А я ему: «Отец Паисий, ну как же ты змее воды дал? Я бы на твоем месте, я бы… как сказать, голову бы ей разбил». Он говорит: «Ты – дикарь. Как же убить бедное животное? В чем оно виновато?» Такой была его любовь, сострадательная, она всех обнимала. Однажды застал я его в таком дивном глубоком молитвенном настроении, тогда он сказал мне: «Отче мой Амфилохий, самое прекрасное на свете, когда ты ничего не имеешь, но вся Вселенная твоя!» И в тот момент я впервые почувствовал, что значит быть наедине с Богом, и что значит открыть всю космическую ткань в себе, ощутить ее во всей силе и подлинной красоте и в то же время быть над ней. То есть природа ограничивает человека, а человек безграничен по своей природе. Помню и такой эпизод. Вместе со мной к отцу Паисию приехал мой школьный товарищ, наш писатель, журналист Комнен Бечирович, эстет, романтик, мой земляк. Он был восхищен красотой Афона и в этом своем восторге говорит: «Отец Паисий, как я завидую Вам, что вы каждый день видите эту красоту: море, небо, Афон…» А отец Паисий спрашивает меня: «Он не рассердится, если я ему скажу кое-что?» – «Нет, почему, говори свободно». И он продолжает: «Переведи, что я ему желаю быть немного над Афоном, когда приедет в следующий раз…» Вот так в нескольких словах он открыл истину, которая сокрыта от многих нас, живущих в гуще мира. Косовские раны – Расскажите, какова сейчас ситуация в Косово? Насколько тяжел там религиозный конфликт? – Сегодняшнее положение в Косово и Метохии представляет собой продолжение фашистской оккупации времен Второй мировой войны с далеко идущими последствиями. Многочисленны испытания для Церкви в Косово и Метохии. Первое и главное испытание как для Церкви, так и вообще для правды и справедливости в Косово и Метохии, – это плоды здешнего и международного насилия, одностороннее провозглашение независимости Косово. Глубоки и очень глубоки косовские раны, старые и новые: разрушенные храмы, отнятое церковное и народное имущество, сотни тысяч изгнанных от своих вековых очагов православных сербов, невозможность их возвращения, все большая нищета и угроза самому существованию еще оставшихся здесь сербов, да и всех жителей Косово. Тамошний народ, выдержавший пятивековое турецкое рабство и верный своему Косовскому завету, выдержит, несомненно, и это новейшее.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

«Его последние дни были как в Евангелии: пронзенные руки и ноги, пронзенные ребра» Митрополита Амфилохия (Радовича) вспоминает келейник Иеромонах Иустин (Мренович) Иеромонах Иустин (Мренович), келейник почившего Митрополита Амфилохия, делится воспоминаниями о годах знакомства с владыкой и его христианской кончине. Митрополит Амфилохий (Радович) – Отец Иустин, расскажите о ваших ранних встречах с Митрополитом Амфилохием. Вы сами родом из Метохии, можете кратко представить нам роль Митрополита в Косово и Метохии? – Думаю, что связь Митрополита с Печской Патриархией нет необходимости подробно объяснять. Как сказал Патриарх Ириней на отпевании: «Всем известно, как глубоко он носил в себе косовскую рану». Я еще ребенком, как раз в Печской Патриархии, впервые встретился с Митрополитом Амфилохием. Я его помню еще иеромонахом, профессором Богословского факультета, он приезжал в Печ, а я с дедом постоянно ходил в Печскую Патриархию. Митрополит в 1990-м году, еще будучи епископом Банатским, вместе с Патриархом Павлом, который был епископом Рашско-Призренским, приехал в наше село Витомирицу рядом с Печью освящать закладной камень для дома причта. Мне тогда было 11 лет, и я впервые вошел в алтарь как чтец. Первым моим послушанием было держать жезл Митрополиту Амфилохию. Помню, как сейчас: молодой, худощавый, с черной бородой. В какой-то момент он обернулся и спросил: «Можешь ли ты держать эту палку?» Я отвечаю: «Могу, могу». А он мне на это: «Хорошо, ты герой – можешь это выдержать». И такая радость меня тогда охватила, что я до утра готов был держать его. И как-то с тех пор всю мою жизнь Господь невидимым образом направлял к Митрополиту Амфилохию. К сожалению, в 1999-м году произошла трагедия и погром в Косово и Метохии, когда опустела практически вся Метохия – от Печи до Призрена. Когда уходила наша армия, с ней ушел в большом количестве и наш народ, а международные силы только начали входить в КиМ, и в этот вакуум врывались банды из Албании, а много наших людей пострадало и от местных албанцев. Об этом ярко свидетельствуют дневники Митрополита, которые он вел в Косово и Метохии. Они опубликованы издательством «Светигора» (а в России – издательством РИСИ).

http://pravoslavie.ru/135982.html

335 В качестве общего справочника по истории средневековых сербской и бол­гарской литератур см.: Podskalsky. Theologische Literatur in Bulgarien und Serbien (об экзегезе специально с. 227–235, а также по подробному указателю на с. 556–557: Testament). – Ред. 337 Указываем для дальнейшей ориентации одну из последних работ на русском языке: Тахиаос. Кирилл и Мефодий (библиографические справочники перечислены на с. 234; см. также: Подскальски. Христианство и богословская литература. С. 94–103). О внебиблейских переводах свв. Кирилла и Мефодия см.: Верещагин. Церковнославянская книжность (особенно с. 174–192 об иудео-христианском диалоге в житии Кирилла Философа, непосредственно касающемся интерпретации Ветхого Завета, – эпизоде, о котором упоминает далее митр. Амфилохий). – Ред. 338 См. о нем: Оболенский. Шесть византийских портретов. С. 405–425. Литература: Подскальски. Христианство и богословская литература. С. 104 (примеч. 312). Житие Климента (составленное, возможно, Феофилактом Охридским (Болгарским), как утверждается в надписании) в рус. пер. см.: Тахиаос. Кирилл и Мефодий. С. 314–354. – Ред. 341 Климент Охридски. Жumuja. С. 120. [Климент Охридски. Събрани съчинения. С. 620–622 библиогр., тексты на с. 623–646; о Гедеоновом руне см. с. 641, строки 8–11: содержание (по сербскому переводу) изложено митр. Амфилохием не дословно]. 342 Перу св. Климента принадлежит только «Похвальное слово» в честь св. Кирилла Философа, упоминаемое же митр. Амфилохием житие является анонимным. Некоторые слависты, в самом деле, считают Климента автором последнего текста, в частности, Б. С. Ангелов и X. Кодов – болгарские издатели т. 3 сочинений св. Климента (София, 1973. С. 5–9), но эта гипотеза не подкреплена, по мнению Д. Оболенского, убедительными доказательствами (Оболенский. Шесть византийских портретов. С. 574. Примеч. 68). Рус. пер. жития (стилистически лучший, нежели новейший пер. Б. Н. Флори) см.: Тахиаос. Кирилл и Мефодий. С. 256–297 (особенно с. 275–281). Библиография: СККДР. Вып. 1. С. 155–159; Вып. 3. Ч. 4. С. 811. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Украинский церковный кризис может поставить вопрос о необходимости серьезных изменений в иерархичности Православных Церквей. Ведь если удастся отменить решение патриарха Варфоломея, это поставит под сомнение его право иметь статус «первого среди равных», которое сегодня вырождается в претензию на «папизм восточного обряда». Если патриарх Варфоломей на Украине вынужден будет пойти на попятную, тогда будет два выхода. Либо будет поставлен под сомнение сам принцип нынешней иерархичности Предстоятелей Православных Церквей, когда Константинопольский Патриарх почитается как первый среди равных, либо будет предложена новая иерархичность и будет сделан шаг в сторону утверждения Предстоятеля Церкви Третьего Рима в качестве первого по чести. Авторитетный сербский архиерей митрополит Черногорский Амфилохий (Радович) в недавнем интервью Первому каналу , говоря об этом, предлагает поставить под сомнение не только права Константинопольского патриарха, в качестве первого среди равных, но и права Московского Патриарха, который, по его мнению, утратил это право после убийства последнего Русского Царя. Фактически влиятельный в православном мире владыка Амфилохий предлагает отменить принцип иерархичности. Но не приведет ли это к анархии? Это серьезная проблема, вопрос этот нужно обсуждать. Сегодня мы видим некоторые признаки того, что наше Священноначалие извлекло уроки из тех ошибок, которые совершала наша церковная дипломатия. Впрочем, совершаются и новые ошибки, таковой, на мой взгляд, является визит митрополита Илариона в Рим, и прежде всего его информационное сопровождение. Будем, тем не менее, надеяться, что нашему Священноначалию удастся убедить в нашей правоте все Православные Церкви. Будем надеяться, что наши государственные структуры помогут Священноначалию преодолеть этот кризис. Но и для нас, мирян, есть пространство для действия. Хочется надеяться, что эта конференция внесет вклад в процесс формирования народной церковной дипломатии. Анатолий Степанов, гл. редактор «Русской народной линии»

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/27/ch...

Помимо перечисленных методологических недоработок, определенные замечания вызывают и некоторые, на наш взгляд, концептуальные недочеты или спорные моменты. Как кажется, автор недостаточно четко разделяет типологию и аллегорию, считая вслед за западными учеными XX столетия типологию одной из форм аллегорического толкования. Между тем по своему происхождению христианская типология иноприродна и даже противоположна всем известным в древности видам аллегорезы (стоической, александрийской, филоновской, иудаистской и гностической). О. Е. Нестерова права, когда называет переворот, совершенный Оригеном в христианской герменевтике, «революцией» 621 . Автор не задается вопросом, удалось ли византийской экзегезе достичь органического сочетания типологии и аллегории. По нашему мнению, ответ не столь очевиден. Противоречия между экзегезой александрийской и антиохийской школ коренятся гораздо глубже. Не случайно, что аналогичное противостояние наблюдается и в богословских крайностях обеих школ (с тенденциями к несторианству и монофизитству). Для послефотиевой экзегетики характерен интерес к катенам, в которых довольно механически объединяются разные толкования, так что вряд ли можно говорить здесь о сколько-нибудь едином органическом методе. В последние же века византийской истории главный интерес вызывали паламитские споры: видимо, в первую очередь этим обстоятельством, наряду с общей тенденцией к компиляторству, можно объяснить малое количество собственно экзегетических произведений 622 , хотя автор обошел стороной даже те немногочисленные толкования на Ветхий Завет, которые имели место в поздней Византии (например, экзегезу притчей свт. Филофеем Коккиным 623 ). Следует упомянуть, что митр. Амфилохий, защитив в свое время диссертацию по богословию свт. Григория Паламы , в настоящей книге излагает непростые проблемы паламитских споров (включая вопросы экзегезы) неполно и несколько односторонне в русле, предложенном прот. Иоанном Мейендорфом , без учета той большой работы, которая была проделана в самой Византии и противниками, и сторонниками учения свт. Григория, а также без ответа на вопросы, поставленные в исследованиях католических ученых.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Исследования, цитированные исключительно редактором и отсутствующие в книге митрополита Амфилохия (всего таких книг 88), помечены в списке одной звездочкой. Книги, оставшиеся несверенными или недоступными (в количестве 28), обозначены двумя астерисками. Все редакторские дополнения или уточнения заключены в квадратные скобки (за исключением исправления явных опечаток). Части цитат, опущенные митрополитом Амфилохием, но восстановленные нами, взяты в угловые скобки. Во многих местах, когда автор дословно цитирует указываемые книги, никак не обозначая подобные места, мы добавили кавычки. Названия книг на сербском языке или языках оригиналов оставлены ради удобства и точности библиографического описания без изменений, с добавлением в необходимых случаях русского перевода. Во избежание обратного перевода все русские цитаты не переведены с сербского, но даны в оригинальном виде по первоисточникам (за редчайшими исключениями, когда оригиналы были недоступны: все такие места специально оговорены). Переводы библейских текстов даны по русскому синодальному тексту. При расхождениях цитируемого ветхозаветного текста с синодальным переводом, вызванных отличиями масоретского текста от Септуагинты, в синодальный перевод нами вносились соответствующие изменения в соответствии с Септуагинтой и славянским переводом. При цитировании святоотеческих произведений оставлен перевод, сделанный Н. В. Ивкиной с сербского и сверенный нами с греческими или латинскими оригиналами, но всюду даются отсылки к имеющимся русским переводам, которые приводятся лишь в отдельных случаях для сравнения с авторской интерпретацией. По возможности установлены или уточнены ссылки на первоисточники, когда в использованных митрополитом Амфилохием исследованиях таковые ссылки отсутствуют. Все даты проверены, при необходимости – уточнены или добавлены. Вследствие большого количества упомянутых лиц и произведений не представлялось возможным и целесообразным приводить каждый раз развернутые комментарии или библиографические сноски.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Памяти митрополита Амфилохия (Радовича; † 30.10.2020) «Мы идём до Христовой победы» Митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий (Мичович)   Ольга Орлова   09:52 31.10.2022 345 Время на чтение 12 минут Источник: Православие.ру Митрополит Амфилохий (Радович) Памяти митрополита Евлогия (Смирнова; † 22.07.2020) Сегодня, в день памяти митрополита Амфилохия (Радовича) – подвижника наших дней, поднявшего на защиту Православия народы, о своем предшественнике вспоминает его преемник по кафедре митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий (Мичович). Это слово записано на вечере, посвященном владыке Амфилохию, на только что закрывшемся фестивале «Сербское утешение русскому сердцу». Приснопоминаемый митрополит Амфилохий был одарен множеством даров и талантов, и он не закапывал их в землю, а развивал на протяжении всей своей жизни. Это неустанный труженик и чрезвычайно интересная личность. Он получил прекрасное образование. Но при всех тех многих знаниях, которыми он обладал, его также украшала глубокая молитвенность, всецелое смирение и чуткость к Творцу. Он жил очень интенсивной духовной жизнью, постоянно что-то предпринимал, налаживал-настраивал свою душу в соответствии с Евангелием. В общении с людьми был открыт, доступен – делился всем своим внутренним богатством. Он утешал людей, причем самых разных – и семейных, и монахов, и докторов наук, и простых трудяг, и умудренных опытом жизни стариков, и молодежь.

http://ruskline.ru/opp/2022/10/31/pamyat...

Сегодня, в день памяти митрополита Амфилохия (Радовича) – подвижника наших дней, поднявшего на защиту Православия народы, о своем предшественнике вспоминает его преемник по кафедре митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий (Мичович). Это слово записано на вечере, посвященном владыке Амфилохию, на только что закрывшемся фестивале «Сербское утешение русскому сердцу». Митрополит Амфилохий (Радович) Приснопоминаемый митрополит Амфилохий был одарен множеством даров и талантов, и он не закапывал их в землю, а развивал на протяжении всей своей жизни. Это неустанный труженик и чрезвычайно интересная личность. Он получил прекрасное образование. Но при всех тех многих знаниях, которыми он обладал, его также украшала глубокая молитвенность, всецелое смирение и чуткость к Творцу. Он жил очень интенсивной духовной жизнью, постоянно что-то предпринимал, налаживал-настраивал свою душу в соответствии с Евангелием. В общении с людьми был открыт, доступен – делился всем своим внутренним богатством. Он утешал людей, причем самых разных – и семейных, и монахов, и докторов наук, и простых трудяг, и умудренных опытом жизни стариков, и молодежь. У него был потрясающий дар воспитателя. Он был не только преподавателем, но именно педагогом Вернувшись из Греции и став профессором богословского факультета Белграда, он дал весьма мощный толчок к изучению богословия новым поколениям студентов. Молодых воодушевляла не только его эрудиция, но и его способность передавать другим знания, а главное духовный опыт. У него был потрясающий дар воспитателя, он был не только преподавателем, но именно педагогом, умеющим воздвигать души на собственные подвиги и свершения. Он формировал у своих воспитанников целостное мировоззрение, исцелял души, так чтобы они могли уже сами избирать себе богоугодные цели и действовать, высвобождал волю из оков лени, безразличия. Он и сам был очень неравнодушный человек, и других в хорошем смысле этого слова заряжал на деятельное участие в жизни ближних, прихода, Церкви, страны.

http://pravoslavie.ru/148997.html

Но и за все это мы их не презираем, но печалимся о них. Обо всех наших мучителях мы только скорбим, потому что знаем, что триумф мучителей — это лишь преходящее, призрачное торжество. Они нам бросили перчатку, и мы ее подняли. Наше Восстание они вызвали, они нас к нему подтолкнули. А мы завтра, когда исполнится поворот истории, больше всего хотели бы бросить им масличную ветвь и предложить им всеобщее братство — всеобщее братство и добрую волю. Да, всеобщее братство и добрую волю!” Вновь сегодня над миром нависла угроза войны, хаоса, смуты и смертоубийства... Господи, не дай свершиться беззаконию! Помните исполненные глубокого смысла слова великого английского поэта Джона Донна: «Нет человека, подобного острову, замкнутого в себе, каждый человек есть частица материка, частица целого… смерть каждого человека истощает меня, ибо я принадлежу человечеству, а потому никогда не спрашивай, по ком звонит колокол — он звонит по тебе». Как близка и понятна нам эта мысль, простая и мудрая. Славянские народы, умоначертание которых зиждется на святой идее жертвенности и любви, не раз спасали Европу от погибели, вставая живой стеной на ее рубежах. Но словно не слышит она, словно забыла и теперь будто не понимает — по ком звонит колокол… или слепые властители ее вновь ведут народы в бездну?! Тысячи ежедневных, суетливых забот поглощают душу современников наших, забывших о том, что они принадлежат единому богозданному человечеству, что священный закон Домостроительства Божия есть служение Творцу и любовь к ближнему своему, человека к человеку. Замер Врачар… И после Косовского молебна миллионы сербов внимали слову владыки Черногорского Амфилохия. Казалось, тишина объяла Сербию, и только твердые и мерные глаголы пастыря пронзали ее. Господи, не дай свершиться беззаконию! Из Проповеди Митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия/Радовича/на молебне за спасение сербского народа в Косове и Метохии перед храмом св. Саввы на Врачарском холме в Белграде 21 февраля 2008 года. Всечестный народ христианский, дорогие братья и сестры!

http://pravoslavie.ru/36468.html

Когда мама узнала об этом, схватила прут, вытащила меня из-под кровати и так меня отхлестала, что не забуду, пока жив. Это было очень справедливо с ее стороны – забота о другом ребенке, другой матери, едва ли не большая, чем о своем, без всякого материнского эгоизма, который, к сожалению, сейчас преобладает, особенно в семьях, где один или двое детей. В нашей семье тогда этого не было, каждый получал по заслугам! – Вы в пятнадцать лет покинули родительский дом, поступили в семинарию в Белграде в те времена, когда учиться в духовной школе было непопулярно. Как Вы и Ваши родители переживали разлуку? – Должен признаться, что в отношении родителей мне не было трудно, но возникали другие сложности, связанные с давлением, которое оказывалось на тех, кто решался поступать в семинарию. Это ведь событие – сын Чиро Радовича пошел в семинарию. Едва ли не вся Черногория, не только Морача, знала об этом. Я пришел в первый класс с двух-трехмесячным опозданием, потому что мне не разрешали поступать учиться. Я собирался ехать в Призрен, там военная зона, а военкомат в Колашине не давал разрешения. Целью было не допустить, чтобы я поехал учиться. И тогда мой отец, горемыка, осенью 1953 года прошел пешком от Морачи до Цетинье 1 , чтобы попасть к тогдашнему митрополиту Арсению (Брадваревичу) 2 и просить его перенаправить меня из Призрена в Белградскую семинарию, где не было нужно разрешение военкомата. Так и получилось. Знаете, у тех, кто вырос в селе, особенно в такой здоровой духовно семье, не существовало чрезмерной эмоциональной привязанности. Это было естественно – уехать и вернуться, и тебя встречали с любовью, как будто ты был где-то здесь за ближним ручьем. Но проблема притеснений и издевок, которые практиковались в то время, отягощали мою жизнь, подростку это нелегко вынести, но, как я понял потом, они стали хорошей проверкой для меня, для моей веры. – А как родители, как мама встретила Ваше решение принять монашество? – Ну, как мама? Знаю только одну, может быть, двух матерей, обе гречанки, которые с радостью благословили своих сыновей уйти на Святую Гору. У нас не знаю ни одной, и моя мать не исключение.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010