Имя «Александр» просматривается не только в особом почитании старцем святого благоверного князя Александра Невского и очевидном выделении празднования его дня. Феодор Кузьмич, уезжая из Боготольской волости в Томск в 1858 г., оставил в деревне Зерцалы крупный рисунок с вензелем «А», которому сам придал исключительное значение, и, кроме того, изображал инициал «А» на принадлежавших ему иконах. И то и другое отражено во многих источниках. Остановимся на этом подробнее. Перед отъездом из Зерцал Феодор Кузьмич, как пишет М.Ф. Мельницкий, «перенес из своей кельи в часовню образ Печерской Божьей Матери и Евангелие. Вдень отъезда пригласил несколько крестьян в часовню и, по окончании молебна, поставил в эту часовню раскрашенный разноцветными красками вензель, изображавший букву А, с короною над нею и летящим голубком, вместо перечерка. «Храните этот вензель пуще своего глаза», – сказал он при этом зерцаловским крестьянам – и буква эта до сих пор хранится в часовне, помещаясь за поставленным Феодором Кузьмичем образом Печерской Матери» 429 . Эта информация повторена в «Сказании» 430 . В этом удивительном сообщении значительна каждая фраза. Рисунок вензеля был установлен в часовне, и к тому же после служения молебна – и то и другое освящает поступок старца. При этом Феодор Кузьмич дал указание присутствовавшим крестьянам строго хранить вензель. Над буквой «А» на рисунке была изображена корона, четко устанавливающая связь инициала с царским достоинством. Через 49 лет после этого события, в октябре 1907 г., Н.Я. Гурьев, собиравший материал о старце на местах его проживания 431 , имел возможность рассматривать этот рисунок: «Пишущему эти строки, – отмечает Н.Я. Гурьев, – во время посещения им в Ачинском и Мариинском уездах мест, где жил старец, удалось, благодаря любезному содействию настоятеля церкви в Зерцалах о. Георгия Белоруссова, подробно осмотреть икону и вензель, оставленные старцем» 432 . Вензель теперь хранился за стеклом иконы, а икона – в алтаре зерцаловской церкви. «Вензель, – пишет далее Н.Я. Гурьев, – нарисован карандашом на простой писчей бумаге, пожелтевшей от времени, и раскрашен зеленовато-голубой и желтой красками. Он представляет собой букву «А» с изображением короны наверху и летающим голубком на месте горизонтальной перемычки» 433 . Описание рисунка вензеля, сделанное спустя почти полвека, убедительно подтверждает информацию ранних жизнеописаний старца об этой композиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он указывает, что «общее понятие» «открывает нам только бытие Божие, а не что такое Бог» (там же). Учение Откровения об этом он сводит к словам Давида, «которому Бог явил «безвестная и тайная премудрости Своея» ( Пс. 50:8 )», а он «не ясно ли исповедует неприступность ведения, когда говорит: «удивися разум Твой от мене; утвердися, не возмогу к нему» ( Пс. 138:6 )? А Исайя, созерцавший славу Божию, …в пророчестве своем о Христе свидетельствует, говоря: «род же Его кто исповесть?» ( Ис. 53:8 ). А «сосуд избран» ( Деян. 9:15 ) – Павел, имевший глаголавшего в себе Христа ( 2Кор. 13:3 ), восхищенный до третьего неба и слышавший «неизреченны глаголы, их же не леть есть человеку глаголати» ( 2Кор. 12:4 ), какое оставил нам учение о Сущности Божией? Когда прозрел он частные законы домостроительства, как бы придя в гружение от неисходности умозрения, возгласил такое слово: «О глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко не испытани судове Его и неизследовани путие Его» ( Рим. 11:33 ). Но если сие недоступно и достигшим в меру ведения Павлова, то какое кичение в хвалящихся, что знают Сущность Божию!» (7:30–31). В опровержение мнения о полной познаваемости Бога св. Григорий Богослов также приводит свидетельство апостола Павла: «…все дольнее знание, как простирающееся не далее малых подобий истины, ставит он не выше зерцал и гаданий ( 1Кор. 13:12 )» (12:35). «Слово о Боге, – говорит св. Григорий далее, – чем совершеннее, тем непостижимее, ведет к большему числу возражений и самых трудных решений. …Так, Соломон, который до преизбытка был умудрен паче всех, и до него живших, и ему современных, получил в дар от Бога «широту сердца» и полноту созерцания обильнее песка ( 3Цар. 4:29 ), чем более погружается в глубины, тем более чувствует кружения, и почти концом мудрости поставляет найти – сколько она удалилась от него ( Еккл. 7:24 )» (12:37). «И Илии не ветер крепкий, не огнь, не трус, как знаем из истории ( 3Цар. 19, 12 ), но небольшая прохлада была знамением Божия присутствия, и только присутствия, а не естества.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sarych...

Что касается отцов – мистиков, то, как показывает одно название, мистический, религиозно-опытный элемент составляет характерную черту их творений, их богословия, их боговедения, – однако, церковь их писания уважает не менее творений отцов – диалектиков. Если в творениях свв. отцов – теоретиков подлинное мистическое зерно их богопознания, религиозный опыт, заслоняется всевозможными умозрительно – диалектическими аксессуарами, обусловленными борьбой с еретиками и т. п. обстоятельствами, то у свв. отцов мистического направления, жизнь которых протекала в монастырях и пустынях, которым не было надобности прибегать, к помощи особенно ценимых в мире методов знания и аргументации, мы встречаем мистический элемент в полной силе, не укрытым ни под каким спудом, кроме смирения и самого необходимого логически – литературного покрывала. Если мистическому разуму первых соответствовала высокая степень интуиции, благодаря чему они оказываются истинными «учеными» и «философами» в сфере богопознания, то религиозный опыт вторых своей типичной формой имел богосозерцание, живое богообщение, приближавшее их разум к состоянию боговдохновенности, характерному для пророков и апостолов. Выразителем этого направления может считаться преп. Симеон Новый Богослов , столь же почтенный титулом Θεολογος, как и представитель святоотеческого «теоретического» богословия – Григорий Назианзин , – по подобию апостола Тайнозрителя. Его три «богословских» слова могут быть поставлены в параллель пяти богословским словам св. Григория. Следующая тирада из первого богословского слова преп. Симеона покажет нам, что, по мысли св. отца, является источником, принципом, методом и т. д. богопознания, как для него самого, так и всех истинных богословов вообще: религиозное «ведение, говорит он, получают верующие посредством многообразных и многоразличных знамений, гаданий, зерцал, таинственных и неизреченных действии, божественных откровений сокровенного, созерцания тварей, и посредством другого многого, помощию чего каждодневно возрастает вера таковых верных и восходит в любовь и пламенное желание Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Tube...

Образы царской власти в греческой аскетической литературе Византии: сравнение образов «царя» и «плача» у прп. Симеона Нового Богослова и их контекст Источник Аннотация Автор статьи предлагает взглянуть на царскую власть и ее внутренний духовный смысл глазами монахов-отшельников и христианских писателей аскетико-мистического направления в противовес чрезмерной политизации этой темы. Впервые предпринимается попытка предварительно систематизировать по определенным критериям упоминания о царской власти и ее некоторых регалиях в греческой аскетической литературе. Главная тема – анализ сравнения плача с царем в четвертом «Огласительном слове» прп. Симеона Нового Богослова и выявление контекста этого сравнения в культуре, аскетической традиции и истории Византии. Царь, который надевает на себя белое одеяние в знак скорби, и традиция плача царя о близких и народа о царе имеют ряд характерных описаний в памятниках прежде всего исторической литературы. Эти описания оказываются ярким фоном для изучения плача как ключевой добродетели христианской аскетики. Обращение к войнам, которые вел современник прп. Симеона – император Василий Болгаробойца, сделано для более рельефного представления о той среде и атмосфере, которая невольно могла подпитывать возвышенную мысль одного из самых выдающихся мистиков Церкви. Посмертная судьба останков императора Василия во время разорения Константинополя крестоносцами в XIII в. – один из ярчайших образов, иллюстрирующих основную тему статьи, основная задача которой – пробудить интерес к истории и аскетической традиции Церкви. В формировании Византии как христианской империи особую роль сыграли два основополагающих фактора – царская власть и православие. Обычно исследователи изучают феномен царской власти с исторической, канонической, культурной точки зрения: изучают, в частности, роль царя в проведении Вселенских Соборов, почитание и распространенность царских портретов 1 , а также образы и символы императорского культа, включая ключевые для христианства Крест и Страсти Христовы 2 . Император, с одной стороны, выше законов («Не разорвавший законы, но умиротворивший, поскольку и он является одушевленным законом (νμος μψυχος), находящимся выше написанных» 3 ), будучи сам «одушевленным законом», но в то же время ему нужно соблюдать изданные им законы 4 . Один из современных специалистов по внутренней истории Византии И. Караяннопул писал даже о праве народа на восстание против царя в одном случае – если он отступал от православия и установленных им законов 5 . В этом указании отражается идеальное представление о высокой нравственности и духовности царя. Образ идеального правителя раскрывался в особом жанре княжеских зерцал, к которому обычно относят и послание свт. Фотия Болгарскому князю Борису. Однако представляется интересным выйти за пределы профессионально составлявшихся трактатов и погрузиться в более широкую литературу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

64 ПСРЛ. М„ 2000. Т. 4; Ч. 1. С. 530–531. 63 Каштанов С. М. С оциально-политическая история. С. 79–170. 66 Судебник 1497 года в контексте истории российского и зарубежного права XIXIX вв. М., 2000. С. 76–96. 67 Казакова Н. А. В ассиан Патрикеев и его сочинения. М., 1960. С. 234. Асмус В. Прот. Агапит. В кн.: Православная энциклопедия. Т. I. М., 2000 . С. 225.; об «Учительных главах» Василия I и других произведениях жанра «княжеских зерцал» см.: Чичуров И. С. П олитическая идеология Средневековья. Византия и Русь. М., 1990. «Плигузов А. И. П олемика в Русской Церкви. С. 151. 70 Казакова Н. А. В ассиан Патрикеев. С. 292. 71 Синицына Н. В. М аксим Грек в России. М., 1977. С. 212. 72 Синицына Н. В. Т ретий Рим. С. 367. Определение находится в толковании на 12-ю главу Откровения (ст. 1–4, 14–15), где бегство в пустыню апокалиптической Жены, спасающейся от преследования змия, испускающего «воду яко реку» («поток неверия»), символизирует перемещение царства «старого Рима» в «новый Рим» – Константинград и затем Россию – «в третий Рим… иже есть в новую Великую Русию, се есть пустыня, понеже святыя веры пусты были и иже божественные апостолы в них не проповедовали…». В первоначальном тексте Филофея «пустыня» символизировала «спасение» Жены, сухость пустыни была противопоставлена воде – «потоку неверия». Так, в толкованиях святого Андрея Кеса- рийского говорилось про «пустыню, чуждую всякой злобы и плодоносную для всех добродетелей» (Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского (Иосифо-Волоколамский монастырь, 1992. С. 74 (Слово 11-е); препринт издания. М., 1901 (издание четвертое афонского Русского Пантелеймонова монастыря). Продолжатель Филофея истолковал образ в противоположном смысле – «пустыня» как символ пустоты, отсутствия апостольской проповеди, в соответствии со своей главной темой («Об обидах Церкви»). Упрекам в отсутствии на Руси апостольской проповеди противопоставлено уже в раннем летописании изложение о посещении Руси апостолом Андреем. 73 Подробнее см.: Ромодановская В. А. Г еннадиевская Библия . В кн.: Православная энциклопедия. Т. X. М., 2005. С. 584–588.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

И вспомним еще одно обстоятельство: спешный отъезд Феодора Козьмича из Зерцал весной 1843 года. Дело в том, что на другом конце той же деревни жил старец Даниил — один из самых прозорливых православных старцев, спасавших душу в раскольничьей Сибири. Происходил Даниил Корнилович из казаков Полтавской губернии, родился в один день с императором Александром Павловичем, 12 декабря, но 1784 года; обучен грамоте; с 1807-го был ратником; сражался под Бородином; в 1820м простился с родными: «куда-нибудь залезу в щель, как муха, и там век доживу». В это время он был представлен к офицерскому чину, от которого — а значит, и от дворянства! — отказался; военным судом приговорен был к работам в Нерчинском руднике, затем определен на «вечную работу» в Боготольском винокуренном заводе, откуда «по неспособности к работе» отправлен в Ачинск. Последние годы как раз и провел в Зерцалах. Феодор и Даниил были близки по возрасту, по опыту жизни, по опыту участия в новейшей русской истории; их разделяло лишь происхождение. Никаких свидетельств их особенно тесного общения мы не имеем; они жили по разным краям деревни; по одним источникам, старцев видели совместно разгружающими бревна и Феодор Козьмич называл Даниила «человеком святой жизни» и подчеркивал, что поэтому «редко кто мог понимать его», по другим — Феодор Козьмич так отзывался о Данииле: он не имел учеников, «да и не мог никого учить, потому что он был малообразован и едва грамотен». Впрочем, образованность никогда не входила в число главных добродетелей отечественных подвижников благочестия; так что хулу на Даниила в словах Феодора Козьмича могли усмотреть лишь добросовестные позитивисты начала XX века. А что до «необщения»… Можно общаться — скрытно от глаз; можно общаться — через посыльных богомольцев; можно и просто — общаться в молитве. Преподобный Серафим Саровский , очевидно, никогда не встречался с Даниилом, и совершенно точно — никогда с ним не переписывался. И тем не менее — все о нем знал. Томской мещанке Марии Иконниковой, которой старец Даниил не дал благословения странствовать и велел сидеть в Томске, чулки вязать, но которая запрета ослушалась и явилась в Саров, преподобный Серафим выговорил: «Зачем ты пошла по России? Ведь тебе брат Даниил не велел больше ходить по России. Теперь же ступай назад, домой!..»

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-i/7/

949. Книжица Петра Дамаскина , письменная в четверть; в ней же Псалтырь Еврейская, с приписми. 950. Книга Зерцало, письменная, в десть, бумага малая. 951–957. 7 книг Зерцал письменных в полдесть. 958–960. Три книги Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Руси вопросы и Соборные ответы письменные в полдесть, сиречь Стоглавники. 961. Тетрадь в коже Послание Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии в Кириллов монастырь, письменная, в полдесть. 962. Книга Максима Грека, письменная, бумага большая, в десть. 963. Другая книга Максима ж Грека, письменная в полдесть, Иоаникия Осокина. 964. Книга в начале Римским книгам Георгия мниха, письменная в полдесть о небеси сотворении. 965–967. Три книги Бытейских письменных в десть и с ветхими. 968–972. 5 книг Бытейских письменных в полдесть. 973. Книга Пророчества письменная, в десть. 974–975. Две книги Царства, одна бумага Касьяновская, а другая с деянием на харатье, в десть, обе письменные. 976–977. Две книги Иисус Сирахов, печатные в десть, бумага малая, ветха. 978. Книга Иисус Навин в полдесть, Селивестровская. 979. Книга Иисус Навин, в полдесть. 980. Книга Козма Индикоплов в лицах, в начале житие Князя Феодора Смоленского, письменная в десть. 981. Книга Козма Иидикоплов письменная в полдесть, в лицах же. 982. Книга Лапсаик письменный, в полдесть. 983. Книга Григория Самблака, письменная, в полдесть. 984. Книга Василия Нового в десть, бумага малая, письменная. 985. Другая книга Василия ж Нового на харатье, в четверть, письменная. 986. Книга Антиох письменный в полдесть. 987–989. Три книги Кирилла Иерусалимского письменные в полдесть. 990. Книга Пчела письменная в полдесть, а другая в четверть. 991. Книга Пандект Антиохийский письменный в десть. 992. Книга Иаков со Иосифом новокрещенным, в полдесть. 993. Книга Афанасия Александрийского на Арианы, в начала житие его, в полдесть. 994. Книга о Латынех, письменная в десть. 995. Книга о Латынех, како отлучишася Соборные церкви, в начале Григория Богослова , письменная в полдесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Имея в виду указанное апостольское изречение, святитель Григорий говорит, что Ап. Павел «столько далек от мысли естество Божие признать доступным человеческому постижению, что и судове Божии называет неиспытанными и путие неизследованными ( Рим. 11:33 )... Посему, дознав от Павла, смело утверждаем, что не только суды Божии выше силы покушающихся исследовать их, но и пути ведения доныне остаются непроложенными и непроходимыми. Ибо сие, как думаем, намереваясь означить, апостол сказал, что неизследовани путие, ведущие к Непостижимому» 962 . Очень хорошо говорит об ограниченности нашего познания о Боге и св. Григорий Богослов . По его словам, сие ведение в нынешней жизни достигает до нас, как тонкая струя и как малый отблеск великого света 963 . Святитель Богослов указывает на Илию пророка, для которого небольшая прохлада была знамением Божия присутствия, а не естества, и на судию Маноя, который после явления ему Бога, сказал жене: погибли мы, ибо видели Бога, чем и показал, что для человека невместимо Божие даже явление, не только естество 964 . Приводя слова того же великого Апостола Павла: от части разумеваем и от части пророчествуем 965 , св. Григорий Богослов отмечает: «Так… сознается тот, кто не невежда разумом ( 2Кор. 11:6 ), кто угрожает представить доказательство, что говорит в нем Христос ( 2Кор.13:3 ); так сознается великий поборник и учитель истины. А потому вседольнее знание, как простирающееся не далее малых подобий истины, ставит он не выше зерцал и гаданий ( 1Кор. 13:12 )» 966 . Что же касается слов Апостола Павла о неиспытанности судеб Божиих 967 , тот же святитель Христов так поучает нас: «Павел покушается, правда, исследовать, не говорю, естество Божие (он знает, что сие совершенно невозможно), a только судьбы Божии; но поскольку не находит конца и отдохновения в восхождении... а всегда остается для него нечто еще неизведанное, то... заключает речь изумлением, именует все подобное богатством Божиим и глубиною ( Рим. 11:33 ) и исповедует непостижимость судеб Божиих, выражаясь почти так же, как и Давид, когда он то называет судьбы Божии бездною многою, ( Пс. 35:7 ), в которой нельзя достать основание ни мерою, ни чувством, то говорит, что удивися разум от него и от состава его, и утвердися паче, нежели насколько простираются его силы и его объем ( Пс. 138:6 )» 968 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

догматики. В историографии этот трактат, находящийся под влиянием блж. Августина и Мария Викторина , называют «отправной точкой средневековой теологии» (Hauck A. Kirchengeschichte Deutschlands. B., 1954. Bd. 2. S. 134). Св. Троице посвящены послания А. «28 вопросов о Троице» к Фридугису (Questiones de Trinitate XXVIII.- Ep. 289) и «О понимании души к Евлалии» (De animae ratione liber ad Eulaliam virginem.- Ep. 309). А. составил комментарии к ВЗ, в к-рых он опирался на экзегетическую традицию святых Иеронима , Августина, Беды Достопочтенного , Иоанна Златоуста (в лат. переводах) и Амвросия Аутперта . Посвятил соч. «De virtutibus et vitiis liber» (Книга о добродетелях и пороках) проблемам нравственности и ее роли в жизни человека. В его компендиум по риторике также были включены рассуждения о гражданских добродетелях, к-рые, в согласии с Цицероном (De iuvent. II 159-165), воспитываются ученостью, в т. ч. ораторским искусством. Применяя эту идею к христ. добродетелям и одновременно подчеркивая их значение для христ. государства, А. создал одно из первых средневек. зерцал королевской власти. Исключительное значение имела редакция перевода Библии блж. Иеронима ( Вульгаты ), подготовленная А. и предположительно преподнесенная Карлу Великому на Рождество 801 г. Сам перевод, «Библия Алкуина», не сохранился - его существование предполагается по ряду созданных в Туре копий. Судя по всему, А. ограничился в основном устранением орфографических ошибок и наиболее очевидных варваризмов (всего ок. 4 тыс. исправлений), тем не менее турская редакция сыграла важную роль в распространении и утверждении текста Вульгаты в Зап. Европе. Скрипторий мон-ря св. Мартина в Туре при А. стал центром создания полных копий Библии, превратившись в одну из крупнейших и наиболее влиятельных мастерских письма Зап. Европы. А. является автором житий святых Мартина (IV в.), Ведаста (ок. 800), Рихария (800/01) и особенно ценного в историческом плане жития своего соотечественника-миссионера св. Климента Виллиброрда , составленного в прозаическом и стихотворном вариантах (ок.

http://pravenc.ru/text/114564.html

97 . Ковалевский Иоанн, священник, Юродство о Христе. М., Изд. книгопродавца А.Д. Ступина, 1902. 98 . Крифт Питер, Три толкования жизни: суета, боль, любовь. Журнал «Мир Библии», 1995/1 99 . Lohfink N., Kohelet,Würzbufg, 1980. 100 . Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., Изд. «Мысль», 1979. 101 . Марцинковский В.Ф., профессор. Смысл страдания. Германия, гарц, 1925, Тамиздат. 102 . Мелье Жан, Завещание, т. I, М., 1954. 103 . Мир философии: Книга для чтения (антология), ч. 1, Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М., Изд. политической литературы, 1991. 104 . Мир философии: Книга для чтения (антология), ч. 2, Человек. Общество. Культура. М., Изд. политической литературы, 1991. 105 . Нестор Летописец , преподобный. Повесть временных лет. Древняя русская литература, хрестоматия, сост. Н.И. Прокофьев. М., «Просвещение», 1980. 106 . Осипов А.и. , профессор МДА. Путь разума в поисках истины (Основное богословие). Изд. «Даниловский вестник», М., 1997. 107 . Рижский М.И., профессор. Книга Экклезиаста: В поисках смысла жизни. Новосибирск, «Наука», Сибирская изд. фирма РАН, 1995. 108 . Рогозин П.И. Психея. Изд. «Свет на востоке», 1988. 109 . Schouten van der Velden Adriaan. Tierwelt der Bibel. Deutsche Didelgeselschaft, Stuttgart, 1992. 110 . Серафим/Роуз/, иеромонах. Душа после смерти. Изд. «Макао и К о », М., 1991. 111 . Скорина Франциск и его время. Екклесиаст: Предисловие. «Белорусская советская энциклопедия» им. Петруся Бровки, Минск, 1990. 112 . Тихий свет Зерцал. Жизнь и посмертная слава праведного старца Даниила Ачинского. Изд. «Енисейский благовест», Красноярск, 2006. 113 . Толковая Библия. Издание преемников А.П. Лопухина , т. V. Проф. В. Мышцин. Книга Екклесиаста. СПб, 1908. 114 . Фаррар Ф.В., доктор богословия. Соломон, его жизнь и время. Hope of Salvation Mission, 2005. 115 . Фаст Геннадий , протоиерей. Толкование на книгу Песнь Песней Соломона. Изд. «Енисейский благовест», Красноярск, 2000. 116 . Фаст Геннадий , протоиерей. Этюды по Ветхому Завету, кн. 1. Изд. «Енисейский благовест», Красноярск, 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010