58  Владимир, назначив десятину построенной им в Киеве церкви Богородицы, вдал первую Настасу Корсунянину (Лаврентьевская и Ипатская летописи под 996г.). Анастас, без всякого основания считаемый за протопопа и на самом деле долженствующий быть принимаемым за человека светского, был поставлен от Владимира начальником над сборщиками десятины или десятинниками церкви св. Богородицы (Александр Невский в 1259г. дал десятину церкви в Ростове. Слова неизвестного епископа Владимирского в послании к сыну Александра Невского, что при последнем ещё была даваема церкви десятина, должно понимать так, что только сам Александр от себя давал десятину. А слова: „оже церкви та ограблена” должно понимать так, что сыновья Невского перестали давать десятину. Об отнятии десятины у церквей после нашествия Монголов сравнивай предисловие к ярлыку, данному митрополиту Петру). 59  Должно отличать и дворян от дворян: первые были служилые люди указанного класса; вторые были слуги или служебники (дворовые) у всякого класса служилых людей (они были у тиунов и у недельщиков). 60   ↓ [О митрополичьих боярах, дворных людях и слугах в 1379г., – см. в первой половине этого тома стр. 242 ]. Бояре митрополичьи под 1378г., – Никоновская летопись IV, 67. В договоре митрополита Киприана с великим князем Василием Дмитриевичем новые бояре после митрополита Алексея, у него 5 бояр (в том числе чернец), – Акты Исторические т. I, стр. 4 fin., fin.; бояре во Владимире, – Акты Экспедиции т. I, стольник в 1396г., – Никоновская летопись IV, 266; боярин и стольник упомянуты при сношениях с Новгородцами. У митрополита Ионы бояре, – Акты Исторические т. I, стр. 86, col. 2; Павлова стр. 541 начало. Сын боярский у митрополита Феогноста в 1330г., – Никоновская летопись т. III, стр. 158. У епископа Рязанского бояре в XV веке, – Д. И. Иловайского История Рязанского княжества, стр. 290. Архиереи заменили духовных чиновников светскими, между прочим, потому, что последние были более послушны. 61  В первом издании 1 половины I тома нами опущено об этих архиерейских тиунах, потому что было не досмотрено нами свидетельство об их существовании уже в период до-монгольский; см. его во 2 издании, стр. 388, примечание 2 . Под тиуном тут, очевидно, разумеется наш тиун епископский. [Из позднего времени мы имеем указание на то, что тиуны у архиереев менялись погодно, как и десятинники. Русская Историческая Библиотека, т. II, col. 882 fin., 1615г.].

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Рассудивши дело, княжеские советники-бояре решили, что креститься стоит, говоря Владимиру, что если бы плох был закон греческий, бабка его Ольга " иже бе мудрейши всех людей " , не стала бы православной. И князь, наконец, решился: " Отвещав же, - Володим ер рече, - идем, крещенье примем " . Но эта внешняя решимость, не подкрепленная живым церковным опытом, оказалась недолговечной - он так и остался язычником. Второй раз Владимир собрался креститься, когда на требование отдать ему в жены Анну императоры ответили так: " Не пристало христианам отдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя " . " Услышав это, - говорит летописец, - сказал Владимир посланным к нему от царей: " Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи " . Но и в этот раз князю было не суждено принять святое крещение. Видно, Богу было не угодно, чтобы просвещение Руси имело в своем основании брачные расчеты. Владимир затеял с императорами спор, что должно состояться в первую очередь - крещение или приезд невесты. Время шло, а уступать никто не хотел. Тогда князь осадил Корсунь. Взять хорошо укрепленный город было почти невозможно, но... " некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, так написав на ней: " Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока " . Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: " Если сбудется - крещусь! " И тотчас повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались " , - свидетельствует летопись. Лишившись Корсуни, Василий и Константин вынуждены были выполнить свое обещание и отправили, наконец, сестру Анну, с пресвитерами и сановниками, к Владимиру. Ожидавший в Корсуни прибытия невесты Владимир внезапно заболел глазной болезнью, завершившейся полной слепотой. Прибывшая Анна в который раз потребовала его крещения, без чего не могло быть и речи о браке. Князь согласился, и в момент совершения Таинства в купели - прозрел. Излечение телесное сопровождалось и благодатной душевной переменой, плоды которой не замедлили сказаться.

http://ruskline.ru/analitika/2014/08/01/...

Греческие Императоры не потеряли благоприятного случая, и сам Патриарх с чрезвычайным великолепием совершил божественную литургию, в храме Софийском, пред изумленными послами Владимира. Их поразило величие богослужения, но нельзя приписывать одному впечатлению наружному смягчение сердца язычников, от коих зависело обращение целого народа: ибо, от самых первых времен Церкви, чрезвычайные знамения всегда сопровождали убогую, по-видимому, проповедь Христианства. Так повествует и летопись Византийская о послах Русских, что на божественной литургии, во время перенесения святых даров и Херувимской песни, отверзлись их духовные очи, и они, в некоем восторге, узрели светлых юношей, поющих трисвятую песнь. Убежденные в истине православной веры, они возвратились в отечество, уже Христианами в душе своей, и, не одобрив пред Князем других исповеданий, сказали о Греческом: «стоя в храме, мы не знали, где обретаемся, ибо нет на земле ничего подобного; там, поистине, пребывает Бог с человеками, и мы не можем забыть виденной нами красоты. Всякий человек, вкусив сладкое, уже не приемлет горького: так и мы не можем более оставаться в язычестве». И бояре сказали Владимиру: «если бы не хорош был закон Греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, мудрейшая из всех человеков». Имя уважаемой Ольги решило ее внука; он только спросил: «где креститься?». Но руководимый еще неочищенным чувством, Владимир предпочел следовать обычаю предков, ходивших войною на Царьград, и с оружием в руках добыть себе веру. Он подступил с судами к Корсуни Таврической, подвластной Императорам. Во время долгой неуспешной осады, некто пресвитер Анастас, стрелою, пущенною из города, известил Князя, что участь осажденных зависит от пресечения водопроводов, снабжающих их водою. Обрадованный Владимир даль обет креститься, если овладеет городом, и овладел. Тогда послал требовать от Царей Греческих руку сестры их Анны; они же предложили ему условием Христианство , желая союза с владетелем сильным, но следуя мудрой и набожной политике своих предшественников, которые всегда искали умирить верою страшных соседей. Князь изъявил согласие, потому что, по словам его, «он издавна испытал и полюбил закон Греческий».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Наравне с княгиней Иулианией вяземскою, за целомудрие потерпевшею смерть в 1406 г. от смоленского князя Юрия Святославича, автор должен был внести в список почитаемых усопших и самого этого князя Юрия Святославича, который после своего злодеяния бежал в степь, нашел здесь убежище в одном пустынном монастыре и умер в нём в 1407 г., – внести на основании одной статьи, помещённой в майской книжке «Исторического Вестника» за 1895 г., в которой говорится, что память князя очень чтится народом, и на гробнице его служится много панихид (343). И многое другое в том же роде. Всего в списке почитаемых усопших свыше 250 лиц. Из приведенных примеров можно видеть, во-первых, каких громадных трудов стоило автору разыскание разных брошюр, газетных и журнальных статей и некрологов, во-вторых, до какой степени непрочна и та новая почва, которую он завоевал себе и на которой построил свои поправки во втором издании своего труда. Приблизительно такое же число имен (около 250) содержится и в другом списке, который даётся автором, – в списке «усопших, на самом деле не почитаемых, но имена которых внесены в каталоги святых». Тут читатель встречается нередко с неожиданными именами. Таковы, например: Анастас корсунянин, известный грек, помогший св. Владимиру овладеть Корсунью, приведённый государем в Киев и получивший от него в заведывание Десятинную церковь вместе с данною ей десятиной, в 1018 г. предавшийся польскому королю Болеславу и вместе с ним бежавший из Киева в Польшу, но в выписке из святцев 1657 г. поставленный в числе святых, как «преподобный, на Руси богоугодно поживший» – московский великий князь Василий Иванович, относительно которого в. одних рукописных святцах записано даже, что, во время преставления его, «храм исполнися благоухания многа», – Илия, архимандрит соловецкий, противник патриарха Никона в исправлении книг, и сам патриарх Никон, – самозваный митрополит Пимен, произведший соблазнительную смуту в русской церкви при великом князе Дмитрии Донском, – даже сам царь Иван Грозный (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

южнорус. летописец отмечает, что половцы ограбили сельскую округу городов Полонного и Семыча. При этом отмечается, что в Полонном была церковь Пресв. Богородицы, а сам город принадлежал Д. ц. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 556). В 1039 г. митр. Феопемпт в присутствии кн. Ярослава Мудрого вновь освятил Д. ц. Насколько можно судить по сохранившимся кладкам фундамента, к Д. ц. в этот период не было пристроено новых объектов, но это не исключает возможной перестройки верхних частей, интерьера и т. п. В 1018 г., в ходе усобицы, Киев покинул Анастас Корсунянин, вывезший в Польшу казну, захваченную в столице Руси Болеславом I Храбрым ; в 1026 г. окончилась княжеская междоусобица и в Киеве утвердился кн. Ярослав Мудрый. В 1-й пол. XII в. Д. ц. подверглась значительной перестройке. Были заново переложены участки фундаментов и стен, прилегающих к юго-западному углу постройки, перед зап. входом появился новый притвор. В галереях пол украсили поливные плитки, разнообразие форм к-рых (квадратные, 3-угольные и 8-угольные) позволило имитировать мраморные напольные мозаики времени строительства церкви. Согласно списку, «всем градом Рускым, далним и ближним» (первоначальная редакция относится к посл. трети XIV в.) «свята Богородиця Десятиннаа камена была о полутретьятцати (25.- А. К.) версех» (ПСРЛ. Т. 3. С. 475; по мнению ряда исследователей, такое количество «верхов» представляется избыточным). В летописях со 2-й пол. XII в. упоминаются колокола Д. ц. В XIX-XX вв. в непосредственной близости от собора были найдены 2 колокола, к-рые, очевидно, принадлежали этому храму. 8-10 марта 1169 г., во время захвата рус. князьями Киева, город подвергся жестокому разорению, в числе пострадавших южнорус. летописец отмечает «и Десятиньную Богородицю». Победители «церкви обнажиша иконами, и книгами, и ризами, и колоколы, изнесоша... и вся святыни взата бысть» (Там же. Т. 2. Стб. 545). В 1203 г., во время захвата Киева кн. Рюриком (Василием) Ростиславичем , «митрополью святую Софью разграбиша, и Десятиньную святую Богородицю разграбиша, и манастыри все, и иконы одраша, а иные поимаша, и кресты честныя, и ссуды священыя, и книгы и порты блаженных первых князьи, еже бяху повешали в церквах святых на память собе, то положиша все собе в полон», клирики были либо убиты, либо взяты в плен (Там же.

http://pravenc.ru/text/171768.html

Но на окраинах империи и вне пределов ее мученичество за Христа продолжалось. Особенно нечестивые персы доставили христианскому миру много мучеников. Было две эпохи особенно сильного гонения на христиан от персов – при царях Саноре и Издегерде (IV–V в.) и при царе Хоздрое (VII в.). В первую эпоху пострадали следующие мученики, вошедшие в макарьевские минеи четьи: мученица Ия (сент. 11.) Мамелфа (окт. 5.) Иоанн епископ и Иаков пресвитер (ноябр. 1.) Акиндин, Пигасий и 7028 (ноябрь 2.) Акепсима епископ, Аифал диакон, Иосиф пресвитер (ноябр. 3.) Нирса епископ, Иосиф ученик его, Иоанн, Саверий, Азат скопец, Иасоний и пр. (ноябрь 20.) Иаков персянин (ноябр. 27.) Авраамий епископ ариельский (февр. 4.) Садоф епископ и с ним 128 (февр. 20) Авда епископ и Вениамин диакон (март. 31.) Февруса, сестра ее и рабыня (апр. 4.) безымянные мученики, в Персиде в пленении избиенные при Саворие царе (апр. 9) Васик и Аска дщерь его (апр. 13.) Симеон епископ персидский и дружина его; сто мучеников и с ними Азад скопец (апр. 14.) Авда и Удес епископ и иже с ними (мая 16.) Симеон, Исакий и Вафрий (мая 18.) Мануил, Савелий и Исмаил (июн. 17.) Дементий (авг. 7.) Во вторую эпоху (при Хоздрое) пострадали: Анастас персянин 621 г. (янв. 22.) св. муч. Елладий (VI в.) (мая 28) живая мученица Голиндуха ок. 588 г. (июл. 12.) муч. Вата (мая 1.) Страдания персидских мучеников были весьма тяжки; с них живых снимали кожу, резали по членам, отрезали язык и т. п. Русский летописец вспомнит о тяжких персидских муках при рассказе об убиении князя Романа рязанского в 1270 г. «Убиен бысть князь Роман Ольгович рязанский от поганых татар, и бысть сице убиение его: заткоша уста его убрусом и начаша резати его по суставам и метати разно, и яко разоимаша и остася труп един, они же одраша главу его и на копие взоткоша. Сей новый мученик есть подобен страстью Якову Перьскому» 415 . Туже крайнюю лютость персидских мучений имеет в виду протопоп Аввакум, когда, изображая современное ему тяжелое положение старообрядцев, говорит: не почто ходить в Персиду, а то дома Вавилон 416 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

В ряду других светских покровителей Лихудов можно назвать Авраама Федоровича Лопухина , близкого родственника Петра по его первой супруге, Федора Матвеича Апраксина и Ф. А. Головина. Но пользуясь покровительством влиятельных лиц церковного и светского мира, Лихуды имели в Москве также и многих врагов, которые с завистью и недоброжелательством следили за их успехами и стремились подорвать их значение. Их вражда к Лихудам была тем ожесточеннее, что у многих основывалась не только на личных отношениях и счетах, но и на радикальной разности образовательных начал, разделявших Лихудов и их противников. Враги Лихудов не ставили высоко их ученое достоинство, преподавание их считали неуспешным и старались поселить недоверие к их православию. Со всей силой своего ожесточения враги Лихудов обрушились на нравственный, действительно далеко не безукоризненный, характер «самобратий Лихудиевых». Они обвиняли их прежде всего в корыстолюбии, затем в гордости, в недостатке благодарности к русскому народу, в стране которого они взысканы милостями великих государей и обогащены. Обвинение в корыстолюбии постоянно повторяли недоброжелатели Лихудов. К числу их недоброжелателей присоединился и бывший их покровитель – патриарх Иерусалимский Досифей, который находил, что они не проявили к нему достаточно благодарности; он выступил против Лихудов с целым рядом обвинений и начал хлопотать об увольнении их от школы. Но Лихуды были нужны в Москве, и ими не считали возможным пожертвовать патриарху. Однако не вполне достойное поведение в Москве Николая Лихуда, сына Иоанникиева, поставило обоих преподавателей в такое фальшивое положение, что они 5-го августа 1694 г. бежали из Москвы. С ними вместе бежали и дети первого, Николай и Анастас. Их схватили по дороге к Смоленску и вернули в Москву, но Академию они должны были оставить и были выселены в типографию. Положение их здесь, сравнительно с прежним, было очень незавидно. Но их знания и недостаток в людях, способных служить запросам времени, «когда, по выражению С. М. Соловьева , реформа уже сильно стучалась в двери», заставило правительство изменить свое отношение к ученым братьям. Лихудам предоставлено было право жить на свободе, и они не замедлили воспользоваться этой свободой на благо русского просвещения. Они начали учить желающих итальянскому языку. До 1697 г. они вели обучение частным образом; 15 мая того же года состоялся именной высочайший указ, чтобы бояре и других чинов люди отдавали детей своих учиться итальянскому языку у учителей греков – Иоанникия и Софрония Лихудиевых. Это первое распоряжение правительства о распространении в России знания европейских языков. По этому указу было назначено к Лихудам 55 человек учеников, но из сведений, доставленных самими Лихудами, видно, что действительно учились у них только 10 человек, именно два князя Прозоровские и восемь человек детей дьяков и купцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioannikij-i-So...

1479 Нигде больше о сватовстве князя к дочери Корсунского князя ничего не сказано. Об этом сюжете см. подробно в Гл. 5. 3. 1480 Поздний автор правил непонятный ему текст: речь шла о «черных» болгарах, известных по сочинению Константина Багрянородного «Об управлении Империей» и договору князя Игоря с греками 944 г. (см.: Гл. 5.3). 1482 В «Повести временных лет» и в Начальном своде (Новгородская 1 летопись младшего извода) сообщение пересылает грек Анастас, и сообщает он не о земляном пути (дамбе), а о водопроводе. О том, что осада продолжалась еще три месяца, говорится только в Особом житии и в зависимом от него рассказе в летописце РНБ. Имя Ингибьёрн действительно скандинавского происхождения, скорее всего Ingibjorn. 1485 В летописи говорится только о слепоте князя. Об исцелении от язвы сказано в 4-й редакции Распространенного вида жития. Описание болезни и исцеления св. Владимира заимствовано из рассказа о св. царе Константине, который впервые встречается в «Хронике» Георгия Амартола. Во всех других рассказах бояре крестятся в церкви, а не в речке. Эта подробность выдает полное незнание составителем жития топографии Херсона. Храм с баптистерием там существовал, но никаких рек поблизости нет. 1486 Иларион был митрополитом с 1051 по 1054 г. Он написал «Слово о Законе... и Благодати... и похвалу кагану нашему Владимиру». 1487 Такое сообщение появляется впервые в Общерусском митрополичьем своде, составленном после 1418 г. (Софийская 1 летопись). 1488 О том, что свв. Борис и Глеб были детьми царевны Анны, сообщает еще Ростовский свод 1534 г., сохранившийся в составе Тверского сборника (см.: Гл. 6. 2). 1490 В Минее втор. пол. XIV в. Соф. 382 , как и в «Минее новым чудотворцам» 1494 г. (Сол. 518/537), помещена только служба св. Владимиру. В Трефолое Соф 386 . читается полная служба на 15 июля, куда входят все положенные стихиры и канон свв. Кирику и Улите, которые всегда идут первыми. Тропарей в этих двух рукописях XIV в. вообще нет, а в «Минее новым чудотворцам» тропарь новый.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Военные действия русов против Херсонеса опирались на соглашение 987 года, которое отражало сущность одной из статей договора Игоря с Византией 944 года, ставящей условием, что если Херсонес попытается отделиться от Византийского государства, то русский князь может пойти на него войной и при этом рассчитывать на поддержку со стороны Византии. В «Корсунской легенде» есть эпизод, когда один из осаждённых посылает в стан осаждающих стрелу с запиской, в которой рассказано, как можно заставить город сдаться, перекрыв водопровод. «И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: «Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока». Вероятно, пославший стрелу был противником мятежников и сторонником императора Василия и своим поступкам оказал помощь русским воинам, выступавшим в данной ситуации как воины-наёмники законного императора. Стоит заметить, что процесс христинанизации восточных славян начался задолго до князя Владимира. В 866 году в своей окружной грамоте, разосланной восточным епископам, патриарх Фотий писал: «Россы, славные жестокостью, победители народов соседних, в гордости дерзнувшие воевать с Римской империей, уже оставили суеверие, исповедуют Христа и суть друзья наши, быв еще недавно злейшими врагами. Они уже приняли от нас епископа и священника, имея живое усердие к христианскому богослужению». В это время Россия числится 60-м архиепископством среди епархий константинопольского патриархата. В последующие 100 с лишним лет христианская община на Руси медленно, но верно росла и крепла, большинство же населения Руси продолжала пребывать в язычестве. В договоре князя Игоря с Византией 944 г. часть русской дружины клянётся Перуном, другая часть – храмом святого Илии, т.е. часть воинов руссов уже были христианами; в 957 г. в Константинополе была крещена княгиня Ольга. В 983 году в Киеве жребий быть принесенным в жертву языческим идолам пал на юного Иоанна, сына православного варяга Феодора. Отец отказался выдать его язычникам, сказав: «Если ваши боги всемогущи, пусть сами придут и попробуют взять сына у меня!” Разъяренная толпа умертвила Феодора и Иоанна в собственном доме, на месте которого впоследствии крестившийся Владимир воздвиг первую созданную им церковь – во имя Успения Пресвятой Богородицы. (Она получила название Десятинной, так как князь Владимир давал на ее содержание десятую часть своих доходов). По мнению Л.Н. Гумилёва именно христианская община Киева стояла за убийством Святослава печенегами, поскольку опасалась, что за свой неудачный поход на Дунай он подвергнет репрессиям киевских христиан, подобно тому, как были перебиты воины-христиане из его дружины вскоре после ухода с Дуная.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/22/po...

909 Ражик – племя ражик, по всей видимости, было из области Раган (см.: Г. Алишан. Памятники страны Армянской, с. 278, примеч.). 915 Хужики – наряду с ражиками в Двине в это время проживали хужики. Это племя было многочисленнее ражиков. Хотя они и были христианами, но исповедовали христианство несторианского толка и вносили разлад в армянское население. Католикос Нерсес и его преемники стремились их изолировать (см.: Г. Алишан, Памятники, с. 278). 920 О времени возникновения армянского оригинала и грузинского перевода см. в предисловии к «Мученичеству Иезидбузида». 922 История Армении католикоса Ованеса Драсханакертци, с. 92. Ниже приводим также фрагменты сочинений историографов, в которых содержатся сведения о Давиде Двинеци: «И после 10-летнего пребывания Нерсеса [на патриаршем престоле] восприемником его на престоле стал Анастас в 520 г., постельничий Нерсеса, из области Масиацурн и селения Акори, украсивший прекрасными строениями церковь Акори. Во дни его уверовал святой Давид» ( Степанос Таронеци. Всеобщая история, с. 99). И далее: «И прибыл в Армению востикан по имени Абдаллай, захватил армянских князей и отправился в Дамаск. От его руки принял мученическую смерть святой Давид в городе Двине. И в эти дни произошла битва при Варданакерте, во время которой было уничтожено войско исмаильтян» (там же, с. 101); «572 г. – строительство Аручской кафедральной [церкви], в которой получает крещение мученик Христов Давид, прибывший из страны Персидской и носивший имя Сурхан, который за исповедание Христа был пригвожден к кресту в Двине» (Самвел Анеци. Хроника, с. 84); «К князю Григорию пришел парс Сурхан, происходивший от царского рода и желавший обратиться к Христу. Григорий попросил Анастасия крестить Сурхана, сам был у него крестным отцом и подарил ему Дзаг в Котайке» (Всеобщая история Вардана Великого, с. 89). И далее: «На его место (Махмета. – К. Тер-Давтян) остиканом прислан Абдаллах, который задумал истребить все армянское дворянство; католикоса Саака, заключив в оковы, отправил в Дамаск; князей армянских – Сембата и св. Давида повесил; и когда другие армянские князья – Смбат, Ашот и Вард хотели бежать в Грецию, исмаильтяне в числе 8 тысяч пошли за ними и настигли их в Варданакерте» (там же, с. 90).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010