На данный момент церкви или часовни имеются при всех тюрьмах и исправительных колониях Грузии. 9 апр. 1991 г. Грузия провозгласила гос. независимость. В 1995 г. было открыто 12 новых епархий, их общее число возросло до 27. Решением Синода ГПЦ к лику святых были причислены груз. писатель и общественный деятель Илия (Чавчавадзе) (1987); Католикос-Патриарх Амвросий (Хелая), архим. Григорий (Перадзе) , прав. Алексий (Шушаниа), пострадавшие во время советской власти священномученики митр. Назарий (Лежава), иереи Симон Мчедлидзе, Герман Джаджанидзе, Иерофей Николадзе, диак. Виссарион Кухианидзе (1995), Гавриил Кикодзе, Католикос-Патриарх Кирион (Садзаглишвили) (2002). Католикосом-Патриархом Илией II были установлены дни празднования грузинского языка (1985), Иверской иконы Божией Матери 28 сент. 1998, списка чудотворной иконы из афонского Иверского мон-ря, написанной на Афоне и привезенной в дар груз. народу. В 1997 г. ГПЦ торжественно отметила 20-ю годовщину со дня интронизации Католикоса-Патриарха всей Грузии Илии II. Указом Президента Грузии Э. Шеварднадзе Его Святейшество был награжден высшей гос. наградой - орденом св. Давида Строителя. Внешнецерковная политика в XX - нач. XXI в. В первые десятилетия после провозглашения автокефалии ГПЦ сношения с Поместными Церквами, не признавшими статуса ГПЦ, а также с иными Церквами и религ. орг-циями за границей практически сошли на нет. К-польский Патриарх Василий III (1925-1929) неоднократно обращался в Совет Католикосата ГПЦ с просьбой о переводе ГПЦ на новый стиль. 5 сент. 1928 г. Временное Церковное Управление ответило согласием, однако это вызвало сопротивление паствы, и Управление было вынуждено отменить решение (Церковный календарь ГПЦ. 1928). В кон. 40-х - 50-х гг. XX в. с установлением молитвенного общения с РПЦ ГПЦ стала активной участницей борьбы за мир во всем мире. Она участвовала в I Всемирном съезде сторонников мира в 1949 г. ( Николай (Ярушевич), митр. На Всемирном Конгрессе//ЖМП. 1949. 5. С. 17-24). В авг. 1950 г.

http://pravenc.ru/text/638558.html

При описи выяснилось, что все предметы находились на месте, а одну из книг и икону Божией Матери унес сам послушник Иоанн и не вернул. Областной суд приговорил его за клевету к 4 месяцам тюремного заключения (Дроеба (Времена). Тифлис, 1878. 93. С. 3-4). Фрагменты росписи на сев. стене зала кафоликона Фрагменты росписи на сев. стене зала кафоликона При Н. с древности существовала монастырская школа, где обучали чтению, пению, письму, церковному типикону, богословским предметам. Особенно высок был уровень обучения пению. В школе получили воспитание мн. церковные деятели, оставившие след в истории ГПЦ. В 1891 г. под рук. архим. Макария в Н. на средства мон-ря была открыта церковная школа, рассчитанная на 20 учеников, учителем был назначен С. Хелсупашвили (Иверия. 1891. 32. С. 2). В XIX в. был осуществлен последний этап реставрационно-строительных работ архитектурного ансамбля Н.: были высечены новые кельи, расписанные вост. мотивами и украшенные архитектурными формами тех времен, проведена реконструкция фортификационной системы мон-ря, построены каменные здания бытового и хозяйственного назначения. В 1898 г. с благословения еп. Горийского Леонида (Окропиридзе ; впосл. католикос-патриарх всей Грузии) казначей Н. иером. Дидим (Микиашвили) обновил и благоустроил для жилья ок. 30 поврежденных от дождей старых келий. Кроме того, в Н. можно было подвизаться в кельях, устроенных в пещерах (ок. 10) (Цнобис пурцели (Новостной лист): Газ. Тифлис, 1899. 849. С. 2). Прот. исп. Полиевкт Карбелашвили, посетивший в 1906 г. Н., писал: «Мы осмотрели комнаты иеромонахов. Видели высеченную комнату, высеченную и обустроенную иеромонахом Рафаилом (Буниатишвили). Здесь наглядна келья, устроенная Иоанном Бодбели (митр. Бодбийско-Сигнахский Иоанн (Макашвили).- Авт.) и замечательная церковь св. Димитрия Солунского. Все это перекрыл деревянной балкой и крышей архимандрит Иоанн (Джорджадзе). Несколько лет назад все это перекрыл железом уважаемый архимандрит Амвросий (Хелая) (исп., впосл. католикос-патриарх.- Авт.) и обезопасил обитателей от дождей» (Тбилисская духовная академия и семинария: Газ.

http://pravenc.ru/text/2564744.html

Среди евр. рукописей следует отметить Лайлашскую Библию, Пятикнижие Моисея X в.- это самый полный список текста из всех существующих в мире подобных рукописей (в б-ках и музеях России (С.-Петербург), Великобритании, Сирии (Халеб) и США); в нем отсутствует всего 15 листов; здесь же хранятся напечатанные на пергамене в Фессалонике т. н. Бретская Библия (1514) и Псалтирь (1522). Среди греч. рукописей наиболее интересны переписанные в IX в. Коридетское Четвероевангелие (Gr. 28) и Четвероевангелие (Gr. 27), в к-ром сохранился лист из Четвероевангелия X в., написанного литургическим унциалом и украшенного экфонетическими знаками. На полях рукописи Коридетского Четвероевангелия помещены приписки на груз. (X-XII вв.) и греч. (XIV-XVII вв.) языках. Сборник сочинений свт. Василия Великого (Gr. 48, XI в.) украшен заставками и инициалами, текст написан строчным письмом. В большом количестве представлены русскоязычные варианты переписки груз. и российских царей и членов царских семей XVI-XIX вв., среди них есть и такие рукописи, грузинские оригиналы к-рых утрачены. В рус. коллекцию также входят поздние церковные рукописи духовного содержания: молитвенник (Ros. 740, XVI в.), Псалтирь (Ros. 735, XVIII в.), сборник речей св. отцов (Ros. 743, XVIII в.), сборник богослужебных песнопений (Ros. 746, XVII-XVIII вв.), сборник песнопений с нотными знаками XIX в. и др. Также здесь хранятся письмо Л. Н. Толстого (автограф) толстовцу Илье Накашидзе, датированное 1 февр. 1905 г. (Ros. 124), рукописные ноты песни П. И. Чайковского «Ночевала тучка золотая» на слова М. Ю. Лермонтова, записанные 5 июля 1887 г. в Боржоми (Ros. 330), неполный текст (отсутствуют часть 3-го действия и 4-е) поэмы «Горе от ума» А. Грибоедова (Ros. 195). В личных архивных фондах общественных деятелей хранятся автографические списки произведений груз. писателей-классиков прав. Илии Чавчавадзе, Акакия Церетели, Важи Пшавелы; личные архивы Католикосов-Патриархов всей Грузии: Каллистрата (Цинцадзе; 1932-1952), сщмч. Амвросия (Хелая) и сщмч. Кириона III (Садзаглишвили), святителей еп. Имеретинского Гавриила (Кикодзе; † 1896), еп. Гурийско-Мингрельского Александра (Окропиридзе; † 1907) и др., а также архивы живших на Кавказе рус. общественных деятелей и ученых, напр., этнографа Е. Г. Вейденбаума, содержащие материалы по истории Кавказа XIX в. Также фонд располагает биобиблиографической картотекой фамилий тех, кто служили на Кавказе в XIX - нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/468825.html

Тб., 2000. 6(18). С. 4). 12 марта 1917 г. в патриаршем соборе Светицховели была самопровозглашена автокефалия ГПЦ. 5 мая настоятель Н. архим. сщмч. Назарий (Лежава) был поставлен настоятелем мон-ря Гелати . Причт выбрал на должность настоятеля Н. игум. Иоанна (Карселадзе), управлявшего мон-рем Зедазени , однако местоблюститель Патриаршего престола еп. Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе) не утвердил его. 23 авг. 1917 г. временно управляющим Н. был назначен архим. исп. Амвросий (Хелая) (НА Грузии. Ф. 1. Д. 505. С. 1-2; Д. 523. С. 1). 8-17 сент. 1917 г. на Первом церковном Соборе ГПЦ был избран католикос-патриарх сщмч. Кирион III (II) (Садзаглишвили) , назначивший настоятелем Н. свое доверенное лицо - иером. Тарасия (Канделаки), с возведением его в сан архимандрита. Н. после 1917 г. В мае 1918 г. меньшевистское правительство Грузии произвело секуляризацию церковного имущества, в результате чего экономическое положение мон-рей и в целом Церкви значительно ухудшилось. 12 нояб. 1918 г. митр. Тифлисский Леонид (Окропиридзе) писал в Католикосский Совет, что архим. Тарасий уже полгода как по своей воле оставил пустынь и никто не знает, где он находится. Братия Н. рассеялась, остались только двое монахов, к-рые на тот момент проживали в с. Хашми. Один из них за неделю до этого приходил к митр. Леониду и жаловался, что жители Хашми отняли у них все монастырское имущество (виноградники, мельницы, дома, скот). Митр. Леонид писал, что ввиду этих обстоятельств он освобождает архим. Тарасия от должности управления мон-рем и просит Совет ходатайствовать о возвращении монастырского имущества. Известно, что на тот момент Н. официально принадлежало в Тифлисском у. 3584 десятины (2779 десятин - пастбища, пашня и др., 695 десятин - непригодные места, десятина - двор мон-ря, 10 десятин - виноградники в с. Хашми) (НА Грузии. Ф. 1. Оп. 1. Д. 343. С. 80-81). Эти земли за Н. утвердила в нояб. 1886 г., при архим. Макарии (Мататашвили), Генеральная комиссия размежевания земель (Иверия. 1886. 264. С. 2). Последний настоятель Н. иером. Михаил (Мандария) приложил все усилия для восстановления в обители монастырской жизни, но это оказалось невозможным. Положение усугубляли неоднократные разбои татар. пастухов и др. грабителей. В 1921 г. груз. историк прав. Евфимий Такаишвили писал о том, что ученые неоднократно обращались в правительство и МВД с просьбой выделить охрану главным церквам и мон-рям Гареджи, разъясняли властям значение Н. и лавры Давидгареджи «не только в религиозном и культурном смысле, но и политическом», писали, что «эти монастыри являются аванпостами грузинской колонии и населения на границе с татарами, и если их не будет, богатое и красивейшее место останется толпе татаров» (Сакартвело (Грузия): Газ. Тифлис, 1921. 34. С. 3-4). Однако меры по сохранению мон-рей приняты не были, в скором времени (до лета 1923) в Н. прекратилось богослужение.

http://pravenc.ru/text/2564744.html

царем Давидом IV Строителем при мон-ре Гелати и широко известная еще в средневековье. Членами новой академии стали видные груз. ученые. Духовные учебные заведения открылись в Кутаиси, Ахалцихе, Батуми (ДС); в Поти, Кварели, Кобулети, Гори, Зугдиди, Цхалтубо (духовные гимназии). В 2007-2008 гг. при Грузинской Патриархии начали работу курсы сестер милосердия, высшее муз. уч-ще для регентов церковных хоров, колледж экологии и озеленения, курсы пчеловодства, школы иконописи, перегородчатой эмали, резьбы по камню и дереву, рукоделия. В 2008 г. при Грузинской Патриархии был основан светский Грузинский ун-т им. св. ап. Андрея Первозванного. С 1999 г. радиостанция Патриархии Грузии «Иверия» ведет передачи на все крупные города страны, к-рые также транслируются по спутнику и Интернету. В 2007 г. Патриархия приступила к вещанию на собственном телеканале «Иверия» (с 2009 «Эртсуловнеба» (Единодушие)). По инициативе И. в годы его предстоятельства были канонизированы мн. святые, прославившиеся как в древности, так и в XIX-XX вв., среди них - прав. Илия Чавчавадзе (канонизирован 20 июля 1987); Католикос-Патриарх Грузии сщмч. Амвросий (Хелая) , сщмч. Назарий (Лежава) и пострадавшие с ним, святители Гавриил (Кикодзе) и Александр (Окропиридзе) , сщмч. Григорий (Перадзе) , прп. Алексий (Шушания), сщмч. Феодор Квелтели (18-19 сент. 1995); родители св. равноап. Нины преподобные Завулон и Сосанна (23 дек. 1996); мч. Цотне Дадиани (26 окт. 1999); сщмч. Кирион III (Садзаглишвили), свт. Зосим Кумурдойский , сщмч. Феодор Ачарели , прп. Иларион Грузин (Канчавели), Кларджетские преподобные отцы и жены , праведные Тбели Абусердидзе и Евфимий Такаишвили (18 окт. 2002); Лазские мученики, исп. Евфимий (Кереселидзе) , Бетанийские преподобные Иоанн (Майсурадзе) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе) (18 авг. 2003); свт. Георгий Чкондидели , митрополиты священномученики Досифей (Церетели) и Евфимий (Шервашидзе) , сщмч. Димитрий Кипиани , царь Имерети св. Соломон II (27 июня 2005); царь мч. Вахтанг III (23 дек. 2005) и др.

http://pravenc.ru/text/389389.html

В 70 годах XX века Грузинская ССР, как и остальные союзные республики, находилась под строго централизованной системой управления. Местное правительство в лице ЦК КП Грузии, Совмина и Верховного Совета Грузии не могло принимать никаких решений без согласования с Москвой. Страна строила так называемый развитой социализм. Главенствующей идеологией являлся марксизм- ленинизм. Те люди, которые помнили 1918–1921 годы, когда Грузия недолго была независимой республикой, даже те, кто находился в эмиграции или спасенные от политических репрессий в 1920–1950 годов, теперь боялись даже мечтать о свободной и независимой Грузии. Политическое руководство Грузии с гордостью заявляло, что в стране было окончательно покончено с так называемым тленным наследием прошлого – религиозным мировоззрением населения. Под давлением новой идеологии вырастали поколения, в памяти которых стиралось историческое прошлое Грузии, ее государственный суверенитет, основы вероисповедания. В школьных и вузовских программах почти не упоминалось о людях, которые в XIX–XX веках боролись за государственную и религиозную свободу своей страны. Народно-освободительное движение XIX века окрестили «социальным движением», а в более поздние годы борьбу за права и чистоту грузинского языка – национализмом. Строгая цензура присутствовала во всех сферах. Но, несмотря на все эти сложные обстоятельства, нарастала критика коммунистического режима, многие в открытую говорили о приоритете национальных интересов. В 60–70-х годах XX века это движение в сторону национального и правового самоопределения советские идеологи и спецслужбы окрестили «диссидентским» или «движением инакомыслящих». Естественно, что для диссидентов изменения, возникшие в Грузинской Церкви с приходом молодого и образованного католикоса, были перспективным и многообещающим явлением, поэтому грузинские патриоты безоговорочно встали на сторону Илии II. Патриарх всей душой был верен национально-освободительным идеалам. Свидетельством этому является хранящийся в патриаршем архиве красиво переписанный еще в студенческие годы текст меморандума, с которым Святейший и Блаженнейший Амвросий (Хелая) в 1922 году обратился к участникам Генуэзской международной конференции 7 . Помимо этого, патриарх в молодости часто вспоминал Католикоса-Патриарха царевича Антония II: «У меня перед глазами встает светлый образ Католикоса-Патриарха Антония II, чувствую скорбную горечь его об осиротевшей Грузии и представляю, как, безнадежно опечаленный, орошал он русскую землю своими горячими слезами» 8 , – писал в своем дневнике иеромонах Илия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. Чеишвили Ист.: Brosset M. Rapports sur un voyage archélogique dans la Géorgie et dans l " Arménie, exécuté en 1847-1848. St.-Pb., 1851. Vol. 3: Atlas du voyage sous les auspices du prince Vorontzof; Такаишвили Е. Синодик царей и католикосов в Никорцминдской рукописи. П., 1939 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей Гос. музея Грузии: Колл. Н/Сост.: Е. Метревели. Тб., 1950. Т. 4 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей Гос. музея Грузии: Рукописи Церк. музея: Колл. А/Сост.: Х. Шарашидзе, Л. Кутателадзе. Тб., 1954. Т. 4 (на груз. яз.); Гюльденштедт И. А. Путешествие... по Грузии/Пер. с нем., исслед.: Г. Гелашвили. Тб., 1962. Т. 1 (на груз., нем. языках); Иевлев А. И. Статейный список посольства в Имеретию 1650-1652 гг., составленный Алексеем Иевлевым/Сост: И. Цинцадзе. Тб., 1969 (рус. текст, груз. пер.); Толочанов Н. Статейный список посла Толочанова в Имеретию 1650-1652 гг./Сост.: И. Цинцадзе. Тб., 1970 (рус. текст, груз. пер.); Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; 4); Бердзнишвили М. Грузинские ист. источники XI в. о соц.-экон. истории Грузии, написанные в Никорцминде. Тб., 1979 (на груз. яз.); Амвросий (Хелая), исп. Путешествие по Рача-Лечхуми//Грузинская лит-ра. Тб., 2011. Т. 12. С. 7-62 (на груз. яз.). Лит.: Иоселиани П. Краткая история Грузинской Церкви. СПб., 1843; Какабадзе С. Н. Законодатель Баграт Куропалат. Тифлис, 1912 (на груз. яз.); он же. История Грузии: Эпоха нового времени (1500-1810). Тифлис, 1922 (на груз. яз.); Такаишвили Е. Еще одна работа златоваятеля Мамне//Моамбе (Вестник)/АН Груз. ССР. Тб., 1949. Т. 10. Вып. 6. С. 385-388 (на груз. яз.); Аладашвили Н. Рельефы Никорцминды: О фасадной скульптуре в средневек. Грузии. Тб., 1957 (на груз. яз.); Беридзе В. Никорцминда. Тб., 1959 (на груз. яз.); Берадзе Т. Рача. Тб., 1983 (на груз. яз.); Беридзе В. Церковная архитектура Грузии XVI-XVIII вв. Тб., 1994 (на груз. яз.); Вачридзе Г. Временное управление Имерети. Кутаиси, 1999 (на груз. яз.); Вирсаладзе Т. Фресковая роспись в ц. Архангелов села Земо Крихи// она же. Избранные труды. Тб., 2007. С. 25-94; Вардосанидзе С. Архиереи Грузии: XX-XXI вв. Тб., 2010 (на груз. яз.); Мурусидзе М. Церковная жизнь Рачи в XI - 2-й четв. XX в.: Никорцминдская епархия, Челишский мон-рь: Дис. Кутаиси, 2010 (на груз. яз.); Метревели Р. Рача. Тб., 2013 (на груз. яз.); Гаприндашвили Б. Никорцминдские архиереи в 1534-1822 гг.//Гулани/Гос. ун-т Самцхе-Джавахети. Ахалцихе, 2014. С. 141-162 (на груз. яз.); он же. Рача-Имеретинские епископства. Тб., 2015 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2577595.html

Жития Н. синаксарные редакции: ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 351–355; редакция еп. Леонтия Мровели: Леонтий Мровели, еп. Мокцеваи Картлисай [Обращение Картли св. Нино]//КЦ. 1955. Т. 1. С. 72–138; он же. То же [Обращение Картли св. Нино]/Пер. с древнегруз., коммент.: В. Г. Ахвледиани//Картлис цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 44–69, 72–73. На рус. яз.: Василий (Преображенский), еп. Св. равноап. Нина просветительница Грузии. СПб., 1895; Житие св. равноап Нины, просветительницы Иверии (Грузии). Од., 1896, 18992, 19023; Житие св. Нино/Сост.: К. Цхададзе, О. Голиадзе. Тб., 1990; Житие св. равноап. Нины/Сост.: М. Чхаидзе; пер. на рус. яз.: А. Мемарнишвили. М., 2014. Ист.: Такаишвили Е. Три ист. хроники: «Мокцеваи Картлисай», «О жизни Багратионов» Сумбата и «Хроника Месхетской Псалтири». Тифлис, 1890 (на груз. яз.); Новый вариант «Жития св. Нины»/Сост.: Е. Такаишвили. Тифлис, 1891 (на груз. яз.); Описание рукописей б-ки Об-ва распространения грамотности среди груз. населения. Тифлис, 1912. Т. 2. Вып. 1-4; Амвросий (Хелая), исп. Челишский вариант «Мокцеваи Картлисай»//Древняя Грузия. Тифлис, 1909. Т. 1. С. 1-29 (на груз. яз.); Кипшидзе И. Грузинская древнелит. хрестоматия с древнегруз.-рус. словарем. Пг., 1918; Кубанеишвили С. Челишская редакция «Мокцеваи Картлисай»//Шромеби (Труды)/ТГУ. Тб., 1940. Вып. 12. С. 91-101 (на груз. яз.); Имнаишвили И. Симфония-словарь к груз. Четвероглаву. Тб., 1949. Т. 2 (на груз. яз.); Георгика: Сведения визант. писателей о Грузии/Тексты с груз. переводом издали и примеч. снабдили А. Г. Гамкрелидзе и С. Г. Каухчишвили. Тб., 1961. Т. 1 (на груз. яз.); Шатбердский сб. X в./Сост.: Б. Гигинеишвили, Е. Гиунашвили. Тб., 1979 (на груз. яз.); Мовсес Хоренаци.История Армении/Пер. с древнеарм., введ., примеч.: Г. Саркисян. Ер., 1990; Руфин Аквилейский.Церковная история// Тюленев В. М. Рождение лат. христ. историографии: С прил. пер. «Церковной истории» Руфина Аквилейского. СПб., 2005. С. 230-284. Лит.: Кекелидзе К. Автор «Жития Нино», редакций «Мокцеваи Картлисай»// Он же.

http://pravenc.ru/text/2577665.html

Ист.: Dubois de Montp é reux F. Voyage autour du Caucase, chez les Tcherkesses et les Abkhases, en Colchide, en Géorgie, en Arménie et en Crimée. P., 1839. Vol. 2; Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie, exécuté en 1847-1848. St.-Pb., 1851. Vol. 12: Atlas du voyage sous les auspices du prince Vorontzof; Переписка на иностранных языках груз. царей с российскими государями от 1639 по 1770 г./Сост., предисл.: М. И. Броссе. СПб., 1861; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства//ЗОЛКА. 1875. Т. 1. Кн. 2. С. 113-114; Пурцеладзе Д. Грузинские церковные гуджари (грамоты). Тифлис, 1881; Село Никорцминда//Иверия. Тифлис, 1889. 174. 7 авг. С. 1 (на груз. яз.); Кондаков Н. П. Опись памятников древности в некоторых храмах и мон-рях Грузии/Груз. надписи прочтены Д. Бакрадзе. СПб., 1890; Моарули. Село Никорцминда: Рачинский у., 23 авг.//Иверия. 1891. 190. 7 сент. С. 3 (на груз. яз.); Хаханашвили А. Гуджары. Кутаиси, 1891 (на груз. яз.); Кутателадзе А. Село Никорцминда//Моамбе (Вестник). Тифлис, 1894. 7. Ч. 2. С. 45-61 (на груз. яз.); Уварова П. Христианские памятники//МАК. 1894. Т. 4. С. 127-140; Мерквиладзе С. Письмо из Рачи//Иверия. 1902. 211. 5 окт. С. 2-3 (на груз. яз.); Какабадзе С. Н. Церковные грамоты Зап. Грузии. Тифлис, 1921. 2 т. (на груз. яз.); Такаишвили Е. Синодик царей и католикосов в Никорцминдской рукописи. П., 1939 (на груз. яз.); он же. Археологическое путешествие в Рачу в 1919 и 1920 гг. Тб., 1963 (на груз. яз.); Амвросий (Хелая), исп. Путешествие по Рача-Лечхуми//Грузинская лит-ра. Тб., 2011. Т. 12. С. 7-62 (на груз. яз.); Описание рукописей. Тб., 1953. Т. 1/Сост.: Е. Николадзе (на груз. яз.); История и восхваление венценосцев//КЦ. 1959. Т. 2. С. 1-114; он же. То же//Картлис цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 243-302; Какабадзе С. С. Груз. документы Ин-та народов Азии АН СССР. М., 1967; Иевлев А. Статейный список посольства в Имеретию 1650-1652 гг., составленный Алексеем Иевлевым/Сост.: И. Цинцадзе. Тб., 1969 (рус. текст, груз. пер.); Толочанов Н. Статейный список посла Толочанова в Имеретию 1650-1652 гг./Сост.: И. Цинцадзе. Тб., 1970 (рус. текст, груз. пер.); Грузинские док-ты IX-XV вв. в собр. Ленинградского отд-ния Ин-та востоковедения АН СССР/Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Корпус груз. ист. док-тов/Сост.: Т. Енукидзе, В. Силогава, Н. Шошиашвили. Тб., 1984. Т. 1 (на груз. яз.); Гюльденштедт И. А. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг./Пер. с нем.: Т. К. Шафрановская. СПб., 2002; Каухчишвили Т. Корпус греч. надписей Грузии. Тб., 2004 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2577593.html

Нам нужно было снять все места в Грузии, связанные с именем святого. И хочу особо отметить: несмотря на тяжелое военное и экономическое положение в стране в то время, нам очень помогали. Так что нам удалось отснять всё, что нужно. Мы вернулись в Польшу и в тот же год по тому же гранту смогли поехать снимать в Германию и во Францию, в Париж. Выходило всё очень удачно. Материал был смонтирован, потом один из польских каналов показал наш фильм. Фильм позже увидели и в Грузии, и в Германии, и в России. Это ценное свидетельство о жизни святого. О нем знали в ученом мире, о нем знали богословы, а теперь о нем могут узнать все. Между прочим, католические патрологи святого Григола считают и своим покровителем, несмотря на то, что он был православным священником. В католической прессе напечатали информацию о его канонизации, на всех конференциях показывали фильм о нем. – Как проходила канонизация святого Григола (Перадзе)? Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от этого торжества.    Светицховели      – Можно сказать, что первое впечатление было в аэропорту – когда узнал, что через три дня состоится торжество прославления. Надо сказать, что Патриархия Грузии отправила письмо в Польшу за два месяца до этого славного события, приглашала владыку Василия, который был учеником святого Григола. Но письмо где-то потерялось, а другой связи не было из-за военного положения. Так что первые же минуты пребывания в Грузии были для нас такой неожиданной радостью – узнать, что будет канонизация и Святейший Илия приглашает нас на открытие заседания Священного Синода, затем на торжественную службу прославления святого Григола (Перадзе). Но Священный Синод – внутреннее дело Грузинской Православной Церкви, мы побывали только на открытии заседания, а потом поехали снимать во Мцхету – древнюю столицу Грузии – и в Тбилиси. Святейший не мог говорить, не сдерживал слез – и весь храм плакал… Это трудно передать. Ведь даже хор не мог петь… А сама служба прославления! Это было очень волнующее событие. Ведь на той же службе прославлялся и патриарх Амвросий (Хелая), принявший мученическую смерть. Собственно, служба с его прославления и начиналась. Читали житие патриарха-мученика. Святейший дал мне очень хорошего переводчика, который переводил мне рассказ об этом страшном периоде грузинской истории. Потом патриарх Илия прочитал формулу канонизации. Святейший не мог говорить, не сдерживал слез – и весь храм плакал… Это трудно передать. Ведь даже хор не мог петь… Слова, которые обычно произносятся за полторы минуты, говорились 10 минут… Я понимаю чувства Святейшего Илии, ведь он наследовал и патриарху Амвросию, и иным, которым пришлось жить в безбожное время.

http://pravoslavie.ru/88355.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010