Исп. Амвросий (Хелая) в своем соч. «Путешествие по Рача-Лечхуми» упоминает рукопись, принадлежавшую этой церкви. Это был дефектный манускрипт (145 л.; отсутствовали начальные 99 листов и переплет), содержавший Типик груз. Иверского монастыря на Афоне; Житие прп. Георгия Святогорца ; Житие Петра Ивера ; гомилию свт. Иоанна Златоуста «О Втором пришествии»; Покаянный канон; сочинение Арсения Сапарского «О разделении Грузии и Армении». В колофонах к рукописи сохранились сведения о переписчиках: Амвросии (посланник атабега Самцхе Мзечабука Джакели († 1516) на Афон) и Димитрии ( Амвросий (Хелая). 2011. С. 401-406; Такаишвили. 1963. С. 67-70; Бочоридзе. 1994. С. 72-74, 128-130). Храм Баракони в с. Цеси. 1753 г. Строительством церквей занимались и князья Цулукидзе. Церковь во имя Спасителя в Хотеви (ок. 8×5 м), согласно строительной надписи над зап. входом, была возведена кн. Мерабом I Цулукидзе в короникон 364 (т. е. в 1676 г.) и покрыта росписью; князь также внес в церковь в качестве дара иконы, кресты и книги. Церковь была разрушена в 1924 г. Надпись над юж. входом представляла собой 16-строчную оду (каждая строка содержала 16 слогов), посвященную деяниям кн. Мераба I. В нижнем ряду сев. и юж. стен церкви находились портреты ктиторов, около алтарной преграды был изображен некий Николай Донадзе. Над этими фигурами была помещена строительная надпись кн. Мераба I, аналогичная надписи на фасаде. В церкви хранилась икона Божией Матери с Младенцем (24×17 см), лицевая сторона была окована серебром и украшена 10 драгоценными камнями. На полях по бокам помещались изображения заказчиков - Ломкаца Церетели и его супруги Елены (по другим источникам неизвестны), на верхнем поле - изображения Спасителя, архангелов (под Спасителем) и поясные фигуры святых, на нижнем - дарственная надпись заказчиков, выполненная письмом мхедрули. В новой церкви в Хотеви (2-я пол. XIX в.) хранились 2 иконы св. Архангелов: кованная серебром (10×7,4 см) с надписью мхедрули Утрут и Меденты на оборотной стороне; сребропозлащенная (11×9 см) без надписи.

http://pravenc.ru/text/2577595.html

Служение проходил в различных местах Грузии и России. В 1915 году стал епископом Полоцким и Витебским. В августе 1917 года по собственному прошению был уволен от дел управления епархией и вернулся в Грузию, где в сентябре был избран Католикосом Грузии. 1 октября 1917 года состоялась интронизация. Скончался в июне 1918 года. Оставил о себе добрую память многими церковно-историческими трудами, посвященными исследованию истории Грузинской Церкви. 2. Преемником Католикоса-Патриарха Кириона в октябре1918 года был избран епископ Гурийско-Мингрельский Леонид(Окропиридзе) (f!921). Он родился в 1861 году недалеко от Тифлиса в благочестивой христианской семье. Во время учебы в Киевской Духовной Академии (окончил в 1888 г.) принял монашество и был рукоположен во иеромонаха. После окончания Академии был назначен инспектором училищ «Общества восстановления православного христианства на Кавказе», а затем занимал различные церковные посты в Грузии до 1898 года, когда был хиротонисан во епископа Горийского. В 1908 году стал епископом Гурийско-Мингрельским. В марте 1917 года в качестве местоблюстителя Католикоса возглавил Временное Управление Грузинской Церкви до избрания Католикоса Кириона. Патриарх-Католикос Леонид известен православным грузинам как публицист и миссионер. 3.Третьим Католикосом-Патриархом Грузии с добавлением к титулу «архиепископ Мцхетский и Тифлисский» был Амвросий(Хелая). Родился в 1861 году. После окончания Тифлисской Духовной Семинарии (1885) служил священником в Грузии, а в1901 году окончил Казанскую Духовную Академию. Будучи студентом третьего курса Академии, принял монашество. Служение Церкви проходил как в Грузии, так и в России. Во епископа Чкондидского хиротонисан в октябре 1917 года. Став в 1921 году Католикосом, Амвросий занял недоброжелательную позицию как поотношению к русским приходам в Грузии, так и вообще к русским. Это вызвало недовольство иначе настроенного духовенства, и в1926 году на совещании духовенства и мирян в Кутаиси Католикос Амвросий был устранен от дел управления, хотя имя его и продолжали поминать в храмах.

http://sedmitza.ru/lib/text/441201/

В 1922-1923 гг. в Грузии в общей сложности было закрыто ок. 1200 церквей, церковные сокровищницы разорены, сожжены мн. рукописи (Мацне: Сер. истории. Тбилиси, 1979. 1. С. 72). 10-19 марта 1924 г. в здании Тифлисского рабочего театра по обвинению в измене советской власти и в предательстве интересов груз. народа был проведен показательный судебный процесс над членами Совета Католикосата во главе со сщмч. Амвросием. Выступили обвинители от имени народа, были опубликованы статьи, порочащие первоиерарха и архиереев. Католикос-Патриарх отвечал на суде, что «…если власть признает самоопределение наций, тогда... почему мне вменяется в вину защита свободы Церкви и нации… я выполнил свой долг... кара, назначенная мне за защиту свободы родной Церкви и нации... станет венцом того креста, который я несу всю жизнь» ( Амвросий (Хелая), Католикос-Патриарх. Я выполнил свой долг. 1983. С. 89). Большевистский суд приговорил Католикоса-Патриарха к 7 годам лишения свободы, к различным срокам заключения были приговорены и др. члены Совета Католикосата. В авг. 1924 г., после подавления антибольшевистского восстания, репрессии распространились и на духовенство. 27 авг. 1924 г. решением «чрезвычайной тройки» ГПУ за освящение церкви в с. Симонети были расстреляны вернувшийся из заключения Кутаисский митр. сщмч. Назарий (Лежава), иереи священномученики Герман (Джаджанидзе), Иерофей (Николадзе) и Симон (Мчедлидзе), диак. сщмч. Виссарион (Кухианидзе). 21 нояб. 1924 г. был издан декрет «О регистрации религиозных обществ». В марте 1925 г. Патриарх Амвросий и арестованные вместе с ним члены Совета Католикосата были освобождены. В 1926 г. в Кутаиси состоялось инспирированное советской властью собрание груз. духовенства и мирян, где обсуждались контакты сщмч. Амвросия с шовинистскими и меньшевистскими группами, что мешало, по мнению «прогрессивной» части духовенства, развитию и нормализации положения ГПЦ. Постановлением собрания за сщмч. Амвросием был оставлен титул Католикоса-Патриарха, но от управления Церковью он был отстранен.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Архиепископ Алексий II Молчанов………1913–1914 Архиепископ Питирим Окнов………………….1914–1915 Архиепископ Платон Рождественский………1915 –1917 Католикосы-Патриархи Кирион III (Садзаглишвили)………………………1917 –1918 2 . Леонид (Окропиридзе)……………………………..1918 –1921 3 . Амвросий Хелая………………………………………1921 –1927 4 . Христофор II (Цицкишвили)…………………….1927 –1932 5 . Каллистрат (Цинцадзе)………………………………1932–1952 6 . Мелхиседек III (Пхаладзе)…………………………1952 –1960 7 . Ефрем II (Сидамонидзе)……………………………….1960–1972 8 . Давид V (Девдариани)……………………………..1972 –1977 9 . Илия II (Шиолошвили)………………….. с 25 декабря 1977 (интронизация) Библиография к главе I «Грузинская Православная Церковь» На русском языке Агабабян Р. Я. Композиция купольных сооружений Грузии и Армении. Ереван, 1950. Алексий, митроп. Речь Святейшему Католикосу-Патриарху всея Грузии Давиду V после его интронизации в Мцхетском соборе//ЖМП. 1972. Амираношвили Ш. Я. История грузинского искусства. М., 1963. Аристин. К вопросу реорганизации Грузинской Церкви//" Духовный Вестник Грузинского Экзархата». 1906. Арсений, архим. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1879 г. СПб., 1880. Бакарадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства. Тифлис, 1875. Баратов Сулхан, кн. История Грузии. Тетрадь I. Древняя история. СПб., 1865. Тетрадь II. История средних веков (от принятия христианства до нашествия аравитян). СПб., 1871. Тетрадь III. История средних веков (от нашествия аравитян до освобождения от владычества сельджуков). СПб., 1871. Тетрадь IV -V. История средних веков (от владычества сельджуков до нашествия монголов). СПб., 1871. Берзенов Н. Католикос Антоний I и его похвальное слово в честь знаменитых мужей Грузии. Тифлис,, 1855. Вахуштий. История Грузии. Тифлис, 1885. Волнянский Никита. Святая равноапостольная Нина – просветительница Грузии//ЖМП. 1947. B. C. Материалы к вопросу о церковном управлении Грузии//" Прибавления к Церковным Ведомостям». 1906. Сказание о св. ап. Симоне Кананите, об основании Ново-Афонской обители в Абхазии, на Кавказе и о некоторых знамениях над сею обителью. Одесса, 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В 1918 г., после роспуска учеников, в М., чтобы ухаживать за прп. Алексием, переехали подвизавшиеся в мон-ре Теклати двоюродные сестры и духовные чада преподобного схимонахини Фавста (Шушания) и Акепсима (Шушания) ( Шио (Муджири). 2015. С. 159). Прп. Алексий пользовался духовным авторитетом также и у иерархов ГПЦ и известных общественных и церковных деятелей, среди которых - экзарх Грузии архиеп. Алексий (Опоцкий), еп. Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропиридзе), католикос-патриарх всей Грузии исп. Амвросий (Хелая) , прот. Каллистрат Цинцадзе (впосл. католикос-патриарх всей Грузии), церковный историк Ф. Жордания , писатели Д. Мегрели и Ш. Н. Дадиани, окружной епархиальный наблюдатель прот. сщмч. Иоанн Восторгов и др. ( Восторгов. 1903. С. 31; Шушания. 2002. С. 8; Преподобный Алексий и его обитель. 2006. С. 362; Шио (Муджири). 2012. С. 11-19). О почитании прп. Алексия со стороны католикоса-патриарха всей Грузии исп. Амвросия (Хелаи) говорит письмо предстоятеля Церкви от 14 янв. 1922 г., адресованное прп. Алексию, в к-ром он благодарит преподобного за поздравления и отмечает: «По произволению Господа мне дан тяжкий крест, и поэтому особо нуждаюсь в Ваших молитвах. Надеюсь, что Ваши молитвы облегчат мою ношу и сделают плодотворными мои труды» (Преподобный Алексий и его обитель. 2006. С. 355, 356). Признанию духовного авторитета прп. Алексия способствовали его произведения на религиозные и актуальные общественные темы, издаваемые в виде брошюр, часто бесплатно распространяемых, такие как «Духовные письма и рассуждения», «Краткое пособие для монашествующих», «Поучения иеромонаха-затворника Алексия», «Единство и Церковь», «Народ и Церковь», «Жизнеописание преподобного отца схим. Онисифора, отшельника и пустынника» и др.; издавались также сборники его стихов. Сотрудничал прп. Алексий с периодическими церковными и светскими изданиями, такими как «Мцкемси» (Пастырь), «Шинаури сакмееби» (Дела домашние) и др. ( Шушания. Жизнеописание. 2006. С. 7-10). Почитание прп. Алексия продолжалось и в годы начавшихся в Грузии гонений на Церковь. Так, ок. 1921-1922 гг. в г. Сенаки распространился слух о том, что его убили. Согласно сведениям схим. Фавсты (Шушании), торговцы на базаре, бросив свой товар, с криками побежали в М., находившийся на расстоянии ок. 2,5 км. Толпа людей требовала от насельниц, чтобы им позволили увидеть преподобного. Разошлись лишь после того, как прп. Алексий выглянул из окна своей кельи (Рассказ послушницы Зои (Шушании) и мон. Нины (Шушании) со слов схиигум. Фавсты (Шушании) от 5 мая 2013//Личный архив митр. Шио (Муджири)). 25 июля 1922 г. в М. произошло изъятие церковных ценностей (ЦГИАГ. Ф. 284. Оп. 1. Л. 96). Преподобный, чтобы защитить основанную им обитель, еще в 1921 г. написал завещание, к-рое помогло уберечь М. в годы гонений.

http://pravenc.ru/text/2562970.html

В 2000 г. Грузию посетил папа Римский, к-рый встретился с президентом страны и Католикосом-Патриархом. Значительное внимание ГПЦ уделяла связям с творческой интеллигенцией и учеными. Так, благодаря усилиям Католикоса-Патриарха Илии в 1978 г. Грузию с офиц. визитом посетил губернатор Афонской Горы проф. Иоанн Цамис, к-рый на встрече с учеными выразил готовность передать Грузии микрофильмы груз. рукописей, хранящихся в Иверском мон-ре на Афоне; микрофильмы груз. рукописей также были присланы из Ватикана (хранятся в Ин-те рукописей Корнелия Кекелидзе). В Грузинской Патриархии стали проходить встречи ученых, где обсуждались религ. и культурные проблемы страны. В янв. 1979 г. на заседании ВСЦ в столице Ямайки Кингстоне Католикос-Патриарх Илия II был избран одним из президентов ВСЦ. В сент. 1980 г. Тбилиси посетил генеральный секретарь Конференции европейских Церквей (КЕЦ) д-р Глен Виллибс. ГПЦ регулярно принимала участие в конференциях, проводимых под эгидой ВСЦ. Католикос-Патриарх Илия II как один из президентов ВСЦ неоднократно посещал Женеву, что способствовало углублению контактов с англикан., протестант., Армянской апостольской и Коптской Церквами. Однако, считая неприемлемым для ГПЦ нек-рые тенденции, возобладавшие в ВСЦ в 90-х гг., Синод ГПЦ на заседании 20 мая 1997 г. принял решение об отказе ГПЦ от участия в экуменическом движении и о выходе из ВСЦ и КЕЦ. ГПЦ сохраняет дружественные отношения с неправосл. Церквами. Так, с офиц. визитами Грузию посетили папа Римский Иоанн Павел II, Католикосы всех армян Гарегин I и Гарегин II, архиеп. Кентерберийский Джордж Кери. Арх.: Ф. Кириона II (Садзаглишвили)//Архив Грузинской Патриархии; Ф. Католикоса-Патриарха Амвросия (Хелая)//Архив Грузинской Патриархии; Ф. Католикоса-Патриарха Ефрема II (Сидамонидзе)//Архив Грузинской Патриархии; Ф. Карбелашвили П. Г. 1462)//ЦГИАГ; Ф. Католикоса-Патриарха Леонида (Окропиридзе) 1461)//ЦГИАГ; Ф. Католикоса-Патриарха Кириона II (Садзаглишвили) 1458)//ЦГИАГ; Ф. Католикоса-Патриарха Кириона II (Садзаглишвили)//Архив Кекел.; Ф.

http://pravenc.ru/text/638558.html

в кн.: Скурат. ИППЦ. 1994. Т. 1. С. 55-59). На послание свт. Тихона спустя 1,5 года (5 авг. 1919) ответил Католикос-Патриарх Грузии Леонид (Окропиридзе) (послание 3949), указавший на незаконность и насильственность упразднения автокефалии ГПЦ в 1811 г. светской властью (Послание Святейшего Леонида, Католикоса-Патриарха всея Грузии, к Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси (5 авг. 1919 г.). Тифлис, 1920). Для руководства негруз. приходами 10 июля 1917 г. в Грузии был учрежден Кавказский Экзархат РПЦ, просуществовавший до 21 февр. 1920 г. (см. в ст. Грузинский Экзархат РПЦ ). Политическая обстановка 1917-1922 гг. осложняла развитие отношений ГПЦ с РПЦ и гражданской властью. 27 июня 1918 г. в патриаршей резиденции в Марткопском мон-ре был убит Католикос-Патриарх Кирион. 24 окт. 1918 г. Католикосом-Патриархом Грузии был избран Леонид (Окропиридзе). В результате этих событий было прекращено молитвенно-каноническое общение ГПЦ с РПЦ. Разрыв продолжался до 1943 г. Н.Т.-М. Грузинская Церковь в 1921-1941 гг. 25 февр. 1921 г. Красная Армия вошла в Тифлис и в Грузии была установлена советская власть. Сразу же по обвинению в агитации против советского правительства и в сокрытии гос. имущества был арестован митр. Кутаисско-Гаенатский сщмч. Назарий (Лежава) , 23 февр. вывезший все драгоценные предметы церковной утвари кафедральных соборов Светицховели и Тифлисского Сиони в Кутаиси. Суд приговорил митрополита к высшей мере наказания (расстрелу), однако впосл. приговор был заменен заключением с конфискацией личного имущества. Декретом 21 Ревкома Грузии от 15 апр. 1921 г. ГПЦ была лишена статуса юридического лица. К этому моменту в ГПЦ насчитывалось 1450 действующих церквей и 25 мон-рей, 1600 священнослужителей. 27 июля 1921 г. во время эпидемии умер Католикос-Патриарх Леонид (похоронен в тифлисском Сионском кафедральном соборе). Совет Католикосата предложил на пост Предстоятеля ГПЦ кандидатуру митр. Сухумско-Чкондидского сщмч. Амвросия (Хелая) . 15 сент. 1921 г. в Гелатском мон-ре состоялся III Церковный Собор, избравший митр.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Другие Православные Поместные Церкви, как и Русская, также не признали самочинную грузинскую автокефалию, в частности Патриархи Константинопольский Герман V и Антиохийский Григорий IV призвали грузин послушаться Патриарха Тихона. Но обращения Восточных Патриархов также не возымели должного действия. В августе 1919 г. Католикос-Патриарх Леонид (Окропиридзе) выпустил открытое послание с ответом на письмо Патриарха Тихона, в котором оправдывал восстановление автокефалии Грузинской Церкви незаконностью ее упразднения светской властью в 1811 г. 414 Таким образом, взаимоотношения Грузинской Церкви с Русской, равно как и с другими Поместными Церквами, зашли в тупик. Впрочем, вскоре Фанар стал искать свой интерес на грузинском направлении и в ноябре 1919 г. отрядил туда своего эмиссара – митрополита Трапезунтского Хрисанфа (Филиппидиса), который в июле 1920 г. сообщил в Стамбул, что, по его мнению, «исключительно примирительное вмешательство первенствующей Константинопольской Церкви... поможет устранить расхождения между Русской и Грузинской Церковью и убедить святейший Российский Синод признать восстановление... автокефального статуса Грузинской Церкви» 415 . (Впоследствии «исключительно примирительное вмешательство» Фанара проявилось в том, что он стал числить Грузинскую Церковь автономной в своей собственной юрисдикции, с чем грузины, разумеется, категорически не соглашались.) Раскольники-обновленцы, коль скоро они стали претендовать на то, что являются законными представителями Православной Российской Церкви, рано или поздно должны были обратиться к грузинскому вопросу. На съезде «Живой Церкви» 1922 г. и на обновленческом «Поместном Соборе» 1923 г. он еще не затрагивался. Между тем в 1923 г. в Грузинской Церкви был произведен переворот, отчасти аналогичный обновленческому перевороту 1922 г. в Церкви Русской. Католикос-Патриарх Амвросий (Хелая), допустивший ряд преступных, с точки зрения советской власти, политических выступлений, был заключен под домашний арест, а церковная власть перешла в руки новоучрежденного ВЦУ под председательством возглавлявшего местную просоветскую «Группу обновления и реформ» епископа Христофора (Цицкишвили).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За то же светское несоответствующее высоте священного сана поведение Синод перемещал его с кафедры на кафедру и, наконец, он водворился в Пензенской и Саранской епархии, уволенный с Донской и Новочеркасской кафедры по жалобе Наказного атамана войска Донского 1013 . Последней епархией «салонный архиерей» управлял самочинно, не подчиняясь Синоду, за что, а больше за распущенный образ жизни был судим 50 епископами Поместного Собора 19171918 гг. и лишен сана 1014 . —565— В 1892 г. митрополитом Антонием был пострижен в МДА явно душевнобольной, вследствие неудачи пострижения вернувшийся с Афона, где был послушником 5 лет, небезызвестный Серапион Машкин. Покровительствуемый митрополитом, он дослужился до архимандрита Знаменского монастыря и нередко срывался, впадая в сильные запои. Во время очередного приступа хронического недуга он не мог даже встретить Государя и был уволен в 1900 году на покой. Не прибавляет славы «Великому Авве» в когорте его постриженников целый полк преосвященных, будущих церковных раскольников и сепаратистов. Это такие раскольники, как обновленческий митрополит Евдоким (Мещерский), старообрядческие епископы Андрей (Ухтомский) и Михаил (Семенов); сепаратисты: митрополит Варшавский Дионисий (Валединский), митрополит Минский Пантелеймон (Рожновский), архиепископ Подольский Пимен (Пегов), католикос-патриарх Грузии Амвросий (Хелая), архиепископ Батумский Давид (Качахидзе) и др. Митрополит Сергий (Ляпидевский) предупреждал уже тогда в 90 гг. молодого ректора МДА: «Вы распложаете монахов, но из них есть такие, о которых говорят дурное» (с. 87 работы). Может быть, прав протопресвитер Шавельский, упрекавший Антония за то, что он в монашестве видел таинство, творящее чудеса, самое немощное – врачующее и оскудевающее сверх всякой меры – восполняющее» 1015 . К.П. Победоносцев с ужасом смотрел на чрезмерное умножение ученого монашества и не раз повторял: «Ох, уж эти монахи! Погубят они Церковь !» Вместе с нетребовательностью к кандидатам в монашество Антоний проявлял, по словам профессора Казанской духовной академии К. Харламповича , «необъятную снисходительность и доброжелательство» к академическим занятиям студентов: «Он принял в Академию и выпустил много лиц, недостойных звания кандидата богословия, равно как и низ-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Моквский омофор Был широко известен в научных кругах и являлся, очевидно, произведением искусства. Жордания считал, что этот предмет облачения был изготовлен в нач. XV в. ( Жордания. 1902. С. 4), Б. Хорава - в нач. XVI в. ( Хорава. 2001. С. 111-119). Омофор долгое время хранился в Илори. В 1902 г. архим. исп. Амвросий (Хелая ; католикос-патриарх Грузии в 1921-1927) привез его в Тифлис и передал Жордании (место хранения неизв.). Омофор имел в длину ок. 4 м и был покрыт золотым, серебряным и цветным шелковым шитьем с изображением двунадесятых праздников, снабженных надписями асомтаврули (в одном случае - греч. надписью), украшен жемчугом и драгоценными камнями. Справа помещены композиции «Сретение Господне» с прор. Анной; Пресв. Богородица из композиции «Благовещение Пресв. Богородицы» (ее фигура окружена 205 мелкими жемчужинами); «Рождество Христово» с 13 фигурами (нимбы украшены 63 крупными и 29 мелкими жемчужинами); «Вход Господень в Иерусалим» (нимб украшен 26 крупными жемчужинами); «Сошествие во ад» (нимб Христа украшен 37 жемчужинами); «Сошествие Св. Духа на апостолов». В левой части омофора расположены сцены: «Крещение Господне» (нимб Христа украшен 11 жемчужинами); арх. Гавриил из композиции «Благовещение Пресв. Богородицы» (нимб украшен 29 жемчужинами); 2 изображения Христа (украшены 584 малыми и крупными жемчужинами и рубином) со святыми, пояснительные надписи стерты; «Преображение Господне»; «Воскрешение Лазаря»; «Распятие Господне»; «Вознесение Господне»; «Успение Пресв. Богородицы». Почти все сцены сопровождаются душеспасительными надписями разных исторических лиц, напр. архиеп. Моквско-Драндского Илии (под «Преображением Господним»), эриставт-эристава и мандатуртухуцеси Мамии Дадиани и его супруги Елены (под «Сошествием Св. Духа на апостолов»), эриставт-эристава Липарита Дадиани и его супруги царицы Тамар ( Жордания. 1902. С. 3-4). Г. Чеишвили Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 184. Д. 2227: Об учреждении в селе Моквах Сухумской епархии жен. общежительного мон-ря с наименованием Моквским Успенским, 1903-1906 гг.

http://pravenc.ru/text/2564014.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010