Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НАЗАРИЙ (ЛЕЖАВА) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Назарий (Лежава) Митр. Назарий (Лежава). Ок. 1909 г. 17 ноября 1918 года хиротонисан во епископа Кутаисского с возведением в сан митрополита . Хиротонию во Мцхетском патриаршем соборе совершили митр. Тифлисский Леонид (Окропиридзе) , митр. Чкондидский Амвросий (Хелая) , еп. Цилканский Георгий (Аладашвили)  и еп. Алавердский  Пирр (Окропиридзе) . В 1919 году митр. Назарий вместе с причтом кутаисского кафедрального собора во имя св. кн. Александра Невского совершил архипастырскую поездку по Кутаисско-Гаенатской епархии : 1 октября 1919 года побывал в Окрибском благочинническом округе, 1 ноября - в Свирском, 11 ноября - в Чунешском округах. Митрополит читал много проповедей, выслушивал людей, часто ему приходилось поздним вечером посещать церкви, и народ с зажженными свечами ждал его и не расходился, желая получить благословение владыки. 7 декабря 1919 года на епархиальном собрании в Кутаисе, открытом митр. Назарием, был основан Кружок любителей грузинского церковного пения .  25 февраля  1921 года в Тифлис вошла Красная Армия, Грузинская Демократическая Республика прекратила свое существование, страна был интегрирована в состав Советского государства. Католикосский совет принял постановление, согласно которому святыни и древности Тифлисского Сиона и Светицховели во избежание секуляризации их правительством нужно было вывезти в Кутаис . Это было поручено светицховельскому архим. Павлу (Джапаридзе) . Ценности вначале были спрятаны в кутаисском кафедральном соборе. Через несколько дней в Кутаис приехал католикос-патриарх Амвросий (Хелая) , принявший решение укрыть сокровищницу возле храма Баграта, под балконом дома митр. Назария, накрыв ее каменной плитой. 1-7 сентября 1921 года митр. Назарий участвовал в III Церковном Соборе ГПЦ , прошедшем в Гелати, на котором рассматривалась его кандидатура и кандидатура Сухумско-Абхазского митр.  Амвросия (Хелаи) на престол католикоса-патриарха. В Соборе участвовали 108 чел., по результатам тайного голосования Амвросий собрал 67 голосов за и 41 против, а митр. Назарий - 54 за и 54 против .

http://drevo-info.ru/articles/25296.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРГВЕТСКО-УБИССКАЯ ЕПАРХИЯ [Груз. ] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрой епископа в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в г. Зестафони и резиденцией в мон-ре Убиси . Расположена на территории исторической груз. пров. Аргвети в Земо-Имерети (В. Имерети, Зап. Грузия). Эти территории в древности относились к Кутаисской епархии ГПЦ и позже - к Маргветской. Юрисдикция М.-У. е. охватывает муниципалитеты Грузии Зестафони и Харагаули. С запада граничит с Ванско-Багдатийской епархией, с севера - с Терджольско-Ткибульской и Чиатурско-Сачхерской епархиями, с востока - с Сурамско-Хашурской. 8-17 сент. 1917 г. на 1-м Соборе ГПЦ были восстановлены нек-рые древние епархии. Территория исторической Маргветской епархии вошла в состав Гаенатской (см. в ст. Кутаисско-Гаенатская епархия ). По постановлению Католикосского совета ГПЦ от 22 янв. 1926 г., из нее была выделена Маргветская епархия, которая охватила территории совр. муниципалитета Шорапани в Земо-Имерети ( Анания (Джапаридзе). 2003. С. 340, 342). 26 янв. 1926 г. правящим епископом был назначен настоятель кафедрального собора во имя св. Марины в г. Озургети прот. Варлаам Махарадзе. Он принял постриг, и 7 марта того же года в патриаршем соборе Тбилисский Сиони в Тифлисе католикос-патриарх Грузии исп. Амвросий (Хелая) и митр. Ниноцминдский Каллистрат (Цинцадзе) (впосл. католикос-патриарх Грузии) хиротонисали его во архиерея. 8 апр. еп. Варлаам прибыл в епархию. В состав Маргветской епархии входили 8 благочиний: Сачхерское, Чиатурское, Сверское, Шорапанское, Аргветское, Чхарское, Амашукетское, Харагаульское; в епархии действовали 136 храмов, 36 приписных церквей, служили 124 священника, 1 диакон. 29 окт. 1928 г. еп. Варлаам был переведен на Сухумско-Абхазскую кафедру, Маргветской епархией до 1930 г. управлял Кутаисско-Гаенатский митр. Давид (Качахидзе). В 30-х гг. XX в. были подвергнуты репрессиям клирики Маргветской епархии: прот.

http://pravenc.ru/text/2561966.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АМВРОСИЙ (ХЕЛАЯ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Амвросий (Хелая), католикос-патриарх всея Грузии Архимандрит Амвросий (Хелая). Фото Национальной парламентской библиотеки Грузии. 10 марта 1924 года в клубе имени Плеханова в Тбилиси состоялся суд над католикосом Амвросием и 9 членами патриаршего Совета. Подсудимым вынесли четыре обвинения: Отправка меморандума Генуйской конференции; Скрытие церковных ценностей, которые большевики изымали для помощи голодающих; Безотчетное ведение книг церковного имущества; Не явление представителя Церкви во время передачи военного храма комсомолу и во время разрушения трапезной. Патриарху Амвросию вынесли дополнительное обвинение: сношения с иностранными государствами, и подстрекательство их на интервенцию. Ни один подсудимый не признал себя виновным. Патриарх Амвросий своё последнее слово закончил словами: " Дух мой принадлежит Богу, сердце - родине, а тело уступаю вам. Дщери Иерусалимские, не плачьте обо мне, но плачьте о себе и о детях ваших ( Лк. 23, 28 ) " . 19 марта 1924 года был вынесен приговор: " Католикос Амвросий (он же Висарион Хелаиа), приговорён к лишению свободы на 7 лет, 9 месяцев и 23 дня в строгой изоляции, с конфискацией всего имущества " . Но в конце того же года патриарх был амнистирован, также как и члены Синодального Совета, и ему дали право служить в Тбилисском Кашуетском соборе . Перенесенный тяжелый опыт оставил неизгладимый след. По некоторым данным католикос так и не вернулся к управлению Церкви, или же вскоре был вновь устранен от него . По сведениям Скурата, " став католикосом, Амвросий занял недоброжелательную позицию как по отношению к русским приходам в Грузии, так и вообще к русским. Это вызвало недовольство иначе настроенного духовенства, и в 1926 году на совещании духовенства и мирян в Кутаиси католикос Амвросий был устранен от дел управления, хотя имя его и продолжали поминать в храмах " .

http://drevo-info.ru/articles/11284.html

иером. Макарий Симонопетрский Память святого Амвросия Исповедника, католикоса Грузии 175 Св. Амвросий (Хелая) родился в 1861 г. в семье священника из Мингрелии, в Западной Грузии, в селе Мартвили Кутаисской губернии. Получив образование в Тифлисской семинарии, он в 1885 г. принял священный сан. Некоторое время Амвросий служил на приходе, потом его перевели в кафедральный собор гор. Сухуми. Оставшись через одиннадцать лет вдовцом, священник решил отправиться в Казань, чтобы изучать богословие в Духовной академии. Здесь было положено начало его исследованиям по истории христианства в Грузии. Закончив учиться, св. Амвросий принял постриг, вернулся на родину и развернул кипучую деятельность по восстановлению автокефалии Грузинской Церкви. За это он был выслан властями в Россию в 1905 г. По возвращении на родину из Казани он стал игуменом почти опустевшего Челишского монастыря, бывшего некогда центром богословского образования в Грузии. Он собрал усердных юношей и начал их обучать. Немалую часть времени он посвящал также реставрации бесценных монастырских рукописей. Затем св. Амвросия перевели в Преображенский монастырь в Тбилиси. В 1908 г. игумен Амвросий был обвинен в причастности к убийству экзарха Никона и лишен права служения. Обвинение постановило выслать его в рязанский Свято-Троицкий монастырь, где он находился под строгим надзором более года. В 1910 г. о. Амвросий был оправдан и разрешен в служении. Вернувшись в Грузию в 1917 г., он через несколько месяцев имел счастье участвовать в восстановлении автокефалии своей Церкви. Пятнадцатого октября 1917 г. его назначили митрополитом Чкондидским, а два года спустя перевели в Сухуми. Автокефалия была утверждена 14 октября 1921 г. Св. Амвросий стал католикосом-патриархом Грузинской Церкви. Это избрание было далеко не знаком почета – скорее, означало крестный путь. И действительно, большевики, разграбив или уничтожив более тысячи двухсот церквей, вскоре начали преследовать всех видных священнослужителей, предавая смерти одних и отправляя в ссылку других.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой Амвросий Исповедник, Католикос-Патриарх всей Грузии / Святой Амвросий Исповедник (в миру Виссарион Хелая) родился в 1861 году. Начальное образование он получил в богословской школе в Самегрело, а в 1885 году закончил Тбилисскую духовную семинарию. В том же году он был рукоположен в священника. В течение восьми лет отец Виссарион священствовал в Сухуми, в то же время преподавая грузинский язык в школах и руководя деятельностью различных филантропических обществ. В 1896 году он овдовел, а через год поступил в Казанскую духовную академию. Учась в Казани, отец Виссарион принимал горячее участие в литературной и культурной жизни города, внимательно следил за грузинским национально-освободительным движением. Он изучал историю Грузии по первоисточникам и написал несколько исторических эссе, основанных на своих изысканиях. Его работа под названием «Борьба между христианством и исламом в Грузии» вызвала большой интерес, отцу Виссариону предложили, развив эту тему, выдвинуть ее на соискание ученой степени. В 1901 году отец Виссарион закончил обучение в Казанской духовной академии. В том же году он принял монашеский постриг с именем Амвросий и возвратился в Грузию. Он активно выступал за предоставление Грузинскому экзархату статуса автокефалии. В связи с этой деятельностью в 1905 году он был переведен в Россию. По возвращении в Грузию отец Амвросий был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем монастыря Челиши. Монастырь Челиши был одно время одним из центров духовного образования в Грузии, но постепенно слава его стала угасать, а школа была на грани закрытия. По благословению епископа Имеретинского Леонида (будущего католикоса-патриарха Грузии) отец Амвросий собрал в стенах семинарии ряд одаренных учеников и стал обучать их пению и чтению. Много сил и энергии приложил архимандрит Амвросий для собирания и реставрации древних рукописей монастыря Челиши. Однажды, идя по монастырскому двору, он обратил внимание на то, как гулко звучат его шаги, свидетельствуя о том, что внизу пустота. Он начал копать в том месте и обнаружил древнюю рукопись святого Евангелия. Так была найдена знаменитая грузинская святыня – Челишское Евангелие – рукопись IХ–X века.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Амвросий (Хелая), Католикос Грузии священником в Сочи (1887-1892) и Сухуми (1892-1897). В 1892-1896 гг. инспектировал церковноприходские школы Сухуми, Нов. Афона и с. Лыхны . Овдовев, в 1897 г. поступил в КазДА. Во время учебы принял постриг с именем А. В 1901 г. окончил академию со степенью канд. богословия, защитив работу «Борьба христианства с исламом в Грузии». Труд А. получил высокую оценку, автору было предложено представить его после доработки на степень магистра, однако А. предпочел вернуться на родину. По возвращении в Грузию в 1902 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Челишского мон-ря . В 1904 г. переведен в Тифлис членом синодальной конторы и настоятелем Преображенского мон-ря. В 1905 г. за участие в движении за восстановление автокефалии Грузинской Православной Церкви , осужденном Святейшим Синодом РПЦ, выслан из Грузии в рязанский во имя Св. Троицы мон-рь , откуда в 1910 г. переведен в Новгородскую епархию. В Грузию вернулся в авг. 1917 г. 15 окт. 1917 г. хиротонисан во епископа Чкондидского, в 1918 г. переведен на Сухумо-Абхазскую кафедру с возведением в сан митрополита. В сент. 1921 г. на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви избран Католикосом-Патриархом всей Грузии. В апр. 1922 г. А. обратился с воззванием к участникам международной Генуэзской конференции, в к-ром обличал большевистскую власть и требовал проведения референдума о выводе из Грузии Красной Армии. Вскоре был арестован. 19 марта 1924 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности приговорен к 7 годам тюремного заключения. в 1925 г. освобожден по многочисленным ходатайствам верующих и Местоблюстителя Патриаршего Престола Грузинской Православной Церкви митр. Христофора III (Цицкишвили) . После освобождения А. находился под домашним арестом без права совершения служб. Распространились слухи, что А. умерщвлен по приказанию властей. Во избежание волнений А. было разрешено провести службу, во время к-рой у него случился сердечный приступ. Его перевезли в Патриаршую резиденцию, где он скончался неск. дней спустя. Погребен в Тбилисском Сиони . А.- автор ряда сохранившихся в рукописях трудов по истории Грузии и Грузинской Церкви. В сент. 1996 г. А. был канонизирован на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви.

http://pravenc.ru/text/Амвросию ...

[  назад  ] Абхазская; Алавердинская и Телавская; Бодбийско-Сигнахская; Владикавказская и Моздокская епархии Абхазская епархия Герман (Гоголашвили) (8 сентября 1851 - 2 сентября 1856) Геронтий (Папиташвили) (6 октября 1857 - 16 ноября 1859) Александр (Окропиридзе) (4 марта 1862 - 30 мая 1869) Гавриил (Кикодзе) (30 мая 1869 - 1886) - управлял Сухумская епархия Геннадий (Павлинский) (28 декабря 1886 - 31 марта 1889) Александр (Хованский) (29 мая 1889 - 12 февраля 1891) Агафодор (Преображенский) (2 марта 1891 - 17 июля 1893) Петр (Другов) (19 сентября 1893 - 17 января 1895) Арсений (Изотов) (8 февраля 1895 - 26 марта 1905) Серафим (Чичагов) (1905-1906) Кирион (Садзагелов (Садзаглишвили) ) (3 февраля1906 - 25 января 1907) Димитрий (Сперовский) (25 января 1907 - 25 июля 1911) Андрей (Ухтомский) (25 июня 1911 - 22 декабря 1913) Сергий (Петров) (22 декабря 1913 - 1918) Сухумо-Абхазская епархия Амвросий (Хелая) (1918-1921) Иоанн (1921-1925) Христофор (Цицкишвили) (1925 - 4 июля 1927) Ефрем (Сидамонидзе) (27 марта - 19 сентября 1927) Мельхиседек (Пхаладзе) (1927-1928 и 1935-1943) Павел (1928) Варлаам (Махарадзе) (12 февраля 1929 - 1934) Антоний (1952-1956) Леонид (1957-?) Роман (?-1967) Илия (Гудушаури-Шиолашвили) (1967-1977) Николай (Николоз) (1977-1983) Давид (Чкадуа) (1983-1992) Даниил (Датуашвили) (1992 - 21 декабря 2010) (с 1992 за пределами Абхазии епархии) С 2010 управляет патриарх Алавердинская епархия А. и Кахетинская (1811-1814), А. и Телавская (1814- Св. Иосиф (нач. VI в.) один из 13 прп. Сирийских отцов Иоанне (1511) Евктыме (1522) Николоз (1578) Кириле (1579) Иоанне (Авалишвили) (1612) Зебеде II (1639) Арсений (Авалишвили) (1651- 1660) Григол (1670) Николоз (Андроникашвили) (1685-1694) Николоз (Чолокашвили) (1695-1711) Иоанне (Макашвили) (1712) Николоз (Чолокашвили) (1724-1728) Закария (Андроникашвили) (1733-1734) Николоз (Андроникашвили) (1736-1757) Зенон (1761-1782) Николоз (Андроникашвили) (1784-1785) Антоний II (Багратиони), Католикос Алавердели (1785-1811) Иоанн (Бобдель-Макаев) (14 июля 1811 - 30 августа 1814)

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-ab...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ (ГЕОРГАДЗЕ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Антоний (Георгадзе). епископ Горийский Иеромонах Леонид (Антощенко), архимандрит Амвросий (Хелая), епископ Антоний (Георгадзе) и протоиерей Калистрат Цинцадзе. Петербург, август 1917 г. В марте 1917 года был создан комитет по временному управлению ГПЦ во главе с епископом Гурийско-Мингрельским Леонидом (Окропиридзе) , который вел переговоры с Временным правительством и Святейшим Синодом РПЦ по вопросам Грузинской автокефалии. 9 июля - 2 августа 1917 года находился в Петрограде во главе делегации ГПЦ и встречался с представителями Государственной Думы и правительства, а также с А. Ф. Керенским. Делегация отвергла предложение российских гражданских властей иметь в Грузии двух иерархов - католикоса-патриарха ГПЦ (для грузин) с резиденцией в г. Мцхета и митрополита Тифлисского РПЦ (для православных негрузин) с резиденцией в Тифлисе, так как таким образом грузинская церковная диаспора оставалась без иерарха. По его инициативе и настоятельным просьбам в Грузию прибыл находившийся до этого в России епископ Полоцкий и Витебский  Кирион (Садзаглишвили) , вышедший 1 августа 1917 года на покой. 17 сентября того же года он был избран католикосом-патриархом Грузии на Поместном Соборе ГПЦ. 17 сентября 1917 года Антоний был назначен на Кутаисскую кафедру . 14 октября 1917 года возведен в сан митрополита . 18 сентября 1918 года был отравлен. По одной из самых распространенных версий, отравителем был его зять, муж дочери Александры, Анатолий Николаевич Ридигер. Похоронен при огромном стечении народа в кутаисском кафедральном соборе, разрушенном в 1930-х годах, вследствие чего точное место захоронения неизвестно. Награды скуфья (6 мая 1896) камилавка (15 мая 1900) золотой наперсный крест (6 мая 1909) орден св. Владимира II ст. (6 мая 1914) Сочинения Монашество в Грузии до начала XIII века (кандидатское сочинение). (1907) Пшаво-Тушети-Хевсуретий: Религиозно-этнографический очерк//Духовный Вестник Грузинскаго Экзархата, Тифлис, 1914. 1-8. Очерк о хевсурских деканозах и Хевис-берах//Духовный Вестник Грузинскаго Экзархата, Тифлис, 1916. 8/9. с. 277-288.

http://drevo-info.ru/articles/13681038.h...

Роль Православной Церкви в жизни грузинского общества остается предметом острых споров Тбилиси, 10 декабря 2009 г. Роль Грузинской Православной Церкви в жизни страны вызывает диаметрально противоположные реакции внутри грузинского общества. На днях тбилисский еженедельник «Головинский проспект» опубликовал ряд заявлений на эту тему, сообщает Благовест-инфо . 235 человек, позиционирующих себя как сторонников светского государства, выступили с заявлением, которое, в частности гласит: «Православная Церковь Грузии в последнее время активно участвует в текущих политических процессах и заявляет, что является лицом грузинской государственности и лицом национальной идентичности страны,- говорится в обращении. Исходя из этого мы, граждане, считаем, что необходимо дать ответы на вопросы, имеющиеся у общественности. Это поможет прояснить взаимоотношения между Церковью и властями. Мы считаем, что публичное обсуждение этого вопроса должно положить основу процессу люстрации и освобождению политической и религиозной реальности от советского наследия». Авторы обращения считают, что отношения между церковью и властями приходят в противоречие с основными принципами секулярного государства. Этот документ, обращенный лично к Католикосу-Патриарху всея Грузии Илии II, вызвал бурную реакцию в обществе. В первую очередь – отрицательную, и в основном, у оппозиционных сил. Партия «Мы сами» расценила его как «богохульство»: «Против Патриарха ведётся целенаправленная кампания, это – управляемая определёнными силами попытка лиц, скрывающихся за либерально-демократическими ценностями, подорвать авторитет Грузинской Церкви, - заявили представители партии. – Кампания оскорбления Патриарха и Церкви со стороны так называемой части общественности началась не сегодня и ставит целью искоренение православных ценностей... Возобновление антицерковной кампании именно в период Рождественского поста не случайно, оно ещё раз показывает, что данной части общественности чуждо всё православное». Христианские демократы уподобили авторов обращения большевистским следователям, допрашивавшим в 1920-е годы святого исповедника Католикоса Амвросия (Хелая).

http://pravoslavie.ru/news/33103.htm

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Амвросий Католикос, Грузинский, свт. - житие Амвросий (Хелая) (1861-1927), католикос-патриарх всея Грузии, исповедник. Память 16 марта (Груз.) В миру Виссарион Хелая Засимович, родился в 7 октября 1861 года в селе Мартвили Зугдидского уезда Кутаисской губернии. Начальное образование он получил в духовной школе в Самегрело, а в 1885 году закончил Тифлисскую духовную семинарию. В том же году он был рукоположен в священника. В 1887 году был определен священником в Сочи, а в 1892 году перемещен ключарем Сухумского кафедрального собора. В течение восьми лет священства он также преподавая грузинский язык в школах и руководил деятельностью различных благотворительных обществ. В 1896 году он овдовел, а в 1897 году поступил в Казанскую духовную академию. Учась в Казани, отец Виссарион принимал горячее участие в литературной и культурной жизни города, внимательно следил за грузинским национально-освободительным движением. Он изучал историю Грузии по первоисточникам и написал несколько исторических эссе, основанных на своих изысканиях. Его работа под названием «Борьба между христианством и исламом в Грузии» вызвала такой интерес у одного из профессоров, что тот предложил отцу Виссариону, развив тему, выдвинуть ее на соискание магистрской степени. 11 февраля 1900 года, будучи студентом академии, пострижен в монашество с именем Амвросий. В 1901 году отец Виссарион закончил обучение в Казанской духовной академии и вернулся в Грузию. В 1902 году был определен настоятелем Челишского монастыря с возведением в сан архимандрита. Монастырь Челиши был одно время одним из центров духовного образования в Грузии, но постепенно слава его стала угасать, и к тому времени его школа была на грани закрытия. По благословению епископа Имеретинского Леонида отец Амвросий собрал в стенах семинарии ряд одаренных учеников и стал обучать их пению и чтению. Много сил и энергии приложил он для собирания и реставрации древних рукописей монастыря Челиши. Однажды, идя по монастырскому двору, он обратил внимание на то, как гулко звучат его шаги, свидетельствуя о том, что внизу пустота. Он начал копать в том месте и обнаружил древнюю рукопись святого Евангелия. Так была найдена знаменитая грузинская святыня – Челишское Евангелие – рукопись IX–X века.

http://pravicon.com/info-1730

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010