В поисках более подходящего места для своей общины преподобный Зосима предпринял путешествие по окрестным сибирским пределам и рядом с городом Туринском (который находился в Тобольской, а не Иркутской, как Кузнецк и деревня Сидоровка, епархии) облюбовал запустевший монастырь, храм которого после секуляризации 1764 г. был обращён в приходскую церковь 28 . Заручившись поддержкой архиепископа Тобольского Амвросия (Келембета), старец отправился в Петербург, чтобы в Святейшем Синоде лично добиться возобновления Туринского Свято-Николаевского монастыря и обращения его в женское общежитие. Поездка эта продолжалась с осени 1821 до октября 1822 г. 29 . С собой преподобный Зосима вёз доверенность от четырёх своих духовных дочерей (А. Н. и Н. М. Васильевых, Е. Романовой, А. И. Конюховой), которой ему поручалось вести от их лица дело о преобразовании Туринского монастыря. При этом сам старец выступал как “отставной поручик Захар Верховский”. Именно как мирянин он фигурирует во всех официальных документах, а также в переписке с церковными и государственными инстанциями. Это могло означать, что его постриг в Коневском монастыре (который состоялся в 1791 или 1792 г.) не был соответствующим образом проведён по духовному ведомству, и социальный статус отца Зосимы не изменился, что позволяло ему пользоваться преимуществами дворянского состояния, передвигаться по стране, заключать сделки, не будучи формально связанным с консисторским начальством. Прошение сестёр и старца было удовлетворено. Император Александр I подписал соответствующий указ 13 февраля 1822 г. Согласно утверждённому решению, туринское общежитие было открыто на правах третьеклассных женских монастырей (что предполагало штатное число монахинь — до 12 человек), начальница общежития должна была избираться из среды сестёр, а не присылаться со стороны епархиальным начальством (на этом условии особенно настаивал отец Зосима). Он сам назначался попечителем общежития, в ведении которого находились хозяйственные нужды обители: распоряжение её угодьями и пожертвованиями в её пользу, а также “исправление строений монастыря”. Общежитие подчинялось тобольской епархиальной власти в церковно-административном, но не в финансово-хозяйст­венном отношении, поскольку должно было существовать “от собственного и благотворителей содержания” 30 . При этом в докладе Синода подчёркивалось, что попечитель должен жить вне монастыря, “не нарушая уединённого жития посвящающих себя оному”, то есть старец рассматривался как внешний по отношению к общежитию мирской человек 31 .

http://pravmir.ru/turinskaya-tragediya/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Василиск Туринский. Икона. XX в. Прп. Василиск Туринский. Портрет. XIX в. (Гаврилов Василий Гаврилович; ок. 1740, дер. Иванищи близ Калязина - 29.12.1824, туринский во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-рь), прп. Туринский (пам. 29 дек., в Соборе Брянских святых и в Соборе Екатеринбургских святых). Из крестьянской семьи. С детских лет Василий отличался трудолюбием, стремлением к уединенной молитве, в юности любил слушать проповеди Тверского еп. св. Гавриила (Петрова) в Макариевом калязинском мон-ре, повлиявшие на его духовное становление. Вступив в брак, по взаимному согласию с женой жил в целомудрии. Ежегодно под предлогом поездки на заработки трудился в мон-рях. Ок. 1777 г. оставил семью, ушел в Островскую пуст. Владимирской губ., настоятель к-рой, ученик прп. Паисия (Величковского) иером. Клеопа I дал Гаврилову благословение на пустынножительство. Первоначально Гаврилов подвизался вместе со своим старшим братом Космой, позже с 2 пустынниками в лесах Чувашии, затем перешел в Брянские леса под руководство старца Площанского мон-ря иером. Адриана (Блинского), к-рый постриг его в монашество с именем Василиск. Здесь же преподобный познакомился со своим буд. учеником и духовным другом прп. Зосимой (Верховским) . Осенью 1788 г. иером. Адриан перешел в Коневецкий мон-рь , и с 1792/93 г. В. также подвизался на о-ве Коневец, в 3 верстах от мон-ря. Летом 1799 г. инок оставил Коневецкую обитель и вместе с прп. Зосимой ушел в Малороссию и Крым, осенью 1800 г. перебрался в Сибирь. Архиеп. Варлаам I (Петров-Лавровский) дал подвижникам разрешение жить на территории Тобольской епархии, и в 1802 г. они поселились в лесах Кузнецкого у. К 1818 г. вокруг иноков сложилась жен. община. В 1821 г. прп. Зосима по благословению В. обратился к Тобольскому архиеп. Амвросию (Келембету) с прошением основать жен. обитель на месте упраздненного в 1764 г. муж. мон-ря в г. Туринске Тобольской губ. Открытию туринского во имя свт . Николая Чудотворца жен. мон-ря (1822) способствовали почитавшие В. и прп. Зосиму Московский митр. св. Филарет (Дроздов) и министр духовных дел кн. А. Н. Голицын . С осени 1822 г. В. нес подвиг старчества в новообразованной обители. Учеником В. был прав. Петр (Мичурин) . В. был погребен 4 янв. 1825 г. в Туринском мон-ре. В 1913 г. над могилой подвижника была поставлена часовня во имя мч. Василиска. В 2000 г. мощи В. были обретены и перенесены в екатеринбургский во имя Всемилостивого Спаса мон-рь .

http://pravenc.ru/text/149787.html

От самого своего основания Мгарский монастырь играл выдающуюся роль в духовной жизни Украины, всегда оставаясь твердыней Православия. В 1622 году Исаия Копинский основал здесь братство, которое активно противостояло окатоличиванию левобережных украинцев. В начале 1654 года, на пути из Москвы в Константинополь, в монастыре остановился Цареградский патриарх Афанасий III (Пателарий) . Здесь же он по воле Божией предал свою душу Господу, оставив завещание похоронить себя в этом монастыре. В 1662 году святитель Афанасий был прославлен в лике святых, а тело его было обретено нетленным. До 1936 года мощи святителя находились в Мгарском Спасо-Преображенском монастыре. Ныне они покоятся в Кафедральном Благовещенском соборе г. Харькова. С 1737 года игуменом, а с 1744 года первым архимандритом монастыря был будущий святитель Белгородский Иоасаф (Горленко) . В 1785 году на месте, где любил уединяться свт. Афанасий была построена колокольня. В том же году основан и скит с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы. Население монастыря складывалось, в основном, из запорожских казаков, принявших монашество. В 1663 году под монашеским именем Гедеон здесь пребывал сын Богдана Хмельницкого Юрий. Мгарский монастырь оказал значительное влияние на духовное становление прп. Паисия Киево-Печерского (уроженца г. Лубны), оптинского игумена Феодосия (Попова) , настоятеля Святогорской Успенской пустыни архимандрита Германа и многих других подвижников благочестия. На территории монастыря похоронены Константинопольский патриарх Серафим (Анин), Киевский митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский) , архиепископ Тобольский Амвросий (Келембет), а также епископ Полтавский, а затем Псковский, Мефодий (Писнячевский). В XVII–XVIII столетиях была создана Летопись Мгарского монастыря, рукописи которой хранятся в научных библиотеках Украины. В 1919 году, в ночь с 5 (18) на 6 (19) августа, на престольный праздник Преображения Господня, большевики расстреляли 17 мгарских монахов во главе с игуменом Амвросием. Новомученики похоронены за алтарем скитской церкви Благовещения.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Туринский Свято-Николаевский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Туринский Свято-Николаевский женский монастырь был основан в 1624 году архиепископом Киприаном, который рекомендовал иеромонаху Макарию отделить из Покровского женского монастыря проживавших там иноков и поселить их в верхней части города на берегу р. Туры. Вновь открыт в 1994 году. Содержание История [ править править код ] Туринский Покровский девичий монастырь основан в 1604 году, вскоре по основании (1600 г.) Туринского острога, но не было в нем установленного порядка. Монахини и монахи жили в одной церковной ограде и не было у них ни игумена, ни игуменьи, кроме одного священника, для отправления богослужения. Посему Преосвященный архиепископ Киприан (Старорусеников) послал в город Туринск иеромонаха Макария, чтобы в тамошнем монастыре ввести надлежащее установление. Иеромонах Макарий отделил монахов в построенный в 1624 году Николаевский мужской монастырь, а монахини оставлены в женском Покровском (до 1740 г.). Первая, построенная в мужском монастыре деревянная церковь была во имя Святителя Николая; при ней находился придел во имя Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. В 1775 году в Николаевском мужском монастыре заложена каменная церковь (построена и освящена в 1785 г.) в честь Вознесения Господня, на пожертвования доброхотных дателей, и старанием Туринского воеводы Ивана Андреевича Панаева. К Вознесенской церкви пристроено еще два придела: первый – во имя Одигитрии Божией Матери, с южной стороны, а второй – во имя Святителя Николая, с северной стороны (освящены 16.10.1778 г.). В 1820 году отставной поручик из смоленских помещиков Захарий Богданович Верховский с духовным другом и отцом, крестьянином Тверской губернии Василием (тайные постриженики в монашество, первый под именем Зосимы (1768-1833, память 24 октября/6 ноября), а второй – Василиска (1824, память 29 декабря/11 января), вознамерились искать в глубине Сибири уединеннаго и пустыннаго места для безмолвнаго жительства и спасения душевнаго; остановились в 40 верстах от г. Кузнецка Тобольской губернии. В числе первых благодетелей были благодетельницы, которые переселились из города на жительство в пустыню к монаху Захарию и подчинили себя пустынным уставам и правилам, всего до 10 человек. По настоянию собравшихся богомолец-просительниц, Зосима обратился для устроения общежития к Преосвященному архиепископу Амвросию I (Келембет) с просьбой уступить для водворения собранных им богомолец какой-либо из мужских монастырей в Тобольской епархии. С согласия Преосвященного Зосима избрал Туринский Николаевский мужской.

http://azbyka.ru/palomnik/Туринский_Свят...

В 1848 году архиепископом Тобольским и Сибирским Георгием Александр Сулоцкий был рукоположен в сан диакона, затем священника и направлен в город Омск на должность законоучителя Сибирского кадетского корпуса и настоятеля храма при этом учебном заведении. За усердное пастырское служение в 1863 году священник Александр Сулоцкий был возведен в сан протоиерея. Тридцать лет прослужил отец Александр в Омске. Он уделял очень много внимания своей преподавательской работе, состоял председателем правления Омского Духовного училища. Главным предметом трудов А. И. Сулоцкого была церковная история Сибири. В рукописи «О составлении церковно-исторического и статистического описания епархий» отец Александр изложил свой взгляд на важность церковно-исторических исследований. Он писал: «История Российской Церкви – один из главных предметов духовного образования и как наука служит весьма важным пособием к основательному изучению истории Отечества». Отец Александр является одним из основоположников церковного краеведения, он во многом предвосхитил современные требования к описанию памятников прошлого, показал важность церковно-исторических описаний. За монографию «Филофей Лещинский, митрополит Сибирский и Тобольский» А.И. Сулоцкий был удостоен звания магистра богословия. Архив протоиерея Александра Сулоцкого хранится в Государственном архиве Тюменской области, фонд 144. Александр Иванович Сулоцкий скончался 3 мая 1884 года от туберкулеза. Печатные труды 794 . Авторская исповедь//Тобол, епарх. ведомости. – 1884. – 10. 795 . Антоний (Знаменский), архиепископ Тобольский: [Биогр. очерк). – СПб.: Тип. Духов. журн. «Странник», Ценз. 1863. – 49 с. – Отт. из: Странник. – 1868. – Окт. 796 . Архиепископ Евгений (Казанцев) как архипастырь Тобольский//Странник. – 1872. -Апр. 797 . Архиепископ Тобольский Амвросий (Келембет). – [СПб. : Тип. духов, журн. «Странник», Ценз. 1874. – 83 с. – Отт. из: Странник. – 1874. 798 . Архиереи из сибирских уроженцев: Иоанникий Павлуцкий, епископ Воронежский. – [СПб.]: Тип. духов, журн. «Странник», Ценз. 1868. – 12 с. – Из.: Странник. – 1868.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Василиск Сибирский, Туринский, прп. - житие Василиск (в миру – Гаврилов Василий Гаврилович; родился ок. 1740, в деревне Иванищи близ Калязина, умер 29,12,1824 г., прп. Туринский (пам. 29 дек., в Соборе Брянских святых и в Соборе Екатеринбургских святых). Родом из крестьянской семьи. С детских лет Василий отличался трудолюбием, стремлением к уединенной молитве, в юности любил слушать проповеди Тверского епископа св. Гавриила (Петрова) в Макариевом калязинском монастыре, повлиявшие на его духовное становление. Вступив в брак, по взаимному согласию с женой жил в целомудрии. Ежегодно под предлогом поездки на заработки трудился в монастырях. Ок. 1777 г. оставил семью, ушел в Островскую пустынь Владимирской губернии, настоятель которой, ученик прп. Паисия (Величковского) иером. Клеопа I дал Василию Гаврилову благословение на пустынножительство. Первоначально Василий подвизался вместе со своим старшим братом Космой, позже с 2 пустынниками в лесах Чувашии, затем перешел в Брянские леса под руководство старца Площанского монастыря иеромонаха Адриана (Блинского), который постриг его в монашество с именем Василиск. Здесь же преподобный познакомился со своим будущим учеником и духовным другом прп. Зосимой (Верховским). Осенью 1788 г. иером. Адриан перешел в Коневецкий монастырь, и с 1792/93 г. Василиск также подвизался на острове Коневец, в 3 верстах от монастыря. Летом 1799 г. инок оставил Коневецкую обитель и вместе с прп. Зосимой ушел в Малороссию и Крым, осенью 1800 г. перебрался в Сибирь. Архиепископ Варлаам I (Петров-Лавровский) дал подвижникам разрешение жить на территории Тобольской епархии, и в 1802 г. они поселились в лесах Кузнецкого уезда. К 1818 г. вокруг иноков сложилась женская община. В 1821 г. прп. Зосима по благословению Василиска обратился к Тобольскому архиеп. Амвросию (Келембету) с прошением основать женскую обитель на месте упраздненного в 1764 г. муж. монастыря в г. Туринске Тобольской губернии. Открытию туринского во имя свт. Николая Чудотворца женского монастыря (1822) способствовали почитавшие Василиска и прп. Зосиму Московский митрополит св. Филарет (Дроздов) и министр духовных дел князь А. Н. Голицын. С осени 1822 г. Василиск нес подвиг старчества в новообразованной обители. Учеником его был прав. Петр (Мичурин). Василиск был погребен 4 янв. 1825 г. в Туринском монастыре. В 1913 г. над могилой подвижника была поставлена часовня во имя мч. Василиска. В 2000 г. мощи Василиска были обретены и перенесены в екатеринбургский во имя Всемилостивого Спаса монастырь. Частица мощей св. прп. Василиска находится в Туринском Свято – Николаевском женском монастыре.

http://pravicon.com/info-1953

Благосостояние академии, со стороны внешнего обеспечения, во всё это время находилось в цветущем виде. Кроме ежегодно отпускаемой суммы на содержание, она имела и свои собственные капиталы, задолго пред сим внесённые в Сохранную Казну разными её благотворителями. Сберегаемые по всей строгости благоразумной экономии, они год от году увеличивались, и академия часто находила себя в возможности вносить значительные остатки, для приобщения к тем капиталам, которые оставались неприкосновенными; так что в 1825 году она имела своих собственных денег до четырёх сот тридцати восьми тысяч, семисот шестнадцати рублей семидесяти копеек ассигнациями, с которых получала узаконенные проценты двадцать одну тысячу девятьсот двадцать пять рублей восемьдесят три копейки. Библиотека академическая также приумножалась время от времени теми же способами, как и прежде, Из числа жертвователей, в этот двухлетний период, особенно заслуживают благодарную память сыновья коллежского асессора Николая Михайловича Беличи, капитаны Сампсон и Лев и поручик Григорий Беличи, принёсшие академии в дар 103 книги на разных языках, как знак признательности за воспитание, полученное родителем их в древнейшем нашем училище. По случаю кончины преосвящ. Амвросия Келембета приобщены с академической библиотек 149 книг разного содержания. Между другими благотворителями примечательны: действительный статский советник Мартынов и тайный советник, граф Хвостов. В октябре 1825 года совершенно окончен постройкою новый трёхэтажный корпус академический, под наблюдением городового архитектора Андрея Меленского, и в тоже время переведены туда Правление, наставники, студенты низшего отделения, и потом библиотека и физический кабинет. Постройка этого корпуса с внутреннею обделкою и с вещами, необходимыми для жительства, обошлась в 268,944 р. 21 коп. ассигнациями. За несколько же времени пред сим (14 декабря 1824 г.) торжественно совершено освящение обновлённого храма Благовещения Пресв. Богородицы, так называемого Конгрегационного. Сам первосвятитель Киевский, в присутствии духовенства из всех Киевоподольских церквей, совершил этот высокий обряд. Замечательно что крестный ход, пред началом освящения, имел торжественное шествие вне монастыря. Студенты академии, ученики семинарии и уездных училищ предшествовали духовенству, за которым следовал митрополит, нёсший на главе своей святые мощи. Процессия двинулась по левую сторону Богоявленской церкви чрез северные врата Киевобратского монастыря, улицею мимо старого академического корпуса и вошла в двор монастырский святыми вратами. На литургии ректор академии, архимандрит Мелетий произнёс приличное торжеству слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все сборы к путешествию на Кавказ кончились к 17 марта – дню Алексия Божия человека; а 19, в субботу крестопоклонной святого поста седмицы, Преосвященный Кавказский отбыл из святого Киева во град креста на Богоданную паству свою со многими скорбями, – с скорбию и жалением о св. граде, в коем, по милости Божией, в продолжении двенадцати лет сподобился провести лучшие лета своего жития и благополучно (еще и неплодно) пройти различные послушания в тамошней академии, семинарии и митрополии; с скорбию и опасением от представления пути дальнего, трудного в месяц самый тяжелый для слабогрудных; с скорбию наконец и грустью о предстоявшем бесприютстве и о житейских заботах и попечениях, к коим всегда был не сроден и неспособен, в чем и с детства укоряли его родители, с родительским сердоболием, называя расточительным потому, что у него не было своего ничего, а все принадлежало имеющим нужду. Благотворители его, благоприятели и друзья киевские (а паче, по благоволению Христову меньшие его братья – нищие) проводили его в час пополудни из Киево-злато-верхомихайловской обители, с любовию скорбною и многослезною. Далее всех, несмотря на разлив Днепра, проводил г. Профессор академии Димитрий Иванович Макаров – ныне наместник Киево-Печерской Лавры, архимандрит Лаврентий. 20-го, в воскресенье, слушал Божественную литургию в Бориспольской Михайловской церкви. Здесь вечером, услышав песни, впал в грех осуждения и сделал замечание священнику, у которого имел ночлег. 21-е провел в Переславле, где в отсутствие Преосвященнейшего Гедеона, в Святейшем Синоде заседающего, принят и добре упокоен ректором (по зданиям убогой) семинарии, архимандритом Флавианом и добродетельным сверстником своим по Севской семинарии, протоиереем Павлом Диомидовым, который в детстве и юношестве моем блюл мою нравственность как видимый Ангел хранитель и которого боялся я, как совести. 24-е и день Благовещения находились мы, путники кавказские, в знаменитой Лубенской обители. Тут поклонились и помолились Святителю Афанасию и по смерти седящему бодренно – за то, что не любил во временной сей жизни леностно возлегать на одре, подобно некоторым.., от них же первый сие пишущий; воздали подобающую честь Преосвященному Амвросию Келембету, первому Святителю Оренбургскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

На Оренбургскую епархию с кафедрой в Уфе, поставленную последней (20-й) среди третьеклассных епархий, 13 ноября 1799 г. вступил епископ Амвросий Келембет, из архимандритов новгородского Юрьевского монастыря. Содержание его дома и штата по III классу определено вновь, причем, по положению 18 декабря 1797 г., к архиерейскому дому вновь приписана полная пропорция земли с угодьями, мельницами и рыбными ловлями. 1174 По крайней мере, так постановил Св. Синод в своем докладе. Как ни странно, во всей огромной вновь зарождаемой Оренбургской епархии не оказалось ни одного штатного мужского монастыря. Св. Синод обратил внимание на это обстоятельство при самом учреждении кафедры, заявив в своем докладе, что мужскому монастырю и пристойно, и необходимо быть в Оренбургской епархии. По справкам оказалось, что до учреждения Екатерининских духовных штатов в Уфе существовал Успенский Богородицкий мужской монастырь, обращенный в 1764 г. в приходскую церковь . Этот то монастырь решено восстановить, учредив в нем, на основании указа 18 декабря 1797 г. – архимандрию. Чтобы не требовать новой суммы из казны на содержание восстановленного монастыря, в него переведен штат коломенского третьеклассного Спасского монастыря. Так открыта новая окраинная епархия с кафедрой в Уфе, где еще в 1667 году предполагалось учредить епископию. С образованием и устройством Оренбургской и Уфимской епархии, Казанская и Симбирская, ранее «и Свияжская», епархия окончательно введена в границы двух губерний – Казанской и Симбирской, в которых насчитывалось около 1200 церквей, в том числе 281 цер. по Симбирской губернии поступили из Нижегородской епархии, именно Алатырь – 95 ц., Саранск – 93 ц., Курмыш – 73 ц., Инсарского уез. – 14 ц., Корсунского уез. – 6 цер. Из Тамбовской епархии по Симбирской губернии поступило в Казанскую епархию 75 церквей: 65 ц. по Инсарскому уезду и 10 – по Саранскому. Кроме того в Казанской епархии, как известно, оставлены церкви Уральского войска, числом – 6. ц. 1175 Тобольская и Сибирская епархия тогда же введена в границы одной Тобольской губернии с 389 церквами. XXXV

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

—449— да 23 года. Дальнейшее его служение проходило на посту ректора семинарий в Уфе и в Тобольске. Тобольский архиерей, иерарх подвижнической жизни, преосвященный Амвросий (Келембет) очень тепло относился к близкому ему по духу архимандриту Филарету и охарактеризовал его в своём донесении Святейшему Синоду словами: «Это не человек, а ангел во плоти» 1222 . Именно в Тобольске в короткое время раскрылись педагогические и административные таланты архимандрита Филарета. Ничего не препятствовало развитию его аскетических наклонностей. Среди тобольчан он стал приобретать славу человека святой жизни. Однако пребывание его в Сибири было недолгим. Указом Святейшего Синода от 2 декабря 1813 г. архимандрит Филарет был назначен настоятелем Иосифова Волоколамского монастыря и вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божьего, к коей, по традиции, вызывались архимандриты, которых в Синоде рассматривали как возможных кандидатов на епископские кафедры. Покинув Сибирь, Филарет оставил там добрую память о себе. Интересно, что его канонизация прежде всего, ещё в 1984 г., произошла в лике святых, в Земле Сибирской просиявших. Вскоре после прибытия в Петербург архимандрит Филарет назначается инспектором Санкт-Петербургской духовной академии и одним из первых удостаивается степени доктора богословия (в то время это была синодальная награда, причём весьма редкая). В столице Филарету пришлось служить недолго. Вскоре он отбыл в Троице-Сергиеву лавру в связи с назначением на должность инспектора Московской духовной академии. Назначение это было сделано Синодом вопреки представлению Августина (Виноградского) , который рекомендовал на эту должность иного кандидата. Впрочем, архиепископ Августин вскоре оценил деятельность архимандрита Филарета по обустройству Академии. Через два месяца после его назначения он писал в Петербург ми- —450— трополиту Михаилу (Десницкому) : «Отцом инспектором архимандритом я очень доволен» 1223 . Работать Филарету пришлось чрезвычайно много, так что не хватало времени для сна.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010