Редакция старообрядческая, в противодействие западному влиянию, не преминула охранить себя следующим правилом, внесенным в упомянутое уже выше наставление иконописцам, в Подлиннике Большакова с лицевыми Святцами: «От неверных и иностранных Римлян и Арменов иконного воображения Православным Христианам приимати не подобает; аще ли же по некому прилучаю от древних лет где обрящется в наших странах, верных, рекше в греческих или в русских, а вообразуемо будет после росколу церковного, еже Греком с Римляны, и тогда, аще и зело иконное воображение есть по подобию и хитро, поклонения же им не творити, понеже от рук неверных воображени суть, но совесть их нечистоте подлежит». Редакция Клинцовская есть не что иное, как Подлинник Сборный, в котором за основу принята подробнейшая из прежних редакций, состоящая из описания разных переводов икон, хотя бы друг другу и противоречащих, и для удобства на практике систематически снабженная месяцословными сведениями о святых и о праздниках при каждом числе месяца, с присовокуплением разных прибавочных статей технического, богословского и художественного содержания 46 . Подлинник, возникший на принципах школы Ушаковской, хотя и вносит в свой состав много новизны, но тем не менее в своих основах остается верен существу иконописных преданий. Желание одушевить изображаемые лица красотой и выражением придает его описаниям некоторую поэтичность. Для примера приводятся сюжеты, описание которых по древнейшим редакциям уже известно читателю. Благовещение. «Архангел Гавриил пришед стоит пред храминою, помышляя о чудеси, како повеленная ми от Бога совершати начну. Риза на нем киноварная, багряная светлая, испод лазорь. Главой поник долу умиленно. И вшедши в полату, стоит перед Пречистой с светлым и веселым лицом, и благоприятной беседой рек к Ней: Радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою. Вт» руках держит скипетр. Пречистая сидит, а перед нею лежит книга разогнутая, а в ней написано: с Дева во чреве зачнет и родит сына, и наречеши имя Ему Еммануил.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

– Если хочешь, чтобы я и ты были живы, дай обещание перед Богом, что ты больше ко мне не прикоснешься, и будем мы до конца нашей жизни оба жить в чистоте. Муж Мелании, любя ее невыразимо и ставя здоровье ее выше своего, повиновался ее воле и дал обет пред Богом жить с нею в чистоте. Когда посланный вернулся и рассказал это Мелании, она обрадовалась и ей стало легче. Телесная болезнь ее уступила место духовной радости, и Мелания прославляла Вышнего, Который помог ей, исполнив через болезнь самое заветное желания ее сердца. Когда Мелания встала от одра болезни, ее дочь, прекрасная отрасль девства, обещанная Богу, отошла к Нему. Смерть ее еще больше склонила Апиниана к хранению чистоты, тем более, что Мелания не переставала убеждать его к этому. – Видишь, – говорила она, когда скончалась их дочь, – как Сам Бог призывает нас к чистой жизни? Если бы Ему угодно было продолжение нашего плотского супружества, Он не взял бы у нас наших детей. Итак, Апиниан и Мелания, после плотского естественного супружества, вступили в супружество высшее, духовное, и побуждали друг друга к добродетели, упражняясь в посте, молитве, трудах, умерщвлении плоти. Они согласились все имения отдать в лице нищих Христу, самим же совсем отречься от мира и стать иноками. Но родители Мелании никак не хотели допустить этого. И вот однажды ночью, когда Апиниан и Мелания много о том скорбели и совещались друг с другом, как бы избавиться им от хитросплетенных сетей мира, внезапно осенила их свыше Божественная благодать. Они ощутили великое благоухание, сходящее с неба, какого не может постигнуть ум и описать язык, и исполнились такой духовной отрады, что забыли всю свою скорбь. С тех пор святыми овладела еще большая жажда духовных благ: мир и всё, что в мире, опротивели им и они решили, бросив всё, бежать куда-нибудь и стать иноками. Но Божий Промысел уготовил им иной путь к достижению желаемаго. Вскоре умер отец Мелании, и Апиниан с Меланиею стали свободными в своих действиях. Но так как у них было много богатств, которые они обещались посвятить Христу, то они не тотчас расстались с миром и отечеством своим. На то время, пока они не раздадут всего бедным, они избрали для себя местожительством одно свое имение в пригороде Рима и жили, строго храня чистоту. В то время, как эта блаженная чета избрала себе такую богоугодную жизнь, Апиниану начинался 24-ый год, Мелании же заканчивался 20-ый 8914 . Поистине великое чудо, что в те годы, в которые юность горит обыкновенно огнём плотских страстей, – эта святая чета, ведя жизнь выше плотского естества, оставалась неопаляемой, подобно отрокам в печи Вавилонской.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Богъ же инако промысли и древле осуди ю огнемъ скончятися. И присп судный день на скончяние лта, въ десятый день мсяца лоя, в онже древле вавилонскымъ цсаремъ иждежена бысть. Пламени же начятие бысть от своихъ. Отступившю бо Титу, и мало врмя почивше иуди пакы на римляны вытекоша, и си побждьше иудя, гнаша по нихъ и до цръкве, и сами внидоша. Идже нкто воинъ ни казания кесарева пождавъ, ни убояся о толице почятьи дмонскомъ, суровствомъ въсхити огнь изовну и на дружне рамо въступи, досяже до златаго оконца и до дверий, имиже възможно бысть възлазити къ храмом оцръковнымъ. Пламени полящю, иуди възопиша и въскликаша по достоянию страсти, на възбранение и на месть потекоша, ни живота щадяще, ни себе блюдуще, ни опасающеся. И нкто притекъ възвсти Титови. Сей же въ шатр почиваше от брани. И абие въсхоплься, течяше къ цръкви, да угасить огнь. И по немъ поидоша гемони вси, и въслдъ их идяху плъци убоявшеся, и бысть вопль и мятежь великъ, толикой сил бес чину подвигшися. Кесарь же гласомъ и рукою казаше воемъ угасити огнь. Они же ни кличюща слушаху, зане уши ихъ не слышаху от ратнаго кличяниа, ни ручнаго махания внимаху. Ови бо на супостаты зряху, кто кого убиеть, ови же гнвомъ затвориша уши, плъком же текущимъ, ни казание, ни запрещение, ни млъба можаше удръжати устремления их, но ярость воеводяше прд всми и гнвъ обья вся. И въ теснот съгнтающеся, мнози потоптани быша другъ от друга, мнози же на горящее камение и на попелъ въступающе, не могуще вылзти изгараху. А иже близъ цръкве стояша, не творяхуся слышаще кесарева повелния, но кождо ихъ ближнему веляше зажещи болма. Мятежници же метяхутся, не могуще что промыслити, и бысть везде бой и кровь и бжание. Народ же, людие суще немощнии и безъ оружия, идже кто постиженъ, ту убиенъ бысть. У жрътвеника събрашася множество мрътвець, кровь же течяше акы рка, и струя кровнаа влечяше трупие. Кесарь же разумвъ, яко не можеть устремления удръжати войскаго, и огнь одолваше, вниде съ гмоны внутрь и вид святое цръковное, егоже жадаше, и вся яже в немъ преславна, не токмо у своихъ людий, но и у иноплеменникъ, чюдна и преславна и прекрасна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Подтверждают сие самые дела. Языческие философы светом естественным будучи водимы, многие соблюдали добродетели, как то, нестяжание, подвижничество, воздержание, благоразумие и правду: но добродетели их были несовершенные, оскверненные славолюбием, зараженные гордостью и очерненные мрачным видом лицемерия. Бросил Кратес все имение свое в море, чтобы представить себя нестяжательным: потом однако ж, ходя туда и сюда, вопил: Кратес свободил Кратеса (Смотр. Лаер.), свободил себя от лихоимения и сделался рабом славолюбия. Диоген жил в бочке, и летом валялся по песку горячему, а зимою обнимал статуи, снегом покрытые: тою епанчею, в коей ходил одетый днем, покрывался и ночью: но потом попирал ногами дерзко ковры, крича и говоря: «попираю гордость Платонову». Платон же, быв при том, остроумно ответствовал ему: «другою гордостию», то есть, попираешь мою гордость другою гордостию, кроющеюся в душе твоей. Ежели сравнишь сии добродетели с добродетелями людей, кои водимы были светом Божественных законов, то увидишь, сколь несовершенна добродетель тех, в сравнении с добродетелью сих. Посмотри на раздаяние в руки нищих Ксенофонтом богатейшего имущества, и на раздаяние тмочисленных слитков злата Мелании Римляныни, и вместе на бегство их в пустые места, чтобы не славиться от мира. Посмотри на подвижничество Павла Фивейского и прочих отшельников, отшедших в глубокие пустыни, чтобы избежать похвал человеческих. Посмотри на высокие и предивные подвиги Павла и прочих Апостолов, подвиги, кои целию имели одну токмо пользу и вечное спасение человеков. Рассмотрев то и сравнив, увидишь и познаешь, что естество человеческое имеет правда семена добродетели, но плод их несовершен по причине немощи естества, как плод сухой и невозделанной земли. Но как земля хорошо возделанная земледельцами и удобренная, приносит плод совершеннейший: так и естество человеческое, будучи просвещаемо Божественными законами и подкрепляемо Божественною благодатию творит совершеннейшие плоды благих дел.    Какая цель сих словес? Цель оных есть доказать, что безрассудно предлоги одни вымышляют те, кои говорят, что добродетель противна свойствам естественным: и что мы верные, если не живем добродетельно, но бегаем по стремнинам греха, то неизвинительны и большего осуждения достойны, нежели беззаконные, то есть, люди те, кои не познали, ниже слышали о законоположении Божии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

б)  Поревнуем, братия, далее, св. Мелании Римляныни в ее любви к христианской благотворительности. Дело благотворительности бедным, нищим, бесприютным высоко ценится Господом! Он вменяет в услугу Себе Самому то благодеяние, которое оказываем мы им. Он благоволит называть бесприютных бедных – меньшими братиями Своими, – и за временное благодеяние им не земле дарует благотворителям вечное Свое Царствие. Приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вами Царствие от сложения мира (Мф. 25, 34). Иной может спросить: почему так дорого ценится Господом благотворение бедным, нищим, бесприютным? Потому что оно, с одной стороны, есть подражание беспредельной любви Божией, а с другой – оно необходимо для облегчения участи тех ближних наших, которые, по неисповедимым путям Промысла, несут тяжкое иго бедности. Бог любы есть (1 Ин. 4, 8). Все свойства и действия Божии суть выражения и, так сказать, облачения Его любви. Мы, можно сказать, погружены в благодеяния Божии; любовь Божия объемлет нас со всех сторон, как воздух, которым мы дышим. Если так, то кто же ближе к Богу, кто приятнее Ему, как не люди уподобляющиеся Ему своею любовью к тем, кои преимущественно нуждаются в ней для своего существования? Все люди имеют образ Божий, но действуют по образу Божию только уподобляющиеся Богу христианским состраданием к нуждающимся в помощи, оказывающие милосердие к бедным и бесприютным по мере своих сил. Когда обратим внимание на состояние бедных, нищих, бесприютных, – здесь откроется для нас другая светлая сторона благотворительности. Нуждаться в насущном пропитании, не иметь постоянного жилища, или, имея какое-либо пристанище, терпеть крайний недостаток в одежде и других житейских потребностях при невозможности собственным трудом удовлетворить им, – это великое горе. А в мире сколько людей, бедствующих от разных причин! Рядом с богатством, рядом с избытком во всем, вы встречаете горькую нужду, которая невольно потрясает ваше сердце. «Справедливо говорят: бедность не порок; она даже есть добрая школа самоусовершенствования.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В 80-е годы прошлого столетия Юрий Антонов спел «Анастасию»: Жизни даль распахнув мне настежь, Ты явилась, весны красивей. Птицы в небе щебечут: " Настя " , Травы вторят: " Анастасия " . Счастлив я, покоренный властью Этих глаз васильково-синих. Губы с нежностью шепчут: " Настя " , Сердце вторит: " Анастасия " . С тех пор популярность имени постоянно возрастает. В 2011 году 53 из ста новорожденных москвичек звали Анастасией. Несколько раз за последние 15 лет это имя выходило на первое место по популярности. В 2013 году оно было вторым, уступив в Москве первенство Марии. Именины Анастасии Редкие обладатели имени могут похвастаться таким обилием святых покровителей. Насти могут праздновать именины 4 января, 23 марта, 5 апреля, 28 апреля, 10 мая, 1, 5 и 9 июня, 4 июля, 17 июля, 10 августа, 11 и 12 ноября, 17 декабря. Святые с именем Анастасия В православном календаре можно найти не менее пятнадцати святых с этим именем, попробуем немного рассказать о самых знаменитых подвижницах. Анастасия Римлянка или Римляныня В 250 или в 256 году в Риме после продолжительных пыток обезглавили еще одну мученицу с именем Анастасия. Ставшая сиротой в возрасте трех лет, знатная девушка воспитывалась в христианской общине близ вечного города. Она была очень красива, и в 20-летнем возрасте отвергнутые женихи выдали ее градоначальнику Прову. Тот потребовал отречься от Христа и выйти замуж за какого-нибудь патриция. Анастасия отказала, взбешенный гонитель приказал мучить ее голой пред толпой,   но святая продолжала славить Спасителя и в конце-концов была казнена. Ее тело было найдено местными христианами и погребено в окрестностях Рима. День памяти Анастасии Римляныни - 11 ноября. Анастасия Узорешительница Среди подвижниц с именем Анастасия на первом месте по известности окажется покровитель заключенных – святая великомученица Анастасия Узозрешительница. Самое раннее ее житие, дошедшее до нас, составлено в VI веке, поэтому о жизни этой святой нам почти ничего не известно. Великомученица Анастасия пострадала в 304 году во время жестоких гонений императора Диоклетиана. Это был император, желавший спасти распадающуюся Римскую империю. Как отмечает христианский писатель Лактанций в сочинении «О смерти гонителей», преследования за веру были тотальными: «Всех людей, (без различия) пола и возраста, сгоняли на костер; причем их было такое множество, что их окружали не по одиночке, а толпами, и предавали огню; прислугу (же) топили в море, привязав каждому к шее жернов. . Не менее дикое гонение коснулось и прочего народа, ведь судьи, рассеявшись по всем храмам, гнали всех на жертвоприношения.. Застенки были полны, выдумывались неслыханные виды пыток, и, по какому бы делу не вершился суд, в уединенных местах и перед трибуналом были расположены алтари, чтобы участвующие в тяжбе прежде приносили жертвы и при таких обстоятельствах высказывались о своих делах».

http://foma.ru/imya-anastasiya.html

2) Отношение Братств ставропигиальных между собою Ставропигиальные Братства были по преимуществу хранителями и защитниками Веры православной в юго-западной России, и потому в каждой области ее была непременно какая-либо ставропигия с несколькими подчиненными ей Братствами городов и предместий той области. – В Галиции, оплотом православия было Братство Львовское, в Литве – Виленское, в Белоруссии – Могилевское, на Волыни – Луцкое, и, наконец, в Малороссии – Киевское. Ставропигиальные Братства более всего заботились о взаимном всем согласии и единодушии, находились в непрестанных между собою сношениях по делам Церкви и наконец оказывали друг другу деятельную помощь. 1) В самом устройстве Братств, – устройстве, как мы уже видели, одинаковом, положено было прочное основание для согласия и единодушия ставропигий. Но чтобы какие-либо разности, удобно вкрадывающиеся с течением времени не произвели между ними несогласия, они наделяли друг друга печатными своими уставами. В 1588 году Виленское Братство послало Львовскому тридцать экземпляров своего чина и умоляло, чтобы один из них был прочтен пред всею братиею Львовскою 255 . Самая отдаленность Братств одного от другого по пространству не могла уменьшить взаимной между ними любви и послужить препятствием к их взаимному согласию и миру. «Расстояние бо место», писало Виленское Братство к Львовским братиям в 1619 году, «единогласно, благочестия подвигом, миру и любви расстояния, не речем разъятия, принести не возмогает. Аще бо и места великими поприщами разстоим, любим обаче вас честну Братию нашу, возлюбившего ради нас туне; мир имамы к вам, мир свой оставившего дела» 256 . 2) Братское согласие и единодушие еще более укреплялось и возрастало от непрестанных между Братствам сношений. Во взаимной переписке, дышащей высокою любовию учеников Христовых, они – то выражали самые искренние благожелания друг другу 257 ; 3) То утешали друг друга в бедствиях и несчастиях «не смущайтесь о том»……, утешало Львовское Братство Виленских братий по случаю запечатания их церкви приверженцами Ипатия Потея. «Не новина в Церкви Божией бывати сему. Запечатали архиерее с римляны гроб Христов, аще силы Его не удержали; и Ирод убивал младенцев Христа ради, аще взял конец свой, яко и иншие Божии противницы, которые властью панства своего Церкви Божией противилися» 258 ;

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

М. Р. принадлежала к сенатской знати, была дочерью Валерия Публиколы, сына Мелании Старшей, и Альбины, связанной родством с покровительницей блж. Иеронима св. Павлой. М. Р. воспитывалась в роскоши, однако с детства стремилась к подвижничеству (избегала мыться в горячей бане, под шелковой одеждой носила власяницу и т. п.). Получила прекрасное образование, одинаково хорошо говорила на латыни и по-гречески (VMgr. 26). В возрасте 13 лет была выдана замуж за 17-летнего Валерия Пиниана, тоже принадлежавшего к сенатскому сословию. Согласно еп. Палладию, у них родились 2 сына (оба умерли). Пресв. Геронтий сообщает, что их старшим ребенком была дочь, умершая в младенчестве, 2-й ребенок, мальчик, умер сразу после крещения (VMgr. 1-5). Тогда М. Р. убедила мужа прекратить супружеские отношения и обратиться к подвижнической жизни, хотя они не расставались до конца дней. Ко времени принятия этого решения М. Р. было ок. 20 лет. Сначала она пожертвовала церквам свои дорогие одежды в качестве напрестольных покровов, затем они с Пинианом стали продавать имения, отпуская на волю рабов, и передавая через доверенных клириков вырученные деньги Церкви. Некоторые из рабов последовали примеру господ и обратились к подвижничеству, однако, по свидетельству пресв. Геронтия, были случаи восстания рабов, предпочитавших оставаться в прежнем статусе. Родственники (сначала отец М. Р., а после его смерти - брат Пиниана Север) препятствовали намерению супругов распродать имущество, поскольку Пиниан и М. Р. по возрасту еще не могли распоряжаться принадлежавшей им собственностью. Продать многочисленные имения, находившиеся в Италии, Галлии, Британии, Испании и Африке, им помогло заступничество Серены, жены полководца Стилихона, к-рая приходилась одновременно двоюродной сестрой и тещей имп. Гонорию (VMgr. 11). Пресв. Геронтий описывает состояние М. Р. и Пиниана в 120 тыс. номисм (546 кг золота) как колоссальное (VMgr. 15), однако, по подсчетам Кларк, оно не превышало среднего уровня. Рим. дворец М. Р. и Пиниана на Целии был найден при раскопках. Сохранились и надписи, свидетельствующие о крещении Пиниана.

http://pravenc.ru/text/2562804.html

Агриппина Римляныня, мц. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Агриппина Римляныня, мц. - житие Эта страничка относится к разделу   Агриппина Римляныня, мц. Святая мученица Агриппина, родом римлянка, не пожелала вступать в брак, всецело посвятив свою жизнь Господу. Во время гонения на христиан при императоре Валериане (253 - 259) святая предстала перед судом и мужественно исповедала свою веру во Христа, за что была предана на мучения. Святую деву били палками так, что кости ломались. Затем святую Агриппину заковали в цепи, но Ангел освободил ее от уз. От перенесенных мучений святая исповедница скончалась. Христианки Васса, Павла и Агафоника тайно взяли тело святой мученицы и увезли в Сицилию, где от ее гроба совершались многочисленные исцеления. Около XI века мощи святой мученицы Агриппины были перенесены в Константинополь. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Агриппина Римляныня, мц. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-1654

Величание Величаем тя,/святый благоверный великий княже Александре,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас Христа Бога нашего. Над порогом Судных врат в конце XIX века был воздвигнут русский храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Небольшая «калитка» слева от ворот – это и есть то «игольное ушко», о котором говорил Господь. У «игольного ушка» Евангелие от Марка 10, 23–31 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу. И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою. Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной. Многие же будут первые последними, и последние первыми. Монастырь Великая Панагия с пещеркой преподобной Мелании Римляныни Тропарь преподобной Мелании, глас 8 В тебе, мати, известно спасеся еже по образу,/приимши бо крест, последовала еси Христу,/и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/прилежати же о души, вещи безсмертней.//Темже и со ангелы срадуется, преподобная Мелание, дух твой. Недалеко от храма Гроба Господня находится монастырь, именуемый Великая Панагия, один из древнейших в Иерусалиме. Согласно преданию, с этого места Пресвятая Богородица узрела Своего Божественного Сына, распинаемого на Кресте. Под храмом расположена пещера, в которой подвизалась преподобная Мелания. Здесь же под спудом почивали ее святые мощи, увезенные впоследствии крестоносцами в Венецию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010