Формой бытования И. в регионе стал синтез общеислам. суфийских и местных доислам. религ. практик. Т. о., зарождался антагонизм между «исламом предков» (ас-салафийя, в совр. терминологии «фундаменталистским») и «исламом народным», являющимся мощным стимулом к постоянному развитию и обновлению религии пророка Мухаммада. С кон. XII в. в мусульм. эпиграфике отражены все районы, находившиеся в сфере влияния араб. культуры. Когда отряды мусульман закреплялись в центрах сельских общин в горной части, они создавали там базу для дальнейшей исламизации. То же самое происходило и в удаленных от Дербента районах малых этнических зон, расположенных преимущественно в горных и предгорных местностях, где находились рибаты. В лезгин. поселениях Каракюре, Кочхюр и даргинском Кала-Корейш сохранились следы крупных культовых сооружений И., датируемых по высеченным на них надписям в пределах X в., а лакское сел. Кумух имело прочную репутацию центра «воителей за веру». На рубеже 60-х и 70-х гг. XI в. в Дербенте усилились позиции суннитов в связи с падением династии Буидов (принадлежавших к шиитам-зайдитам, но поддерживавших в политических целях деятельность более многочисленных и влиятельных шиитов-имамитов) и приходом к власти суннитов Сельджукидов. Специально созданные в Багдаде и др. городах халифата учебные заведения стали готовить новую религ. элиту для периферии. Только в медресе Низамия, основанном выдающимся сельджукским везиром Низамом аль-Мульком, получили подготовку мн. дербентские богословы, правоведы и суфии, в частности Абу-ль-Хасан аль-Басри и Маммус аль-Лакзи. В Низамии преподавали известные ученые-шафииты Абу Исхак аш-Ширази, Абу Бакр аш-Шаши аль-Мустазхири, Абу Хамид аль- Газали . На Сев. Кавказе особую популярность получила идея шафиита Абу-т-Таййиба ат-Табари, выходца из Табаристана, теоретика и полемиста, автора мн. трудов. Традиционно прочные духовные контакты средневек. Дербента с Табаристаном, где учились такие дербентские ученые, как Абу Бакр Мухаммад ад-Дарбанди, Исмаил аль-Джабали и др., во многом способствовали развитию шафиитизма.

http://pravenc.ru/text/674977.html

Ужели будете молиться Ваалу, и оставите наилучшего из творцов. В мире найдется для человека много помощников с различной степенью из силы; но для мира сего нет многих творцов, из которых бы лучшим был истинный Бог. Указывая на эти черты стихотворческого склада Корана, мы не хотим Мохаммеда. творца его, (не оскорбись мусульманин за такое выражение, – с неба ли Коран, доселе мы еще не видели признаков) ставить в ряд поэтов и тех, от которых до нас дошли сочинения, и других, известных только за стихотворцев; нет, Коран выше их произведений по превосходству своего содержания. Но Мохаммед, отличаясь от современных поэтов возвышенным содержанием своих стихов, в то же время, по форме изложения, которая у них почти одинакова или меньшую имеет разность, чем содержание, он вместе с ними стихотворец. Арабская литература ужели не может в самом деле представить ни одного сочинения, которое по этим качествам, о которых было говорено, могло бы приближаться к чудному, по мнению Мохаммедан, слову Корана? Ужели за ним одним бесспорно надобно признать право считаться не человеческой, а небесною книгой? Мнение мохаммеданина окажется неосновательным предубеждением в пользу Корана, если он, не ограничиваясь чтением одних и тех же своих религиозных книг – как это делается ныне во всем мусульманском мире – будет читать и другие литературные сочинения, как древних поэтов, о которых выше было сказано, так позднейших писателей, исповедовавших ислам. В них он увидит такие, которые своим достоинством не только не уступают Корану, но еще превосходят его. На слова Мохаммеданина, который, удивляясь языку Корана, считает эту книгу неподражаемой, и словами ее говорит: «представьте хотя одну главу, подобную какой-либо главе Корана», отвечаем указанием на Макаматы Харириевы. Харири (Абу Мохаммед Касем Басри Харамий, родившийся в 446 г. Гиджры в Басре и там же умерший в 515 г. – по Р. Х. 1054–1121) написал 50 небольших рассказов под названием Макаматы «беседы». Беседы Харири, писанные прозой с примесью стихов, запечатлены самой живой фантазией автора, необыкновенным знанием богатства арабского языка.

http://azbyka.ru/svedeniya-o-korane

10. Евсеев В.А., Панютина М.Н. Церковь и становление английских университетов//Церковно-исторический ежегодник. Иваново, 2002, сс. 114-115. Кэмбридж получил еще большую свободу через буллу папы Григория 9 в 1233 году – по этому документу не только никакие светские суды, но и все церковные суды, за исключением суда местного епископа (Элийской епархии), не могли разбирать деяния членов университетской корпорации. 11. «Если я служу Тебе, потому что боюсь Ада, брось меня в Ад. Если я служу Тебе в надежде на Рай, лиши меня Рая» (женщина-суфий Хазрат Рабийа Басри). Источник видеорепортажа: сайт Томской епархии , фото священника Дионисия Землянова Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. ПОМОЧЬ Поделитесь, это важно 1 459 Подпишитесь на Правмир Перейти в  Дзен Google Новости Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Помочь фонду Материалы по теме Протодиакон Андрей Кураев лишен священного сана 28 апреля, 2023 Хочу, чтобы ребенок изучал мировые религии. Но школа отказывает 1 февраля, 2023 Епархиальный суд лишил сана протодиакона Андрея Кураева 29 декабря, 2020 Религиозное образование может снизить агрессию школьников – митрополит Иларион 29 января, 2018 Минобрнауки работает над расширением курса по основам религиозной культуры 24 января, 2018 Вопросы священника к урокам православной культуры в школе 23 мая, 2017 Курс «основы православной культуры» в Крыму выбирают в два раза реже, чем в среднем по России 23 марта, 2017 Надо ли говорить школьникам, что между религиями нет разницы 6 марта, 2017 В РПЦ сообщили о росте числа школьников, выбравших основы православной культуры 27 января, 2017 Помогите «Правмиру» Лучшие материалы статья «Преступление на Казани» и 30 любовниц Пушкина. Смешные ошибки в сочинениях на ЕГЭ Вероника Словохотова нужна помощь Мать отвезла Дарину бабушке, обещала забрать в день рождения, но «забыла» об этом Помочь Нужно 145 000 статья Три вещи, которые убивают мотивацию детей. Нейропсихолог Анна Высоцкая Анна Данилова статья «Мой ребенок родился за решеткой». Как дети растут в колониях Наталия Нехлебова статья Спортсмены готовятся к Олимпиаде в Токио. 10 фото Марфа Гузеева вопрос специалисту Чем опасна ветрянка для взрослого?   терапевт Тина Петровская Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Помочь «Правмиру» На что пойдут мои деньги RSS Помочь «Правмиру» Давайте дружить! Памяти основателя   © 2003—2024.

http://pravmir.ru/vstrecha-protodiakona-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСРАЭЛЬ († 872), еп. Кашкарский в юрисдикции Церкви Востока , несторианский богослов и полемист, автор ряда произведений арабо-христ. лит-ры, посвященных изложению основ христ. религии и полемике с исламом. Жизнь Основные сведения об И. содержатся в соч. «История патриархов», сохранившемся в составе энциклопедического труда «Книга Башни», написанного в XII в. несторианским писателем Мари ибн Сулейманом и дополненного в XIV в. Амром ибн Маттой. Единственное, что указывает на род занятий И. до принятия епископского сана,- эпитет «толковник» (  ), к-рый может означать комментатора либо переводчика. Следов., И. был ученым монахом, возможно учителем в одной из 2 школ, существовавших в Кашкаре ( Fiey. 1968. P. 162). Католикос-патриарх Сергий (860-872) поставил И. епископом Кашкара на вост. берегу древнего русла р. Тигр (ныне зап. берег) в исторической обл. Бет-Арамайе на юге Ирака (Ibid. P. 178-179). Обл. Кашкар была, вероятно, самой древней персидской епархией Церкви Востока, поскольку ее епископ всегда упоминается на 2-м месте после католикоса. После смерти католикоса Сергия И. благодаря своей учености и умению вести полемику был избран его преемником. Однако престол стал оспаривать Энош, митр. Мосула. Его сторонники вступили в конфликт с приверженцами И., что привело к столкновениям и насилию. Обе стороны стремились заручиться поддержкой гос. власти, к-рая переживала кризис, вызванный восстанием черных рабов (зинджей) во главе с Али ибн Мухаммадом аль-Басри. Эмир Багдада пытался уговорить И. отказаться от претензий на Патриарший престол, но это лишь обострило конкуренцию. Когда И. направлялся в алтарь для совершения литургии, один из сторонников Эноша «без всякого страха Божия яростно сжал его гениталии» и столкнул вниз с солеи. И. умер после 40 дней болезни и был погребен в мон-ре Мар-Петион в Багдаде. Его похороны сопровождались новыми столкновениями с приверженцами Эноша. Память И. отмечена лишь в древнейшем из сохранившихся календарей Церкви Востока в составе «Книги знаков» Абу-ль-Хасана ибн Бахлуля (X в.) в 3-ю пятницу Великого поста; вероятно, это было местное почитание.

http://pravenc.ru/text/675017.html

Такой абсолютный авторитет в мусульманском законоведении рассматривается в шариате, как высший дар Божий, которого вследствие благочестивой жизни удостоились все законоисследователи первого века гиджры и некоторые из второго и третьего веков, но с той разницей, что непосредственные сподвижники Мухаммеда считаются выше одною степенью исследователей фикха, живших во втором и третьем столетиях гиджры, как это видно из следующих слов Абу Ханифы (Имам-Агзама): «Что дошло до нас от асхадов, то на голове и на глазах наших 34 , а что дошло до нас от табиев (учеников асхабов), то она – люди и мы – люди». Отсюда выводят заключение, что учредитель школы законоведения Абу-Ханифа считал себя и других школоучредителей равными в правах по толкованию закона с учениками сподвижников пророка, тем более, что он в юношеском возрасте имел счастие видеть некоторых асхабов, как об этом будет сказано ниже, в его биографии. Для достижения высокой степени Иджтихада и получения титула муджтахида требовалось: 1) Знание Корана во всех отношениях, т.е. совершенное научное владение арабским языком, основательное знание юридических положений этого первоисточника фикха, их подразделений и соотношения между собою и связь с таковыми же положениями сунны; совершенное знание наизусть подлинного священного текста с толкованиями 35 . 2) Совершенное знание всех преданий или, по крайней мере, трех тысяч из них в отношении содержания, истории их появления 36 , соотношения их с постановлениями Корана, подразделения их и знание наизусть достоверных из них,– называемых мутаватир и считаемых основами закона (насс). 3) Строгая жизнь и благочестие. 4) Совершенное знание всех наук шариата. При строгом отношении общества улемов (ученых богословов юристов) к знаниям лиц, стремившимся к достижению степени иджтихада, конечно, только немногие, наиболее даровитые и удостоенные особенною милостью Божией могли получить титул муджтахида. В первом столетии гиджры таковыми были признаны: Зарара-бень Ауфи († 93), Саид-бен Альмусайиб, Абу-бекр бен-Абдуррахман, Хасан Аль-Басри, Ибн-Ханифы, Химад (наставник Абу-Ханифы) и др. Во втором столетии гиджры, с появлением сект и междоусобий, вызывавших фанатизм и кровопролития, была сознана необходимость в точном формулировании догматов ислама и в составлении руководительных книг по законоведению. На удовлетворение этой потребности выступили: Ибн-Джарид в Мекке, Имам Малик в Медине († в 179 г.=795 г.), Аль Аузаи в Сирии, Химад-бен Муслима в Басре, Муамар в Емене, Суфьян Ассаури в Куфе, Абу-Ханифа в Куфе (150=767 г.), Имам Шафий (204=819 г.) и др. В третьем столетии гиджры степень муджтахида имели Имам Ханбал (241=855 г.) и Имам Дауд Аззагири (270=883 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

476 Халифа, с. 333; И. Абдх., с. 214215, пер., с. 231233; Таб., II, с. 1425; Изари, т. 1, с. 3435. Все, кроме Халифы, датируют убиение Йазида б. Абу Муслима 102 г. х., Халифа относит его к 101 г. х., опровергая это своим же сообщением о назначении его в зу-л-ка‘да этого года [с. 342] г. – вряд ли за полтора-два месяца могло назреть такое серьезное недовольство). Высказывание Мухаммада б. Али явно сделано задним числом, так как среди причин решения начать пропаганду (в 100 г. х.!) названа и смерть Йазида б. Абдалмалика (104 г. х.!) [Балаз., А., т. 3, с. 82]. 478 Таб., II, с. 1390; Куфи, т. 8, с. 2; Уйун, т. 1, с. 51. Сообщение ал-Куфи, что Йазид в ал-Куткутане одновременно узнал о смерти Умара и аресте своих родственников в Басре вызывает сомнение: приказ об аресте Йазида последовал в рамадане [Йа’к., т. 2, с. 370], т.е. при одинаковой скорости доставки почтой прибыл бы в Куфу не ранее, чем через семь дней после извещения о смерти халифа. Когда бы ни прибыл Йазид в район Куфы, весть о смерти халифа уже была бы всем известна, а об арестах в Басре здесь стало бы известно не ранее, чем через неделю после получения приказа об аресте Йазида, и этот срок не сократился бы, будь приказ отдан не 12 рамадана, а позже. Таким образом, если Йазид прибыл в ал-Куткутану позже и мог узнать там о событиях в Басре, то о смерти Умара узнал бы раньше. 479 Таб., II, с. 13801383; Уйун, т. 1, с. 5254; Ал-Куфи излагает эти события, основываясь на том же материале Абу Михнафа, но у него речь идет об одноразовой раздаче двух дирхемов [Куфи, т. 3, с. 34]. 481 Таб., II, с. 13911392; Куфи, т. 8, с. 89; Уйун, т. 1, с. 5859. Все три источника перелагают сведения Абу Михнафа (который, судя по ссылке у ат-Табари, записывал рассказ со слов собеседника ал-Хасана ал-Басри), различно сокращая его: так, у Табари отсутствует упоминание о раздаче денег после речи, перефразируются слова персонажей при сохранении общего смысла. 484 Хасан ал-Басри был не единственным религиозным авторитетом, осуждавшим Йазида. Менее значительный правовед Катада б. Да‘ама ас-Садуси [И. Са‘д, т. 7, с. 229] был с веревкой на шее вывезен в Ахваз и там заключен в тюрьму [Уйун, т. I, с. 66].

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АММАР АЛЬ-БАСРИ [араб.      ], видный несторианский богослов 1-й пол. XI в., получивший известность прежде всего как полемист с исламом. Полемике с мусульм. богословами- мутазилитами А. посвятил «Книгу доказательства» (Китаб аль-бурхан) и «Книгу вопросов и ответов» (Китаб аль-масаил ва-ль-аджвиба), написанные в форме опровержений. В своих произведениях он затрагивает практически все основные вопросы христианско-мусульм. полемики: учение о Св. Троице и Боговоплощении, жизнь буд. века, достоверность Евангелий, опровержение богодухновенности Корана и пророческого достоинства Мухаммада и др. Несмотря на свой апологетический характер, произведения А. представляют собой одну из первых попыток построения целостной системы христ. богословия на араб. языке. Лит.: Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 106-107, 210-211, 410; Hayek M. ‘Ammar al-Basri, la première somme de théologie chrétienne en langue arabe, ou deux apologies du christianisme//Islamochristiana. 1976. T. 2. Р. 69-133. Свящ. Олег Давыденков Рубрики: Ключевые слова: АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока

http://pravenc.ru/text/114486.html

Митрополит Волоколамски Иларион се срео с представницима Ирака      17. новембра 2013. године председник за црквене везе Московске митрополит Волоколамски Иларион боравио у по благослову Светости Московског и целе Кирила срео се с представницима Ирака. На састанку су учествовали викарни епископ Космоуса (Сиро-Католичка Црква), служио као епископ Мосула и су терористи држали у свештеник Афрам Алхори Ортодоксна Црква) и свештеник Паулос Сати Католичка Црква). Представници Цркава Ирака су говорили председнику ОСЦВ о у Митрополит Иларион са стране изразио подршку Руске Православне Цркве Ирака истакавши да треба под хитно створити механизам за заштиту права у Ираку без обзира на стално и су о у и у блискоисточном региону у целини. У Ираку 2003. године живело око милион и по су припадали различитим Црквама: и У било око 300 храмова. Велике биле су концентрисане у великим градовима – Багдаду, Мосулу, Басри и Киркуки, где се налазе епископске катедре. Место на су до почетка компактно живели био Курдистан. за десет година око 80% напустило ову ирачку У Багдаду и Басри остало мало против се стално врше терористички актови. Тренутно укупан становништва Ирака, по различитим, проценама, износи од 150 до 250 и масовно ову Служба за ОСЦВ Са руског Марина 19/11/2013 Ваш коментар

http://srpska.pravoslavie.ru/65906.html

«Ибн Дауд выводил через извод ал-Хасана ал-Басри, что Умар спросил об одном аяте из писания Аллаха, а ему ответили: «Этот аят помнил такой-то, а он убит в сражении в Иамаме». Тогда Умар... повелел собрать Коран» 383 . Собственно даже из этого свидетельства очевидно, что по крайней мере один коранический аят таки был утрачен. Однако в Сунне имеются прямые свидетельства о потере частей изначального Корана. Так, Сиджистани приводит хадис от Ибн Шигаба, в котором говорится: «В день битвы при Ямаме были убиты те, кто знал многое ниспосланное из Корана. После же их смерти это уже не было известно и не было это записано. Когда же Умар и Усман собирали Коран, то они не нашли этого уже ни у кого более...» 384 . Дело собрания Корана в свод было инициировано Умаром по причине опасений потери многого из Корана, поддержано правившим тогда Абу Бакром и поручено им Заиду ибн Сабиту. Вот как об этом повествует исламская Сунна: «Рассказывал Заида ибн Сабит, который был одним из тех, кто записывал откровение: «В день гибели людей при Ямаме послал за мной Абу Бакр. (Когда я пришел) с ним был Умар. Абу Бакр сказал: пришел ко мне Умар и сказал: «В день Ямамы была жаркая резня, и много из чтецов (знатоков) Корана погибло. Я боюсь, что потери среди чтецов Корана продолжатся и многое из Корана будет потеряно, разве только мы соберем его (Коран)». Абу Бакр сказал: «Я сказал Умару: «Как мы можем делать то, чего не делал посланник Аллаха?!». Умар ответил: «Но ведь это, клянусь Аллахом, дело благое!..» 385 . Из других хадисов мы узнаем, что сам Заид ибн Сабит не соглашался делать то, о чем не говорил Мухаммад. Когда же его убедили-таки начать собирать Коран, то он говорил: «Если бы они (Абу Бакр и Умар) повелели мне перенести гору с ее места, то это было бы не так трудно, как то, что они повелели» 386 . Однако даже те части, которые сохранились, были записаны с нарушением принципа «мутауатир» т. е. принципа достоверной передачи. В частности, Бухари цитирует Заида ибн Сабита, которому было поручено Абу Бакром (после уговоров Умара) заняться собранием Корана: «Я (Заид ибн Сабит) стал искать и собирать Коран с пальмовых листьев, камней и из сердец мужей». «Конец суры «Покаяние» «Пришел к вам посланник...» и далее до конца суры «Отречение» (9: 128– 129) «Я нашел у Абу Хузаймы ал-Ансари и больше ни у кого» 387 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002   003