Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил освящение воссозданного собора на месте явления Казанской иконы Божией Матери 21 июля 2021 г. 15:56 21 июля 2021 года, в праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл с однодневным Первосвятительским визитом в Татарстанскую митрополию . Из аэропорта г. Казани имени Габдуллы Тукая Предстоятель Русской Православной Церкви направился в Казанский Богородицкий мужской монастырь, на территории которого воссоздан собор Казанской иконы Божией Матери на месте обретения чудотворного образа Пресвятой Богородицы. Перед началом освящения воссозданного собора, после молебного пения в Благовещенском соборе Казанского кремля, состоялся крестный ход в Казанский Богородицкий монастырь с чтимым списком Казанской иконы Божией Матери, переданным в Казань из Ватикана в 2005 году. Перед иконой был прочитан акафист. В новом соборе Казанский образ помещен в иконостасе правого придела под специально изготовленной сенью. Здесь икона будет пребывать постоянно. Рядом с чтимым списком Казанской иконы будет храниться серебряная риза, в которой до 1904 года находилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы, явленная в Казани в 1579 году. По прибытии в собор Святейший Патриарх Кирилл прошел в правый придел и поклонился чтимому списку Казанской иконы Божией Матери. Затем Предстоятель Русской Церкви совершил чин великого освящения двух престолов воссозданного собора — главного в честь Казанской иконы Божией Матери и левого в честь благоверного князя Александра Невского. В завершение чина великого освящения, Святейший Владыка возглавил крестный ход с частицами мощей вокруг собора. Затем Святейший Патриарх совершил Божественную литургию в новоосвященном соборе.  Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Анастасий (Меткин) ; митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн ; митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл ; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий ; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений , председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации ; епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий ; епископ Елабужский Иннокентий , викарий Казанской епархии ; иеромонах Кирилл (Корытко), секретарь Татарстанской митрополии ; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; игумен Марк (Виленский), наместник Казанско-Богородицкого мужского монастыря; иеромонах Роман (Модин), настоятель Новоиерусалимского Архиерейского подворья г. Казани, председатель епархиального отдела по работе с медицинскими учреждениями; духовенство Казанской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/5830483.ht...

В 1926 г. в постройках К. м. разместилось Казанское обновленческое епархиальное управление. В 1929 г. К. м. был окончательно закрыт, в 1931 г. снесен Иоанновский собор, разобрана ограда. Домовая Введенская ц. принадлежала обновленческой общине до 1936 г. Позже в братских корпусах были устроены коммунальные квартиры. Настоятельский корпус занимали советские учреждения, а в 80-х гг. XX в.- республиканское отд-ние Об-ва охраны памятников истории и культуры. В 1992 г. Казанской епархии были переданы братские корпусаи колокольня, в 1998 г. возвращен настоятельский корпус. Решением Синода РПЦ от 16 июля 1995 г. К. м. был возобновлен. Настоятелем является архиеп. Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин) , наместником - игум. Нектарий (Дёмин); в составе братии 8 монашествующих. Восстановлены ограда, корпуса, бывш. домовая Введенская ц. переосвящена во имя св. Иоанна Предтечи. В храме в особой гробнице хранится частица мощей свт. Германа. Благодаря расположению в центре города, рядом с кремлем и Никольским кафедральным собором, монастырский храм является одним из самых посещаемых в городе. Ист.: Елисеев Г. З. Жизнеописания святителей Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских и Свияжских чудотворцев. Каз., 1847. С. 39-40; Невоструев К. И. Список с писцовых книг по г. Казани с уездом. Каз., 1877; [Знаменский П. В.]. Житие свт. Германа, второго архиеп. Казанского, всея России чудотворца. Каз., 1894; Борисов В. Л. К истории Ивановского мон-ря в г. Казани. Каз., 1898; Покровский И. М. К истории казанских мон-рей до 1764 г. Каз., 1902; Варсонофий Оптинский, прп. Духовное наследие. Серг. П., 2004. С. 105-106, 197; Писцовое описание Казани и Казанского у. 1565-1568 гг.: Публ. текста/Изд. подгот.: Д. А. Мусторина. Каз., 2006. С. 136. Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 309-310; Азлецкий П. В. Описание Иоанно-Предтеченского мон-ря в г. Казани. Каз., 1898; Остроумов В. П. Казань: Очерки по истории города и архитектуры. Каз., 1978. С. 52-53; Липаков Е. В. Казанский Иоанно-Предтеченский муж. мон-рь//Рус. мон-ри: Ср. и Нижняя Волга. М., 2004. С. 57-63; Иоанно-Предтеченский мон-рь: Жемчужина в центре Казани//Святые обители: Мон-ри Казанской епархии. Набережные Челны, 2010. С. 95-108.

http://pravenc.ru/text/1319820.html

В. Я. Баженов ( 25 янв. 1831), кн. В. Б. Болховский ( 5 нояб. 1801), ген.-майоры Е. И. Великопольский ( 4 авг. 1802), В. А. Глухов ( 1 мая 1835), С. Н. Кастелий ( 23 дек. 1803), А. П. Лецкой (5 мая 1800), А. А. Растовский ( 20 авг. 1830), вице-адмирал А. И. Де-Траверсе ( 18 февр. 1850), казанский гражданский губернатор И. Г. Жеванов (21 окт. 1830), многие купцы и почетные горожане. Совр. архитектурный ансамбль К. З. м. включает 2 отреставрированные постройки (бывшие настоятельский корпус (1808-1809) и Всехсвятский храм, в 2000 освященный архиеп. Казанским и Татарстанским Анастасием (Меткиным) в честь Успения Пресв. Богородицы), а также ряд построек кон. XX - нач. XXI в., в стиле древнерусской архитектуры. Успенская (Всехсвятская) ц.- храм XVII в., почти полностью перестроенный в рус. стиле в кон. XIX в. по проекту епархиального архит. Ф. Н. Малиновского. Возможно, от храма 1681 г. сохранились подклет и нижние части - 3 апсиды вытянутого в ширину четверика и широкой трапезной. В XIX в. были надстроены центральная апсида и трапезная, а четверик получил 2-скатную поперечно ориентированную кровлю с 4 небольшими главками по углам и небольшим шатром по центру. Троицкий собор Зилантова мон-ря. 2000-е гг. Фотография. 2011 г. Троицкий собор Зилантова мон-ря. 2000-е гг. Фотография. 2011 г. В центре К. З. м. построен Троицкий собор (по образцу собора Троице-Сергиевой лавры ), внутренние росписи к-рого выполнила артель из Сергиева Посада. На месте бывш. Алексиевской ц. возведен шатровый храм во имя св. кн. Владимира (2002-2006), эклектично сочетающий формы XVII и кон. XIX в. с некоторыми современными деталями. Близ К. З. м. построены часовни во имя прп. Серафима Саровского и в честь Казанской иконы Божией Матери. Колокольня (2005) обители, одна из самых высоких в Казани, представляет собой удачную стилизацию под характерные для Казани ярусные нарышкинские колокольни 1-й пол. XVIII в., но при этом никак не соответствует формам снесенного в советское время надвратного Алексиевского храма, недалеко от места расположения к-рого она построена.

http://pravenc.ru/text/1319824.html

20 февр. 1930 г. приговорен Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ в Татарской АССР к расстрелу. Казнен вместе с иеромонахами преподобномучениками Антонием (Чирковым) , Варлаамом (Похилюком) , Иовом (Протопоповым) , Сергием (Гуськовым), послушником Петром Тупицыным, а также мирянами Василием Гавриловым и Степаном Абрамовым. Погребен в безвестной общей могиле. Прославлен как местночтимый святой Казанской епархии определением Казанского и Татарстанского архиеп. Анастасия (Меткина) от 6 апр. 1997 г. с общим для Раифских новомучеников днем памяти (преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных).Имя Иосифа (Гаврилова) включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской решением Синода Русской Православной Церкви от 11 марта 2020 года. Лит.: Новые преподобномученики Раифские. Каз., 1997. С. 3-10, 14, 17-18, 24; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 517-518. Е. В. Липаков Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ (Чирков; 1868-1930), иером., прмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ (Задворнов; 1882 - 1937), иером., прмч. (пам. 9 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРИСТАРХ (Заглодин-Кокорев Александр Федорович; 1886-1937), иером., прмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ (Мазуренко; 1882-1938), иером., прмч. (пам. 26 дек., в Соборе Винницких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИССАРИОН (Окулов Василий Исидорович, 1880 - 1918), иеродиак., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВЛАДИМИР (Загреба Василий Филиппович; 1870-1938), иером., прмч. (пам. 3 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/578439.html

П. Г. Чистяков Перенесение Иерусалимской иконы Богоматери из Бронниц в Малахово: опыт интерпретации устной истории (208) 57. Православный собеседник 2013 год Выпуск 3 (24) Пленарное заседание митрополит Анастасий (Меткин) Приветственное слово гостям и участникам XII научно-практической конференции «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи» (5) И. П. Ермолаев Вопрос об участии Казани в борьбе за изгнание поляков из Москвы в 1612 г. (7) Н. Ю. Сухова Подготовка и аттестация научно-богословских кадров в Казанской духовной академии в конце XIX–haчaлe XX в.: проблемы и достижения (15) Секция церковной филологии Е. И. Аюпова Преподавание церковнославянского языка: лексические трудности (34) А. И. Бовсуновская Естественнонаучные изыскания в переводе «Богословия» Иоанна Дамаскина (XVII в) (41) Г. П. Гадомская, А. К. Гадомский Идеографическое описание русской, украинской и польской религиозной лексики в современной теолингвистике (46) иеромонах Амвросий (Горновский), Н. Г. Николаева Перевод «Богословия» прп. Иоанна Дамаскина архиепископа Московского Амвросия (Зертис-Каменского): традиционное и индивидуальное в языке и стиле (62) иеромонах Филарет (Кузьмин) Экстралингвистические аспекты перевода Богословия Иоанна Дамаскина кружком князя А. М. Курбского (71) Г. А. Николаев Древнерусские письменные церковные памятники в исследованиях казанских историков языка (81) А. Е. поляков Корпус церковнославянских текстов в составе НКРЯ: результаты и перспективы (89) Ю. Ю. Полякова Религионимы со значением «весенний праздник» в русском и польском языках (98) А. Г. Саркисян О некоторых случаях дисфункционального использования библейских крылатых слов в русском языке (97) О. В. Чевела «К вопросу о «втором южнославянском влиянии»: стиль «плетение словес» и принципы расширения текста в памятниках поздней афонской редакции» (113) О. В. Чевела Проблемы преподавания церковно-греческого языка в условиях реформы духовного образования (120) А. Ю. Чернышева Сингулярное речевое поведение в православной культуре (128)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Иоанн (Тимофеев), архиеп. Йошкар-Олинский и Марийский. Фотография. 2010 г. Иоанн (Тимофеев), архиеп. Йошкар-Олинский и Марийский. Фотография. 2010 г. (Тимофеев Иван Иванович; род. 20.01.1958, Казань), митр. Йошкар-Олинский и Марийский. По окончании средней школы был принят послушником в Псково-Печерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь . В 1978-1981 гг. учился в Московской ДС, в 1981-1985 гг.- в МДА, к-рую окончил со степенью кандидата богословия за соч. «Нравственно-аскетические воззрения прп. Нила Синайского» (Загорск, 1985). Направлен в Казанскую епархию. 4 нояб. 1987 г. Казанским и Марийским еп. Пантелеимоном (Митрюковским) рукоположен во диакона. 23 апр. 1989 г. Казанским и Марийским еп. Анастасием (Меткиным) пострижен в монашество с именем Иоанн. 15 февр. 1990 г. рукоположен во иерея. Назначен секретарем Казанского ЕУ. В 1991 г. возведен в сан игумена, 28 июня 1993 г.- в сан архимандрита. 25 июля 1993 г. хиротонисан во епископа новообразованной Йошкар-Олинской и Марийской епархии. Хиротонию возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . На момент образования епархии в Йошкар-Оле был один молитвенный дом (ныне ц. Воскресения Христова), поэтому служение И. начал в храме с. Семёновка, где и был хиротонисан. И. сформировал в епархии адм. структуру из 5 округов, за время его управления число приходов возросло с 30 до 82, а количество священнослужителей увеличилось в 3 раза. Открыты и действуют епархиальные отделы: миссионерский, информационно-издательский, социального служения, религ. образования и катехизации, по работе с молодежью, по взаимодействию с правоохранительными органами и Вооруженными Силами, а также комиссии по канонизации святых, по переводу Свящ. Писания на марийский язык. В 1994 г. был восстановлен Мироносицкой иконы Божией Матери женский монастырь в с. Ежове. К празднованию 350-летия явления Мироносицкой иконы (в 1997) в обители был отреставрирован 2-этажный храм. В 1998 г. И. освятил 1-й в республике тюремный храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В 1998 г. была открыта Богородице-Сергиева муж. пуст. в Килемарском р-не Республики Марий Эл. С 1998 г. в Йошкар-Оле в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры проходит ежегодная научно-богословская конференция «Христианское просвещение и русская культура». Регулярно выходят правосл. газеты «Мироносицкий вестник», «Православное обозрение», «Вестник», а также телепрограмма «Преображение» и радиопередачи.

http://pravenc.ru/text/469556.html

Прмц. Екатерина Симбирская 18 декабря 1937 года послушница Екатерина была арестована и заключена в тюрьму в городе Ульяновске . В декабре 1937 года в Ульяновске было арестовано 78 человек духовенства, церковнослужителей и мирян, якобы входивших в мифическую " единую общеобластную церковно-монархическую, фашистско-повстанческую контрреволюционную организацию " под руководством обновленческого архиепископа Иоанна (Никольского) , архиепископа Митрофана (Гринева) и григорианского митрополита Иоанникия (Соколовского) . На допросе следователь спросил ее, каким образом и в чем выражалось ею недовольство советской властью, на что послушница ответила, что она везде говорила, что существующим порядком вещей недовольна, потому что советская власть устраивает гонения на верующих, закрывает монастыри и церкви, священников арестовывают ни за что, за одно то, что они верующим говорят правду; конечно, эта власть не от Бога, а от антихриста... а она убеждена в существовании Бога и будет говорить об этом до самой смерти. – Вы сказали, что веруете и верующей остаетесь до настоящего времени. Где же вы исполняете свои обряды? – спросил ее следователь. – Мы живем вдвоем с монахиней Анастасией... Все обряды совершаем вдвоем в квартире, то есть читаем псалмы и молимся. К нам никто не ходит, и мы никуда не ходим. – Вы являетесь членом церковно-монархической контрреволюционной организации. Требую чистосердечных признаний. – Членом церковно-монархической организации я не состояла и о существовании таковой не знала. – Расскажите, что вы говорили относительно конституции и выборов в Верховный Совет? – Относительно конституции я говорила, что она нам ничего не даст, в советы попадут коммунисты, а коммунисты против религии. Вот если бы своих кандидатов избрали бы верующие, тогда бы другое дело. Этим самым я говорила против выдвинутых кандидатов и всей выборной системы. Лучше пойти в церковь, чем на выборы. Икона прмц. Екатерины в домовом храме Спасского монастыря 18 августа 2019 года в возрожденном Спасском монастыре был освящён домовый храм в честь преподобномученицы Екатерины. Освящение храма совершил митрополит Симбирский Анастасий (Меткин) .

http://drevo-info.ru/articles/23512.html

Его Святейшество совершил великое освящение воссозданного собора Казанской иконы Божией Матери Казанского Богородицкого мужского монастыря на месте обретения чудотворного образа Пресвятой Богородицы, а также возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Анастасий (Меткин); митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн; митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации; епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий; епископ Елабужский Иннокентий, викарий Казанской епархии; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; клирики Татарстанской митрополии. На богослужении присутствовали: председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко; полномочный представитель Президента России в Приволжском федеральном округе И.А. Комаров; президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов; государственный советник Республики Татарстан, председатель Попечительского совета Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев; начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ — первый заместитель министра обороны России В.В. Герасимов; а также: председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан муфтий Камиль хазрат Самигуллин; председатель Центрального духовного управления мусульман России верховный муфтий шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин; председатель Духовного собрания мусульман России, муфтий Духовного управления мусульман города Москвы и Центрального региона «Московский муфтият», муфтий Духовного управления мусульман Чувашской Республики Альбир хазрат Крганов; митрополит Московский и всея Руси Корнилий и епископ Казанско-Вятский Евфимий (Русская Православная Старообрядческая Церковь); представители государственных структур и общественности, члены Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан.

http://patriarchia.ru/db/text/5837973.ht...

15. Об участии делегации РПЦ в торжественных мероприятиях, посвященных 1000-летию Крещения Руси, проводившихся Польской Православной Церковью. 16. Об официальном праздновании 1000-летия Крещения Руси в Москве, Загорске, Киеве, Владимире и Ленинграде. 17. Об участии представителей РПЦ в заседании Смешанной богословской комиссии по православно – римско – католическому диалогу. 18. Об участии представителей РПЦ в мероприятиях, посвященных 1000– летию Крещения Руси, проводившихся Евангелическо–Реформатской земельной Церковью кантона Цюрих. 19. Об участии представителей РПЦ в праздновании 1000-летия Крещения Руси, организованном обществом Италия-СССР. 20. Об участии делегации РПЦ в IV семинаре в Лейпциге-Торгау, ГДР, на тему “Доверие делу мира – разоружение-образование доверия-права человека”. – 1988, 10, 2–6. 1239. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 30 ноября 1988 года: 1. О предстоящем юбилее- 400-летии учреждения Патриаршества в РПЦ. 2. Об освобождении еп. Казанского, временно управляющего Ижевской епархией, Пантелеимона от управления епархиями в связи с болезненным состоянием. 3. О возведении архим. Анастасия (Меткина) в сан епископа с титулом “Казанский и Марийский”. 4. Назначить еп. Переяслав-Хмельницкого Палладия епископом Ижевским и Удмуртским. 5. О возведении архим. Виктора (Олейника), секретаря Калининского епархиального управления, в сан епископа с титулом “Калиниский и Кашинский ”. 6. Освободить архиеп. Костромского Кассиана от управления епархией. 7. Назначить архиеп. Зарайского Иова архиепископом Костромским и Галичским. 8. О возведении архим. Алексия (Кутепова), наместника Свято – Троице – Сергиевой Лавры, в сан епископа с титулом “Зарайский”. 9. О возведении архим. Иоанникия (Кобзева)в сан викарного епископа Одесской епархии, с пребыванием в г. Ворошиловграде. 10. О Синодальной библиотеке. 11. Об избрании митр. Ростовского Владимира членом президиума правления Советского фонда милосердия и здоровья. 12. О невозможности удовлетворения просьбы еп. Житомирского Иоанна о перемещении его на Мукачевскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Однако бездарные попытки переложить проблему с больной головы на здоровую лишь ещё более обнажают интеллектуально-аналитическую убогость национал-»политолога» и выдают его истинные цели. Так, восхищаясь митрополитом Казанским и Татарстанским Анастасием (А.М.Меткиным), благодаря которому «выстроена система доверительного диалога епархии РПЦ с властями республики», «Сергей Ласкин» многозначительно намекает: «Складывается впечатление, что за его спиной действуют те, кто хотел бы столкнуть христиан и мусульман, те, кто не доволен успехами Татарстана, его ровными и стабильными отношениями с федеральным центром». Очевиден намёк на то, что «толерантного» и «сладкого» во всех отношениях архиерея принуждают к этому некие «тёмные силы» в Московском Патриархате, ибо кто ещё может надавить на усиленно оберегаемого татарским руководством казанского владыку. О «достижениях» последнего, к сожалению, давно уже известно всей стране (тем более, Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу), и его благословение на сбор материалов для канонизации Н.И.Ильминского - это вовсе не последствие некоего «выкручивания рук» мифическими столичными «исламофобами», а результат многолетних обращений православной общественности (и в особенности кряшен). Безусловно, никакими глобальными потрясениями возможное прославление Н.И.Ильминского в лике местночтимых святых не грозит и никакой угрозы для царящего в Татарстане официально-протокольного «мира и согласия» не представляет. Как не представляет угрозы, к примеру, почитание давно уже причисленных к лику святых Авраамия Болгарского (этнического булгарина), Феодора Философа Болгарского (Камского), Иоанна Казанского, Петра и Стефана Казанских (этнических татар), известных своими «обличениями ислама», о существовании коих доморощенный «политолог», наверняка, даже и не догадывается. Тем более, что Н.И.Ильминский не «обличал ислам» в средневековом понимании этого миссионерского действа, а подробно изучал его и требовал того же от студентов Казанской духовной академии (КазДА), за что, кстати, даже пострадал в 1858 г. Его стремление было воспринято руководством академии, а затем и священноначалием Казанской епархии, как пропаганда ислама. Вследствие этого Н.И.Ильминский вынужден был оставить службу в КазДА. Как отмечал историк Е.В.Липаков: «Уход Ильминского был демонстративным - бывший профессор устроился на должность переводчика Оренбургской пограничной комиссии, которая не требовала никакого образования и предполагала лишь знание татарского языка».(4)

http://ruskline.ru/analitika/2015/02/16/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010