Б. Добродетели, предписываемые восьмой заповедью 1. Уважение чужой собственности а) Примеры строгого исполнения восьмой заповеди. I. Один брат, пришедши к авве Агафону, сказал: «позволь мне жить с тобою». Идучи же к нему нашел он немного селитры и принес с собою. Старец спросил: «где ты взял селитру?» – «Я нашел ее на дороге, когда шел сюда, и взял ее». Старец сказал ему: «если ты шел жить со мною, то для чего взял то, чего не клал!» Я послал его отнести селитру туда, где он взял ее. (Из «Скит. пат.»). II. Авва Пафнутий, ученик аввы Макария, рассказывал, что старец говорил о себе: «когда был и отроком, вместе с другими детьми пас 2 коров. Сверстники мои пошли воровать смоквы, и когда бежали назад, уронили одну; я поднял ее и съел. Ныне, когда вспомню об этом, сажусь и плачу». (Из «Скитского патерика»). III. Однажды авва Агафон шел по дороге с учениками своими. Один из них нашел на дороге небольшую связку зеленого мелкого гороха и сказал старцу: «отец, если ты благословишь, то я возьму это». Старец внимательно посмотрел на него и, как бы удивясь, спросил: «разве ты положил тут эту связку? Брат отвечал: «нет»! Старец сказал: «как же ты хочешь взять то, чего не положил?» (Из «Отечника», еписк. Игнатия, стр. 64). IV. Однажды преп. Зинон, путешествуя по Палестине, утомился и сел отдохнуть подле одной усадьбы. Увидав на огороде огурцы, он захотел сорвать хоть один. «Сорвать огурец – дело не важное», подумал он; но потом, убоясь как бы самого себя, он вдруг сказал себе: «хищники присуждаются к наказанию, а ты, Зинон, можешь ли перенесть наказание?» Сказав это, он стал на солнечном зное для испытания себя. Простояв так пять дней, он истощился в силах и сказал: «Зинон не может больше переносить наказания; следовательно, не может и прикоснуться к чужой собственности». (Пам. его 30 янв.). V. Однажды авва Иоанн персянин занял у одного подвижника золотую монету и купил на нее льну для своего рукоделия, который вскоре и роздал просившим, потому что не желал огорчить их отказом. Пришел, наконец, к нему и ссудивший его золотою монетою, желая получить ее обратно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Благодарю Бога о дарованном вам спокойствии келейном, не оставляйте пещись о внутреннем вашем душевном устроении; теперь имеете самое удобнейшее и благоприятное время запастись к будущим браням не токмо одним чтением и письмом словес отеческих, но и понуждением на исполнение; ведь «нуждницы восхищают... Царство Небесное» ( Мф.11:12 ): теперь для вас время свободы и успокоения; а придет и то, что не будешь времени иметь в оном и упражняться: «егда еси юн,... ходиши аможе хощеши; егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет, и ведет, аможе не хощеши» ( Ин.21:18 ). Слова, сказанные Господом к св. Апостолу Петру, могут относиться и к нам 10 при посещении невольных скорбей, которые св. отцы почитают весьма нужными к нашему спасению. Старайтесь иметь во всем смирение и не зазирать других. 5-го июня 1842 года. Письмо 21 Кто чего ищет, то и обретает. Мать З. ищет спасения, и мы благонадежны, что она, удостоившись ангельского образа, обрящет, милостью Божией, и спасение души своей. Ежели угодно будет Господу принять ее к Себе, пусть грядет во имя Господне; да не смущается сердце наше ниже устрашается; видно, она течение скончала, веру совершила, и надеяться надобно на милосердие Божие, что не лишит ее венца правды, уготованного любящим Его. Не надобно много сетовать и малодушествовать: Бог знает, какие бы встретили ее впоследствии искушения. Ожидаю скорого от вас уведомления: в каком положении находится ее здоровье. 19-го сентября 1842 года.  Письмо 22 Сердечно сожалею о страдалице, матери З.; но кто может испытать бездну судеб Божиих и отеческий Его промысл, пекущийся о нашем спасении? Тесный и прискорбный путь вводит в живот вечный; и мать З. стоит на оном, хотя и невольно, но благонадежно: милость Божия близ ее есть; да не унывает и не малодушествует. Вера, надежда и любовь к Богу в сем испытании познавается и яко злато огнем искушается. Прочтите страдание Иакова Персянина, как он, при отъятии всякого его члена, имел разсуждение и благодарение; так и она по силе своей да подражает его примеру. О другом она пусть пребывает спокойна; я уверен, что вы с усердием и любовью имеете о ней прилежание; ибо «боляй и служай равную мзду от Бога получают», через нее и служащие ей милости Божией сподобляются. Опять скажу, да не унывает она: мне случилось видать болезни многих предсмертные, и добре поживших, но, видно, нужно было еще и страдание к увенчанию их в будущей жизни; как читаем и о старце богоугодно пожившем, но съеденном зверем; по какой причине, довольно известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Спрашиваю я вас далее: когда монах в бою будет побежден страстями, то не опозорит ли он Ангельскую схиму? Какого таковый может ждать себе спасения? Да, вооружается воин, даются ему воинские доспехи, но какая от сего польза воину, который своим нерадением и трусостью служит лишь худым примером для всего войска? Говорим: монах вооружается, как в доспехи, в Ангельскую схиму, получает при сем благодать и помазание Всесвятого Духа, но какая польза от блеска ангельских схим и небесных дарований для ленивых, которые лишь худой пример вносят в монашескую жизнь нерадением своим; вместо того, чтобы подвизаться в борьбе со страстями, обманывают ближнего, обижают его и умышляют, как бы предать другого? Не таков бывает добрый воин в бою. Он имеет в себе лишь один дух бодрый, то есть не водится никакими посторонними лукавыми соображениями и намерениями, не скрывается от врага, на всякий час готовит себя к бою, во всякое мгновение готов внять призыву боевого сигнала, говорим: звона к службе церковной. Он всегда бодр, бдителен; говорим: всегда долготерпелив, всегда прощает зло, которое ему творят. Если же с таким бодрым воином случится какое-либо несчастие, как некогда случилось с Иаковом Персянином, отрекшимся было от Христа, придут ему в голову трусливые помыслы, вознерадит он о своей боевой готовности, подмокнет у него порох и заржавеет оружие, тогда добрый воин тотчас берется за порох свой и оружие, говорим: оскверненные помыслы и злые дела, идет из сечи в место мирное и солнечное; говорим: идет к человеку, имеющему добрый образ мыслей, то есть дар рассуждения, ведущему духовную жизнь, скидывает пред ним бремя с головы своей, расстилает на лучах солнца порох и доспехи свои, начинает чистить оружие и ждет, пока не высохнет порох; говорим: выкидывает нечистый помысел из своей головы, расстилает мысль свою против лучей духовного рассуждения, перебирает все мысли и дела свои, добрые и злые и исповедует все ржавые деяния свои, подобно Иакову Персянину. Увидав же, что высох его порох и заблестело оружие, воин снова опоясуется, воспринимает в сердце боевую решимость и, взяв в руки оружие, принимает снова участие в бою. Препоясанный мечом, с оружием в руках, воин храбро устремляется в средину боя и побеждает противников, как победил преподобный Иаков, некогда тяжко согрешивший, а потом низведший молитвою дождь с неба во время засухи, и избавляет все войско.

http://azbyka.ru/afonskiy_voinskaya_sluz...

Особенные духовные свойства Даниила и внешние обстоятельства его жизни . Даниил, по своим личным достоинствам и по своим положению и обстоятельствам в жизни, совершенно соответствовал своему высокому и многостороннему пророческому назначению. Он происходил из знаменитого рода в иудейском племени – или из вельможеского или даже из царского (смотр. Дан. 1:3–6 ); отличался превосходными дарованиями и способностями, и в особенности любознательным и обширным умом (ст. 4). Он взят был в плен еще прежде разорения Иерусалима и в цветущей юности. Впечатления крайнего упорства и нечестия иудеев тогдашнего времени не могли еще преогорчить души его, как то видно напр. в Иеремии и Иезекииле). Но грозные суды Божии, совершавшиеся над избранным народом, должны были сильно действовать на юную размышляющую душу, глубоко смирять ее пред Богом и исполнять живым участием в бедствиях отечества. Поэтому, конечно, Прор. Иезекииль и поставляет Даниила в ряд праведников – ходатаев за грешных. В Вавилоне пленный юноша, вместе с тремя подобными ему товарищами, вскоре был отличен по своим необыкновенным достоинствам и избран, по распоряжению царскому, к придворному назначению. Трехгодичное высшее воспитание, при царском дворце, давало пищу его любоведению и служило к раскрытию его обширных умственных способностей (ст. 17); а жизнь и постоянное обращение между язычниками давали случаи к подвигам веры и верности отечественному закону Божия народа (ст. 8–16), – так, например, Даниил, с тремя своими товарищами, не хотел принимать пищи и с царского стола, чтобы не оскверниться язычеством 4 . Следствием того и другого было то, что Даниил, вместе с своими тремя друзьями, не только далеко превзошел туземных учеников и самих учителей успехами во всякой книжной премудрости, во всяком глаголе премудрости и умиления (1:17–20), но даже он достигал духовного и Божественного разумения недоведомых таин: разумен бысть во всяком видении и сониях (ст. 17). Посему–то Прор. Иезекииль хвалился и пред язычниками беспримерною мудростию Даниила и ею посрамлял языческую гордость. По окончании его воспитания сам царь испытал необыкновенные успехи его в книжной науке, – а вскоре имел случай дознать поразительным опытом и Божественную в нем премудрость (в истолковании известного Навуходоносорова сна). И Даниил поставлен был главою касты магов или мудрых, имеющей столь высокое значение на древнем Востоке и тогда особенно знаменитой мудростию в Халдейском царстве, и также одним из первых государственных сановников. Это чрезвычайное гражданское служение проходил Пророк не только при Навуходоносоре, но и при его преемниках (8: 27. сл. 1 ст.), хотя, может быть, не всегда находился при царском дворе (ст. 2.). Государственное значение его не пало, даже с падением не только Навуходоносоровой династии, но и самой Вавилонской монархии (ст. 2); он был в той же силе и при дворе Мидо-Персидском (ст. 6): Даниил управляше в царстве Дариееве и в царстве Кира Персянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

И. П. был христианином родом из знатного семейства г. Бет-Лапат (Гундишапур) в Хузестане, юго-зап. провинции сасанидского Ирана. Он находился на придворной службе у шаханшаха Йездигерда I (399-420) в столице Ктесифон «и был хорошо известен в стране персов». Преемник Йездигерда Вахрам V (420-438), благоволивший к И. П., склонил его к вероотступничеству. Мать и жена И. П., узнав о случившемся, написали ему письмо, в к-ром горько сожалели о его поступке, пытались вразумить, сообщали, что откажутся от общения с ним, если он будет упорствовать в своем заблуждении. В это время И. П. находился вместе с шаханшахом за городом. Потрясенный полученным письмом, он раскаялся в содеянном и, вернувшись домой, стал читать Свящ. Писание. Об этом было тотчас доложено правителю, к-рый вызвал подданного на допрос, где И. П. подтвердил свое возвращение в христианство. По наущению одного из советников разгневанный шаханшах предал И. П. особого рода казни: палачи последовательно отсекали ему конечности. И. П. все это время молился Богу и произносил слова из Свящ. Писания, ободряя себя и наставляя в вере присутствующих, к-рые пытались уговорить его подчиниться воле правителя и т. о. сохранить себе жизнь. Когда у И. П. остались только голова и туловище, он в последний раз вознес Богу молитву и был усечен мечом. По виду казни великомученик был назван Рассеченным. Христиане ночью взяли останки мученика и с честью похоронили их. Согласно сир. Мученичеству, И. П. пострадал в пятницу, 27-го числа месяца тишри второго (нояб.), в 1-й год правления Вахрама V, т. е. в 420 г. Однако эта датировка не согласуется с началом текста, где указан 2-й год правления этого шаханшаха. В 3 греч. редакциях (BHG, N 772-772b) сказано, что время кончины И. П. относится к периоду правления императоров Гонория (395-423) и Феодосия II (408-450) и шаханшаха Вахрама V. Т. о., из-за хронологических расхождений в источниках время кончины И. П. можно датировать периодом между 420 и 423 гг. По подсчетам Т. Нёльдеке , он был умерщвлен в 421 г.

http://pravenc.ru/text/200345.html

Князья Долгорукие заплатили долг свой за политические грехи долгим страданием в ссылке. Но Бирону надобно было отплатить им и за то, что они не пускали митавского конюшего в Россию: надобно было стереть их с земли, как опасных для кровожадной власти его. И Бирон сделал это. Молодой князь Иван Долгорукий умер как св. Иаков Персянин. Когда палач отрубил ему правую руку: страдалец сказал: благодарю Тебя, Господи; отсекли левую ногу, и он продолжал: яко сподобил мя еси; с отсечением левой руки окончил: познать Тебя, Владыко 260 . Боярин Василий Головин вытерпел страшные пытки: подняв на пялы, вывертывали ему лопатки, гладили по спине разожженным утюгом, кололи под ногти горячими иглами, били кнутом. Душевный организм его расстроен был на всю долгую жизнь: но он сохранил до гроба глубокое благочестие. За что, или, точнее, по какому поводу терзали его доселе не знают 261 . Народ стонал от алчности Бироновой. Взяв в свое заведование недоимочный приказ, Бирон засадил областных начальников в кандалы, а воинские команды забирали у крестьян хлеб, скот, одежду, выгоняли самих крестьян на мороз и сакли беспощадно; целые деревни опустели, а собранные недоимки поступили в казну Бирона. Православное духовенство также страдало от Бирона: проповедник терпимости отыскивал и ловил случаи преследовать его. Не один Феофилакт Лопатинский умер страдальцем, многие из Епископов лишены были кафедр 262 . В 1736 г. повелено было отдать в военное звание всех детей духовного звания, за исключением малолетних и учащихся, отдать туда же всех причетников и служителей церковных, не бывших у присяги в 1730 г. 263 В 1737 г. сделан другой набор в том же виде, с назначением всех от 15 до 40 лет 264 . Напрасно Свят. Синод требовал загладить вопиющую несправедливость, представляя, что новое постановление не было исполнено только по несуществованию постановлений о том в прежнее время, и что в 1732 г. многими было оно исполнено. Бирон не принял во внимание и того, что монастырские слуги – не более как крестьяне, на которых не простирался указ о присяге 265 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Повествование, содержащиеся в XIII и XIV главах книги пророка Даниила, не достоверны. Это явствует из того, что, первое, по XIII главе в самом начале пленения иудеям приписывается собственное судилище с правом жизни и смерти, а Иоакиму, супругу Сусанны, великолепный дом и сады; кроме того, история о Сусанне не подтверждается свидетельством самих иудеев; второе, повествование о Данииле, посрамившем жрецов Вила, сокрушившем сего идола, убившем змия, боготворимого вавилонянами, наконец, семь дней безвредно проведшем во рве львином и напитанном от пророка Аввакума, тем менее вероятны, что в них находятся следы подражания истинной истории Даниила 1 . XIV глава книги пророка Даниила о Виле и драконе (змии), точно так же, как и XIII глава о непорочной Сусанне, по свидетельству блаженного Иеронима , были распространены во всем мире 2 . Они в еврейско-масоретской Библии не находятся, и считаются позднейшим неканоническим прибавлением. Такое мнение можно принять в том именно смысле, что текст истинной истории Даниила (по содержанию VI главы) впоследствии был видоизменен. Хотя XIV глава по месту расположения следует за XIII главой, тем не менее, между этими главами, при первом взгляде, не видно никакой связи; и только лишь при тщательном анализе содержания той и другой главы окажется между ними связь хронологическая, – по возрастам жизни пророка: по содержанию XIII главы Даниил является еще юношей (ст. 45). Справедливый суд этого юноши по отношению к Сусанне (если только допустить таковой суд) следует считать самым ранним и потому первым делом Данииловой премудрости, – делом, которое настолько уже упрочило известность св. Даниила, что он твердою стопою мог предстать пред Навуходоносором для объяснения первого его сна, ибо после суда по делу Сусанны, Даниил «бысть велик пред людьми от дне того и потом» ( Дah. XIII, 64 ). Что же касается XIV главы, о которой мы и поведем речь в дальнейшем нашем рассуждении, то здесь Даниил является уже зрелым мужем. Первый стих XIV главы: «И царь Астиаг приложися ко отцем своим, и прия Кир Персянин царство его»,– из греческих переводов находится только у Феодотиона.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Velika...

инако не смеаху вышняя с нижними совокупитися. не толма бо спеется служьба. аще кто раба пустить елма же. аще кто приидеть сам владыи, лепо бо есть се твоей премудрости и хитрости. супостата прехитрити. Отроча же смеяшеся и плескааше. хваление имея словес наших. И поклонихомъся матери его. та же ны почтивши. И мы же ю прославивши приидохом на место. на немже бехом обитали. и бывшу убо вечеру прииде к нам уноша страшен и ужасен глагола к нам. скоро изидите. да не подимете съвета зла на ся. Мы же с ужастию отрекохом. кто есть творяи съвет на великыя силы и воеводы Божиа. он же рече. Ирод, нъ въставши абие идете с миром спасаеми. Мы же ускоревъше. и вседе на борзы коня отидохом оттуду, со всем подъщанием. и исповедахом все. елико видехом в Иерусалиме. се убо толико о Христе исповедахом вам. вемы убо Христа Спаса нам бывша. Мы же о сем чудеси расмотривше рекохом. начаток от неверных язык. небо приведе на веру. от въсточные перьскыя земли. и в Иерусалим звездою волхвы призвав. поклонение с дары ко младенцу лежащему в яслех. носяще злато яко цареви и змирну же яко человеку. а фемиан яко Богови. их же устраньше (?) младенец, не скыпетры царскими ни престолы. но последнею нищетою. Что бо худейше врьтъпа. или что смиренее пелен: в них же восия божественое богатество. Темже и мы подъщимъся. подражати тыя волъхвы. Христу Богу сия дары принесем. веру праву от душа. чистоту от телеси; истину от языка. того бо рождеством девственным. и блудници възлюбивше житие целомудрено. честнейши дев бывают. а девы целомудреные Бога раждают. си рече неразумные научает глаголюще. О жены девьствуйте. да Христовы матери будете глаголюще. яко болящаа приближаеться родить. в болезни своей вопияше, тако быхом възлюбленому твоему. страха ради твоего Господи в чреве прияхом, поболехом и родихом дух спасения твоего. иже сътвори на земли. темже матери радуитеся о матери Божии но всяк възвраст и уноша и девы и старци. да хвалят имя Господне. яко възнесеся имя того единого. неплоды великоствуйте глаголюще. радуйся матерем мати и царице предповеленнаа всех вышьши. тебе бо Семион Богоприемец поклонся и стопам Божественем прикоснувся. неискусобрачней Божиеи Матери. он рече: носиши чистаа. его же боюся приимати яко младенца. воплощаема Бога. свята невечерня. и миром обладающа. ему же слава с Отцем и со Святым Духом. ныне и присно и в векы веком. Аминь. 181 Это слово в рукописи испорчено: намериимаа; у Тихонравова: намененыя; у Новаковича: меримые. Мы думаем, что надо читать: каменныя, или: каменнаа. 202 После этого в списке Новаковича следуют слова: «пришедь бо стареи есть и достоинъ есть чьсти, како оставить сушта не отврьгь» которые здесь пропущены. Читать далее Источник: Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях : По рукописям Соловецкой б-ки/[Соч.] И.Я. Порфирьева. - Санкт-Петербург : тип. Акад. наук, 1890. - 471 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

строп словеси съставив. Пребыша же убо образи прещеся о Ире. ти о источнице единогласне 187 рекша. скончавающежеся дни си вси увемы. И рече жрец ныне убо владыко пребуди прочее дни си. будеть бо конечнии разум деяния. въздвигшееся убо 188 несть просто тако, пребывшу же царю ту. и видящи 189 образы кумирныя. и начаша гудуци 190 в гусли. песница 191 пети. елико же беаше в нутрь четвероножных. и птиц сребрен. и злат. кождо свершааше. свои глагол. Царю же грозну бывшу и всему наполнившуся 192 страха. хотящу 193 отити. не тръпяше бо самозрачнаго мятежа. рече же ему жрец. пожди царю. приспело бо есть конечное явление. еже бо Бог всех изволил есть явити нам. Сему же тако събеседованну открыся строп 194 и взъиде звезда светла. и ста над кумиром источника. и глас бысть таковыи сълышаны. источниче Господь великое солнце. пустил 195 мя есть поведати тебе купно и служити ти. бескверное писание. Служить тебе мати старейшия 196 всех чинов. бывающи невесте триименитому божеству сущу. прозываетьжеся неописанный младенец. начало и конец. начало спасу 197 конец пагубе. Сему бо гласу възданну. вси кумири падоша ниц. единому источнику стоящу. в нем же обретеся почтен царьскыи венец, имыи от камыка нареченного ануфракс 198 (и) от змарагда. верху же источнику стояше звезда. Повеле же царь созвати вся премудрыя. разрешающа знамениа. елико же их беше под царством его. звателем же. трубами подъщевающим. приидоша вси в кумирницу. (и) яко узреша звезду. над источником. и венец звездныи. камением украшен. а кумиры на тлях 199 лежааше. и рекоша царю. корень царьскыи. и Бога небеснаго въсклонился есть, земнаго царя 200 образ принося, источник бо каринь 201 вифлеомьскыя земля есть дъщи. венец же образа царьского есть проповедание. на земли чудотворимо от Июды востало есть царство еже жидовьскую паметь отвержеть. а еже бози падоша на тлях. скончание чести их приспело есть 202 . ныне убо царю посли в Иерусалим. и обрящеши бо сына вседръжителя. телом телесныма рукама дръжим женьскыма. Пребысть же звезда та над источником, наречены(м) небесны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Слова, сказанные Господом к св. Апостолу Петру, могут относиться и к нам при посещении невольных скорбей, которые св. отцы почитают весьма нужными к нашему спасению. Старайтесь иметь во всем смирение и не зазирать других. 5-го июня 1842 года. Примечания 1. В каком смысле оправдались эти слова старца, см. примеч. к 4.  Письмо 21 Кто чего ищет, то и обретает. Мать З. ищет спасения, и мы благонадежны, что она, удостоившись ангельского образа, обрящет, милостью Божией, и спасение души своей. Ежели угодно будет Господу принять ее к Себе, пусть грядет во имя Господне; да не смущается сердце наше ниже устрашается; видно, она течение скончала, веру совершила, и надеяться надобно на милосердие Божие, что не лишит ее венца правды, уготованного любящим Его. Не надобно много сетовать и малодушествовать: Бог знает, какие бы встретили ее впоследствии искушения. Ожидаю скорого от вас уведомления: в каком положении находится ее здоровье. 19-го сентября 1842 года.  Письмо 22 Сердечно сожалею о страдалице, матери З.; но кто может испытать бездну судеб Божиих и отеческий Его промысл, пекущийся о нашем спасении? Тесный и прискорбный путь вводит в живот вечный; и мать З. стоит на оном, хотя и невольно, но благонадежно: милость Божия близ ее есть; да не унывает и не малодушествует. Вера, надежда и любовь к Богу в сем испытании познавается и яко злато огнем искушается. Прочтите страдание Иакова Персянина, как он, при отъятии всякого его члена, имел разсуждение и благодарение; так и она по силе своей да подражает его примеру. О другом она пусть пребывает спокойна; я уверен, что вы с усердием и любовью имеете о ней прилежание; ибо " боляй и служай равную мзду от Бога получают " , через нее и служащие ей милости Божией сподобляются. Опять скажу, да не унывает она: мне случилось видать болезни многих предсмертные, и добре поживших, но, видно, нужно было еще и страдание к увенчанию их в будущей жизни; как читаем и о старце богоугодно пожившем, но съеденном зверем; по какой причине, довольно известно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010