Е . В . Романенко Иконография А. Г. обычно изображался вместе с прп. Дионисием Глушицким и уподоблялся ему, что отмечено и в иконописных подлинниках: «Подобием аки Дионисий Глушицкий, надсед, брада аки Василия Кесарийского, ряска вохра» (БАН. Собр. Арханг. семинарии. 205. Л. 83 об., посл. четв. XVII в.); указывается, что святой «подобием надсед, брада аки Василия Великаго, покороче гораздо, ризы преподобническия, испод вохряной, в руке свиток» ( Филимонов. С. 35). В Строгановском лицевом подлиннике А. Г. изображен дважды (11 окт. и 1 июня - вместе с прп. Дионисием в день его памяти): в монашеском одеянии, с благословляющей десницей, с левой покровенной рукой или со свитком. В среднике вологодской иконы 2-й пол. XVII в. (ВГИАХМЗ) Глушицкие чудотворцы предстоят в молении Спасителю, вокруг 18 клейм с сюжетами жития прп. Дионисия, в нек-рых изображен А. Г. На обороте двусторонней иконы «Спас Нерукотворный - преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие» сер. XVIII в. (ЦМиАР) святые представлены на фоне условного пейзажа, у А. Г. в руке свернутый свиток. На прориси с образа XVIII в. (?) (ГРМ) молящиеся Спасу Эммануилу преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие поддерживают руками обитель с пятиглавым собором (ср. изображения преподобных Зосимы и Савватия Соловецких ). Редкий пример введения образа А. Г. в деисусный чин иконостаса - икона кон. XVII в. (ВГИАХМЗ) из деревянной ц. Успения Богородицы Александрова Куштского мон-ря . Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 35; Чугреева Н. Н. Преподобный Сергий Радонежский. М., 1992. С. 192-193. Ил. 104, 105; Возрожденные шедевры Русского Севера. М., 1998. С. 49. Кат. 103; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 48-49, 289. Я . Э . Зеленина Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/114640.html

В Г. м. была иконописная мастерская, б-ка и скрипторий. Уже в завещании прп. Дионисия 1436 г. упомянуто 27 рукописных книг, находившихся в Г. м.: 2 Евангелия, Апостол, 2 Пролога, 2 Псалтири, Апокалипсис, сб. прп. Ефрема Сирина , «Лествица», «Златая цепь», Египетский Патерик, Кормчая, Паремийник, Часослов «по Савину уставу» (т. е. прп. Саввы Освященного ), Чин пострижения иноков, Устав церковный Октоих, 2 Триоди и др. Эти книги, обозначенные как «строение игумена Дионисья», были либо приобретены основателем, либо написаны братией Г. м. по его благословению. К кон. XVII в. в б-ке Г. м. было 23 печатных и 47 рукописных книг (Опись//ЧОИДР. 1848. 6. С. 43-44). В 1495 г. насельник Г. м. инок Иринарх по поручению братии написал Житие прп. Дионисия Глушицкого, в 1584 г. настоятель Г. м. иером. Иона написал Житие прп. Сергия Нуромского . Преподобные Тарасий, Макарий и Феодосий Глушицкие. Икона с гробницы. XIX в. (ц. во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких в с. Покровском) Преподобные Тарасий, Макарий и Феодосий Глушицкие. Икона с гробницы. XIX в. (ц. во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких в с. Покровском) В «Росписи русского войска, посланного против самозванца» 1604 г. упомянуты из Г. м. 4 чел. «конных да 3 лошади, а за ними для береженья и корму 1 человек» ( Станиславский А. Л. Труды по истории Государева двора в России XVI-XVII вв. М., 2004. С. 406). В Смутное время Г. м. был разорен. Во время пожаров 1614 и 1625 гг. мон-рь сгорел, к 1630 г. были отстроены деревянные храм в честь Покрова Богородицы (перестроен в 1695), теплая ц. во имя свт. Николая Чудотворца с трапезой (перестроена в 1670), игуменская, строительская и келарская кельи и 10 монашеских келий. В 1661 г. был построен деревянный шатровый храм во имя прп. Дионисия и Амфилохия Глушицких (вскоре перестроен), между 1645 и 1663 гг.- надвратная ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, к 1679 г.- деревянная колокольня с 5 колоколами. В Покровском храме хранилась икона Божией Матери «Умиление», написанная, по преданию, прп. Дионисием. В мон-ре находились также 2 игуменские кельи, келарская, казенная, 8 братских, больничная и сторожевая кельи, а также 4 погреба, 3 амбара, кузница, квасная, поварня, за стенами мон-ря - конюшенный двор, мельница на р. Глушице. В мон-ре проживали настоятель, 6 иеромонахов, 20 рядовых монахов и 8 слуг.

http://pravenc.ru/text/165173.html

Глушицкий Сосновецкий мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Глушицкий Сосновецкий мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. В Смутное время Г. м. был разорен. В писцовой книге Вологодского у. 1627-1630 гг. Г. м. в отличие от Покровского был назван «малым»; в нем находились деревянные Предтеченский храм, церкви во имя прп. Дионисия Глушицкого и в честь Благовещения Богородицы с трапезой, а также настоятельская и братские кельи. К 70-м гг. XVII в. в Г. м. существовали 5-главый собор во имя св. Иоанна Предтечи, ц. во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких, Благовещенский храм, поповская, келарская и 5 братских келий, хлебная, 2 погреба. За оградой мон-ря находились поварня, сенник, 2 монастырские избы и конюшенный двор. В 1680 г. указом архиеп. Вологодского Симона в Г. м. была переведена братия Глушицкого Покровского мон-ря. В 1700 г. к Г. м. было приписано 164 крестьянских двора, в 60-х гг. XVIII в.- 681 крестьянин. В 1764 г. Г. м. был отнесен к штатным 3-классным, с количеством насельников 18 чел. В том же году к Г. м. была окончательно приписана Покровская обитель. К сер. XIX в. в Г. м. проживали, по штатам, настоятель, 3 иеромонаха, священник, 23 монаха, иеродиакон, 2 диакона, рясофорный монах и 15 послушников. С 20 февр. 1831 по 6 янв. 1833 г. в Г. м. был послушником св. Игнатий (Брянчанинов) . В 1744-1745 гг. на месте деревянной Предтеченской ц. был возведен каменный 2-главый 2-этажный собор во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких и св. Иоанна Предтечи с сев. Благовещенским приделом и «входною трапезою». В нижней Предтеченской ц. за левым клиросом под спудом почивали мощи преподобных Дионисия и Амфилохия. Трудами архим. Ионы ( 1855), к-рого прп. Пимен (Мясников) называл одаренным игуменом и «монахом в полном смысле слова», был отремонтирован собор, построена кирпичная ограда с 4 башнями и надвратной ц. в честь Входа Господня в Иерусалим (1847-1849). В башнях размещались кладовые, житницы и кузница. Рядом с сев.-вост. башней находились хозяйственные службы. В 1850-1852 гг. вместо деревянных построек в юж. стороне мон-ря был сооружен 2-этажный каменный келейный корпус с домовой ц. во имя святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова (в 1912 сгорела), в 1883 г. на месте надкладезной часовни построена колокольня, внутри к-рой сохранился колодец, выкопанный, по преданию, прп. Дионисием. За оградой Г. м. находились скотный и хозяйственный дворы с постройками, конюшни, ульи, мельница, баня, а также каменный 2-этажный корпус (1851) с просвирной и гостиничными комнатами, 2-этажный дом для богомольцев (1898). Г. м. принадлежали 2 каменные и 5 деревянных часовен.

http://pravenc.ru/text/165175.html

Прп. Амфилохий стал сподвижником и помощником прп. Дионисия. А кротость его и смирение просияли повсюду. Пред кончиной прп. Дионисия прп. Амфилохий сказал ему со слезами: «Помолись обо мне, отче, да и меня возьмешь с собой из сей жизни». Но прп. Дионисий отвечал ему, что он много молился об этом, но что Господу угодно, чтобы он еще потрудился в этой жизни. Ему он поручил пред кончиной стадо свое.  Преставился прп. Дионисий в 1437 г., а его ученик и преемник — в 1452 г. Оба преподобных почивают в Сосновецком монастыре, который существовал до наших дней. Прп. Тарасий был игуменом и проповедником слова Божия в Великой Перми, где еще было много язычников. Но, придя к прп. Дионисию, он вручил ему свое небольшое имение и себя самого в послушание, смиренно говоря: «Прежде всего подобает от плода вкусить труждающемуся делателю, то есть самому делать, а потом уже учить народ!»  В Глушицкой лавре он проходил суровое постническое житие и стяжал дар слез. Так он прожил 10 лет при жизни преподобного, а по кончине его был помощником преемника его, прп. Амфилохия.  Погребен прп. Тарасий в Глушицком монастыре, давно уже упраздненном. •  См. коммент. к житию прп. Дионисия Глушицкого — 1 июня. Преподобный Иаков Брылеевский (XV в.) Память его празднуется 11 апр. в день тезоименитства с прп, Иаковом Железноборовским, в день Сошествия Святого Духа на апостолов, 23 янв. вместе с Собором Костромских святых Прп. Иаков Брылеевский (из рода дворян Брылеевых) был учеником прп. Иакова Железноборовского (память его 11 апр.) и трудником Железноборовского Предтеченского монастыря (слово «трудник» имеет два значения: труженик и послушник), Он основал впоследствии Брылеевскую пустынь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в 5 верстах от Предтеченского Железноборовского монастыря, по направлению к городу Бую. Прп. Иаков скончался в XV в. и был погребен в Введенской церкви в пустыне. Преподобный Иоанн Галичский (XV в.) Подвижник Паисиева и Николаевского монастырей. Преподобный Игнатий, Игумен Спасо-Елеазаровский (XV в.) Память его празднуется 15 мая тесте с прп. Евфросином Псковским и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Прп. Игнатий был постриженником начальника псковских пустынножителей св. Евфросина, в схиме Елеазара (память его 15 мая). Он был рукоположен в сан пресвитера и стал первым игуменом Спасо-Елеазаровой обители еще при жизни преподобного основателя ее. Св. Игнатий был любимым учеником прп. Евфросина, и ему одному тот поведал о видении трех святителей. Вскоре после Игнатия в обитель к Евфросину пришли и другие два брата, прпп. Харалампий и Памфил. Эти три подвижника были как бы три духовных столпа обители и настоятельствовали впоследствии один за другим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Белозерские святые в молении Пресв. Богородице. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМи-АР) Белозерские святые в молении Пресв. Богородице. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМи-АР) На территории В. е. до 1917 г. почивали под спудом св. останки угодников Божиих: святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Пермских,- в Благовещенской ц. в Усть-Выми, прп. Герасима Вологодского - в Троицкой ц. бывш. вологодского Троицкого мон-ря, прмч. Галактиона - в вологодском Свято-Духовом мон-ре, прп. Петра, блж. Василия - в Спасо-Каменном мон-ре, прп. Димитрия Прилуцкого, князей Иоанна и Димитрия Андреевичей - в вологодском Спасо-Прилуцком мон-ре, прп. Иосифа, Антония и Иоанникия - в Заоникиевской Владимировской пуст. Вологодского у., прп. Павла Обнорского - в Обнорском Троицком мон-ре, прп. Сергия Нуромского - в приходской Преображенской ц. бывш. Нуромского мон-ря, прп. Стефана - в Никольской ц. бывш. Озерского Никольского мон-ря Грязовецкого у., преподобных Авксентия и Онуфрия - в приходской Троицкой ц. бывш. Перцовской пуст. Грязовецкого у., преподобных Корнилия, Кассиана и Лаврентия - в Корнилиевом Комельском мон-ре, преподобных Авраамия и Коприя - в приходской Преображенской ц. бывш. Печенгского мон-ря Грязовецкого у., прп. Арсения - в Арсениевом Комельском мон-ре, преподобных Дионисия, Амфилохия, Тарасия, Феодосия - в Глушицком Сосновецком мон-ре, прп. Макария - в Глушицком Покровском мон-ре, прп. Григория Пельшемского - в Лопотовом мон-ре Кадниковского у., прп. Александра Куштского - в приходской Никольской ц. бывш. Куштского Успенского мон-ря, преподобных Евфимия, Харитона - в Вознесенской ц. бывш. Евфимиева Сянжемского мон-ря Кадниковского у., прп. Марка пустынника - в Богоявленской ц. бывш. Белавинской пуст. Кадниковского у., прп. Онуфрия - в часовне на месте Николаевской ц. бывш. Катромского Николаевского мон-ря Кадниковского у., прп. Филиппа - в Преображенской ц. бывш. Рабангского мон-ря Вологодского у., прп. Вассиана - в приходской Троицкой ц. бывш. Тиксненской Спасской пуст. Тотемского у., преподобных Григория и Кассиана - в приходской Троицкой ц.

http://pravenc.ru/text/155162.html

В 1680 г. в связи с тем, что рядом с Г. м. возникло с. Покровское, указом архиеп. Вологодского Симона настоятель игум. Иосиф и часть братии «для лучшего безмолвия» переселились в «малый» Сосновецкий мон-рь. В 1764 г. при игум. Иоакиме (Инихове) Г. м. стал приписным Сосновецкой обители, из к-рой присылались чередные иеромонахи для совершения богослужений. Прп. Пимен (Мясников) , посетивший Глушицы в сер. XIX в., называл храмы Г. м. приходскими. В 1840 г. обветшавшие деревянные кельи и церкви XVII в. (свт. Николая, преподобных Дионисия и Амфилохия, Зосимы и Савватия Соловецких) были разобраны, и в 1841 г. построен деревянный холодный храм в честь Рождества Христова (в 1900 переосвящен во имя преподобных Дионисия и Амфилохия). К северу от него в 1841-1842 гг. был возведен каменный собор в честь Покрова Богородицы с теплыми приделами во имя свт. Николая Чудотворца и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. К собору примыкала колокольня. В Никольском приделе хранилась икона свт. Николая Чудотворца с частицами мощей мн. святых. В деревянном Рождественском храме находилась гробница над мощами преподобных Макария, Тарасия и Феодосия Глушицких. На гробнице хранились их схимы. К кон. XIX в. Г. м. был обнесен деревянной оградой с 3 башнями. На зап. стороне располагались св. врата с 8 колоннами и 2 калитками, на сев. стороне находились деревянные баня, овин, сарай. Церковь во имя преподобных Амфилохия и Дионисия Глушицких. Фотография. 2005 г. Церковь во имя преподобных Амфилохия и Дионисия Глушицких. Фотография. 2005 г. Указом Вологодского еп. сщмч. Александра (Трапицына) от 3 мая 1919 г. Г. м. был упразднен, Покровский собор и ц. преподобных Дионисия и Амфилохия обращены в приходские храмы. Вероятно, вскоре братия Г. м. перешла в Сосновецкий мон-рь. В приходском Покровском храме служили свящ. Сергий Суворов (арестован в 1935; † 1947), затем прот. Евгений Лощилов. 8 янв. 1927 г. храм посетил Вологодский архиеп. Сильвестр (Братановский) . В 1926 г. в общину храма входило 898 жителей окрестных деревень. Согласно клировой ведомости 1936 г., в «двадцатке» состояло 24 чел. В 1936 г. после закрытия соседней ц. во имя свт. Леонтия Ростовского приход Покровского храма увеличился вдвое, но, как отмечалось в ведомости, «средств к существованию как храмов, так и служителя культа не прибавилось», священник храма «на свое содержание получает только добровольную денежную за требы плату и немного картофеля». В 1937 г. Покровский храм и ц. во имя преподобных Дионисия и Амфилохия были закрыты, имущество распродано и расхищено. После 1944 г. был разобран на кирпич Покровский храм, в 50-х гг. уничтожена большая часть построек Г. м.

http://pravenc.ru/text/165173.html

Алексий , человек Божий, прп. (17/30 марта) Алим Маккавей , мч. (1/14 августа) Алипий Печерский , иконописец, в Ближних (Антониевых) пещерах (17/30 августа; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Алипий Столпник , Адрианопольский, прп. (26 ноября/9 декабря) Амвросий Медиоланский , еп. (7/20 декабря) Амвросий Оптинский , прп. (10/23 октября; 27 июня/10 июля) Аммон Печерский , прп., странник, затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 4/17 октября) Амос , пророк, из 12-ти малых пророков (15/28 июня) Амплий , ап. от 70-ти, сщмч., еп. Диоспольский (4/17 января ап.]; 31 октября/13 ноября) Амфилохий Иконийский , еп. (23 ноября/6 декабря) Амфилохий Глушицкий , чудотворец, прп. (13/26 мая) Амфилохий Печерский , Владимиро-Волынский, еп. (10/23 октября) Анания Вавилонский , отрок, мч. (17/30 декабря) Анания , ап. от 70-ти, еп. Дамасский, сщмч. (4/17 января ап.]; 1/14 октября) Анастасий Персиянин , прмч. (22 января/4 февраля; 24 января/6 февраля ) Анастасий Печерский , диакон, сщмч., в Ближних (Антониевых) пещерах (22 января/4 февраля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Анастасия Римляныня , Солунская (Фессалоникийская), прмц. (29 октября/11 ноября; 30 октября/12 ноября) Анастасия Сербская , мать свт. Саввы I, прп. (21 июня/4 июля) Анастасия Узорешительница , Римляныня, Иллирийская, вмц. (22 декабря/4 января) Анатолий Печерский , прп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (3/16 июля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Анатолий Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (3/16 июля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Ангели (Ангелис) , мч. (3/16 декабря) Ангелина Сербская , прав. (30 июля/12 августа) Ангеляр Охридский , равноап., пресвитер, исповедник (27 июля/9 августа) Андрей Боголюбский , блгв. вел. князь (4/17 июля) Андрей Вологодский , Каменский – см. Иоасаф Каменский Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый (2/15 октября) Андрей Критский , архиеп. (4/17 июля) Андрей Критский , прмч. (17/30 октября) Андрей Первозванный , ап. из 12-ти, брат ап. Петра (30 июня/13 июля ап.]; 30 ноября/13 декабря)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛУШИЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Прп. Дионисий ставит крест у р. Глушицы и келью у куста черемухи. Клейма иконы «Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие с житием». XVII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Дионисий ставит крест у р. Глушицы и келью у куста черемухи. Клейма иконы «Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие с житием». XVII в. (ВГИАХМЗ) находился в Кокошиловской вол. Кадниковского у. Вологодской губ., с вост. стороны Кубенского оз., близ р. Глушицы. Основным источником по ранней истории Г. м. является Житие прп. Дионисия Глушицкого , написанное иноком Иринархом в 1495 г. и сохранившееся в списках XVI-XIX вв. ( Семячко. 2005). Возродив в 1393 г. вместе с учеником Пахомием Никольский мон-рь в местности Св. Лука на берегу Кубенского оз., прп. Дионисий вскоре переселился на р. Глушицу, поставил крест и келию у древа черемухи. Через нек-рое время к нему пришел некий старец, к-рого преподобный принял «яко от Бога послана», затем др. братия. Деятельную поддержку подвижникам оказал владевший Заозерской вотчиной близ Кубенского оз. кн. Димитрий Васильевич. В 1400 г. прп. Дионисий испросил у него разрешение на постройку мон-ря. Князь прислал преподобному работников, к-рые выкорчевали деревья и расчистили место для келий. В 1402 г. прп. Дионисий посетил Ростовского архиеп. Григория, получил благословение на устройство общежительного мон-ря. В 1403 г. в Г. м. была поставлена церковь «мала» в честь Покрова Пресв. Богородицы, трапезная, кельи «по чину» и др. постройки. Число насельников увеличивалось, в 1412 г. была построена более вместительная Покровская ц., украшенная «иконами и словесы святых отец». «Имея художьство живописца», прп. Дионисий написал для храма неск. икон, изготовил рипиды. Основатель ввел в Г. м. общежительный устав, заповедав «никомуже каковы любо потребы держати и ничтоже звати свое, но все обще», учредил службы в поварне, хлебне, на клиросе и др. В хозяйстве Г. м. были угодья, скот, рыбные ловли, в голодные годы мон-рь кормил всех нуждающихся. Вскоре Г. м., основанный на территории Бохтюжского княжества и пользовавшийся покровительством Заозерско-Кубенских князей, стал многолюдным.

http://pravenc.ru/text/165173.html

Особую группу составляют изображения Д. (как правило, в левой части композиции) в рост вместе со своим учеником прп. Амфилохием. На иконе XVII в. из ц. ап. Андрея Первозванного во Фрязинове в Вологде (ВГИАХМЗ) Глушицкие чудотворцы предстоят Св. Троице Новозаветной, в нижней части - вид основанного ими монастыря (на записи XIX в.- 2-этажный 5-главый собор с примыкающей к нему 3-ярусной колокольней). На подобной иконе XVIII в. (ГРМ) с изображением обители святые обращаются в молитве к Спасу Еммануилу, на иконе-пяднице нач. XVII в. из Глушицкого Сосновецкого монастыря (ВГИАХМЗ) - к Нерукотворному образу Спасителя, внизу между ними - 6-гранный колодец под сенью (возможно, надкладезная часовня мон-ря). На обороте двусторонней иконы «Спас Нерукотворный. Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие» сер. XVIII в. (ЦМиАР) святые представлены на фоне условного пейзажа, на прориси с образа XVIII в. (?) (ГРМ) они поддерживают руками обитель с 5-главым собором ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 93). Образ XIX в. (ВГИАХМЗ) в отличие от большинства изображений представляет святых в виде седовласых старцев, левая рука Д. прижата к груди, правая с раскрытой ладонью опущена. Изображение Д., в монашеском одеянии, с непокрытой головой, с темной бородой среднего размера, как правило, рядом с прп. Амфилохием, встречается на мн. иконах Спаса Вседержителя с предстоящими и припадающими Вологодскими чудотворцами, происходящих из церквей Вологды (в наст. время в собр. ВГИАХМЗ): напр., на образе 3-й четв. XVII в. (под записью XIX в.) из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком монастыре; на иконе XVIII в. из ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери - в правой группе в поясном поклоне; на иконе XVIII в. из ц. Рождества Богородицы на кладбище - в числе 4 наиболее почитаемых местных святых, в коленопреклоненном молении вместе с прп. Амфилохием; на иконе XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье; на образе 1779 г. работы Димитрия Сумарокова с сыном Иваном из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе; на иконе XVIII в. из ц. Рождества Богородицы на Верхнем долу - в правой группе святых; на образе «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» 3-й четв. XVIII в.- в левой группе; на иконе нач. XIX в. из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского и др. Деисус (Седмица) XVII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря (ВГИАХМЗ) дополнен 2 фигурами припадающих к стопам Иисуса Христа наиболее чтимых Вологодских преподобных - Димитрия Прилуцкого (слева) и Д. (справа).

http://pravenc.ru/text/178323.html

В среднике иконы Д. изображен в рост вместе с прп. Амфилохием в традиц. монашеских облачениях, в молении Спасителю в облаках. Вокруг изображения 18 житийных клейм в следующем порядке: 1. Д. и Пахомий строят ц. во имя свт. Николая Чудотворца на Глушице. 2. Ростовский еп. Григорий благословляет святого. 3. Д. водружает крест на Глушице. 4. Святой ставит келью «при древе черемухе». 5. Ангел повелевает Д. поставить ц. в честь Покрова Богородицы и благословляет его. 6. Д. благословляет «делателей» церкви. 7. Святой воздвиг ц. в честь Покрова Богородицы. 8. Д. освящает Покровскую ц. и создает мон-рь. 9. Д. «ископа» себе могилу на Сосновце. 10. Святой во время молитвы видит бесов и изгоняет их. 11. Прп. Павел пустынник принимает благословение Д. 12. Святой благословляет прп. Амфилохия. 13. Д. дает келью прп. Амфилохию. 14. Д. благословляет и «поручает» братию прп. Амфилохию. 15. Святой молится Пресв. Богородице о мире и спасении. 16. Преставление Д. 17. Гроб святого «повезоша» в Сосновецкую обитель. 18. Погребение Д. на Сосновце. Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие, с 18 клеймами жития. Икона. Посл. четв. XVII в (ВГИАХМЗ) Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие, с 18 клеймами жития. Икона. Посл. четв. XVII в (ВГИАХМЗ) Иконографическая программа клейм основана на Житии Д.: здесь опущены изображения рождения святого, научения грамоте, пострижения, рассказ начинается непосредственно с прихода Д. на Св. Луку и строительства ц. во имя свт. Николая. Особое внимание автор уделяет сюжетам, которые сопровождаются небесными знамениями, повествуют об основании монастырей и строительстве храмов, а также о даре наставничества святого. Неск. клейм посвящено рассказу о преставлении Д. Особенностью иконографии является отсутствие изображений чудесных исцелений у гроба святого. Ничего не сказано о святом как о талантливом иконописце, что объясняется, по-видимому, точным следованием мастера тексту Жития (даже в деталях - напр., устройство кельи «при древе черемухе»). Клеймо с изображением Д., пишущего «портрет» прп. Кирилла Белозерского, помещено на створке киота 1614 г. письма Н. Ермолова из ц. прп. Кирилла Белозерского Кириллова Белозерского мон-ря (КБМЗ), созданного для иконы 1424 г. (?) ( Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 306; Рыбаков. 1995. Кат. 29). Сюжеты Жития Д. встречаются также в росписи 2-й пол. XIX в. вологодской ц. ап. Андрея Первозванного во Фрязинове.

http://pravenc.ru/text/178323.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010