785 Св. Амврссий op. Edit. Iiened. Не имея возможности разбирать экзегетических творений св. Амвросия, заметим только, что его творение на Шестоднев хотя менее глубокое, нежели св. Василия, заслуживает изучения. Он часто пользуется творением св. Василия, хотя и не всегда разделяет все мнения великого епископа Кессарии. 800 Это еще соблюдается в Церкви восточной. Церковь же латинская изменила древний обычай; там священник произносит слова, установившее таинство, тихо, и верующие не могут сказать аминь, в доказательство веры своей. 802 Протестанты злоупотребляли теми изречениями Отцов, которыми воспользовались для отрицания всякого понятия материального об евхаристии, утверждая, будто они отстраняют действительность. Если бы они сопоставили их с изречениями, в которых учится о сей действительности столь ясно, то они лучше бы их поняли, и убедились, что они нисколько не благоприятствуют системе кальвинистов, но осуждают только евхаристический материализм, который поддерживали некоторые из латинских богословов. 806 Св. Амвр., § 21. Таково было толкование древних Отцов этого евангельского события, на котором приверженцы папства осмелились основать свою систему в пользу верховной власти епископа Римского в Церкви. 809 Св. Амврос., О тайне., кн. III, гл. 2, § 1. Св. Амвросий, говоря об епископе, называет его summus sacerdos, здесь говорит он только о священнике (sacerdos) что служит доказательством, что в IV столетии пресвитеры преподавали конфирмацию в Церкви западной, как и в восточной. 812 Должно заметить, что св. Амвросий приводит слова установившие таинство как слова освящения, но заключает в форму освящения призывание, которым молят Бога принять эту жертву, изображающую тело и кровь Христовы, как действительное приношение того же тела и той же крови. Ученый литургист западный, отец Лебрюн, следовательно, справедливо считает формулой освящения всю молитву, в которой заключаются также слова установившие таинство. Церковь кафолическая, восточная, признает, что в устах Иисуса Христа слова установившие таинство были словами освящения потому, что с ними соединялось всемогущество; но в устах священника утверждение не может иметь той же силы и освящение есть уже следствие действия Святого Духа, призываемого священником, чтобы хлеб и вино соделались телом и кровью Христовыми. Мы уже видели, что отцы греческие так учат.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

73 Aringhi t. I, p. 804. Выражение IN PACE в большинстве случаев или сопровождает монограмму, или предшествует ей. Глубокий смысл этой формулы объяснен мною в «Воскресном Чтении», в статье: «Надгробные надписи древних христиан». 98 Symmach. Relat. c. 6, 7. Амврос. Epist. XVIII, c. 32. Piper, Mythologie und Symbolik der christl. Kunst. 1847. 131. 1 Abth. S. 169. 102 Эти три документа еще существуют, два письма Амвросия Epist. 17 и 18. Орр. ed. Bened. T. II, 824, 833; Relatio Симмаха в его Epist. Lib. X, ер. 54. Pip. Mythol. u. Symb. B. 1. 1 Abth. S. 170. 105 Beschreib. Roms II, 2. S. 26, n. 16. На саркофаге в Ватиканском музее, на котором справа представлено поклонение царей, слева две По¬беды, между которыми женский бюст, в то время, как в середине изображены два гения, которые держат надпись. Mythol. u. Symb. B. 1. S. 173. 111 Schöne, B. III. S. 439. Martigny, Diction. p. 460. Некоторые нумизматики указывают, впрочем, на бронзовый медальон, где изображена монограмма Христова имени на знамени, которое держит Император. Но Мартиньи замечает, что, если эта медаль и подлинна, в чем можно сомневаться, она должна быть чеканена в первые годы Юлианова царства, потому что бюст представляет его очень молодым. 130 Памятник этот сообщает Больдетти. Martigny, Diction. p. 185. С этим монументальным свидетельством в пользу древнего употребления креста в такой форме совпадает почти по времени письменное свидетельство Зенона Веронского , вступившего на епископскую кафедру в 362 году, что он на куполе выстроенной им церкви поставил крест в виде греческой буквы T: in modum tau litterae prominens lignum. Mart. Dict. p. 186. 134 Adelung, die Korssunischen Thüren in der Kathedralkirche zur h. Sophia in Novgorod. S. 103. Taf. IX. 136 В недавнее время один французский ученый, М. de Mortillet, написал целую диссертацию: «о кресте, как религиозном символе до христианства». 139 Что эта форма креста египетского происхождения, и что египетские христиане первые стали употреблять ее, доказательством этого, между прочих, может служить то, что Антоний В. носил пекулу с начертанной на ней буквой T. Martigny, Dict. p. 484, 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Отцов и Царских уставов древних законоположительных, но и зело по церквам Божиим побораху, не токмо в своих странах, но и в вашем Российском царствии, и ярлыки, сиречь грамоты жалованные, давали: в лета Великих чудотворцев Петра и Алексия была сия и в лета Михаила, и Иоанна и Феогноста, Митрополитов всея России и не поколебима и недвижима прибыша сия и до сего дне» (Чт. Общ. нст. 1847 г. кн. 3, в статье Колачева «о кормчей» пр. 15 из ркп. М. Д. Ак. XVIII, 200). 141 Указ Императора Петра III-ro отобрать от монастырей все земли, изданный 19 апр. 1761 г., был приведен в исполнение 26 февр. 1764 г. (Ист. Иер. Амврос. ч. II, гл. 2, стр.4). 144 Не изданное сочинение Зиновия на еретика Феодосия Косого, из которого приводится отрывок в Ист. Рос. Иер. ч. II, гл. 11, стр. 29–31. Автограф этого сочинения, под заглавием: «истинное показание к вопросившим о новом учении», хранится в Имп. Пуб. Библ. 63. 145 «Не изволи, говоритъ Зиновий о Вассиане, брашна Симоновского ясти, хлеба ржаного и варенья, иже от листвия капустного и от стебля свекольного и каши, застроенные ово соком избойным, ово же млеком, творящим скорое изсучение и млека промзглого и пива, чистительного желудку, монастырского не пияше, яко сие брашно и пиво монастырь от деревень имать; сего ради монастырского брашна и пива не яде и не пияше. Яде же мних князь Вассиан приносимое ему брашно от трапезы вел. князя – хлебы чисты, пшеничны, крупичаты и прочая брашна заслажаемая и многопестротне застрояемая, вся яже обычне на трапезе вел. князя... Пияше же он нестяжатель сей романею, боетр, мушкатель ренское белое вино. Мнимого же стяжательного монастыря мнаси ядят убо, егда дадут им, и не егда хотят и не еже хотятъ, но еже представят им»... и проч., изображает Зиновий, что монахи того времени бедны, работают для других, и что из них бывают «великие мужи» – мысли как очевидно, чисто Иосифовские. 146 Смотри кн. ч. II, стран. 166, летоп. Никан. ч. II, стр. 109. Др. Р. Вивл. ч. XIV, стран. 206 и 210; Соф. вр. ч. II, стр. 271; Акты Арх. Эксп. т. I, 383. 147 Соборное определение говорит: «а кто из тех попов и диаконов вдовцов, которые после своих жен живут честно, захотят в иноческое одеяние одеяти себя, и таковии благодарят Божии судьбы, в монастыри отходят и от духовного настоятеля, от игумена постригаются и, обновив себя о всем святым покаянием к своему отцу духовному и по достоинству, аще суть достойни, и тогда таковии с благословением святительским, да служат в монастырях, а не в мирских. Др. Вивл. стр. 209.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

II. Кирилл Иерусалимский : «Обыкновенный хлеб, коим питаемся, не есть насущный, но именование насущный собственно принадлежит хлебу святому, и он-то получает сие имя оттого, что крепит с пользой весь состав души и тела» (Кат. V). III. Св. Максим Исповедник говорит: «Жительствуя так, как поучает нас молитва Господня, приимем ее, яко насущный и животворный хлеб, для насыщения душ наших и хранения тех благ, кои нам дарованы, – приимем, говорю, Сына Божия и Его слово, как Он Сам сказал: «Аз есмь хлеб, сшедый с небесе и даяй живот миру» ( Ин.6:33 ). Таким делается Он для каждого, кто приемлет Его по соразмерности своей добродетели и ведения». (Толк. на «Отче наш»). IV. Иоанн Дамаскин учит: «Сей хлеб есть начало будущего века; он есть насущный и именуется таким, насущный же показывает или будущий хлеб, т. е. хлеб будущего века, или хлеб, вкушаемый для сохранения существа нашего; однако ж будем ли его так или иначе представлять, все насущным хлебом назовется Тело Господнее (Кн. IV, 14). Хотя сии отцы Церкви и говорят, что Тело Господне называется хлебом насущным, но они не уничтожают через то понятия и о хлебе обыкновенном, который служит для поддержания нашего тела; ибо и он есть дар Божий, и никакое брашно, по словам апостола, не отметно, когда оно принимается с благодарением Богу: «ничтоже отметно, со благодарением приемлемо» ( 1Тим.4:4 ). 16. Святоотеческие изречения о безмерном величии Таинства Причащения I. «Иисус Христос, предлагая нам Себя в святейшем Таинстве, предает всего Себя и не оставляет ничего Себе» (Св. Злат.). II. «Бог, при всем Своем всемогуществе, не мог бы дать нам ничего более; при всей Своей премудрости, не нашел бы ничего дать нам более; при всем Своем богатстве, не имел бы ничего дать нам более» (Блаж. Август.). III. «Если слово пророка Илии было довольно могущественно для того, чтобы низвести огонь с неба, то слово ли Господа не в состоянии изменить существа хлеба и вина? Если Бог мог сотворить все из ничего одним словом, то не мог ли Он преложить того, что уже существует?» (Св. Амврос.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В понедельник, или вторник Фоминой недели совершается поминовение с тем благочестивым намерением, чтобы разделить великую радость Воскресения Христова и с умершими в надежде блаженного воскресения их, радость коего возвестил умершим и Сам Спаситель, когда, сошедши во ад проповедал победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. Поминовение на Фоминой неделе очень древнее: о нем упоминается св. отцами в 4 веке. (Смотр. слово Амврос. Медиол. 64 и 67). Начало торжественного поминовения усопших в вере положено в Новозаветной Церкви благочестивым обычаем творить память мучеников, среди которых погребали в древности умерших. В Дмитровскую субботу поминовение учреждено великим князем Димитрием Донским, в день своего ангела, 1380 году, когда он, после одержанной им победы над татарским ханом Мамаем, в Троицкой обители преп. Сергия совершил поминовение убиенных воинов и заповедал творить оное ежегодно в субботу пред 26 октября. Впоследствии времени в этот день стали творить поминовение не только воинов, но и всех православных христиан. 29 августа совершается поминовение православных воинов, на брани за веру и отечество живот свой положивших, подобно тому, как св. Иоанн Предтеча и Креститель Господень положил главу свою за истину, за обличение в беззаконной жизни царя Ирода. Учреждено оно в 1769 году при императрице Екатерине II во время войны с турками и поляками. Вот сколь велика забота о нас матери нашей Церкви! Печется она о нас, пока мы живем на земле, не оставляет и по смерти. Она знает, как мы небрежны бываем о спасении своей души, как мало заботимся об этом, пока живем, пока возможно принести плоды покаяния, а потому молится о нас и по смерти, молится до тех пор, пока Господь не услышит молитв ее. Возблагодарим же Господа – Бога за то, что мы православные христиане, принадлежим в Церкви православной, по молитвам которой и предстательству св. угодников Божиих мы может спасти свою душу, и будем молить всеблагого Бога, чтобы и отпадшие отвергающие спасительное молитвенное поминовение усопших братий возвратились во двор Отчий, в разум истины пришли, да вси едино будут.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

e. из семени только матери, а не от мужа и жены. " γενμενον π νμον» – этими словами ап. Павел желает сказать, что Господь, благоволив родиться от жены, подчинился закону, как рожденный под законом, и должен был выполнить все требования закона, как всякое другое иудейское дитя мужеского пола. Стих 5. Здесь говорится о цели, ради которой Бог послал Сына Своего, рождаемого от жены, бываемого под законом. «να τος π νμον ξαγορσ, να τν υοθεσαν πολβωμεν». В первом предложении апостол выражается в третьем лице, так как освобождение от закона получили и могли получить одни подзаконные иудеи, а во втором предложении в первом лице (множ. числ.), так как усыновления Богу сподобились все и язычники, и иудеи. »πολβωμεν» – не значит: «снова опять получим», ибо такого усыновления, к такое получают христиане, люди не имели никогда, а древне-теократического, по свидетельству ап. Павла, иудеи никогда и не теряли. Поэтому бл. Августин ошибается, когда указывает на утраченное человеком сыновство в Адаме. Лучше всего понимать это выражение так, что сыновство будет плодом веры в искупительные заслуги Ииуса Христа, так что π равнозначуще латинскому inde (потом, после). Стих 6. сыновних отнощений к Богу на основании опыта самих читателей. Самую фразу: «τι δ στ ιο, ξαπστειλεν (снова тο же ξαπστειλεν, что, и в 4-м стихе, указывающее, что и Дух Св. имел личное бытие ранее видимого сошествия на апостолов в виде огненных языков, и благодатных даров) Θες τ πνεμα το Υο ατο ες τς καρδας μν, κρζον. ββ, πατρ – некоторые переводят так: «так как вы сыны, то Бог…» (Ritschl). Другие (Феофил.; Амврос., Pelag., Koppe, Flatt, Rückert, Schott) переводят τι в значении «что» и находят здесь такую изъяснительного характера мысль: «что вы сыны, это ясно из того, что Бог послал» ... Наконец, третьи (Wieseler) понимают так: «ες κενο, τι (под, Мк.16:14, Ин.2:18; 9:17; 11:51; 16:19 ) – что касается действительности вашего сыновства, Бог «… или: «в том, что вы сыны, Бог послал» … Мы держимся первого перевода, принимая τι за причинный союз – «так как».

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

Глава 28 Зач. 115-е. Воскресение Господа Иисуса Христа. Путешествие мироносиц ко гробу Христову. Подкуп стражи при гробе Христовом Иудеями. Читается в великую субботу на литургии. 1. Въ вечеръ же сббтный вечери же свитающи во сббтъ, магдалина и дрга видти гробъ. По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. В вечер субботний (по прошествии субботы). Суббота была вторым днем после смерти Христовой. Суббота, это седьмой и последний день недели у Евреев, день праздничный (4-я зап.). На рассвете первого дня недели (свитающи во едину от суббот), т. е. новой недели, дня, который со времени воскресения Христова в этот день, называется у нас воскресным. Господь имел воскреснуть в третий день по смерти. Так пророчески было представлено прор. Ионою; так неоднократно предсказывал Сам Господь Своим апостолам; так и совершилось на самом деле. «А как считается воскресение Христово тридневным, узнай, пишется в синаксаре пасхальном; вечер четверга и день пятка, вот сутки, по еврейскому счету. Ночь пятка и день субботний другие сутки. Субботняя ночь и день недельный – третьи сутки. Здесь начало дня принимается за целый день». В каком именно часу последовало воскресение Христово, этого определить нельзя; полагают утром, после полуночи. (Амврос. Медиол.) Мария Магдалина и другая Мария, это те самые жены, о которых говорилось выше. Мария Магдалина, одна из учениц Христовых, и Мария – Пресвятая Матерь Его (27 гл. 56 и 61 ст.). Они первые пришли на гроб Христов, первые и увидели Его воскресшего (9 ст.). «Первее убо воскресение Божией Матери познаваемо бывает, прямо седящей гроба с Магдалиною», пишется в синаксаре. Это и понятно: любящий Мать Свою, Господь первую Ее и утешил, воскреснув из мертвых. «Пресвятая Богородица ближе всех из земнородных была к Господу И. Христу, и сердце её более других было поражено невыносимою сердечною скорбию, когда Она видела на кресте Спасителя мира, по Своему человечеству Ею рожденного и воспитанного, и связанного с Нею самыми тесными кровными узами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Потому-то ангел спешит сказать: не бойся Мариам: обрела бо еси благодать у Бога. И се зачнеши во чреве и родиши Сына, и наречеши имя ему Иисус. Сей будет велий и Сын Вышняго наречется». Св. Амвросий Медиоланский : «Справедливо Она одна называется благодатною: ибо Она Одна удостоилась такой благодати, какой не сподобилась никакая другая (женщина), – восприять в себя Виновника благодати». Бл. Августин: «Говорит архангел: радуйся, благодатная: Господь с тобою. С тобою уже Тот, кто будет в тебе. Чем же заслужила ты, что в тебе воплощается, приемлет плоть, не утрачивая божества, Бог Слово, творец твой, создатель твой, и не твой только, но и неба и земли, всего? Како будете сие, спрашиваешь ты? Пусть отвечает на сие ангел. Скажи мне, ангел, како будет сие Марии? Я уже сказал это, когда рек: радуйся благодатная». Св. Иоанн дамаскин : «Благовестник сказал Деве: радуйся, благодатная: Господь с тобою. Когда же святая Дева в недоумении спрашивала, како будет мне сие, идеже мужа не знаю, то ангел продолжал: Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя: темже и раждаемое от тебе свято, наречется Сын Божий. И Дева сказала ему: се раба Господня, буди мне по глаголу твоему. Итак, по согласии святой Девы, Дух Святой, по слову Господню, возвещенному Ей ангелом, сошел на Нее, очистил Ее, и даровал способность как принять в себя божество Слова, так и родить. Тогда приосенил Ее, как бы божественное семя, Сын Божий, единосущный Отцу, ипостасная Премудрость и Сила вышнего Бога; и из пречистых и девственных Ее кровей образовал Себе начаток нашего состава, плоть, оживленную душею словесною и разумною». Ориген. Бесед. 6 на еванг. от Луки: твор. т. 3, стр. 939. Париж, 1740 г. Св. Амврос. медиол. Толк. на еванг. от Луки: творен. ч. 2, л. 88 на обор. изд. 1516 г. Бл. Августин. Бесед. на рожд. Иоан. Предт. 5: твор. т. 5, ч. 1, стр. 814. 815. Антверпен, 1700 г. Св. Иоан. дамаск. Точн. излож. прав. Вер. кн. 5, гл. 2, стр. 138. 139. Москва, 1844 г. 234 Ориген. Пролог. на кн. Песн. песн.: твор. т.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Это есть существенное условие к тому, чтобы совершенным явиться в деле, к какому кто призван». 105 Руководственные наставления, как учит сообразно возрастам, даются Апостолом в духе семейственном, где глава – отец, и потому заповедуется к старцу относиться как к отцу, к старицам как к матери, а к прочим как к братьям и сестрам. Увещание, уговаривание, упрашивание, вот лучшие семейственные способы нравственного воздействия, а не укоры и строгие замечания, тяжело действующие на почтенных возрастом и возбуждающие к дерзости молодость. «По самому существу дело сие, т.е. слушание замечаний, тягостно, и в особенности когда это случается с престарелым человеком», говорит св. Иоанн Златоуст . «Если же при сем замечания даются юнейшим, то сие бывает втройне несносным. Поэтому и нужно смягчать тяжесть сего кротостию и дружелюбием. Ибо можно обличать без жестокости, если кто захочет навыкнуть сему, только для этого требуется большое благоразумие; однако это возможно. Но как беседы с молодыми женщинами с трудом избегают подозрения, а между тем епископ должен и это делать, то Апостол прибавляет: со всякою чистотою, показывая тем, что говорить с ними надлежит со всякою чистотою. Если же Тимофею заповедует он это, то пусть подумают все другие, каков должен быть епископ, чтобы не подать случая к подозрению, ни даже тени оправдания для тех, которые хотели бы клеветать». «Юных велят Апостол увещевать как братьев (и сестер), с теплотою любви, чтоб видя, что их увещевают из любви, они охотнее исправляли себя, особенно если видят при сем, что у самого наставника дела нисколько не разногласят с его уроками... Ласковостию скорее можно достигнуть того, в чем не всегда успевает авторитетная власть» (Амврос.). О вдовицах Апостол говорит подробно, так как они и их бедные дети были тогда в особливом попечении у всех Церквей. Кроме того, из жен более почтенные как-бы причислялись к клиру (диакониссы) для помощи в раздаянии пособий и оказании других христианских услуг, в особенности по отношению к женскому полу (Деян.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

647 Таким образом, обычай первенствующей Церкви оказывать снисхождение (indulgentiam dare) кающимся совершенно искажен. Вместо того, чтобы только смягчать эпитимии, сокращать время отлучения от св. тайн, он преобразован в средство заменять собою дела благочестия христианского. 649 В то самое время, как латины выдумали сокровищницу сверхдолжных дел, два единоверца их, Дуранд и Франциск Майрон, справедливо говорили против нее; но слова их не принесли, в сожалению, никакой пользы. Беллармин. Прен. прот. современ. еретик, т. 3, стр. 649. Прага, 1721 г. 650 Тем богопротивнее говорить, что заслуги святых входят в сокровищницу в качестве adminiculi или cumuli, чтобы от них была большая честь и слава заслугам Христовым (Перрон. Богосл. чтен. т. 2, стр. 407. Брюссель, 1848 г.). Как будто звезды могут увеличить свет солнечный! 655 Св. Амврос. медиол. О падения девы, посвят. себя Богу, ст. 8: воскр. чтен. год. 18, стр. 462. Киев, 1854–1855 г. 657 Св. Васил. велик. Бесед. на Пс. 48 : твор. ч. 1, стр. 358. 359 и след. Москва, 1845 г. Посему напрасно, чтобы отстоять противную мысль, защитники индульгенций стараются различать в каждом добром деле святых силу заслуги (meriti) и силу удовлетворения (satisfactionis) и затем утверждать, что как заслуги, они служат в пользу только виновнику их (стяжевая ему жизнь вечную), а как удовлетворения – не только ему (удовлетворяя правде Божией за его грехи), но и (если их более, нежели сколько потребно для сего удовлетворения) другим людям (Беллармин. Прен. прот. соврем. еретик. т. 3, стр. 649–652. Прага, 1721 г.). Какую бы силу ни имели добрые дела святых, сами по себе они, как плод их собственного подвижничества, вспомоществуемого благодатию (Гал. 5:22), суть только доказательство их жизни по вере и плоды им вверенного таланта благодати, след. личное достояние самых виновников их (Рим. 2:6, 7; Ефес. 6:8); а что касается других людей, то дела эти служат для них прямою укоризною в неправом образе их жизни (Прем. 5:1–13). Не говорим уже, что при указанном различении силы в делах святых остается не решенным, как могут быть у людей дела удовлетворения правде Божией за других, когда они не в состоянии удовлетворить ей и за самих себя; как могут быть у них хотя бы и такого рода дела сверхдолжные, когда каждый из них, исполнив все повеленное ему, должен почитать себя рабом неключимым (Лк. 17:10), и как такие дела могут пользовать грешникам, когда каждый из них, обратившись от всех беззаконий своих, яже сотворил, сам должен сохранить все заповеди Господни, и сотворить суд и правду и милость, чтобы жизнию пожить и не умереть (Иезек. 18, 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010