Он предсказывает далее, что явятся люди, „которые будут растлевать книги святых евангелий, пиша тропари и эллинские сочинения (τροπρια κα λληνικος λγους) и будет разливаться ум по тронам и по сочинениям эллинским“. 218 Пение западной церкви сначала было также ритмическое. Древнее амвросианское пение, при всей его простоте, имело размер и хроматические ударения, унаследованные им от первенствующей восточной церкви. Гимн св. Амвросия „Te Deum laudamus“, весьма сходный по мыслям и выражениям с гимном св. Григория Богослова (Σ τν φθιτον μονρχην), не имеет стоп, но в пении принимает вид стихотворения, именно он распределен на взаимно соответственные периоды и колена, в которых самое последование сильных и слабых времен усматривается правильное наподобие нашего такта в ¾ или, при ускоренном темпе, в . С 11 века, под влиянием свежих течений с Востока и из Калабрии, встретившихся в Константинополе, допущены в церковном пении отступления от окончательно установленной в 8 веке системы церковного пения и способов его исполнения, выразившиеся особенно в избытке искусственных украшений пения, в его витиеватости, сложности и растянутости. Направление это достигло высшей точки своего развития и стало господствующим особенно в 13 и 14 веках. Сообразно с вышеуказанными тремя главными источниками церковного пения и мелодическое движение в нем и ритм доныне имеют характер троякого вида, именно: 1) речитатива. 2) пения мелодического и 3) пения украшенного. Речитатив есть пение древнейшего происхождения, но не достаточествующее мелодическим движением и близкое к чтению. В нем большая часть слогов произносится унисонно, скороговоркой, без определенной меры, и только заключения периодов скрашиваются мелодическим оборотом, иногда имеющим определенный размер. Колена и периоды в этом пении заключают в себе весьма большое количество слов и не имеют равномерного деления; первые могут состоять из 23 слогов до 20 и более. При этом в продолжение пения только некоторые ударения слов текста отмечаются незначительным повышением или протяжением звука.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

I. Католическая церковная музыка 1 . Амвросианское и григорианское пение. Западная Церковь заимствовала основы своего богослужения от церкви Восточной. Пример влияния Востока на устройство Богослужебного чина на Западе можно видеть в установлении св. —499— Амвросием антифонного пения, впервые появившегося в Восточной, Антиохийской церкви. «Когда Св. Амвросий Медиоланский управлял с 369 по 375 годы префектурой верхней Италии, он принял св. крещение и был избран в епископы медиоланские. В этом сане его сердечно приветствовал Архиепископ Каппадокийский св. Василий, нареченный Великим. Св. Василий прислал Амвросию также и свои уставы о литургии (institutiones liturgicae), которые последним были переведены на латинский язык и введены в употребление в общинах медиоланской епископии. Таким образом, Амвросий должен был обучить свою паству греческим гласам, чтобы поставить её в возможность употреблять их в своих церквах. Что это действительно так было, о том свидетельствует св. Августин, утверждая, что «тогда было установлено петь гимны на манер восточных общин». 2405 Составленный Амвросием гимн: «Тебе Бога хвалим» и по своему содержанию, и по некоторым выражениям имеет большое сходство с хвалебно-молитвенным гимном Триипостасному Богу св. Григория Назианзина . Но так как св. Григорий Назианзин писал свои гимны в уединении в 382 году, а гимн Амвросия относится к 386 году, то нет никакого сомнения, что этот хвалебный гимн Амвросиевский есть, собственно говоря, гимн греческой церкви IV века. Если церковное пение Западной Церкви и не было по своему происхождению вполне самостоятельным, все же пение, установленное св. Амвросием Медиоланским , может быть, по справедливости, признано первым проявлением оригинального христианского музыкального искусства. Св. Амвросий Медиоланский (374–397) дал твердую опору церковному пению, положив в основание церковных мелодий 4 греческих лада, 2406 которые получили наименование —500— главных, или автентических. Позднее лады эти, путем перенесения второго тетрахорда в ладе на октаву вниз, разрослись в восемь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

д., с точностью повторяя греческие лады. Всё отличие Григорианского пения от прежнего состояло в том, что оно утратило прежний речитативный характер амвросианского пения и не было уже в такой степени ритмическим, как пение амвросианское, – оно превратилось в одну сплошную мелодию, в которой музыка выдвигается над текстом и господствует над ним. Григорианское пение, в отличие от амвросианскаго, не зависело от долготы и краткости слогов текста и состояло преимущественно из тонов одинаковой ритмической продолжительности, отчего и получило название равного (cantus planus). Система Григорианского пения доселе служит основанием для Богослужебного пения Римско-Католической церкви. Главным источником жизни и учения святого Григория служат, конечно, его собственные творения, особенно в его письмах, доходящих до 850. Лучшие издания сделаны Дионисием Саммартаном (Париж, 1705, в 4 том.) и Галлициоли (Венеция, 1768–1776, в 17 том.). Вслед за тем, по важности, идут древние жизнеописания: 1) в liber Pontificalis у Муратори: Scrip. Her. Jtal. III; 2) у Каннизия: Thes., Antwerp., 1725, II; 3) у Павла Диакона (VIII века); и 4) у Иоанна Диакона (IX в.), оба in Opp. Greg. Некоторые замечания можно также найти у Павла Диакона: De gestis Longobardorum, III, 24–25, IV и V; у Григория Турского : Annales Francorum. Х. I-2; Беды: Hist. Eccl. Angl., I, 23–27, 33. II, 1–3. Среди новейших исследований этого предмета можно упомянуть сочинения Бианки – Джиовини. Милан, 1844. Лау. Лейпциг, 1845; Ифалера, Франкфурт, 1852; Бариаби Лондон, 1879. По частным предметам можно указать: Герберт, De canta et musica sacra, Бамберг, 1744; Guetteë La papaute moderne Greg, le grand, Paris, 1861. Из его творений на русском языке имеются: «Беседы на пророка Иезекииля» в двух книгах, перевод с латинского архим. Климента (Казань, 1863 г.). Из исследований о нем см. нач. диссертации проф. А. Пономарева, «Собеседования святого Григория Великого о загробной жизни в их церковном и историко-литературном значении». СПБ. 1896 г. Там же указана и вся относящаяся сюда литература. Пр. Д. Разумовский , Церковное пение в России. Вып. I. стр. 17–19. Свящ. В. Металлов, Очерк истории православного церковного пения в России, стр. 17–19. Ст. А. С-ва, «Богослужебная музыка Западной церкви» в Чтен. в Общ. Любит. дух. просвещения 1 кн. 1889 г. Читать далее Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь, содержащий в себе необходимыя для каждаго сведения по всем важнейшим предметам богословскаго знания в алфавитном порядке : издание под ред. проф. А. П. Лопухина : с иллюстрациями и картами. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. (Общедоступная богословская библиотека)./Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - с., 1216 стб., 4 л. портр., карты : ил., портр./Митропольский А.А. Григорий Великий (Двоеслов), папа Римский. 661-669 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

В дополнение и развитие музыкально-певческих оснований, принятых Церковью в первом веке, в период второго-четвертого веков выработаны были следующие положения: Главные деятели церковною пения во II–IV веках  Св. отцы Церкви — устроители церковною пения: Вторая сторона той же деятельности состояла в разработке музыкально-теоретических вопросов, выдвигаемых жизнью церковно-певческих кругов. В этом отношении литературные труды святых отцов являются особенно важными, как опора в дальнейшей работе по выяснению вопросов о церковном пении и его задачах. Наконец, святыми отцами проявлена огромная организаторская деятельность по устроении хорового пения, заменившего собою прежнее — всенародное Глава III. Пение в V–VIII веках Развитие осмогласия в Западной и Восточной Церквах  Появление ересей и успешное распространение их вызвало в церковной жизни усиленную, деятельность не только по выяснению православной догматики, но и по приведению внешнебогослужебной стороны в наибольший порядок и вящее благолепие. Отсюда — широкое развитие песнотворчества как средства для выражения правых учений и для поддержки их в сознании народных масс. В музыкальном отношении это развитие направлялось в сторону отмежевания церковно-певческого искусства от мирского путем ограничения числа ладов и строев музыки, допустимых для богослужебного применения. Еще в IV веке замечалось определенное тяготение к диатонизму, как наиболее уместному для Церкви роду музыки, и к избранным только ладам (а не ко всем им безразлично), как единственно достойным служить основой для церковных мелодий. В период V–VII веков эта тенденция отбора привела к созданию осмогласия в качестве незыблемой церковно-музыкальной системы, в границах которой должно существовать и развиваться впредь богослужебное пение. Ход постепенного образования осмогласия и закрепления его в практике богослужения в общих чертах таков. Западная Церковь в IV и начале V века окончательно установила у себя господство пения на четыре гласа (дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский), построенные притом исключительно в диатоническом роде, отвергнув прочие лады и роды. Это пение впервые было введено стараниями епископа Амвросия, почему и было впоследствии названо амвросианским. В своих главных основаниях оно было общецерковным, близким к пению Восточных Церквей.

http://azbyka.ru/kratkij-ocherk-istorii-...

Первоначальная версия ординала, составленная в кон. XI в., при аббате Одеризии I, неоднократно редактировалась и дополнялась; сохранилось 8 рукописных версий кон. XI-XIII в. (5 рукописей происходит из М.-К., 3 - из аббатства Св. Софии в Беневенто). Среди церемоний, описанных в ординале,- капитул, на который монахи собирались ежедневно после утренней мессы. Чин проведения капитула включал молитвы и песнопения, «увещевание» аббата монахам, покаяние и отпущение грехов, чтение из мартиролога , а также из гомилиария или Устава св. Бенедикта. Согласно более полному описанию из беневентской рукописи, на капитуле произносились молитвы об усопших; аббат давал распоряжения монахам и решал вопросы, связанные с дисциплиной (Ibid. P. 142-143, 359-360, 373-374, 574-575; ср. описание капитула в каролингском «Memoriale qualiter», к-рый был известен в М.-К. в X в.: CCM. T. 1. P. 234-238). Для использования на капитуле были предназначены рукописи «исторических» мартирологов, созданные при Дезидерии (Vat. lat. 4958 (мартиролог Адона Вьеннского); Neap. VIII C. 4). Инициал «О» из гомилиария. 1-я пол. XI в. (Cassin. 109. P. 295) Инициал «О» из гомилиария. 1-я пол. XI в. (Cassin. 109. P. 295) Сопоставление чинопоследований 2-й пол. XI в. с более ранней практикой М.-К., о к-рой сохранились фрагментарные сведения, показывает, что при Дезидерии в аббатстве были проведены литургические преобразования. В это время монастырское богослужение отличалось не только от обычаев, зафиксированных в рукописи Cassin. 175, но и от чинопоследований общих оффициев чинам святых, которые содержатся в рукописи Гримоальда (Cassin. 230. P. 157-168, ок. 1060) (см.: Kelly. 2008. P. 50-52, 56). В 1058 г. папа Стефан IX(X) запретил использовать «амвросианское» (беневентское) пение в М.-К. (Chronica monasterii Casinensis. II 94; подробнее см.: Kelly T. F. The Beneventan Chant. Camb., 1989. P. 30-40). В обители было введено григорианское пение ; вероятно, при Дезидерии для обучения певчих был приобретен сборник музыкально-теоретических трактатов (Cassin.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Обогащая таким образом богослужение Западной Церкви новыми службами и молитвословиями, Григорий Двоеслов , в то же время, много содействовал, подобно Амвросию Медиоланскому , улучшению и церковного пения на Западе, став отцом, так называемого, «равного» пения (cantus planus), построенного в октавной системе и, состоящего, преимущественно, из тонов одинаковой ритмической продолжительности, тогда как амвросианское пение, в противоположность этому, называется строго диатоническим, т. е. таким, где ритм зависит от размера слогов текста (долгих и коротких). При служениях папы до сих пор предпочтительно употребляется пение григорианское, как более простое и, вместе с тем, выразительное. Извлечение из «Пастырского правила» Приведем извлечение из «Пастырского правила» Григория Двоеслова , как самого лучшего и наиболее целостного его сочинения – о важности и трудности священства. Святителя Григория, как и, соименного ему, Григория Богослова , а, также, Иоанна Златоуста , современники упрекали за уклонение от принятия на себя пастырского служения. В настоящем сочинении, посвященном одному из своих друзей (Иоанну, еп. Равенскому, который, как видно, тоже упрекал его за такое уклонение), святитель Григорий излагает «все, что относится к трудности и важности этого служения, желая предостеречь, как тех, кто еще не вступил в звание пастыря, чтобы в избрании сего не быть опрометчивым, так и тех, кто еще не готов к пастырскому служению и необдуманно домогается этого звания; чтобы на принятие оного смотрели со страхом и трепетом». Никто в мире не берется учить других какому-либо искусству, тщательно не изучив его сначала сам. Как же безрассудно поступают те, которые дерзают принимать на себя пастырское служение, нисколько не приготовившись к этому служению, между тем, как управление душами человеческими есть искусство из искусств! А кто не знает, что душевные болезни сокровеннее и опаснее болезней телесных? Однако же, часто случается видеть, что, вовсе не знакомые с духовными правилами, не страшатся выдавать себя за врачей душ, в то время, как, не знающие силы и действия трав и мазей, не смеют выдавать себя за врачей телесных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

В исследовательской лит-ре существует неск. объяснений слов свт. Григория. Согласно гипотезе Э. Бишопа, в раннем рим. обряде месса начиналась с молитв верных. Поскольку в вост. обрядах пение К. связано с молитвами верных, то, вероятно, свт. Григорий имел в виду, что в его время молитвы верных стали сокращать или переносить в др. место, оставляя лишь К. ( Bishop. 1918). Данную гипотезу развил Б. Капелль, он попытался доказать, что уже папа Геласий заменил древние молитвы верных (сохранившиеся как Preces Великой пятницы) литанией, к-рая впосл. получила его имя (Deprecatio Gelasii), а свт. Григорий Великий сократил ее, оставив лишь пение K. ( Capelle. 1934). Эту гипотезу принял и Й. А. Юнгманн ( Jungmann. 1952), его труды оказали непосредственное влияние на литургические реформы II Ватиканского Собора (в т. ч. касающиеся пения K.). Однако П. де Клерк показал, что изначально K. не входило в состав Deprecatio Gelasii (вместо K. использовался рефрен «Domine exaudi et miserere», см.: Clerck. 1977. P. 146-147, 170-172). Впервые K. появилось в амвросианской литании Divinae pacis, к-рая, по его мнению, была составлена в V в. по греч. образцу. Простое троекратное K. произносилось в самом конце этой литании (Ibid. P. 156-158). Изменения, внесенные свт. Григорием, заключались не в том, что он убрал литийные прошения, сохранив ответ народа на них, а в том, что он превратил K. в элемент стационального богослужения, сделав его частью обряда входа в храм. Теорию де Клерка развил Дж. Ф. Болдовин, детально изучивший стациональное богослужение крупных христ. центров в позднеантичную и раннесредневек. эпохи. Он также попытался установить, какой именно тип визант. ектении мог быть взят за основу той молитвы, частью к-рой изначально было рим. K. ( Baldovin. 1986). По мнению П. Джеффри, К. является остатком не Deprecatio Gelasii или подобного ему перевода визант. ектении, а литании, образец к-рой сохранился в ирл. традиции (в частности, в Миссале Стоу - Dublin. RIA. Stowe. D II 3. Fol. 12, 30-30v (1-я пол. IX в.)) как «литания апостолов» ( Jeffery. 2008). Подобные литании были в составе Rogationes, пасхальных крестных ходов, ординации нового епископа и т. д.

http://pravenc.ru/text/1840233.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАЛЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ обобщенное название различных певч. стилей, характерных для региональных разновидностей галликанского обряда . Т. зр., в соответствии с к-рой термин «Г. п.» применим для обозначения др. певч. традиций Зап. Церкви ( амвросианского пения , староиспанского или испано-мосарабского пения , беневентанского пения (см. в ст. Беневентанский обряд ) и др.) в наст. время выходит из употребления, что не отрицает связей галликанского стиля с др. древнейшими видами церковного пения и в отд. случаях использования одних и тех же текстов и мелодий. Границы распространения Г. п. совпадают с территорией галльских провинций Римской империи (включая часть Сев. Испании). Г. п. достигло наибольшего расцвета в Нарбоне, Тулузе, Лионе, Арле и Отёне, т. е. в городах, развившихся еще в рим. эпоху и ставших крупными литургическими центрами древней Галльской Церкви. В VIII-IX вв. вместе с введением в Галлии (как и во всем гос-ве Каролингов) римского обряда Г. п. выходит из употребления и сменяется григорианским пением . Однако нек-рые галликанские песнопения вошли в новый певч. репертуар и повлияли на его стилистические особенности. После романизации церковной жизни Галлии отдельные службы или распевы могли сочиняться по старым галликанским образцам. Стиль церковной музыки, распространенный во Франции XVII-XVIII вв. и также называемый галликанским, или старогалльским (vieux gaulois), пением, ничем, кроме названия, с древним Г. п. не связан. Источники Прелегенда «Prosperum iter» (Paris. Bibl. Nat. lat. 776. Fol. 135v, нач. XI в.) Прелегенда «Prosperum iter» (Paris. Bibl. Nat. lat. 776. Fol. 135v, нач. XI в.) Начало вытеснения Г. п. из обихода приходится на период в истории лат. церковного пения, отмеченный полным господством устной традиции. В период введения (IX в.; по нек-рым гипотезам - кон. VIII в.) и распространения ранней невменной нотации (2-я пол. IX в.- Х в.; в нек-рых регионах позднее; см.

http://pravenc.ru/text/161590.html

- антифоны, респонсории, laudes, гимны и preces в чинопоследованиях таинств Крещения и Священства, благословения аббата и аббатисы, освящения мон-ря, благословения больных, отпевания, таинства Покаяния, различных благословений, призывания помощи Божией королю перед битвой и после нее - имеют те же формы, что и в оффиции. Песнопения мессы Староиспан. месса, чин к-рой относится к кафедральному типу богослужения, в целом более украшена, чем римская: почти все ее элементы поются, для каждого текста имеется собственный напев. Нотированные песнопения ординария мессы («Gloria in excelsis Deo», Трисвятое, preces, «Agios», Ad pacem, «Sanctus», «Credo», «Отче наш», «Sancta sanctis», postcommunio) редко встречаются в древних рукописях, но, как правило, включены в рукописные певч. книги для хора, составленные при архиеп. Хименесе де Сиснеросе. Текст песнопения «Gloria», к-рое исполнялось в воскресенья и праздники, отличается от римского и амвросианского. Заимствование «Gloria» в испано-мосарабское богослужение, по-видимому, произошло не ранее X в. В Леонском Антифонарии, в разделе песнопений для рядовых воскресений, содержится 3 мелодические версии «Gloria»: 2 мелизматические, умеренно украшенные, и силлабическая, с очень простым мелосом (транскрипция в изд.: Prado. 1934). Две др. мелодические версии находятся в рукописях Tolet. Arch. Capit. 35. 5, 35. 7. В нек-рых рукописях содержатся мелизматические версии Трисвятого для мессы на греч. и лат. языках. Сохранились 2 мелодические версии Трисвятого в древних рукописях León. Catedr. 8 и Tolet. Arch. Capit. 35.7; в певч. книгах, составленных при архиеп. Хименесе де Сиснеросе, записана мелодия, отличная от обоих древних образцов. Версия preces для мессы, звучавшая только в период Великого поста, из древних источников нотирована в рукописи Tolet. Arch. Capit. 35. 5. По мнению Югло, preces в аквитанском Градуале имеют испан. происхождение ( Huglo. 1955). Песнопение «Agios» совпадает с аккламацией, завершающей возглас «Sancta sanctis». «Agios» содержится в списках Matrit. Acad. Hist. Aemil. 30 (X в.) и León. Catedr. 8. В Liber omnium offerentium, составленной при архиеп. Хименесе де Сиснеросе, мелос этого песнопения представляет собой простую речитацию.

http://pravenc.ru/text/674999.html

В еще большей степени песнотворчеству были причастны представители высшей духовной власти, среди которых можно упомянуть святейших патриархов Софрония, Германа, Мефодия, Фотия и многих-многих других архипастырей, чья приверженность делу богослужебного пения была усвоена и русскими святителями, доказательством чему может служить первый русский патриарх Иов, о незаурядных певческих способностях которого сохранились восторженные отзывы современников, или знаменитый распевщик XVI в. митрополит Варлаам (Рогов). В своей ревности о богослужебном пении они подражали святителям Василию Великому , Григорию Богослову , Иоанну Златоусту и Амвросию Медиоланскому , которые первыми установили для своих церквей всенощные бдения с пением псалмов и гимнов, а также совершенствовали уже существующие служебные чинопоследования. Так, святитель Иоанн Златоуст лично организовал хор под управлением придворного музыканта, назначенного для этого императрицей Евдоксией. А святитель Амвросий Медиоланский явился родоначальником особого вида пения, называемого «амвросианским». Таким образом, занятие богослужебным пением считалось делом крайне престижным и достойным внимания как царского, так и святительского чина. Особое место богослужебное пение занимает в борьбе с ересями, ибо многие ересиархи облекали свои лжеучения сладостными мелодиями для соблазнения простого народа. Именно так поступали сирийские гностики Вардесан и Армоний, о деятельности которых преподобный Ефрем Сирин сложил следующие строки: Так приготовлен простым Яд, растворенный сладостью, Тем больным, которые Пищи здоровой не принимают. Сладостной отраве еретического пения преподобный Ефрем Сирин противопоставил составленные им самим гимны, в которых истинное учение Церкви сочеталось с возвышенными и умилительными мелодиями, основанными на началах святоотеческого учения и рожденными из самого духа внутренней христианской жизни. Сирийцы приписывали преподобному Ефрему до 12000 духовных песен, а копты – до 14000; однако не все песни, подписанные в сирийских и коптских церковных книгах именем Ефрема, принадлежали ему, ибо надписания эти показывали только то, что стихи были писаны тем размером, каким писал преподобный Ефрем. Деятельность преподобного Ефрема явилась началом могучего расцвета православного гимнотворчества и породила целый ряд блестящих песнотворцев, одним из ярчайших представителей которого был святой Роман Сладкопевец (вторая половина V в.), распевший почти все праздники годичные и большую часть праздников в честь святых. Им составлено до тысячи кондаков (xiov – хартия, врученная Богоматерью святому Роману во сне и проглоченная им для получения дара песнотворчества), среди которых находятся: «Дева днесь», «Вышних ища», «В молитвах неусыпающую» и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010