет в Красноярске живописец мещанин Стефан Белозеров, суммы употреблено на строительство сей церкви 11874 рубля 91 копейка». В октябре 1830 года один из трёх приделов, Вознесенский, был освящён, «хотя сам храм не приведён строением к окончанию». В июле 1831 года был закончен и освящён центральный придел – Казанской Божией Матери. Осенью 1832 года умер Алексей Хворостов, посвятивший последние десять лет своей жизни возведению храма, показавший потомкам замечательный пример русского мастерства и служения благой цели. Прихожане избрали вместо умершего на должность строителя брата его Стефана Данилова Хворостова, купца, который ещё в 1818 году владел заводом по производству мыла с годовым доходом 10000 рублей. Ему и предстояло окончить колокольню и ограду церкви. В начале декабря 1832 года освящается последний из трёх приделов Казанской церкви – Святого Великомученика и Победоносца Георгия…

http://sobory.ru/article/?object=12486

Следовательно, и эта форма аскетизма и посвящения Богу не требовала безбрачия, и потому не имеет ни малейшего отношения к дочери Иеффая. 3) Самым сильным доказательством в пользу существования института безбрачия служат два места из книг Исход и 1 Царств, где будто бы говорится о благочестивых женщинах, постоянно пребывавших при скинии для служения Богу. В книге Исход ( Исх.38:8 ) читаем: «Сей (Веселиил) сотвори умывальницу медяну, и стояло ее медяно из зерцал постниц, яже постишася у дверей скинии свидения». В 1-й книге Царств ( 1Цар.2:22 ): «Илий был весьма стар, и слышал все, как поступают сыновья его со всеми Израильтянами, и что они спят с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания» (слав. яко бываху с же- —73— нами предстоящими у дверей скинии свидения). Прежде всего, заслуживает замечания русский перевод приведенного места из книги Исход: вместо сходного с LXX-ю славянского «сотвори умывальницу медяну из зерцал постниц, яже постишася у дверей скинии собрания», в русском находим: «и сделал умывальник из меди и подножие его из меди с изящными изображениями, украшающими вход скинии собрания». В данном случае русский переводчик уклонился от всех известных древних и новых переводов и толкований и последовал мнению, изложенному в начале 18-го столетия неким Clemens’oм в магистерской или докторской диссертации «о медном умывальнике» 1490 . Еврейское слово мара, переводимое всеми единогласно, начиная с LXX, Iohaфaha, Вульгаты и других переводов, словом зеркало (в русском передано неправильно словом «изображение»), кроме этого места употребляется в Св. Писании всего два-три раза со значением «видение», о видениях во сне, иллюзиях, галлюцинациях и под. Правильность древних переводов подтверждается тем, что в арабском есть слово одинаковое по начертанию и выговору – арабское слово мара также значит «зеркало». Далее в русском неправильно передан и смысл еврейского предлога бе, поставленного перед словом мара, который, по замечанию Абен-Эзры, должен значить «из» (слав.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В нее поступали периодические издания: российские духовные (163 наименования, была представлена периодика всех епархий) и светские (215 наименований, гл. обр. с нач. XIX в., отдельные издания 2-й пол. XVIII в.), иностранные (111 наименований). Максимальное количество посещений б-ки было отмечено в 1908/09 уч. г. и составило до 9 тыс. чел., подавших до 30 тыс. требований на получение книг. В 1869 г. был учрежден Отдел иконоведения, действовавший до 1876 г. и в 1896-1900 гг. Его появление было вызвано потребностью представить образцы иконописания, соответствующие правосл. догматике и канонам, составить описи древних икон, дать их классификацию по стилям, школам, установить хронологические рамки их появления и т. д.; перед отделом была поставлена задача создания постоянной выставки образцов иконописного искусства, подготовка руководства для иконописцев. В работе отдела участвовали архимандрит (впосл. епископ) Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), Д. М. Струков , благотворитель Д. И. Хлудов (см. в ст. Хлудовы ), Токмаков, археограф и историк В. И. Холмогоров и др. Деятельность Отдела иконоведения привела к формированию в ОЛДП коллекции икон (первые пожертвования поступили в 1869), что способствовало созданию в 1870 г. музея, к-рый действовал при ОЛДП до 1876 г., а затем был возобновлен в 1900 г. В музее хранились иконы (в 1913 г.- 200 старинных икон; см.: Козлов. 1997. С. 140), редкие издания по археологии и фотографические снимки икон, храмов, различные предметы древности. В 1896-1900 гг. действовал Историко-археологический отдел, созданный на основе возникшего в 1889 г. Комитета по описанию церквей и приходов Московской епархии. В состав комитета входили М. С. Боголюбский (председатель), Н. А. Копьёв, В. Ф. Руднев, Д. М. Струков, В. И. и Г. И. Холмогоровы . Члены комитета (позднее отдела) занимались составлением историко-статистического описания Московской епархии. Титульный лист кн. «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения». М., 1915 Титульный лист кн. «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения».

http://pravenc.ru/text/2578105.html

Притом название урим и тумим весьма прилично драгоценным камням по причине удивительной их чистоты и блеску. Исх.38:8 . Сей сотвори умывальницу медяну и стояло ее медяно из зерцал постниц цавсот. Догадываются, что 70 вместо цавсот читали цамат. Некоторые из новейших хотят перевесть цова, собствен но служением и думают, что женщины сии были служительницы. Но нигде в Писании не видно, чтобы женщины служили при скинии. Место же, 4Цар. 23:7 , не сильно к подтверждению их мнения; ибо говорить не о законном, но о беззаконном служении женщин. Да и самые певницы ( Неем.7:61 ) не были необходимые священные лица, и так достоверно то, что женщины, упоминаемые здесь, названы цавсот, потому что кучею, на подобие многочисленного войска, собирались около скинии. Подлинно цова означает толпу, множество и глагол цава в кучу собираться и как бы облегать 14:12. И сие будет поражение им же иссчет Господь всех людей, которые вместе собрались совет против Иерусалима. Таким образом и правильным делается течение речи. Женщины, т. е. не уступая благочестивой ревности своим мужьям, поспешно, толкая одна другую и как бы облегая скинию, приходили, и даже зеркала свои приносили на украшение оной. 70, говоря о постницах иже постишася, не дают нам никакого правильного понятия. Глава III. О книге Левит I. Название. Третья книга Моисеева обыкновенно называется Левитекою, хотя о левитах не столько в сей книге как Числ. 3:6 , seq. 1Пар. 25 , а здесь более описывается служение священническое (почему и раввины называют оную тора коганим); однако поскольку те и другое называются общим именем своего колена, Втор. 31:9 , то и наше наименование сей книги не неприличествует ее содержанию. Писатель ее. Что действительно написал оную Моисей, в том вся иудейская и христианская древность столько была уверена, что обидно было бы опровергать ее мнение. Ап. Павел, приводя из Левитской книги слова Римл. 10:5 : Моисей бо пишет правду, Юже от закона: яко сотворивый та человек, жив будет в них, приписывает их Моисею. III.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Иначе же твари, получившей бытие от Бога, никак невозможно постигнуть Творца своего. Впрочем, и это ведение, какое Он дает нам, верующим в Него, дает Он нам ради веры нашей, чтоб знание подтверждало веру, которая бывает без знания, и таким образом посредством знания утверждался в вере всякий, оглашенный словом, и убеждался, что есть Бог, в Которого уверовал он по одному словесному учению. Такое ведение получают верующие посредством многообразных и многоразличных знамений, гаданий, зерцал, таинственных и неизреченных действий, божественных откровений сокровенного, созерцания тварей и посредством другого многого, помощию чего каждодневно возрастает вера таковых верных и восходит в любовь и пламенное желание Бога. И не только это, но их еще Бог удостоверяет, как и Апостолов, чрез апостольское присещение (надсматривание, наблюдение. – Ред.) Святого Духа; и они совершеннее просвещаемы и научаемы бывают светом Духа Святого, что Бог непостижим, неизречен, несоздан, вечен и присносущ. От Духа Святого научаются они всякому разумению и познанию, и всякому слову премудрости и ведения таинственнейшего; сверх того получают силу творить чудеса, дар пророчества, роды языков и сказания языков, дар заступления и управления городов и народа, познание будущих благ, вкушение царствия небесного, сыноположение и самое облачение во Христа, с ведением таин Христовых и наипаче тайны домостроительства Его во спасение наше. И вообще говоря, все сие и многое другое подобное, чего не знают неверные, мы, сподобившиеся соделаться верными, можем знать, мудрствовать о том и говорить, будучи научаемы и просвещаемы благодатию Пресвятого Духа. Итак, исповедуем, веруем, свидетельствуем и утверждаем, пред теми особенно, которые не почитают дерзким испытывать относящееся до непостижимого Божества, что Пресвятая Троица, в которую мы крещены, есть Бог триипостасный, Отец, Сын и Дух Святой, как благодатию Святого Духа удостоверились мы из самого Божественного Евангелия, но как есть и что есть Святая Троица, все создавшая, сего мы, созданные от Нее, не ведаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010