О любви к Богу 22 января (4 февраля) (Св. преподобномученика Анастасия Персянина. Прол. янв. 22) Крепкая, пламенная, удивительная была у истинных рабов Божьих любовь к Богу. Так, апостол Павел желает разрешитися и со Христом быти. Преподобномученик Анастасий Персянин, прошедший всякий путь, ведущий к добродетели, разжегся, наконец, такою любовью к Богу, что просил Его, чтобы Он помог ему окончить жизнь кровью и в муках. А про всех Святых можно сказать как бы их же устами: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день ( Рим. 8, 35–36 ). Такова была любовь к Богу у святых Божьих, и ею они оставили нам прекрасный пример для подражания. Ведь и мы должны любить Бога, как они. Ведь и мы должны стремиться к Нему всем сердцем нашим и всею душою, и всеми мыслями нашими! А потому ведь и мы все должны учиться у святых тому, как мы должны любить Бога и в чем должна состоять истинная любовь к Нему. В чем же должна состоять она? Во-первых, в том, чтобы мы показывали свою любовь к Богу не на одних словах, но и на деле. И такой любви и желает от нас Бог . Спаситель говорит: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите ( Иоан. 14, 15 ). Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя ( Иоан. 14, 21 ). Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет ( Иоан. 14, 23 ). Да это и понятно. Какая это будет любовь, когда я буду говорить, что люблю Бога, а сам буду творить дела дьявола? Но какая это будет любовь, когда я буду говорить, что люблю Бога, а сам буду оставлять нищих без подаяния, печальных без утешения, вдовам и сиротам не отру слез их? Какая это будет любовь, когда я буду говорить, что люблю Бога, а сам буду брата своего ненавидеть? ( 1Иоан. 4, 20 ). Итак, не любим словом, ниже языком, но делом и истиною ( 1Иоан. 3, 18 ). И, во-вторых, любовь к Богу должна занимать первое место в нашем сердце и быть для нас выше всякой другой любви. Господь сказал: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею мыслию твоею: сия есть первая и большая заповедь ( Мф. 22, 37–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Сегодняшний евангельский отрывок повествует об исцелении Христом Господом согбенной женщины, которая восемнадцать лет имела духа немощи: «Она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки; и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога» ( Лк.13:11-13 ). Господи, я благодарю Тебя от всей души, от всего помышления, всем сердцем и телесным составом! Ты позвал меня, когда алкоголизм согнул меня пополам, когда я, скорченный и измученный, был обращен вниз, к бутылке. Ты вырвал меня из тины и болезни и поставил на ноги. Теперь я выпрямлен во весь рост человеческого достоинства. Хотя мышцы по инерции иногда хотят принять прежнее положение. Уходит страх перед Тобой, другими людьми и жизненными обстоятельствами. Я чаще и чаще чувствую Твое дыхание, Твое тепло. Душевный покой и тихая радость — теперь нередкие гости в моем доме. Скорченная евангельская женщина, освободившаяся от продолжительной тяжелой болезни, стала славить Бога. Мое восславление, моя благодарность — отдавать себя другим страдающим алкоголикам, нести идеи и принципы нашей Программы в мир, помогать другим людям, ничего не требуя взамен. «Вера, чтобы быть действенной, должна сочетаться с жертвенностью и бескорыстными поступками, направленными на созидание» («Анонимные Алкоголики», с. 90). Сегодня прославляется в Церкви святитель Иннокентий, епископ Иркутский. Он подвизался в XVIII в. Вся его миссионерская и епископская жизнь была наполнена скорбями и лишениями. По странному недосмотру Сената он не получал жалованья до самой смерти и терпел крайний недостаток в средствах. Однако святитель не только не озлобился, но смог стать светочем Евангелия в Сибири. Как бы ни была трудна и неустроенна внешняя жизнь, я учусь меньше зависеть от обстоятельств, и не терять внутренний мир и спокойствие по пустякам. Господи, по молитвам Твоего угодника святителя Иннокентия, помоги мне сегодня нести радость и мир людям, быть проводником Твоей любви и славы. 10 декабря. Память великомученика Иакова Персянина

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

– Я напишу, – говорил он, – к царю, и он – повелит казнить тебя смертью. Святой ответил ему: – Пиши, что хочешь. Князь возразил ему: – Разве ты не боишься царя? Святой ответил: – Почему я должен бояться царя твоего? Разве он не такой же смертный человек, как и ты? Разве он не увидит тления так же, как и ты? Почему ты внушаешь мне бояться его, подобного тебе праха земного? Не более ли я должен бояться Господа моего Иисуса Христа, сотворившего небо и землю, море и все, что в них, – нетленного во веки? Гордый Марзаван, удивляясь ответу мученика, повелел снова отвести его в темницу. Спустя немного времени, он опять призвал его к себе и начал говорить с ним кротко, надеясь обольстить его ласковыми словами. Он сказал святому: – Вспомни свою волшебную науку и принеси жертвы богам, чтобы не умереть в муках и не лишиться сего видимого света. Преподобный ответил: – Какому богу я должен принести жертву: солнцу, луне, огню, морю, горам и холмам или всем прочим стихиям? Не дай мне, Боже, поклониться когда-либо вашим истуканам! Ибо все, перечисленное мною, создал Христос, Сын Божий, на службу и потребу нам людям, тварям разумным. Вы же заблуждаетесь, служа бесам и четвероногим животным, и всякой другой видимой твари, как будто не они созданы ради наших потребностей, а мы созданы ради них. Странно и нелепо называете вы их богами! Вы созданы по образу Божию, – и не знаете Бога, Создателя своего. Если бы вы познали Христа, создавшего вас, то вы обратились бы к истинному свету и избавились бы от власти демонов. Говоря это и многое другое, святой удивил Марзавана и всех слушателей. Марзаван, видя, что ни ласками, ни угрозами не может победить святого, отослал его снова в темницу, пока от царя придет распоряжение, что с ним делать. Таким образом, ночью мученик был содержим в темнице, а днем был выводим в оковах на работу – носить камни с прочими узниками. Между тем стало известно о святом Анастасии и в том монастыре, где он постригся. Все отцы и братия, услышав о том, что он тяжко страдает за Христа, исполнились несказанной радости, – особенно настоятель, его духовный отец и учитель, который, представляя себя как бы связанным вместе с возлюбленным учеником своим, думал, что и сам страдает в его теле.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Сказание Афродитиана Персянина о бывшем чудеси в Персидстей земле На Рождество Христово. Сказание Афродитиана о бывшем чудеси в перстеи земьли. Господи благослови отче: (Из Сборн. Солов. библ. 804; лист. 167–174.) От Перс уведан бысть Христос. испръва. не утаитьбося в них ничто же сущих книгъчии. о всем любезне глаголющим 179 им. якоже бо есть въваяно. и лежит в листех 180 царских. Глаголю убо еже слышах. о сущих в них жерцех. в кумирнице убо каменнаа 181 Ира. обону страну царского двора. юже кумирницу. свидетельствують. с всякою бе честию сътворил царь. и поставил в неи. богы многы, сребреные, и златые, и утворил я камением многоценным. но да (не) исповедаа о утвари. продолъжу слово. В ты дни. написанныя доскы сказают. влезъшу царю в кумирницу. разрешение сном прияти. и рече жрець Пруп 182 порадуются с тобою владыко бози. Ира зачала есть в утробе. Царь же осклабися рече ему. умершаа ли в утробе имать. он же рече ему. умершаа ожила есть. Царь же рече, что се есть скажи ми. и рече истинно владыко год приспел есть сде. всю бо нощь пребыша образи. ликоствующе мужьсти и женьстии, глаголющи сами к себе. ходите, да ся радуемьмся с Ирою. яко возлюбленнаа бысть. и рекоша ми. пророче 183 иди и радуйся с Ирою. аз же отрекох. кто имать възлюбити не сущую. они же глаголаху. но ожила есть и потом (не) наречется Ира. но Ураниа великое бо солнце възлюбило есть ю и женсти к мускым глаголаху. яко похваляющи деяние. яко источник възлюблен. и глаголаху мужи. ныне бо Ира за древоделю обещалася источник есть в правду наречен приемлем. но имя еи Мариа есть, яже в ложеснех. яко в мори, многа добра корабль носить. аще ли источник та есть, да ся сице разумеваеть. источник бо воды, источник Духа присно источаеть. едину рыбу имеет Божиею удою емлему. им же весь мир. яко и море живуще 184 своею плотию кормить, добре рече. яко древоделю имать тайно. не от мужа его раждает древоделю 185 и тъ бо раждаяся древаделя. старейшины древодельскыи. отрок тригубне съставив 186 и небесныи кров съдела. премудрыями хитростьми настроение вселенныя всея.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Через нек-рое время слуга И. Н. донес, что его хозяин не отрекся от своей веры. Михр-Шапур вызвал на допрос 16 бывш. арестантов. Первые 15 подтвердили свое отречение и были освобождены. Когда подошла очередь И. Н., он, несмотря на избиение и угрозы, заявил, что не отрекался от христ. веры и не собирается этого делать. Затем он предстал перед царским судом, где напомнил Вахраму о трагической гибели его отца Йездигерда, начавшего гонения на христиан. Раздраженный смелостью И. Н. Вахрам предал его казни «девяти смертей», заключавшейся в последовательном отсечении пальцев рук и ног, кистей рук, ступней, предплечий, голеней, ушей, носа и головы. Казнь состоялась в месте под названием Слик-Харубта (сир.   - развалины Селевкии). Несмотря на запрет властей, христиане собрали отсеченные конечности И. Н. Туловище и голова по распоряжению правителя должны были быть брошены на растерзание хищникам, но купцы, земляки И. Н., выкупили их у стражи и неск. дней хранили в мон-ре, расположенном по пути к месту казни. Затем они перевезли останки на родину И. Н. и спрятали за городом на территории церкви. Мать И. Н. облекла останки сына в одежду, приготовленную для его свадьбы, и вместе с еп. Саумаем ( Chabot. Synod. orient. P. 42, 283, 674-675) похоронила святого в усыпальнице, устроив поминальную трапезу из того, что предназначалось для брачного пира. Дата кончины И. Н. в источнике не отмечена. Память И. Н. отсутствует в вост. и зап. календарях. Ж. Лабур предположил, что она отмечалась 27 нояб., но впосл. эта дата стала днем памяти вмч. Иакова Персянина . По мнению Ламбура, Мученичество Иакова Персянина было составлено на основе Мученичества И. Н. ( Labourt. P. 117. Not. 2), П. Петерс допускал возможность обратного влияния (MartRom. Comment. P. 549). Дево первоначально воздерживался от категорических суждений по данному вопросу (AnBoll. 1953. Vol. 71. P. 158), но в более поздней работе присоединился к т. зр. Лабура ( Devos. P. 328). Ист.: BHO, N 412; Bedjan. Acta. T. 4. P. 189-200; Ausgewählte Akten persischer Märtyrer/Übers. O. Braun. Kempten, 1915. S. 170-178. (BKV; 22).

http://pravenc.ru/text/200337.html

Тропарь писан на велицей вечерни. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 4. Подобен: Званный свыше: Преподобне отче,/мятеж мирский оставив/и крест твой взем,/последовал еси нас ради распеншемуся Христу,/постом и жаждею плотския страсти умерщвляя,/греховное же терние всенощными подвиги искоренил еси,/слезными источники напоил еси ниву души твоея,/возделав плод сторичный,/и ныне предстоиши всех Царю,/Егоже моли спасти и просветити души наша. Преподобне отче Макарие,/душу и сердце от страстей очистив,/дом Духа Пресвятаго показался еси,/Егоже действием светло украшен быв,/зрел еси будущая, яко настоящая,/и далечайшая, яко близ сущая,/весть бо Господь прославляти Своя угодники,/Емуже ныне во славе Небесней в лице святых предстоя,/моли спасти и просветити души наша. Преподобне отче Макарие,/кто исповесть труды твоя,/бдения же и сухоядения,/и еже на земли легания,/и пустынная озлобления?/Безстрастия сосуд был еси,/благодати исполнен Святаго Духа,/Ангелом собеседниче и преподобным сожителю,/Вседержителю Богу возложив себе,/Егоже моли спасти и просветити души наша. Преподобне отче Макарие,/странника и пришельца себе на земли помышляя,/душевныя твоя очеса ко Иерусалиму Небесному присно возводил еси,/слезами постелю твою омывая./Ныне же Небеснаго радования в соборе святых наслаждаяся/и Богови выну предстоя,/моли спасти и просветити души наша. Ины стихиры, глас 2. Подобен: Егда от Древа: Егда Божественное рачение найде на тя, преподобне,/мирский мятеж оставль,/во обитель вселился еси,/в нейже трудолюбне подвизався,/украсил еси душу твою добродетельми/и, наставник людем христоименитым явлься,/ввел еси тыя во ограду Небесную,/идеже, радуяся с тобою, взывают ко Господу:/слава, Человеколюбче, Твоему смотрению. Егда искушение велие/наведе враг на обитель твою, преподобне,/юже варвары разориша,/ты, ревности Божественныя исполнився/и упование свое на помощь Матере Божия возложив,/трудом сугубым вдал еси себе/и, из пепела тую возсоздав и братию собрав,/с нею купно в радовании духа воспел еси Богу:/слава, Человеколюбче, Твоему благосердию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И ныне, глас тойже: Владычице, приими молитвы раб Твоих/и избави нас/от всякия нужды и печали. На стиховне стихиры, глас 5. Подобен: Радуйся: Радуйся, преподобне Макарие,/Церкве Российския преславное украшение,/обители твоея светлая похвало,/Православия столпе непоколебимый,/чудотворче преславный;/радуйся, теплый наш предстателю пред Богом./Емуже выну предстоя со всеми святыми,/молися о спасении душ наших. Стих: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Радуйся, священная главо,/иноков наставниче Богомудрый,/от юности Христа возлюбивый/и иго Его благое с радостию понесый;/радуйся, не словом токмо,/но паче делом и образом жития твоего всех к Богу приводяй./Емуже и ньше предстоя,/молися о чадех твоих,/верою и любовию чтущих святую память твою,/отче преподобне Макарие. Стих: Блажен муж, бояйся Господа,/в заповедех Его восхощет зело. Радуйся, Ангелом собеседниче,/преподобне Макарие,/благочестно бо на земли пожив,/многи, приходящия к тебе, страху Господню научил еси,/благодатию Пресвятаго Духа озаряемь,/зрел еси будущая, яко настоящая,/и умиления и радости многи, скорбящия душами, исполнял еси./Тем же молимся ти:/молися Господеви о чтущих тя. Слава, глас 8: Что тя наречем, преподобне Макарие?/пастыря добраго,/яко душу свою за паству свою положити готов был еси;/обители возградителя 79 ,/постников похвалу и монахов украшение,/яко труды, бдения и пощения иноческая подъял еси;/земнаго Ангела и Небеснаго человека,/присносущнаго Света ныне насыщающася./Тем же молися Христу Богу/умирити мир и спасти души наша. И ныне, Богородичен: Безневестная Дево: Тропарь , глас 4: От мирскаго жития изшед/в тихое пристанище жизни иноческия,/преподобне Макарие, вшел еси,/в нейже добре подвизався,/душу твою добродетельми превысокими обогатил еси/и явился еси добр пастырь и учитель иноческому собору,/емуже и обитель возградил еси,/таже в безмолвие вшед и Боговидения сподобився,/ко Господу преставился еси,/Иже даром чудес тя обогати./Егоже ныне моли,/да спасет верою и любовию/почитающих святую память твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если же при всех этих действительных событиях злые уста диавола чрез Маркиона понтийского, Валентина, Манихея персянина и многих других еретиков решились извратить учение о домостроительстве и распространить сатанинскую молву, будто Христос ни воплощался, ни облекался плотью, а было это только видением, призраком, представлением и обольщением, не смотря на то, что об этом свидетельствуют Его страдания, смерть, погребение, алчба, то, если бы ничего такого не было, не гораздо ли более диавол посеял бы этих преступных мыслей нечестия? Поэтому–то Он, как алкал, как спал, как утомлялся, как ел, как пил, так просит избавить Его и от смерти, показывая свое человечество и немощь природы, которая не может без страдания лишиться настоящей жизни. Подлинно, если бы Он не говорил ничего такого, то еретик мог бы сказать: если Он был человеком, то Ему надлежало и испытать свойственное человеку. Что же именно? То, чтобы, приближаясь к распятию на кресте, страшиться и скорбеть и не без скорби лишаться настоящей жизни, потому что в природу вложена любовь к настоящей жизни. Поэтому Он, желая показать истинное облечение плотью и удостоверить в истине этого домостроительства, с великою ясностью обнаруживает свои страдания. Это одна причина. Но есть и другая, не меньше этой. Какая же именно? Христос, пришедши, хотел научить людей всякой добродетели; а научающий учить не только словом, но и делом; это самое лучшее учение учителя. Так кормчий, посадив ученика, показывает ему, как держать руль, присоединяя и слово к делу; он и не говорит только и не делает только; подобным образом и домостроитель, поставив желающего научиться от него, как строится стена, показывает ему это делом, показывает и словом; точно так же (поступает) и ткач, и вышиватель украшений, и золотых дел мастер, и медник, и всякое искусство имеет учителем слово и дело. Поэтому, и Христос, пришедши научить нас всякой добродетели, и словами внушает, что должно делать, и Сам делает. « Кто сотворит и научит », говорит Он, « тот великим наречется в Царстве Небесном » (Мф. 5:19). Посмотри, Он заповедал быть кроткими и смиренными и учил этими словами. Смотри же, как он научает тому же самому и делами. Сказав: « Блаженны нищие духом, Блаженны кроткие » (Мф. 5:3–5), Он показывает, как должно исполнять это. Как же научил Он? « Взяв полотенце, препоясался: начал умывать ноги ученикам » (Ин. 13:4, 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Так молились Богу брошенные в пламеннейшую пещь три отрока: и вышли неповрежденны. Посмотрите вы мыслью, что Св. Димитрий всей душой к Богу вопиет от сердца своего: Стихословие третье, стих седьмой: «почто предпочитаю суету и сласть тленную!» Этот стих стоит глубокого внимания... Размышление о жизни вечной освобождает от привязанности ко временной; претерпение же трудов и горестей ради любви Христовой, и делание заповедей Божиих неизреченно вознаграждается и здесь. Но что будет по смерти! око не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Господь любящим Его... Мая 11-го, 1834 г. Это очень достоверно, что от сердца творимою милостынею каждой душе ходатайствуется свыше Божия милость!!! Порабощенные страхом и наказанием господам своим крестьяне-требуют их милости; а скудные и неимеющие сил – жаждут отрады – алчут хлеба! Смотрите, да не приимут камень. 256. Марии Петровне Колычевой Противься духу сего мира И да будет твое сердце-святая лира Не для мира, Но как псалтирь, воспевающая Бога. Не меняй небесная на земная: Поревнуй жене Иакова Персянина: Не смотри в путь умом блудящих, И книг тебе не надлежащих, Как христианка, не читай. Не любомудрствуй, не мечтай; Чему учит нас Учитель наш Христос, тому внимай. Не чрез игрища и смехи, Не чрез балы и утехи, Но чрез скорби Он нас вводит в рай. 258. Марии Петровне Колычевой Любовь, заповеданная Богом, жаждет сострадания или сорадования. В каком бы состоянии вы ни находились – в печальном или радостном, – желаю от вас слышать искреннее слово. Наше пребывание здесь, в мире, плотскими обстоятельствами так стеснено и сжато, как свечка дымом: того и смотришь, что погаснет! Мудрование плотское так помрачает свет души, как дым глаза. И плоть мудрствует! А о чем? единственно о наслаждении своем в изобретаемых ею удовольствиях противу правого духа жизни... И что же напоследок она пожинает? одно истление... Но дух, «идеже хощет, дышит», и нищий, содействуемый свыше, ублажается для Царствия Небесного... В сей жизни мы призываемся любовью творить те самые дела, которые преданы и заповеданы нам в слове Божием Самим Господом сил, руководствующим мимо временных к вечным наслаждениям...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Служба известна в значительном числе списков, ок. 20 из них восходят к XV в. (приведенный Яблонским перечень включает более 165 списков и признан самим исследователем неполным, см.: Яблонский. 1908. Примеч. 3. С. 148-150). Служба иконе Божией Матери «Знамение» в Новгороде Служба иконе Божией Матери «Знамение» в Новгороде была составлена П. Л. в рамках цикла вместе с новой версией сказания («Воспоминание знамения…», см. выше) и Похвальным словом иконе «Знамение» (см. выше), вероятно в 1-й приезд в Новгород. Долгое время старшим списком Службы считался список в составе пергаменной служебной Минеи на нояб.: РНБ. Соф. 191, 1438 г. (см.: Яблонский. 1908. С. 151; Дмитриев. 1973. С. 123; Янковска. Проблема атрибуции. 1979. С. 198). Однако исследование рукописи показало, что текст Службы является поздней вставкой ( Гордиенко. 2010. С. 123, 125; Карбасова, Левшина, Шибаев. 2019. С. 186-187). На данный момент старший список Службы, включающий 6-ю песнь канона после икоса «Воспоминание знамения…», содержится в рукописи-автографе: РНБ. Соф. 429. Л. 152-186, примерно 40-е гг. XV в. Это позволяет датировать его работу над Знаменским циклом временем до нач. 40-х гг. XV в. Служба иконе, как правило, сочетается со Службой св. Иакову Персянину, включает 2 канона, к-рые имеют в надписании имя П. Л.: «творение священноинока Пахомиа Логофета» (РНБ. Соф. 191. Л. 252 об.; цит. по: Яблонский. 1908. С. 151). В рукописи РНБ. Кир.-Бел. 302/559. Л. 347 имеется запись, указывающая, что П. Л. принадлежат как каноны, так и стихирная часть Службы: «въ тои же день празнуемъ знамение пречестнаго образа в Великом Новград, стихиры и канон Пахомиевы» (цит. по: Яблонский. 1908. С. 152). Однако Служба иконе «Знамение» существовала скорее всего до П. Л., о чем свидетельствует запись в рукописи ГИМ. Увар. 761. Л. 231 об., в к-рой указано о праздновании иконе 27 нояб. с отсылкой к концу рукописи, где помещены тропарь и кондак празднику (песнопения отсутствуют, вероятно, были утрачены). На основе этих данных исследователи предполагают, что П.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010