Отряд остановился на вершине холма. Элрохир передал Арагорну тяжелый, отделанный серебром рог. Арагорн громко протрубил в него и прислушался. Следопытам показалось, что где-то далеко прозвучали ответные рога, а может, это было только эхо. Хотя над холмами нависла тягостная тишина, все были уверены, что вокруг собралось огромное незримое воинство. Холодный ветер, словно дыхание призраков, подул с гор. Арагорн спешился и, встав возле камня, вскричал: – Клятвопреступники! Зачем вы пришли? И в ночи послышался одинокий глухой голос, ответивший словно издалека: – Исполнить клятву и обрести покой. Тогда Арагорн молвил: – Час настал. Мой путь лежит к Пеларгиру на Андуине. Когда во всех этих землях не останется ни следа слуг Саурона, я сочту старую клятву исполненной и отпущу вас с миром. Я - Элессар, наследник Исилдура и Король Гондора, повелеваю - следуйте за мной! По его знаку Хальбарад развернул знамя, до тех пор скрытое в чехле. Во мраке было не разглядеть символов, вышитых на нем, и полотнище казалось черным. Еще более полная тишина легла на холмы. Ни шороха, ни шепота, ни вздоха не было слышно в стылом воздухе. До рассвета никто из отряда не сомкнул глаз. Удушливый страх, исходивший от теней, окруживших холмы, клубился над камнем Эреха. Холодный и бледный рассвет только еще занимался, а Арагорн уже вел отряд по пути, труднее которого не изведал никто из смертных. Дунаданы-северяне, гном Гимли и эльф Леголас преодолели эту дорогу, ведомые его стальной волей, не знающей преград. Они миновали перевал Тарланг, пересекли Ламедон, и вышли к Келембелу на Кириле, когда багровое солнце уже опускалось за отроги Пиннат Гелина у них за спиной. Огромное призрачное войско неотступно шло следом, а впереди мчался крылатый страх. Город и поселения на Кириле лежали перед ними опустошенные, немногие оставшиеся в живых бежали в холмы, едва пронёсся слух о приближении Короля Мертвых и его воинства. На другой день не рассвело. Серый отряд ушел во Мрак, насланный Мордором, и скрылся с глаз живых. Войско Мертвых последовало за ним. Глава 3 Рохан собирает войска

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Это Фиатира. Следы этого города, где была одна из семи церквей Апокалипсиса, едва не исчезли совсем с лица земли; – в продолжение нескольких веков не знали уже, где была её местность и только в конце XVII столетия, английский консул в Смирне, Рико (Ricaut), по многим изысканиям наведен был в Ак-Гиссар, где довольно большое количество уцелевших древних надписей с именем Фиатиры обнаружили её прошедшее существование на этом месте. И самые развалины её уже совершенно исчезли; только несколько капризов, капителей или надписей промелькивают кое-где на кладбищах или в стенах новых домов, где они вмазаны. Фиатира была Лидийским городом, на границе Мизии; её населила колония македонцев  204 ; её древнейшее имя было: Пелопиа (Pelopia) и Евгиппа (Euhippa), но Селевк, Греко-сирский царь, назвал её Фигатейра, нынешнее название Ак-Гиссар, или белый замок, дан ей по причине белого мрамора, находящегося во множестве в окрестных горах её. Во всех древних надписях она названа великою, а её Сенат: державным. Она упоминается в войнах Сирийских царей. Сципион покорил её римлянам. Надписи свидетельствуют о поклонении её жителей Диане  205 . В первое время христианства мы знаем о Фиатире только из Деяний Апостольских и из Апокалипсиса. Когда Апостол Павел проповедовал слово Божие в македонском городе Филиппах, то одна женщина из города Фиатиры, по имени Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала, и Господь отверз сердце её, внимать тому, что говорил Павел. Это самое подтверждает сказанное Стравоном, что Фиатира была населена македонцами, и можно заключить, что уже тогда церковь Фиатирская существовала и вероятно обязана своим началом св. Апостолу Павлу или Иоанну. Весьма замечательно, что доселе торговля багряницами, о чем упомянуто в Деяниях Апостольских, составляет главный торг Фиатиры. «На большом красильном заведении, здесь находящемся, красят преимущественно бумагу, получаемую из Келембе и Андина, пряденую в красный цвет, получаемый тоже в окрестностях; её отправляют в Смирну, откуда она идёт по большей части в Россию»  206 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Бахчисарайские священнослужители перезахоронили останки христиан III–X веков 19 ноября 2008 г. 20:10 По благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря , в окрестностях села Скалистого Бахчисарайского района на древнем христианском городище Бакла прошло захоронение останков христиан из разграбленных могильников III-X веков, сообщает пресс-служба Бахчисайского благочиния Симферопольской и Крымской епархии УПЦ . В акции приняли участие приходы двух храмов благочиния — в честь иконы Божией Матери «Троеручица», что в поселке городского типа Научном, и Рождества Богородицы в селе Скалистом со своими настоятелями иереями Димитрием Горякиным и Владимиром Келембетовым. В акции также принимали участие научный сотрудник Крымского филиала института археологии Владислав Юрочкин, благотворительная организация «Готия», юные участники из объединения казаков Крыма «Крымская паланка» во главе с атаманом Сергеем Юрченко. Из разграбленных могильников с площади примерно 500 квадратных метров участники акции собрали 6 мешков останков христиан, которые были перезахоронены по православной традиции. Священнослужители отслужили панихиду по всем усопшим. На месте захоронения установлены кресты. Сайт Симферопольской епархии /Патриархия.ru   Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/490890.htm...

Любы николиже отпадает ( 1Кор. 13, 4–8 ) 157 (от Бога и от людей в самых трудных обстоятельствах). Блажен, кто стяжал такую любовь; а мы, немощные, хотя да стремимся к стяжанию свойств и качеств ее самоукорением, смирением и покаянием. Необходимые эти добродетели притупляют горесть и горечь стеснительных обстоятельств, подавая облегчение и соразмерную отраду душе страждущей, и по силе смиряющейся, и кающейся с самоукорением, которое состоит в том, чтобы причиной скорбей и огорчений в стеснительных обстоятельств поставлять грехи свои и гордость. Видимой гордости в нас как будто не заметно; но обнаружение тонкого самолюбия и честолюбия нередко проявляется в негодовании, раздражительности, в ревности не по разуму, а иногда в некоем завидовании удачам других. Самолюбие и честолюбие, хотя и тонкие, много препятствуют стяжанию той любви, о которой сказано выше. Не вотще изрек святой Давид: Виждь смирение мое и труд мой, и остави вся грехи моя. ( Пс. 24, 18 ) 158 . Первая степень к достижению истинной любви есть искание прощения грехов правильными средствами (прп. Амвросий, 1). Любовь покрывает все. И если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, то таковому диавол мешать не может, а где только по долгу, там он все-таки старается помешать тем или другим (прп. Амвросий, 2, ч. 1). Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь. А главное, когда заметишь, что погрешила против любви, сейчас же исповедуй это старцу. Это может быть иногда от дурного сердца, а иногда и от врага. Сама ты не можешь этого разобрать, а когда исповедуешь, враг и отойдет (прп. Амвросий, 2, ч. 1). Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему – утешение (прп. Амвросий, 2, ч. 1). Если будешь принимать людей Бога ради, то, поверь, все будут к тебе хороши (прп. Амвросий, 2, ч. 1). Любовь рождается от веры и страха Божия, возрастает и укрепляется надеждой, приходит в совершенство благостью и милосердием, которыми выражается подражание Богу, как сказано в Евангелии: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лк. 6, 36 ), и еще сказано в Евангелии: милости хочу, а не жертвы ( Мф. 12, 7 ). Милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его – выше жертвы, которая не принимается без мира к ближним, по слову Евангелия: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде при мирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ( Мф. 5, 23–24 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Мир душевный имей, а терпеть – терпи и за себя, и за других. Терпение, по слову святого Григория Синаита , – и в буре тишина (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Напрасно ты все так к сердцу принимаешь. Потверже быть – и покойнее, и полезнее. Теперь назад ворочаться уже нельзя, а лучше все случающееся потерпеть и получить милость Божию (прп. Амвросий, 2, ч. 3). Когда тебе досаждают, никогда не спрашивай, зачем и почему. В Писании этого нигде нет. Там, напротив, сказано: Если кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (см. Мф. 5, 39 ). В десную ланиту в самом деле ударить неудобно, а это разуметь нужно так: если кто будет на тебя клеветать или безвинно чем-нибудь досаждать – это будет означать ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставив при сем левую ланиту, т.е. вспомнив свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невинен, то прежде много грешил; и тем убедишься, что достоин наказания (прп. Амвросий, 2, ч. 1). Помни, что плод благой стяжевается в терпении. Терпение же не приобретается без различных скорбей и неприятных случаев, смиряющих возношение наше (прп. Амвросий, 14). Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова ( 2Кор. 12, 9 )... Под немощами должно разуметь лукавые помыслы вражеские и телесные подстрекательства или недуги и болезни, которыми должны искушаться подвижники благочестия. В притчах сказано: Кого любит Господь, того наказывает ( Притч. 3, 12 ). Бьет же всякого сына, которого принимает ( Евр. 12, 6 ). Подобает с благодарением терпеть совет Господень, тогда нам вместо второго мучения вменяются частые недуги и брань к бесовидным помыслам. Как тогда наводил, так и ныне враг наводит исповедникам благочестия различные страдания со многими досаждениями и уничижениями, да и на них исполнится псаломское слово: Терпеливо уповал я на Господа, и Он внял мне ( Пс. 39, 2 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 2). В болезнях телесных, и огорчениях душевных, и в разных внешних обстояниях помози, Господи, все это переносить благодушно и с покорностью воле Божией. И о прежних святых пишется, что они не просто вошли в вечный покой, но, по сказанному в псалмах, прошли мы через огонь и воду, и вывел нас в покой ( Пс. 65, 12 ). Видно, иначе нельзя достигнуть оного покоя, как потерпеть, да подождать, да потрудиться о себе и о других, так как без любви к ближнему невозможно спастись. На днях среди недосуга развернул я книгу святителя Амвросия, и открылось место, где сказано, что брачная одежда означает любовь. А любовь, по апостольскому слову, долготерпит, милосердствует, не ищет своего ( 1Кор. 13, 4–5 ). Правда, что нелегко возиться с сопротивляющимися. Но и на такие случаи имеем псаломское свидетельство, побуждающее нас к терпению и незлобию: С ненавидящими мир я был в мире. Когда же я говорил с ними, они без вины враждовали со мною ( Пс. 119, 6–7 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Оставь обманчивую мысль, что ты в отдаленном месте будешь смиряться и будешь переносить всякое попрание и уничижение, а лучше смирись в настоящее время и в настоящем месте, где живем, и считай себя мысленно под ногами всех, т.е. считай себя достойной всякого попрания, и уничижения, и досаждения (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Говоришь: «Желанием желаю непрестанно чистым умом и сердцем славословить Господа». Другими словами, нечистый желал бы быть чистым. Все это очень высоко, а достигается то, чего ты желаешь, покаянием, и исполнением заповедей Божиих, и смирением. Если, по словам святого Лествичника, и взойдя на всю лествицу добродетелей, человек должен молиться о помиловании, то тем более мы, грешные и немощные, сознавая, что страсти и грехи тянут нас к земле, должны каяться и смиряться, а паче меры за высокое не браться, потому что с высоты падают, и возносящийся поневоле смирится (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Как бы ни получить милость Божию, трудно ли, легко ли, лишь бы получить, а легко получают лишь одни смиренные, как свидетельствует о сем Сам Господь в святом Евангелии, глаголя: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем: и найдете покой душам вашим: ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко ( Мф. 11, 29–30 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Смирение в том и состоит, чтобы никого не осуждать, и не укорять, и иметь одежду и обстановку в келье простую (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Пишешь о своих немощах душевных. Святой Исаак Сирин в 58-м Слове пишет, что Господь оставляет страсти в человеке к пользе его душевной, чтобы не возносился, а смирялся. И святой Иоанн Богослов пишет в 1-м Послании: Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды ( 1Ин. 1, 8–9 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Должно стараться совершенствоваться в смирении, т.е. в том, чтобы считать себя в чувстве сердца хуже и ниже всех людей и всякой твари (прп. Амвросий, 2, ч. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Просишь меня испросить тебе ту благодать от Господа, чтобы в полном сознании считать себя хуже и грешнее всех в обители, и тут же пишешь, что если тебе дадут келейную, то удалишься, и что молилась Царице Небесной, ежели Ей угодно, чтобы ты окончила жизнь здесь, чтобы тебе не давали келейной. Да ведь это ты сама сделала такое условие, сама решила. Если хочешь избавиться от гордости и самомнения, то прежде всего требуется покорность воле Божией. Если хочешь, чтобы все было по воле Божией, то терпи все и не вымышляй вражеских условий, не лезь сама во вражескую сеть (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Горделивые и самолюбивые из нас не хотят подклонить выи 68 своей под легкое сие иго Христово, но добровольно впрягаются в тяжелое иго возношения и гневливости и через то сами томятся и смущаются и нередко других смущают и отягощают. Святой апостол Петр пишет в Послании:будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение ( 1Пет. 3, 8–9 ). И святой апостол Павел... говорит: Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа ( Евр. 12, 14 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Человек – как трава (см. Пс. 89, 6 ). Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом (прп. Амвросий, 4). Горделивость и на небе жившим не помогла, а лишила благодати Божией и низвергла долу 69 , почему нам, хотящим взыти горе 70 , потребно смиряться зело 71 (прп. Амвросий, 15). Как будешь кого осуждать, то скажи себе: Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза ( Мф. 7, 5 ). Бревно в глазу – это гордость. Фарисей имел все добродетели, но был горд, а мытарь имел смирение и был лучше (прп. Амвросий, 2, ч. 2). Гордым и самонадеянным помыслам о совершенстве противопоставляй крайнее смирение перед Богом и людьми, выставляя себе прямо на вид, что ты и устной молитве еще не научилась, и келейного правила не исполняешь. Откуда же вдруг явилось совершенство? (прп. Амвросий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Спрашиваешь, если спросят твоего мнения о чьем-нибудь характере, то как тебе отвечать: правду ли или придумать еще какой ответ. Ежели правду, то не будет ли это осуждением? – Должно стараться о всех людях иметь хорошее мнение. Один Бог – Сердцеведец, мы же о людях безошибочно судить не можем (прп. Иларион, 20). Только старайся жить по евангельским заповедям Господним и прежде всего никого ни о чем не судить, чтобы и самой несудимой быть (прп. Амвросий, 1). Главные же и важнейшие заповеди закона евангельского три: Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете ( Лк. 6, 37 ). Если прежде всего будем держаться исполнения этих заповедей, то удобно будет исполнять нам и прочие заповеди (прп. Амвросий, 1). Если же что-либо или кто-либо нас соблазняет или смущает, то явно показывается, что мы не вполне правильно относимся к закону заповедей Божиих, из которых главная заповедь – никого не судить и не осуждать. Каждый от своих дел прославится или постыдится на Страшном Суде Божием. Судить других нам и права не дано, да и весьма часто мы судим ошибочно и неправильно. И еще в Ветхом Завете предписано было внимать себе и своему спасению и исправлению собственной своей души. Об этом и следует нам более всего заботиться (прп. Амвросий, 1). Всякого своя совесть, а не чужая оправдывает и осуждает. Имеем апостольскую заповедь, глаголющую: Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога ( 1Кор. 4, 5 ), а не от людей и не по суду людей (прп. Амвросий, 1). Не входи в рассмотрение поступков людей, не суди, не говори: зачем так, для чего это? Лучше говори себе: а мне какое до них дело? Не мне за них отвечать на Страшном Суде Божием. Отвлекай всячески мысль свою от пересудов дел людских, а молись с усердием к Господу, чтобы Он Сам тебе помог в этом, потому что без помощи Божией мы ничего доброго не можем сделать, как и Сам Господь сказал: без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15, 5 ) (прп. Амвросий, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Утешает нас апостол, говоря: Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение ( 1Кор. 10, 13 ). Укрепляйте себя сей надеждой и не удивляйтесь, что вы как будто стали равнодушны ко всему и даже к своему семейству. Непомерная скорбь притупляет отрадные чувства и в этом отношении. Но будем молиться Господу, да сотворит с нами милость Свою. В подобных случаях полезна молитва по примеру мытаря, который против укоризн, и порицаний, и унижений фарисея не оправдывался ни словом, ни мыслию. О! Дабы и мне усвоилась молитва сия (прп. Амвросий, 1). Сказано в апостольских Деяниях: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Небесное ( Деян. 14, 22 ). Не определено, какими скорбями, а вообще сказано – многими, ибо у каждого человека свои скорби, смотря по его внешнему положению и внутреннему устроению и душевным немощам. Сообразно со всем этим одному приходится испытывать одного рода прискорбия, другому – другого рода. Но для всех Господь положил одно общее правило: Терпением вашим спасайте души ваши ( Лк. 21, 19 ), и претерпевший до конца спасется ( Мф. 10, 22 ) (прп. Амвросий, 1). Что делать? Должно быть, от скорбей никуда не уйдешь, не уедешь. Покойный наш старец о. игумен Антоний говаривал: «Тогда будет нам покой, когда пропоют над нами: со святыми упокой». Такая уж временная жизнь человека, беспокойная и многоскорбная. Впрочем, если будем смотреть на скорби с христианской точки зрения, то и в самых скорбях увидим для себя утешение. Уже тем одним дороги для нас скорби и болезни, что ими только одними и можно достигнуть вечно бесскорбной светлоблаженной жизни на Небесах. Об одном только должно нам позаботиться, чтобы безропотно переносить их (прп. Амвросий, 1). Внутренняя скорбь значит, например, памятозлобствовать или терпеть отсечение своей воли, потому что другой никто не может знать, что у тебя внутри. А внешняя скорбь со стороны других (прп. Амвросий, 2, ч. 2). Всеблагой Господь праведным посылает различные скорби, вопервых, для того, чтобы не ослабевали в подвигах благочестия и, разленившись, не уклонились в противную сторону и не погибли, как сказано у пророка Иезекииля: Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду, – то все праведные дела его не помянутся, и он умрет от неправды своей, какую сделал ( Иез. 33, 13 ). Во-вторых, праведным Господь посылает различные скорби для того, чтобы через это они совершенно очистились от грехов и страстей и получили велие воздаяние в будущем веке, по сказанному: Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную ( Прем. 3, 6 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Языческий период патриарха совсем не препятствовал медиоланскому учителю видеть в Аврааме высокое благочестие. Во второй книге De Abraham мы встречаем два места, где Амвросий, рассуждая о халдейском периоде жизни Авраама, категорически отвергал мысль о том, что патриарх был подвержен каким-нибудь порокам. Первым поводом к этому послужил стих «И Лот пошел с ним» (Быт. 12, 4). Исходя от филоновской этимологии имени Лот как «уклонение», Амвросий оказался перед экзегетической проблемой. С одной стороны, предполагается, что Авраам, отвечая на божественный призыв, идет правым путем, с другой стороны он идет этим путем с «уклонением». Для того, чтобы разрешить эту проблему, святитель признает, что, даже следуя «путем истины», Авраам был все же nutabundus «объят сомнением» . Затем, Амвросий переходит к жизни Авраама, предшествовавшей призванию Божьему: По большей части [Авраам] был ведом обманчивым образом благого, но он не отклонялся вполне. Ибо не сбиваться свойственно [только] совершенному, осторожному же свойственно не отклоняться окончательно. Не сбивался никогда только Тот, о Ком написано: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе (Ис. 7, 14). Авраам не мог избирать благое прежде, чем он познал худое. Но он был привязан к небесным повелениям, чтобы не уклоняться от истины . Из контекста видно, что речь тут идет скорее о заблуждениях разума, то есть неверном представлении о Боге, чем о порочной жизни. Но чтобы оправдать Авраама и от этого, Амвросий приводит сильный довод: только Христос не мог ошибаться. Для остальных же ошибки являются своего рода вспомогательным средством к совершенствованию. Соответственно, то, что Авраам следует за Богом с «уклонением», вовсе не компрометирует святого, а лишь свидетельствует о том, что как бы праведен он не был, в своей праведности он не смог превзойти Христа. Второе место, где святой Амвросий говорит о благочестии Авраама в халдейский период, мы находим в толковании 5 стиха 12-ой главы: «И взял Аврам с собой Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране». Речь идет о выражении possidere omnem animam . Принимая прямой смысл этого выражения как «владеть людьми», «владеть слугами», святитель находит другой способ чтения, а именно possidere animam suam , что заведомо изменяет смысл:

http://bogoslov.ru/article/791027

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010