Близу же им бывшимъ, витязи и девицы поклонишася Александру, с коней не ссдоша и рекоша: «Многа лта, царю Александре, всего свта царю»; и се рекоша, на страну отъхаша, друзии же приидоша и тии прославиша его; инии же вси с коней ссдоша и прославиша царя Александра. По сем же приидоша иереи со свщами и с кадилницами и покадиша его вонями различными. И тако веселящеся во град римъский приидоша и приведоша его в храм бога своего Аполона поклонитися. Срте иерей Аполоновъ, и покади его, и поклонися ему, и принесе ему злато, и ливанъ, и измирну, сия убо царская дарования суть. Изнесоша ему писание, имуще сицево: «В лто 5000 востати имат козелъ единорог и поженет пардусы западныя и превозносящихся и паки к востоку лоиде, идже двоерогий овенъ, емуже рози до небесъ, и сего единемъ рогомъ в сердце. И потрясутся миди и финицы, восточнии велицыи и страшнии языцы, и острия меча перьскаго притупит и, в Римъ пришедъ, царь совершенъ прославитца, и сему время прия весь Иеросалим безо всякия пакости и рати». И сие писание Александръ слышав и прочее, вопросив дати хотя толкование писанию. Философ же рече ему: «Александре, во дни иеврейского пророка Данила, 49 слышахом, яко в писании наших западный царь пардус наречетца, овна же двоерогаго перьское нарицается царство, козла же единорогаго македонское нарицает царство, якоже мнится быти, остру сущу и храбру, понеже яве сие творит чюдное твое в Римъ пришествие». И сие слышав Александръ, радостен быв велми и рече: «Якоже промыслу Божию воля есть, да будет тако, силнии падоша, а немощнии препоясашася силою», И ту ему веселящу в Риме с римляны и македоняны, и приидоша ему вся царствия западныя, дары многоцнныи принесоша ему, молящеся не ратовати их. Александръ умилися, повел дани дати 12 лтома и войско ему. Лаомендуша же, своего приснаго любимаго друга, в Риме царя постави и всмъ западнымъ царемъ повел его слушати. И тако шествие творяше къ югу. Злата же много и войско вземъ, на ужескии страны, и тамо царства многа крпка порази, и вселенную всю прошед, до Окияна реки дошедъ великие, иже всю вселенную обтече. И во узкихъ странах земли той обрте зври человкообразны и многии двоеглавнии змиевы, ноги имяху, и с ними рать сотвори велику и сих победилъ, зври же суще оружия не имяху, вскоре падошася. И в гвоздинную гору нкую дошедше, жены многи дивии на Александра восташа и рать велику сотвори с ними. И во един чась от войска его сто поразиша, вси бо жены т крылаты и ногты велики, аки серпы, тло же все во власех, и прилетаю очи издираху воемъ. Се же слышавъ Александръ, повел тростие запалити. Жены же т, въ пламени изгараху крилы же, и на земли падаху. Сих же македоняне прискачюще побиваху и сихъ множество паче дватцати тысяч убиша.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Великомученица Марина (17 июля) отвергает предложение брака, сделанное ей епархом (начальником области) и вместо этого принимает от него ужасное мучение: все тело ее было истерзано мечами. Свв. Агния, Анастасия Римляныня, равноапостольная Фекла, Екатерина, Варвара – эти самые известные мученицы, самые известные имена, – все они пережили это коварное искушение: блестящее предложение устроить судьбу посредством брака. Но избрали мучения и смерть. Их избрание девства было сознательным и убежденным. Это особенно видно из слов св. мученицы Серафимы (29 июля). Вот ее допрашивает мучитель: «Где их храм, кто там бывает, как они молятся, и как приносят жертвы?» – Св. дева отвечает: «Я – Его храм. Господь обещал пребывать в нас. Жертва моя Христу в том, что я непорочно сохраняю свое девство и других привлекаю к сему». Тогда мучитель приказал надругаться над ее девственностью. Но этой же ночью в городе произошло землетрясение, судье стало уже не до споров с девушкой, и наутро она была усечена мечом. При этом св. мученица прославляла Бога за то, что Он чудесно сохранил ее от оскорблений. То же настроение и те же мысли сохраняли все девы-мученицы. Их жертва, их служение – девство; их молитва, их любовь к небесному проистекают из непорочного чистого девственного сердца; их красота духовная – в этой девственности. Потому-то все мучители и старались, чтобы св. девы были лишены, прежде всего, своей чистоты, соблазнившись предложением богатства или испугавшись мучений. Насильственные оскорбления угрожали всем девам. Но из жизни св.мучениц – Агнии (21 января), Ирины (16 апреля), Христины (18 мая), Сусанны (11 августа), Феодоры (27 мая) и др. – видим, что на их пламенную молитву Бог отвечал чудесной защитой их девства. Прочти об этом сам. Впрочем, не могу удержаться, чтобы не напомнить повесть о том, как христианский юноша Дидим спас от поругания деву Феодору. Она была осуждена «быть отданной на поругание»… В самый критический момент явился сильный юноша, богато одетый, в одеянии воина. Невольно все блудники пред ним отступили. И он дерзко и смело прошел в комнату, где была Феодора. Он с уважением обратился к ней, говоря: «Я тоже христианин и пришел спасти тебя. Подбери свои волосы и надевай мой шлем. Окутай себя моим военным плащом и уходи отсюда скорей». Она так и сделала. Никому не показалось странным, что выходящий тщательно укутался плащом: знатный юноша стыдился открывать себя, это было естественно. Но через некоторое время обман открылся, и юноша был осужден на смерть вместо бежавшей девушки. В назначенный день казни, в последний момент, является Феодора и заявляет, что она бежала от оскорбления, но не бежит от смерти за Христа: «Смертный приговор заслужила я, а Дидим пусть будет отпущен». Дидим же горячо возражал, что он приготовился умереть за Христа и не согласен уступить ей это право. Так возник краткий, но напряженный, немыслимый в иные времена спор о том, кому умереть за Христа. Спор разрешился смертью обоих, одновременно.

http://azbyka.ru/devstvennost

Иностранная коллегия, как и следовало ожидать, взяла их под свою защиту, и в донесении Св. Синоду писала, что она «в тех делах доныне слабых их поступков ни малейше не усматривает, и весьма нечаятельно, чтоб они, по причине разности в законе с греко-российским исповеданием, указы е. и. в. пренебрегали и прямого радения и прилежания в том не имели; а особливо о графе Кейзерлинге, яко о лютеранине, никакого сомнения быть не может, понеже лютеране с римляны или папежцами, как известно, никакого согласия в вере и законе не имеют, но наипаче между ними в том, временем, и распри не малые случаются. А хотя Голембовский и римского исповедания, однако ж чрез сорок лет его службы никакого пристрастия не усмотрено и коллегия не имела еще причины быть им недовольной... Прежде них при польском дворе послами были из знатных русских фамилий, яко князья Долгоруковы и другие, но в тех обидных делах не более сих успеха имели». 589 Защищая министров, коллегия завиняла, напротив, зарубежное духовенство, особенно игуменов монастырей, в непорядочных и непотребных поступках и что они сами нередко служат причиной опустошения монастырей и иных самовольств, не имея над собой духовного правления и никаких надзирателей, которые бы крепко смотрели жития и поступков их. Коллегия собственно повторяла то, что нашла в одном из приложенных Голембовским документов, именно в письме пинского униатского епископа Булгака к Голембовскому от 9-го марта 1743 года; «уже при моем времени – писал Булгак – несколько игуменов пинских, забрав церковное серебро, деньги на починку церкви, как в здешних краях собранные, так из России присланные, ушли в путь свой, о которых и поныне не слышно. Откуда же сие все происходит, откуда соблазны такие являются и такие непристойности, ежели не оттуду, что не униатского закона духовные никакого в здешних краях не имеют над собой духовного правительства, не имеют визитаторов, которые бы накрепко смотрели жития и поступков, приходов и расходов; отчего то происходит, что почтенные игумены не знают, что пртемлют; воспоследовавшие же по них не ведают, что им оставлено». 590

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Редакция старообрядческая, в противодействие западному влиянию, не преминула охранить себя следующим правилом, внесенным в упомянутое уже выше наставление иконописцам, в Подлиннике Большакова с лицевыми Святцами: «От неверных и иностранных Римлян и Арменов иконного воображения Православным Христианам приимати не подобает; аще ли же по некому прилучаю от древних лет, где обрящется в наших странах, верных, рекше в греческих или в русских, а вообразуемо будет после расколу церковнаго, еже Греком с Римляны, и тогда, аще и зело иконное воображение есть по подобию и хитро, поклонения же им не творити, понеже от рук неверных воображени суть, но совесть их нечистоте подлежит». Редакция Клинцовская есть не что иное, как Подлинник Сборный, в котором за основу принята подробнейшая из прежних редакций, состоящая из описания разных переводов икон, хотя бы друг другу и противоречащих, и для удобства на практике систематически снабженная месяцесловными сведениями о святых и о праздниках при каждом числе месяца, с присовокуплением разных прибавочных статей технического, богословского и художественного содержания 41 . Подлинник, возникший на принципах школы Ушаковской, хотя и вносит в свой состав много новизны, но тем не менее в своих основах остается верен существу иконописных преданий. Желание одушевить изображаемые лица красотой и выражением придает его описаниям некоторую поэтичность. Для примера приводятся сюжеты, описание которых по древнейшим редакциям уже известно читателю. Благовещение. «Архангел Гавриил пришед стоит пред храминою, помышляя о чудеси, како повеленная ми от Бога совершати начну. Риза на нем киноварная, багряная светлая, испод лазорь. Главою поник долу умиленно. И вшедши в палату, стоит пред Пречистою с светлым и веселым лицом, и благопрятною беседою рек к Ней: Радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою. В руках держит скипетр. Пречистая сидит, а перед нею лежит книга разогнутая, а в ней написано: се Дева во чреве зачнет и родит сына, и наречеши имя Ему Еммануил. Верхняя одежда багор тмяной, испод лазорь.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

– Прибежище мое и Защитник мой, не отступай от меня, так как душа моя изнемогает в болезни и кости мои сокрушены. После этой молитвы колесо вдруг остановилось, и святая мученица, отвязанная невидимою силою, оказалась совершенно невредимою и здоровою. Все бывшие здесь были страшно изумлены при виде такового чуда. Военачальник же не только не образумился, так как злоба ослепила его, но с большею свирепостью снова стал мучить святую иными муками: он приказал, повесивши, строгать ребра и терзать тело ее. Она же претерпевала все сие мужественно и к одному только Богу возводила свои очи, говоря: – Жених мой, взгляни на мою болезнь, которую я переношу ради Тебя и благоволи ко мне, непотребной Твоей рабе, чтобы сделалось для Тебя приятным пролитие моей крови, и чтобы я не была отвержена от лика святых мучениц. После сего она была снята с дерева, и военачальник спросил ее: – Анастасия! хорошо ли тебе ныне? – Весьма хорошо, – отвечала святая, – потому что, какое мучение за Того, Кого я люблю больше всей жизни моей, не стало бы для меня хорошим и приятным? Военачальник продолжал: – Если тебе мучения за Распятого доставляют удовольствие, то я увеличу их. Он приказал бритвой отрезать сосцы ее. Истекая кровью, святая стала сильно изнемогать и попросила напиться воды. Один из стоящих там близко, по имени Кирилл, принес и подал ей воду. Она же, выпивши немного, сказала подавшему: – Да не лишишься ты воздаяния от Господа, потому что Он сказал: «кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» ( Мк.9:41 ). Военачальник сказал ей: – Довольно ли для тебя мучений, или желаешь еще подвергнуться мучениям? – Делай, что хочешь, – отвечала святая, – мой Бог силен и укрепит мою изнемогающую силу на большие мучения, и низложит твою гордыню. Мучитель приказал вырвать у нее с пальцев ногти, потом отсечь ее руки и ноги, а также выбить все ее зубы. Святая стала снова изнемогать и попросила воды, а из уст ее изливалась река крови. Кирилл снова немного напоил ее. Мучитель, заметив Кирилла, напоившего водою мученицу и подумав, что он христианин (что и было в действительности), приказал немедленно убить его мечом. Будучи усечен, блаженный Кирилл отошел ко Господу получить свою награду за чашу холодной воды, которую он, во имя Христа, напоил Христову мученицу. Освежившись водою, святая немного отдохнула и молилась, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

л. 256 об. Исихиа презвитера к Феодулу словеса душеполезна, о трезвении и добродетели главизны, начяло просвещении души и истинно изложение, глаголемая отвещателнаа и молитвеныа главы, числом 200. См. 190 л. 354. л. 257 об. Сказание малое Григориа инока Синаита о безмолвии, в главинах пятьнадесятих. Потом и прочие творения его, какие под 186 л. 50–154, но в другом порядке. л. 318. Святейшаго патриарха Коньстянтинаграда кур Филофиа предание к своему его ученику, иже како внимателне седети в келии с сущими своими послушникы. Нач. Срамно убо яко въистину, о любезне, еже законодавцу немощь предлагати. См. 189 л. 242. л. 321. Синаксарь Православиа, в неделю 1 поста. л. 322 об. Сказание известно о чюдесех преч. Владычица нашея и госпожи преч. Девы и Богородици Мариа, еже пречистою и честною иконою сдеася, яже Римляныни нарицатися обыкши. См. 167 л. 478. л. 331 об. Синаксарь в суботу 5 недели поста, на похвалу пресвятей Богородици о акафисте, сиречь о неседающем. л. 332 об. Повесть полезна от древняго списаниа сложена, вспоминание являющи преславнаго бывшаго чюдеси, егда Перси и Варвари царствующий град облегоша бранию, иже и погибоша, и проч. Там же л. 498. л. 337. Главы божественаго и духовнаго закона, числом 18. См. 190 л. 344. л. 338. Иже в святых отца нашего Максима исповедника Слово постничьско по впросу и ответу. На конце припись касат. перевода, что под 175 л. 402. л. 352. Иже в святых отца нашего Максима к Елпидию попу, о любви, главизны четыреста, (с предисловием). Любы убо есть залог души благь. Напечатаны дважды в Москве 1660 и 1819 года. л. 379 об. Главы добродетелны препод. отца нашего Феодора едескаго, числом 100. См. 170 л. 230. л. 391. Никиты инока, презвитера обители Студийскыя, Стифата. Нач. Кая есть мысль мира и яже в мире отречениа? После 5 вопросов следует 300 глав. л. 418. Св. Василиа о постничьстве, како подобаст украшену быти иноку. См. 129 л. 175. л. 419. Тогожде наказание о отвржении житиа и свршении духовнем. Там же л. 176. л. 424. Наказание св. Илариона к отрекшимся мира Христа ради. См. 190 л. 320.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Немного спустя после молитвы, которою предотвратил он совершение греха, предстал ему в видении ангел в одежде воина епархова, и взяв его, повел будто в судилище и бросил в темницу, обложив шею железными узами и связав руки железными цепями. Приходившие к нему не говорили ему о причине заключения, но сам он, мучимый совестию, думал, что подвергся сему за то дело, и полагал, что муж той женщины донес судье об этом деле. К тому же ему представлялось, что тут же производился суд над другими за подобное же преступление. От этого находился он в крайнем смущении и страхе. Тогда Ангел принял образ одного искреннего друга его и пришел будто навестить его. Он вошел, будто чрезвычайно пораженный и опечаленный тем, что друг его терпит поносные узы и сидит в заключении между сорока преступниками, и сказал ему: – отче диаконе! За что так бесчестно держат тебя с преступниками? Он отвечал сму: поистине не знаю; но подозреваю, что на меня донес такой-то епарх по безумной ревности, и я опасаюсь, не подкуплен ли им градоначальник, и не подвергнули бы меня тяжкому наказанию. Представший в виде друга сказал ему: если хочешь послушать друга своего, то я советовал бы тебе удалиться из этого города, потому что, как вижу, не полезно тебе жить в нем. Евагрий сказал ему: если Бог освободит меня от этой беды, и ты потом увидишь меня в Константинополе, пусть подвергнусь еще большему наказанию. Друг сказал ему: если так, я принесу Евангелие, поклянись мне на нем, что удалишься из сего города и сделаешься иноком, и я избавлю тебя от этой беды. Евагрий сказал: клянусь как ты хочешь, – только избавь меня от этой мрачной тучи. После этого тот принес Евангелие и потребовал клятвы. Евагрий поклялся ему на Евангелии, что не останется в городе, кроме одного дня, и это для того только, чтоб перенести на корабль свои вещи. Этим кончилось видение. Вставши в тревоге, он рассуждал: пусть клятва дана в исступлении, но все же я поклялся. Потому нимало не медля, перенес все, что имел, на корабль, и отплыл в Иерусалим. Здесь он облекся в иноческое одеяние и был принят блаженною Меланиею Римлянынею.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

И почему бы г. Субботину, как специалисту, не взяться за научное, всестороннее историческое расследование этого вопроса, имеющего такое важное значение для полемики с расколом? Такое изучение спасло бы не только самого г. Субботина, но и других единомысленных с ним полемистов от того ложного положения, в какое они необходимо ставят себя, отправляясь в своей полемике с расколом от исторически неправильных представлений. Самая борьба с расколом была бы тогда и более согласна с достоинством православной церкви и науки и более плодотворна по своим практическим результатам. 14 Посольство в Дадианскую землю важно, между прочим, и в том еще отношении, что «Изложение о православной вере» со особой статьей «о знамении крестном», отправленное с послами, есть простое переложение известного сочинения Стефана Зизания «Изложение о православной вере», тоже с статьей в конце «о знамении крестном», напечатанного Лаврентием Зизанием в Вильне в 1596 году в приложении к Азбуке. А это показывает, что у нас уже при патриархе Иоасафе не стеснялись делать дословные заимствования из южнорусских сочинений. 15 Г. Субботин, по своему всегдашнему излюбленному обычаю, всячески усиливается обличить нас в неточности выражений. В данном случае он обличает нас за то, зачем мы те книги Иосифовского издания, в которые внесено учение о двуперстии, назвали «церковными», под которыми будто бы следует разуметь исключительно только книги «церковно-богослужебные». Ввиду этого г. Субботин книгу Кириллову и Книгу о вере называет «вероучительными и назидательными», название, очевидно, не только очень неопределенное, неточное, но и неверное. Точность, которую преследует г. Субботин, требует назвать эти две книги «полемическими». Если бы г. Субботин потрудился заглянуть на первую только страничку предисловия Кирилловой книги, то вычитал бы там, что эта книга написана для хотящих «с жиды и с теми еретики: и с римляны, и с лютеры, и с калвины о вере претися, чтобы им окаянным высокоумным не мнетись», т.е. Кириллова книга есть чисто полемическое произведение. Точно так же, если бы г. Субботин соблаговолил просмотреть хотя бы только оглавление Книги о вере, то он увидал бы, что и эта книга, как и Кириллова, тоже полемическая, направленная, главным образом, против латинства. Следовательно, г. Субботин, называя книги Кириллову и О вере «вероучительными и назидательными», допускает в определении их характера такую неточность, какую как-то странно встретить в труде специалиста, столь ревностного на обличения других за неточность выражений. Читать далее Источник: Впервые опубликовано: " Православное обозрение " . 1888. 8,9. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Грузин. – Св . священномуч. Неофита, епископа Урбнисского. До своего обращение ко Христу он был персидским военачальником. Во время похода в Грузию он был послан своим султаном Ахметом в обитель св. Шио (см. Грузин. еп.) с дарами для иноков с просьбой помолиться о нем Богу. Приближаясь к обители св. Шио, Омар (таково было первоначальное имя Неофита) увидел бесчисленное множество небесных сил, парящих в воздухе, и среди них маститого старца с длинной седой бородой (пр. Шио). Как видение, так и ближайшее ознакомление с жизнью иноков, расположило Омара чрез нисколько времени тайно прийти в обитель с двумя верными слугами и принять крещение с именем Неофита (а его слуги были названы в христианстве Христодулом и Христофором и впоследствии прославились великими подвигами и даром чудотворений). Неофит вскоре быль пострижен в монашество. Девственной жизнью, постом и молитвой он так прославился, что сделался украшением обители и был сделан ее настоятелем. Впоследствии за святую жизнь он был поставлен во епископа на кафедру Урбнисскую, обуреваемую огнепоклонниками. Достигнув неутомимой ревностной проповедью быстрого уничтожения огнепоклонства, св. Неофит этим возбудил против себя магов языческих, и они схватили св. епископа, подвергли его жестокими побоям за оскорбление своего огнища и побили камнями в первой половине VII в. (в 642 г.). Мощи его (часть их) были перенесены в обитель св. Шио и положена под престолом главного храма. Ему есть особая полиелейная служба. 29 . Св. преподобномуч. Римляныни, пострадавшей за Христа при Валериане. По смерти родителей, она 3-летней сиротой была взята одною настоятельницей женской обители и ею воспитана в страхе Божьем. На 21 году от роду св. Анастасия пострадала за имя Христово, претерпев биение палками, опаление огнем, колесование, строгание тела, вырывание ногтей, отсечение рук и ног, выбитие всех зубов, вытягивание клещами языка и его урезание. Наконец, после этих жестоких истязаний св. страстотерпица была усечена. Глава ее почивает в храме ее имени, устроенном под полом кафедрального собора в г. Житомире. 200

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Евагрий сказал: клянусь, как ты хочешь, только избавь меня от этой мрачной тучи. После этого тот принес Евангелие и потребовал клятвы. Евагрий поклялся ему на Евангелии, что не останется в городе, кроме одного дня, и это для того только, чтоб перенести на корабль свои вещи. Этим кончилось видение. Вставши, в тревоге, он рассуждал: пусть клятва дана в исступлении, но все же я поклялся. Потому нимало не медля, перенес все, что имел, на корабль, и отплыл в Иерусалим. Здесь он облекся в иноческое одеяние и был принят блаженною Меланией Римляныней. Но дьявол опять омрачил его сердце и поколебал его до того, что он переменил уже опять одежду, и ум его обуяло ораторское тщеславие. Бог же, Который удерживает всех нас от погибели, поверг его и здесь в другую беду, послав на него горячку, и тяжкой болезнью в продолжение шести месяцев измождив плоть его, которая препятствовала ему идти начатым уже путем. Когда врачи оставили его, не находя способа вылечить его, блаженная Мелания сказала ему: думается мне, что болезнь твоя не простая, сын мой, скажи мне, нет ли у тебя чего на душе? Он признался ей во всем, что случилось с ним в Константинополе. Блаженная сказала ему: дай мне пред Богом слово, что решишься вести монашескую жизнь, и я хоть грешница, помолюсь Господу, да дарует Он тебе продолжение жизни на покаяние и исправление сердца. Когда он дал слово, она помолилась, и Евагрий выздоровел в несколько дней. По выздоровлении она сама доставила ему иноческое одеяние, и он, облекшись в него, отправился в Египет, где два года прожив на горе Нитрийской, на третий удалился в пустыню. Четырнадцать лет прожил он в так называемых Келлиях, питаясь только хлебом и водою с малым иногда количеством елея и не позволяя себе в этом отношении никакого утешения. Не ел он ни зелени, ни плодов, ни винограда, не пил вина и не омывал тела. Так томил себя человек, живший прежде в довольстве, но искушения и здесь не оставляли его. Иногда восставал на него сильно демон блуда, как сам он говорил о том: и тогда он целую ночь сиживал нагой в колодце во время зимы, так что тело его цепенело.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010